Ключевая ставка: медленное снижение - Морские вести России

Ключевая ставка: медленное снижение

20.02.2018

Российская экономика

Центробанк в очередной раз снизил ключевую ставку, но лишь на четверть пункта – с 8,5% до 8,25%. Говорить о грядущем буме кредитования не приходится. Впрочем, у транспортников дела с кредитами и так идут неплохо: объем выданных займов растет, а просроченная задолженность падает. ЦБ РФ называет своей главной целью борьбу с инфляцией и, похоже, у него получается: по итогам 2017 года общий рост цен не превысит 4%.

Александра Васильцева

Центробанк выжидает

О снижении ключевой ставки стало известно 27 октября после заседания совета директоров ЦБ РФ. Следующее заседание запланировано на 15 декабря текущего года и, как сказано в пресс-релизе ЦБ, снижение ставки может быть продолжено.

Основной фактор, который влияет на позицию руководства Центробанка, – инфляция. По состоянию на 23 октября 2017 года она составляла всего лишь 2,7% в годовом исчислении. Но ЦБ отмечает, что это временное явление – к концу года инфляция все же достигнет 4%, как прогнозируется.

Позиция ЦБ РФ – постепенно переходить от жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. Нейтральная означает, что регулятор не берет на себя функцию борьбы с инфляцией. Делать это пока рано, считает ЦБ, подчеркивая необходимость именно постепенного перехода. Поэтому ключевая ставка была снижена лишь на 0,25%. Другими словами, пока Центробанк занимает выжидательную, а не активную позицию. И внимательно следит за происходящим в экономике.

В целом регулятор положительно оценивает текущую экономическую ситуацию. «По оценкам Банка России, рост ВВП в III квартале продолжился <...>. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, наблюдается положительная динамика в машиностроении, грузоперевозках, производстве потребительских товаров длительного пользования. Восстановление потребления приобретает устойчивость», – говорится в пресс-релизе ЦБ.

Инфляция под прицелом

С недавнего времени одна из главных задач Центробанка – таргетирование инфляции. Это означает, что регулятор сам выбирает максимально возможное повышение уровня цен. Например, для 2017 года это 4%.

Таргетирование стало ответом на инфляцию, захлестнувшую экономику в предыдущие годы. В 2015 году индекс потребительских цен вырос почти на 13%. Подобный скачок с начала 2000-х наблюдался лишь один раз – в 2008 году. Причиной всплеска в 2015-м стало обесценивание рубля и резкое подорожание импортных товаров.

Политика ЦБ уже принесла некоторые плоды. В прошлом году инфляция сократилась до 5,4%, а в текущем, скорее всего, не превысит заданных 4%. Благодаря этому, считает регулятор, произошел рост реальной заработной платы россиян. По данным Росстата, в январе-сентябре текущего года показатель вырос на 2,5%. А когда у людей становится больше денег, они готовы больше тратить, что разогревает всю экономику.

«Если бы инфляция в России составляла не четыре, а восемь процентных пунктов, потери населения составили бы 2,16 трлн рублей. Бюджету бы это стоило более 600 млрд рублей, поэтому ЦБ и занимается инфляционным таргетированием», – рассказывала летом этого года первый зампред Банка России Ксения Юдаева.

Сохранение ключевой ставки на относительно высоком уровне помогает борьбе с инфляцией. Именно поэтому ЦБ не пересматривал показатель почти целый год: с августа 2015 по июнь 2016-го ключевая ставка держалась на уровне 11% (см. «Взлет и падение ключевой ставки»). Отчасти это и помогло остановить обесценивание денег, резко начавшееся в 2014-2015 годах.

Впрочем, не все эксперты одобряют таргетирование инфляции. Некоторые считают, что Центробанк сосредоточился на своей задаче и решает ее вопреки интересам всей экономики. Так, сохранение ключевой ставки на высоком уровне «сжимает» кредиты для бизнеса.

«ЦБ предпочел таргетирование инфляции, нежели попытки расшевелить экономику», – утверждает партнер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Денис Тарадов.

«Ставки по кредитам корпоративным заемщикам снижаются, следуя за ключевой ставкой. При этом доступность кредитов для малого и среднего бизнеса улучшается чуть медленнее, чем для остальных заемщиков», – отмечается в недавнем обзоре группы «Финам». Эксперты подчеркивают: сейчас ключевая ставка уже более чем на 8 пунктов ниже, чем на пике в 2015 году (8,25% против 17%). Ставка же по банковским кредитам компаниям (на срок свыше года) упала лишь на 6,8 пункта, а для малого и среднего бизнеса всего на 5,6 пункта.

Другими словами, неповоротливость и излишняя осторожность банкиров наряду с выжидательной политикой Центробанка служит дополнительным препятствием для развития бизнеса.

Транспорт: относительное благополучие

Ключевая ставка влияет на стоимость кредитов, но это не единственный фактор. В разных отраслях экономики дела с банковским финансированием обстоят по-разному. Увидеть ключевые цифры можно в ежемесячной статистике Центробанка.

Транспортная сфера (раздел «Транспорт и связь» в статистике регулятора) смотрится неплохо. Суммарный объем полученных рублевых кредитов на начало текущего года составлял 1,28 трлн рублей. К 1 октября цифра достигла 1,38 трлн рублей, рост – около 8%. При этом общий объем выданных кредитов (всем отраслям) прибавил лишь 4% (21,7 трлн на начало года против 22,6 трлн на 1 октября).

Другой важный показатель – объем просроченной задолженности. Здесь у транспортников тоже все хорошо. На начало года она равнялась 90 млрд рублей, а спустя девять месяцев – 74,8 млрд, то есть показатель сократился с 7% (от общего объема кредитов) до 5,4%. Хотя во всей экономике наблюдалась ровно противоположная тенденция – объем «просрочки» вырос с 8% до 8,2%.

Такое положение, вероятно, связано с растущим показателем грузооборота. В январе-сентябре текущего года он прибавил почти 7% относительно прошлого года. Лучше всего дела шли у транспортной авиации (+20%), морского транспорта (+11%) и у железных дорог (+6,6%).

Говорить о том, что снижение ключевой ставки серьезно повлияет на кредитование транспортной отрасли, пока не приходится. Например, когда летом прошлого года после долгого «застоя» ЦБ наконец снизил ключевую ставку, это напрямую не повлияло на объем выданных займов. Даже наоборот: с середины по конец 2016-го общая задолженность отрасли сократилась.

Кредитование заметно пошло вверх с февраля текущего года, хотя как раз в этот момент никаких манипуляций со ставкой не происходило – снижение случилось позже и оно было не очень существенным (см. «Взлет и падение ключевой ставки»).

По-настоящему опасной остается ситуация в сфере пассажирских авиаперевозок. Просроченная задолженность с начала года немного снизилась, с 33% до 29%, но все равно остается чрезвычайно высокой. Напомним, после краха компании «Вим-Авиа» министр Соколов даже получил выговор от президента Путина. По мнению главы государства, политика Минтранса не позволила предотвратить кризис компании. Однако, как мы видим из кредитной статистики, проблемы не только у «Вим-Авиа», но практически у всех авиаперевозчиков.

Инвестиции: подпитка мегапроектами

Инвестиции в транспортную инфраструктуру в последнее время тоже переживают своего рода бум. Грузовые автоперевозчики вложили в самих себя почти вдвое больше, чем в первом полугодии 2016-го (см. «Транспортная отрасль: новые инвестиции»). У водного транспорта инвестиции в инфраструктуру выросли более чем на 25%.

Конечно, существенное влияние на статистику оказывают мегапроекты вроде Керченского моста стоимостью около 230 млрд рублей. Еще около 20 млрд будет потрачено на строительство железнодорожных подходов к мосту. Недавно Министр транспорта Максим Соколов объявил, что сооружение моста идет в полном соответствии с графиком и нет никаких сомнений, что он будет вовремя сдан в эксплуатацию. Напомним, открытие рабочего автомобильного движения запланировано на декабрь 2018 года, а железнодорожного – на 2019 год.

Активно в последнее время обсуждается и другой мегапроект – мост на Сахалин. Как сообщило агентство Bloomberg в середине октября, подряд на эту грандиозную стройку стоимостью свыше 280 млрд рублей может получить компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Правда, позже министр Соколов опроверг эту информацию, заявив, что подрядчик еще не выбран, поскольку нет ни проектной документации, ни средств на ее подготовку в федеральном бюджете.

Тем не менее, проект моста на Сахалин не выглядит чем-то эфемерным. О том, что чиновники предметно изучают возможность строительства железнодорожного перехода, в сентябре 2017-го сообщил президент Путин, выступая на Восточном экономическом форуме.

Найти частных инвесторов на строительство мегамоста, соединяющего большую землю с островом, где живет полмиллиона человек, чисто в социальных целях и в целях снабжения, практически невозможно. В этом случае, как и в случае с Керченским мостом, инвестиции будут бюджетными. И нет сомнений, что подрядчик для освоения бюджетных средств будет выбран правильно.

Однако, возможно, проект станет международным: есть идея включить его в транснациональное транспортное кольцо, соединяющее Россию со странами АТР, – тогда в финансирование могут включиться Япония, Южная Корея, Китай и другие государства региона. Но это явно не уменьшит прогнозные значения вложений из российского бюджета в проект транспортного перехода.

Взлет и падение ключевой ставки

Ключевая ставка появилась с 13 сентября 2013 года. До нее главную роль играла ставка рефинансирования. Но после сентября 2013-го та ушла на второй план, а с начала 2016 года и вовсе была ликвидирована как самостоятельный показатель (сейчас ставка рефинансирования равна ключевой ставке).

Ключевая ставка – это минимальный процент, под который Центробанк предоставляет деньги коммерческим банкам сроком на неделю. Одновременно под этот процент регулятор принимает депозиты – также сроком на неделю – от коммерческих игроков. Ключевая ставка влияет на стоимость денег для экономики в целом, а следовательно, и на инфляцию.

Кроме того, ключевая ставка носит информационный характер. «Банк России намерен использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что будет способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений», – говорится в пресс-релизе ЦБ РФ, вводящем ключевую ставку.

Ставка рефинансирования действовала с 1 января 1992 года и за свою долгую историю совершала крутые виражи. Начав со значения 20%, она уже в 1994-м взлетела до 205%, потом упала до 21%, а в дни дефолта 1998-го достигала 150%. У ее «наследницы» тоже есть крутые перепады, но это несравнимо с лихими 90-ми: крупнейший скачок ключевой ставки случился в декабре 2014 года, когда она выросла с 10,5% до 17%. А начиная с февраля 2015-го, индикатор постепенно, но неуклонно снижается.

Период действия

Ключевая ставка

13 сентября 2013 – 2 марта 2014

5,5%

3 марта 2014 – 27 апреля 2014

7%

28 апреля 2014 – 27 июля 2014

7,5%

28 июля 2014 – 4 ноября 2014

8%

5 ноября 2014 – 11 декабря 2014

9,5%

12 декабря 2014 – 15 декабря 2014

10,5%

16 декабря 2014 – 1 февраля 2015

17%

2 февраля 2015 – 15 марта 2015

15%

16 марта 2015 – 4 мая 2015

14%

5 мая 2015 – 15 июня 2015

12,5%

16 июня 2015 – 2 августа 2015

11,5%

3 августа 2015 – 13 июня 2016

11%

14 июня 2016 – 18 сентября 2016

10,5%

19 сентября 2016 – 26 марта 2017

10%

27 марта 2017 – 1 мая 2017

9,75%

2 мая 2017 – 18 июня 2017

9,25%

19 июня 2017 – 17 сентября 2017

9%

18 сентября 2017 – 29 октября

8,5%

с 30 октября 2017

8,25%

Транспортная отрасль: новые инвестиции

Инвестиции транспортников существенно выросли в текущем году. Всего на эту отрасль (включая складскую деятельность) пришлось около 20% от общего объема инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2017-го – примерно каждый пятый рубль из 4,3 трлн рублей. Особенно постарались представители автоперевозок, железных дорог и водного транспорта – их инвестиции в самих себя выросли более чем на 25%.

Название сферы

Прирост инвестиций по итогам I полугодия 2017 года

Абсолютное значение, руб.

Автомобильные грузоперевозки

84%

14 млрд

Пассажирские сухопутные перевозки (кроме ж/д)

59%

77 млрд

Железнодорожные пассажирские перевозки

41%

41 млрд

Железнодорожные грузовые перевозки

39%

62 млрд

Водный транспорт

26%

5 млрд

Морские порты №8 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика