От двери до двери - Морские вести России

От двери до двери

26.02.2018

Логистика

От двери до двери

Межгосударственный (государства СНГ) стандарт «Транспортно-технологические системы доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения.

Э. Гагарский, начальник Центра транспортной координации и транспортно-технологических систем института «Союзморниипроект», академик Международной академии транспорта, доктор технических наук, профессор, почетный работник транспорта

Данный стандарт является практической реализацией транспортной логистики на пространстве России и государств СНГ в увязке со странами ЕС и АТР

Системная установка

Настоящий международный стандарт устанавливает общие положения, основные определения, требования к проектированию, составу документации и порядку реализации (внедрению) транспортно-технологических систем (ТТС) доставки укрупненных грузовых единиц (УГЕ) «от двери до двери» во всех видах сообщений (маршрутов) качественно и в заданный срок; контейнеровозными, блок-пакетовозными, паромными, лихтеровозными и другими ТТС, создаваемыми на заданных принципах этого документа.

Данный стандарт, как и все международные нормативно-правовые документы, носит рекомендательный характер и является методической основой КТСМ СНГ для разработки программ инновационного развития на базе соответствующих ТТС стран СНГ на среднесрочную и долгосрочную перспективу преимущественно в пределах транспортных коридоров (согласно сводному перечню МТК, проходящих по территориям государств –участников Соглашения (от 20.11.2009, г. Ялта) в полной увязке со странами ЕС и АТР.

Реализуемые ТТС обеспечивают минимальные издержки за счет создания прогрессивных скоординированных технологических процессов (на всем пути следования), обеспечивающих взаимоувязку технических средств транспорта и грузовладельцев, а также решение организационно-информационных, коммерческо-правовых, таможенных и других элементов перевозочного процесса.

В настоящее время в России предусматриваются существенные капиталовложения в транспортную инфраструктуру народного хозяйства с целью увеличения экспорта транспортных услуг за счет роста транзитных перевозок по основным коридорам, что, естественно, окажет положительное влияние на увеличение доходности транспортной составляющей также и стран СНГ. Предложенный к разработке межгосударственный стандарт позволит оптимизировать капиталовложения во всех вариантах финансирования, как то: полностью государственное финансирование проектов, государственно-частное партнерство и частные инновации в различных вариациях.

Как было неоднократно отмечено, в частности высшим руководством страны, по показателю производительности труда в народном хозяйстве мы отстаем от передовых стран мира в 2-3 и более раза, включая транспортную отрасль. Укрупненные грузовые единицы (УГЕ) – контейнеры различных модификаций, пакеты и блок-пакеты, контрейлеры, съемные кузова, флеты, упаковки евростандарта и т.п. – охватывают грузопотоки наиболее ценных и трудоемких товаров. Их внедрение позволяет в 4-6 раз повысить производительность труда, сократить затраты на тару и упаковку, в 2,0-2,5 раза снизить энергозатраты, уменьшить эконагрузку на окружающую среду, обеспечить сохранность груза и повысить другие позитивные факторы.

В США более 70% номенклатуры ценных сухих и наливных грузов транспортируются в УГЕ, в РФ же 30% – по импорту и 7% – по экспорту, что касается внутренних перевозок, то эти показатели не выше отмеченных.

Опыт страны

В свое время морской флот СССР (институт «Союзморниипроект») был инициатором создания транспортно-технологических систем (ТТС). Ранее ТТС включались в Госнархозплан, в силу сложившейся ситуации головным ведомством по их разработке, как правило, назначался Минморфлот, а ответственным за эту тематику был замминистра по эксплуатации и соответствующие институты с указанием персональных работников.

В результате Минморфлот СССР по тоннажу занимал 5-е место в мире, а по объему перевозок – третье. Морская отрасль интенсивно развивалась при полной самоокупаемости. Вначале разработка, внедрение и развитие ТТС осуществлялись согласно директивным положениям, а также соответствующим договорам между участниками перевозочного процесса. Затем по заданию Главфлота ММФ институт «Союзморниипроект» разработал нормативный документ РД31.10.33-87 «Транспортно-технологические системы морских перевозок на базе доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери»». Основные положения».

Государственная важность создания и реализации ТТС отмечена в:

трактате «Морской транспорт СССР» (к 60-летию отрасли) под общей редакцией министра морского флота Т.Б. Гуженко. – М.: Транспорт, 1984. – 134 с.): «Достижение высокой эффективности работы морского транспорта связано с разработкой и применением транспортно-технологических систем (ТТС)»;

Постановлении Совмина № 1263 от 10.11.1987: «Достижение высокого уровня исследования и разработок, создание новейших ТТС, революционизирующих процессы переработки и перегрузки грузов…».

ВАК ввел новую специальность 05.22.01 «Транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства».

В данном случае требуется разработка базового нормативного документа для гармоничного развития ЕТС государств – участников СНГ в увязке с государствами ЕС и АТР. Маршруты международных транспортных коридоров могут быть привлекательными, если освоение товаропотоков будет осуществляться в соответствии с принципами, заложенными в ТТС.

Предусмотренный к разработке межгосударственный стандарт должен быть базовым технологическим документом, регламентирующим взаимодействие видов транспорта (железнодорожного, морского, речного, автомобильного и авиационного в части грузовых перевозок), а также грузовладельцев при доставке соответствующих УГЕ специализированными и узкоспециализированными ТТС.

Реализация данного межгосударственного стандарта обеспечит повышение эффективности перевозок (через коридоры СНГ во всех видах маршрутов) и качество транспортных услуг, привлечение высокотарифицируемых грузов в УГЕ на эти участки МТК. Опыт прошлых лет показывает экономическую заинтересованность, как правило, всех участников перевозочного процесса и снижение издержек в сфере транспортных услуг в среднем на 17-19%.

Введение данного нормативного документа позволит при активном участии КТС СНГ реализовать:

– развитие на единых принципах государственного и государственно-частного партнерства регулирование всех видов транспорта государств – участников СНГ;

– сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;

– координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта;

– координацию обеспечения средствами транспорта безопасности наших стран;

– согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортных систем государств СНГ и «стыковку» транспортных систем отдельных регионов наших стран;

– развитие транспортной деятельности на единых принципах правовых основ;

– формирование на транспорте единого информационного пространства;

– регулирование межвидовой конкуренции;

– согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса стран СНГ в развитии их национальных транспортных систем, а также совокупной транспортной системы содружества.

Главным направлением в части практической реализации данного стандарта является разработка пилотных проектов ТТС с их включением в план работы КТС СНГ и последующей реализацией на экономически обоснованных направлениях по следующим «прорывным» транспортно-технологическим системам:

– контейнерные системы, включая перевозки в рефконтейнерах и других специализированных;

– блок-пакетные и пакетные;

– контрейлерная и прочие комбинированные;

– ролкерно-паромные и все остальные накатного типа;

– ро-флоу и лихтеровозные;

– узкоспециализированные;

– технологические системы обработки судов на необорудованный берег и морской припай (в настоящее время приобретают важное значение, в особенности в связи с добычей углеводородов на морских шельфах Арктики и Дальнего Востока).

Типовые проекты

Разработка типовых проектов региональных, припортовых и других многоцелевых (мультимодальных) логистических центров, обеспечивающих развитие смешанных и прямых смешанных (интермодальных) по маршрутам МТК перевозок с использованием соответствующих ТТС, что создаст условия для более широкой интеграции государств – участников СНГ c мировой транспортной системой.

На базе данного стандарта должны разрабатываться пилотные проекты прорывных ТТС, что является основой практической реализацией транспортной логистики на пространстве государств – участников СНГ в увязке со странами ЕС и АТР.

Работу намечено выполнить в следующей последовательности:

Этап I. Разработать предложения по структуре межгосударственного стандарта «Транспортно-технологические системы доставки укрупненных грузовых единиц (УГЕ) «от двери до двери». Основные положения».

Этап II. Выполнить НИР по анализу нормативно-правовых документов, соответствующих НИОКР, публикаций государств - участников СНГ, а также передовых стран дальнего зарубежья.

Этап III. Разработать проект первой редакции межгосударственного стандарта «Транспортно-технологические системы доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения».

Этап IV. Рассылка первой редакции стандарта государствам – участникам СНГ. Составление сводки отзывов по рекомендациям и замечаниям.

Этап V. Разработать совместно с КТС СНГ и Росстандартом окончательную редакцию межгосударственного стандарта «Транспортно-технологические системы доставки укрупненных грузовых единиц «от двери до двери». Основные положения».

Предложения

Предварительные предложения по структуре стандарта и его разделам.

Раздел 1. «Общие положения. Определение транспортно-технологической системы (ТТС)». Транспортно-технологическая система (ТТС) – это система взаимоувязанной технологии и организации перевозки грузов с минимальными издержками от отправителя до получателя с участием одного или нескольких видов транспорта, действующих на основе положений или соглашений (договоров) между отправителями, перевозчиками и получателями грузов СНГ, заключаемых для каждой конкретной ТТС и определяющих технологические, организационные и коммерческо-правовые условия их функционирования. Регулирующим органом совершенствования и развития ТТС является КТС СНГ.

В отдельных случаях ТТС могут функционировать не «от двери отправителя», а от мест концентрации (баз) логистических центров или портов перевалки грузов, куда они поступают от отправителей поштучно и где осуществляется формирование укрупненных грузовых единиц и дальнейшая перевозка по системе ТТС «до получателя». Целесообразность организации этих ТТС определяется расчетом экономической эффективности с учетом сложившихся конкретных условий.

Основными слагаемыми ТТС являются: подвижной состав различных видов транспорта (суда, вагоны, автомобили, тягачи, трейлеры); перегрузочные комплексы – причалы, склады, подъездные пути, погрузочно-разгрузочные механизмы, грузозахватные и пакетоформирующие приспособления, средства укрупнения (контейнеры различных модификаций, флеты, съемные кузова, евроупаковки, поддоны, ролл-трейлеры, пакетирующие стропы и т.п.), средства автоматизации и управления.

ТТС реализуется через транспортно-технологические линии (ТТЛ). Для рассматриваемых ТТС системообразующим компонентом является укрупненная грузовая единица (УГЕ).

Раздел 2. «Стадии создания и внедрения ТТС». Содержит положения о стадиях создания и внедрения ТТС и их содержании.

Предпроектная – разработка и утверждение технического задания.

Проектная – исследования и разработка всего необходимого комплекса проектной документации по организации доставки груза по схеме от отправителя до получателя (экономических обоснований, технологической, организационно-правовой, коммерческих условий, таможенных условий и т.п.).

Внедрение включает комплексную программу опытно-промышленной проверки ТТС, предложения по корректировке документации, масштабов внедрения, акт внедрения исследовательско-проектной работы ТТС.

Авторский надзор за внедрением.

Раздел 3. «Состав проекта ТТС». Включает состав, основные разделы проекта ТТС и требования к их содержанию.

3.1. Сведения о грузе. Объем и периоды предъявления грузов, маршрут (схема) перевозки грузов от отправителя до получателя, пункты перевалки и назначения. Транспортно-физические свойства грузов. Выбор вариантов «транспортабельности» и прогрессивной технологии перевозки («дверь-дверь»).

3.2. Состав участников ТТС – круг организаций, включающий грузовладельцев, транспортников и др. партнеров, принимающих участие в доставке грузов от отправителя до получателя.

3.3. Транспортные и перегрузочно-складские мощности, логистические центры и «сухие порты». Транспортные средства и их эксплуатационно-технические характеристики. Перегрузочные комплексы, их техническая оснащенность по звеньям ТТС.

3.4. Взаимоувязанный транспортно-технологический процесс (ВТТП) и его содержание. Проектируется по элементам ТТС на базе прогрессивной технологии доставки УГЕ. Обеспечивает: сокращение времени нахождения груза в пути и транспортировку средств под погрузочно-разгрузочные операции, рациональное использование транспортных средств, соблюдение правил использования и сроков обращения средств укрупнения, упрощение условий сдачи-приемки УГЕ по звеньям ТТС, исключение тяжелого ручного труда, сохранность средств УГЕ и груза.

Содержание ВТТП: УГЕ и их транспортно-технологические характеристики; технические условия размещения, крепления УГЕ на ж/д подвижном составе и при необходимости на автотранспорте; типовые технологические карты выполнения погрузочно-разгрузочных работ по всему транспортному циклу («дверь-дверь»); типовые грузовые планы для морских (речных судов); карты технологического режима перевозки.

3.5 Коммерческо-правовое обеспечение. Порядок сдачи-приемки УГЕ по элементам ТТС, сроки доставки, обращения средств УГЕ и других специализированных средств, санкции, приспособления, обеспечивающие исключение доступа к грузу в УГЕ, маркировка, транспортные условия для внешнеторговых контрактов, сопроводительные передаточные документы. Проект договора (соглашения) регулируется взаимоотношением сторон, тарифы на перевалку и др. услуги.

3.6. Планирование, оперативное управление, организация, контроль осуществляются в соответствии с договорами, заключаемыми между участниками ТТС, или другими регулирующими взаимоотношения документами. Оперативное управление и контроль осуществляется по видам транспорта и странам – участницам КТС.

3.7. Автоматизированная система управления ТТС – «АСУ ТТС»:

«АСУ Логцентр», тоже «сухой порт», «АСУ Терминал», «АСУ Транспорт».

Раздел 4. «Выходные документы». Содержат документы по каждому этапу реализации ТТС, которыми соответственно являются:

• Проект ТТС, документы, поименованные в разделе 3.

• План реализации ТТС участниками.

• Проект типового договора (проформа договора) о взаимоотношении сторон – участниц ТТС.

• Соглашение по срокам и стоимости между разработчиками и внедряющими организациями об авторском надзоре.

Раздел 5. «Основные методические указания по экономическому обоснованию ТТС».

До начала проектирования ТТС, в особенности узкоспециализированной, необходимо надежно обосновать размер «критического» грузопотока, т.е. найти такой объем и его продолжительность во времени, чтобы за этот период окупились все капиталовложения, связанные с созданием системы по конкретным транспортно-технологическим линиям (ТТЛ).

Экономическая эффективность, рассчитываемая по конкретным ТТЛ, выполняется по их элементам от грузоотправителя до грузополучателя в сравнении с базовым (существующим вариантом).

Экономическое обоснование ТТС, создаваемых на базе того или иного варианта укрупнения (когда не меняются основные технические средства транспорта и грузовладельцев). При этом следует иметь в виду, что в пределах контейнерных, пакетных и блок-пакетных, ролкерных, ро-флоу и других ТТС, создаваемых на базе УГЕ, может использоваться множество технологий в зависимости от применяемых вариантов укрупнения (различного типа поддоны, флеты, трейлеры, ролл-трейлеры, съемные кузова, евроупаковки, пакетирующие стропы и т.п.), а также укрупнение за счет изменения единиц груза (чушки цветных металлов) или метода укладки самого груза; сравниваемые технологические системы должны быть приведены к сопоставимым условиям.

Сравнение альтернативных ТТС, которые базируются на различных технических средствах, осуществляется по суммарным затратам, рассчитываемым по элементам ТТЛ. При этом необходимо разрабатывать соответствующие бизнес-планы.

Оценка затрат грузовладельца (отправитель, получатель), а также железнодорожной, морской, речной, автомобильной и авиационной составляющих, входящих в транспортный процесс доставки соответствующей УГЕ по схеме «дверь-дверь», рассматривается как комплексная оценка соответствующей ТТС в целом.

Морские вести России №14 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика