К Туапсе нужны особые подходы - Морские вести России

К Туапсе нужны особые подходы

26.04.2018

Морские порты

Как решать вопросы, связанные с развитием портовых мощностей в стесненных условиях городской инфраструктуры Туапсе.

Для того чтобы понять проблематику и пути решения вопросов, связанных с развитием портовых мощностей в стесненных условиях городской инфраструктуры Туапсе, хотелось бы начать с описания морского порта и его истории.

Морской порт Туапсе расположен на Черноморском побережье Северного Кавказа в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кадош. Акватория порта ограничена устьями рек Туапсе и Паук. Непосредственно к внутренней акватории морского порта ведет подходной канал длиной 400 м, шириной 120 м, глубиной 14 м, а к причалам №1А и №1Б подходные пути с глубинами до 16,5 м, на которых регулярно проводятся дноуглубительные работы для поддержания соответствующих глубин в целях приема портом крупнотоннажных судов.

Игорь Хочолава, капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря»

Из истории порта

Город Туапсе существует с 1897 года, с тех пор, когда через Вельяминовский посад прошло шоссе Новороссийск – Сухуми. Годом ранее, в 1896-м, начали возводиться первые портовые сооружения, береговой и рейдовый молы, положив начало созданию морского порта (Старый порт).

26 декабря 1898 года в порт Туапсе зашло первое коммерческое судно, эта дата и считается днем рождения Туапсинского морского порта.

В 1913 году в порту началось строительство оградительных сооружений из железобетонных массивов-гигантов, положив начало современному порту. А в 1914 году к Туапсе была подведена железная дорога, связавшая город с промышленными и сельскохозяйственными районами страны и послужившая стимулом для развития и города, и морского порта.

В 1917 году с завершением строительства Юго-Западного волнолома и Южного мола образовался Новый порт. При этом он оказался расположенным в черте города, в непосредственной близости от исторического центра.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов город и порт сильно пострадали от бомбардировок и обстрелов, но, несмотря на это, работа в порту не прекращалась ни на один день.

В послевоенные годы город и порт удалось сравнительно быстро восстановить. Развитие порта в советский период, строительство в Туапсе экспортно ориентированного НПЗ сделало его одним из стратегических портов России в Азово-Черноморском бассейне, специализирующимся на перевалке нефтепродуктов и генеральных грузов.

Современные характеристики и грузооборот

За последние двадцать лет в морском порту Туапсе произошли значительные изменения. Были построены и введены в эксплуатацию современные морские терминальные комплексы, такие как:

– комплекс по перевалке зерновых культур АО «Зерновой терминал»;

– комплекс по перевалке минеральных удобрений ООО «Туапсинский балкерный терминал»;

– причалы №1А и №1Б для перегрузки темных и светлых нефтепродуктов ООО «РН-Морской терминал Туапсе».

В этот же период был завершен первый этап реконструкции пассажирского пирса, в дальнейшем планируется строительство Морского вокзала Туапсе для приема и отправки пассажирских судов пропускной способностью до 20 тыс. пассажиров в год.

Сегодня морской порт Туапсе – это многоцелевой порт, открытый для навигации круглый год, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3, 4, 9-го классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и других), генеральных грузов, минеральных удобрений, зерна и сельскохозяйственной продукции. В 2018 году порту исполняется 120 лет.

Грузооборот порта за последние двадцать лет вырос с 15 млн до 26 млн тонн в год. И это не предел при правильно выстроенной диспетчеризации и логистике. При этом необходимо отметить, что морской порт работает в сложных гидрометеорологических условиях и количество штормовых дней здесь в среднем превышает 70 дней по году.

Как развивать порт, не вредя городу

Для того чтобы поддерживать тенденции положительной динамики грузооборота в портовой отрасли, требуются крупные инвестиции и немалые усилия для развития портовой инфраструктуры.

Развитие портовых мощностей, как правило, складывается из трех составляющих логической цепочки:

– навигационная доступность – физические размеры подходного канала (глубина, ширина, длина), климатические условия и т.д.;

– возможность развития портовых сооружений – модернизация и строительство новых перегрузочных комплексов;

– внутренняя доступность – сеть автомобильных и железнодорожных путей.

Для того чтобы гарантировать эффективную транспортировку грузов в порт и из порта, внутренняя территория порта должна быть надежно связана подходными путями, проходящими через городскую территорию, с сетью автомобильных и железных дорог страны. Это важная характеристика, влияющая на конкурентоспособность не только порта Туапсе, но и других морских портов.

Для города Туапсе первоочередным сдерживающим фактором развития портовых мощностей является сухопутная инфраструктура, и прежде всего железнодорожные подходы. Для их усиления, наряду с усилением станции Туапсе-Сортировочная, требуется строительство в городской черте новых путей. Автодорожные подходы к создаваемым комплексам также требуют существенного улучшения. И работы по модернизации этих подходов необходимо провести в первую очередь, поскольку без этого не могут быть обеспечены как нормальные условия эксплуатации вышеназванных объектов, так и жизнедеятельность города.

Анализ показывает, что практически во всех морских бассейнах Российской Федерации существует необходимость развития железнодорожных подходов к морским портам. Вопрос синхронного развития смежных видов транспорта – морских портов и железной дороги – должен решаться на межведомственном уровне с использованием таких механизмов планирования, как разработка транспортно-экономических балансов, сбалансированных графиков, дорожных карт и других, включая успешно используемый в практике развития портовой инфраструктуры механизм государственно-частного партнерства.

Сегодня морской порт Туапсе – по-прежнему стратегический порт для экономики Российской Федерации. Его дальнейшее развитие должно базироваться на синхронных действиях по модернизации и строительству как портовой, так и городской инфраструктуры, включая железнодорожный и автомобильный транспорт. Особое внимание при этом необходимо уделить вопросам железнодорожных и автомобильных подходов к портовым перегрузочным комплексам.

Морские порты №1 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ