Очевидное-невероятное: футуристический прогноз от мировых банкиров

Российская экономика
Очевидное-невероятное: футуристический прогноз от мировых банкиров

Международная инвестиционная группа Saxo Group подготовила очередной футуристический прогноз. США на грани пропасти, Трамп близок к провалу, китайский юань победно шагает по планете, а биткоин скоро рухнет в бездну, заодно поставив крест на самой идее криптовалют. Что из этого правда и зачем нужны футуристические прогнозы? Ответы – в материале «Морских портов».

Александра Васильцева

Что такое прогноз Saxo Group?

Saxo Group – датская группа, специализирующаяся на инвестбанкинге. Она была основана в 1992 году и является одним из лидеров в своей отрасли. Группа оказывает услуги по доверительному управлению активами, а также помогает клиентам играть на бирже, в том числе через собственную онлайн-платформу.

Помимо этого в группе есть аналитический отдел, выпускающий различные доклады и отчеты. Основная цель – помочь клиентам ориентироваться в текущей ситуации, чтобы успешно играть на бирже. Но зачастую доклады получаются довольно масштабными, охватывающими широкие сферы, включая глобальную экономику и геополитику.

Каждый год аналитики готовят доклад под названием «10 возмутительных прогнозов». Как видно из ироничного названия, специалисты и сами не верят, что эти прогнозы сбудутся. Более того, они оценивают вероятность их наступления не более чем в 10%.

Несмотря на слегка хулиганский подход, этот доклад пользуется большой популярностью, его цитируют мировые деловые СМИ. Почему? Saxo правильно улавливает тенденции, а утрируя и почти доводя их до абсурда, эксперты делают свою мысль простой и понятной широкому кругу читателей. Доклад воспринимается лучше, чем кипы других отчетов с пространственными и туманными формулировками, «водой», стремлением аналитиков спрятаться за словесами и избежать ответственности, если прогноз не сбудется. Saxo в этом плане ведет себя смелее и честнее.

«Морские порты» ознакомились со всеми десятью прогнозами и выделили три главные мысли, важные для российского читателя.

США: новые левые, дефицит бюджета и «ручное управление»

Прогноз Saxo Group, хоть и написан простым языком, содержит много специфических терминов и понятий. Обозначим основные моменты. Федеральная резервная система (ФРС) США – это аналог Центробанка России, но есть существенное отличие. ФРС не подчиняется напрямую ни президенту, ни правительству страны и имеет большую самостоятельность при принятии решений.

ФРС решает несколько задач. Одна из них – привлечение денег для нужд государства. Эксперты и журналисты зачастую упрощают ее, называя «печатным станком». Но на самом деле эта функция устроена более сложно. Зачастую ФРС просто занимает деньги на рынке, размещая там государственные облигации, которые имеют разный срок (от одного месяца до 30 лет) и разные процентные ставки, зависящие от рыночной ситуации. Когда ситуация благоприятная и денег в экономике много, эти ставки находятся на низком уровне. В трудные времена они растут.

Рекордная доходность (годовая ставка) по десятилетним гособлигациям США, 15%, была зафиксирована в 1981 году. Годом ранее стоимость американского доллара пробила дно. В свою очередь это было связано с пиковыми ценами на сырьевые товары (нефть, золото и пр.). Нефть дорожала несколько лет подряд на фоне эмбарго 1973 года, а исламская революция в Иране в 1979 году подлила масла в огонь. В 1980-м баррель черного золота обходился в $35, что превышает $100 в сегодняшних ценах. А как уже было много раз доказано мировыми экономистами, когда сырьевые товары дорожают, американская валюта дешевеет.

Впрочем, не будем углубляться в историю (хотя интересно, как разрозненные явления в экономике и политике влияют друг на друга), а вернемся к сегодняшним реалиям.

Исторический минимум по американским облигациям наблюдался в 2012 году – те же десятилетние бумаги стоили 1,4%. Но сейчас цены вновь идут вверх. На середину декабря десятилетние облигации имели доходность почти 2,4%, а доходность двухлетних бумаг – около 1,8%, что является рекордным уровнем со времен кризиса 2008 года. Это означает, что правительство США вынуждено одалживать все больше и больше денег.

И это не предел, заявляют в Saxo. Они отмечают, что выборы (впрочем, не только в Америке) все больше становятся триумфом популистов. Именно как популизм выглядят многие высказывания нынешнего президента Дональда Трампа. Но это популист с крайне правыми взглядами (меньше налогов на бизнес, меньше помощи бедным, меньше социализма, больше борьбы с миграцией). Между тем значительная часть американских избирателей – люди моложе 35 лет. Среди таких будет востребован левый популизм (долой капитализм и социальное неравенство, помощь для малообеспеченных, безработных и т.д.). Именно на это будут делать ставку демократы (противники республиканца Трампа) во время промежуточных выборов в Конгресс в 2018 году, предполагают аналитики Saxo Group.

Вероятно, они посулят избирателям социальные подачки и раздачу денег. «Истинный популизм в том, чтобы вытащить чековую книжку процентов на девяносто: это значит фискальные стимулы, это значит проклятый дефицит [бюджета]. Тридцатилетние госбумаги выйдут за пределы 5% доходности», – пишут в Saxo. Сейчас эти облигации торгуются примерно под 2,8%.

Однако это не единственная проблема: экономисты Saxo, видимо, решили окончательно добить Америку в своих прогнозах. Они предполагают, что на фоне волатильного рынка и всплеска стоимости госбумаг правительство включит своего рода «ручное управление». Как уже было сказано, ФРС имеет значительную независимость от чиновников. Но в крайних случаях те могут, например, искусственно ограничить доходность облигаций. То есть запретить продавать бумаги дороже определенной цены – например, 2,5% для долгосрочных облигаций (в докладе не уточняется, о каком именно сроке идет речь).

«Казначейство США может взять поводья в свои руки как после Второй мировой войны, когда они как раз приняли 2,5%-процентный лимит дохода на длинные бумаги», – пишут эксперты. Тогда это позволило избежать гиперинфляции и волатильности рынка послевоенной эпохи. В 1951 году запрет был снят.

Впрочем, безжалостно давят в Saxo, сегодняшнюю Америку это уже не спасет. Наоборот, искусственное ограничение по облигациям на фоне сокращения налогов для бизнеса (заслуга Трампа), дефицита бюджета и рецессии в экономике лишь подтолкнет страну к коллапсу.

Юань: победный шаг по планете

Китай – крупнейший мировой импортер нефти. Большинство расчетов за сырье Поднебесная производит в долларах США, а цены в контрактах в основном привязаны к стоимости американской West Texas Intermediate (WTI) или североморской Brent.

Но, возможно, настало время для решительных действий. «Ключевые экспортеры нефти – во главе с Ираном и Россией – будут более чем счастливы перевести транзакции в юани», – сказано в докладе Saxo Group.

Долгое время у Китая было два сдерживающих фактора. Во-первых, опасения, что перевод сделок в юани увеличит спрос, а следовательно, заставит подорожать национальную валюту. Во-вторых, сильная геополитическая позиция США и боязнь Поднебесной поссориться со сверхдержавой. Но сегодня эти факторы теряют вес. Штаты слабеют, а Китай чувствует себя все более уверенно.

Именно поэтому Шанхайская международная энергетическая биржа может запустить фьючерсы на сырую нефть, номинированные в юанях. Как следствие, многие страны начнут активнее использовать юань для хранения национальных резервов, причем за счет сокращения доли долларов и евро. Все это, естественно, приведет к подорожанию юаня, причем более чем на 10%, продолжают аналитики. Курс китайской валюты к доллару опустится ниже, чем 6 к 1 (сейчас 6,6 к 1).

Впрочем, как раз этот прогноз Saxo не выглядит футуристическим. Например, «Газпром нефть» еще осенью 2014 года начала поставки нефти с Новопортовского месторождения в Китай за юани. «Роснефть» также объявляла о планах производить часть расчетов с китайскими партнерами в их валюте.

А Шанхайская международная энергетическая биржа действительно готовится к переводу контрактов в юани. Очевидно, это будет долгий и сложный путь, который займет явно больше одного года.

«Это не смена правил игры – пока еще не смена. Но это еще один показатель начала нового, «ледникового», подчеркну, «ледникового» периода для доллара», – сказал в интервью американскому телеканалу CNBC Гал Лафт, сопредседатель вашингтонского Института анализа глобальной безопасности (специализируется на вопросах энергетики).

Биткоин: взлет и возвращение к истокам

Декабрь 2017 года стал поворотным в судьбе биткоина, самой известной электронной валюты. Мировые биржи начали торговлю фьючерсами, то есть не самой криптовалютой, а производным инструментом. Эта торговля осуществляется по обычным биржевым правилам, в нее вовлечено огромное количество спекулянтов, в том числе крупных банков. Раньше те не интересовались биткоином из-за сложной и неудобной процедуры покупки.

На этом фоне биткоин ставит очередные рекорды. По состоянию на 11 декабря его курс почти достиг $16,5 тыс. Отметим, что еще в начале осени цена криптовалюты не превышала $5 тыс. А ровно год назад она стоила $770. Солидный взлет – подорожание в 20 раз за 12 месяцев.

Аналитики Saxo считают, что текущий уровень – далеко не потолок. Биткоин, пишут они, будет идти вверх почти весь 2018 год, достигнув фантастического курса $60 тыс. А потом будет катастрофическое падение. Главной причиной станет политика России и Китая: они стремятся ограничить транзакции биткоина, чтобы избежать оттока капитала и продвинуть национальные криптовалюты.

Россия разрешает майнинг (создание, «добычу») биткоинов на своей территории, чтобы контролировать этот процесс, уверены в Saxo. Китай же вовсе его запрещает, формально ссылаясь на большие затраты электроэнергии и плачевные последствия для экологии. Но настоящая причина в обоих случаях, подчеркивают эксперты, – стремление запретить бегство капитала.

Противодействие биткоину на уровне государства в России и Китае приведет к тому, что эта валюта так и не станет по-настоящему удобным спекулятивным инструментом. Вскоре биржевые игроки потеряют к ней интерес, продолжают представители Saxo Group. И тогда биткоин вернется к своему истинному предназначению – расчеты в узкой части Интернета. Тогда появится и настоящая «производственная» цена – порядка $1000. И произойдет это уже в 2019 году, заканчивают аналитики свой футуристический прогноз.

Что это все значит?

Как воспринимать прогнозы Saxo Group? Значит ли все написанное, что биткоин скоро исчезнет, экономика США скатится в бездну, а юань станет новой и единственной резервной валютой?

Очевидно, нет. Но если вспомнить, что прогнозы Saxo – это тенденции, доведенные до абсурда, то можно сделать несколько выводов.

Начнем с США. Еще в 2012 году госдолг страны перешагнул за 100% от ВВП, хотя еще в 2008-м едва превышал 70%. Впоследствии он рос не столь драматично, но неуклонно, по итогам текущего года цифра составит около 108%. Конечно, можно возразить, что у Японии госдолг вообще 240% от ВВП (самый большой показатель в мире), у Греции – 180%, а у Италии – 133%, но вряд ли это большое утешение. У других ведущих стран – Германии, Франции, Великобритании, Австралии – госдолг значительно ниже.

Главное же – экономика Штатов при этом не вылезает из рецессии, а власти вместо реальных мер давят на популизм. Кандидат-республиканец, играя в подобные игры, пришел к власти. Так почему бы демократам тоже не стать популистами? Но если популизм республиканцев – это низкие налоги и борьба с миграцией, то у «левых» – социальные выплаты. Оба подхода бьют по бюджету: он либо недополучает налоги, либо слишком много тратит на «социалку». Об этом, используя литературный прием гиперболу, и говорят в Saxo Group.

С юанем все еще проще. Долгое время от мировой экспансии его удерживала политика самого Китая. Страна построила экономику за счет слабости национальной валюты (отсюда – дешевые товары, недорогая рабочая сила). Но Китай уже давно перестал быть мировой фабрикой с полурабским положением неквалифицированных рабочих – теперь эту роль играет Бангладеш и другие азиатские соседи. А Китай должен конкурировать в интеллектуальных сферах, следовательно, его граждане должны быть богаче, образованнее и успешнее. Сейчас ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) в этой стране более чем в полтора раз ниже, чем в России. Чтобы жители Китая почувствовали себя богаче, им нужна сильная валюта, то есть дешевый импорт.

Самым неоднозначным, пожалуй, выглядит тезис насчет биткоина, особенно с посылом об ограничениях со стороны России. Да, разговоры чуть ли не о запрете этой криптовалюты идут в нашей стране, зачастую со стороны депутатов-популистов, пытающихся привлечь внимание к своей персоне. Однако создание собственной криптовалюты – пока туманное будущее. У российской власти нет рациональных причин ее запрещать.

Недавно про биткоины высказался один из самых успешных IT-предпринимателей мира, создатель сети «В контакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров. Он утверждает, что появление биткоина позволит миру «выйти из-под гегемонии США, которые в свое время навязали всему миру свою национальную валюту в качестве резервной и с тех пор, по сути, собирают дань со всех стран». Это не биткоин накладывает на Россию санкции, напоминает Дуров.

Сейчас на рынке биткоинов, как и других криптовалют, безусловно, надувается спекулятивный пузырь. Но не факт, что рост будет таким взрывным, а падение таким катастрофическим, как пишет Saxo Group.

Что такое биткоин?

Биткоин – это криптовалюта, то есть электронные деньги, которые существуют только в цифровом виде. Они создаются благодаря определенному математическому алгоритму, причем теоретически создавать их может любой человек, имеющий соответствующий софт (программное обеспечение). Почему теоретически? Потому что для создания (правильнее говорить – для майнинга, «добычи») нужно мощное и дорогостоящее оборудование. Хотя еще несколько лет назад достаточно было домашнего компьютера с несколькими видеокартами.

Алгоритм предполагает, что число биткоинов ограниченно, их всего 21 млн. Первая добыча – сразу 50 биткоинов – произошла 3 января 2009 года. С тех пор механизм все время усложнялся, требуя все более мощного вычислительного оборудования. На 12 декабря 2017 годы было добыто 16,7 млн биткоинов (по данным сайта coinmarketcap.com). Чем меньше остается недобытых биткоинов, тем сложнее их майнить.

Криптовалюту можно менять на обычные деньги, для этого в Интернете есть специальные площадки. В последнее время наблюдается всплеск интереса, о биткоине узнает все больше людей и все больше становится покупателей. До октября 2013 года стоимость биткоина колебалась в районе $100. Потом произошел первый всплеск, цена подскочила примерно до $1000, но вскоре опять упала. Следующий рывок случился в нынешнем году. На 1 января криптовалюта стоила $993, а на 12 декабря – $17 тыс.

Морские порты №9 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...