Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Эхо войны притаилось на морском дне

Морские порты

Подводные захоронения в черноморской зоне территориальных вод РФ в контексте обеспечения безопасности мореплавания

Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для морской природной среды, судоходства, рыболовства и других видов водопользования. Однако достоверных сведений о всех местах нахождения взрывоопасных предметов и их состоянии нет, а имеющиеся – разрозненны в документах и архивах различных ведомств бывшего СССР и современной России.

Тем не менее, мониторинг и учет этих захоронений, проведение мероприятий по их выявлению и ликвидации в соответствии с действующим законодательством является частью работы специализированных подразделений Военно-морского флота и МЧС России. Содействие в выполнении этих функций в сфере обеспечения безопасности мореплавания и портовой деятельности им оказывают Администрации морских портов.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Ржавое, но опасное военное наследство

Из различных источников известно, что за время Великой Отечественной войны в ходе минно-заградительных действий противоборствующими сторонами в Черном и Азовском морях было выставлено более 37 тыс. мин различных образцов и модификаций немецкого, румынского и отечественного производства. Также в результате активных боевых действий с использованием авиации и артиллерии в море попало множество снарядов и авиабомб, часть которых не разорвалась и осталась на дне в массе иловых отложений прибрежных районов. Кроме того, в ходе морских операций и сражений большое количество судов с боеприпасами на борту затонуло и в наши дни представляет особую опасность.

Известно, что за время войны и в послевоенный период в прибрежных водах саперными подразделениями и специальными службами в совокупности было уничтожено более 18 тыс. взрывоопасных предметов – артиллерийских снарядов, торпед, инженерных и морских мин, авиационных и глубинных бомб.

По существующим оценкам, срок службы и активная способность к детонации взрывчатого вещества большинства типов мин времен Великой Отечественной сохраняется от одного года до тех пор, пока не истощатся их блоки питания. Но пассивная способность к детонации, например при ударе, у них сохраняется на протяжении более 100 лет.

По оценкам специалистов, с большой степенью вероятности можно предполагать, что взрывоопасность все еще находящихся на дне якорных и донных мин сохранится до 2040 года.

На практике до настоящего времени отмечаются случаи обнаружения морских мин, фугасов и других взрывоопасных предметов с риском их детонации при ловле рыбы донными тралами с рыболовецких судов, строительстве портовых и гидротехнических сооружений, обустройстве мест якорных стоянок, проведении дноуглубительных и других работ на морском дне.

В последние годы масштабные работы по снятию минной опасности на отдельных участках акватории Черного моря – при строительстве комплекса выносных причальных сооружений морского терминала КТК-Р в районе поселка Южная Озереевка, объектов сочинской Олимпиады, при плановых ремонтных дноуглубительных работах в акваториях черноморских портов – нередко сопровождались находкой взрывоопасных предметов.

В ходе реализации проекта строительства Крымского моста также при проведении работ по снятию минной опасности было обнаружено большое количество неразорвавшихся артиллерийских снарядов, мин, авиабомб различного калибра. А в районе мыса Панагия, в 70 метрах от берега, была обнаружена баржа со снарядами времен Великой Отечественной войны.

Снижение рисков подрыва для безопасного мореплавания

Основными держателями информации по нахождению, размещению и уничтожению взрывоопасных предметов в Азово-Черноморском бассейне являются соответствующие службы Черноморского флота РФ, многолетнее сотрудничество с которыми администраций морских портов по данному направлению является примером успешного взаимодействия в обеспечении безопасности мореплавания и портовой деятельности.

В подходах по системному решению проблемы руководство ФГБУ «АМП Черного моря» сегодня исходит из понимания того, что решить задачу ликвидации в акватории прибрежных вод всех взрывоопасных объектов, заиленных в донный грунт, невозможно. Угроза подрыва на взрывчатых предметах в бывших опасных от мин районах, обозначенных на морских навигационных картах и объявленных в извещениях мореплавателям, в какой-то степени сохраняется и в наши дни.

Задача компенсации рисков минной опасности в якорных районах акваторий морских портов требует проведения комплексных системных мероприятий по снятию этих рисков еще довольно продолжительное время.

В настоящий момент запретные для плавания районы затопления взрывчатых веществ изложены в лоции Черного моря (2008 г.), указаны на картах, имеют соответствующие средства навигационного обеспечения.

Режим плавания судов в бывших опасных от мин районах и фарватерах в Черном и Азовском морях регламентирован документами гидрографической службы Черноморского флота РФ, согласно которым постановки на якорь вне объявленных якорных мест не рекомендуются. При ловле рыбы придонными орудиями лова, производстве работ, связанных с касанием грунта, необходимо учитывать возможное наличие на грунте мин и других взрывчатых предметов. При плавании по фарватерам в бывших опасных от мин районах не рекомендуется выходить за пределы объявленной его ширины и иметь осадку больше предельной, установленной для этого фарватера.

Правовое регулирование в сфере подводных морских захоронений установлено рядом законодательных актов РФ, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №197-ФЗ и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №155-ФЗ.

Практическая деятельность по контролю и устранению минной опасности в морских акваториях и на объектах портовой инфраструктуры, устранению остаточной минной опасности и ликвидации взрывоопасных объектов осуществляется под эгидой подразделений Военно-морского флота РФ, регламентируется соответствующими директивами военных морских начальников в морских бассейнах.

Мониторинг морских захоронений

Слежение за состоянием опасных морских захоронений в черноморской зоне ответственности Российской Федерации периодически выполняется по специальным программам, принятым в последнее время.

Так, экспедицией МЧС России на теплоходе «Спасатель Прокопчик» в 1997-2000 годах подтверждено наличие пяти мест захоронений боеприпасов времен Великой Отечественной войны на глубинах порядка 1 тыс. метров. Согласно отчетам экспедиции, веществ, загрязняющих окружающую среду в местах захоронений, в российском секторе Черного моря не обнаружено. Анализ проб грунтов и вод показал отсутствие веществ, способных отрицательно повлиять на морские экосистемы.

Тогда же было установлено формирование в северо-восточной части Черного моря участков донных отложений на глубинах 50-1500 метров с повышенным содержанием радиоактивных Цезия-147 и Стронция-90, что обусловлено выбросами радионуклидов в окружающую среду при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году с последующим их смывом стоками больших и малых рек в бассейн Черного моря.

Также был обследован затонувший в 1986 году в Новороссийской бухте теплоход «Адмирал Нахимов», в топливных танках которого оставалось порядка 150 тонн битуминизированных остатков мазута, не представляющих, по заключению экспертов, прямых угроз загрязнению морской среды.

Мониторинг за состоянием морских захоронений в соответствии с принятыми специальными программами, безусловно, должен продолжаться. А текущая морская деятельность хозяйствующих субъектов и реализация новых инвестиционных проектов, связанных с морским строительством, дноуглубительными работами и другой деятельностью в акватории Черного моря, должны учитывать результаты мониторинга, обновляющуюся информацию портовых властей по новым взрывоопасным находкам, руководствоваться распоряжениями портовых властей и ответственных за безопасность и контроль в данной сфере специальных подразделений Черноморского флота РФ.

Море во все времена остается стихией, но для нынешних поколений оно к тому же хранит эхо прошедших военных лет. Поэтому всем – и кто временно прикоснулся к морской стихии, и кто навсегда связал с ней свою жизнь и профессиональную деятельность – нужно постоянно быть бдительным и осторожным.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии «Барк «Седов» будет отмечать столетний юбилей сразу в двух странах - России и Германии, сообщили «Ин...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года Строительство судна перезарядки атомных ледоколов нового поколения, необходимого для эксплуатации ст...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...