Победа Путина в пользу стабильной экономики

Российская экономика
Победа Путина в пользу стабильной экономики

Итоги президентских выборов в России, победу в которых уверенно одержал действующий президент РФ Владимир Путин, предопределили будущее состояние российской экономики, которая как минимум останется стабильной. А при реализации заявленных накануне президентом стратегических планов, очевидно, ее ждет рост, связанный с притоком инвестиций. При этом направление экономического развития должно развернуться в сторону внутренних ресурсов и социальной сферы. Ключевыми факторами будут выступать развитие технологий, человеческого капитала и инфраструктуры. По оценкам экспертов, приток иностранных инвестиций в российскую экономику в ближайшие годы может составить порядка $30 млрд.

Надежда Мерешко

Экономические ориентиры

18 марта 2018 года в России состоялись выборы главы государства. Уверенную победу в них одержал действующий президент РФ Владимир Путин. По данным Центризбиркома, за него отдали голоса более 56 млн избирателей, или 76,69% от числа граждан, принявших участие в голосовании. Это максимальный результат среди всех президентских избирательных кампаний в России. При этом явка на выборы составила 67,54% от общего числа избирателей, включенных в списки для голосования.

Поддержка, которую получил Владимир Путин, свидетельствует в первую очередь о надеждах россиян на повышение качества и уровня жизни в стране, о согласии с проводимой в последние годы внешней и внутренней политикой государства, укрепляющего свою независимость и обороноспособность, а также с той экономической политикой, которую наметил глава государства на предстоящие годы своего правления, подробным образом обозначив приоритеты в Послании Федеральному собранию РФ.

1 марта в московском Манеже в своем обращении к Федеральному собранию Владимир Путин коснулся более десятка различных тем. Он говорил о демографических проблемах, социальной сфере, обновлении городской среды, значительную часть выступления глава государства посвятил достижениям военно-промышленного комплекса и описанию новых видов вооружения, поступивших в распоряжение Российской армии и способных противостоять любому государству-агрессору.

Важнейшие тезисы о дальнейшем курсе развития страны прозвучали в начале выступления президента. Отметив, что «наша экономика показала свою устойчивость, а достигнутая стабильная макроэкономическая ситуация открывает новые возможности для прорывного развития, для долгосрочного роста», В.Путин высказал уверенность в том, что настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления позволит России совершить эффективное использование мирового технологического потенциала. В этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны.

Свой тезис он пояснил так: «Дело в том, что скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она – эта волна – просто захлестнет, утопит».

Таким образом, благодаря предстоящему прорывному развитию, по мнению президента, к середине следующего десятилетия ВВП на душу населения должен вырасти в 1,5 раза.

Свои ожидания он связывает прежде всего с развитием цифровых технологий и ростом благосостояния граждан. Поэтому в социальной сфере запланировано решение множества задач, в том числе обновление системы занятости и социальной помощи, решение демографической проблемы и повышение доступности жилья. При этом на развитие системы здравоохранения в 2019-2024 годах планируется направлять более 4% ВВП, что означает двукратное увеличение. А еще не менее 3,4 трлн рублей в ближайшие 6 лет будет направлено на охрану материнства и детства и в целом на меры демографического развития.

Говоря о технологиях, помимо прочего, президент отметил новые возможности генерации, хранения и передачи энергии. Для повсеместного перехода систем электроэнергетики на цифровой режим работы и решения вопроса энергоснабжения отдаленных территорий с помощью так называемой распределенной генерации в ближайшие 6 лет планируется привлечь около 1,5 трлн рублей частных инвестиций.

Транспортная инфраструктура

Несмотря на то что, по мнению ряда экспертов, значительный поток будущих инвестиций будет направлен в нефтедобывающий и нефтегазовый сектора, тем не менее, большие перспективы развития были обозначены и для транспортной отрасли. В частности, в предстоящие шесть лет планируется удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог, в том числе региональных и местных, и направить на эти цели более 11 трлн рублей из разных источников. Кроме того, получат развитие мощные евразийские транспортные артерии, которые свяжут Европу со странами АТР.

В железнодорожном транспорте ключевыми будут выступать проекты развития Восточного полигона по расширению Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (БАМа и Транссиба), пропускная способность которых за 6 лет возрастет в 1,5 раза – до 180 млн тонн. Они дадут стимул и для развития транзитных контейнерных перевозок, объем которых возрастет в 4 раза.

Для авиационной отрасли большие надежды связаны с развитием инфраструктуры региональных аэропортов, о чем президент сказал: «Через шесть лет половина межрегиональных авиарейсов будет выполняться напрямую. Это потребует масштабной реконструкции и расширения сети региональных аэропортов».

Не без гордости В. Путин в Послании отметил успехи портовой отрасли. Он подчеркнул, что за 17 лет, начиная с 2000-х годов, совокупные портовые мощности увеличились более чем в три раза – с 300 млн тонн до более 1 млрд тонн сегодня и что этот потенциал необходимо наращивать. При этом важным моментом будет и увеличение пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна более чем в 1,5 раза – до 132 млн тонн и, как уже говорилось, к портам Дальневосточного бассейна посредством повышения мощностей БАМа и Транссиба.

Наиболее масштабным проектом в ближайшие годы станет развитие Северного морского пути: к 2025 году его грузопоток возрастет в 10 раз – до 80 млн тонн. «Наша задача – сделать его по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной артерией», – заявил В. Путин.

Он подчеркнул, что уже сейчас в России строятся три современных атомных ледокола мощностью 60 МВт – «Арктика», «Сибирь» и «Урал», которые войдут в эксплуатацию в 2019, 2020 и 2021 годах и будут обеспечивать круглогодичную ледовую проводку от полуострова Ямал (порт Сабетта) в западном направлении. Для освоения восточного маршрута потребуются ледоколы в два раза мощнее – класса «Лидер».

«Наш арктический флот был, остается и будет самым мощным в мире», – отметил глава государства.

В то же время, по словам В. Путина, Россия должна стать не только ключевым логистическим и транспортным узлом планеты, но и «одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных». Глава государства сказал, что, в целом развивая инфраструктуру, нужно обязательно учитывать глобальные технологические изменения, то есть «уже сегодня закладывать в проекты конкретные решения, которые позволят совместить инфраструктуру с беспилотным транспортом, цифровой морской и воздушной навигацией, с помощью искусственного интеллекта организовать логистику».

Цена слов. Оценки экспертов

По мнению главы Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилла Дмитриева, итоги президентских выборов свидетельствуют о продолжении экономической политики, направленной на реализацию инвестиционного потенциала России. «Полученный мандат позволит реализовывать идеи, заложенные в Послании президента Федеральному собранию, согласно которым ключевыми факторами станут развитие инфраструктуры, технологий и человеческого капитала», – сообщил глава РФПИ по итогам выборов.

Эксперт не сомневается, что победа В.Путина позволит институциональным инвесторам активно продолжать реализацию проектов в России. «В среднесрочной перспективе это может обеспечить дополнительный приток 25-30 млрд долларов в экономику России», – считает К. Дмитриев.

Нужно отметить, что по итогам 2017 года РФПИ совместно с партнерами инвестировал в российскую экономику свыше 250 млрд рублей, из которых 40 млрд – инвестиции РФПИ, 210 млрд – средства партнеров. А за время существования РФПИ, начиная с 2011 года, инвестировано более 1,2 трлн рублей. При этом, по словам главы фонда, около 40% всех инвестиций направлено на инфраструктурные проекты.

Как считают эксперты от науки, поставленные главой государства амбициозные задачи потребуют значительных инвестиций в научно-технический и инженерный потенциал, в фундаментальную науку. По мнению директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики профессора Михаила Блинкина, в перспективе предстоит добиться синергии отечественной науки, машиностроения и транспортного бизнеса.

В отношении необходимых для транспортной отрасли инвестиций М.Блинкин не выразил большого оптимизма. «Деньги в транспортные проекты, связанные с большой инфраструктурой, – долгоокупаемые. Поэтому здесь огромные проблемы. Но какие-то механизмы (привлечения инвестиций. – прим. ред.) сейчас активно обсуждаются и в Минфине, и в Минэкономразвития», – отметил он.

Для иностранных инвесторов в то же время российский рынок продолжает выглядеть достаточно привлекательным, поскольку способен принести больший доход, чем средства, вложенные в родных странах. Такое мнение высказал «Эксперту» управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко. При участии в инвестпроектах в России у иностранцев будут гораздо меньшие издержки, поэтому они продолжат вкладывать средства в российские проекты, и лишь форс-мажорные обстоятельства заставят их уйти, считает А. Григоренко.

Он также отметил, что инвесторы рассчитывали на переизбрание В. Путина, которое обеспечит для них стабильность политической и экономической систем, а дальнейшее восстановление экономики и реиндустриализация в совокупности с увеличением проблем в еврозоне вынудят крупных игроков искать новые возможности для работы в России.

Именно поддержание стабильного состояния экономики позволит улучшать инвестклимат в России. Такое мнение высказал заместитель начальника Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка» Максим Петроневич газете «Известия». Одновременно с этим, считает он, необходимо увеличивать расходы государства, поскольку в проекты, где участвует госсектор, бизнес будет охотнее инвестировать.

Между тем позиция президента Путина – именно увеличение инвестиций является источником экономического роста, именно их приток необходимо направлять на модернизацию и технологическое перевооружение производств, обновление промышленности.

«Мы уже ставили задачу довести объем инвестиций до 25% от ВВП, а затем и до 27%. Задача, к сожалению, пока не решена. Чтобы обеспечить устойчивый рост, нам необходимо это сделать, сделать во что бы то ни стало», – сказал президент.

Пока этот показатель составляет лишь около 17% от ВВП. Конкретный план действий для достижения цели по увеличению объема инвестиций должны будут подготовить новое правительство совместно с Банком России.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...