Ключевая ставка: медленное снижение

Российская экономика
Ключевая ставка: медленное снижение

Центробанк в очередной раз снизил ключевую ставку, но лишь на четверть пункта – с 8,5% до 8,25%. Говорить о грядущем буме кредитования не приходится. Впрочем, у транспортников дела с кредитами и так идут неплохо: объем выданных займов растет, а просроченная задолженность падает. ЦБ РФ называет своей главной целью борьбу с инфляцией и, похоже, у него получается: по итогам 2017 года общий рост цен не превысит 4%.

Александра Васильцева

Центробанк выжидает

О снижении ключевой ставки стало известно 27 октября после заседания совета директоров ЦБ РФ. Следующее заседание запланировано на 15 декабря текущего года и, как сказано в пресс-релизе ЦБ, снижение ставки может быть продолжено.

Основной фактор, который влияет на позицию руководства Центробанка, – инфляция. По состоянию на 23 октября 2017 года она составляла всего лишь 2,7% в годовом исчислении. Но ЦБ отмечает, что это временное явление – к концу года инфляция все же достигнет 4%, как прогнозируется.

Позиция ЦБ РФ – постепенно переходить от жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. Нейтральная означает, что регулятор не берет на себя функцию борьбы с инфляцией. Делать это пока рано, считает ЦБ, подчеркивая необходимость именно постепенного перехода. Поэтому ключевая ставка была снижена лишь на 0,25%. Другими словами, пока Центробанк занимает выжидательную, а не активную позицию. И внимательно следит за происходящим в экономике.

В целом регулятор положительно оценивает текущую экономическую ситуацию. «По оценкам Банка России, рост ВВП в III квартале продолжился <...>. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, наблюдается положительная динамика в машиностроении, грузоперевозках, производстве потребительских товаров длительного пользования. Восстановление потребления приобретает устойчивость», – говорится в пресс-релизе ЦБ.

Инфляция под прицелом

С недавнего времени одна из главных задач Центробанка – таргетирование инфляции. Это означает, что регулятор сам выбирает максимально возможное повышение уровня цен. Например, для 2017 года это 4%.

Таргетирование стало ответом на инфляцию, захлестнувшую экономику в предыдущие годы. В 2015 году индекс потребительских цен вырос почти на 13%. Подобный скачок с начала 2000-х наблюдался лишь один раз – в 2008 году. Причиной всплеска в 2015-м стало обесценивание рубля и резкое подорожание импортных товаров.

Политика ЦБ уже принесла некоторые плоды. В прошлом году инфляция сократилась до 5,4%, а в текущем, скорее всего, не превысит заданных 4%. Благодаря этому, считает регулятор, произошел рост реальной заработной платы россиян. По данным Росстата, в январе-сентябре текущего года показатель вырос на 2,5%. А когда у людей становится больше денег, они готовы больше тратить, что разогревает всю экономику.

«Если бы инфляция в России составляла не четыре, а восемь процентных пунктов, потери населения составили бы 2,16 трлн рублей. Бюджету бы это стоило более 600 млрд рублей, поэтому ЦБ и занимается инфляционным таргетированием», – рассказывала летом этого года первый зампред Банка России Ксения Юдаева.

Сохранение ключевой ставки на относительно высоком уровне помогает борьбе с инфляцией. Именно поэтому ЦБ не пересматривал показатель почти целый год: с августа 2015 по июнь 2016-го ключевая ставка держалась на уровне 11% (см. «Взлет и падение ключевой ставки»). Отчасти это и помогло остановить обесценивание денег, резко начавшееся в 2014-2015 годах.

Впрочем, не все эксперты одобряют таргетирование инфляции. Некоторые считают, что Центробанк сосредоточился на своей задаче и решает ее вопреки интересам всей экономики. Так, сохранение ключевой ставки на высоком уровне «сжимает» кредиты для бизнеса.

«ЦБ предпочел таргетирование инфляции, нежели попытки расшевелить экономику», – утверждает партнер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Денис Тарадов.

«Ставки по кредитам корпоративным заемщикам снижаются, следуя за ключевой ставкой. При этом доступность кредитов для малого и среднего бизнеса улучшается чуть медленнее, чем для остальных заемщиков», – отмечается в недавнем обзоре группы «Финам». Эксперты подчеркивают: сейчас ключевая ставка уже более чем на 8 пунктов ниже, чем на пике в 2015 году (8,25% против 17%). Ставка же по банковским кредитам компаниям (на срок свыше года) упала лишь на 6,8 пункта, а для малого и среднего бизнеса всего на 5,6 пункта.

Другими словами, неповоротливость и излишняя осторожность банкиров наряду с выжидательной политикой Центробанка служит дополнительным препятствием для развития бизнеса.

Транспорт: относительное благополучие

Ключевая ставка влияет на стоимость кредитов, но это не единственный фактор. В разных отраслях экономики дела с банковским финансированием обстоят по-разному. Увидеть ключевые цифры можно в ежемесячной статистике Центробанка.

Транспортная сфера (раздел «Транспорт и связь» в статистике регулятора) смотрится неплохо. Суммарный объем полученных рублевых кредитов на начало текущего года составлял 1,28 трлн рублей. К 1 октября цифра достигла 1,38 трлн рублей, рост – около 8%. При этом общий объем выданных кредитов (всем отраслям) прибавил лишь 4% (21,7 трлн на начало года против 22,6 трлн на 1 октября).

Другой важный показатель – объем просроченной задолженности. Здесь у транспортников тоже все хорошо. На начало года она равнялась 90 млрд рублей, а спустя девять месяцев – 74,8 млрд, то есть показатель сократился с 7% (от общего объема кредитов) до 5,4%. Хотя во всей экономике наблюдалась ровно противоположная тенденция – объем «просрочки» вырос с 8% до 8,2%.

Такое положение, вероятно, связано с растущим показателем грузооборота. В январе-сентябре текущего года он прибавил почти 7% относительно прошлого года. Лучше всего дела шли у транспортной авиации (+20%), морского транспорта (+11%) и у железных дорог (+6,6%).

Говорить о том, что снижение ключевой ставки серьезно повлияет на кредитование транспортной отрасли, пока не приходится. Например, когда летом прошлого года после долгого «застоя» ЦБ наконец снизил ключевую ставку, это напрямую не повлияло на объем выданных займов. Даже наоборот: с середины по конец 2016-го общая задолженность отрасли сократилась.

Кредитование заметно пошло вверх с февраля текущего года, хотя как раз в этот момент никаких манипуляций со ставкой не происходило – снижение случилось позже и оно было не очень существенным (см. «Взлет и падение ключевой ставки»).

По-настоящему опасной остается ситуация в сфере пассажирских авиаперевозок. Просроченная задолженность с начала года немного снизилась, с 33% до 29%, но все равно остается чрезвычайно высокой. Напомним, после краха компании «Вим-Авиа» министр Соколов даже получил выговор от президента Путина. По мнению главы государства, политика Минтранса не позволила предотвратить кризис компании. Однако, как мы видим из кредитной статистики, проблемы не только у «Вим-Авиа», но практически у всех авиаперевозчиков.

Инвестиции: подпитка мегапроектами

Инвестиции в транспортную инфраструктуру в последнее время тоже переживают своего рода бум. Грузовые автоперевозчики вложили в самих себя почти вдвое больше, чем в первом полугодии 2016-го (см. «Транспортная отрасль: новые инвестиции»). У водного транспорта инвестиции в инфраструктуру выросли более чем на 25%.

Конечно, существенное влияние на статистику оказывают мегапроекты вроде Керченского моста стоимостью около 230 млрд рублей. Еще около 20 млрд будет потрачено на строительство железнодорожных подходов к мосту. Недавно Министр транспорта Максим Соколов объявил, что сооружение моста идет в полном соответствии с графиком и нет никаких сомнений, что он будет вовремя сдан в эксплуатацию. Напомним, открытие рабочего автомобильного движения запланировано на декабрь 2018 года, а железнодорожного – на 2019 год.

Активно в последнее время обсуждается и другой мегапроект – мост на Сахалин. Как сообщило агентство Bloomberg в середине октября, подряд на эту грандиозную стройку стоимостью свыше 280 млрд рублей может получить компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Правда, позже министр Соколов опроверг эту информацию, заявив, что подрядчик еще не выбран, поскольку нет ни проектной документации, ни средств на ее подготовку в федеральном бюджете.

Тем не менее, проект моста на Сахалин не выглядит чем-то эфемерным. О том, что чиновники предметно изучают возможность строительства железнодорожного перехода, в сентябре 2017-го сообщил президент Путин, выступая на Восточном экономическом форуме.

Найти частных инвесторов на строительство мегамоста, соединяющего большую землю с островом, где живет полмиллиона человек, чисто в социальных целях и в целях снабжения, практически невозможно. В этом случае, как и в случае с Керченским мостом, инвестиции будут бюджетными. И нет сомнений, что подрядчик для освоения бюджетных средств будет выбран правильно.

Однако, возможно, проект станет международным: есть идея включить его в транснациональное транспортное кольцо, соединяющее Россию со странами АТР, – тогда в финансирование могут включиться Япония, Южная Корея, Китай и другие государства региона. Но это явно не уменьшит прогнозные значения вложений из российского бюджета в проект транспортного перехода.

Взлет и падение ключевой ставки

Ключевая ставка появилась с 13 сентября 2013 года. До нее главную роль играла ставка рефинансирования. Но после сентября 2013-го та ушла на второй план, а с начала 2016 года и вовсе была ликвидирована как самостоятельный показатель (сейчас ставка рефинансирования равна ключевой ставке).

Ключевая ставка – это минимальный процент, под который Центробанк предоставляет деньги коммерческим банкам сроком на неделю. Одновременно под этот процент регулятор принимает депозиты – также сроком на неделю – от коммерческих игроков. Ключевая ставка влияет на стоимость денег для экономики в целом, а следовательно, и на инфляцию.

Кроме того, ключевая ставка носит информационный характер. «Банк России намерен использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что будет способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений», – говорится в пресс-релизе ЦБ РФ, вводящем ключевую ставку.

Ставка рефинансирования действовала с 1 января 1992 года и за свою долгую историю совершала крутые виражи. Начав со значения 20%, она уже в 1994-м взлетела до 205%, потом упала до 21%, а в дни дефолта 1998-го достигала 150%. У ее «наследницы» тоже есть крутые перепады, но это несравнимо с лихими 90-ми: крупнейший скачок ключевой ставки случился в декабре 2014 года, когда она выросла с 10,5% до 17%. А начиная с февраля 2015-го, индикатор постепенно, но неуклонно снижается.

Период действия

Ключевая ставка

13 сентября 2013 – 2 марта 2014

5,5%

3 марта 2014 – 27 апреля 2014

7%

28 апреля 2014 – 27 июля 2014

7,5%

28 июля 2014 – 4 ноября 2014

8%

5 ноября 2014 – 11 декабря 2014

9,5%

12 декабря 2014 – 15 декабря 2014

10,5%

16 декабря 2014 – 1 февраля 2015

17%

2 февраля 2015 – 15 марта 2015

15%

16 марта 2015 – 4 мая 2015

14%

5 мая 2015 – 15 июня 2015

12,5%

16 июня 2015 – 2 августа 2015

11,5%

3 августа 2015 – 13 июня 2016

11%

14 июня 2016 – 18 сентября 2016

10,5%

19 сентября 2016 – 26 марта 2017

10%

27 марта 2017 – 1 мая 2017

9,75%

2 мая 2017 – 18 июня 2017

9,25%

19 июня 2017 – 17 сентября 2017

9%

18 сентября 2017 – 29 октября

8,5%

с 30 октября 2017

8,25%

Транспортная отрасль: новые инвестиции

Инвестиции транспортников существенно выросли в текущем году. Всего на эту отрасль (включая складскую деятельность) пришлось около 20% от общего объема инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2017-го – примерно каждый пятый рубль из 4,3 трлн рублей. Особенно постарались представители автоперевозок, железных дорог и водного транспорта – их инвестиции в самих себя выросли более чем на 25%.

Название сферы

Прирост инвестиций по итогам I полугодия 2017 года

Абсолютное значение, руб.

Автомобильные грузоперевозки

84%

14 млрд

Пассажирские сухопутные перевозки (кроме ж/д)

59%

77 млрд

Железнодорожные пассажирские перевозки

41%

41 млрд

Железнодорожные грузовые перевозки

39%

62 млрд

Водный транспорт

26%

5 млрд

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...