Решения высокого уровня - Морские вести России

Решения высокого уровня

27.02.2018

Речной транспорт

Как известно, протяженность судоходных водных путей в Российской Федерации превышает 100 тыс. км, однако протяженность судовых ходов с гарантированными габаритами составляет около 50 тыс. км, т.е. суда на этих водных путях загружаются не на полную осадку, водный путь используется в течение некоторого периода навигации, неосвещенность пути увеличивает риски по безопасному плаванию.

Александр Зайцев, президент АПСРТ

Водный путь в основе транспортного сообщения

Водный путь – это основа всего транспортного процесса, и качеству водных путей необходимо уделять большее внимание. До сих пор не ликвидирована ступенчатость глубины на Единой глубоководной системе водных путей в европейской части страны, судоходные компании несут значительные потери из-за недогруза судов до полной осадки. В связи с ненаполнением Чебоксарского водохранилища до проектной отметки глубины на Волге от Нижнего Новгорода до Городецкого гидроузла не соответствуют обозначенным при проектировании, что не позволяет производить загрузку судов на полную осадку до 3,6 м и приводит к значительным потерям провозной способности флота.

Решение этой задачи возможно двумя путями: 1) наполнением водохранилища до 68-й отметки: 2) строительством низконапорной плотины. По-прежнему сдерживающими факторами, снижающими провозную способность флота, являются нестабильные габариты водных путей в нижнем бьефе Волгоградского (р. Волга) гидроузла, однопутный участок Волго-Балтийского водного пути, недостаточные глубины на Нижнем Дону. Из-за ненаполнения Цимлянского водохранилища ежегодно потери провозной способности флота на линии Астрахань – Азов составляют 25-30%. Практически исчерпана проектная пропускная способность Волго-Донского канала, что не позволяет увеличивать судопоток в навигационный период.

В Северо-Западном направлении лимитирующим звеном являются разводные мосты в Санкт-Петербурге. Финансовые потери судоходных компаний из-за простоя судов в ожидании разводки мостов исчисляются сотнями миллионов рублей. Кроме того, уже исчерпаны резервы пропускной способности Волго-Балтийского канала. При проектной мощности 15,5 млн тонн грузов фактически здесь перевозится 18 млн тонн.

В связи с этим заслуживает внимания инициатива судоходной компании ОАО «Волжское пароходство» по созданию сухогрузных судов новой серии проекта RSD44 с пониженной высотой рубки, позволяющей им проходить под петербургскими мостами без разводки. Эти суда позволят значительно увеличить объем перевозок по Волго-Балту, снизить потери флота в ожидании разводки мостов, устранить временные ограничения как для судов, так и для Санкт-Петербурга. Такие инновационные решения соответствуют курсу страны, направленному на удовлетворение запросов общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособности с лучшими мировыми аналогами, и будут способствовать реализации транзитного потенциала ВВП, включая интеграцию в Большое европейское воднотранспортное кольцо. Эти суда также проходят беспрепятственно и под железнодорожным мостом в Ростове-на-Дону без его разводки.

Для сибирских рек принципиально важным решением является поддержание глубин на прежнем уровне 80-х годов прошлого века, что позволяет эксплуатировать основное ядро имеющихся в бассейнах судов постройки 70-80-х годов с полной загрузкой. Такие технические возможности у бассейновых администраций водных путей имеются, необходимо только подкрепить их финансовыми ресурсами.

Необходимые решения, позволяющие значительно повысить качество водных путей в РФ, приняты на самом высоком уровне государственного управления. 29 февраля 2016 года распоряжением правительства № 327-р утверждена «Стратегия развития ВВТ РФ на период до 2030 года», 2 декабря 2014 года постановлением Правительства РФ утверждены нормативы содержания ВВП из федерального бюджета. Постановлением предполагается перейти с 2018 года по нормативам на 100-процентное финансирование из федерального бюджета. Уже в 2017 году финансирование из бюджета увеличено на 5 млрд рублей. Планируется выполнить объем путевых работ за навигационный период 34 млн м3 при 18 млн м3 в 2016 году. Благодаря этому будет повышена категория ВВП на 1000 км с обеспечением необходимых габаритов и освещаемой обстановки.

Главным событием в прошлом году является проведение президиума Государственного совета РФ 15 августа 2016 года в Волгограде «О развитии внутренних водных путей» с последующим поручением президента по рассмотренным вопросам. Одним из важнейших решений является устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе европейской части страны, начало проектирования Багаевского гидроузла на Нижнем Дону с окончанием проектных работ в текущем году и начало строительства низконапорной плотины в Нижегородской области. Подобные масштабные решения по внутреннему водному транспорту приняты за последние 25 лет впервые.

Время обновлять флот

В навигацию 2016 года на водных бассейнах эксплуатировалось 17 010 судов, в том числе транспортных судов, выполняющих перевозку грузов и пассажиров, – 12 300. Средний возраст грузовых судов составляет 36,5 лет, пассажирских превышает 42 года. Очевидно, что пришло время обновления флота. Фактором озабоченности создавшейся ситуацией с флотом стало принятие решений на всех уровнях государственного управления, в первую очередь Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» и Постановления Правительства РФ от 22 мая 2008 года № 383 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк) на строительство новых судов до 2020 года», которыми предусматривается ряд преференций как для судоходных компаний, так и для судостроительных заводов.

Это в первую очередь компенсация 2/3 процентной ставки по кредитам на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов, построенных на отечественных верфях, и по кредитам, полученным в отечественных банках.

В настоящее время уже реализован ряд инновационных проектов с использованием лизинговой схемы совместно с ОСК Волжским объединенным речным пароходством как по сухогрузным судам, так и по строительству танкеров «река-море» плавания, Северо-Западным и Московским речным пароходствами. Есть положительные примеры по строительству судов Енисейским пароходством и портом Коломна.

Необходимо обратить внимание и подчеркнуть, что сложившаяся ситуация на ВВТ стала предметом обсуждения на встречах представителей бизнес-сообщества с президентом страны: 8 июля 2011 года, 8 ноября 2011 года в г. Новосибирске, 30 октября 2012 года в Ново-Огареве. Результатом последней встречи стало принятие решения по строительству серии пассажирских судов Московским речным пароходством и туристической компанией «Водоход».

На судостроительных предприятиях «Лотос» и «Красное Сормово» заложили новейшие четырехпалубные круизные лайнеры проекта PV300LMPP-110k. Пассажировместимость судов – 342 человека, численность экипажа и обслуживающего персонала – 144 человека. Теплоходы спроектированы с учетом самых современных требований комфортности. К сожалению, скоростные суда для работы в речных бассейнах строятся единично. Эксплуатируются в Енисейском пароходстве 4 ед. проектов А45 и А45-1, в Обь-Иртышском – 2 ед., начато строительство двух судов в Амурском бассейне.

Из новейших технологий в отечественном судостроении следует отметить развитие судостроения из композитных материалов. В 2016 году на Средне-Невском судостроительном заводе спущен на воду головной пассажирский катамаран проекта 23290 из композитных материалов. В долгосрочной перспективе предполагается выйти на серийное строительство катамаранов. В отрасли уделяется значительное внимание подготовке кадров для судостроения. Например, в системе ОСК действует судостроительный техникум на базе калининградского завода «Янтарь», ежегодно выпускается до 200 специалистов, на производственной площадке завода «Лотос» действует факультет Астраханского технического университета.

Во исполнение поручений президента страны правительством принято постановление от 27 апреля 2017 года № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию». Это одно из важнейших мероприятий, направленных на обновление флота под флагом РФ, а также для утилизации и рационального вывода из эксплуатации технически устаревших судов. Субсидии предоставляются при соблюдении российской организацией (заказчиком) определенных условий, изложенных в правилах предоставления субсидий на основании договора о предоставлении субсидий, который заключается между Минпромторгом и российской организацией в отношении каждого гражданского судна в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов.

Размер субсидий не может превысить 15% стоимости нового пассажирского судна и 10% стоимости нового гражданского судна грузового типа.

Все вышеперечисленные меры государственной поддержки судостроения рассчитаны на длительный период, главными исполнителями этих мер будут нынешние студенты, которые в ближайшее время придут в отрасль уже готовыми специалистами.

Слабое звено

Наиболее слабым звеном в транспортном комплексе речного транспорта является портовая составляющая. Как известно, причальные стенки в речных портах остались в собственности государства при проведении реформ в 90-е годы прошлого века. За 25 прошедших лет государством не выделялись средства для поддержания причальных сооружений в работоспособном состоянии, а акционерные общества не имели правовой основы для вложения собственных средств в ремонт, поскольку не были урегулированы взаимоотношения между государством, которому принадлежат эти сооружения, и эксплуатирующими их акционерными обществами. В результате часть причальных стенок запрещена к эксплуатации (Московский Западный порт, Тюменский порт, Ульяновский порт, Якутский порт), а в ряде портов они пришли в неудовлетворительное техническое состояние или оказались вообще невостребованными для ведения портовой деятельности (порты Кинешма, Костромской, Нижегородский, Новосибирский, центральные грузовые районы Волгоградского, Пермского, Чебоксарского портов).

При рассмотрении вопроса развития ВВП на президиуме Государственного совета страны 15 августа 2016 года значительное внимание было уделено и речным портам. Предполагается установить критерии и порядок отнесения гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в портах имущества к объектам, находящимся в удовлетворительном или неудовлетворительном состоянии, к объектам, востребованным или невостребованным в дальнейшем в качестве объектов инфраструктуры ВВТ, и представить предложения по упрощенному и ускоренному порядку вовлечения указанных объектов в хозяйственный оборот. Министерством транспорта России подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» и ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на реализацию решений президиума Госсовета.

Следует отметить, что правовая база в стране по приватизации государственного имущества в речных портах создана достаточно в полном объеме. Законом от 28 июля 2017 года № 131-ФЗ были внесены изменения в статью 53 КВВТ, в соответствии с которыми портовые гидротехнические сооружения и иное расположенное в порту имущество могут отчуждаться из государственной или муниципальной собственности в собственность физических или юридических лиц в соответствии с законом РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» при условии использования приватизированного имущества в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 367-ФЗ предусмотрена возможность отчуждения из федеральной собственности объектов инфраструктуры речного порта без проведения торгов при определенных условиях: объект речного порта находится у лица на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в течение двух или более лет; у лица отсутствует задолженность по арендной плате за объект речного порта; лицом получено заключение о наличии неразрывной связи объектов порта, находящихся в его собственности, с подлежащим приватизации государственным имуществом. Последнее условие очень важно для владельцев портов, и мы рекомендовали членам АПСРТ получить такой документ в Росморречфлоте независимо от того, госимущество находится в аренде или будет приватизировано.

Таким образом, акционерные общества станут собственниками всего имущества, находящегося в речном порту. Появилась возможность привлечения как собственных средств, так и финансовых вложений других инвесторов. Основным препятствием для продвижения по пути приватизации остается требование по оценке имущества по рыночной стоимости. Например, грузовые причалы Омского речного порта оценены независимым оценщиком, привлеченным Росимуществом РФ, в 63 млн рублей, Томского речного порта – 74 млн рублей. Такие средства на приобретение причальных сооружений у акционерных обществ отсутствуют.

В проекте закона Минтранса предусматривается замена понятия «рыночная стоимость» на термин «инвестиционная стоимость». С этой поправкой связаны надежды на ускорение приватизации государственного имущества в речных портах после принятия закона Государственной Думой РФ в связи с объективной оценкой имущества с учетом сроков его эксплуатации.

На ВВП РФ функционируют 120 больших и малых речных портов, силами и средствами которых перегружается более 140 млн тонн грузов и обеспечивается перевозка более 13,5 млн пассажиров за навигацию. Износ причальных сооружений составляет от 60 до 80%, при этом многие из них выработали нормативные сроки. Речные порты проектировались и строились как многофункциональные перегрузочные комплексы, ориентированные на работу с массовыми навалочными грузами. В связи с этим основную часть парка перегрузочного оборудования составляют универсальные портальные и плавучие краны разных модификаций.

Средний возраст кранов составляет 38 лет, износ – 80%, земснарядов – 32 года при нормативном сроке службы 25 лет, автопогрузчиков – 88%, электропогрузчиков – 100%. До 1993 года замена перегрузочной техники и поддержка в работоспособном состоянии обеспечивались за счет централизованных поставок машин и запасных частей к ним. После преобразования портов в акционерные общества эта нагрузка легла на владельцев техники. Нестабильное финансовое положение предприятий, системные неплатежи, разрушение установившихся производственных связей не позволили планомерно производить замену устаревшей техники. Практически в настоящее время требуется полная замена или модернизация всего парка, в первую очередь приобретение перегрузочной техники для обработки большегрузных контейнеров. При этом надо иметь в виду, что новый портальный кран грузоподъемностью свыше 20 тонн как зарубежного, так и отечественного производства стоит вместе с доставкой и монтажом более 2 млн евро, что неподъемно для любого речного порта.

Участие в решении данной проблемы на протяжении многих лет принимала кафедра подъемно-транспортных машин Московской государственной академии водного транспорта – филиала ГУМРФ. По заказу Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта кафедрой совместно с ОАО «ВНИИПТМАШ» выполнена научно-исследовательская работа по теме «Исследование работоспособности портальных кранов «Альбатрос» и «Ганц 16/27,5» при эксплуатации сверх нормативных сроков службы» и согласована с Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России, по результатам которой установлен календарный срок службы портальных кранов 40 лет. Эксплуатацию портальных кранов после 40 лет возможно осуществлять после комплексного обследования с обязательной оценкой величины остаточного ресурса.

Необходимо принятие решений и по участию государства в обновлении перегрузочной техники, одним из которых может быть компенсация из федерального бюджета части затрат организаций речного транспорта на уплату процентов по кредитам, полученным ими в российских кредитных организациях на приобретение перегрузочной техники, аналогично решению по субсидированию строительства судов в России.

Логистика

Основой транспортного процесса всегда являются грузовые потоки. Без информационного поля о перспективах движения грузов невозможно безошибочно определить развитие инфраструктуры. К сожалению, из-за прекращения проектными и научно-исследовательскими институтами изысканий по грузопотокам, из-за низкого уровня маркетинговых исследований в портах и судовых компаниях, из-за ослабления взаимодействия с железными дорогами невозможно определиться и с перспективами на ближайшее будущее по данному вопросу. Возникает необходимость в создании информационно-справочной системы грузопотоков, а также в организации постоянного мониторинга грузовой базы, образовании региональных логистических центров на базе транспортных узлов с развитой портовой инфраструктурой и подъездными путями.

Эффективность работы бассейновых логистических центров видна на примере Сибирского центра логистики, который работает уже более 20 лет, имеет хорошие показатели и накопил значительный опыт.

Создание таких центров на базе речных портов имеет большое стратегическое значение. Речные порты занимают одно из ведущих мест в транспортном комплексе страны. От их стабильной работы во многом зависит стабильность речного транспорта. Существующая материальная база речных портов позволяет объединить работу всех видов транспорта, осуществлять перевалочные и складские операции, выбирать наиболее выгодные варианты доставки, контролировать движение грузов от поставщиков до потребителей, создавать мощную информационную систему для клиентуры, проводить необходимую модернизацию и многое другое. Имея такую базу, бассейновый центр логистики оперативно решает целый спектр вопросов.

Через центр логистики создана система взаимодействия с финансовыми структурами и банками, что позволяет оперативно решать материально-техническое обеспечение, активно вести зимнее накопление грузов.

Логистический центр тесно взаимодействует с наукой для предоставления клиентуре обширной информации о целесообразности использования в производстве различных материалов. Это позволяет навести должный порядок при поставках, жестко отслеживать сертифицированную продукцию согласно паспортным данным.

Услуги

Еще один немаловажный фактор – это качество поставляемой продукции и сроки оказания транспортных услуг.

В бассейне много судоходных компаний и судовладельцев, портов и причалов, разобщенная деятельность которых приводит к недобросовестной конкуренции, снижает эффективность использования флота и портового хозяйства.

Центр логистики стал той организационной средой, которая позволяет упорядочить тарифную политику, навести порядок в транспортном конвейере.

Взаимодействие центра со смежными видами транспорта позволяет оперативно решать поставленные клиентурой задачи, в том числе с использованием собственного подвижного состава и автомобильного транспорта.

Использование организационных возможностей регионального бассейнового центра логистики показывает высокий уровень эффективности в обеспечении материально-техническими ресурсами территорий и целых отраслей.

Дальнейшее развитие речного транспорта в бассейнах видится в создании таких центров, которые позволяют иметь единую информационно-диспетчерскую систему, координировать территориально-транспортную сеть. Положительным примером в организации логистического центра является порт Коломна, обеспечивающий поставку песка собственной добычи на склад грузополучателя собственным автомобильным транспортом.

Межнавигационный период

В силу российских климатических особенностей работа ВВТ носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. Навигационный период в большинстве речных бассейнов составляет 200-250 суток, в районах Крайнего Севера и Арктики – 100 суток и менее. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов не осуществляются и, соответственно, финансовые поступления отсутствуют. Вместе с тем есть крайняя необходимость обеспечивать ремонт причалов, судов и перегрузочной техники, осуществлять подготовку этого сложного хозяйства к предстоящей навигации.

Для устойчивого функционирования организаций ВВТ необходимо ввести механизм государственной поддержки в виде предоставления ежегодных субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях и используемым на осуществление деятельности в межнавигационный период. По экспертной оценке, ежегодная потребность организаций ВВТ в кредитных ресурсах составляет около 10 млрд рублей при условии субсидирования из бюджета 2/3 ключевой ставки Банка России.

От советских времен новой России досталось 654 механизированных грузовых причала с длиной причальных линий 74,4 км, оснащенных 1300 портальными кранами грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, 19 кранами грузоподъемностью от 100 до 160 тонн, 6 контейнерными перегружателями, 9 специализированными перегрузочными комплексами, а парк малой механизации насчитывал свыше 1300 единиц различной техники. В составе плавучих перегрузочных машин – 760 плавучих кранов, 247 земснарядов и гидроперегружателей, используемых на добыче и перегрузке нерудных строительных материалов. Для обслуживания пассажиров отрасль располагала 421 пассажирским причалом общей протяженностью 25,4 км. Для сохранения еще вполне работоспособной оставшейся материально-технической базы требуются неординарные решения, часть из которых озвучена в данном выступлении.

Надзорные каникулы

В заключение хотел бы обратить внимание на еще одну актуальную проблему. Проверку, надзор и контроль за производственной деятельностью речных портов и судоходных компаний осуществляют около 40 государственных органов. Многие органы контроля и надзора проводят проверку предприятий по нескольку раз в год, некоторые предприятия проверялись более 20 раз в течение года. Большинство федеральных министерств и ведомств имеют свои территориальные органы, одновременно аналогичные подразделения имеются в федеральных округах и администрациях субъектов РФ. По результатам проверок должностные лица предприятий привлекаются к административной ответственности и наказываются штрафами от 5000 до 30 000 рублей. Это стало системой – штрафовать организации и должностных лиц, так как штрафы стали одной из статей пополнения бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов.

На эту проблему обратил внимание президент страны в Послании Федеральному Собранию, подчеркнув, что «надо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля», «что касается малого бизнеса, предлагаю предусмотреть для него надзорные каникулы». По его поручению подготовлен проект ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации». Такой проект по заказу Минэкономразвития разработан на 161 странице печатного текста. В нем много новаций, но нет главного: рекомендаций по снижению числа контрольных и надзорных органов или хотя бы объединения аналогичных функций, выполняющихся несколькими надзорными органами, чего ждут уже давно на предприятиях реального сектора экономики.

Большинство общественных объединений, в том числе Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта, активно сотрудничают по этому вопросу с министерствами и ведомствами, главной целью которого является снижение необоснованного давления и требований к предприятиям реального сектора экономики.

На речном транспорте одним из основных видов деятельности является добыча нерудных строительных материалов (общераспространенных полезных ископаемых). Около 70% грузов, перевозимых судами на внутренних водоемах страны из общего грузопотока, – это перевозки ОПИ собственной добычи. В последние годы значительно усилилось давление различных контрольных органов: Рыбнадзора, Росприроднадзора, требования по водопользованию. Союзниками предприятий в этих вопросах должны бы быть местные администрации регионов, муниципалитетов, которым передано право на согласование документации на геологические изучения, разведку и добычу полезных ископаемых. Однако на практике этого не произошло, давление возрастает в нарушение законов и решений, принятых Правительством РФ. Изымаются лицензии на недра, приостанавливается работа земснарядов, кранов без достаточных обоснований. Появились новые надзиратели и контролеры…

Резервы перегрузочных мощностей

Вместе с тем речные порты, построенные в основном в 60-70-е годы XX века, в настоящее время имеют резервы перегрузочных мощностей. И предполагаемые переключения грузопотоков с железнодорожного и автомобильного транспорта на водный на уровне 50-60 млн тонн не вызовут сложностей с их перегрузкой. Необходимо найти механизмы и мотивацию для этих процессов.

Чтобы речной транспорт завоевал достаточное место в транспортной системе страны, необходимо повысить качество обслуживания грузовладельцев, обеспечить надежность и сохранность грузов, увеличивать, насколько это возможно, навигационный период доставки грузов, быть готовыми к приему на ВВП судов под иностранным флагом. Чтобы быть конкурентоспособным, речной транспорт должен пройти долгий путь обновления и модернизации при всесторонней поддержке государства и заинтересованности бизнес-сообщества.

Отраслевое образование

Транспортную политику будущего времени будет разрабатывать Национальный (Российский) университет на базе МИИТа, образованный путем присоединения к нему МАДИ и МГТУГА постановлением правительства.

На системный университет возложено кадровое и научное обеспечение единого транспортного комплекса, обеспечивающего подготовку специалистов общетранспортного экономического, юридического, гуманитарного профиля с гарантией кадрового обеспечения потребности различных видов транспорта. Аналогичные задачи заявлены и при присоединении к Государственному университету морского и речного транспорта имени адмирала С.О. Макарова Московской государственной академии водного транспорта.

Функционирование образовательных организаций, ведущих обучение специалистов для транспорта, осуществляется на основании статьи 85 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», которой закреплены особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов транспорта, в том числе членов экипажей морских судов, в соответствии с международными требованиями. Специфика подготовки кадров для транспортной отрасли и необходимость соблюдения всех международных требований при организации учебного процесса определяют необходимость дальнейшего совершенствования существующей системы.

Образовательные организации транспортного комплекса ведут подготовку по всем уровням образования, общего полного (гимназии и лицеи при транспортных образовательных организациях высшего образования), среднего профессионального (техникумы и колледжи транспортных образовательных организаций высшего образования) и высшего (транспортные образовательные организации высшего образования), а также подготовку научных кадров (диссертационные советы). Основные направления развития образования на морском и внутреннем водном транспорте предусмотрены Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года и Стратегией развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года.

Предусматривается сохранение ведомственной подчиненности (т.е. остаются в ведении федеральных агентств – Росавиации, Росморречфлота, Росжелдора), проведение прикладных исследований и подготовка по отраслевым эксплуатационным специальностям.

Правительством страны утверждена Концепция развития транспортного образования до 2030 года, которой определены приоритетные задачи в сфере транспортного образования, предусматривающие:

– выполнение обязательств РФ по международным договорам, международных стандартов и требований международных организаций и национальных требований. В области морского и речного транспорта это конвенции и резолюции Международной морской организации (ИМО) и документы Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций;

– использование многолетнего опыта университетских комплексов в реализации образовательных программ с акцентами на выстроенную систему взаимодействия с отраслевыми работодателями и опережающим учетом их запросов;

– организацию производственной практики в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

– создание на российском флоте условий для привлечения и сохранения квалифицированных кадров в плавсоставе, в управлении отраслевой деятельностью;

– комплектование образовательных организаций подготовленным и высококвалифицированным научным и профессорско-преподавательским составом.

Принципиальным вопросом для определения путей развития системы транспортного профессионального образования является сохранение и развитие специалиста по многим специальностям, целевой прием и целевое обучение по программам среднего профессионального образования.

Реализация настоящей Концепции позволит обеспечить выполнение показателей эффективности деятельности образовательных организаций, установленных Министерством образования и науки РФ.

х    х    х

В стране создана разветвленная образовательная сеть для подготовки качественных специалистов для транспортного комплекса страны, а реализовать ее предстоит нынешнему и будущему поколениям студентов. Транспортные вузы ведут подготовку кадров более чем по 80 аккредитованным специальностям и 40 направлениям высшего профессионального образования, более чем по 40 специальностям среднего профессионального образования. Общий контингент студентов образовательных комплексов Минтранса составляет около 320 тыс. человек, в том числе около 220 тыс. человек, обучающихся по программам высшего профессионального образования, т.е. создается основа для будущего транспортной отрасли.

Морские вести России №1 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика