Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Морские порты
Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 2017» прошел круглый стол на тему «Негосударственные источники финансирования морских портов. Развитие государственно-частной инициативы», организованный по инициативе ФГУП «Росморпорт». На нем генеральный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев рассказал о проектах по увеличению портовых мощностей РФ и механизмах их финансирования.

Ключевыми вопросами обсуждения стали механизмы привлечения частных инвестиций, принципы формирования и расходования нового инвестиционного портового сбора, реализация механизма концессии в морских портах.

Владимир Михайлов

В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский, заместитель генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Александр Халезин, генеральный директор АО «Ванинотрансуголь» Юрий Тямушкин, заместитель генерального директора ООО «МТП «Лавна» Вадим Попов, директора филиалов ФГУП «Росморпорт», представители стивидорных, инвестиционных, строительных, консалтинговых компаний и проектных институтов.

Механизмы привлечения частных инвестиций в объекты федеральной собственности стали ключевой темой обсуждения в рамках круглого стола.

Инвестиционно-подрядная модель ГЧП

В начале мероприятия перед собравшимися выступил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев. Он сообщил, что для привлечения частных инвестиций предприятие уже на протяжении более 10 лет применяет в основном так называемую инвестиционно-подрядную модель, когда в качестве заказчика реконструкции или строительства объектов федеральной собственности в портах выступает ФГУП «Росморпорт», а в качестве подрядчика – частный инвестор, которому предприятие компенсирует затраты в рассрочку за счет части доходов, генерируемых проектом.

«Этот инструмент для «Росморпорта» безрисковый и, кроме того, позволяет стимулировать инвестора к тому, чтобы помимо создания объектов федеральной собственности одновременно строились и объекты частного инвестора», – подчеркнул А. Лаврищев.

В качестве примера он привел терминал для перегрузки сои в Калининграде. Здесь за три года возведены объекты как федеральной, так и частной собственности на общую сумму около 1,5 млрд рублей. Условия по возврату инвестиций были перевыполнены: по плану возврат инвестиций должен был наступить через 17 лет, но фактически плановый срок возврата составит порядка 6,5 лет. Это было достигнуто за счет того, что терминал более активно смог заниматься привлечением грузов, и его грузооборот вместо запланированных 2 млн тонн в год достиг 4 млн тонн.

«На начальных этапах реализации этого подхода у нас была неоднозначная практика включения в возврат инвестиций платежей по портовым сборам, арендным платежам и т.п. Сейчас мы остановились на том, что засчитываются все платежи, которые поступают нам при обработке грузов на терминале, а также арендные платежи, которые, соответственно, за вычетом наших расходов в оговоренной ранее пропорции возвращаются инвестору», – сообщил глава «Росморпорта».

Альтернативной моделью является финансирование в рамках договора аренды, когда арендатор объектов федеральной собственности осуществляет их реконструкцию путем проведения неотделимых улучшений.

К настоящему времени на условиях ГЧП «Росморпортом» реализовано 10 проектов, которые, по оценкам предприятия, способствовали увеличению мощностей терминалов примерно на 40 млн тонн. В 2017 году на этих терминалах было перевалено почти 32 млн тонн.

«Росморпорт» и в дальнейшем планирует применять этот механизм – на данный момент в проработке находятся еще несколько проектов с суммарным размером инвестиций 17 млрд рублей, которые, по предварительным оценкам, позволят увеличить мощности российских терминалов примерно на 70 млн тонн.

С точки зрения прироста мощностей наиболее крупными являются инвестиционные проекты: реконструкции зернового терминала АО «Зерновой терминал «КСК» в порту Новороссийск, предусматривающий увеличение его мощности на 1,5 млн тонн; реконструкции контейнерного терминала в Балтийске, предусматривающий увеличение мощности на 150 тыс. TEU; строительства угольного терминала в бухте Суходол АО «ХК СДС-Уголь» мощностью 20 млн тонн; строительства угольного терминала ООО «Порт Вера» в районе мыса Открытый мощностью 20 млн тонн и ряд других проектов.

Модель концессии

Глава ФГУП «Росморпорт» сообщил, что в настоящее время прорабатывается ряд предложений по развитию инфраструктуры российских портов в рамках концессионных соглашений.

В качестве примера, где возможен подобный механизм, генеральный директор предприятия назвал проект строительства сухогрузного района порта Тамань. Согласно разработанной организационной модели проекта предполагается, что концессионер в лице ООО «РМП-Тамань» будет создавать объекты федеральной собственности, включая причалы, а инвесторы будут строить морские терминалы, включая их оснащение перегрузочным оборудованием. В качестве концедента выступает Росморречфлот. «Росморпорт» в настоящее время является единственным участником ООО «РМП-Тамань».

Кроме строительства сухогрузного района порта Тамань, добавил генеральный директор «Росморпорта», в рамках концессии рассматривается возможность создания объектов порта «Лавна» в Мурманске и одного из терминалов во Владивостоке.

Инвестиционный портовый сбор

Другим нововведением в 2017 году, которое было установлено Законом о морских портах в РФ, стал так называемый инвестиционный портовый сбор. Его идея родилась в Федеральном агентстве морского и речного транспорта после того, как «Росморпорт» проанализировал свои доходы в связи с существенным изменением курса рубля по отношению к американскому доллару и евро в 2014 году.

По оценкам предприятия, большинство судовладельцев, использующих инфраструктуру российских портов, стали экономить на судозаходах до 70-80%. Поэтому идея, заложенная в инвестиционном портовом сборе, по словам А.Лаврищева, – это компенсация той упущенной выгоды, которая сложилась из-за разницы в валютных курсах начина с мая 2014 года.

«Предполагается, что взимаемый инвестиционный сбор будет тратиться только на создание объектов в морских портах – ни копейки из этого сбора не будет расходоваться на текущее содержание ни ФГУП «Росморпорт», ни других возможных получателей этого сбора. Перечень объектов, на которые будут расходоваться аккумулированные средства инвестиционного сбора, будет определяться Минтрансом и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Сбор будет взиматься исключительно с судов загранплавания, которые перевозят основные экспортные грузы Российской Федерации. Предполагается, что типы этих судов будут танкеры и балкеры, и портовый сбор для них будет установлен только в крупнейших 13 морских портах страны», – сообщил А. Лаврищев.

Принципы взимания, расходования и установления инвестиционного сбора будут определены специальным правительственным постановлением, которое сейчас находится на начальном этапе согласования.

В рамках обсуждения нового инвестиционного портового сбора «Росморпорт» представил возможные варианты его использования. В частности, было предложено направить его на развитие такой инфраструктуры, как объекты паромной переправы Ванино – Холмск, подходной канал в морском порту Темрюк, экологическая база в морском порту Мурманск и другие.

Кроме того, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» отметил, что «на нынешнем этапе созданы довольно существенные нормативные основы для выхода инвестиционных возможностей и «Росморпорта», и морской отрасли на новый уровень» и что «Росморпорт» в этих вопросах «готов участвовать, разбираться и оказывать содействие любому инвестору, выбирая приемлемый для него вариант ГЧП с точки зрения выгоды по срокам реализации проекта, по возможности привлечения того или иного объема средств и т.д.».

В заключение мероприятия Андрей Лаврищев отметил большое практическое значение прошедшего обсуждения для дальнейшего развития взаимодействия между ФГУП «Росморпорт» и партнерами предприятия.

Морские порты №10 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту

В ЕС пока не прокомментировали новые санкции по керченскому инциденту Официальные источники в ЕС не готовы комментировать сообщения СМИ о том, что в Евросоюзе согласованы...

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики

В Хельсинки прошла российско-финляндская встреча в рамках соглашения о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Балтики По приглашению Министерства внутренних дел Финляндии 12-13 февраля здесь состоялась очередная совмес...

Российская экономика

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота»

Минэкономразвития продолжает поиск инвестора для приватизации «Совкомфлота» Государство планирует снизить свою долю в «Совкомфлоте» со 100% до 25% плюс 1 акция. Однако ...

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря

«Газпром» начнет поставки газа в Китай с 1 декабря «Газпром» планирует начать поставки газа в Китай по «западному маршруту» с 1 декабря 2019 года, рань...

Транспортная политика

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага

Депутаты упростят ряд процедур и сократят дублирующие нормы для судов российского флага Количество требований для судов российского флага сегодня значительно больше, чем для иностранных су...

Морские порты

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании

В ММТП началась подготовка к «арктической» грузовой кампании В Мурманском морском торговом порту началась подготовка груза к отправке в рамках «арктической» груз...

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48%

Грузооборот рыбы в ММРП в январе упал на 48% Первый месяц 2019 года оказался рекордно плохим по объемам доставки рыбы в порт. В январе услугами М...




Морской транспорт

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта

План развития совместной с Сирией судоходной компании будет готов к 1 марта План развития и формирования совместной крымско-сирийской судоходной компании будет   гото...

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы

Viking Line увеличил прибыль, несмотря на внешние факторы В 2018 году концерн Viking Line заработал 497,8 млн. евро. Обслуживание пассажиров принесло компании...

Речной транспорт

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы

В Волжском бассейне по итогам навигации-2018 показали рост зерновые и лесные грузы Замруководителя Росморречфлота Александр Пошивай принял участие в совместном  заседании ру...

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике

Дневник судоремонта. Жатайцы идут в графике На календаре последний зимний месяц – февраль. Основной показатель подготовки к навигации – это сдач...

Ж/Д транспорт

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути

На Северной железной дороге в 2019 году будет отремонтировано около 500 километров пути В 2019 году для повышения надежности железнодорожной инфраструктуры планом ремонтно-путевых работ на...

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства

ОАО «РЖД» реализует инфраструктурные проекты с помощью механизма государственно-частного партнерства Государственно-частные партнерства способствуют созданию и реализации национальных инфраструктурных ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...