Арест судна

Морской транспорт
Арест судна

Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления оригинала?

Дарья Филатова, Адвокатское бюро «Степанов и Аксюк»

В соответствии со статьей 388 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) под арестом судна понимается любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования.

Как мы видим из легального определения, арест судна возможен только по морским требованиям, перечень которых раскрывается в статье 389 КТМ РФ. Любое требование будет считаться морским, если оно связано, например, с причинением ущерба при эксплуатации судна, осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании, утратой или повреждением груза, общей аварией. Помимо наличия морского требования для ареста морского судна необходимо наличие еще двух обстоятельств: лицо, заявляющее требование, является надлежащим лицом, и судно, в отношении которого заявляется требование, принадлежит лицу, которое несет ответственность по морскому требованию, на праве собственности либо передается ему во временное пользование и владение по бербоут-чартеру. Однако даже наличие всех трех обстоятельств не гарантирует реализацию защиты нарушенных прав посредством наложения ареста на морское судно.

Так, между компанией-поставщиком (далее – заявитель) и компанией-покупателем (далее – фрахтователь) был заключен договор поставки на условиях FOB желтого гороха российского производства в количестве 3000 метрических тонн. В целях доставки груза между фрахтователем и судовладельцем (далее – должник) был заключен договор фрахтования. Товар был погружен на борт судна, что подтверждалось коносаментами, выданными капитаном судна, который предоставил расписку в том, что документы, в том числе копия коносамента, должны быть доставлены в порт выгрузки стороне, назначенной фрахтователем после получения письменных инструкций от собственника груза.

Заявителем в адрес судовладельца судна было направлено письмо, в котором он инструктировал судовладельца не разгружать судно без специального подтверждения с его стороны в связи с неисполнением обязательств покупателя по оплате груза и был предупрежден о возложении на него ответственности в связи с превышением полномочий, связанным с выдачей груза. Тем не менее доставленный в порт назначения груз в отсутствие специальных указаний заявителя, а также без предъявления оригиналов коносамента был выгружен неизвестному лицу, чем компании был причинен ущерб в виде убытков в размере более двухсот тысяч долларов США. В то время как в соответствии со статьей 158 КТМ РФ груз выдается лицу в порту выгрузки исключительно при предъявлении оригинала коносамента, все три экземпляра оригиналов коносаментов имелись в распоряжении заявителя, что подтверждает, во-первых, незаконность выдачи груза неустановленным лицам и, во-вторых, утрату груза судовладельцем.

В целях защиты нарушенных прав заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области (далее – АС РО) с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде наложения ареста морского судна путем запрета капитану морского порта Ростов-на-Дону выдавать разрешение на выход судна за пределы акватории морского порта Ростов-на-Дону, предоставив при этом встречное обеспечение в виде банковской гарантии.

Применение предварительных обеспечительных мер ввиду своей правовой природы обеспечивает имущественные интересы до предъявления искового заявления, исключает возможность затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также предотвращает причинение значительного ущерба.

Обязательным в случае применения предварительных обеспечительных мер является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения1. Более того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования и соразмерна ему.

Факт наличия нарушенного права в приведенной ситуации подтверждается наличием трех экземпляров оригиналов коносаментов в распоряжении заявителя, в то время как груз был выдан неуправомоченному лицу. Заявитель просил наложить арест на судно, принадлежащее должнику на праве собственности, выступающее предметом договора фрахтования, заключенного между заявителем и должником, и имеющее непосредственное отношение к спору, а также являющееся единственным известным для заявителя имуществом должника.

Однако судом первой инстанции в обеспечении имущественных интересов было отказано ввиду следующего. Во-первых, в определении суда указывается, что «отсутствие оплаты товара со стороны покупателя дает право заявителю обращаться к нему с соответствующим иском, утрата груза после передачи заявителем товара на борт судна не является его риском. Нормы права, регулирующие договор морской перевозки, в том числе определяющие товарораспорядительный характер коносамента, а также закрепляющие право отправителя распоряжаться грузом до выдачи его получателю, не отменяют правила купли-продажи товара, в том числе нормы, регулирующие переход права собственности на товар». В соответствии с договором, заключенным между заявителем и покупателем товара, момент перехода права собственности был обусловлен именно оплатой товара в полном объеме. Оплата произведена не была, следовательно, право собственности на товар сохранилось за заявителем. То есть судом неправильно была определена норма материального права. Более того, хотелось бы обратить внимание, что суд при рассмотрении вопроса о применении предварительных обеспечительных мер пришел к выводу о применимом праве, не рассматривая материальное правоотношение по существу, что является нарушением норм процессуального законодательства.

Во-вторых, суд определил, что не обращение заявителя в суд с иском к должнику свидетельствует об иных целях обращения заявителя, отличных от целей обеспечения иска, что не соответствует действительности. Компанией были предоставлены все доказательства, свидетельствующие о намерении обратиться с иском к должнику: в материалы дела были предоставлены оригиналы всех документов, получена банковская гарантия, подготовлены нотариально заверенные переводы документов с иностранного языка.

Вместе с тем целью обеспечительных мер является обеспечение исполнения решения суда в будущем – в данном случае в виде ареста имущества должника, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. Институт предварительных обеспечительных мер позволяет истцу перед подачей иска удостовериться в том, что в случае затраты средств на подготовку и подачу иска его исковое заявление будет впоследствии однозначно обеспечено для исполнения решения. В условиях, когда ответчиком является иностранная офшорная организация, а единственным имуществом – постоянно перемещающееся судно, когда нет гарантий того, что после подачи иска судно не перестанет заходить в порты РФ в целях избежать ареста и обращения взыскания на судно, предварительные обеспечительные меры являются необходимым условием для подачи искового заявления. В противном случае отсутствует эффективность и весь смысл обращения в суд.

Также суд принял во внимание, что с момента возникновения спорной ситуации до предъявления заявления о наложении ареста на морское судно прошло более 6 месяцев. Но следует учитывать, что срочность как одно из необходимых оснований для применения предварительных обеспечительных мер, являющихся ускоренным средством защиты, относится к процессуальному аспекту: заявление рассматривается в ускоренном порядке, не позднее следующего дня после дня поступления в суд.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций не прислушались к доводам заявителя и оставили определение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную и кассационную жалобы без удовлетворения. Заявителю, имея на руках оригиналы коносаментов, не удалось реализовать законное право на защиту нарушенных интересов и арестовать морское судно в обеспечение будущего иска.

1. Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».

Морские вести России №12 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Общественные слушания материалов ОВОС по СПГ-терминалу НОВАТЭКа пройдут на Камчатке

Общественные слушания материалов ОВОС по СПГ-терминалу НОВАТЭКа пройдут на Камчатке ООО «НОВАТЭК-Камчатка», оператор инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного ...

В Приморье пресечена транспортировка почти 26 тонн минтая с нарушением температурного режима

В Приморье пресечена транспортировка почти 26 тонн минтая с нарушением температурного режима Сотрудниками отдела пограничного ветеринарного контроля на госгранице Российской Федерации и транспо...

Российская экономика

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в I квартале выросла в 2,3 раза, до 2,6 млрд руб.

Чистая прибыль «Трансконтейнера» по МСФО в I квартале выросла в 2,3 раза, до 2,6 млрд руб. Чистая прибыль «Трансконтейнера» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) вы...

Минсельхоз оценивает господдержку малого рыбопромыслового флота в РФ в 14,4 млрд руб.

Минсельхоз оценивает господдержку малого рыбопромыслового флота в РФ в 14,4 млрд руб. Объем государственной поддержки, необходимой для финансирования строительства рыбопромыслового флота...

Транспортная политика

Утверждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев

Утверждены правила взимания портового инфраструктурного инвестсбора с судовладельцев Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, определяющее размер и правила взимания и...

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО

Новые инфраструктурные проекты откроют для Тувы новые перспективы - полпред президента в СФО Новые инфраструктурные проекты, в том числе проект по строительству железной дороги «Кызыл-Курагино»...

Морские порты

В Сочи защитят акваторию причала портофлота

В Сочи защитят акваторию причала портофлота Ростовский филиал Главгосэкспертизы России проверил достоверность определения сметной стоимости стро...

Находкинский МТП пополнил портофлот новым буксиром от компании Damen

Находкинский МТП пополнил портофлот новым буксиром от компании Damen В Находкинский морской торговый порт доставили новый буксир, который станет третьим в составе портов...




Морской транспорт

На арестованном в Стамбуле судне «Стримлайн» готовы сменить экипаж - профсоюз

На арестованном в Стамбуле судне «Стримлайн» готовы сменить экипаж - профсоюз Новый экипаж в ближайшее время сменит моряков из России, которые почти год провели на арестованном в...

Арбитраж отказал «Обеспечению флота» в наблюдении за Мурманским морским пароходством

Арбитраж отказал «Обеспечению флота» в наблюдении за Мурманским морским пароходством Арбитражный суд Мурманской области оставил без рассмотрения заявление ООО «Обеспечение флота» (С...

Речной транспорт

Состоялось преддекларационное обследование Шекснинского гидроузла

Состоялось преддекларационное обследование Шекснинского гидроузла В соответствии с распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.05.2019 п...

Судостроительный завод «Лотос» спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий»

Судостроительный завод «Лотос» спустил на воду головное круизное пассажирское судно нового поколения проекта PV300VD «Петр Великий» Судостроительный завод «Лотос» 24 мая 2019 года спустил на воду головное круизное пассажирское судно...

Ж/Д транспорт

РЖД построят двухпутную вставку на примыкании Амуро-Якутской магистрали к Транссибу

РЖД построят двухпутную вставку на примыкании Амуро-Якутской магистрали к Транссибу ОАО «РЖД» объявило открытый аукцион на строительство двухпутной вставки на перегоне Горелый-Штурм в ...

РЖД проводят в Токио форум «Транссиб для Японии»

РЖД проводят в Токио форум «Транссиб для Японии» Форум «Транссиб для Японии», организатором которого выступили ОАО «Российские железные дороги» (...

Авто транспорт

Запущенно движение по понтонному мосту через реку Северский Донец на М-4 «Дон»

Запущенно движение по понтонному мосту через реку Северский Донец на М-4 «Дон» Автомобилисты, которые едут из Москвы на Юг на своих машинах, могут пересечь реку Северский Донец на...

Ростех и ГЛОНАСС создадут систему контроля безопасности на дорогах с анализом big data

Ростех и ГЛОНАСС создадут систему контроля безопасности на дорогах с анализом big data Совместное предприятие Ростеха и ГЛОНАСС - компания «ГЛОНАСС- Безопасность дорожного движения» - соз...

Аналитика

Транспортная политика

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов?

Как увеличить перевозки внешнеторговых грузов? В января в Москве прошло заседание Морской коллегии при Правительстве РФ. Одной из главных тем для о...

На пути к реализации целей и задач

На пути к реализации целей и задач В Москве в стенах ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова состоялось итоговое заседание Коллегии Федерально...

Морские порты

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего

«Угольный морской порт Шахтерск»: перспективы будущего 2018 год портовая отрасль Сахалинской области, имеющей непосредственную близость к рынкам АТР, завер...

Развитие южных портов России

Развитие южных портов России Для России Азово-Черноморский бассейн является одним из основных сегментов перевозок внешнеторговых ...

Морской транспорт

В технологической гонке победит сильнейший

В технологической гонке победит сильнейший Ужесточение экологических требований к судам оказывает серьезное воздействие на всех игроков глобаль...

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

Речной транспорт

Безопасность как приоритетная задача

Безопасность как приоритетная задача Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружен...

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано

Волжский бассейн: безопасное судоходство гарантировано Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспорт...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Безопасность мореплавания

Опасные грузы: проблемы перевозки

Опасные грузы: проблемы перевозки На прошедшей в Лондоне с 22 по 26 октября 2018 г. 73-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО б...

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Севморпуть

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...