Ключевая ставка: медленное снижение

Российская экономика
Ключевая ставка: медленное снижение

Центробанк в очередной раз снизил ключевую ставку, но лишь на четверть пункта – с 8,5% до 8,25%. Говорить о грядущем буме кредитования не приходится. Впрочем, у транспортников дела с кредитами и так идут неплохо: объем выданных займов растет, а просроченная задолженность падает. ЦБ РФ называет своей главной целью борьбу с инфляцией и, похоже, у него получается: по итогам 2017 года общий рост цен не превысит 4%.

Александра Васильцева

Центробанк выжидает

О снижении ключевой ставки стало известно 27 октября после заседания совета директоров ЦБ РФ. Следующее заседание запланировано на 15 декабря текущего года и, как сказано в пресс-релизе ЦБ, снижение ставки может быть продолжено.

Основной фактор, который влияет на позицию руководства Центробанка, – инфляция. По состоянию на 23 октября 2017 года она составляла всего лишь 2,7% в годовом исчислении. Но ЦБ отмечает, что это временное явление – к концу года инфляция все же достигнет 4%, как прогнозируется.

Позиция ЦБ РФ – постепенно переходить от жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике. Нейтральная означает, что регулятор не берет на себя функцию борьбы с инфляцией. Делать это пока рано, считает ЦБ, подчеркивая необходимость именно постепенного перехода. Поэтому ключевая ставка была снижена лишь на 0,25%. Другими словами, пока Центробанк занимает выжидательную, а не активную позицию. И внимательно следит за происходящим в экономике.

В целом регулятор положительно оценивает текущую экономическую ситуацию. «По оценкам Банка России, рост ВВП в III квартале продолжился <...>. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, наблюдается положительная динамика в машиностроении, грузоперевозках, производстве потребительских товаров длительного пользования. Восстановление потребления приобретает устойчивость», – говорится в пресс-релизе ЦБ.

Инфляция под прицелом

С недавнего времени одна из главных задач Центробанка – таргетирование инфляции. Это означает, что регулятор сам выбирает максимально возможное повышение уровня цен. Например, для 2017 года это 4%.

Таргетирование стало ответом на инфляцию, захлестнувшую экономику в предыдущие годы. В 2015 году индекс потребительских цен вырос почти на 13%. Подобный скачок с начала 2000-х наблюдался лишь один раз – в 2008 году. Причиной всплеска в 2015-м стало обесценивание рубля и резкое подорожание импортных товаров.

Политика ЦБ уже принесла некоторые плоды. В прошлом году инфляция сократилась до 5,4%, а в текущем, скорее всего, не превысит заданных 4%. Благодаря этому, считает регулятор, произошел рост реальной заработной платы россиян. По данным Росстата, в январе-сентябре текущего года показатель вырос на 2,5%. А когда у людей становится больше денег, они готовы больше тратить, что разогревает всю экономику.

«Если бы инфляция в России составляла не четыре, а восемь процентных пунктов, потери населения составили бы 2,16 трлн рублей. Бюджету бы это стоило более 600 млрд рублей, поэтому ЦБ и занимается инфляционным таргетированием», – рассказывала летом этого года первый зампред Банка России Ксения Юдаева.

Сохранение ключевой ставки на относительно высоком уровне помогает борьбе с инфляцией. Именно поэтому ЦБ не пересматривал показатель почти целый год: с августа 2015 по июнь 2016-го ключевая ставка держалась на уровне 11% (см. «Взлет и падение ключевой ставки»). Отчасти это и помогло остановить обесценивание денег, резко начавшееся в 2014-2015 годах.

Впрочем, не все эксперты одобряют таргетирование инфляции. Некоторые считают, что Центробанк сосредоточился на своей задаче и решает ее вопреки интересам всей экономики. Так, сохранение ключевой ставки на высоком уровне «сжимает» кредиты для бизнеса.

«ЦБ предпочел таргетирование инфляции, нежели попытки расшевелить экономику», – утверждает партнер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон» Денис Тарадов.

«Ставки по кредитам корпоративным заемщикам снижаются, следуя за ключевой ставкой. При этом доступность кредитов для малого и среднего бизнеса улучшается чуть медленнее, чем для остальных заемщиков», – отмечается в недавнем обзоре группы «Финам». Эксперты подчеркивают: сейчас ключевая ставка уже более чем на 8 пунктов ниже, чем на пике в 2015 году (8,25% против 17%). Ставка же по банковским кредитам компаниям (на срок свыше года) упала лишь на 6,8 пункта, а для малого и среднего бизнеса всего на 5,6 пункта.

Другими словами, неповоротливость и излишняя осторожность банкиров наряду с выжидательной политикой Центробанка служит дополнительным препятствием для развития бизнеса.

Транспорт: относительное благополучие

Ключевая ставка влияет на стоимость кредитов, но это не единственный фактор. В разных отраслях экономики дела с банковским финансированием обстоят по-разному. Увидеть ключевые цифры можно в ежемесячной статистике Центробанка.

Транспортная сфера (раздел «Транспорт и связь» в статистике регулятора) смотрится неплохо. Суммарный объем полученных рублевых кредитов на начало текущего года составлял 1,28 трлн рублей. К 1 октября цифра достигла 1,38 трлн рублей, рост – около 8%. При этом общий объем выданных кредитов (всем отраслям) прибавил лишь 4% (21,7 трлн на начало года против 22,6 трлн на 1 октября).

Другой важный показатель – объем просроченной задолженности. Здесь у транспортников тоже все хорошо. На начало года она равнялась 90 млрд рублей, а спустя девять месяцев – 74,8 млрд, то есть показатель сократился с 7% (от общего объема кредитов) до 5,4%. Хотя во всей экономике наблюдалась ровно противоположная тенденция – объем «просрочки» вырос с 8% до 8,2%.

Такое положение, вероятно, связано с растущим показателем грузооборота. В январе-сентябре текущего года он прибавил почти 7% относительно прошлого года. Лучше всего дела шли у транспортной авиации (+20%), морского транспорта (+11%) и у железных дорог (+6,6%).

Говорить о том, что снижение ключевой ставки серьезно повлияет на кредитование транспортной отрасли, пока не приходится. Например, когда летом прошлого года после долгого «застоя» ЦБ наконец снизил ключевую ставку, это напрямую не повлияло на объем выданных займов. Даже наоборот: с середины по конец 2016-го общая задолженность отрасли сократилась.

Кредитование заметно пошло вверх с февраля текущего года, хотя как раз в этот момент никаких манипуляций со ставкой не происходило – снижение случилось позже и оно было не очень существенным (см. «Взлет и падение ключевой ставки»).

По-настоящему опасной остается ситуация в сфере пассажирских авиаперевозок. Просроченная задолженность с начала года немного снизилась, с 33% до 29%, но все равно остается чрезвычайно высокой. Напомним, после краха компании «Вим-Авиа» министр Соколов даже получил выговор от президента Путина. По мнению главы государства, политика Минтранса не позволила предотвратить кризис компании. Однако, как мы видим из кредитной статистики, проблемы не только у «Вим-Авиа», но практически у всех авиаперевозчиков.

Инвестиции: подпитка мегапроектами

Инвестиции в транспортную инфраструктуру в последнее время тоже переживают своего рода бум. Грузовые автоперевозчики вложили в самих себя почти вдвое больше, чем в первом полугодии 2016-го (см. «Транспортная отрасль: новые инвестиции»). У водного транспорта инвестиции в инфраструктуру выросли более чем на 25%.

Конечно, существенное влияние на статистику оказывают мегапроекты вроде Керченского моста стоимостью около 230 млрд рублей. Еще около 20 млрд будет потрачено на строительство железнодорожных подходов к мосту. Недавно Министр транспорта Максим Соколов объявил, что сооружение моста идет в полном соответствии с графиком и нет никаких сомнений, что он будет вовремя сдан в эксплуатацию. Напомним, открытие рабочего автомобильного движения запланировано на декабрь 2018 года, а железнодорожного – на 2019 год.

Активно в последнее время обсуждается и другой мегапроект – мост на Сахалин. Как сообщило агентство Bloomberg в середине октября, подряд на эту грандиозную стройку стоимостью свыше 280 млрд рублей может получить компания «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга. Правда, позже министр Соколов опроверг эту информацию, заявив, что подрядчик еще не выбран, поскольку нет ни проектной документации, ни средств на ее подготовку в федеральном бюджете.

Тем не менее, проект моста на Сахалин не выглядит чем-то эфемерным. О том, что чиновники предметно изучают возможность строительства железнодорожного перехода, в сентябре 2017-го сообщил президент Путин, выступая на Восточном экономическом форуме.

Найти частных инвесторов на строительство мегамоста, соединяющего большую землю с островом, где живет полмиллиона человек, чисто в социальных целях и в целях снабжения, практически невозможно. В этом случае, как и в случае с Керченским мостом, инвестиции будут бюджетными. И нет сомнений, что подрядчик для освоения бюджетных средств будет выбран правильно.

Однако, возможно, проект станет международным: есть идея включить его в транснациональное транспортное кольцо, соединяющее Россию со странами АТР, – тогда в финансирование могут включиться Япония, Южная Корея, Китай и другие государства региона. Но это явно не уменьшит прогнозные значения вложений из российского бюджета в проект транспортного перехода.

Взлет и падение ключевой ставки

Ключевая ставка появилась с 13 сентября 2013 года. До нее главную роль играла ставка рефинансирования. Но после сентября 2013-го та ушла на второй план, а с начала 2016 года и вовсе была ликвидирована как самостоятельный показатель (сейчас ставка рефинансирования равна ключевой ставке).

Ключевая ставка – это минимальный процент, под который Центробанк предоставляет деньги коммерческим банкам сроком на неделю. Одновременно под этот процент регулятор принимает депозиты – также сроком на неделю – от коммерческих игроков. Ключевая ставка влияет на стоимость денег для экономики в целом, а следовательно, и на инфляцию.

Кроме того, ключевая ставка носит информационный характер. «Банк России намерен использовать ключевую ставку в качестве основного индикатора направленности денежно-кредитной политики, что будет способствовать улучшению понимания субъектами экономики принимаемых Банком России решений», – говорится в пресс-релизе ЦБ РФ, вводящем ключевую ставку.

Ставка рефинансирования действовала с 1 января 1992 года и за свою долгую историю совершала крутые виражи. Начав со значения 20%, она уже в 1994-м взлетела до 205%, потом упала до 21%, а в дни дефолта 1998-го достигала 150%. У ее «наследницы» тоже есть крутые перепады, но это несравнимо с лихими 90-ми: крупнейший скачок ключевой ставки случился в декабре 2014 года, когда она выросла с 10,5% до 17%. А начиная с февраля 2015-го, индикатор постепенно, но неуклонно снижается.

Период действия

Ключевая ставка

13 сентября 2013 – 2 марта 2014

5,5%

3 марта 2014 – 27 апреля 2014

7%

28 апреля 2014 – 27 июля 2014

7,5%

28 июля 2014 – 4 ноября 2014

8%

5 ноября 2014 – 11 декабря 2014

9,5%

12 декабря 2014 – 15 декабря 2014

10,5%

16 декабря 2014 – 1 февраля 2015

17%

2 февраля 2015 – 15 марта 2015

15%

16 марта 2015 – 4 мая 2015

14%

5 мая 2015 – 15 июня 2015

12,5%

16 июня 2015 – 2 августа 2015

11,5%

3 августа 2015 – 13 июня 2016

11%

14 июня 2016 – 18 сентября 2016

10,5%

19 сентября 2016 – 26 марта 2017

10%

27 марта 2017 – 1 мая 2017

9,75%

2 мая 2017 – 18 июня 2017

9,25%

19 июня 2017 – 17 сентября 2017

9%

18 сентября 2017 – 29 октября

8,5%

с 30 октября 2017

8,25%

Транспортная отрасль: новые инвестиции

Инвестиции транспортников существенно выросли в текущем году. Всего на эту отрасль (включая складскую деятельность) пришлось около 20% от общего объема инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2017-го – примерно каждый пятый рубль из 4,3 трлн рублей. Особенно постарались представители автоперевозок, железных дорог и водного транспорта – их инвестиции в самих себя выросли более чем на 25%.

Название сферы

Прирост инвестиций по итогам I полугодия 2017 года

Абсолютное значение, руб.

Автомобильные грузоперевозки

84%

14 млрд

Пассажирские сухопутные перевозки (кроме ж/д)

59%

77 млрд

Железнодорожные пассажирские перевозки

41%

41 млрд

Железнодорожные грузовые перевозки

39%

62 млрд

Водный транспорт

26%

5 млрд

Морские порты №8 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...