Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Морские порты
Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 2017» прошел круглый стол на тему «Негосударственные источники финансирования морских портов. Развитие государственно-частной инициативы», организованный по инициативе ФГУП «Росморпорт». На нем генеральный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев рассказал о проектах по увеличению портовых мощностей РФ и механизмах их финансирования.

Ключевыми вопросами обсуждения стали механизмы привлечения частных инвестиций, принципы формирования и расходования нового инвестиционного портового сбора, реализация механизма концессии в морских портах.

Владимир Михайлов

В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский, заместитель генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Александр Халезин, генеральный директор АО «Ванинотрансуголь» Юрий Тямушкин, заместитель генерального директора ООО «МТП «Лавна» Вадим Попов, директора филиалов ФГУП «Росморпорт», представители стивидорных, инвестиционных, строительных, консалтинговых компаний и проектных институтов.

Механизмы привлечения частных инвестиций в объекты федеральной собственности стали ключевой темой обсуждения в рамках круглого стола.

Инвестиционно-подрядная модель ГЧП

В начале мероприятия перед собравшимися выступил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев. Он сообщил, что для привлечения частных инвестиций предприятие уже на протяжении более 10 лет применяет в основном так называемую инвестиционно-подрядную модель, когда в качестве заказчика реконструкции или строительства объектов федеральной собственности в портах выступает ФГУП «Росморпорт», а в качестве подрядчика – частный инвестор, которому предприятие компенсирует затраты в рассрочку за счет части доходов, генерируемых проектом.

«Этот инструмент для «Росморпорта» безрисковый и, кроме того, позволяет стимулировать инвестора к тому, чтобы помимо создания объектов федеральной собственности одновременно строились и объекты частного инвестора», – подчеркнул А. Лаврищев.

В качестве примера он привел терминал для перегрузки сои в Калининграде. Здесь за три года возведены объекты как федеральной, так и частной собственности на общую сумму около 1,5 млрд рублей. Условия по возврату инвестиций были перевыполнены: по плану возврат инвестиций должен был наступить через 17 лет, но фактически плановый срок возврата составит порядка 6,5 лет. Это было достигнуто за счет того, что терминал более активно смог заниматься привлечением грузов, и его грузооборот вместо запланированных 2 млн тонн в год достиг 4 млн тонн.

«На начальных этапах реализации этого подхода у нас была неоднозначная практика включения в возврат инвестиций платежей по портовым сборам, арендным платежам и т.п. Сейчас мы остановились на том, что засчитываются все платежи, которые поступают нам при обработке грузов на терминале, а также арендные платежи, которые, соответственно, за вычетом наших расходов в оговоренной ранее пропорции возвращаются инвестору», – сообщил глава «Росморпорта».

Альтернативной моделью является финансирование в рамках договора аренды, когда арендатор объектов федеральной собственности осуществляет их реконструкцию путем проведения неотделимых улучшений.

К настоящему времени на условиях ГЧП «Росморпортом» реализовано 10 проектов, которые, по оценкам предприятия, способствовали увеличению мощностей терминалов примерно на 40 млн тонн. В 2017 году на этих терминалах было перевалено почти 32 млн тонн.

«Росморпорт» и в дальнейшем планирует применять этот механизм – на данный момент в проработке находятся еще несколько проектов с суммарным размером инвестиций 17 млрд рублей, которые, по предварительным оценкам, позволят увеличить мощности российских терминалов примерно на 70 млн тонн.

С точки зрения прироста мощностей наиболее крупными являются инвестиционные проекты: реконструкции зернового терминала АО «Зерновой терминал «КСК» в порту Новороссийск, предусматривающий увеличение его мощности на 1,5 млн тонн; реконструкции контейнерного терминала в Балтийске, предусматривающий увеличение мощности на 150 тыс. TEU; строительства угольного терминала в бухте Суходол АО «ХК СДС-Уголь» мощностью 20 млн тонн; строительства угольного терминала ООО «Порт Вера» в районе мыса Открытый мощностью 20 млн тонн и ряд других проектов.

Модель концессии

Глава ФГУП «Росморпорт» сообщил, что в настоящее время прорабатывается ряд предложений по развитию инфраструктуры российских портов в рамках концессионных соглашений.

В качестве примера, где возможен подобный механизм, генеральный директор предприятия назвал проект строительства сухогрузного района порта Тамань. Согласно разработанной организационной модели проекта предполагается, что концессионер в лице ООО «РМП-Тамань» будет создавать объекты федеральной собственности, включая причалы, а инвесторы будут строить морские терминалы, включая их оснащение перегрузочным оборудованием. В качестве концедента выступает Росморречфлот. «Росморпорт» в настоящее время является единственным участником ООО «РМП-Тамань».

Кроме строительства сухогрузного района порта Тамань, добавил генеральный директор «Росморпорта», в рамках концессии рассматривается возможность создания объектов порта «Лавна» в Мурманске и одного из терминалов во Владивостоке.

Инвестиционный портовый сбор

Другим нововведением в 2017 году, которое было установлено Законом о морских портах в РФ, стал так называемый инвестиционный портовый сбор. Его идея родилась в Федеральном агентстве морского и речного транспорта после того, как «Росморпорт» проанализировал свои доходы в связи с существенным изменением курса рубля по отношению к американскому доллару и евро в 2014 году.

По оценкам предприятия, большинство судовладельцев, использующих инфраструктуру российских портов, стали экономить на судозаходах до 70-80%. Поэтому идея, заложенная в инвестиционном портовом сборе, по словам А.Лаврищева, – это компенсация той упущенной выгоды, которая сложилась из-за разницы в валютных курсах начина с мая 2014 года.

«Предполагается, что взимаемый инвестиционный сбор будет тратиться только на создание объектов в морских портах – ни копейки из этого сбора не будет расходоваться на текущее содержание ни ФГУП «Росморпорт», ни других возможных получателей этого сбора. Перечень объектов, на которые будут расходоваться аккумулированные средства инвестиционного сбора, будет определяться Минтрансом и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Сбор будет взиматься исключительно с судов загранплавания, которые перевозят основные экспортные грузы Российской Федерации. Предполагается, что типы этих судов будут танкеры и балкеры, и портовый сбор для них будет установлен только в крупнейших 13 морских портах страны», – сообщил А. Лаврищев.

Принципы взимания, расходования и установления инвестиционного сбора будут определены специальным правительственным постановлением, которое сейчас находится на начальном этапе согласования.

В рамках обсуждения нового инвестиционного портового сбора «Росморпорт» представил возможные варианты его использования. В частности, было предложено направить его на развитие такой инфраструктуры, как объекты паромной переправы Ванино – Холмск, подходной канал в морском порту Темрюк, экологическая база в морском порту Мурманск и другие.

Кроме того, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» отметил, что «на нынешнем этапе созданы довольно существенные нормативные основы для выхода инвестиционных возможностей и «Росморпорта», и морской отрасли на новый уровень» и что «Росморпорт» в этих вопросах «готов участвовать, разбираться и оказывать содействие любому инвестору, выбирая приемлемый для него вариант ГЧП с точки зрения выгоды по срокам реализации проекта, по возможности привлечения того или иного объема средств и т.д.».

В заключение мероприятия Андрей Лаврищев отметил большое практическое значение прошедшего обсуждения для дальнейшего развития взаимодействия между ФГУП «Росморпорт» и партнерами предприятия.

Морские порты №10 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Жителей Сочи предупредили о смерчах над морем

Жителей Сочи предупредили о смерчах над морем Власти Сочи распространили оперативную информацию городской диспетчерской службы о надвигающейся неп...

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году

Водород поможет порту Окленда стать объектом нулевого выброса к 2040 году Новозеландский порт пополнил своеобразный мировой водородный клуб. Этот газ в качестве топлива уже а...

Российская экономика

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров

Бизнес стран ЕАЭС обсудил маркировку товаров Маркировка товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стала к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка

Установлен понижающий коэффициент к ставкам экологического сбора в морских портах Восточный и Находка Более подробно с информацией о размере ставок экологического сбора в морских портах Восточный и Нахо...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...