Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Морской транспорт
Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно ужесточаются. К 2020 году допустимый уровень содержания в судовом топливе серы планируется снизить в 7 раз – до 0,5%. При этом уже сегодня в мире действуют зоны контроля выбросов серы (SECA), где судам необходимо использовать топливо, содержание вредного вещества в котором не превышает 0,1%. Учитывая растущие запросы рынка на ультранизкосернистое топливо, «Газпром нефть» начала выпуск собственного экологичного продукта.

По материалам журнала «Сибирская нефть»

Ответы на вызовы

Первые шаги в направлении перевода морского транспорта на более экологичные виды топлива мировое сообщество сделало в 2010 году, когда были сформированы зоны SECA (Sulfur Emission Control Areas). В этих зонах, куда на сегодняшний день входят акватории Северного и Балтийского морей, пролив Ла-Манш, Карибское море и 200-мильные зоны США и Канады, введен запрет на использование высокосернистого топлива: с июля 2010 года уровень серы был ограничен на отметке 1%, а с 2015 года – 0,1%. Такие меры потребовали от судовладельцев и операторов флота, маршрут которых пролегает через зоны SECA, пересмотреть используемые топлива и перевести судовые двигатели с мазута с высоким и средним содержанием серы на ультранизкосернистые продукты.

В качестве соответствующих ограничениям топлив судовладельцы, как правило, рассматривают следующие варианты: MGO (Marine Gas Oil) – газойль, ULSFO (Ultra Low Sulfur Fuel Oil) – судовые топлива с ультранизким содержанием серы, в производстве которых используются как легкие, так и тяжелые компоненты, а также LNG (сжиженный природный газ).

В перспективе природный газ может стать одной из главных топливных альтернатив для мирового судоходства, однако Россия существенно отстает от стран Запада по темпам развития СПГ-инфраструктуры. По данным Министерства транспорта России, первые бункеровочные терминалы на Балтике (Высоцк, Калининград) появятся только в конце 2018 – начале 2019 года. В дальнейшем должен быть запущен крупный проект «Балтийский СПГ» в порту Усть-Луга. Впрочем, пока этот рынок еще очень мал – к 2018 году в мире будет зарегистрировано около 150 судов на сжиженном газе. Это менее 1% мирового торгового флота грузоподъемностью свыше 300 тонн. При этом около 70% из работающих на СПГ судов приписаны к портам Норвегии.

Кроме ультранизкосернистых и газовых топлив рынок предлагает еще одно решение: установку на суда скрубберов – специальных устройств, очищающих продукты горения мазутного топлива.

Судовое ULSFO-топливо существенно дороже традиционного мазута: разница в цене в портах России составляет 150 долларов США за тонну. Чтобы уменьшить расходы, на большинстве судов хранят в танках два вида горючего: ультранизкосернистое для зон SECA и обычный мазут для всех остальных водных пространств.

К 2020 году судовладельцев ожидает новый вызов: уровень «топливной» серы по всему миру планируется ограничить на отметке 0,5%. В зонах SECA дальнейших ужесточений не ожидается, однако границы существующих зон могут быть расширены. В экспертной среде активно обсуждается вопрос присоединения к свободным от топливной серы зонам еще и акватории Арктического бассейна, находящегося под особым экологическим контролем у России и стран ЕС. К тому же за чистоту своих вод активно борется Китай, уже вводя повышенные ограничения по сере (до 0,5%) для некоторых регионов.

Экологическое судовое топливо

В 2017 году на Омском НПЗ было налажено производство и началась отгрузка первых партий нового экологичного ультранизкосернистого судового топлива ТСУ-80. Оно подходит для применения в зонах SECA, поскольку содержит менее 0,1% серы. Ранее топливо подобного типа уже было в продуктовом портфеле компании «Газпромнефть Марин Бункер» – оператора бункеровочного бизнеса «Газпром нефти», однако его приходилось закупать у сторонних организаций. По этой причине было решено рассмотреть возможность и целесообразность выпуска такого топлива на мощностях ОНПЗ, и по итогам проработки перспективность этой идеи была подтверждена.

Экологическое судовое топливо ТСУ-80 – это гибридный продукт, по своим свойствам сочетающий в себе характеристики как мазута, так и дистиллятных топлив. Помимо низкого уровня серы, достигнутого за счет глубокой очистки лежащих в его основе базовых нефтепродуктов, ТСУ-80 имеет относительно высокий показатель вязкости, необходимый для прогнозируемого распыления в камере сгорания. По сравнению с традиционным мазутом в новом топливе практически отсутствуют вредные примеси, характерные для обычных марок остаточных топлив, способствующие более быстрому износу двигателя. Качество топлива соответствует международному стандарту ISO 8217 (для спецификации RMD 80). Более того, браковочные показатели имеют значительный запас по качеству практически по каждому оцениваемому параметру.

В основе нового экологичного судового топлива – гидроочищенный вакуумный газойль, производимый на установке каталитического крекинга КТ-1/1 Омского НПЗ, модифицированный депрессорно-диспергирующей присадкой для снижения температуры текучести. Присадка препятствует слипанию и оседанию в судовом топливе парафинов при температуре ниже плюс 30 градусов по Цельсию.

Что покажет рынок?

На данный момент Омский НПЗ готов отгружать до 12 тыс. тонн нового топлива ежемесячно. В этом году в планах завода отгрузить порядка 55 тыс. тонн ТСУ-80. При этом, по оценкам экспертов, потребности рынка в топливе данного сорта превышают тот объем, который сегодня готовы произвести на ОНПЗ, так что зона роста налицо.

Вдобавок к новому топливу «Газпром нефть» готова предложить своим клиентам и подходящие судовые масла. Переход на судовое топливо с низким уровнем серы также требует использования смазочных масел с более низким щелочным числом (BN). Масла с высоким BN используются для нейтрализации большого количества серной кислоты, образующейся в результате реакции оксида серы SO3 и воды. В случае c низкосернистым топливом, когда кислоты выделяется мало, избыток щелочного числа может приводить к образованию осадка-абразива и повреждать цилиндропоршневую группу.

Оператор бизнеса масел «Газпром нефти» – компания «Газпромнефть – смазочные материалы» – имеет масла с низким щелочным числом в своем продуктовом портфеле. Специально для судов, работающих на низкосернистом и альтернативных видах топлива, компания поставляет моторные масла Gazpromneft Ocean CCL 17 ULSF. В состав продукта входят высококачественные базовые масла и тщательно подобранные присадки, которые обеспечивают максимальную защиту колец, гильз цилиндров и поддерживают чистоту в поршневой зоне.

Дальнейшее развитие сегмента низкосернистых топлив в «Газпром нефти» будет зависеть от рыночной конъюнктуры. По мнению специалистов, введение с 2020 года 0,5-процентного ограничения серы в топливе вряд ли вызовет значительный рост спроса на ультранизкосернистые виды горючего (с содержанием серы до 0,1%). Скорее в выигрыше окажется низкосернистый мазут (с содержанием серы не более 0,5%), учитывая, что разница в цене между ним и ТСУ-80 может достигать 100 долларов США за тонну. Для экономики судов, расходующих в сутки десятки тонн топлива, эта разница может быть очень ощутимой. В настоящее время вопрос перспективности расширения продуктовой линейки за счет низкосернистого мазута изучается в «Газпромнефть Марин Бункере».

Нововведения в международном экологическом законодательстве, безусловно, становятся сложнейшими вызовами для большинства судовладельцев. В то же время требования Международной конвенции по ограничению выбросов морскими судами направлены на уменьшение вредного воздействия судоходства на экологию планеты, а значит, значимы для всех. Производители судовых топлив, способные предложить высокотехнологичные решения серной проблемы, выступают посредниками в этом «конфликте интересов», одновременно обеспечивая экологическую безопасность и помогая бизнесу оставаться эффективным.

Морской транспорт считается самым «грязным» по уровню выбросов оксидов серы по сравнению с другими видами транспортных средств. Однако единовременно сделать все суда в мире экологичными невозможно. Эксперты подсчитали, что для того, чтобы произвести достаточно ультранизкосернистого топлива для всех судов на планете, требуется создать более 200 новых нефтеперерабатывающих технологических установок (крекинга, коксования), инвестировать в развитие инфраструктуры более 200 млрд долларов и иметь временные ресурсы в количестве не менее 15 лет.

Топливо ТСУ-80 вид Э

Согласно госстандартам, топливо ТСУ-80 вид Э относится к типу RMD-80 – одному из 11 сортов судового остаточного топлива. В условном обозначении указаны марка топлива (RMD) и значение кинематической вязкости при температуре 50°C (максимум 80 мм2/с). Для марок остаточного судового топлива также существуют нормы по плотности, расчетный индекс углеродной ароматизации, кислотное число, температуры текучести и вспышки в закрытом тигле и другие параметры.

«Газпром нефть» – одна из двух российских ВИНК, выпускающих топливо типа RMD-80 на мощностях своего нефтеперерабатывающего завода. По сравнению с производством такого топлива на нефтебазе путем смешивания отдельных компонентов, который практикуется многими локальными игроками бункеровочного рынка, промышленный способ обеспечивает более высокое качество выпускаемой продукции, благодаря чему заслуживает большего доверия потребителей.

Морской флот №1 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море В конце 2018 года ФАС сообщила о том, что подозревает компании «Зигранд» и «Артиксервис» в заключени...

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны Команда Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в гонках Высшего дивизиона Национ...

Российская экономика

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике В перспективе стороны могут заняться совместным освоением Севморпути, рассказал Андрей Денисов.

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты Данная мера поможет в достижении роста объемов экспорта.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...