Эхо войны притаилось на морском дне

Морские порты

Подводные захоронения в черноморской зоне территориальных вод РФ в контексте обеспечения безопасности мореплавания

Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для морской природной среды, судоходства, рыболовства и других видов водопользования. Однако достоверных сведений о всех местах нахождения взрывоопасных предметов и их состоянии нет, а имеющиеся – разрозненны в документах и архивах различных ведомств бывшего СССР и современной России.

Тем не менее, мониторинг и учет этих захоронений, проведение мероприятий по их выявлению и ликвидации в соответствии с действующим законодательством является частью работы специализированных подразделений Военно-морского флота и МЧС России. Содействие в выполнении этих функций в сфере обеспечения безопасности мореплавания и портовой деятельности им оказывают Администрации морских портов.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Ржавое, но опасное военное наследство

Из различных источников известно, что за время Великой Отечественной войны в ходе минно-заградительных действий противоборствующими сторонами в Черном и Азовском морях было выставлено более 37 тыс. мин различных образцов и модификаций немецкого, румынского и отечественного производства. Также в результате активных боевых действий с использованием авиации и артиллерии в море попало множество снарядов и авиабомб, часть которых не разорвалась и осталась на дне в массе иловых отложений прибрежных районов. Кроме того, в ходе морских операций и сражений большое количество судов с боеприпасами на борту затонуло и в наши дни представляет особую опасность.

Известно, что за время войны и в послевоенный период в прибрежных водах саперными подразделениями и специальными службами в совокупности было уничтожено более 18 тыс. взрывоопасных предметов – артиллерийских снарядов, торпед, инженерных и морских мин, авиационных и глубинных бомб.

По существующим оценкам, срок службы и активная способность к детонации взрывчатого вещества большинства типов мин времен Великой Отечественной сохраняется от одного года до тех пор, пока не истощатся их блоки питания. Но пассивная способность к детонации, например при ударе, у них сохраняется на протяжении более 100 лет.

По оценкам специалистов, с большой степенью вероятности можно предполагать, что взрывоопасность все еще находящихся на дне якорных и донных мин сохранится до 2040 года.

На практике до настоящего времени отмечаются случаи обнаружения морских мин, фугасов и других взрывоопасных предметов с риском их детонации при ловле рыбы донными тралами с рыболовецких судов, строительстве портовых и гидротехнических сооружений, обустройстве мест якорных стоянок, проведении дноуглубительных и других работ на морском дне.

В последние годы масштабные работы по снятию минной опасности на отдельных участках акватории Черного моря – при строительстве комплекса выносных причальных сооружений морского терминала КТК-Р в районе поселка Южная Озереевка, объектов сочинской Олимпиады, при плановых ремонтных дноуглубительных работах в акваториях черноморских портов – нередко сопровождались находкой взрывоопасных предметов.

В ходе реализации проекта строительства Крымского моста также при проведении работ по снятию минной опасности было обнаружено большое количество неразорвавшихся артиллерийских снарядов, мин, авиабомб различного калибра. А в районе мыса Панагия, в 70 метрах от берега, была обнаружена баржа со снарядами времен Великой Отечественной войны.

Снижение рисков подрыва для безопасного мореплавания

Основными держателями информации по нахождению, размещению и уничтожению взрывоопасных предметов в Азово-Черноморском бассейне являются соответствующие службы Черноморского флота РФ, многолетнее сотрудничество с которыми администраций морских портов по данному направлению является примером успешного взаимодействия в обеспечении безопасности мореплавания и портовой деятельности.

В подходах по системному решению проблемы руководство ФГБУ «АМП Черного моря» сегодня исходит из понимания того, что решить задачу ликвидации в акватории прибрежных вод всех взрывоопасных объектов, заиленных в донный грунт, невозможно. Угроза подрыва на взрывчатых предметах в бывших опасных от мин районах, обозначенных на морских навигационных картах и объявленных в извещениях мореплавателям, в какой-то степени сохраняется и в наши дни.

Задача компенсации рисков минной опасности в якорных районах акваторий морских портов требует проведения комплексных системных мероприятий по снятию этих рисков еще довольно продолжительное время.

В настоящий момент запретные для плавания районы затопления взрывчатых веществ изложены в лоции Черного моря (2008 г.), указаны на картах, имеют соответствующие средства навигационного обеспечения.

Режим плавания судов в бывших опасных от мин районах и фарватерах в Черном и Азовском морях регламентирован документами гидрографической службы Черноморского флота РФ, согласно которым постановки на якорь вне объявленных якорных мест не рекомендуются. При ловле рыбы придонными орудиями лова, производстве работ, связанных с касанием грунта, необходимо учитывать возможное наличие на грунте мин и других взрывчатых предметов. При плавании по фарватерам в бывших опасных от мин районах не рекомендуется выходить за пределы объявленной его ширины и иметь осадку больше предельной, установленной для этого фарватера.

Правовое регулирование в сфере подводных морских захоронений установлено рядом законодательных актов РФ, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №197-ФЗ и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №155-ФЗ.

Практическая деятельность по контролю и устранению минной опасности в морских акваториях и на объектах портовой инфраструктуры, устранению остаточной минной опасности и ликвидации взрывоопасных объектов осуществляется под эгидой подразделений Военно-морского флота РФ, регламентируется соответствующими директивами военных морских начальников в морских бассейнах.

Мониторинг морских захоронений

Слежение за состоянием опасных морских захоронений в черноморской зоне ответственности Российской Федерации периодически выполняется по специальным программам, принятым в последнее время.

Так, экспедицией МЧС России на теплоходе «Спасатель Прокопчик» в 1997-2000 годах подтверждено наличие пяти мест захоронений боеприпасов времен Великой Отечественной войны на глубинах порядка 1 тыс. метров. Согласно отчетам экспедиции, веществ, загрязняющих окружающую среду в местах захоронений, в российском секторе Черного моря не обнаружено. Анализ проб грунтов и вод показал отсутствие веществ, способных отрицательно повлиять на морские экосистемы.

Тогда же было установлено формирование в северо-восточной части Черного моря участков донных отложений на глубинах 50-1500 метров с повышенным содержанием радиоактивных Цезия-147 и Стронция-90, что обусловлено выбросами радионуклидов в окружающую среду при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году с последующим их смывом стоками больших и малых рек в бассейн Черного моря.

Также был обследован затонувший в 1986 году в Новороссийской бухте теплоход «Адмирал Нахимов», в топливных танках которого оставалось порядка 150 тонн битуминизированных остатков мазута, не представляющих, по заключению экспертов, прямых угроз загрязнению морской среды.

Мониторинг за состоянием морских захоронений в соответствии с принятыми специальными программами, безусловно, должен продолжаться. А текущая морская деятельность хозяйствующих субъектов и реализация новых инвестиционных проектов, связанных с морским строительством, дноуглубительными работами и другой деятельностью в акватории Черного моря, должны учитывать результаты мониторинга, обновляющуюся информацию портовых властей по новым взрывоопасным находкам, руководствоваться распоряжениями портовых властей и ответственных за безопасность и контроль в данной сфере специальных подразделений Черноморского флота РФ.

Море во все времена остается стихией, но для нынешних поколений оно к тому же хранит эхо прошедших военных лет. Поэтому всем – и кто временно прикоснулся к морской стихии, и кто навсегда связал с ней свою жизнь и профессиональную деятельность – нужно постоянно быть бдительным и осторожным.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...