Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Морские порты
Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного оборудования, объема складов под хранение груза, площади под технологические зоны, длины и количества железнодорожных путей, числа мест на технологических парковках, численности работников и прочее – жестко регламентируется нормами технологического проектирования морских портов. Однако форма подачи материала в упомянутых нормах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Она может быть направлена на что угодно, но только не на ясность и простоту изложения.

Как следствие, у большинства студентов, обучающихся в транспортных вузах, складывается стойкое отвращение к данному предмету с путаницей перекрестных ссылок, своеобразных обозначений переменных и приводимых без вывода громоздких арифметических формул. Авторы статьи не собираются критиковать содержание норм. Но вопросы практической интерпретации теоретических расчетов требуют насущного обсуждения, поскольку конкурентоспособность, экономическая эффективность будущей работы строящихся и модернизируемых портов в значительной степени опирается на фундамент технологического проектирования, которое сегодня преподается в высшей школе.

Александр Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова;

Виктория Щербакова-Слюсаренко, к.т.н., генеральный директор ЗАО «Логистика-Терминал» и ООО «Логистический парк «Янино»

От инвесторов не стоит требовать углубленного понимания сухой цифири технологических расчетов морских портов и терминалов. Но чтобы они не лишились доверия к специалистам, связанным с технологией, им следует немного раздвинуть шоры традиционных представлений о проектировании. Всем остальным, кто интересуется вопросом и от кого тоже зависит принятие решения на разных этапах проекта, надеемся, материал также будет полезен. А начать можно с самого простого – с вероятностных значений и методической погрешности.

Определенные и случайные величины

Определенной величиной называется величина, значение которой известно и неизменно. К таковым относится, например, скорость света в вакууме, число «пи», количество причалов в конкретном порту и т.п. Определенная величина полностью описывается своим значением.

Случайной величиной называется такая величина, которая нам точно неизвестна или которая принимает значения с некоторой вероятностью. К таким величинам относится, например, скорость ветра, высота волны, размер партии груза, который прибудет в порт на судне, время этого прибытия, длительность обработки судна у причала и т.п. Эти величины должны уже описываться не одним значением, а некоторым их диапазоном с указанием вероятности значения в этом диапазоне. Условно это показано на рисунке 1.

Рис. 1. Значение определенной и случайной величины

Кривая на рисунке условно показывает вероятность того, что случайная величина примет то или иное значение около своего среднего значения. Поскольку значение определенной величины есть точка, а значение случайной величины – функция, то описание последней оказывается несколько сложнее. По этой причине люди обычно стараются избегать случайных величин и заменять их средними определенными значениями. Их не только легче понимать, но и включать в арифметические действия.

В то же время определенная величина является лишь частным случаем величины случайной и ее распространенность в природе намного шире. Это показано на рисунке 2.

Рис. 2. Определенная величина как «крайний случай случайной»

Из рисунка видно, что определенная величина – это предельный показатель случайной величины, когда вероятность отклонения от центрального значения равна нулю. Таким образом, точнее будет сказать, что узкая распространенность определенных величин есть ограниченная возможность подменить случайную величину величиной определенной, особенно без риска совершить значимую ошибку.

С учетом этого, если вам сообщают, что расчетная емкость склада составляет 20 тыс. контейнеров, – какое значение имеют в виду? Оно обеспечит прием грузовой партии стандартного судна и хранение ее в течение нормативного срока? Или судно может быть чуть-чуть побольше, а срок – чуть-чуть подлиннее? А насколько больше и/или насколько длиннее? И каковы будут последствия выхода за пределы расчетной величины? А если значение рассчитано с запасом, то каков размер этого запаса и как он будет использоваться – часто или редко?

Унифицированным ответом Заказчика на поставленные вопросы является фраза о том, что проектировщик – это эксперт, и он должен дать правильные значения, за которые должен отвечать. Наиболее частым ответом Проектировщика является ссылка на Нормы, и отвечать он готов лишь за следование им.

Оба ответа оставляют стороны вполне довольными. Заказчику не хочется самому разбираться в хитросплетениях расчетных модификаций «заветов» Норм, предлагаемых Проектировщиком, а Проектировщик не хочет брать на себя сложное решение о том, насколько полученные значения отражают предпринимательскую идею Заказчика.

Дело состоит в том, что большинство решений касаются размера ресурсов, необходимых для выполнения технологических операций. До определенного предела недостаток ресурсов не приведет к полному отказу работы порта как комплексного механизма грузообработки, но вызовет некоторые задержки или образование очередей в отдельных звеньях. Эти задержки и очереди характеризуют качество услуг, оказываемых портом.

Терминал, проектируемый для работы в условиях низкой конкуренции на рынке транспортных услуг, может позволить себе некоторые вольности с уровнем качества обслуживания. Терминал, который хочет бороться за грузопоток в условиях жесткой конкуренции, должен обеспечивать качество услуг за счет организации некоторого избыточного запаса технологических ресурсов. Но каков должен быть этот запас, может решить только заказчик, который сам не может этого решить (да простят авторам этот логический парадокс).

Проблема здесь заключается еще и вот в чем. Какие бы хитро описанные случайные величины ни содержал в качестве расчетных данных проект терминала, реализация проекта должна заменить их вполне определенными, детерминированными значениями.

«Коэффициенты незнания»

С учетом всего сказанного решение этой проблемы требует определенного сближения позиций: Проектировщик должен предоставить более точное описание расчетных величин и последствий, связанных с выбором слишком малых и слишком больших детерминированных значений в диапазоне изменения. Заказчик же должен взять на себя труд разобраться, что именно он хочет и как это желание связано с теми данными, которые предоставляет ему Проектировщик. Это проиллюстрировано на рисунке 3, где показаны вероятности возникновения дефицита и избытка технологического ресурса, выбранного по рассчитанной Проектировщиком функции вероятности.

Рис. 3. Вероятности образования избытка и дефицита ресурса

Например, дефицит складского технологического оборудования или складских площадей обычно связан с появлением очереди на обслуживание клиентов, а избыток – с простоем дорогостоящего оборудования и мощностей. И дефицит, и избыток технологического ресурса связаны с определенными потерями, и решение об их оптимальном соотношении должно приниматься Заказчиком на основе инструментов, предоставленных ему Проектировщиком.

Если Заказчик этого не требует, то Проектировщик по умолчанию (осознанно или неосознанно) принимает решение за него. Чаще всего это делается в форме принятия некоторых поправочных коэффициентов k>1, в технике именуемых коэффициентами запаса или «коэффициентами незнания», с помощью которых от средних расчетных величин надеются попасть правее границы изменения расчетных значений (рис. 4).

Рис. 4. Поправочные коэффициенты к расчетным величинам

В большинстве случаев нормативные методики строятся по принципу «всегда хватает», то есть параметры терминала выбираются из соображений избыточности ресурсов, которые должны обеспечивать выполнение самых максимальных требований к ресурсам.

Как уже было сказано выше, этот подход становится слишком грубым для проектирования современных высокотехнологичных терминалов, конкурентная операционная среда которых заставляет балансировать на острой грани между прибыльностью и убыточностью.

Современная теория и практика проектирования уже разработала адекватные и эффективные инструменты. К сожалению, внедрение этих инструментов иногда ограничивается отсутствием интереса у заказчика и всегда – противоречием с действующими Нормами.

Методические погрешности

К методическим погрешностям относится масса разнообразных факторов, как правило, сильно зависящих от структуры используемого метода. Их описание не входит в задачи данной публикации, но приведем лишь один пример, связанный с точностью расчетных параметров.

Когда в некотором проекте, скажем, контейнерного терминала, проектировщик указывает, что емкость склада составляет 11507 контейнеров, – это настораживает. Действительно, в большинстве случаев расчетной формулой является тот или иной вариант формулы Вильсона, которая связывает объем складирования Е , годовой грузопоток Q и средний срок хранения T простым соотношением Е= Q•T/365.

Если средний срок хранения принят в 7 суток, а расчетный грузопоток терминала задан на уровне 600000 контейнеров – результат действительно составит Е= Q•T/365= 600000•7/365=11506,85 контейнера.

Разработчик милостиво округляет дробные контейнеры, разумно полагая, что их хранения не требуется. Проблема только состоит в том, что точность задания исходных величин определялась двумя значащими цифрами – первой «6» в объеме грузопотока и единственной «7» в сроке хранения.

Арифметические операции не добавляют значащих цифр, и результаты вычислений должны содержать такое же их количество. Из великодушия можно добавить еще одну-две значащие цифры, но не более. Таким образом, рассмотренный пример должен был дать нам значение 11500 контейнеров.

Значение же 11507 свидетельствует всего лишь о технологическом пиетете, который разработчики испытывают к арифметическому инструментарию: это значение представляется им таким профессиональным, таким непостижимым для читающих отчет!

На самом деле, это похоже на то, когда бабушку-служительницу в зале зоологического музея спрашивают, сколько лет скелету динозавра, а она отвечает, что ему 200 миллионов и 34 года, поскольку она пришла на работу 34 года назад, и тогда ему было 200 миллионов лет.

Выводы

Мир меняется и меняется очень быстро. Транспортный мир меняется еще быстрее, и действие механизмов естественного отбора в нем становится все жестче.

Коммерческая устойчивость и конкурентоспособность транспортных терминалов во многом зависит от правильного выбора значений технологических параметров, расчет которых должен производиться новыми методами с таким инструментарием, как «мягкие вычисления», имитационные технологии, эволюционное программирование, и еще много всего. Интерпретация конечных результатов технологического проектирования требует от заказчиков изменения отношений к результатам расчетов, а от проектировщиков – изменения принципов их получения.

Первым шагом в этом направлении должно стать коренное изменение норм проектирования, которые вследствие своей архаичности ни от чего не защищают, кроме как от внедрения новых технологий.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий»

Студенты ВГУВТ и курсанты НРУ встретились с работодателями на «Ярмарке вакансий» «Ярмарку вакансий» в Волжском госуниверситете водного транспорта посетили представители отраслевых п...

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде

Обломки айсберга повредили российскую станцию в Антарктиде Сотрудники антарктической станции «Прогресс» устраняют последствия выброса на берег льда и обломков ...

Российская экономика

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году

Объем рынка алюминиевой продукции в России и СНГ составил 1,7 млн т. в 2018 году Общий объем рынка алюминиевых продуктов в России и странах СНГ в прошлом году составил 1,7 млн т. Пр...

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель

ЦБ повысил прогноз по цене на нефть в 2019 году до $60 за баррель Регулятор добавил также, что к усилению волатильности на мировых товарных и финансовых рынках могут ...

Транспортная политика

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла

Под эгидой Минтранса РФ и правительства Нижегородской области создана рабочая группа по вопросам строительства Нижегородского гидроузла Сооружение Нижегородского низконапорного гидроузла, нацеленное на устранение лимитирующего участка н...

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ

Правительство РФ разрешило использовать суда под иностранным флагом для проектов СПГ Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.  

Морские порты

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов

IV Всероссийский форум «Инфраструктура портов: новое строительство, реконструкция, модернизация». Деловая площадка для профессионалов Форум пройдет 2 апреля в Аналитическом Центре при Правительстве РФ при поддержке Федерального агентс...

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов

В Петербурге состоялось заседание Совета директоров и Общее собрание (32-я Конференция) Ассоциации морских торговых портов Обсудить актуальные вопросы отечественной портовой отрасли на ежегодный форум в морскую столицу Росс...




Морской транспорт

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г.

Спуск научно-исследовательского судна «Пионер-М» на воду планируется в 2020 г. Проектирование научно-исследовательского судна «Пионер-М» завершено, до конца   2020 года ...

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта

Моряки задержанного в Турции Streamline не успевают вернуться в Россию к 24 марта Ранее члены экипажа планировали покинуть судно и уехать домой до конца недели.

Речной транспорт

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации

В структурных подразделениях ПАО «ЛОРП» полным ходом идёт подготовка к навигации На теплоходы выходят бригады саморемонта. Подходят к завершению  работы по выморозке и нач...

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год

Задержка в строительстве морского лайнера на астраханском заводе составит примерно год Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) планирует сдать первый в РФ морск...

Ж/Д транспорт

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок

ПГК лидирует в рейтинге железнодорожных операторов по объему перевозок Первая грузовая компания (ПГК) по итогам 2018 года заняла первое место в рейтинге INFOLine R...

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая

Первый груз доставлен в Калининград для местной компании по железной дороге из Китая Груз для местной   компании впервые доставлен в Калининград в составе контейнерного поезда...

Авто транспорт

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок

Клиенты признали компанию UPS лидером в сфере грузоперевозок Компания UPS заняла первое место в рейтинге отрасли перевозок тяжелых грузов. Рейтинг опубликован в ...

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму

Более полумиллиона машин проехали по Крымскому мосту за зиму Более полумиллиона   автомобилей проехали по Крымскому мосту за три зимних   мес...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы

Ожидаемые успехи и неожиданные вызовы 14 декабря в Министерстве транспорта РФ прошло итоговое в 2018 году заседание Совета директоров Ассо...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...