Развивая и внедряя передовые технологии - Морские вести России

Развивая и внедряя передовые технологии

22.05.2018

Речной транспорт

Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены на территориях 6 субъектов РФ – Омской, Новосибирской, Тюменской и Свердловской областей, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

В навигационный период 2017 года судоходные знаки в количестве 11 016 шт. действовали на 8642 километрах водных путей, которые обслуживали 62 обстановочные бригады. Сокращение количества бригад с 69 до 62 и увеличение длины участков пути с 70 до 140 км на одну бригаду позволили снизить затраты на их содержание.

Путевые работы со знаком качества

Роман Чесноков, руководитель ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть»

Средний показатель на одну обстановочную бригаду составляет:

– 140 км водных путей;

– 360 знаков НОСХ;

– периодичность графика объездов в неосвещаемый период составляет 1 раз в 7-12 суток, в освещаемый – 1 раз в 2-5 дней.

Средняя продолжительность действия судоходной обстановки на водных путях с гарантированными габаритами судовых ходов по Обь-Иртышскому бассейну в рамках установленного государственного задания составила 148,3 суток (918 273 км-дней). Фактически навигационные знаки действовали 149,2 суток (923 695 км-дней), увеличение качественного показателя составило 5422 км-дней (или 0,6%).

Путевые работы в бассейне осуществлялись по видам:

– в целях обнаружения препятствий и обеспечения чистоты водных путей с гарантированными габаритами силами обстановочных бригад в судовых ходах водных путей выполнены тральные работы общей площадью 617,0 км2;

– контроль над состоянием водных путей, русловыми переформированиями и обеспечением дноуглубительной техники плановым материалом русловых съемок и промеров глубин осуществлялся 6 изыскательскими партиями, оборудованными современной аппаратурой с программным обеспечением. Русловые съемки и промеры глубин выполнены на 186 лимитирующих участках пути.

Постоянный мониторинг русловых переформирований, качественное планирование путевых работ позволило на протяжении последних пяти лет обходиться без дноуглубительных работ на р. Оби.

По итогам русловых изысканий в целях обеспечения и поддержания гарантированных габаритов в судовых ходах выполнены дноуглубительные работы в объеме 662,8 тыс. м3. Всего разработано 33 лимитирующих перекатных участков в судовых ходах рек Пур, Казым и Иртыш.

В 2018 году совместно со специалистами СГУВТ запланировано проведение научно-исследовательской работы «Восстановление судоходных условий на участке от города Тюмени (р. Тура) до устья реки Тобол общей протяженностью 440 км».

Гарантированные габариты выдержаны

Своевременное планирование и качественное выполнение путевых работ с учетом неплохой водности навигации 2017 года на обслуживаемых водных путях бассейна позволило не допустить срывов гарантированных габаритов судовых ходов при уровнях выше и равных проектным отметкам, а также обеспечить безопасность движения транспортного и пассажирского флота.

Согласно статистическим данным, на сегодняшний день в Обь-Иртышском речном бассейне зарегистрировано более 4 тыс. судов. Анализ объема перевозок речным транспортом грузов и пассажиров в Обь-Иртышском бассейне показывает, что за последние пять лет объем стабилизировался, наметился небольшой рост.

Стабильный рост пассажирских перевозок наблюдается в АО «Северречфлот», которое обеспечивает их в ЯНАО и ХМАО-Югра. Предприятие перевозит более 400 тыс. пассажиров за навигацию. Увеличение объема пассажирских перевозок произошло за счет:

– модернизации имеющегося флота;

– приобретения новых скоростных судов проекта «А-145», «Валдай 45 Р», которые еще не эксплуатировались на реках страны;

– расширения географии перевозок и увеличения продолжительности действия знаков судоходной обстановки и повышения категории водных путей, расположенных в округах.

Ежегодно учреждение заключает государственные контракты на повышение категории по условиям обеспечения безопасности судоходства более чем на 2,5 тыс. км водных путей.

Качественное содержание пути в обоих субъектах в строго установленные сроки ежегодно позволяет обеспечивать северный завоз грузов. Поставка энергетических ресурсов в населенные пункты осуществляется в три этапа: с начала навигационного периода грузы завозятся в поселки, расположенные на быстро мелеющих реках, затем ресурсами обеспечиваются населенные пункты на малых реках и в окончательный период навигации завоз грузов завершается на всей территории округов.

На приграничном участке р. Иртыш в связи с упрощенной процедурой прохождения государственной границы по правилам Таможенного союза наблюдается рост перевозок в заграничном сообщении между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.

Для поддержания гарантированных глубин на сложном трансграничном участке реки Иртыш, русло которого состоит из легкоразмываемых грунтов, техническим флотом Администрации проводятся ежегодные дноуглубительные работы в объемах от 250 до 600 тыс. куб. м, что составляет 50-80% от выполненных всех транзитных работ.

В целях комплексного мониторинга и анализа состояния ВВП бассейна, а также во исполнение решения президиума Морской коллегии при Правительстве РФ Администрация разработала план работы Общественного совета. Создано 5 рабочих подгрупп, каждая из которых состоит из 5 представителей. Рабочая группа при Общественном совете принимает непосредственное участие в заседаниях Совета с целью комплексного мониторинга и анализа состояния, оценки содержания ВВП и внесения предложений по их перспективному развитию, направленных на увеличение грузо– и пассажиропотоков, подготовки материалов для рассмотрения на заседаниях Морской коллегии при
Правительстве РФ и решения вопросов Стратегии развития ВВТ РФ на период до 2030 года.

По государственной программе

На протяжении последних пяти лет проводится ряд мероприятий, направленных на развитие и внедрение новых технологий.

Согласно государственной программе обстановочные теплоходы учреждения оснащаются судовыми обстановочными комплексами (СОК), которые предназначены для обеспечения безопасных условий судоходства, в том числе для сбора и обработки навигационной информации при производстве путевых работ, контроля состояния судовых ходов и их навигационного ограждения, а также для корректуры электронных навигационных карт (ЭНК). К настоящему времени СОК установлены и используются на 5 обстановочных судах.

Кроме того, на дноуглубительные земснаряды устанавливаются системы контроля позиционирования на прорези и фактической производительности. В настоящее время такие системы действуют:

– на землесосе проекта 23-110 («Иртышский-727»);

– на землесосе проекта Р-161 («Г. Петров») и земснаряде проекта 92-035 («Иртышский-205»).

В навигацию 2018 года планируется установить 7 комплектов СОК и 1 комплект СКУП на обстановочные суда филиалов и землесос проекта 23-112 («Иртышский-1020»).

В трех филиалах Администрации используются гидролокаторы бокового обзора, которые позволяют проводить сплошное траление судовых ходов и детальное обследование акватории рек, причалов, а также поиск подводных препятствий. В 2016 году т/х «Сарыч» Сургутского РВПиС с помощью установленного на борту ГБО установил местонахождение упавшего в Обь вертолета МЧС.

Для планирования и организации деятельности учреждения в области картографии и русловых изысканий в Администрации создана картографическая служба. Сотрудники имеют профильное образование в области гидрографии, геодезии и картографической деятельности, обладают знанием необходимых программных продуктов.

С целью замены металлических плавучих знаков Администрацией ежегодно производится закупка буев из композитных материалов.

В навигационный период 2017 года была продолжена работа по использованию технологии мониторинга СНО с использованием светодиодной аппаратуры и функцией удаленного наблюдения, которая позволила оперативно отслеживать изменение местоположения СНО с фиксацией принудительного смещения и ударов. К сожалению, частые русловые переформирования обслуживаемых рек, в частности Иртыша, где за навигацию происходит перестановка знаков несколько раз, а также слабое покрытие северных участков ВВП Обь-Иртышского бассейна сотовой связью не позволяют их применять в границах бассейна более широко.

Модернизация флота

Техническое переоснащение и модернизация флота Администрации позволяют значительно сокращать затраты на ремонт.

С целью замены металлического рефулера приобретен плавучий грунтопровод для земснаряда проекта 23-110, состоящий из фланцевых резинотканевых секций.

Кроме того, приобретены пневматические ролик-мешки (ПРМ) для подъема судов, позволяющие резко сократить затраты стоимости докования.

Также Администрацией запланирована установка системы контроля расхода топлива и мониторинга (СКРТ) на 68 судах. Установка проводится в два этапа – 14 единиц флота в 2017 году, 54 судна в 2018 году.

Во время эксплуатации СКРТ выявлены преимущества:

– подтвердились эксплуатационные нормы на судах бассейна;

– возросла производственная дисциплина;

– увеличилась скорость движения судов;

– есть возможность отслеживания трека перемещения судна;

– есть возможность отслеживания расхода топлива на при фактическом режиме работы (в режиме – работа на винт, работа с буем, стоянка, работа котла);

В 2017 году для выполнения платных работ было приобретено 450 тонн судового маловязкого топлива. При одинаковой стоимости одной тонны судового маловязкого и дизельного топлива осуществлено право возмещения акцизов. Возмещение акцизов позволит на 20% сократить затраты на приобретение топлива.

х   х   х

Подводя итоги выполненных работ, можно сказать, что вышеперечисленные мероприятия, осуществляемые Администрацией, а также эффективное использование всех имеющихся ресурсов позволят надлежащим образом и в дальнейшем выполнять государственное задание и обеспечить безопасность движения транспортного и пассажирского флота по водным путям Обь-Иртышского бассейна.

Исполнение обязательных требований сокращает нарушения

Валерий Сидло, заместитель руководителя – капитан Обь-Иртышского бассейна

Закончилась навигация 2017 года. Благоприятные метеорологические условия в осенний период позволили увеличить продолжительность физической навигации, что дало возможность судам без особых проблем вернуться в плановые места зимовок.

Инспекция портового контроля выполнила на 108% госзадание по количеству осмотров судов. Проведено 2569 проверок судов, при этом выявлено 4093 нарушения обязательных требований по безопасности судоходства. По результатам осмотров выдано 1331 предписание на устранение выявленных нарушений, в 394 случаях суда были подвергнуты временному задержанию. По материалам, переданным в Обь-Иртышское управление Госморречнадзора, вынесено 340 постановлений о привлечении должностных лиц к административной ответственности на общую сумму 672 750 рублей.

Принуждение к применению СУБ

Сравнительный анализ итогов работы инспекции ГПК показывает систематическое ежегодное уменьшение количества выявляемых нарушений. При этом доля нарушений, влекущих задержание судна, остается довольно высокой (35-37% от общего количества выявленных нарушений). Наибольшее количество нарушений, подпадающих под временное задержание судна, зарегистрировано в категориях:

– судовые свидетельства и документы – 1203 (79%);

– несоответствие спасательных средств и устройств техническим требованиям – 64 (4%);

– несоответствие сигнальных средств судна техническим требованиям – 49 (3%);

– несоответствие (отсутствие) дипломов, квалификационных удостоверений – 41 (2%);

– несоответствие корпуса и надстройки судна техническим требованиям – 36 (2%).

Основной причиной задержания судов, как и в предыдущие годы, является отсутствие судовых документов, причем в сравнении с навигацией 2016 года общее количество выявленных нарушений этой категории выросло на 10%. Полноценная половина – это отсутствие тех или иных судовых документов, выдаваемых Российским речным регистром.

Одним из проблемных вопросов продолжает оставаться разработка и применение судовладельцами системы управления безопасностью судов. По данным Обь-Иртышского филиала РРР, на 1 ноября 2017 года 86% судов с действующими документами Регистра, на которые распространяются требования статьи 34.1 КВВТ РФ, имеют действующие свидетельства об управлении безопасностью. Действующими нормативными документами не предусматривается обязательное нахождение на судне, а следовательно, и предъявление инспектору ГПК судового свидетельства СУБ. Поэтому отслеживать исполнение данного требования приходится в тесном сотрудничестве с РРР, который систематически предоставляет в ГПК информацию о проведении проверок применения на судах системы управления безопасностью. При выявлении случаев неисполнения судовладельцами требований статьи 34.1 КВВТ РФ отработана практика передачи материалов в транспортные прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. Прокуратурами, в свою очередь, подаются в суды исковые заявления о понуждении судовладельца к разработке и применению системы управления безопасности. Понятно, что данная процедура затягивается на два, а то и на три месяца, но все равно приносит свои положительные результаты.

Таблица. Статистика проверок судов

Период

Грузовые суда

Пассажирские суда

Кол-во инспекций

Кол-во инспекций с нарушениями

Кол-во нарушений

Кол-во задержаний

Кол-во инспекций

Кол-во инспекций с нарушениями

Кол-во нарушений

Кол-во задержаний

2014

2457

1868

7134

473

162

133

438

35

2015

2503

1660

5189

430

180

122

310

26

2016

2503

1526

4307

389

181

74

148

17

2017

2569

1331

4093

394

196

77

223

23

Регистрация судов

По состоянию на 31декабря 2017 года отделом регистрации было оформлено и выдано:

– 802 свидетельства о праве собственности и праве плавания под Государственным флагом;

– 72 судовых билетов;

– 93 свидетельства об исключении из Государственного судового реестра;

– 234 обременения на аренду судов;

– 105 обременений по договору ипотеки;

– 202 перехода права собственности;

– внесено 355 изменений в Государственный судовой реестр.

Поступления государственной пошлины в федеральный бюджет составили 2605900 рублей.

Служба дипломирования и паспортно-визового режима

С 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. квалификационные испытания прошли 1626 человек, из них: 737 человек командного состава и 889 человек рядового состава.

В соответствии с решением квалификационной комиссии оформлено 2712 квалификационных документов, в том числе 1200 диплом и подтверждений к дипломам для командного состава (655 и 545 соответственно) и 1512 квалификационных свидетельств для рядового состава.

С целью оптимизации деятельности комиссии в апреле и мае месяцах в 2017 г. были организованы выездные заседания квалификационной комиссии в городах Тюмень, Тобольск, Ханты-Мансийск, Сургут, Салехард, где продипломирован 491 человек, из них: 216 – командный состав, 275 – рядовой состав.

Необходимо отметить, что уровень знаний нормативных документов у кандидатов на прохождение квалификационных испытаний в последние два-три года снижается. Причем это касается не только рядового, но и командного состава. Заметно увеличивается количество случаев, когда кандидат не может пройти испытания не только с первого раза, но и при повторных попытках. Одной из причин этого является некачественное проведение курсов повышения квалификации со стороны учебных заведений. Некоторые из них основную свою задачу видят в механическом «натаскивание» кандидатов на сдачу тестов.

С начала 2017 года было проведено 12 заседаний комиссии по аттестации исполнительных руководителей и специалистов, где было заслушано 80 человек и 11 заседаний комиссии по аттестации лиц, ответственных по СУБ, где было заслушано 46 человек. По результатам заседаний комиссий аттестацию не прошли 10 и 11 человек соответственно.

Согласно принятым платежным документам в Федеральный бюджет от уплаты госпошлины в 2017 году поступило 3157100 рублей. Установленные плановые показатели выполнены на 126,2%.

Морские вести России №1 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика