Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Морские порты
Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 2017» прошел круглый стол на тему «Негосударственные источники финансирования морских портов. Развитие государственно-частной инициативы», организованный по инициативе ФГУП «Росморпорт». На нем генеральный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев рассказал о проектах по увеличению портовых мощностей РФ и механизмах их финансирования.

Ключевыми вопросами обсуждения стали механизмы привлечения частных инвестиций, принципы формирования и расходования нового инвестиционного портового сбора, реализация механизма концессии в морских портах.

Владимир Михайлов

В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский, заместитель генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Александр Халезин, генеральный директор АО «Ванинотрансуголь» Юрий Тямушкин, заместитель генерального директора ООО «МТП «Лавна» Вадим Попов, директора филиалов ФГУП «Росморпорт», представители стивидорных, инвестиционных, строительных, консалтинговых компаний и проектных институтов.

Механизмы привлечения частных инвестиций в объекты федеральной собственности стали ключевой темой обсуждения в рамках круглого стола.

Инвестиционно-подрядная модель ГЧП

В начале мероприятия перед собравшимися выступил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев. Он сообщил, что для привлечения частных инвестиций предприятие уже на протяжении более 10 лет применяет в основном так называемую инвестиционно-подрядную модель, когда в качестве заказчика реконструкции или строительства объектов федеральной собственности в портах выступает ФГУП «Росморпорт», а в качестве подрядчика – частный инвестор, которому предприятие компенсирует затраты в рассрочку за счет части доходов, генерируемых проектом.

«Этот инструмент для «Росморпорта» безрисковый и, кроме того, позволяет стимулировать инвестора к тому, чтобы помимо создания объектов федеральной собственности одновременно строились и объекты частного инвестора», – подчеркнул А. Лаврищев.

В качестве примера он привел терминал для перегрузки сои в Калининграде. Здесь за три года возведены объекты как федеральной, так и частной собственности на общую сумму около 1,5 млрд рублей. Условия по возврату инвестиций были перевыполнены: по плану возврат инвестиций должен был наступить через 17 лет, но фактически плановый срок возврата составит порядка 6,5 лет. Это было достигнуто за счет того, что терминал более активно смог заниматься привлечением грузов, и его грузооборот вместо запланированных 2 млн тонн в год достиг 4 млн тонн.

«На начальных этапах реализации этого подхода у нас была неоднозначная практика включения в возврат инвестиций платежей по портовым сборам, арендным платежам и т.п. Сейчас мы остановились на том, что засчитываются все платежи, которые поступают нам при обработке грузов на терминале, а также арендные платежи, которые, соответственно, за вычетом наших расходов в оговоренной ранее пропорции возвращаются инвестору», – сообщил глава «Росморпорта».

Альтернативной моделью является финансирование в рамках договора аренды, когда арендатор объектов федеральной собственности осуществляет их реконструкцию путем проведения неотделимых улучшений.

К настоящему времени на условиях ГЧП «Росморпортом» реализовано 10 проектов, которые, по оценкам предприятия, способствовали увеличению мощностей терминалов примерно на 40 млн тонн. В 2017 году на этих терминалах было перевалено почти 32 млн тонн.

«Росморпорт» и в дальнейшем планирует применять этот механизм – на данный момент в проработке находятся еще несколько проектов с суммарным размером инвестиций 17 млрд рублей, которые, по предварительным оценкам, позволят увеличить мощности российских терминалов примерно на 70 млн тонн.

С точки зрения прироста мощностей наиболее крупными являются инвестиционные проекты: реконструкции зернового терминала АО «Зерновой терминал «КСК» в порту Новороссийск, предусматривающий увеличение его мощности на 1,5 млн тонн; реконструкции контейнерного терминала в Балтийске, предусматривающий увеличение мощности на 150 тыс. TEU; строительства угольного терминала в бухте Суходол АО «ХК СДС-Уголь» мощностью 20 млн тонн; строительства угольного терминала ООО «Порт Вера» в районе мыса Открытый мощностью 20 млн тонн и ряд других проектов.

Модель концессии

Глава ФГУП «Росморпорт» сообщил, что в настоящее время прорабатывается ряд предложений по развитию инфраструктуры российских портов в рамках концессионных соглашений.

В качестве примера, где возможен подобный механизм, генеральный директор предприятия назвал проект строительства сухогрузного района порта Тамань. Согласно разработанной организационной модели проекта предполагается, что концессионер в лице ООО «РМП-Тамань» будет создавать объекты федеральной собственности, включая причалы, а инвесторы будут строить морские терминалы, включая их оснащение перегрузочным оборудованием. В качестве концедента выступает Росморречфлот. «Росморпорт» в настоящее время является единственным участником ООО «РМП-Тамань».

Кроме строительства сухогрузного района порта Тамань, добавил генеральный директор «Росморпорта», в рамках концессии рассматривается возможность создания объектов порта «Лавна» в Мурманске и одного из терминалов во Владивостоке.

Инвестиционный портовый сбор

Другим нововведением в 2017 году, которое было установлено Законом о морских портах в РФ, стал так называемый инвестиционный портовый сбор. Его идея родилась в Федеральном агентстве морского и речного транспорта после того, как «Росморпорт» проанализировал свои доходы в связи с существенным изменением курса рубля по отношению к американскому доллару и евро в 2014 году.

По оценкам предприятия, большинство судовладельцев, использующих инфраструктуру российских портов, стали экономить на судозаходах до 70-80%. Поэтому идея, заложенная в инвестиционном портовом сборе, по словам А.Лаврищева, – это компенсация той упущенной выгоды, которая сложилась из-за разницы в валютных курсах начина с мая 2014 года.

«Предполагается, что взимаемый инвестиционный сбор будет тратиться только на создание объектов в морских портах – ни копейки из этого сбора не будет расходоваться на текущее содержание ни ФГУП «Росморпорт», ни других возможных получателей этого сбора. Перечень объектов, на которые будут расходоваться аккумулированные средства инвестиционного сбора, будет определяться Минтрансом и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Сбор будет взиматься исключительно с судов загранплавания, которые перевозят основные экспортные грузы Российской Федерации. Предполагается, что типы этих судов будут танкеры и балкеры, и портовый сбор для них будет установлен только в крупнейших 13 морских портах страны», – сообщил А. Лаврищев.

Принципы взимания, расходования и установления инвестиционного сбора будут определены специальным правительственным постановлением, которое сейчас находится на начальном этапе согласования.

В рамках обсуждения нового инвестиционного портового сбора «Росморпорт» представил возможные варианты его использования. В частности, было предложено направить его на развитие такой инфраструктуры, как объекты паромной переправы Ванино – Холмск, подходной канал в морском порту Темрюк, экологическая база в морском порту Мурманск и другие.

Кроме того, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» отметил, что «на нынешнем этапе созданы довольно существенные нормативные основы для выхода инвестиционных возможностей и «Росморпорта», и морской отрасли на новый уровень» и что «Росморпорт» в этих вопросах «готов участвовать, разбираться и оказывать содействие любому инвестору, выбирая приемлемый для него вариант ГЧП с точки зрения выгоды по срокам реализации проекта, по возможности привлечения того или иного объема средств и т.д.».

В заключение мероприятия Андрей Лаврищев отметил большое практическое значение прошедшего обсуждения для дальнейшего развития взаимодействия между ФГУП «Росморпорт» и партнерами предприятия.

Морские порты №10 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня, как и по всей России, на учебных площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли меропр...

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Морские порты

Ограничения движения в дни ЧМ в Ростове не создают помех для отгрузки зерна - экспортер

Ограничения движения в дни ЧМ в Ростове не создают помех для отгрузки зерна - экспортер Ограничения движения транспорта в дни проведения матчей чемпионата мира по футболу в Ростове-на-Дону...

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 ФБУ «Администрация Беломорско-Оне...

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...