Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

Морские порты
Рост грузооборота и экологическая безопасность в порту Мурманск

Морской порт Мурманск расположен на берегу Кольского залива Баренцева моря. Площадь акватории порта - 53,7 кв. км, территории - 645,9 га. Длина причального фронта 99 причалов и 1 пирса составляет 12121 пог. метр. Пропускная способность грузовых терминалов 23 млн тонн в год, пассажирских – 140 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов не ограничены. В порту осуществляется круглогодичная навигация. Безопасность мореплавания в порту обеспечивает Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики».

В порту осуществляют деятельность около 20 стивидорных компаний, основные из которых ПАО «Мурманский морской торговый порт», ООО «Мурманский балкерный терминал», ЗАО «Агросфера», Мурманский транспортный филиал ПАО «ГМК Норильский никель», АО «Мурманский морской рыбный порт» и другие.

Николай Цепков, исполняющий обязанности капитана морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Итоги 2017 года

По результатам работы в 2017 году через морской порт Мурманск перевалено всего 51,3 млн тонн грузов (+53% к 2016 году), из них сухих грузов – 22,5 млн тонн (+2%), наливных – 22,8 млн тонн (в 2,5 раза больше). Экспорт составил 40,8 млн тонн (+50%), импорт – 0,35 млн тонн (-12%), каботаж – 10,2 млн тонн (+65%).

Существенный рост грузооборота произошел за счет того, что практически в 2 раза увеличилась перевалка нефти ООО «РПК Норд» (с 8,7 млн до 16,9 млн тонн) и начались отгрузки нефти ООО «Кольский нефтяной терминал» (8,2 млн тонн в 2017 году).

Всего за год было осуществлено 4586 судозаходов, в том числе российских судов – 3652, из них 557 местного плавания, не включенных в базу данных FSC, иностранных судов – 934.

Службой капитана морского порта Мурманск в прошедшем году во исполнение обязанностей по обеспечению безопасности мореплавания было проведено всего 107 инспекций иностранных судов, из них 40 инспекций с выявленными замечаниями, 1 инспекция закончилась задержанием иностранного судна.

В 2017 году план финансово-хозяйственной деятельности Мурманского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» по кассовому поступлению доходов от взимания корабельного сбора в зоне ответственности выполнен на 100% и составил 469,15 млн рублей. Расходы осуществлялись в пределах плановых показателей и выполнены на 100%.

Экологическая безопасность

Привлекательность порта, как известно, начинается с внешнего вида. А его внешняя промышленная эстетика, как правило, дополняется чистотой территории и акватории, зависящей от организации сбора и утилизации любых производственных отходов.

Мурманский филиал ФГБУ «АМП Западной Арктики» в настоящее время участвует в подготовке предложений в ФЦП «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы». Одним из направлений программы является ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива.

Учитывая довольно малое количество удобных бухт на российском берегу, Россия сильно ограничена в строительстве и развитии новых портов. Именно поэтому максимальные усилия приходится направлять на реконструкцию и расширение существующих портов, на строительство в них новой инфраструктуры, причальных сооружений и современных перегрузочных комплексов.

При этом организация всех технологических процессов в порту должна соответствовать лучшим международным стандартам, включая вопросы экологической и транспортной безопасности, отвечать требованиям и запросам клиентов. Большая ответственность сегодня ложится на экологические подразделения портов, которые обязаны обеспечивать чистоту территории и акватории, выполнять все без исключения конвенционные требования по обслуживанию судов.

В связи с этим созданные в Мурманском порту в районе акватории Кольского залива рейдовые перегрузочные комплексы (РПК) для перевалки сырой нефти соответствуют всем международным стандартам безопасности, экологии и конвенционным требованиям. Это относится к РПК у м.Краснощелье, РПК к востоку от устья реки Лавны южнее м.Мишуков, РПК в районе п.Белокаменка, РПК в районе м. Мохнаткин, РПК у причала №9 западного берега Кольского залива.

Повышение привлекательности порта

В большей степени на привлекательность морского порта с точки зрения бизнеса влияют технические характеристики, тарифы, оснащенность навигационными средствами, качественное буксирное обслуживание и предоставление других услуг.

В настоящее время морской порт Мурманск является крупнейшим транспортным узлом, связывающим воедино морской, железнодорожный, автомобильный транспорт. Вместе с тем, существует программа развития Мурманского транспортного узла, направленная на расширение его мощностей за счет реконструкции действующих терминалов, строительства новых, создания подходных железнодорожных путей, автодорог и т.д. Одним из перспективных проектов в рамках этой программы является проект современного специализированного угольного порта «Лавна», рассчитанный на перевалку 18 млн тонн грузов (проектная мощность).

Согласно Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года для увеличения привлекательности всех российских морских портов необходима реализация мероприятий по следующим направлениям: 1) увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры; 2) обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта; 3) создание условий, повышающих конкурентоспособность морских портов; 4) совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.

Кроме того, необходимо дальнейшее наращивание мощностей причалов, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, конвейерного и трубопроводного транспорта, обеспечивающих наиболее рациональное взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, прямых грузовых операций.

Для повышения привлекательности российских морских портов необходимо повысить уровень безопасности и надежности их функционирования, сформировать систему охраны и антитеррористической защищенности в соответствии с требованиями Международной морской организации. Реализация данного направления предполагает создание, развитие и поддержание на высоком уровне навигационно-гидрографического обеспечения подходов к акватории морских портов, оптимизацию путей движения судов, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере глобального наблюдения за судоходством.

Наиболее значимым пунктом в определении привлекательности порта является тарифная политика государства и частных компаний, которые оказывают в морских портах транспортные услуги по перевалке грузов и иные виды портовых услуг. Тарифы на перевозки должны быть экономически обоснованы и не должны отпугивать клиентуру. Рационально использовать тарифы, которые будут сопоставимы с тарифами, применяемыми соседними иностранными портами-конкурентами.

Претворение в жизнь вышеперечисленных мероприятий позволит не только увеличить портовые мощности РФ в 2,2 раза к 2030 году согласно указанной Стратегии, но и повысить их привлекательность и конкурентоспособность.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Украинских моряков готовят к отправке на родину

Украинских моряков готовят к отправке на родину До конца августа Россия и Украина могут обменяться задержанными и осужденными лицами.

К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн водных биоресурсов

К 21 августа российские рыбаки добыли более 3,3 млн тонн водных биоресурсов Согласно данным отраслевой системы мониторинга, к 21 августа общий объем добычи водных биоресурсов р...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

145-летие Волго-Каспийского морского судоходного канала

145-летие Волго-Каспийского морского судоходного канала В августе 2019 года исполнилось 145 лет с даты начала строительства Волго-Каспийского морского судох...

Дорожные службы завершили ремонт подъездной дороги к порту Усть-Луга

Дорожные службы завершили ремонт подъездной дороги к порту Усть-Луга Стоимость работ составила около 50 млн рублей.




Морской транспорт

Штаты предостерегли Грецию от какого-либо содействия иранскому супертанкеру Grace 1

Штаты предостерегли Грецию от какого-либо содействия иранскому супертанкеру Grace 1 США послали властям Греции официальное предупреждение не оказывать никакой помощи переименованному и...

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий»

Два года тюрьмы получил в Южной Корее судовладелец танкера «Палладий» Его также обязали выплатить штраф в размере $2,5 тыс.

Речной транспорт

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино

Началось судоходство на «Канале имени Москвы» в Тушино 16 августа возобновилось движение судов на «Канале имени Москвы» между шлюзами №7 и №8. Таким образо...

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов

На реках Лена и Яна из-за мелководья действует ограничение движения судов С 15 августа введено ограничение по осадке судов от Осетрово до устья р.Вилюй (2348 км р.Лена...

Ж/Д транспорт

На Восточно-Сибирскую железную дорогу поступило 20 новых локомотивов

На Восточно-Сибирскую железную дорогу поступило 20 новых локомотивов В 2019 году на Восточно-Сибирскую железную дорогу поступило 20 новых маневровых тепловозов ТЭМ18ДМ. ...

АО «ФГК» в четыре раза увеличило перевозки цветных металлов в крытых вагонах

АО «ФГК» в четыре раза увеличило перевозки цветных металлов в крытых вагонах В июле 2019 года АО «ФГК» перевезло 8,8 тыс. тонн цветных металлов в крытых вагонах, что более чем в...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...