Арест судна

Морской транспорт
Арест судна

Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления оригинала?

Дарья Филатова, Адвокатское бюро «Степанов и Аксюк»

В соответствии со статьей 388 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) под арестом судна понимается любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования.

Как мы видим из легального определения, арест судна возможен только по морским требованиям, перечень которых раскрывается в статье 389 КТМ РФ. Любое требование будет считаться морским, если оно связано, например, с причинением ущерба при эксплуатации судна, осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании, утратой или повреждением груза, общей аварией. Помимо наличия морского требования для ареста морского судна необходимо наличие еще двух обстоятельств: лицо, заявляющее требование, является надлежащим лицом, и судно, в отношении которого заявляется требование, принадлежит лицу, которое несет ответственность по морскому требованию, на праве собственности либо передается ему во временное пользование и владение по бербоут-чартеру. Однако даже наличие всех трех обстоятельств не гарантирует реализацию защиты нарушенных прав посредством наложения ареста на морское судно.

Так, между компанией-поставщиком (далее – заявитель) и компанией-покупателем (далее – фрахтователь) был заключен договор поставки на условиях FOB желтого гороха российского производства в количестве 3000 метрических тонн. В целях доставки груза между фрахтователем и судовладельцем (далее – должник) был заключен договор фрахтования. Товар был погружен на борт судна, что подтверждалось коносаментами, выданными капитаном судна, который предоставил расписку в том, что документы, в том числе копия коносамента, должны быть доставлены в порт выгрузки стороне, назначенной фрахтователем после получения письменных инструкций от собственника груза.

Заявителем в адрес судовладельца судна было направлено письмо, в котором он инструктировал судовладельца не разгружать судно без специального подтверждения с его стороны в связи с неисполнением обязательств покупателя по оплате груза и был предупрежден о возложении на него ответственности в связи с превышением полномочий, связанным с выдачей груза. Тем не менее доставленный в порт назначения груз в отсутствие специальных указаний заявителя, а также без предъявления оригиналов коносамента был выгружен неизвестному лицу, чем компании был причинен ущерб в виде убытков в размере более двухсот тысяч долларов США. В то время как в соответствии со статьей 158 КТМ РФ груз выдается лицу в порту выгрузки исключительно при предъявлении оригинала коносамента, все три экземпляра оригиналов коносаментов имелись в распоряжении заявителя, что подтверждает, во-первых, незаконность выдачи груза неустановленным лицам и, во-вторых, утрату груза судовладельцем.

В целях защиты нарушенных прав заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области (далее – АС РО) с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста морского судна путем запрета капитану морского порта Ростов-на-Дону выдавать разрешение на выход судна за пределы акватории морского порта Ростов-на-Дону, предоставив при этом встречное обеспечение в виде банковской гарантии.

Применение предварительных обеспечительных мер ввиду своей правовой природы обеспечивает имущественные интересы до предъявления искового заявления, исключает возможность затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также предотвращает причинение значительного ущерба.

Обязательным в случае применения предварительных обеспечительных мер является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения1. Более того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования и соразмерна ему.

Факт наличия нарушенного права в приведенной ситуации подтверждается наличием трех экземпляров оригиналов коносаментов в распоряжении заявителя, в то время как груз был выдан неуправомоченному лицу. Заявитель просил наложить арест на судно, принадлежащее должнику на праве собственности, выступающее предметом договора фрахтования, заключенного между заявителем и должником, и имеющее непосредственное отношение к спору, а также являющееся единственным известным для заявителя имуществом должника.

Однако судом первой инстанции в обеспечении имущественных интересов было отказано ввиду следующего. Во-первых, в определении суда указывается, что «отсутствие оплаты товара со стороны покупателя дает право заявителю обращаться к нему с соответствующим иском, утрата груза после передачи заявителем товара на борт судна не является его риском. Нормы права, регулирующие договор морской перевозки, в том числе определяющие товарораспорядительный характер коносамента, а также закрепляющие право отправителя распоряжаться грузом до выдачи его получателю, не отменяют правила купли-продажи товара, в том числе нормы, регулирующие переход права собственности на товар». В соответствии с договором, заключенным между заявителем и покупателем товара, момент перехода права собственности был обусловлен именно оплатой товара в полном объеме. Оплата произведена не была, следовательно, право собственности на товар сохранилось за заявителем. То есть судом неправильно была определена норма материального права. Более того, хотелось бы обратить внимание, что суд при рассмотрении вопроса о применении предварительных обеспечительных мер пришел к выводу о применимом праве, не рассматривая материальное правоотношение по существу, что является нарушением норм процессуального законодательства.

Во-вторых, суд определил, что не обращение заявителя в суд с иском к должнику свидетельствует об иных целях обращения заявителя, отличных от целей обеспечения иска, что не соответствует действительности. Компанией были предоставлены все доказательства, свидетельствующие о намерении обратиться с иском к должнику: в материалы дела были предоставлены оригиналы всех документов, получена банковская гарантия, подготовлены нотариально заверенные переводы документов с иностранного языка.

Вместе с тем целью обеспечительных мер является обеспечение исполнения решения суда в будущем – в данном случае в виде ареста имущества должника, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. Институт предварительных обеспечительных мер позволяет истцу перед подачей иска удостовериться в том, что в случае затраты средств на подготовку и подачу иска его исковое заявление будет впоследствии однозначно обеспечено для исполнения решения. В условиях, когда ответчиком является иностранная офшорная организация, а единственным имуществом – постоянно перемещающееся судно, когда нет гарантий того, что после подачи иска судно не перестанет заходить в порты РФ в целях избежать ареста и обращения взыскания на судно, предварительные обеспечительные меры являются необходимым условием для подачи искового заявления. В противном случае отсутствует эффективность и весь смысл обращения в суд.

Также суд принял во внимание, что с момента возникновения спорной ситуации до предъявления заявления о наложении ареста на морское судно прошло более 6 месяцев. Но следует учитывать, что срочность как одно из необходимых оснований для применения предварительных обеспечительных мер, являющихся ускоренным средством защиты, относится к процессуальному аспекту: заявление рассматривается в ускоренном порядке, не позднее следующего дня после дня поступления в суд.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций не прислушались к доводам заявителя и оставили определение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную и кассационную жалобы без удовлетворения. Заявителю, имея на руках оригиналы коносаментов, не удалось реализовать законное право на защиту нарушенных интересов и арестовать морское судно в обеспечение будущего иска.

1. Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».

Морские вести России №12 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США

Заседание Рабочей группы EPPR Арктического совета состоялось в США В административной  столице штата Луизиана (США) 4-6 декабря состоялось заседание ...

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме

100-я сессия Комитета по безопасности на море ИМО прошла в подчеркнуто деловом режиме 100-я сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации в штаб-квартире ИМО ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» приступили к осуществлению ледокольных проводок в замерзающих морских портах России Крупнейший в мире дизельный ледокольный флот ФГУП «Росморпорт», в составе которого 35 ледоколов разл...

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года

Порт Кандалакша перегрузил 2 млн тонн угля с начала года На минувшей неделе, 03.12.2018 года в 24 час 00 мин по московскому времени Кандалакшский МТП постави...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...