Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Морской транспорт
Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно ужесточаются. К 2020 году допустимый уровень содержания в судовом топливе серы планируется снизить в 7 раз – до 0,5%. При этом уже сегодня в мире действуют зоны контроля выбросов серы (SECA), где судам необходимо использовать топливо, содержание вредного вещества в котором не превышает 0,1%. Учитывая растущие запросы рынка на ультранизкосернистое топливо, «Газпром нефть» начала выпуск собственного экологичного продукта.

По материалам журнала «Сибирская нефть»

Ответы на вызовы

Первые шаги в направлении перевода морского транспорта на более экологичные виды топлива мировое сообщество сделало в 2010 году, когда были сформированы зоны SECA (Sulfur Emission Control Areas). В этих зонах, куда на сегодняшний день входят акватории Северного и Балтийского морей, пролив Ла-Манш, Карибское море и 200-мильные зоны США и Канады, введен запрет на использование высокосернистого топлива: с июля 2010 года уровень серы был ограничен на отметке 1%, а с 2015 года – 0,1%. Такие меры потребовали от судовладельцев и операторов флота, маршрут которых пролегает через зоны SECA, пересмотреть используемые топлива и перевести судовые двигатели с мазута с высоким и средним содержанием серы на ультранизкосернистые продукты.

В качестве соответствующих ограничениям топлив судовладельцы, как правило, рассматривают следующие варианты: MGO (Marine Gas Oil) – газойль, ULSFO (Ultra Low Sulfur Fuel Oil) – судовые топлива с ультранизким содержанием серы, в производстве которых используются как легкие, так и тяжелые компоненты, а также LNG (сжиженный природный газ).

В перспективе природный газ может стать одной из главных топливных альтернатив для мирового судоходства, однако Россия существенно отстает от стран Запада по темпам развития СПГ-инфраструктуры. По данным Министерства транспорта России, первые бункеровочные терминалы на Балтике (Высоцк, Калининград) появятся только в конце 2018 – начале 2019 года. В дальнейшем должен быть запущен крупный проект «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга. Впрочем, пока этот рынок еще очень мал – к 2018 году в мире будет зарегистрировано около 150 судов на сжиженном газе. Это менее 1% мирового торгового флота грузоподъемностью свыше 300 тонн. При этом около 70% из работающих на СПГ судов приписаны к портам Норвегии.

Кроме ультранизкосернистых и газовых топлив рынок предлагает еще одно решение: установку на суда скрубберов – специальных устройств, очищающих продукты горения мазутного топлива.

Судовое ULSFO-топливо существенно дороже традиционного мазута: разница в цене в портах России составляет 150 долларов США за тонну. Чтобы уменьшить расходы, на большинстве судов хранят в танках два вида горючего: ультранизкосернистое для зон SECA и обычный мазут для всех остальных водных пространств.

К 2020 году судовладельцев ожидает новый вызов: уровень «топливной» серы по всему миру планируется ограничить на отметке 0,5%. В зонах SECA дальнейших ужесточений не ожидается, однако границы существующих зон могут быть расширены. В экспертной среде активно обсуждается вопрос присоединения к свободным от топливной серы зонам еще и акватории Арктического бассейна, находящегося под особым экологическим контролем у России и стран ЕС. К тому же за чистоту своих вод активно борется Китай, уже вводя повышенные ограничения по сере (до 0,5%) для некоторых регионов.

Экологическое судовое топливо

В 2017 году на Омском НПЗ было налажено производство и началась отгрузка первых партий нового экологичного ультранизкосернистого судового топлива ТСУ-80. Оно подходит для применения в зонах SECA, поскольку содержит менее 0,1% серы. Ранее топливо подобного типа уже было в продуктовом портфеле компании «Газпромнефть Марин Бункер» – оператора бункеровочного бизнеса «Газпром нефти», однако его приходилось закупать у сторонних организаций. По этой причине было решено рассмотреть возможность и целесообразность выпуска такого топлива на мощностях ОНПЗ, и по итогам проработки перспективность этой идеи была подтверждена.

Экологическое судовое топливо ТСУ-80 – это гибридный продукт, по своим свойствам сочетающий в себе характеристики как мазута, так и дистиллятных топлив. Помимо низкого уровня серы, достигнутого за счет глубокой очистки лежащих в его основе базовых нефтепродуктов, ТСУ-80 имеет относительно высокий показатель вязкости, необходимый для прогнозируемого распыления в камере сгорания. По сравнению с традиционным мазутом в новом топливе практически отсутствуют вредные примеси, характерные для обычных марок остаточных топлив, способствующие более быстрому износу двигателя. Качество топлива соответствует международному стандарту ISO 8217 (для спецификации RMD 80). Более того, браковочные показатели имеют значительный запас по качеству практически по каждому оцениваемому параметру.

В основе нового экологичного судового топлива – гидроочищенный вакуумный газойль, производимый на установке каталитического крекинга КТ-1/1 Омского НПЗ, модифицированный депрессорно-диспергирующей присадкой для снижения температуры текучести. Присадка препятствует слипанию и оседанию в судовом топливе парафинов при температуре ниже плюс 30 градусов по Цельсию.

Что покажет рынок?

На данный момент Омский НПЗ готов отгружать до 12 тыс. тонн нового топлива ежемесячно. В этом году в планах завода отгрузить порядка 55 тыс. тонн ТСУ-80. При этом, по оценкам экспертов, потребности рынка в топливе данного сорта превышают тот объем, который сегодня готовы произвести на ОНПЗ, так что зона роста налицо.

Вдобавок к новому топливу «Газпром нефть» готова предложить своим клиентам и подходящие судовые масла. Переход на судовое топливо с низким уровнем серы также требует использования смазочных масел с более низким щелочным числом (BN). Масла с высоким BN используются для нейтрализации большого количества серной кислоты, образующейся в результате реакции оксида серы SO3 и воды. В случае c низкосернистым топливом, когда кислоты выделяется мало, избыток щелочного числа может приводить к образованию осадка-абразива и повреждать цилиндропоршневую группу.

Оператор бизнеса масел «Газпром нефти» – компания «Газпромнефть – смазочные материалы» – имеет масла с низким щелочным числом в своем продуктовом портфеле. Специально для судов, работающих на низкосернистом и альтернативных видах топлива, компания поставляет моторные масла Gazpromneft Ocean CCL 17 ULSF. В состав продукта входят высококачественные базовые масла и тщательно подобранные присадки, которые обеспечивают максимальную защиту колец, гильз цилиндров и поддерживают чистоту в поршневой зоне.

Дальнейшее развитие сегмента низкосернистых топлив в «Газпром нефти» будет зависеть от рыночной конъюнктуры. По мнению специалистов, введение с 2020 года 0,5-процентного ограничения серы в топливе вряд ли вызовет значительный рост спроса на ультранизкосернистые виды горючего (с содержанием серы до 0,1%). Скорее в выигрыше окажется низкосернистый мазут (с содержанием серы не более 0,5%), учитывая, что разница в цене между ним и ТСУ-80 может достигать 100 долларов США за тонну. Для экономики судов, расходующих в сутки десятки тонн топлива, эта разница может быть очень ощутимой. В настоящее время вопрос перспективности расширения продуктовой линейки за счет низкосернистого мазута изучается в «Газпромнефть Марин Бункере».

Нововведения в международном экологическом законодательстве, безусловно, становятся сложнейшими вызовами для большинства судовладельцев. В то же время требования Международной конвенции по ограничению выбросов морскими судами направлены на уменьшение вредного воздействия судоходства на экологию планеты, а значит, значимы для всех. Производители судовых топлив, способные предложить высокотехнологичные решения серной проблемы, выступают посредниками в этом «конфликте интересов», одновременно обеспечивая экологическую безопасность и помогая бизнесу оставаться эффективным.

Морской транспорт считается самым «грязным» по уровню выбросов оксидов серы по сравнению с другими видами транспортных средств. Однако единовременно сделать все суда в мире экологичными невозможно. Эксперты подсчитали, что для того, чтобы произвести достаточно ультранизкосернистого топлива для всех судов на планете, требуется создать более 200 новых нефтеперерабатывающих технологических установок (крекинга, коксования), инвестировать в развитие инфраструктуры более 200 млрд долларов и иметь временные ресурсы в количестве не менее 15 лет.

Топливо ТСУ-80 вид Э

Согласно госстандартам, топливо ТСУ-80 вид Э относится к типу RMD-80 – одному из 11 сортов судового остаточного топлива. В условном обозначении указаны марка топлива (RMD) и значение кинематической вязкости при температуре 50°C (максимум 80 мм2/с). Для марок остаточного судового топлива также существуют нормы по плотности, расчетный индекс углеродной ароматизации, кислотное число, температуры текучести и вспышки в закрытом тигле и другие параметры.

«Газпром нефть» – одна из двух российских ВИНК, выпускающих топливо типа RMD-80 на мощностях своего нефтеперерабатывающего завода. По сравнению с производством такого топлива на нефтебазе путем смешивания отдельных компонентов, который практикуется многими локальными игроками бункеровочного рынка, промышленный способ обеспечивает более высокое качество выпускаемой продукции, благодаря чему заслуживает большего доверия потребителей.

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии «Барк «Седов» будет отмечать столетний юбилей сразу в двух странах - России и Германии, сообщили «Ин...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года Строительство судна перезарядки атомных ледоколов нового поколения, необходимого для эксплуатации ст...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...