«Весь покрытый зеленью» - Морские вести России

«Весь покрытый зеленью»

10.04.2018

Морской транспорт

ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и косвенно влияет на объем выбросов в атмосферу – обросший корпус увеличивает расход топлива. «Совкомфлот» придает первостепенное значение охране окружающей среды и энергосбережению, поэтому наша техническая политика по обеспечению плановой скорости судов диктует системный подход к использованию современных антиобрастающих материалов в покрытии корпусов.

По материалам «Вестника СКФ»

Новая конвенция на подходе?

В сентябре вступила в силу Международная конвенция по балластным водам (Ballast Water Management Convention, BWMC), которая была принята ИМО в 2004 году. Этот документ требует оснащать суда системами очистки балластных вод. Цель конвенции – защитить богатство и разнообразие морских экосистем по всему миру от агрессивного воздействия чужеродных микроорганизмов и водорослей, которые переносятся судами вместе с балластной водой. Эксперты считают, что это лишь первый шаг в борьбе с распространением инвазивных морских видов.

Исследования, на результаты которых опирается ИМО, свидетельствуют, что в некоторых регионах планеты (например, в Австралии и Новой Зеландии) основной риск связан не с балластными водами, а с биообрастанием судовых корпусов. Ряд экспертов полагает, что решение именно этой проблемы станет для организации одним из приоритетов и в ближайшие 5-8 лет приведет к появлению новых регуляторных норм.

В августе 2017 года ИМО объявила о старте проекта GloFouling, который направлен на «воплощение рекомендаций по контролю биообрастания судов». Эта инициатива позиционируется как логическое продолжение BWMC. Пока проект находится на самой ранней стадии: ИМО собирает информацию, а также ждет от стран-участниц сигнала об их интересе к участию в GloFouling.

Катарина тен Халлерс-Тьяб-бес, авторитетный голландский специалист по биологии моря и антропогенному воздействию на нее, которая участвовала в разработке BWMC, считает, что от принятия новой конвенции по биообрастанию ИМО отделяют по меньшей мере четыре года. «Сейчас для всех заинтересованных сторон – судовладельцев, операторов и производителей оборудования – самый подходящий момент, чтобы включиться в начатый ИМО процесс сбора информации по этой теме и повлиять на грядущую дискуссию, результатом которой станет выработка нового нормативного акта», – считает эксперт.

Ожидается, что появлению такого глобального документа будет предшествовать ужесточение локальных норм в различных регионах мира. Например, соответствующее местное положение с октября вступило в силу в Калифорнии, а с мая 2018 года будет действовать в Новой Зеландии.

Органы власти борются с биообрастанием для защиты морской среды, однако у владельцев и операторов судов есть и дополнительный, сугубо практический мотив: со ссылкой на исследование компании Royal Philips издание Fairplay утверждает, что наросшие ниже ватерлинии ракушки и водоросли настолько тормозят судно, что расход топлива иногда вырастает до 40%.

Современные приемы борьбы

На сегодняшний день существует несколько основных способов борьбы с биообрастанием судов. Один из них – специальные краски и покрытия, в состав которых входят биоциды (вещества, предназначенные для уничтожения вредных организмов). Долгое время самым эффективным и популярным из биоцидов являлось трибутилолово (или триубтилтин, TBT). Широкое применение TBT в мире началось с середины 1960-х годов, во второй половине XX века им обрабатывались до 70% всех судов.

Однако высокая токсичность, которая и сделала TBT таким эффективным, привела к отказу от него: за несколько десятилетий в донных отложениях скопилось слишком много продуктов выщелачивания олова, которые разрушительно действуют на морскую экосистему. В 2008 году TBT и другие оловосодержащие покрытия были полностью запрещены ИМО.

На смену им пришел другой биоцид, иргарол, который активно применялся почти 10 лет, пока тоже не был включен в черный список ИМО в 2017 году. Некоторые эксперты ожидают, что в ближайшем будущем ИМО продолжит целенаправленно ужесточать правила использования токсичных покрытий, и ряд других биоцидов тоже попадает под запрет.

Одна из возможных альтернатив – новые виды красок, которые вместо тяжелых металлов используют в качестве биоцида оксид меди. Однако проблемой этого решения является недолговечность: срок эффективного действия у покрытий на основе меди обычно не превышает 1,5-2 лет.

Еще один перспективный сценарий – использование покрытий на основе силикона, которые не содержат биоцидов вообще. Биообрастанию препятствует поверхностная химия силоксанов: микроорганизмы с трудом закрепляются на такой поверхности, поэтому во время движения потоки встречной воды сами собой счищают наросты с бортов судна. Однако по этой же причине силиконовые покрытия не подходят для стационарных конструкций и судов, развивающих низкую скорость. По мнению экспертов, эффективно использовать для борьбы с биообрастанием силикон сегодня могут только около 15% торговых судов в мире.

Третий способ борьбы с биообрастанием – подводная очистка корпуса в портах во время стоянки. Как правило, ее выполняют водолазы либо специальный аппарат с дистанционным управлением. Стоимость такой услуги в разных странах варьируется от $5 до 50 тыс. – экономичное решение для компаний, которые не располагают быстроходными судами или не хотят вкладывать средства в силиконовые покрытия. Ключевой недостаток этого варианта в том, что он почти не препятствует перемещению инвазивных видов (на что во многом и направлены меры по борьбе с биообрастанием).

По данным издания Fairplay, власти Голландии провели исследование, которое показало, что предотвратить попадание инвазивных видов в воду при подводной очистке корпуса невозможно. По итогам исследования правительству страны было направлено письмо с рекомендацией полностью запретить подобные подводные операции в голландских портах. Опрошенные изданием эксперты полагают, что к схожим выводам могут скоро прийти и другие страны – в первую очередь Австралия и Новая Зеландия, а также государства Балтийского региона.

Сергей Нефедов, технический менеджер «СКФ Менеджмент Сервисиз (Кипр)»:

– Техническая политика нашей компании по обеспечению плановой скорости судов диктует системный подход к использованию современных антиобрастающих материалов в покрытии корпусов. На тип покрытия влияют возраст судна, район плавания, время непосредственного движения при перевозке грузов и время ожидания на якорной стоянке. Все применяемые нами антиобрастающие покрытия одобрены классификационными обществами, содержат экологически чистые материалы и не наносят вреда окружающей среде, что подтверждается специальными сертификатами.

Для судов СКФ выбираются самые современные высокотехнологичные схемы от ведущих производителей антиобрастающих покрытий: Jotun, International Paints, PPG, Hempel, KCC. Все используемые нами покрытия апробированы и подтвердили свою эффективность. Отбор производится на тендерной основе, что позволяет точно выбрать покрытие для каждого конкретного судна, оптимальное по соотношению цены и качества. В абсолютном большинстве случаев выбранные схемы полноценно защищают суда СКФ от значительных обрастаний на всей продолжительности расчетного междокового срока.

Ежедневно мы проводим мониторинг состояния корпуса судна по винтовой характеристике, ведем статистику и анализируем эффективность антиобрастающих схем. В дальнейшем компания рассматривает возможность использования системы воздушной смазки корпуса для уменьшения трения о воду при движении.

Человечество против биомассы

Проблема биообрастания стара как мир. Моряки и судовладельцы боролись с ним еще в Древнем Египте. Известен папирус 412 года до н.э., где рассказывается, что для защиты судов египтяне обрабатывали их смесью мышьяка с хиосским маслом. Во времена Христофора Колумба, на рубеже XIII и XIV веков, корпусы каравелл натирали жиром и дегтем, однако вытаскивать судно на берег и счищать ракушки все равно приходилось каждые несколько месяцев. Применять медь в качестве биоцида впервые начали в XVII веке – в 1625 году Вильям Билль запатентовал защитную смесь из меди, железного порошка и цемента. Впоследствии – к началу XIX века – британцы первыми начали обшивать подводную часть своих судов медными листами, что во многом помогло Британской империи стать «владычицей морей». Однако решение было дорогостоящим: по данным Ост-Индской компании, цена меди для обшивки составляла до 10% всей стоимости корпуса. При этом менять такую обшивку приходилось уже после нескольких рейсов, иногда всего двух.

Морские вести России №2 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика