Морской порт Таганрог. Новая история

Морские порты
Морской порт Таганрог. Новая история

Порт Таганрог своим появлением обязан Петру I, который после взятия Азова в 1696 году повелел устроить в 40 верстах от него новую гавань для торговых судов и кораблей Азовской флотилии. Проект был составлен австрийскими инженерами Боргсдорфом и Де Лавалем, которого затем сменил швед Рюэлем. По их замыслу предстояло оградить часть акватории Азовского моря гидротехническими сооружениями. Порт создавался практически на голом месте. Временное поселение его строителей положило начало городу Таганрогу. За свою более чем трехвековую историю порт переживал периоды расцвета и упадка, бурной международной торговли и изоляции.

В советский период порт входил в состав Азовского морского пароходства и был закрыт для захода иностранных судов. В зимний период, когда акватория Таганрогского залива полностью покрывалась льдом, навигация не осуществлялась. Грузооборот порта составлял около 1 млн тонн в год.

Василий Яранцев, капитан морского порта Таганрог ФГБУ «АМП Азовского моря»

Новый период в жизни порта

Новый период развития порта Таганрог наступил в 1991 году с обретением самостоятельного статуса и открытия порта для международного судоходства. Новое время предъявило свои новые требования. В связи со значительным снижением объемов перевозок по внутренним водным путям в кризисные 90-е годы суда речных пароходств смешанного река-море плавания стали широко использоваться в море для осуществления рейсов в Черноморско-Средиземноморском бассейне. Мелководные российские порты Азовского моря и Нижнего Дона стали более чем востребованы в международной торговле.

Грузопоток планомерно нарастал, количество судозаходов пропорционально увеличивалось. Дальнейшее развитие становилось все более затруднительным в силу невозможности наращивания грузопереработки на существующих причалах и отсутствия места для строительства новых, так как порт находится в исторической части города и окружен плотной застройкой.

Бизнес нашел выход в узкой специализации причалов. В 1998-2003 годах на территории Таганрогского судоремонтного завода были последовательно введены в эксплуатацию две очереди элеватора для переработки зерновых грузов. В 2006 году введены в эксплуатацию терминалы по переработке нефтепродуктов общей мощностью от 0,5 млн до 1,4 млн тонн в год.

В порту сформировались четыре стивидорные компании, оперирующие одиннадцатью причалами, – АО «Таганрогский морской торговый порт», ОАО «ТСРЗ», ООО «Курганнефтепродукт», ЗАО «Приазовье», суммарный ежегодный объем перевалки грузов которых стабилизировался в пределах 3-3,2 млн тонн.

В 2017 году грузооборот порта составил более 3 млн тонн, в том числе зерновые и продукты переработки зерна – более 1,5 млн тонн, уголь – около 800 тыс. тонн, нефтепродукты – более 400 тыс. тонн, генеральные грузы – около 150 тыс. тонн.

Обеспечение безопасности

Служба капитана морского порта Таганрог, осуществляя административно-властные полномочия в морском порту, планомерно уделяет пристальное внимание вопросам обеспечения безопасности мореплавания, экологии, содействия развитию портовых мощностей.

В 2003 году было произведено значительное дноуглубление Таганрогского подходного канала и акватории порта, что позволило увеличить проходную осадку судов до 4,7 метра. Возможность заходить в порт получили морские суда дедвейтом до 12 тыс. тонн. Увеличение грузоподъемности судов, посещающих порт, также положительно сказалось на объемах перевалки грузов.

В целях повышения стандартов безопасности мореплавания в 2005 году было заложено строительство системы управления движением судов (СУДС). Ввод СУДС в эксплуатацию состоялся в 2007 году. В настоящее время СУДС порта Таганрог, так же как и базовая станция ГМССБ районов Al и А2, находится на балансе Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и обеспечивает навигационное обслуживание не только судов, заходящих в Таганрог, но и всего транзитного судопотока, следующего из реки Дон в море и в обратном направлении. В дальнейшем планируется установка на базе береговой станции ГМССБ станции НАВТЕКС.

Обеспечение экологической безопасности в границах морского порта Таганрог осуществляется за счет контроля Службой капитана морского порта судов на их соответствие требованиям международных конвенционных документов, национальных нормативных правовых актов, нормативных технических документов в области безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения.

«План управления судовыми отходами в морском порту Таганрог» разработан в 2009 году (корректировка в 2016 г.) и обеспечивает организацию и контроль мероприятий по предотвращению загрязнения акватории отходами производства и потребления, сточными и нефтесодержащими водами.

В морском порту Таганрог на грузовых терминалах, занимающихся перевалкой нефтепродуктов, сформированы ресурсы аварийного реагирования, несения аварийно-спасательной готовности (АСГ) профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований (АСФ), обеспечения нормативного уровня работоспособности в повседневной деятельности и в случае угрозы или наступления чрезвычайных ситуаций (ЧС). ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» обеспечивает несение аварийно-спасательной и ЛРН-готовности для предотвращения и ликвидации последствий ЧС, связанных с загрязнением морской среды нефтью и нефтепродуктами в акватории морского порта.

Реализация задач аварийной готовности системы ЛРН в морском порту Таганрог осуществляется в соответствии с «Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории в зоне ответственности Таганрогского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря», а также путем разработки и отработки ежегодных планов-графиков учебно-тренировочных мероприятий, комплексных учений под контролем и при участии Таганрогского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря».

Контроль судов

Важным аспектом обеспечения безопасности мореплавания является контроль судов. В морском порту Таганрог осуществляется осмотр иностранных судов в рамках контроля государством порта и российских судов в рамках контроля государством флага.

Контроль иностранных судов начал осуществляться в порту с 1997 года, практически сразу после присоединения России к региональному соглашению о взаимопонимании по контролю судов – Парижскому меморандуму.

Специфика контроля судов в российских портах Азовского моря заключается в том, что в Азово-Черноморском регионе продолжают эксплуатироваться устаревшие суда смешанного река-море плавания, построенные еще во времена СССР. Усиление контроля привело за последние годы к выдавливанию субстандартных судов, вносивших основную лепту в статистику аварий и задержаний в российских и иностранных портах, под удобные флаги с переводом большинства из них под надзор «лояльных» классификационных обществ.

В результате ситуация с мореходным состоянием российских судов за последние годы улучшилась, появились новые суда больших размеров и грузоподъемности. Вместе с тем, логично выросло количество задержаний иностранных судов.

В 2016 году были задержаны 7 судов (17% от общего количества инспекций), в 2017 году – 6 судов (17% от количества инспекций), одному судну оформлен запрет на вход в порты региона Парижского меморандума.

Таким образом, можно сказать, что и эта негативная тенденция постепенно сходит на нет. В настоящее время достаточно редко встречаются откровенно субстандартные суда, отваживающиеся на заход в морской порт Таганрог.

Дипломирование и регистрация

В свое время в Службе капитана морского порта Таганрог была успешно создана и развита инфраструктура, обеспечивающая выполнение капитаном порта функций по выдаче морякам дипломов, квалификационных свидетельств, паспортов моряка, а в настоящее время удостоверений личности моряка и мореходных книжек.

В 2017 году дипломным отделом Службы капитана порта выдано более 7500 морских квалификационных документов, более 850 удостоверений личности моряка и мореходных книжек.

В реестрах морского порта Таганрог на конец 2017 года зарегистрировано 665 судов, из них: в Государственном судовом реестре – 453 судна, в Российском международном реестре – 179 судов, в бербоут-чартерном реестре – 32 судна, в реестре строящихся судов – 1 судно.

Специалистами отдела регистрации судов активно используется программное обеспечение, позволяющее по нарастающей автоматизировать подготовку и выдачу судовых свидетельств, составление и рассылку отчетов, совершение других стандартных процедур.

С 2014 года морской порт Таганрог входит в состав ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря». Создание объединенной администрации позволило упорядочить работу единой морской структуры, исключить дублирование функций и сократить расходы государства.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Путин поздравил российских полярников с профессиональным праздником

Путин поздравил российских полярников с профессиональным праздником Президент России Владимир Путин направил поздравление российским полярникам с профессиональным празд...

Российские эксперты исследуют заливы Новой Земли и затонувшие АПЛ в рамах госпрограммы

Российские эксперты исследуют заливы Новой Земли и затонувшие АПЛ в рамах госпрограммы Российские специалисты в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» ...

Российская экономика

Семь аффилированных с Дерипаской компаний перерегистрировались на острове Октябрьский

Семь аффилированных с Дерипаской компаний перерегистрировались на острове Октябрьский Семь компаний, аффилированных с Олегом Дерипаской, 20 мая были перерегистрированы в специальном адми...

Амурский судозавод четвертый год подряд не намерен платить дивиденды из-за убытка

Амурский судозавод четвертый год подряд не намерен платить дивиденды из-за убытка Совет директоров ПАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ, Комсомольск-на-Амуре, входит в ОСК&...

Транспортная политика

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока

Минтранс выполнит поручение по открытию ж/д части Крымского моста раньше срока Министерство транспорта РФ   выполнит поручение президента РФ Владимира Путина по &nb...

Морские порты

«Терминал Астафьева» в I квартале вышел на прибыльность на фоне роста перевалки угля

«Терминал Астафьева» в I квартале вышел на прибыльность на фоне роста перевалки угля ОАО «Терминал Астафьева» в январе-марте 2019 года получило чистую прибыль по РСБУ в размере 78,528 м...

Универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга усилил защиту окружающей среды

Универсальный перегрузочный комплекс в порту Усть-Луга усилил защиту окружающей среды С начала 2019 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding) ин...




Морской транспорт

«Новошип» может выплатить дивиденды за 2018 год в размере 2,5 рубля на акцию

«Новошип» может выплатить дивиденды за 2018 год в размере 2,5 рубля на акцию Совет директоров «Новошипа» рекомендовал акционерам принять решение о выплате дивидендов по результа...

«Ингосстрах» выплатил более 2 млн рублей в связи с повреждением яхты Perla Nero

«Ингосстрах» выплатил более 2 млн рублей в связи с повреждением яхты Perla Nero Компания «Ингосстрах» произвела выплату страхового возмещения в размере более 2 млн рублей по догово...

Речной транспорт

Расчистка водоемов в Астраханской области может помочь в борьбе с обмелением Волги

Расчистка водоемов в Астраханской области может помочь в борьбе с обмелением Волги Власти Астраханской области планируют в рамках нацпроекта «Экология» решить проблему обмеления Волги...

В Татарстане отменяют заходы судов в туристические города из-за обмеления Волги

В Татарстане отменяют заходы судов в туристические города из-за обмеления Волги Заходы судов в туристические центры Татарстана - города Тетюши, Болгар и Свияжск - отменяются из-за ...

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» сменил представителя РЖД в совете директоров компании

«Трансконтейнер» сменил представителя РЖД в совете директоров компании Акционеры «Трансконтейнера» на годовом собрании избрали совет директоров в новом составе, вместо пер...

Акционеры «Трансконтейнера» одобрили дивиденды за 2018 г. в размере 480,37 руб. на акцию

Акционеры «Трансконтейнера» одобрили дивиденды за 2018 г. в размере 480,37 руб. на акцию Акционеры «Трансконтейнера» на годовом собрании одобрили дивиденды за 2018 год в размере 480,37 руб...

Авто транспорт

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения

На мосту через Марху в Якутии ведется надвижка пролетного строения Все работы идут по графику и завершатся в IV квартале 2019 года, сообщает ФКУ Упрдор «Вилюй».

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто

За год с открытия движения трафик Крымского моста составил 5 млн авто Трафик Крымского моста составил  5 млн автомобилей за прошедший с момента открытия год. Об...

Аналитика

Транспортная политика

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность

Развитию инфраструктуры – внимание, исполнению – ответственность В феврале 2019 года в Сочи завершился Российский инвестиционный форум, который стал традиционным мер...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...