«Весь покрытый зеленью»

Морской транспорт
«Весь покрытый зеленью»

ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и косвенно влияет на объем выбросов в атмосферу – обросший корпус увеличивает расход топлива. «Совкомфлот» придает первостепенное значение охране окружающей среды и энергосбережению, поэтому наша техническая политика по обеспечению плановой скорости судов диктует системный подход к использованию современных антиобрастающих материалов в покрытии корпусов.

По материалам «Вестника СКФ»

Новая конвенция на подходе?

В сентябре вступила в силу Международная конвенция по балластным водам (Ballast Water Management Convention, BWMC), которая была принята ИМО в 2004 году. Этот документ требует оснащать суда системами очистки балластных вод. Цель конвенции – защитить богатство и разнообразие морских экосистем по всему миру от агрессивного воздействия чужеродных микроорганизмов и водорослей, которые переносятся судами вместе с балластной водой. Эксперты считают, что это лишь первый шаг в борьбе с распространением инвазивных морских видов.

Исследования, на результаты которых опирается ИМО, свидетельствуют, что в некоторых регионах планеты (например, в Австралии и Новой Зеландии) основной риск связан не с балластными водами, а с биообрастанием судовых корпусов. Ряд экспертов полагает, что решение именно этой проблемы станет для организации одним из приоритетов и в ближайшие 5-8 лет приведет к появлению новых регуляторных норм.

В августе 2017 года ИМО объявила о старте проекта GloFouling, который направлен на «воплощение рекомендаций по контролю биообрастания судов». Эта инициатива позиционируется как логическое продолжение BWMC. Пока проект находится на самой ранней стадии: ИМО собирает информацию, а также ждет от стран-участниц сигнала об их интересе к участию в GloFouling.

Катарина тен Халлерс-Тьяб-бес, авторитетный голландский специалист по биологии моря и антропогенному воздействию на нее, которая участвовала в разработке BWMC, считает, что от принятия новой конвенции по биообрастанию ИМО отделяют по меньшей мере четыре года. «Сейчас для всех заинтересованных сторон – судовладельцев, операторов и производителей оборудования – самый подходящий момент, чтобы включиться в начатый ИМО процесс сбора информации по этой теме и повлиять на грядущую дискуссию, результатом которой станет выработка нового нормативного акта», – считает эксперт.

Ожидается, что появлению такого глобального документа будет предшествовать ужесточение локальных норм в различных регионах мира. Например, соответствующее местное положение с октября вступило в силу в Калифорнии, а с мая 2018 года будет действовать в Новой Зеландии.

Органы власти борются с биообрастанием для защиты морской среды, однако у владельцев и операторов судов есть и дополнительный, сугубо практический мотив: со ссылкой на исследование компании Royal Philips издание Fairplay утверждает, что наросшие ниже ватерлинии ракушки и водоросли настолько тормозят судно, что расход топлива иногда вырастает до 40%.

Современные приемы борьбы

На сегодняшний день существует несколько основных способов борьбы с биообрастанием судов. Один из них – специальные краски и покрытия, в состав которых входят биоциды (вещества, предназначенные для уничтожения вредных организмов). Долгое время самым эффективным и популярным из биоцидов являлось трибутилолово (или триубтилтин, TBT). Широкое применение TBT в мире началось с середины 1960-х годов, во второй половине XX века им обрабатывались до 70% всех судов.

Однако высокая токсичность, которая и сделала TBT таким эффективным, привела к отказу от него: за несколько десятилетий в донных отложениях скопилось слишком много продуктов выщелачивания олова, которые разрушительно действуют на морскую экосистему. В 2008 году TBT и другие оловосодержащие покрытия были полностью запрещены ИМО.

На смену им пришел другой биоцид, иргарол, который активно применялся почти 10 лет, пока тоже не был включен в черный список ИМО в 2017 году. Некоторые эксперты ожидают, что в ближайшем будущем ИМО продолжит целенаправленно ужесточать правила использования токсичных покрытий, и ряд других биоцидов тоже попадает под запрет.

Одна из возможных альтернатив – новые виды красок, которые вместо тяжелых металлов используют в качестве биоцида оксид меди. Однако проблемой этого решения является недолговечность: срок эффективного действия у покрытий на основе меди обычно не превышает 1,5-2 лет.

Еще один перспективный сценарий – использование покрытий на основе силикона, которые не содержат биоцидов вообще. Биообрастанию препятствует поверхностная химия силоксанов: микроорганизмы с трудом закрепляются на такой поверхности, поэтому во время движения потоки встречной воды сами собой счищают наросты с бортов судна. Однако по этой же причине силиконовые покрытия не подходят для стационарных конструкций и судов, развивающих низкую скорость. По мнению экспертов, эффективно использовать для борьбы с биообрастанием силикон сегодня могут только около 15% торговых судов в мире.

Третий способ борьбы с биообрастанием – подводная очистка корпуса в портах во время стоянки. Как правило, ее выполняют водолазы либо специальный аппарат с дистанционным управлением. Стоимость такой услуги в разных странах варьируется от $5 до 50 тыс. – экономичное решение для компаний, которые не располагают быстроходными судами или не хотят вкладывать средства в силиконовые покрытия. Ключевой недостаток этого варианта в том, что он почти не препятствует перемещению инвазивных видов (на что во многом и направлены меры по борьбе с биообрастанием).

По данным издания Fairplay, власти Голландии провели исследование, которое показало, что предотвратить попадание инвазивных видов в воду при подводной очистке корпуса невозможно. По итогам исследования правительству страны было направлено письмо с рекомендацией полностью запретить подобные подводные операции в голландских портах. Опрошенные изданием эксперты полагают, что к схожим выводам могут скоро прийти и другие страны – в первую очередь Австралия и Новая Зеландия, а также государства Балтийского региона.

Сергей Нефедов, технический менеджер «СКФ Менеджмент Сервисиз (Кипр)»:

– Техническая политика нашей компании по обеспечению плановой скорости судов диктует системный подход к использованию современных антиобрастающих материалов в покрытии корпусов. На тип покрытия влияют возраст судна, район плавания, время непосредственного движения при перевозке грузов и время ожидания на якорной стоянке. Все применяемые нами антиобрастающие покрытия одобрены классификационными обществами, содержат экологически чистые материалы и не наносят вреда окружающей среде, что подтверждается специальными сертификатами.

Для судов СКФ выбираются самые современные высокотехнологичные схемы от ведущих производителей антиобрастающих покрытий: Jotun, International Paints, PPG, Hempel, KCC. Все используемые нами покрытия апробированы и подтвердили свою эффективность. Отбор производится на тендерной основе, что позволяет точно выбрать покрытие для каждого конкретного судна, оптимальное по соотношению цены и качества. В абсолютном большинстве случаев выбранные схемы полноценно защищают суда СКФ от значительных обрастаний на всей продолжительности расчетного междокового срока.

Ежедневно мы проводим мониторинг состояния корпуса судна по винтовой характеристике, ведем статистику и анализируем эффективность антиобрастающих схем. В дальнейшем компания рассматривает возможность использования системы воздушной смазки корпуса для уменьшения трения о воду при движении.

Человечество против биомассы

Проблема биообрастания стара как мир. Моряки и судовладельцы боролись с ним еще в Древнем Египте. Известен папирус 412 года до н.э., где рассказывается, что для защиты судов египтяне обрабатывали их смесью мышьяка с хиосским маслом. Во времена Христофора Колумба, на рубеже XIII и XIV веков, корпусы каравелл натирали жиром и дегтем, однако вытаскивать судно на берег и счищать ракушки все равно приходилось каждые несколько месяцев. Применять медь в качестве биоцида впервые начали в XVII веке – в 1625 году Вильям Билль запатентовал защитную смесь из меди, железного порошка и цемента. Впоследствии – к началу XIX века – британцы первыми начали обшивать подводную часть своих судов медными листами, что во многом помогло Британской империи стать «владычицей морей». Однако решение было дорогостоящим: по данным Ост-Индской компании, цена меди для обшивки составляла до 10% всей стоимости корпуса. При этом менять такую обшивку приходилось уже после нескольких рейсов, иногда всего двух.

Морские вести России №2 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

В судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

В судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года

«Ростерминалуголь» отгрузил на экспорт 19 млн тонн угля с начала года АО «Ростерминалуголь», крупнейший в европейской части России специализированный угольный терминал, в...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...