«Новотранс» инвестирует в строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга - Морские вести России

«Новотранс» инвестирует в строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга

23.05.2018

Логистика

«Новотранс» инвестирует в строительство нового перегрузочного комплекса в порту Усть-Луга

Группа компаний «Новотранс» собирается увеличить перегрузочный экспортно-импортный потенциал портов России, инициировав инвестиционный проект LUGAPORT по строительству суперсовременного универсального морского терминала на Балтике. В марте текущего года «Новотранс» уже приступил к практической реализации проекта на территории порта Усть-Луга.

Перегрузочный комплекс будет переваливать до 25 млн тонн различных грузов ежегодно. В компании уверены, что развитая инфраструктура порта Усть-Луга и система подходных путей позволит оптимально загрузить мощности LUGAPORT. Строительство нового терминала обусловлено стратегией нашей страны, направленной на переориентацию грузопотоков из портов стран Балтии в порты России.

Максим Перевалов

Сегодня морской порт Усть-Луга входит в пятерку крупнейших портов Европы. По итогам 2017 года его грузооборот составил 103,3 млн тонн грузов (+11% к 2016 г.). После строительства в порту нового перегрузочного комплекса «Новотранса» и выхода его на проектную мощность Усть-Луга уверенно войдет в тройку лидеров, считает генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга» Виктория Федорова.

«Но значение проекта еще и в том, что в основе своей сырьевой порт, ориентированный на экспорт, превращается в порт многофункциональный, переваливающий все виды грузов и работающий с импортом», – отмечает В.Федорова. По ее словам, порт подходит для размещения и зерновых терминалов, поскольку в некоторых европейских странах наблюдается уверенный рост интереса к российскому зерну.

Одной из составных частей проекта LUGAPORT как раз является современный экспортный зерновой терминал мощностью 6 млн тонн в год. Он позволит, по сути, открыть кратчайший путь в Северную Европу для российской сельхозпродукции. В 2017 году в России было собрано 137 млн тонн зерновых, из них 53 млн тонн могут быть направлены на экспорт. Движение таких объемов сельхозпродукции требует новых возможностей инфраструктуры для их перевалки и новых направлений, без развития которых не решить задач по наращиванию экспорта зерна.

«Нам предстоит увеличить к 2025 году экспортный потенциал сельскохозяйственной отрасли до $35 млрд с сегодняшних $20,7 млрд. Для этого необходимо обеспечить развитие экспорта соответствующей логистикой, инфраструктурой. Важнейшими являются сухопутные и водные терминалы, – сказал Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев. – Целесообразно активно задействовать для экспорта зерна порты Балтийского моря и ускорить реализацию проектов по созданию экспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Необходимо увеличивать перевалочные мощности морских терминалов в портах Азово-Черноморского бассейна, где пока сохраняются инфраструктурные ограничения. Развивая инфраструктуру, мы сможем нарастить объемы отгрузок зерна и снизить цены на услуги терминалов за счет конкуренции».

По словам министра, государство видит свою функцию в том, чтобы создавать бизнесу условия для инвестирования, а это в первую очередь развитая логистика и инфраструктура, а также понятные и прозрачные правила игры.

«За счет реализации транзитного потенциала нашей страны мы имеем возможность получить доступ к огромному рынку сбыта. Проект терминала LUGAPORT – это масштабный, перспективный и социально значимый для всей страны объект, тем более важный на нынешнем этапе развития АПК, когда от темпа и слаженности работы всех участников логистической цепочки движения сельхозпродукции на экспорт зависит объем присутствия России на мировом рынке», – заявил глава Минсельхоза.

Решение начать реализацию инвестиционного проекта с зернового терминала продиктовано сложившимися реалиями – высокими урожаями зерновых в последние годы и дефицитом специализированных мощностей по перевалке зерна, отмечают в «Новотрансе».

«Очевидно, что дефицит перевалочных мощностей огромен. Минсельхоз сам предлагает создать в ближайшие три года новые зерновые терминалы по перегрузке экспортной продукции за рубеж. В то же время в Северо-Западном регионе России сейчас нет ни одного специализированного зернового терминала. Поэтому наше решение было продуманным со всех сторон», – сказал президент группы компаний «Новотранс» Константин Гончаров.

Строительство зернового терминала – первый этап проекта. Инвестор намерен построить терминал и для экспорта пищевых продуктов с крытыми складами объемом хранения 100 тыс. тонн. Затем будут построены три причальные стенки под терминал генеральных и навалочных грузов, на котором будут перерабатываться сортовая металлопродукция, чугун, сталь, окатыши, железорудный концентрат и другие виды грузов.

Таким образом, проект LUGAPORT будет включать в себя пять причалов, рассчитанных на прием судов класса Panamax, New-Panamax, Baby-Capesize с осадкой до 15,5 метра, а также систему подъездных железнодорожных путей. В целом весь универсальный комплекс сможет принимать и перерабатывать до 1100 вагонов в сутки. Размер инвестиций составит не менее 20 млрд рублей. Общий срок реализации проекта не должен превысить 4-5 лет.

«Важно, что наша группа является собственником участка, на котором будет осуществляться строительство. И это последний свободный участок в порту Усть-Луга», – подчеркнул К.Гончаров.

В «Новотрансе» рассчитывают переключить на Усть-Лугу часть российского экспорта сухих грузов, который идет сегодня через порты Литвы, Латвии и Эстонии. Потенциальные возможности проекта положительно оценил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский. По его словам, проект перспективный, и его возможности, безусловно, будут востребованы российскими экспортерами.

Генеральный директор АО «Институт экономики и развития транспорта» (АО «ИЭРТ», «дочка» ОАО «РЖД») Федор Пехтерев также считает, что проект LUGAPORT имеет хорошие перспективы. «У него серьезный потенциал для наращивания экспорта в Европу. Это и географическое положение, и возможности для приема крупнотоннажных судов. Кроме того, проект хорошо вписывается в планы переключения грузопотоков с портов Прибалтики», – добавляет руководитель института.

В настоящее время «Новотранс» уже заключил договор с АО «ИЭРТ» о совместной разработке железнодорожных подходов к портам Северо-Западного региона. Естественно, что проект будет реализовываться с учетом развития железнодорожной инфраструктуры.

«С ОАО «РЖД» и его подразделениями мы нашли взаимопонимание по этому вопросу. Очевидно, что требуют развития участки, не только непосредственно прилегающие к порту – для обеспечения прогнозных грузопотоков необходимо усиление и дальних подходов. Проработка этих вопросов, а также инвестиционных решений будет вестись совместно с РЖД», – сообщил директор по перевозкам группы компаний «Новотранс» Николай Цыденов.

В начале этого года «Новотранс» начал инженерно-геологические изыскания вместе с ведущим проектным институтом ЗАО «ГТ Морстрой» (Санкт-Петербург), которые сейчас находятся на стадии завершения предпроектных работ по компоновке терминала. Параллельно был заключен договор с генеральным проектировщиком Усть-Лужского железнодорожного узла «Ленгипротрансом» с целью детально проработать возможность принятия терминалом железнодорожного подвижного состава в количестве 1100 вагонов в сутки с учетом разной номенклатуры грузов. Также на стадии финальной проработки находится декларация о намерениях «Новотранса», подписание которой даст старт комплексным проектным, строительным и дноуглубительным работам.

Морские порты №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ