Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

Морские порты
Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

Морской порт Мурманск расположен на берегу Кольского залива Баренцева моря. Площадь акватории порта - 53,7 кв. км, территории - 645,9 га. Длина причального фронта 99 причалов и 1 пирса составляет 12121 пог. метр. Пропускная способность грузовых терминалов 23 млн тонн в год, пассажирских – 140 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов не ограничены. В порту осуществляется круглогодичная навигация. Безопасность мореплавания в порту обеспечивает Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В порту осуществляют деятельность около 20 стивидорных компаний, основные из которых ПАО «Мурманский морской торговый порт», ООО «Мурманский балкерный терминал», ЗАО «Агросфера», Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК Норильский никель», АО «Мурманский морской рыбный порт» и другие.

Николай Цепков, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Итоги 2017 года

По результатам работы в 2017 году через морской порт Мурманск перевалено всего 51,3 млн тонн грузов (+53% к 2016 году), из них сухих грузов – 22,5 млн тонн (+2%), наливных – 22,8 млн тонн (в 2,5 раза больше). Экспорт составил 40,8 млн тонн (+50%), импорт – 0,35 млн тонн (-12%), каботаж – 10,2 млн тонн (+65%).

Существенный рост грузооборота произошел за счет того, что практически в 2 раза увеличилась перевалка нефти ООО «РПК Норд» (с 8,7 млн до 16,9 млн тонн) и начались отгрузки нефти ООО «Кольский нефтяной терминал» (8,2 млн тонн в 2017 году).

Всего за год было осуществлено 4586 судозаходов, в том числе российских судов – 3652, из них 557 местного плавания, не включенных в базу данных FSC, иностранных судов – 934.

Службой капитана морского порта Мурманск в прошедшем году во исполнение обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания было проведено всего 107 инспекций иностранных судов, из них 40 инспекций с выявленными замечаниями, 1 инспекция закончилась задержанием иностранного судна.

В 2017 году план финансово-хозяйственной деятельности Мурманского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» по кассовому поступлению доходов от взимания корабельного сбора в зоне ответственности выполнен на 100% и составил 469,15 млн рублей. Расходы осуществлялись в пределах плановых показателей и выполнены на 100%.

Экологическая безопасность

Привлекательность порта, как известно, начинается с внешнего вида. А его внешняя промышленная эстетика, как правило, дополняется чистотой территории и акватории, зависящей от организации сбора и утилизации любых производственных отходов.

Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в настоящее время участвует в подготовке предложений в ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы». Одним из направлений программы является ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива.

Учитывая довольно малое количество удобных бухт на российском берегу, Россия сильно ограничена в строительстве и развитии новых портов. Именно поэтому максимальные усилия приходится направлять на реконструкцию и расширение существующих портов, на строительство в них новой инфраструктуры, причальных сооружений и современных перегрузочных комплексов.

При этом организация всех технологических процессов в порту должна соответствовать лучшим международным стандартам, включая вопросы экологической и транспортной безопасности, отвечать требованиям и запросам клиентов. Большая ответственность сегодня ложится на экологические подразделения портов, которые обязаны обеспечивать чистоту территории и акватории, выполнять все без исключения конвенционные требования по обслуживанию судов.

В связи с этим созданные в Мурманском порту в районе акватории Кольского залива рейдовые перегрузочные комплексы (РПК) для перевалки сырой нефти соответствуют всем международным стандартам безопасности, экологии и конвенционным требованиям. Это относится к РПК у м.Краснощелье, РПК к востоку от устья реки Лавны южнее м.Мишуков, РПК в районе п.Белокаменка, РПК в районе м. Мохнаткин, РПК у причала №9 западного берега Кольского залива.

Повышение привлекательности порта

В большей степени на привлекательность морского порта с точки зрения бизнеса влияют технические характеристики, тарифы, оснащенность навигационными средствами, качественное буксирное обслуживание и предоставление других услуг.

В настоящее время морской порт Мурманск является крупнейшим транспортным узлом, связывающим воедино морской, железнодорожный, автомобильный транспорт. Вместе с тем, существует программа развития Мурманского транспортного узла, направленная на расширение его мощностей за счет реконструкции действующих терминалов, строительства новых, создания подходных железнодорожных путей, автодорог и т.д. Одним из перспективных проектов в рамках этой программы является проект современного специализированного угольного порта «Лавна», рассчитанный на перевалку 18 млн тонн грузов (проектная мощность).

Согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года для увеличения привлекательности всех российских морских портов необходима реализация мероприятий по следующим направлениям: 1) увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры; 2) обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта; 3) создание условий, повышающих конкурентоспособность морских портов; 4) совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Кроме того, необходимо дальнейшее наращивание мощностей причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций.

Для повышения привлекательности российских морских портов необходимо повысить уровень безопасности и надежности их функционирования, сформировать систему охраны и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Международной морской организации. Реализация данного направления предполагает создание, развитие и поддержание на высоком уровне навигационно-гидрографического обеспечения подходов к акватории морских портов, оптимизацию путей движения судов, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере глобального наблюдения за судоходством.

Наиболее значимым пунктом в определении привлекательности порта является тарифная политика государства и частных компаний, которые оказывают в морских портах транспортные услуги по перевалке грузов и иные виды портовых услуг. Тарифы на перевозки должны быть экономически обоснованы и не должны отпугивать клиентуру. Рационально использовать тарифы, которые будут сопоставимы с тарифами, применяемыми соседними иностранными портами-конкурентами.

Претворение в жизнь вышеперечисленных мероприятий позволит не только увеличить портовые мощности РФ в 2,2 раза к 2030 году согласно указанной Стратегии, но и повысить их привлекательность и конкурентоспособность.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...