Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Морские порты
Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 2017» прошел круглый стол на тему «Негосударственные источники финансирования морских портов. Развитие государственно-частной инициативы», организованный по инициативе ФГУП «Росморпорт». На нем генеральный директор «Росморпорта» Андрей Лаврищев рассказал о проектах по увеличению портовых мощностей РФ и механизмах их финансирования.

Ключевыми вопросами обсуждения стали механизмы привлечения частных инвестиций, принципы формирования и расходования нового инвестиционного портового сбора, реализация механизма концессии в морских портах.

Владимир Михайлов

В работе круглого стола приняли участие заместитель руководителя Росморречфлота Надежда Жихарева, директор по логистике АО «СУЭК» Денис Илатовский, заместитель генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Александр Халезин, генеральный директор АО «Ванинотрансуголь» Юрий Тямушкин, заместитель генерального директора ООО «МТП «Лавна» Вадим Попов, директора филиалов ФГУП «Росморпорт», представители стивидорных, инвестиционных, строительных, консалтинговых компаний и проектных институтов.

Механизмы привлечения частных инвестиций в объекты федеральной собственности стали ключевой темой обсуждения в рамках круглого стола.

Инвестиционно-подрядная модель ГЧП

В начале мероприятия перед собравшимися выступил генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев. Он сообщил, что для привлечения частных инвестиций предприятие уже на протяжении более 10 лет применяет в основном так называемую инвестиционно-подрядную модель, когда в качестве заказчика реконструкции или строительства объектов федеральной собственности в портах выступает ФГУП «Росморпорт», а в качестве подрядчика – частный инвестор, которому предприятие компенсирует затраты в рассрочку за счет части доходов, генерируемых проектом.

«Этот инструмент для «Росморпорта» безрисковый и, кроме того, позволяет стимулировать инвестора к тому, чтобы помимо создания объектов федеральной собственности одновременно строились и объекты частного инвестора», – подчеркнул А. Лаврищев.

В качестве примера он привел терминал для перегрузки сои в Калининграде. Здесь за три года возведены объекты как федеральной, так и частной собственности на общую сумму около 1,5 млрд рублей. Условия по возврату инвестиций были перевыполнены: по плану возврат инвестиций должен был наступить через 17 лет, но фактически плановый срок возврата составит порядка 6,5 лет. Это было достигнуто за счет того, что терминал более активно смог заниматься привлечением грузов, и его грузооборот вместо запланированных 2 млн тонн в год достиг 4 млн тонн.

«На начальных этапах реализации этого подхода у нас была неоднозначная практика включения в возврат инвестиций платежей по портовым сборам, арендным платежам и т.п. Сейчас мы остановились на том, что засчитываются все платежи, которые поступают нам при обработке грузов на терминале, а также арендные платежи, которые, соответственно, за вычетом наших расходов в оговоренной ранее пропорции возвращаются инвестору», – сообщил глава «Росморпорта».

Альтернативной моделью является финансирование в рамках договора аренды, когда арендатор объектов федеральной собственности осуществляет их реконструкцию путем проведения неотделимых улучшений.

К настоящему времени на условиях ГЧП «Росморпортом» реализовано 10 проектов, которые, по оценкам предприятия, способствовали увеличению мощностей терминалов примерно на 40 млн тонн. В 2017 году на этих терминалах было перевалено почти 32 млн тонн.

«Росморпорт» и в дальнейшем планирует применять этот механизм – на данный момент в проработке находятся еще несколько проектов с суммарным размером инвестиций 17 млрд рублей, которые, по предварительным оценкам, позволят увеличить мощности российских терминалов примерно на 70 млн тонн.

С точки зрения прироста мощностей наиболее крупными являются инвестиционные проекты: реконструкции зернового терминала АО «Зерновой терминал «КСК» в порту Новороссийск, предусматривающий увеличение его мощности на 1,5 млн тонн; реконструкции контейнерного терминала в Балтийске, предусматривающий увеличение мощности на 150 тыс. TEU; строительства угольного терминала в бухте Суходол АО «ХК СДС-Уголь» мощностью 20 млн тонн; строительства угольного терминала ООО «Порт Вера» в районе мыса Открытый мощностью 20 млн тонн и ряд других проектов.

Модель концессии

Глава ФГУП «Росморпорт» сообщил, что в настоящее время прорабатывается ряд предложений по развитию инфраструктуры российских портов в рамках концессионных соглашений.

В качестве примера, где возможен подобный механизм, генеральный директор предприятия назвал проект строительства сухогрузного района порта Тамань. Согласно разработанной организационной модели проекта предполагается, что концессионер в лице ООО «РМП-Тамань» будет создавать объекты федеральной собственности, включая причалы, а инвесторы будут строить морские терминалы, включая их оснащение перегрузочным оборудованием. В качестве концедента выступает Росморречфлот. «Росморпорт» в настоящее время является единственным участником ООО «РМП-Тамань».

Кроме строительства сухогрузного района порта Тамань, добавил генеральный директор «Росморпорта», в рамках концессии рассматривается возможность создания объектов порта «Лавна» в Мурманске и одного из терминалов во Владивостоке.

Инвестиционный портовый сбор

Другим нововведением в 2017 году, которое было установлено Законом о морских портах в РФ, стал так называемый инвестиционный портовый сбор. Его идея родилась в Федеральном агентстве морского и речного транспорта после того, как «Росморпорт» проанализировал свои доходы в связи с существенным изменением курса рубля по отношению к американскому доллару и евро в 2014 году.

По оценкам предприятия, большинство судовладельцев, использующих инфраструктуру российских портов, стали экономить на судозаходах до 70-80%. Поэтому идея, заложенная в инвестиционном портовом сборе, по словам А.Лаврищева, – это компенсация той упущенной выгоды, которая сложилась из-за разницы в валютных курсах начина с мая 2014 года.

«Предполагается, что взимаемый инвестиционный сбор будет тратиться только на создание объектов в морских портах – ни копейки из этого сбора не будет расходоваться на текущее содержание ни ФГУП «Росморпорт», ни других возможных получателей этого сбора. Перечень объектов, на которые будут расходоваться аккумулированные средства инвестиционного сбора, будет определяться Минтрансом и Федеральным агентством морского и речного транспорта. Сбор будет взиматься исключительно с судов загранплавания, которые перевозят основные экспортные грузы Российской Федерации. Предполагается, что типы этих судов будут танкеры и балкеры, и портовый сбор для них будет установлен только в крупнейших 13 морских портах страны», – сообщил А. Лаврищев.

Принципы взимания, расходования и установления инвестиционного сбора будут определены специальным правительственным постановлением, которое сейчас находится на начальном этапе согласования.

В рамках обсуждения нового инвестиционного портового сбора «Росморпорт» представил возможные варианты его использования. В частности, было предложено направить его на развитие такой инфраструктуры, как объекты паромной переправы Ванино – Холмск, подходной канал в морском порту Темрюк, экологическая база в морском порту Мурманск и другие.

Кроме того, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» отметил, что «на нынешнем этапе созданы довольно существенные нормативные основы для выхода инвестиционных возможностей и «Росморпорта», и морской отрасли на новый уровень» и что «Росморпорт» в этих вопросах «готов участвовать, разбираться и оказывать содействие любому инвестору, выбирая приемлемый для него вариант ГЧП с точки зрения выгоды по срокам реализации проекта, по возможности привлечения того или иного объема средств и т.д.».

В заключение мероприятия Андрей Лаврищев отметил большое практическое значение прошедшего обсуждения для дальнейшего развития взаимодействия между ФГУП «Росморпорт» и партнерами предприятия.

Морские порты №10 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском

После захвата российского корабля Украина рискует Мариуполем и Бердянском Киев намерен увеличить присутствие своих военно-морских сил в акватории Азовского моря, заявил в чет...

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии

Празднование столетия барка «Седов» пройдет в России и Германии «Барк «Седов» будет отмечать столетний юбилей сразу в двух странах - России и Германии, сообщили «Ин...

Российская экономика

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей

Росатом намерен в 2023 году ввести полиметаллический ГОК в Арктике за 35 млрд рублей АО «Первая горнорудная компания», структура госкорпорации «Росатом», планирует в 2023 году ввести в ...

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 7 месяцев вырос на 3,1% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июле 2018 г. вырос на 3,1% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину

Российские бизнесмены прекратили перевозки грузов в Украину Некоторые российские судовладельцы приостановили грузовые перевозки в Украину после того, как танкер...

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море

Украина попросит НАТО конвоировать суда в Азовском море Украина может попросить о сопровождении кораблей в Азовском море в Совет Безопасности ООН и НАТО. Об...

Морские порты

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства

Туапсинский порт в два раза увеличил инвестиции в развитие производства За 6 месяцев текущего года на развитие производства ГК «Туапсинский морской торговый порт» (вход...

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года

Таганрогский порт направил на социальные программы 2,2 млн рублей в I полугодии 2018 года В I полугодии 2018 года на реализацию социальной программы АО »Таганрогский морской торговый порт» &...




Морской транспорт

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн

Убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн Совокупные убытки судоходных контейнерных перевозчиков уже достигли $650 млн., в дополнение к $1,2 м...

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года

Постройку судна перезарядки атомных ледоколов рекомендуют начать не позднее 2020 года Строительство судна перезарядки атомных ледоколов нового поколения, необходимого для эксплуатации ст...

Речной транспорт

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта

В Нижегородской области появился проект нового грузового порта Группа компаний «Совет» намерена привлечь до 30 млрд руб. инвестиций в строительство речного грузово...

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ

Развитие речного транспорта тормозят административные барьеры, в первую очередь со стороны органов надзора – собрание АПСРТ 27 июля в Хабаровске состоялось годовое собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспор...

Ж/Д транспорт

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана

«Уралвагонзавод» в I полугодии реализовал 7,9 тыс. грузовых вагонов - на 1,1% сверх плана АО «НПК «Уралвагонзавод» по итогам первого полугодия 2018 года реализовало 7865 грузовых вагонов, в ...

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм

РЖД советуют владельцам подъездных путей на Сахалине подготовиться к переходу на колею 1520 мм Дальневосточная железная дорога предупредила сахалинских собственников железнодорожных путей необщег...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма

Федеральная трасса «Таврида» готова почти на 40% - Госкомитет дорожного хозяйства Крыма Федеральная автодорога «Таврида», которая строится на Крымском полуострове, готова почти на 40%...

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр

Более 33,3 тыс. машин проехали за сутки по Крымскому мосту - инфоцентр Новый рекорд дорожного трафика установлен на Крымском мосту в минувшее воскресенье: по нему в обе ст...

Аналитика

Транспортная политика

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Новый международный реестр судов: кому преференции?

Новый международный реестр судов: кому преференции? В России появится второй (специальный?) международный судовой реестр, который в отличие от п...

Морские порты

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт &#...

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере

Структурирование проектов ГЧП в портовой сфере В структурировании любого ГЧП-проекта наиболее значимым является процесс идентификации и распределен...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...

Севводпуть: Повышая качество водных путей

Севводпуть: Повышая качество водных путей Администрация обслуживает водные пути Европейского Севера России. Основной транзит составляют участк...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...