На водных путях Центральной России - Морские вести России

На водных путях Центральной России

20.05.2018

Речной транспорт

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Центрального региона России. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей. Основные судоходные трассы проходят по Рыбинскому водохранилищу, р. Волге от г. Твери до н.п. Хопылево, каналу имени Москвы, р. Москве и р. Оке от г. Калуги до входа в канал Сейма. Общая протяженность внутренних водных путей Московского бассейна составляет 3842 км, из них с гарантированными габаритами – 2103 км. Протяженность ВВП с освещаемой обстановкой – 1062,3 км, с отражательной обстановкой – 717,7 км, с неосвещаемой обстановкой – 323 км, без СНО – 1739 км.

По оперативным планам

Для обеспечения безопасного судоходства на бассейне было задействовано 3476 знаков навигационного ограждения, в том числе плавучих навигационных – 2087 и 1389 береговых навигационных.

На производстве дноуглубительных работ в навигационный период 2017 года было задействовано 9 земснарядов общей производительностью 4310 куб. м/ч. Объем транзитных дноуглубительных работ за навигацию составил 4227,7 тыс. куб. м грунта.

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы»

Путевые работы

На обслуживании водных путей было занято 28 обстановочных бригад. Проведено траление участков водных путей площадью 499 кв. км. Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка судовых ходов и прилегающей береговой полосы от посторонних предметов и подмытых деревьев) исполь-зовано 12 дноочистительных судов, удалено 2609 т препятствий.

Для обеспечения путевых работ плановым материалом было привлечено 6 русловых изыскательских партий (РИП), выполнено 529 съемок, в том числе первичных – 412, повторных – 81, контрольных – 36. Все филиалы учреждения выполняли путевые работы в соответствии с утвержденными оперативными планами по проведению комплекса путевых работ для обеспечения безопасности судоходства и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов на внутренних водных путях бассейна.

В 2017 г. была продолжена замена устаревших металлических плавучих знаков на новые – из полимерных материалов. В навигацию 2017 года эксплуатировались уже 162 плавучих знака из полимерных материалов 3, 4, 5 и 6-го типоразмеров. В ноябре 2017 года поставлены еще 59 полимерных буя.

Кроме того, был закуплен автоматический гидрографический комплекс на базе многолучевого эхолота Teledyne Reson SeaBat T20P Dual Head. Основные достоинства комплекса:

Ширина полосы обследования, которая составляет до 12 глубин под антенной эхолота, достигается большим количеством лучей (до 512) и широким углом обзора до 156°. Это в разы сокращает время задействования промерного судна и позволяет получать существенную экономию топлива.

Подробность съемки. 100%-е обследование дна в районе работ достигается за счет высокой плотности лучей и высокой частоты посылок. Плотность съемки и разрешающая способность позволяют выявить любые изъяны при обследовании ГТС.

Точность съемки. Использование высокоточных датчиков навигационно-гидрографи-
ческой информации обеспечивает выполнение съемки и создание отчетных планшетов в крупных масштабах до 1:200, что при съемке однолучевым эхолотом практически недостижимо или требует неоправданно высоких затрат.

Оперативность использования. Возможность контроля дноуглубительных работ и мониторинга гидротехнических сооружений в реальном времени, что предусматривает своевременное выявление недоборов (переборов) по глубине и дефекты ГТС за счет высокой разрешающей способности, что позволяет выявлять и распознаваыть даже незначительные по объему и площади объекты. Это также сокращает время и затраты на водолазное обследование.

В сентябре 2017 года на участке реки Москвы от шлюза № 9 до шлюза № 10 для опытной эксплуатации на плавучие знаки были установлены 10 навигационных фонарей кругового действия с удаленной системой мониторинга Nonius Aton 2-го поколения производства ООО «Нониус Инжиниринг». Выводы по результатам опытной эксплуатации данных фонарей будут доложены в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Улучшение параметров судовых ходов

В навигацию 2017 года учреждением были выполнены комплекс необходимых путевых работ для обеспечения безопасности судоходства, а также работы по улучшению параметров судовых ходов ВВП Московского бассейна.

Выполнено спрямление судового хода на Волге в Иваньковском водохранилище на 185-187 км. Заканчивается работа по спрямлению судового хода в Угличском водохранилище на 302-306,5 км, что позволило повысить безопасность судоходства на данных участках.

Для определения возможности улучшения качественных параметров участка р. Москвы (Западный порт – Беседы) за прошедший период навигации были выполнены тральные работы на участке, а также проведены изыскательские работы на лимитирующих перекатах от шлюза № 10 до причала Беседы.

Для оценки состояния водных путей бассейна в 2017 году производились дополнительные изыскательские работы от шлюза № 1 до г/у Кузьминск с использованием автоматизированного гидрографического комплекса на базе многолучевого эхолота.

В межнавигационный период 2016-2017 гг. специалистами учреждения был разработан комплекс мер, направленный на обеспечение транспортировки грузов с ОАО «Калужский турбинный завод» в навигацию 2017 года по участку Оки от Калуги до н.п. Щурово. Данный комплекс включает мероприятия по организации и производству дополнительных изыскательских и дноуглубительных работ на лимитирующих перекатах. В период с 16.09 по 27.09.2017 обеспечено безопасное движение караванов в составе баржи «БОН-2» с грузом и буксирами по водным путям бассейна от Калуги до входа в канал Сейма.

Введение в эксплуатацию в навигацию 2016 года нового гидроузла Кузьминск позволило ликвидировать лимитирующий участок, образовавшийся из-за глубины залегания порога старого гидроузла Кузьминск и Верхне-Аксеновского переката, и в связи с этим обеспечить регулярное движение пассажирских теплоходов по маршруту Москва – Нижний Новгород.

Также на этом участке проведены дноуглубительные работы по спрямлению захода в подходной канал шлюза Кузьминск.

В настоящее время ведется строительство нового гидроузла Белоомут, завершение которого намечено на декабрь 2018 года. Ввод в эксплуатацию гидроузла в навигацию 2019 года позволит улучшить ситуацию на лимитирующем участке в устье Москвы-реки.

В августе 2017 года на участке реки Москвы протяженностью 5 км, от 200 км до 195 км судового хода, проводились испытания комплекса радиолокационного зондирования с применением летательного аппарата (вертолета). Данные испытания проводились с целью определения возможности производства промерных работ методом радиолокационного зондирования с воздуха и определения погрешности при сравнении с промерными работами, произведенными классическим способом с применением промерного судна и промерного комплекса с однолучевым эхолотом. При сравнительном анализе достигнутая погрешность при промерах с воздуха составила от 10 до 40 см. Для достижения более точных промеров глубин с воздуха в ближайшее время планируется повторное производство испытаний доработанного комплекса радиолокационного зондирования.

Технический флот

На балансе ФГБУ «Канал имени Москвы» на 01.01.2017 числилось 195 единиц флота (без учета мотолодок), в т.ч. земснарядов – 13 единиц мощностью 9236 л.с. суммарной производительностью 5370 куб. м/ч; самоходных судов – 118 ед. мощностью 25 054 л.с.; прочего флота – 64 единицы.

Для выполнения путевых работ и обслуживания ВВП и СГТС эксплуатируется 166 единиц флота (без учета мотолодок). На холодном отстое в навигацию 2017 года находилось 12 судов.

За 2017 год подрядным способом отремонтировано со слипованием 12 судов, капитально отремонтированы 2 дизеля, находятся на слипах (ремонтируются) 5 судов.

В межнавигационный период 2017-2018 гг. необходимо отремонтировать хозяйственным способом 141 судно.

В проект титула подрядным способом на 2018 год включено проведение капитального ремонта со слипованием 43 судов, проведение капитального ремонта 12 дизелей, выполнение капитального ремонта без слипования с разработкой проектов, покупкой и заменой дизелей, узлов и агрегатов на 23 судах.

Хозяйственным способом в камере шлюза № 11 запланировано продоковать 9 единиц флота.

По контракту в 2016-2017 годах на 95 судах производится монтаж систем контроля за расходом топлива (СКРТ), которые позволяют оперативно отслеживать дислокацию и передвижение флота, а также передавать параметры по работе ДВС с учетом расхода топлива. Монтаж выполнен на 86 судах. Проводится работа по отладке СКРТ и тарировке топливных цистерн на 80 судах.

К навигации 2018 года

Для обеспечения и поддержания гарантированных габаритов судовых ходов предварительно планируется проведение комплекса путевых работ:

– дноуглубление – 3835 тыс. куб. м;

– дноочищение – удаление 2900 т препятствий;

– траление – 508 кв. км.

Для обеспечения безопасности судоходства на водных путях бассейна будет задействовано ориентировочно 3500 знаков, из них 2100 плавучих и 1400 береговых знаков.

В целях подготовки к навигации необходимо провести межнавигационный ремонт навигационных знаков и подготовку навигационного оборудования.

В навигацию 2018 года планируется приобрести 135 ед. буев из полимерных материалов. Для улучшения организации работы и качества разработки лимитирующих перекатов в навигацию 2018 года при выделении финансирования планируется продолжить оснащение и эксплуатацию комплекса контроля учета производительности и позиционирования земснарядов. Продолжатся дноуглубительные работы по коренному улучшению судоходных условий, разработка лимитирующих перекатов в подготовительный период до наступления межени. Также планируется продолжить опытную эксплуатацию фонарей марки БЭПА и новых разработок навигационных фонарей и фонарей с системой мониторинга.

Московская кругосветка

За период навигации 2017 года судоходными гидротехническими сооружениями произведено 56108 шлюзований, что составляет 106,7% от количества произведенных шлюзований за аналогичный период 2016 года. Всего через шлюзы за указанный период было пропущено 121033 судна, что составило 105,4% от аналогичного показателя 2016 года.

Всего по водным путям бассейна за период навигации было перевезено 29706 тыс. тонн грузов, что составляет 121,2% к аналогичному периоду 2016 года.

Также отмечается небольшой рост пассажиропотока по водным путям бассейна. За период навигации 2017 года перевезено 1234,9 тыс. пассажиров, а за указанный период 2016 года количество перевезенных пассажиров составило 1172,6 человека (рост на 5,3%).

В 2017 году учреждением в городе Рязани был установлен дебаркадер «ДЖ-2» для приема туристских судов, что увеличило привлекательность туристского маршрута «Московская кругосветка», а также количество рейсов, выполняемых пассажирскими судами. Было выполнено 110 рейсов «Московской кругосветки». Старинный город Рязань посетило 88 589 туристов.

Пассажирские перевозки – особая ответственность судовладельца

В настоящее время в Москве приоритет отдается пассажирским перевозкам. В распоряжении операторов остается более 200 теплоходов типа «Москва», которые были построены еще в советские времена Московским судостроительным заводом, но пока не устарели и не выработали свой ресурс. На сегодня их достаточно, наблюдается даже избыток судов.

В Государственном судовом реестре РФ по бассейну зарегистрировано 383 пассажирских судна среднего возраста около 40 лет.

Владимир Штурмин, капитан Московского бассейна ВВП

Маршрутные зоны

Главным препятствием дальнейшего развития речных пассажирских перевозок в мегаполисе является отсутствие необходимой инфраструктуры: причалов, станций обслуживания как для пассажирского, так и для частного маломерного флота.

В Московском регионе 86% перевозок приходится на прогулочно-экскурсионные маршруты. Доля транспортных, то есть регулярных перевозок составляет менее 3%. Туристические маршруты занимают приблизительно 12%.

Установлены четыре основные маршрутные зоны: Северный и Южный склоны Москвы-реки, Серебряный Бор и Центральный бьеф.

В маршрутных зонах не хватает обслуживающей инфраструктуры, позволяющей эксплуатировать экскурсионные суда.

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных и экскурсионных судов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. В 2017 году из общего количества проверок в бассейне на долю пассажирских судов пришлось 32,3%.

В 2017 году инспекторами ГПК бассейна проведено 531 инспекций на пассажирских судах (в 2016 г. – 481), выявлено 1457несоответствия (в 2016 г. – 1241), задержано 22 пассажирских судов (в 2016 г. – 16).

Под контролем инспектора

Служба государственного портового контроля Московского бассейна внутренних водных путей входит в структуру ФГБУ «Канал имени Москвы» и состоит из 7 территориальных инспекций: Рыбинской, Тверской, Муромской, Рязанской, Серпуховской, Тушинской и Московской. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения, классы и типы судов, возможности исключения непроизводственных простоев судов для осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения сотрудников.

Штатная численность составляет 24 человека. Количество инспекторов в навигацию 2017 года составило 18 человек. Все прошли обучение на курсах подготовки инспекторов инспекции государственного портового контроля в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительную стажировку у коллег в Большом порте Санкт-Петербург.

Инспекция обеспечена современными техническими средствами. Сотрудники пользуются переносными компьютерами с возможностью выхода в Интернет, имеют персональные коды доступа в информационную систему портового контроля, используют средства фото- и видеофиксации. Для передвижения по бассейну используется водный и автомобильный транспорт учреждения.

В 2017 году инспекторами ГПК Московского бассейна ВВП проведено 1646 инспекций судов (в 2016 г. – 1651, в 2015 г. – 1354). Количество инспекций с замечаниями составило 1484 (в 2016 г. – 1556, в 2015 г. – 1249). Было выявлено 4564 несоответствий (в 2016 г. – 3913, в 2015 г. – 4099), задержано 74 судна (в 2016 г. – 73, в 2015 г. – 82).

В первую очередь присутствуют такие нарушения, как эксплуатация судна с недействующими судовыми документами, отсутствие страхового обеспечения деятельности, нарушение численности минимального состава экипажей судов.

Применительно к отдельным членам экипажа преобладают нарушения технического характера, состояния и работоспособности судового аварийно-спасательного и противопожарного оборудования и снабжения, нарушения судами установленных районов плавания.

Основные причины задержаний судов – это отсутствие судовых документов или окончание их срока действия, состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей занимаемым должностям.

Информация о нарушениях оперативно направляется в Центральное УГРН Ространснадзора с целью привлечения лиц, допустивших нарушения, к административной ответственности и инициирования проведения внеплановых проверок организаций-судовладельцев.

По результатам проверок судов в 2017 году было составлено 56 протоколов об административных правонарушениях. 98 материалов проверок судов и иных плавучих объектов передано для рассмотрения в Центральное УГРН Ространснадзора. 22 материала проверок направлено в транспортную прокуратуру. Общая сумма штрафов составила более 150 тыс. рублей.

Во исполнение решений расширенного совещания началуьников территориальных управлений Госморречнадзора и капитанов АБВВП, находящихся в ведении Росморречфлота, по четырем теплоходам направлялась информация в Центральное УГРН Ространснадзора об осуществлении судовладельцами предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, а именно – выполнение работ по перевозке пассажиров при отсутствии на судах судового свидетельства об управлении безопасностью.

В отношении взаимодействия с Центральным УГРН Ространснадзора можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями ГПК и инспекторами Центрального УГРН. Результаты осмотров судов доступны для инспекторов Центрального УГРН, а инспекторы ГПК имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, на суда которых они идут с осмотром.

Кроме процедур контроля инспекторы проводят работу с капитанами, членами экипажей судов и судовладельцами по выявлению проблемных ситуаций в судоходстве на водных путях бассейна. В связи с тем, что инспекции ГПК не наделены функциями патрулирования, работа по выявлению нарушений обязательных требований транзитным флотом во время движения осуществляется в тесном сотрудничестве с экипажами путейских судов и диспетчерской службой ФГБУ «Канал имени Москвы».

Основная задача портконтроля совместно с коллегами из Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев повысить качественный уровень безопасности судоходства в бассейне.

СУБ не понимает компромиссов

Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призвана повысить уровень безопасности судоходства на ВВП. Анализ результатов проверок судов в бассейне позволяет говорить о том, что задержание судов в 70% случаев происходит по причине отсутствия судовых документов или непредъявления в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ.

Изменения и дополнения, внесенные 10 августа 2016 года в постановление Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», в части включения в лицензионные требования при выполнении работ по перевозке пассажиров наличия для каждого судна (за исключением маломерного) судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного статьей 34.1 КВВТ РФ, обязали всех судовладельцев пассажирского флота к выполнению этих требований. Наказание за несоблюдение лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на судовладельцев от 100 тыс. рублей до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Регистрация судов и дипломирование

При проведении квалификационных испытаний особое внимание уделяется безопасности судоходства, проверяются знания кандидатами основных документов. Документы после прохождения испытаний выдаются в течение 5 рабочих дней.

За 2017 г. отделом дипломирования и аттестации:

– проведено 77 заседаний квалификационной и 6 заседаний аттестационной комиссий ФГБУ «Канал имени Москвы»;

– выдано 19 удостоверений исполнительным руководителям и специалистам, связанным с обеспечением безопасности судоходства, и 11 удостоверений лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов;

– принято 977 заявлений от граждан на получение квалификационных документов;

– выдано 632 квалификационных свидетельства, 283 диплома, 344 подтверждения к дипломам;

– отказано в допуске к квалификационным испытаниям 15 заявителям;

– отказано из-за неудовлетворительных знаний 29 заявителям.

Отделом государственной регистрации судов в 2017 г.:

– зарегистрированы вещные права на 90 судов;

– зарегистрировано 185 изменения в Государственный судовой реестр;

– зарегистрировано 53 обременения (ограничения) прав на судно;

– выдано 124 свидетельства о праве собственности на судно;

– выдано 121 свидетельство о праве плавания под государственным флагом РФ;

– выдано 24 судовых билета маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов;

– выдано 692 выписки из Государственного судового реестра РФ по запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры, в которых предоставляются сведения по судам и судовладельцам;

– выдано 107 свидетельств о минимальном составе экипажа;

– направлено 217 разъяснений судовладельцам, касающихся действующего законодательства по регистрации прав на суда;

– исключено из реестра 24 судна;

– выданы свидетельства об исключении на 9 судов.

Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган.

Отделом оформления удостоверений личности моряка (УЛМ) и мореходных книжек в 2017 г. принято для оформления удостоверения личности моряка 230 заявления, выдана 171 мореходная книжка.

Сотрудники всех подразделений учреждения совместно со службой регулирования движения судов, службой обеспечения безопасности судоходства, службой пути и флота и другими специалистами прикладывают много усилий для обеспечения безаварийного судоходства в Московском бассейне ВВП.

Морские вести России №18 (2017)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика