Эхо войны притаилось на морском дне

Морские порты

Подводные захоронения в черноморской зоне территориальных вод РФ в контексте обеспечения безопасности мореплавания

Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для морской природной среды, судоходства, рыболовства и других видов водопользования. Однако достоверных сведений о всех местах нахождения взрывоопасных предметов и их состоянии нет, а имеющиеся – разрозненны в документах и архивах различных ведомств бывшего СССР и современной России.

Тем не менее, мониторинг и учет этих захоронений, проведение мероприятий по их выявлению и ликвидации в соответствии с действующим законодательством является частью работы специализированных подразделений Военно-морского флота и МЧС России. Содействие в выполнении этих функций в сфере обеспечения безопасности мореплавания и портовой деятельности им оказывают Администрации морских портов.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Ржавое, но опасное военное наследство

Из различных источников известно, что за время Великой Отечественной войны в ходе минно-заградительных действий противоборствующими сторонами в Черном и Азовском морях было выставлено более 37 тыс. мин различных образцов и модификаций немецкого, румынского и отечественного производства. Также в результате активных боевых действий с использованием авиации и артиллерии в море попало множество снарядов и авиабомб, часть которых не разорвалась и осталась на дне в массе иловых отложений прибрежных районов. Кроме того, в ходе морских операций и сражений большое количество судов с боеприпасами на борту затонуло и в наши дни представляет особую опасность.

Известно, что за время войны и в послевоенный период в прибрежных водах саперными подразделениями и специальными службами в совокупности было уничтожено более 18 тыс. взрывоопасных предметов – артиллерийских снарядов, торпед, инженерных и морских мин, авиационных и глубинных бомб.

По существующим оценкам, срок службы и активная способность к детонации взрывчатого вещества большинства типов мин времен Великой Отечественной сохраняется от одного года до тех пор, пока не истощатся их блоки питания. Но пассивная способность к детонации, например при ударе, у них сохраняется на протяжении более 100 лет.

По оценкам специалистов, с большой степенью вероятности можно предполагать, что взрывоопасность все еще находящихся на дне якорных и донных мин сохранится до 2040 года.

На практике до настоящего времени отмечаются случаи обнаружения морских мин, фугасов и других взрывоопасных предметов с риском их детонации при ловле рыбы донными тралами с рыболовецких судов, строительстве портовых и гидротехнических сооружений, обустройстве мест якорных стоянок, проведении дноуглубительных и других работ на морском дне.

В последние годы масштабные работы по снятию минной опасности на отдельных участках акватории Черного моря – при строительстве комплекса выносных причальных сооружений морского терминала КТК-Р в районе поселка Южная Озереевка, объектов сочинской Олимпиады, при плановых ремонтных дноуглубительных работах в акваториях черноморских портов – нередко сопровождались находкой взрывоопасных предметов.

В ходе реализации проекта строительства Крымского моста также при проведении работ по снятию минной опасности было обнаружено большое количество неразорвавшихся артиллерийских снарядов, мин, авиабомб различного калибра. А в районе мыса Панагия, в 70 метрах от берега, была обнаружена баржа со снарядами времен Великой Отечественной войны.

Снижение рисков подрыва для безопасного мореплавания

Основными держателями информации по нахождению, размещению и уничтожению взрывоопасных предметов в Азово-Черноморском бассейне являются соответствующие службы Черноморского флота РФ, многолетнее сотрудничество с которыми администраций морских портов по данному направлению является примером успешного взаимодействия в обеспечении безопасности мореплавания и портовой деятельности.

В подходах по системному решению проблемы руководство ФГБУ «АМП Черного моря» сегодня исходит из понимания того, что решить задачу ликвидации в акватории прибрежных вод всех взрывоопасных объектов, заиленных в донный грунт, невозможно. Угроза подрыва на взрывчатых предметах в бывших опасных от мин районах, обозначенных на морских навигационных картах и объявленных в извещениях мореплавателям, в какой-то степени сохраняется и в наши дни.

Задача компенсации рисков минной опасности в якорных районах акваторий морских портов требует проведения комплексных системных мероприятий по снятию этих рисков еще довольно продолжительное время.

В настоящий момент запретные для плавания районы затопления взрывчатых веществ изложены в лоции Черного моря (2008 г.), указаны на картах, имеют соответствующие средства навигационного обеспечения.

Режим плавания судов в бывших опасных от мин районах и фарватерах в Черном и Азовском морях регламентирован документами гидрографической службы Черноморского флота РФ, согласно которым постановки на якорь вне объявленных якорных мест не рекомендуются. При ловле рыбы придонными орудиями лова, производстве работ, связанных с касанием грунта, необходимо учитывать возможное наличие на грунте мин и других взрывчатых предметов. При плавании по фарватерам в бывших опасных от мин районах не рекомендуется выходить за пределы объявленной его ширины и иметь осадку больше предельной, установленной для этого фарватера.

Правовое регулирование в сфере подводных морских захоронений установлено рядом законодательных актов РФ, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №197-ФЗ и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №155-ФЗ.

Практическая деятельность по контролю и устранению минной опасности в морских акваториях и на объектах портовой инфраструктуры, устранению остаточной минной опасности и ликвидации взрывоопасных объектов осуществляется под эгидой подразделений Военно-морского флота РФ, регламентируется соответствующими директивами военных морских начальников в морских бассейнах.

Мониторинг морских захоронений

Слежение за состоянием опасных морских захоронений в черноморской зоне ответственности Российской Федерации периодически выполняется по специальным программам, принятым в последнее время.

Так, экспедицией МЧС России на теплоходе «Спасатель Прокопчик» в 1997-2000 годах подтверждено наличие пяти мест захоронений боеприпасов времен Великой Отечественной войны на глубинах порядка 1 тыс. метров. Согласно отчетам экспедиции, веществ, загрязняющих окружающую среду в местах захоронений, в российском секторе Черного моря не обнаружено. Анализ проб грунтов и вод показал отсутствие веществ, способных отрицательно повлиять на морские экосистемы.

Тогда же было установлено формирование в северо-восточной части Черного моря участков донных отложений на глубинах 50-1500 метров с повышенным содержанием радиоактивных Цезия-147 и Стронция-90, что обусловлено выбросами радионуклидов в окружающую среду при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году с последующим их смывом стоками больших и малых рек в бассейн Черного моря.

Также был обследован затонувший в 1986 году в Новороссийской бухте теплоход «Адмирал Нахимов», в топливных танках которого оставалось порядка 150 тонн битуминизированных остатков мазута, не представляющих, по заключению экспертов, прямых угроз загрязнению морской среды.

Мониторинг за состоянием морских захоронений в соответствии с принятыми специальными программами, безусловно, должен продолжаться. А текущая морская деятельность хозяйствующих субъектов и реализация новых инвестиционных проектов, связанных с морским строительством, дноуглубительными работами и другой деятельностью в акватории Черного моря, должны учитывать результаты мониторинга, обновляющуюся информацию портовых властей по новым взрывоопасным находкам, руководствоваться распоряжениями портовых властей и ответственных за безопасность и контроль в данной сфере специальных подразделений Черноморского флота РФ.

Море во все времена остается стихией, но для нынешних поколений оно к тому же хранит эхо прошедших военных лет. Поэтому всем – и кто временно прикоснулся к морской стихии, и кто навсегда связал с ней свою жизнь и профессиональную деятельность – нужно постоянно быть бдительным и осторожным.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

«Альфа-Банк» и группа «Альфа Страхование» выступят партнерами SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019

«Альфа-Банк» и группа «Альфа Страхование» выступят партнерами SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019 «Альфа-Банк» получил статус Стратегического партнера III Международной выставки рыбной индустрии, мо...

SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019 объявляет 11 июля Днем аквакультуры

SEAFOOD EXPO RUSSIA 2019 объявляет 11 июля Днем аквакультуры Деловая программа второго дня III Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий (SEAFOOD...

Российская экономика

Страны ЕАЭС утвердили дорожную карту по созданию единой транзитной системы

Страны ЕАЭС утвердили дорожную карту по созданию единой транзитной системы Таможенные службы стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утвердили дорожную карту по...

S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» до уровня «BB»

S&P повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» до уровня «BB» Рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги ПАО «ГТЛК» в иност...

Транспортная политика

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России»

Инфопартнером II Всероссийской отраслевой конференции «Транспортная безопасность водного транспорта» выбрана газета «Морские вести России» В Думе состоялось очередное заседание оргкомитета по подготовке и проведению II Всероссийской отрасл...

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота принял участие в совещании Морской коллегии Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков принял участие в совещ...

Морские порты

«СММ» запустило в эксплуатацию электрический кран серии «Витязь» для УПК

«СММ» запустило в эксплуатацию электрический кран серии «Витязь» для УПК ЗАО «СММ» успешно провело приемо-сдаточные испытания и запустило в эксплуатацию ранее изготовленный ...

В Новороссийском порту начато расследование навала судна FOS Hamilton на причал

В Новороссийском порту начато расследование навала судна FOS Hamilton на причал В Новороссийском порту начато расследование навала судна FOS Hamilton на причал №1А Нефтерайона «Шес...




Морской транспорт

США создают коалицию для защиты свободы судоходства в регионе Персидского залива – СМИ

США создают коалицию для защиты свободы судоходства в регионе Персидского залива – СМИ Соединенные Штаты вместе с союзниками создают коалицию с целью обеспечения свободы судоходства в рег...

В этом году объем продаж гражданской продукции ОСК может составить 65 млрд рублей

В этом году объем продаж гражданской продукции ОСК может составить 65 млрд рублей Объединенная судостроительная  корпорация (ОСК) планирует, что объем продаж гражда...

Речной транспорт

Енисейское пароходство начало доставку грузов в Норильский промышленный район

Енисейское пароходство начало доставку грузов в   Норильский промышленный район Енисейское речное пароходство (ЕРП) отправило первые грузы в Норильский   промышле...

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан

Дневник навигации ПАО ЛОРП: «ОТ-2048» пойдёт на Алдан По состоянию на 18 июня на водных магистралях республики и Иркутской области в работе находятся 39 е...

Ж/Д транспорт

ОВК поставит платформы для леса компании «ЮниКредит Лизинг»

ОВК поставит платформы для леса компании «ЮниКредит Лизинг» «НПК ОВК» и лизинговая компания «ЮниКредит Лизинг» подписали договор на поставку 50 платформ для пер...

К началу ж/д движения по Крымскому мосту вокзалы адаптируют для маломобильных пассажиров

К началу ж/д движения по Крымскому мосту вокзалы адаптируют для маломобильных пассажиров Вокзалы в Крыму до открытия движения поездов по железнодорожной части Крымского моста сделают доступ...

Авто транспорт

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами

Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: неосвоенные регионами средства могут перераспределить между другими субъектами 5 июня в Правительстве России состоялось селекторное совещание по актуальным вопросам реализации нац...

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе

Акимов поручил Минтрансу создать систему оповещения водителей грузовиков о перегрузе Вице-премьер Максим Акимов поручил Минтрансу РФ создать оперативную систему оповещения водителей гру...

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность особого назначения

Безопасность особого назначения В КТМ СССР 1968 года, который действовал в России до 1999 года, была установлена монополия государст...

Итоги и перспективы

Итоги и перспективы Интенсивное развитие портов и водных транспортных магистралей, включая Севморпуть, требует преобразо...

Морские порты

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами

Растет грузооборот – повышается число нарушений судами Морской порт Темрюк – один из важных и перспективных морских портов России в Азовском море с точки з...

Морской транспорт

Газовый ответ: развитие рынка СПГ

Газовый ответ: развитие рынка СПГ Чуть меньше года осталось до вступления в силу революционных для судовой отрасли ограничений по испо...

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов: как обойти подводные камни Проблематика вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых яв...

Речной транспорт

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...