К Туапсе нужны особые подходы

Морские порты

Как решать вопросы, связанные с развитием портовых мощностей в стесненных условиях городской инфраструктуры Туапсе.

Для того чтобы понять проблематику и пути решения вопросов, связанных с развитием портовых мощностей в стесненных условиях городской инфраструктуры Туапсе, хотелось бы начать с описания морского порта и его истории.

Морской порт Туапсе расположен на Черноморском побережье Северного Кавказа в вершине бухты Туапсе, к юго-востоку от мыса Кадош. Акватория порта ограничена устьями рек Туапсе и Паук. Непосредственно к внутренней акватории морского порта ведет подходной канал длиной 400 м, шириной 120 м, глубиной 14 м, а к причалам №1А и №1Б подходные пути с глубинами до 16,5 м, на которых регулярно проводятся дноуглубительные работы для поддержания соответствующих глубин в целях приема портом крупнотоннажных судов.

Игорь Хочолава, капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря»

Из истории порта

Город Туапсе существует с 1897 года, с тех пор, когда через Вельяминовский посад прошло шоссе Новороссийск – Сухуми. Годом ранее, в 1896-м, начали возводиться первые портовые сооружения, береговой и рейдовый молы, положив начало созданию морского порта (Старый порт).

26 декабря 1898 года в порт Туапсе зашло первое коммерческое судно, эта дата и считается днем рождения Туапсинского морского порта.

В 1913 году в порту началось строительство оградительных сооружений из железобетонных массивов-гигантов, положив начало современному порту. А в 1914 году к Туапсе была подведена железная дорога, связавшая город с промышленными и сельскохозяйственными районами страны и послужившая стимулом для развития и города, и морского порта.

В 1917 году с завершением строительства Юго-Западного волнолома и Южного мола образовался Новый порт. При этом он оказался расположенным в черте города, в непосредственной близости от исторического центра.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов город и порт сильно пострадали от бомбардировок и обстрелов, но, несмотря на это, работа в порту не прекращалась ни на один день.

В послевоенные годы город и порт удалось сравнительно быстро восстановить. Развитие порта в советский период, строительство в Туапсе экспортно ориентированного НПЗ сделало его одним из стратегических портов России в Азово-Черноморском бассейне, специализирующимся на перевалке нефтепродуктов и генеральных грузов.

Современные характеристики и грузооборот

За последние двадцать лет в морском порту Туапсе произошли значительные изменения. Были построены и введены в эксплуатацию современные морские терминальные комплексы, такие как:

– комплекс по перевалке зерновых культур АО «Зерновой терминал»;

– комплекс по перевалке минеральных удобрений ООО «Туапсинский балкерный терминал»;

– причалы №1А и №1Б для перегрузки темных и светлых нефтепродуктов ООО «РН-Морской терминал Туапсе».

В этот же период был завершен первый этап реконструкции пассажирского пирса, в дальнейшем планируется строительство Морского вокзала Туапсе для приема и отправки пассажирских судов пропускной способностью до 20 тыс. пассажиров в год.

Сегодня морской порт Туапсе – это многоцелевой порт, открытый для навигации круглый год, обеспечивающий грузовые операции с грузами, включая опасные грузы 3, 4, 9-го классов опасности, внешнеторговые перевозки нефти и нефтепродуктов, а также навалочных (угля, руды и других), генеральных грузов, минеральных удобрений, зерна и сельскохозяйственной продукции. В 2018 году порту исполняется 120 лет.

Грузооборот порта за последние двадцать лет вырос с 15 млн до 26 млн тонн в год. И это не предел при правильно выстроенной диспетчеризации и логистике. При этом необходимо отметить, что морской порт работает в сложных гидрометеорологических условиях и количество штормовых дней здесь в среднем превышает 70 дней по году.

Как развивать порт, не вредя городу

Для того чтобы поддерживать тенденции положительной динамики грузооборота в портовой отрасли, требуются крупные инвестиции и немалые усилия для развития портовой инфраструктуры.

Развитие портовых мощностей, как правило, складывается из трех составляющих логической цепочки:

– навигационная доступность – физические размеры подходного канала (глубина, ширина, длина), климатические условия и т.д.;

– возможность развития портовых сооружений – модернизация и строительство новых перегрузочных комплексов;

– внутренняя доступность – сеть автомобильных и железнодорожных путей.

Для того чтобы гарантировать эффективную транспортировку грузов в порт и из порта, внутренняя территория порта должна быть надежно связана подходными путями, проходящими через городскую территорию, с сетью автомобильных и железных дорог страны. Это важная характеристика, влияющая на конкурентоспособность не только порта Туапсе, но и других морских портов.

Для города Туапсе первоочередным сдерживающим фактором развития портовых мощностей является сухопутная инфраструктура, и прежде всего железнодорожные подходы. Для их усиления, наряду с усилением станции Туапсе-Сортировочная, требуется строительство в городской черте новых путей. Автодорожные подходы к создаваемым комплексам также требуют существенного улучшения. И работы по модернизации этих подходов необходимо провести в первую очередь, поскольку без этого не могут быть обеспечены как нормальные условия эксплуатации вышеназванных объектов, так и жизнедеятельность города.

Анализ показывает, что практически во всех морских бассейнах Российской Федерации существует необходимость развития железнодорожных подходов к морским портам. Вопрос синхронного развития смежных видов транспорта – морских портов и железной дороги – должен решаться на межведомственном уровне с использованием таких механизмов планирования, как разработка транспортно-экономических балансов, сбалансированных графиков, дорожных карт и других, включая успешно используемый в практике развития портовой инфраструктуры механизм государственно-частного партнерства.

Сегодня морской порт Туапсе – по-прежнему стратегический порт для экономики Российской Федерации. Его дальнейшее развитие должно базироваться на синхронных действиях по модернизации и строительству как портовой, так и городской инфраструктуры, включая железнодорожный и автомобильный транспорт. Особое внимание при этом необходимо уделить вопросам железнодорожных и автомобильных подходов к портовым перегрузочным комплексам.

Морские порты №1 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Минтрансе проходит Совет директоров Ассоциации морских торговых портов

В Минтрансе проходит Совет директоров Ассоциации морских торговых портов Сегодня в Министерстве транспорта Российской Федерации проходит итоговое в 2018 году заседание Совет...

Пожарные около 10 часов тушили пожар на барже, пришвартованной на реке Амур в Хабаровске

Пожарные около 10 часов тушили пожар на барже, пришвартованной на реке Амур в Хабаровске Утром 14 декабря пожарные МЧС России по Хабаровскому краю полностью ликвидировали возгорание на барж...

Российская экономика

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

Юрий Цветков будет представлять транспортную отрасль в Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Новый состав госкомиссии по Арктике, которую возглавит заместитель председателя правительства РФ – п...

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением

В Total называли запуск «Ямал СПГ» на полную мощность на год раньше срока беспрецедентным достижением Глава Total принял участие в запуске третьей линии «Ямал СПГ» во вторник, 11 декабря, вместе с премь...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Судозавод «Янтарь» в начале 2019 года возобновит строительство двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии

Судозавод «Янтарь» в начале 2019 года возобновит строительство двух фрегатов проекта 11356 для ВМС Индии АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ, входит в Объединенную судостроительную к...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году

Энергетический комплекс ОАО «РЖД» снизил количество выбросов вредных веществ в воздух на 2,1% в 2018 году ОАО «РЖД» в 2018 году продолжило реализацию экологической стратегии компании. В частности, энергетич...

ОАО «РЖД» подвело итоги цифровой трансформации за 2018 год

ОАО «РЖД» подвело итоги цифровой трансформации за 2018 год Директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям Евгений Чаркин в ходе заседания итогового правления...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...