Итоги 2017 года: важнейшие события портовой отрасли - Морские вести России

Итоги 2017 года: важнейшие события портовой отрасли

27.03.2018

Российская экономика

2017 год для портовой отрасли был отмечен рядом важных и запоминающихся событий. Позитивные изменения произошли в сфере отраслевого законодательства – приняты изменения в закон о морских портах, учитывающие инициативы и производственные интересы портовиков. Рекордными объемами экспорта продукции отметились угольная и сельскохозяйственная отрасли, а морские порты перевалили эти объемы, что существенно увеличило рост общего грузооборота. Были введены новые портовые мощности, что также повлияло на прирост грузооборота портов. Запущен крупнейший объект по производству сжиженного природного газа в Арктике на полуострове Ямал, отгрузке СПГ в порту Сабетта и транспортировке экспортного груза по Северному морскому пути. Вспоминаем самые важные события 2017 года.

Ольга Гольдберг

Типовой договор

В 2017 году достиг логического завершения один из самых важных для портовиков вопросов, связанных с законодательным закреплением основных моментов взаимодействия участников процесса перевозки на стыке морского порта и железной дороги: Законом о морских портах в РФ была законодательно закреплена форма соглашения между железнодорожным перевозчиком и оператором морского терминала – типовой договор, в котором указана ответственность каждой из сторон. В Федеральный закон от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения Федеральным законом от 18 июля 2017 года №177-ФЗ, который вступил в силу с 1 ноября 2017 года.

В части 3 статьи 27 принятого закона указано, что порядок взаимодействия, права и обязанности операторов морских терминалов и перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов железнодорожным транспортом, определяются договором об организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту. Договор заключается сроком не менее чем на пять лет, и в нем устанавливаются (часть 4 статьи 27):

1) порядок подачи и уборки вагонов, эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, определения платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях;

2) места и нормы одновременной погрузки и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок; места сдачи и приема вагонов, максимальное количество одновременно подаваемых и возвращаемых вагонов; технологический срок оборота вагона на железнодорожном пути необщего пользования;

3) нормативы времени на следующие операции: расформирование составов по грузоотправителям, грузополучателям; подачу и уборку вагонов; на осуществление операций по приему и сдаче грузов; оформление и выдачу документов; подачу вагонов на весы и уборку вагонов с весов; оборудование вагонов под погрузку грузов; погрузку грузов в вагоны, выгрузку грузов из вагонов; очистку вагонов от приспособлений для грузов и остатков ранее перевезенных грузов; осмотр вагонов на предмет их пригодности;

4) порядок расчетов между сторонами договора;

5) особые условия (метеорологические условия, сменность работы и другие), о наступлении которых оператор морского терминала письменно уведомляет перевозчика;

6) порядок совместного планирования погрузки и выгрузки грузов и определения среднесуточной плановой либо согласованной нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов;

7) ответственность оператора морского терминала и перевозчика, осуществляющего перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Соответствующие изменения внесены в Устав железнодорожного транспорта РФ, что позволило унифицировать законодательные базы, регулирующие взаимоотношения портовиков и железнодорожников.

Проект «Договора по организации работы по обеспечению перевалки грузов в морском порту между перевозчиком железнодорожного транспорта и оператором морского терминала» подготовлен рабочей группой, состоящей из представителей Ассоциации морских торговых портов (АСОП) и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В проекте зафиксировано, в каких случаях ответственность за подачу, уборку, задержку вагонов несет оператор терминала, а в каких – перевозчик. Четко прописанные правила должны исключить разногласия между портовиками и железнодорожниками, обозначить ответственность каждой из сторон и способствовать налаживанию работы в эффективном режиме.

Рекорд суточной выгрузки угля

8 июля «Ростерминалуголь» установил рекорд года – за сутки на предприятии выгрузили 1088 вагонов. Интенсивность погрузки на терминале увеличилась больше чем на 100 тонн угля в час, а среднее время сократилось с 33,6 часа в 2016 году до 32,6 часа в 2017-м. Благодаря сэкономленному 1 часу на обработке одного судна у терминала появилась возможность грузить дополнительно до 1 млн тонн угля в год. В 2017 году «Ростерминалуголь» перевалил 25 млн тонн угля. Это на 37% выше показателя 2016 года (18 млн тонн).

По словам управляющего директора АО «Ростерминалуголь» Евгения Корбана, существенный прирост интенсивности дали две новые пересыпные станции, введенные в строй в 2017 году: «С их помощью ведется погрузка угля по прямому варианту – из вагонов на судно, минуя склад. Практически исключен бумажный документооборот с сортировочной станцией Лужская, что позволяет ставить вагоны под разгрузку на терминале и возвращать их обратно на станцию с точностью пассажирских поездов».

ОАО «РЖД» называет совместный проект «Ростерминалугля» и станции Лужская по формированию маневровых передач по заявке грузополучателя самым эффективным среди проектов в Санкт-Петербург-Витебском регионе Октябрьской железной дороги.

Также высокие показатели перевалки напрямую связаны с высокотехнологичным оборудованием, установленным на терминале (вагоноопрокидыватели, вагоноразмораживатели, ветрозащита для вагонов, конвейеры, стакеры/реклаймеры, судопогрузочные машины, трансбордеры, крытые пересыпные станции), и современными технологиями работ.

«Ростерминалуголь» контролируется холдингом «Управляющая портовая компания», на долю которого приходится более трети годового морского экспорта угля. При общем прошлогоднем грузообороте морских портов России по углю в 154,4 млн тонн (данные АСОП) на терминалах холдинга было перевалено 48 млн тонн в страны Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2019 году грузооборот портов, входящих в состав «Управляющей портовой компании», превысит 56 млн тонн.

Рост экспорта зерна

В 2017 году через портовой элеватор «Новороссийского комбината хлебопродуктов» (НКХП) было перевалено 6 млн тонн зерна – почти в 2 раза больше, чем в предшествующем году, что, по данным «Объединенной зерновой компании» (ОЗК), является рекордным показателем как для предприятия, так и для всех российских портов. В 2016 году через НКХП перевалили 3,2 млн тонн зерна, а к 2021 году планируется увеличить объем перевалки до 10 млн тонн благодаря введению новых мощностей: в конце прошлого года емкость элеваторов предприятия выросла до 300 тыс. тонн (+ 50% к 2016 г.).

Увеличение перевалки зерновых в Новороссийском порту связано и с рекордным урожаем зерновых в России в 2017 году – по данным Министерства сельского хозяйства, сбор зерна достиг 134 млн тонн. Это на 11% выше показателя 2016 года (120,7 млн тонн) и на 5% выше рекорда СССР 1978 года (127 млн тонн).

Высокий урожай зерна в 2017 году и наращивание элеваторных мощностей способствовали тому, что перевалка зерна в морских портах страны продемонстрировала самый большой рост среди всех видов грузов – до 47,8 млн тонн, что на 35% выше показателя 2016 года (35,5 млн тонн). Следующие по приросту – уголь с коксом и нефть, рост 13% и 11% соответственно.

Основная часть зерна в объеме 42,6 млн тонн была отгружена на экспорт; из них более 32,4 млн тонн перевалено через порты Краснодарского края (Новороссийск, Ейск, Темрюк, Кавказ и Тамань), что на 52% больше, чем в 2016 году. Почти 80% от общего объема экспортированного через эти южные порты зерна составила пшеница – более 25,6 млн тонн. Для сравнения: в 2016 году через все морские порты РФ на экспорт ушло порядка 33 млн тонн зерна.

Всего в 2017 году морские порты РФ перевалили 786,9 млн тонн грузов, что превышает грузооборот за 2016 год на 9%.

Первая партия СПГ из Сабетты

8 декабря 2017 года порт Сабетта отгрузил первую партию сжиженного природного газа в объеме 170 тыс. кубометров с нового завода «Ямал СПГ». В торжественной церемонии пуска завода принял участие президент РФ Владимир Путин и представители российских и иностранных инвесторов.

Первая технологическая линия завода мощностью 5,5 млн тонн СПГ в год начала производство 5 декабря. Всего для сжижения газа, добываемого на Южно-Тамбейском месторождении, на заводе спроектированы три таких линии – две другие будут запущены в 2018 и 2019 годах, обеспечив производство 16,5 млн тонн СПГ в год. Строительство завода ведет ОАО «Ямал СПГ» (50,1% акций предприятия владеет «НОВАТЭК», по 20% у французской Total и китайской CNPC, 9,9% у Фонда Шелкового пути).

Первая партия СПГ, отгруженная в порту Сабетта, отправилась в Великобританию на газовозе усиленного ледового класса Arc7 (самый высокий среди существующих транспортных судов) «Кристоф де Маржери» – первом в серии из 15 арктических ледокольных газовозов, заказанных для обслуживания проекта «Ямал СПГ» и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы. Эти газовозы предназначены для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях и классифицированы в новый класс судов – Yamalmax.

Судно «Кристоф де Маржери», принадлежащее «Совкомфлоту», – победитель в номинации «Инженерный проект года» международной премии Platts Global Energy Awards 2017. Оно самостоятельно преодолевает двухметровую толщу арктических льдов – мощность его пропульсивной установки (45 МВт) соответствует мощности атомного ледокола. Проводку газовоза в порт Сабетта и обратно выполняет атомоход «Росатомфлота» «50 лет Победы».

С отправкой из порта Сабетта первой партии СПГ российская компания официально вышла на мировой газовый рынок, отметил генеральный директор «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон. А порт Сабетта в 2017 году стал абсолютным лидером по росту грузооборота среди морских портов РФ: перевалка грузов выросла на 280% по сравнению с 2016 годом – с 2,85 млн тонн до 7,99 млн тонн.

Теперь порту предстоит дальнейшее становление. В декабре здесь начали использовать систему управления движением судов (СУДС), которую после завершения периода опытной эксплуатации оценят на соответствие национальным и международным требованиям.

Новый комитет в АСОП

2017 год президентом РФ был объявлен Годом экологии. Под этим знаком в течение года происходили многие события, связанные с повышенным вниманием к вопросам экологической защиты окружающей среды – мониторингом, контролем, установкой специального оборудования по очистке ливневых сточных вод, установок пылеподавления, особенно в портах, переваливающих пылящие виды грузов (уголь, руду, сыпучие строительные грузы и т.д.). Не осталась в стороне и Ассоциация морских торговых портов (АСОП), в которой был создан Комитет по экологии и охране окружающей среды.

Основная задача Комитета – участие в совершенствовании нормативно-правовой базы и помощь в реализации планов и программ Министерства транспорта и Министерства природных ресурсов и экологии РФ. В планах Комитета участие в разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны окружающей среды в морских портах.

«В Год экологии особое внимание государства уделялось вопросам природоохранной деятельности. Морские порты, как локомотив российской экономики, не могут оставаться в стороне от процессов, происходящих в обществе, – отметил председатель Комитета и советник генерального директора ООО «Стивидорная компания «Малый порт» (входит в СУЭК) Дмитрий Тарасов. – Комитет прежде всего призван помочь стивидорным компаниям во взаимодействии с властью и обществом. Мы надеемся, что работа Комитета будет полезна членам Ассоциации и даст возможность найти компромиссные решения, позволяющие проводить эффективную природоохранную деятельность в портах РФ».

Первое заседание комитета состоялось в октябре в Санкт-Петербурге, а в декабре АСОП подписала с Минприроды России и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) соглашение о взаимодействии, в котором речь идет о сотрудничестве в части урегулирования отношений между хозяйствующими портовыми субъектами и органами охраны природы таким образом, чтобы учитывались интересы всех сторон.

Морские порты №10 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика