Эхо войны притаилось на морском дне

Морские порты

Подводные захоронения в черноморской зоне территориальных вод РФ в контексте обеспечения безопасности мореплавания

Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для морской природной среды, судоходства, рыболовства и других видов водопользования. Однако достоверных сведений о всех местах нахождения взрывоопасных предметов и их состоянии нет, а имеющиеся – разрозненны в документах и архивах различных ведомств бывшего СССР и современной России.

Тем не менее, мониторинг и учет этих захоронений, проведение мероприятий по их выявлению и ликвидации в соответствии с действующим законодательством является частью работы специализированных подразделений Военно-морского флота и МЧС России. Содействие в выполнении этих функций в сфере обеспечения безопасности мореплавания и портовой деятельности им оказывают Администрации морских портов.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Ржавое, но опасное военное наследство

Из различных источников известно, что за время Великой Отечественной войны в ходе минно-заградительных действий противоборствующими сторонами в Черном и Азовском морях было выставлено более 37 тыс. мин различных образцов и модификаций немецкого, румынского и отечественного производства. Также в результате активных боевых действий с использованием авиации и артиллерии в море попало множество снарядов и авиабомб, часть которых не разорвалась и осталась на дне в массе иловых отложений прибрежных районов. Кроме того, в ходе морских операций и сражений большое количество судов с боеприпасами на борту затонуло и в наши дни представляет особую опасность.

Известно, что за время войны и в послевоенный период в прибрежных водах саперными подразделениями и специальными службами в совокупности было уничтожено более 18 тыс. взрывоопасных предметов – артиллерийских снарядов, торпед, инженерных и морских мин, авиационных и глубинных бомб.

По существующим оценкам, срок службы и активная способность к детонации взрывчатого вещества большинства типов мин времен Великой Отечественной сохраняется от одного года до тех пор, пока не истощатся их блоки питания. Но пассивная способность к детонации, например при ударе, у них сохраняется на протяжении более 100 лет.

По оценкам специалистов, с большой степенью вероятности можно предполагать, что взрывоопасность все еще находящихся на дне якорных и донных мин сохранится до 2040 года.

На практике до настоящего времени отмечаются случаи обнаружения морских мин, фугасов и других взрывоопасных предметов с риском их детонации при ловле рыбы донными тралами с рыболовецких судов, строительстве портовых и гидротехнических сооружений, обустройстве мест якорных стоянок, проведении дноуглубительных и других работ на морском дне.

В последние годы масштабные работы по снятию минной опасности на отдельных участках акватории Черного моря – при строительстве комплекса выносных причальных сооружений морского терминала КТК-Р в районе поселка Южная Озереевка, объектов сочинской Олимпиады, при плановых ремонтных дноуглубительных работах в акваториях черноморских портов – нередко сопровождались находкой взрывоопасных предметов.

В ходе реализации проекта строительства Крымского моста также при проведении работ по снятию минной опасности было обнаружено большое количество неразорвавшихся артиллерийских снарядов, мин, авиабомб различного калибра. А в районе мыса Панагия, в 70 метрах от берега, была обнаружена баржа со снарядами времен Великой Отечественной войны.

Снижение рисков подрыва для безопасного мореплавания

Основными держателями информации по нахождению, размещению и уничтожению взрывоопасных предметов в Азово-Черноморском бассейне являются соответствующие службы Черноморского флота РФ, многолетнее сотрудничество с которыми администраций морских портов по данному направлению является примером успешного взаимодействия в обеспечении безопасности мореплавания и портовой деятельности.

В подходах по системному решению проблемы руководство ФГБУ «АМП Черного моря» сегодня исходит из понимания того, что решить задачу ликвидации в акватории прибрежных вод всех взрывоопасных объектов, заиленных в донный грунт, невозможно. Угроза подрыва на взрывчатых предметах в бывших опасных от мин районах, обозначенных на морских навигационных картах и объявленных в извещениях мореплавателям, в какой-то степени сохраняется и в наши дни.

Задача компенсации рисков минной опасности в якорных районах акваторий морских портов требует проведения комплексных системных мероприятий по снятию этих рисков еще довольно продолжительное время.

В настоящий момент запретные для плавания районы затопления взрывчатых веществ изложены в лоции Черного моря (2008 г.), указаны на картах, имеют соответствующие средства навигационного обеспечения.

Режим плавания судов в бывших опасных от мин районах и фарватерах в Черном и Азовском морях регламентирован документами гидрографической службы Черноморского флота РФ, согласно которым постановки на якорь вне объявленных якорных мест не рекомендуются. При ловле рыбы придонными орудиями лова, производстве работ, связанных с касанием грунта, необходимо учитывать возможное наличие на грунте мин и других взрывчатых предметов. При плавании по фарватерам в бывших опасных от мин районах не рекомендуется выходить за пределы объявленной его ширины и иметь осадку больше предельной, установленной для этого фарватера.

Правовое регулирование в сфере подводных морских захоронений установлено рядом законодательных актов РФ, в том числе федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №197-ФЗ и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №155-ФЗ.

Практическая деятельность по контролю и устранению минной опасности в морских акваториях и на объектах портовой инфраструктуры, устранению остаточной минной опасности и ликвидации взрывоопасных объектов осуществляется под эгидой подразделений Военно-морского флота РФ, регламентируется соответствующими директивами военных морских начальников в морских бассейнах.

Мониторинг морских захоронений

Слежение за состоянием опасных морских захоронений в черноморской зоне ответственности Российской Федерации периодически выполняется по специальным программам, принятым в последнее время.

Так, экспедицией МЧС России на теплоходе «Спасатель Прокопчик» в 1997-2000 годах подтверждено наличие пяти мест захоронений боеприпасов времен Великой Отечественной войны на глубинах порядка 1 тыс. метров. Согласно отчетам экспедиции, веществ, загрязняющих окружающую среду в местах захоронений, в российском секторе Черного моря не обнаружено. Анализ проб грунтов и вод показал отсутствие веществ, способных отрицательно повлиять на морские экосистемы.

Тогда же было установлено формирование в северо-восточной части Черного моря участков донных отложений на глубинах 50-1500 метров с повышенным содержанием радиоактивных Цезия-147 и Стронция-90, что обусловлено выбросами радионуклидов в окружающую среду при аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году с последующим их смывом стоками больших и малых рек в бассейн Черного моря.

Также был обследован затонувший в 1986 году в Новороссийской бухте теплоход «Адмирал Нахимов», в топливных танках которого оставалось порядка 150 тонн битуминизированных остатков мазута, не представляющих, по заключению экспертов, прямых угроз загрязнению морской среды.

Мониторинг за состоянием морских захоронений в соответствии с принятыми специальными программами, безусловно, должен продолжаться. А текущая морская деятельность хозяйствующих субъектов и реализация новых инвестиционных проектов, связанных с морским строительством, дноуглубительными работами и другой деятельностью в акватории Черного моря, должны учитывать результаты мониторинга, обновляющуюся информацию портовых властей по новым взрывоопасным находкам, руководствоваться распоряжениями портовых властей и ответственных за безопасность и контроль в данной сфере специальных подразделений Черноморского флота РФ.

Море во все времена остается стихией, но для нынешних поколений оно к тому же хранит эхо прошедших военных лет. Поэтому всем – и кто временно прикоснулся к морской стихии, и кто навсегда связал с ней свою жизнь и профессиональную деятельность – нужно постоянно быть бдительным и осторожным.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году Новозеландский порт пополнил своеобразный мировой водородный клуб. Этот газ в качестве топлива уже а...

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование

В «Петербургском нефтяном терминале» (ПНТ) начало работу собственное аварийно-спасательное формирование ПНТ получил свидетельство об аттестации собственного нештатного аварийно-спасательного формирования ...

Российская экономика

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров Маркировка товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стала к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...