На основе поручений Президента - Морские вести России

На основе поручений Президента

22.01.2018

Речной транспорт

На основе поручений Президента

22 июля 2017 года на теплоходе «Сергей Образцов» состоялось общее годовое собрание организаций – членов Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ). Повестка дня собрания включала подведение итогов работы Ассоциации за период с августа 2016 г. по июль 2017 г., определение основных направлений деятельности на следующий период и др.

А. Сидоров

Приватизация портов – не допустить завышения цен

С отчетным докладом на собрании выступил президент Ассоциации Александр Зайцев. Он отметил, что основная работа дирекции за отчетный период была сосредоточена на участии в выполнении решений Государственного совета РФ, состоявшегося 15 августа 2016 года в Волгограде по вопросу «О развитии внутренних водных путей в Российской Федерации».

«Ассоциация приняла активное участие в подготовке материалов к совету, а по некоторым разделам предложения АПСРТ полностью вошли в доклад министра транспорта России и в поручения президента страны, которые он подписал 10 сентября 2016 года, – сообщил президент Ассоциации. – По информации Росморречфлота, бюджет на содержание внутренних водных путей в навигацию 2017 года увеличен на 7 млрд рублей. Предполагается перейти с 2018 года на 100-процентное финансирование содержания ВВП из федерального бюджета».

«Одним из важнейших решений является устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе европейской части страны, – продолжил президент АПСРТ. – Уже идет второй этап проектирования Нижегородского гидроузла, начинается проектирование Багаевского гидроузла на Нижнем Дону. По данным Росморречфлота, финансирование на эти объекты обеспечено».

«Не менее важным является исполнение поручения президента РФ по упрощенному и ускоренному порядку вовлечения в хозяйственный оборот причалов в речных портах, – отметил А. Зайцев. – Во исполнение этого пункта поручения Росморречфлотом и Минтрансом подготовлен проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» и ФЗ«О приватизации государственного и муниципального имущества». К сожалению, авторы проекта включили в законопроект только объекты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии и невостребованные в качестве объектов инфраструктуры водного транспорта. Остальные порты остались вне поля зрения этих ведомств.

АПСРТ предложила дополнения в проект закона, суть которых заключается в определении стоимости приватизируемого объекта речного порта с учетом его амортизации за период эксплуатации и исключения оценки имущества по рыночной стоимости. Росморречфлотом и Минтрансом России эти предложения не приняты, так как не были согласованы с Росимуществом.

Второй вариант, предложенный АПСРТ, предусматривал приватизацию объектов речных портов с применением коэффициентов при определении их стоимости с учетом срока службы: 0,5 при сроке службы до 50 лет и 0,3 при сроке службы свыше 50 лет. Этот вариант также не принят. В настоящее время рассматривается предложение по оценке имущества в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.11.2016 № 722 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение инвестиционной стоимости (ФСО № 13)».

«Основным препятствием для продвижения по пути приватизации остается требование по оценке этого имущества по рыночной стоимости, что неприемлемо. Наша задача не допустить завышения стоимости при любых вариантах», – заключил А. Зайцев.

Водопользование без пользы

«Президент страны поручил внести в российское законодательство важные изменения для снижения административных барьеров, а именно – для сокращения случаев, когда требуется заключение договора о водопользовании, – отметил в докладе А. Зайцев. – Эти изменения устанавливают, что дополнительными основаниями использования водного объекта без заключения договора водопользования являются следующие случаи: пересадка пассажиров, перегрузка багажа и грузов, размещение и эксплуатация гидротехнических сооружений, предназначенных исключительно для прохода и стоянки судов. Данные поправки уже приняты Госдумой во втором и третьем чтении.

Этими же поправками предусматривается заключение договора водопользования без проведения аукциона для использования акватории водных объектов, занимаемых судоподъемными и судоремонтными сооружениями, гидротехническими сооружениями, расположенными на землях, покрытых поверхностными водами».

«Решением собрания в прошлом году предусмотрено продолжение участия АПСРТ в сопровождении проекта закона «О государственном и муниципальном контроле и надзоре в РФ» и сопутствующих подзаконных нормативно-правовых актов, – продолжил президент Ассоциации. – Задача закона – сократить количество проверок предпринимателей всех уровней и оградить их от мелочных придирок. Также закон направлен на сокращение числа контрольных органов и дублирования контроля различными органами одних и тех же требований.

В новом законопроекте было введено понятие «обязательное требование», и проверки можно проводить только по исполнению обязательных требований, которые должны быть общедоступными, чтобы предприниматели могли сами видеть, что можно проверять, а что нет, и опротестовывать проверки в том случае, если в план проверки включили требования, не отвечающие нормам законопроекта.

Но контрольно-надзорные органы заняли протестную позицию, и в 2015 году поручение президента оказалось невыполненным. Для показной активности надзорные органы пытались внести (и это частично удалось) формулировки, которые дезавуировали ключевое понятие «обязательное требование», и стремились сделать ключевым понятием «нормативные акты, содержащие обязательные требования». Как следствие, была сделана только видимость работы, поскольку перечень подготовить проще и отрапортовать о проделанной работе.

Однако участие в обсуждениях законопроекта на разных площадках позволило сохранить понятие «обязательное требование» и содержание в законопроекте статей, с ним связанных».

«Для возможности мониторинга выполнения поручения президента был подготовлен план мероприятий (дорожная карта) по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в России на 2016-2017 годы с пошаговыми действиями. К сожалению, он выполнен частично, с большим отставанием и большим формализмом.

Но все-таки первый шаг сделан. Разработаны методические рекомендации по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю. Такие перечни были все-таки подготовлены.

Эта ситуация уже доведена до Аналитического центра при Правительстве РФ, и она услышана на совещании у руководителя Экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей. То, что мы были услышаны, подтверждается публикациями в федеральной прессе и корректировкой перечней в части отдельных положений, содержащих обязательные требования.

Наше участие в подготовке и обсуждении документов по контрольно-надзорной деятельности считаю важным и оправданным, хотя это документ не завтрашнего дня и отдача от его принятия будет заметна не в этом году, но отказываться от его мониторинга неразумно. Надеюсь, что члены Ассоциации поддержат продолжение работы», – отчитался глава АПСРТ.

Утилизация – сделать первый шаг

«В прошедшем периоде принят пакет документов, исполнение которых является обязательным для всех судовладельцев, – продолжил президент АПСРТ. – Принятые правила возлагают повышенную ответственность на эксплуатантов в вопросах эксплуатации судов и контроля их технического состояния. Ситуация усложняется тем, что продолжительность эксплуатации грузовых судов в среднем превышает 36 лет, по пассажирским судам – 40 лет.

Следует обратить внимание на следующее. Проекты правил были размещены на сайте РРР и мы извещали судовладельцев об этом, когда была возможность что-то еще изменить. К сожалению, активности никто не проявил, и начали высказывать недовольство лишь после того, как закон вступил в силу, после чего было сложно что-то изменить».

А. Зайцев обратился и к вопросу внеочередного освидетельствования судов перед открытием и закрытием навигации. «Получено разъяснение, что такие освидетельствования проводятся только по заявке судовладельца. Других вариантов быть не должно», – подчеркнул он.

«В поручениях президента РФ предусматривается принять меры по обеспечению долгосрочной государственной поддержки строительства в России гражданских судов. В том числе предусмотрено продление срока действия программы поддержки судостроения по предоставлению субсидий на возмещение процентов по кредитам, а также на уплату лизинговых платежей. Во исполнение этого поручения Правительство РФ постановлением от 27 апреля 2017 года № 502 утвердило «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию».

Что бы хотел сказать по этому поводу: кто-то должен взять на себя ответственность и сделать первый шаг, направить документы по утилизации старых судов и строительству новых. В моем понимании готова это сделать Томская судоходная компания. В постановлении подробно расписана процедура, и там много сложных документов. Рекомендуем изучить Правила и сделать попытку по реализации предполагаемой схемы по строительству судов для ваших предприятий», – обратился президент АПСРТ к присутствующим.

«В связи с объединением Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам прекратился вывод из ценового регулирования монополистов речных портов. Вначале в объединенном агентстве шло формирование единой службы по укомплектованию специалистами, а затем внимание было сосредоточено на решении подобных вопросов по морским портам, где имеются большие расхождения между Минтрансом и ФАС. В результате по-прежнему остаются в реестре Красноярский, Лесосибирский, Благовещенский, Пермский речные порты. АПСРТ вносила неоднократно предложение о поправках в Федеральный закон «О естественных монополиях» по исключению речных портов из статьи 4 закона, но положительного решения до сих пор не принято», – уточнил А. Зайцев.

«В предстоящий период необходимо сосредоточиться на выполнении основных направлений деятельности Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта на 2017-2018 гг.», – подвел итог выступления президент АПСРТ.

Мнение судоходов

В ходе заседания выступил генеральный директор Томской судоходной компании Сергей Ведерников. «Не так давно мы считали, сколько структур контролируют деятельность структур речного транспорта. Результат подсчета – более 20. Несмотря на заявления на самых высоких этажах власти, количество проверяющих не уменьшается», – отметил он.

«Почти все вопросы, связанные с замечаниями контролирующих органов, удается решить мирным путем, не доводя до комиссий и судебных разбирательств, – поделился Ведерников опытом преодоления административных барьеров. – Но есть ряд проблем, которые возникают из-за неконкретных формулировок законов, разных редакций законодательных актов, определяющих правила в смежных отраслях деятельности. Например, в законе РФ «О недрах», Водном кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Кодексе внутреннего водного транспорта РФ.

«Приведу примеры. Томской судоходной компанией согласован рейс с местом стоянки барж на 1021-1022-м км реки Оби. Росприроднадзор по Томской области вынес предписание об административном наказании за использование акватории водных объектов без договора водопользования. Однако сегодня на водных путях России согласованы сотни рейдов стоянки, прибытия и отправления флота. Таким образом, если будет обязательным заключение договора водопользования на рейде, большая часть водной поверхности наших рек станет недоступной для судоходства.

Защищая свои интересы, мы обратились в суд. Суд вынес решение в пользу судоходной компании. Росприроднадзор не остановился, и таким образом мы поэтапно дошли до Верховного суда. Хотя мы и выиграли, все суды решили дело в нашу пользу, целый год был потерян», – рассказал гендиректор Томской судоходной компании.

«Еще один случай, – продолжил он. – Причальная стенка в г. Томске не вертикальная, а наклонная. Поэтому для посадки и погрузки используется специальный понтон. Транспортная прокуратура усмотрела нарушение в том, что понтоны стоят на акватории водного объекта без договора водопользования. Снова они обратились в Росприроднадзор, он выписал штраф, но мы не согласны и будем оспаривать решение вплоть до Верховного суда».

«Причиной происходящего является разная трактовка различными ведомствами понятий «судоходство», «судно» и т.д. Во избежание разночтений нужно обращаться в Госдуму РФ для уточнения статей Кодекса водного транспорта и Водного кодекса», – внес предложение Сергей Ведерников.

«Судоходы столкнулись с еще одной сложностью. Это внеочередное обследование при вводе и выводе судов из эксплуатации. По закону, внеочередное освидетельствование осуществляется по заявке судовладельца. Российский речной регистр подтверждает это положение. Но транспортные прокуроры указывают нам, что нужно обязательно освидетельствование. Мы отправили запрос в Минтранс, чтобы он разъяснил и уточнил ситуацию. Пока ответа нет», – добавил эксперт.

Последнее замечание прокомментировал заместитель генерального директора Российского речного регистра Василий Ружьев. «Вопрос, на мой взгляд, не очень сложный, и мы дали разъяснения как своим филиалам, так и судоходной общественности, а также направили их в Минтранс и органы прокуратуры. Мы подчеркнули, что это освидетельствование имеет добровольный характер. Но все равно временами возникают споры, поэтому мы предлагаем вообще убрать этот пункт из положения классификации. Но поскольку данные положения утверждаются Минтрансом, предложение направлено в министерство и нужен ответ от него», – сказал представитель Речного регистра.

Деньги по нормативам

Как отметил ректор ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергей Барышников, решение правительства об установлении нормативов финансирования образования крайне важно. «Когда нас спрашивают, что бы мы хотели в направлении образования, мы отвечаем: только одного, чтобы эти нормативы соблюдались, – сказал он. – Сейчас финансирование учебных заведений идет не по нормативам. Денег дают столько, сколько получится. Так в этом году в нашем университете произошло сокращение финансирования на 150 млн рублей. Это порядка 13%. А в прошлом году финансирование сократилось на 5%. Зачастую это даже не вина государства, а вина тех, через кого это финансирование проходит. В частности, Министерства образования».

Говоря о совмещенных профессиях, ректор вуза отметил, что в специальном образовании подготовка по совмещенным профессиям уже идет, в высшем образовании ожидается в ближайшем будущем.

«Из 10 филиалов, что у нас есть, мы хотим оставить примерно 5 опорных там, где наиболее они востребованы, – рассказал Сергей Барышников о планах реорганизации «Макаровки». – Это Котлас, Архангельск, Печора, Петрозаводск, Мурманск. Там, где есть крупные транспортные узлы, поэтому есть смысл вкладывать туда деньги.

Раньше была политика – 70% заработанных денег вкладываются в головное предприятие и только 30% – в филиалы. Сейчас политика поменялась. Теперь 70% всего финансирования мы вложили в развитие филиалов. В частности, Архангельский филиал по техническому оснащению оборудован даже лучше, чем головная организация. До конца года то же самое будет в Петрозаводске. Потом мы возьмемся за головную организацию».

Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев отметил, что сегодня работать в одиночестве и решать проблемы транспорта без поддержки параллельных организаций невозможно, какой бы крупной ни была общественная организация. «Мы провели анализ и увидели, что комитеты по транспорту есть во многих организациях, среди них «Деловая Россия», «ОПОРА России», Российский союз товаропроизводителей, РСПП, ТПП и так далее. Всего где-то семь-восемь организаций занимаются транспортными проблемами, но каждая работает по своему индивидуальному плану. Нет единого органа, чтобы объединить решение вопросов, касающихся транспорта. Поэтому на Съезде транспортников мы подумали, как сконцентрировать все наши усилия на тех вопросах, которые требуют решения. Было много предложений о создании координационного совета. В результате на основе пяти организаций – «Деловая Россия», «ОПОРА России», СТР, РСПП, ТПП – решили создать координационный совет по транспортным вопросам. Однако позднее РСПП отказалась от участия…»

«Еще один важный вопрос – экология. Была задача, что делать с угольной пылью, которая заполонила Ванино, Находку и другие порты. Депутаты написали законопроект и внесли его на рассмотрение экспертного совета фракции «Единая Россия». В проекте была, в частности, такая строчка: «запретить перевалку угля в населенных пунктах открытым способом». Когда мы узнали об этом, то немедленно подключились, привели цифры и сообщили, что таким образом можно закрыть 23 порта, где переваливается 43% всего угля. Эти порты приносят $22 млрд дохода в бюджет государства, на них трудятся 20 тыс. работников. Неужели законодатели хотят все это ликвидировать? Далее, объяснили, что полностью закрытого способа перевалки угля не существует в природе. В результате депутаты поменяли формулировку, разработали новый проект», – пояснил представитель Союза транспортников России.

Морские вести России №12 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика