Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

Морские порты
Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

Морской порт Мурманск расположен на берегу Кольского залива Баренцева моря. Площадь акватории порта - 53,7 кв. км, территории - 645,9 га. Длина причального фронта 99 причалов и 1 пирса составляет 12121 пог. метр. Пропускная способность грузовых терминалов 23 млн тонн в год, пассажирских – 140 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов не ограничены. В порту осуществляется круглогодичная навигация. Безопасность мореплавания в порту обеспечивает Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В порту осуществляют деятельность около 20 стивидорных компаний, основные из которых ПАО «Мурманский морской торговый порт», ООО «Мурманский балкерный терминал», ЗАО «Агросфера», Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК Норильский никель», АО «Мурманский морской рыбный порт» и другие.

Николай Цепков, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Итоги 2017 года

По результатам работы в 2017 году через морской порт Мурманск перевалено всего 51,3 млн тонн грузов (+53% к 2016 году), из них сухих грузов – 22,5 млн тонн (+2%), наливных – 22,8 млн тонн (в 2,5 раза больше). Экспорт составил 40,8 млн тонн (+50%), импорт – 0,35 млн тонн (-12%), каботаж – 10,2 млн тонн (+65%).

Существенный рост грузооборота произошел за счет того, что практически в 2 раза увеличилась перевалка нефти ООО «РПК Норд» (с 8,7 млн до 16,9 млн тонн) и начались отгрузки нефти ООО «Кольский нефтяной терминал» (8,2 млн тонн в 2017 году).

Всего за год было осуществлено 4586 судозаходов, в том числе российских судов – 3652, из них 557 местного плавания, не включенных в базу данных FSC, иностранных судов – 934.

Службой капитана морского порта Мурманск в прошедшем году во исполнение обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания было проведено всего 107 инспекций иностранных судов, из них 40 инспекций с выявленными замечаниями, 1 инспекция закончилась задержанием иностранного судна.

В 2017 году план финансово-хозяйственной деятельности Мурманского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» по кассовому поступлению доходов от взимания корабельного сбора в зоне ответственности выполнен на 100% и составил 469,15 млн рублей. Расходы осуществлялись в пределах плановых показателей и выполнены на 100%.

Экологическая безопасность

Привлекательность порта, как известно, начинается с внешнего вида. А его внешняя промышленная эстетика, как правило, дополняется чистотой территории и акватории, зависящей от организации сбора и утилизации любых производственных отходов.

Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в настоящее время участвует в подготовке предложений в ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы». Одним из направлений программы является ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива.

Учитывая довольно малое количество удобных бухт на российском берегу, Россия сильно ограничена в строительстве и развитии новых портов. Именно поэтому максимальные усилия приходится направлять на реконструкцию и расширение существующих портов, на строительство в них новой инфраструктуры, причальных сооружений и современных перегрузочных комплексов.

При этом организация всех технологических процессов в порту должна соответствовать лучшим международным стандартам, включая вопросы экологической и транспортной безопасности, отвечать требованиям и запросам клиентов. Большая ответственность сегодня ложится на экологические подразделения портов, которые обязаны обеспечивать чистоту территории и акватории, выполнять все без исключения конвенционные требования по обслуживанию судов.

В связи с этим созданные в Мурманском порту в районе акватории Кольского залива рейдовые перегрузочные комплексы (РПК) для перевалки сырой нефти соответствуют всем международным стандартам безопасности, экологии и конвенционным требованиям. Это относится к РПК у м.Краснощелье, РПК к востоку от устья реки Лавны южнее м.Мишуков, РПК в районе п.Белокаменка, РПК в районе м. Мохнаткин, РПК у причала №9 западного берега Кольского залива.

Повышение привлекательности порта

В большей степени на привлекательность морского порта с точки зрения бизнеса влияют технические характеристики, тарифы, оснащенность навигационными средствами, качественное буксирное обслуживание и предоставление других услуг.

В настоящее время морской порт Мурманск является крупнейшим транспортным узлом, связывающим воедино морской, железнодорожный, автомобильный транспорт. Вместе с тем, существует программа развития Мурманского транспортного узла, направленная на расширение его мощностей за счет реконструкции действующих терминалов, строительства новых, создания подходных железнодорожных путей, автодорог и т.д. Одним из перспективных проектов в рамках этой программы является проект современного специализированного угольного порта «Лавна», рассчитанный на перевалку 18 млн тонн грузов (проектная мощность).

Согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года для увеличения привлекательности всех российских морских портов необходима реализация мероприятий по следующим направлениям: 1) увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры; 2) обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта; 3) создание условий, повышающих конкурентоспособность морских портов; 4) совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Кроме того, необходимо дальнейшее наращивание мощностей причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций.

Для повышения привлекательности российских морских портов необходимо повысить уровень безопасности и надежности их функционирования, сформировать систему охраны и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Международной морской организации. Реализация данного направления предполагает создание, развитие и поддержание на высоком уровне навигационно-гидрографического обеспечения подходов к акватории морских портов, оптимизацию путей движения судов, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере глобального наблюдения за судоходством.

Наиболее значимым пунктом в определении привлекательности порта является тарифная политика государства и частных компаний, которые оказывают в морских портах транспортные услуги по перевалке грузов и иные виды портовых услуг. Тарифы на перевозки должны быть экономически обоснованы и не должны отпугивать клиентуру. Рационально использовать тарифы, которые будут сопоставимы с тарифами, применяемыми соседними иностранными портами-конкурентами.

Претворение в жизнь вышеперечисленных мероприятий позволит не только увеличить портовые мощности РФ в 2,2 раза к 2030 году согласно указанной Стратегии, но и повысить их привлекательность и конкурентоспособность.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf

В Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны Harry DeWolf Перспективные суда этого типа способны выполнять задачи патрулирования, контроля судоходства, защиты...

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док

«Адмирал Кузнецов» введен в плавучий док Исполнителем работ выступает филиал «35 судоремонтный завод» АО «Центр Судоремонта «Звездочка» в Рос...

Российская экономика

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018

Международная конференция «Проблемы промыслового использования трансграничных запасов» прошла в рамках МРФ-2018 Эксперты обсудили вопросы международного сотрудничества в области рыболовства в условиях изменения к...

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский

Компания Артема Аветисяна стала первым резидентом САР на острове Русский Компания совладельца банка «Восточный» Артема Аветисяна стала первым резидентом специального админис...

Транспортная политика

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ

Новый банк развития БРИКС готов участвовать в проектах из магистрального плана РФ Банк мог бы принять участие в реализации проектов строительства железных дорог (включая ВСМ)...

Морские порты

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн.

«Восточная горнорудная компания» реализует инвестиционный проект по наращиванию добычи и экспорта угля до 20 млн. тонн. «Восточная горнорудная компания», под управлением которой работают «Солнцевский угольный разрез» и...




Морской транспорт

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге

Паром «Балтийск» ждут в Усть-Луге Обсуждается вопрос строительства второго парома,  за счет средств федерального бюджета

Новый газовоз для Ямала

Новый газовоз для Ямала Для проекта «Ямал СПГ»  строится еще два аналогичных судна.

Речной транспорт

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ

Специалисты Амурводпути обеспечили доставку последней в эту навигацию партии крупнотоннажного груза для строящегося Амурского ГПЗ Доставка такого груза – сложнейшая трудоемкая операция, связанная с множеством особенностей судоходс...

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет

Енисейское пароходство доставит пиломатериалы в Дудинку для экспорта в Египет До конца сентября судам ЕРП предстоит перевезти из Лесосибирска в Дудинку порядка 12 тысяч кубометро...

Ж/Д транспорт

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30%

Отправки угля со станций Дальневосточной железной дороги в адрес объектов ЖКХ выросли на 30% Для нужд объектов жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в регионе, за 8 месяцев отправлено ...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта

Порт Ялта: контроль пассажирских перевозок капитаном порта Ялта – ворота летнего отдыха полуострова, главный курорт Крыма. Именно здесь предпочитает отдыхать б...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...