Эхо войны притаилось на морском дне - Морские вести России

Эхо войны притаилось на морском дне

21.05.2018

Морские порты

Подводные захоронения в черноморской зоне территориальных вод РФ в контексте обеспечения безопасности мореплавания

Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для морской природной среды, судоходства, рыболовства и других видов водопользования. Однако достоверных сведений о всех местах нахождения взрывоопасных предметов и их состоянии нет, а имеющиеся – разрозненны в документах и архивах различных ведомств бывшего СССР и современной России.

Тем не менее, мониторинг и учет этих захоронений, проведение мероприятий по их выявлению и ликвидации в соответствии с действующим законодательством является частью работы специализированных подразделений Военно-морского флота и МЧС России. Содействие в выполнении этих функций в сфере обеспечения безопасности мореплавания и портовой деятельности им оказывают Администрации морских портов.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Ржавое, но опасное военное наследство

Из различных источников известно, что за время Великой Отечественной войны в ходе минно-заградительных действий противоборствующими сторонами в Черном и Азовском морях было выставлено более 37 тыс. мин различных образцов и модификаций немецкого, румынского и отечественного производства. Также в результате активных боевых действий с использованием авиации и артиллерии в море попало множество снарядов и авиабомб, часть которых не разорвалась и осталась на дне в массе иловых отложений прибрежных районов. Кроме того, в ходе морских операций и сражений большое количество судов с боеприпасами на борту затонуло и в наши дни представляет особую опасность.

Известно, что за время войны и в послевоенный период в прибрежных водах саперными подразделениями и специальными службами в совокупности было уничтожено более 18 тыс. взрывоопасных предметов – артиллерийских снарядов, торпед, инженерных и морских мин, авиационных и глубинных бомб.

По существующим оценкам, срок службы и активная способность к детонации взрывчатого вещества большинства типов мин времен Великой Отечественной сохраняется от одного года до тех пор, пока не истощатся их блоки питания. Но пассивная способность к детонации, например при ударе, у них сохраняется на протяжении более 100 лет.

По оценкам специалистов, с большой степенью вероятности можно предполагать, что взрывоопасность все еще находящихся на дне якорных и донных мин сохранится до 2040 года.

На практике до настоящего времени отмечаются случаи обнаружения морских мин, фугасов и других взрывоопасных предметов с риском их детонации при ловле рыбы донными тралами с рыболовецких судов, строительстве портовых и гидротехнических сооружений, обустройстве мест якорных стоянок, проведении дноуглубительных и других работ на морском дне.

В последние годы масштабные работы по снятию минной опасности на отдельных участках акватории Черного моря – при строительстве комплекса выносных причальных сооружений морского терминала КТК-Р в районе поселка Южная Озереевка, объектов сочинской Олимпиады, при плановых ремонтных дноуглубительных работах в акваториях черноморских портов – нередко сопровождались находкой взрывоопасных предметов.

В ходе реализации проекта строительства Крымского моста также при проведении работ по снятию минной опасности было обнаружено большое количество неразорвавшихся артиллерийских снарядов, мин, авиабомб различного калибра. А в районе мыса Панагия, в 70 метрах от берега, была обнаружена баржа со снарядами времен Великой Отечественной войны.

Снижение рисков подрыва для безопасного мореплавания

Основными держателями информации по нахождению, размещению и уничтожению взрывоопасных предметов в Азово-Черноморском бассейне являются соответствующие службы Черноморского флота РФ, многолетнее сотрудничество с которыми администраций морских портов по данному направлению является примером успешного взаимодействия в обеспечении безопасности мореплавания и портовой деятельности.

В подходах по системному решению проблемы руководство ФГБУ «АМП Черного моря» сегодня исходит из понимания того, что решить задачу ликвидации в акватории прибрежных вод всех взрывоопасных объектов, заиленных в донный грунт, невозможно. Угроза подрыва на взрывчатых предметах в бывших опасных от мин районах, обозначенных на морских навигационных картах и объявленных в извещениях мореплавателям, в какой-то степени сохраняется и в наши дни.

Задача компенсации рисков минной опасности в якорных районах акваторий морских портов требует проведения комплексных системных мероприятий по снятию этих рисков еще довольно продолжительное время.

В настоящий момент запретные для плавания районы затопления взрывчатых веществ изложены в лоции Черного моря (2008 г.), указаны на картах, имеют соответствующие средства навигационного обеспечения.

Режим плавания судов в бывших опасных от мин районах и фарватерах в Черном и Азовском морях регламентирован документами гидрографической службы Черноморского флота РФ, согласно которым постановки на якорь вне объявленных якорных мест не рекомендуются. При ловле рыбы придонными орудиями лова, производстве работ, связанных с касанием грунта, необходимо учитывать возможное наличие на грунте мин и других взрывчатых предметов. При плавании по фарватерам в бывших опасных от мин районах не рекомендуется выходить за пределы объявленной его ширины и иметь осадку больше предельной, установленной для этого фарватера.

Правовое регулирование в сфере подводных морских захоронений установлено рядом законодательных актов РФ, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №197-ФЗ и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №155-ФЗ.

Практическая деятельность по контролю и устранению минной опасности в морских акваториях и на объектах портовой инфраструктуры, устранению остаточной минной опасности и ликвидации взрывоопасных объектов осуществляется под эгидой подразделений Военно-морского флота РФ, регламентируется соответствующими директивами военных морских начальников в морских бассейнах.

Мониторинг морских захоронений

Слежение за состоянием опасных морских захоронений в черноморской зоне ответственности Российской Федерации периодически выполняется по специальным программам, принятым в последнее время.

Так, экспедицией МЧС России на теплоходе «Спасатель Прокопчик» в 1997-2000 годах подтверждено наличие пяти мест захоронений боеприпасов времен Великой Отечественной войны на глубинах порядка 1 тыс. метров. Согласно отчетам экспедиции, веществ, загрязняющих окружающую среду в местах захоронений, в российском секторе Черного моря не обнаружено. Анализ проб грунтов и вод показал отсутствие веществ, способных отрицательно повлиять на морские экосистемы.

Тогда же было установлено формирование в северо-восточной части Черного моря участков донных отложений на глубинах 50-1500 метров с повышенным содержанием радиоактивных Цезия-147 и Стронция-90, что обусловлено выбросами радионуклидов в окружающую среду при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году с последующим их смывом стоками больших и малых рек в бассейн Черного моря.

Также был обследован затонувший в 1986 году в Новороссийской бухте теплоход «Адмирал Нахимов», в топливных танках которого оставалось порядка 150 тонн битуминизированных остатков мазута, не представляющих, по заключению экспертов, прямых угроз загрязнению морской среды.

Мониторинг за состоянием морских захоронений в соответствии с принятыми специальными программами, безусловно, должен продолжаться. А текущая морская деятельность хозяйствующих субъектов и реализация новых инвестиционных проектов, связанных с морским строительством, дноуглубительными работами и другой деятельностью в акватории Черного моря, должны учитывать результаты мониторинга, обновляющуюся информацию портовых властей по новым взрывоопасным находкам, руководствоваться распоряжениями портовых властей и ответственных за безопасность и контроль в данной сфере специальных подразделений Черноморского флота РФ.

Море во все времена остается стихией, но для нынешних поколений оно к тому же хранит эхо прошедших военных лет. Поэтому всем – и кто временно прикоснулся к морской стихии, и кто навсегда связал с ней свою жизнь и профессиональную деятельность – нужно постоянно быть бдительным и осторожным.

Морские порты №2 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика