Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Морские порты
Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного оборудования, объема складов под хранение груза, площади под технологические зоны, длины и количества железнодорожных путей, числа мест на технологических парковках, численности работников и прочее – жестко регламентируется нормами технологического проектирования морских портов. Однако форма подачи материала в упомянутых нормах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Она может быть направлена на что угодно, но только не на ясность и простоту изложения.

Как следствие, у большинства студентов, обучающихся в транспортных вузах, складывается стойкое отвращение к данному предмету с путаницей перекрестных ссылок, своеобразных обозначений переменных и приводимых без вывода громоздких арифметических формул. Авторы статьи не собираются критиковать содержание норм. Но вопросы практической интерпретации теоретических расчетов требуют насущного обсуждения, поскольку конкурентоспособность, экономическая эффективность будущей работы строящихся и модернизируемых портов в значительной степени опирается на фундамент технологического проектирования, которое сегодня преподается в высшей школе.

Александр Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова;

Виктория Щербакова-Слюсаренко, к.т.н., генеральный директор ЗАО «Логистика-Терминал» и ООО «Логистический парк «Янино»

От инвесторов не стоит требовать углубленного понимания сухой цифири технологических расчетов морских портов и терминалов. Но чтобы они не лишились доверия к специалистам, связанным с технологией, им следует немного раздвинуть шоры традиционных представлений о проектировании. Всем остальным, кто интересуется вопросом и от кого тоже зависит принятие решения на разных этапах проекта, надеемся, материал также будет полезен. А начать можно с самого простого – с вероятностных значений и методической погрешности.

Определенные и случайные величины

Определенной величиной называется величина, значение которой известно и неизменно. К таковым относится, например, скорость света в вакууме, число «пи», количество причалов в конкретном порту и т.п. Определенная величина полностью описывается своим значением.

Случайной величиной называется такая величина, которая нам точно неизвестна или которая принимает значения с некоторой вероятностью. К таким величинам относится, например, скорость ветра, высота волны, размер партии груза, который прибудет в порт на судне, время этого прибытия, длительность обработки судна у причала и т.п. Эти величины должны уже описываться не одним значением, а некоторым их диапазоном с указанием вероятности значения в этом диапазоне. Условно это показано на рисунке 1.

Рис. 1. Значение определенной и случайной величины

Кривая на рисунке условно показывает вероятность того, что случайная величина примет то или иное значение около своего среднего значения. Поскольку значение определенной величины есть точка, а значение случайной величины – функция, то описание последней оказывается несколько сложнее. По этой причине люди обычно стараются избегать случайных величин и заменять их средними определенными значениями. Их не только легче понимать, но и включать в арифметические действия.

В то же время определенная величина является лишь частным случаем величины случайной и ее распространенность в природе намного шире. Это показано на рисунке 2.

Рис. 2. Определенная величина как «крайний случай случайной»

Из рисунка видно, что определенная величина – это предельный показатель случайной величины, когда вероятность отклонения от центрального значения равна нулю. Таким образом, точнее будет сказать, что узкая распространенность определенных величин есть ограниченная возможность подменить случайную величину величиной определенной, особенно без риска совершить значимую ошибку.

С учетом этого, если вам сообщают, что расчетная емкость склада составляет 20 тыс. контейнеров, – какое значение имеют в виду? Оно обеспечит прием грузовой партии стандартного судна и хранение ее в течение нормативного срока? Или судно может быть чуть-чуть побольше, а срок – чуть-чуть подлиннее? А насколько больше и/или насколько длиннее? И каковы будут последствия выхода за пределы расчетной величины? А если значение рассчитано с запасом, то каков размер этого запаса и как он будет использоваться – часто или редко?

Унифицированным ответом Заказчика на поставленные вопросы является фраза о том, что проектировщик – это эксперт, и он должен дать правильные значения, за которые должен отвечать. Наиболее частым ответом Проектировщика является ссылка на Нормы, и отвечать он готов лишь за следование им.

Оба ответа оставляют стороны вполне довольными. Заказчику не хочется самому разбираться в хитросплетениях расчетных модификаций «заветов» Норм, предлагаемых Проектировщиком, а Проектировщик не хочет брать на себя сложное решение о том, насколько полученные значения отражают предпринимательскую идею Заказчика.

Дело состоит в том, что большинство решений касаются размера ресурсов, необходимых для выполнения технологических операций. До определенного предела недостаток ресурсов не приведет к полному отказу работы порта как комплексного механизма грузообработки, но вызовет некоторые задержки или образование очередей в отдельных звеньях. Эти задержки и очереди характеризуют качество услуг, оказываемых портом.

Терминал, проектируемый для работы в условиях низкой конкуренции на рынке транспортных услуг, может позволить себе некоторые вольности с уровнем качества обслуживания. Терминал, который хочет бороться за грузопоток в условиях жесткой конкуренции, должен обеспечивать качество услуг за счет организации некоторого избыточного запаса технологических ресурсов. Но каков должен быть этот запас, может решить только заказчик, который сам не может этого решить (да простят авторам этот логический парадокс).

Проблема здесь заключается еще и вот в чем. Какие бы хитро описанные случайные величины ни содержал в качестве расчетных данных проект терминала, реализация проекта должна заменить их вполне определенными, детерминированными значениями.

«Коэффициенты незнания»

С учетом всего сказанного решение этой проблемы требует определенного сближения позиций: Проектировщик должен предоставить более точное описание расчетных величин и последствий, связанных с выбором слишком малых и слишком больших детерминированных значений в диапазоне изменения. Заказчик же должен взять на себя труд разобраться, что именно он хочет и как это желание связано с теми данными, которые предоставляет ему Проектировщик. Это проиллюстрировано на рисунке 3, где показаны вероятности возникновения дефицита и избытка технологического ресурса, выбранного по рассчитанной Проектировщиком функции вероятности.

Рис. 3. Вероятности образования избытка и дефицита ресурса

Например, дефицит складского технологического оборудования или складских площадей обычно связан с появлением очереди на обслуживание клиентов, а избыток – с простоем дорогостоящего оборудования и мощностей. И дефицит, и избыток технологического ресурса связаны с определенными потерями, и решение об их оптимальном соотношении должно приниматься Заказчиком на основе инструментов, предоставленных ему Проектировщиком.

Если Заказчик этого не требует, то Проектировщик по умолчанию (осознанно или неосознанно) принимает решение за него. Чаще всего это делается в форме принятия некоторых поправочных коэффициентов k>1, в технике именуемых коэффициентами запаса или «коэффициентами незнания», с помощью которых от средних расчетных величин надеются попасть правее границы изменения расчетных значений (рис. 4).

Рис. 4. Поправочные коэффициенты к расчетным величинам

В большинстве случаев нормативные методики строятся по принципу «всегда хватает», то есть параметры терминала выбираются из соображений избыточности ресурсов, которые должны обеспечивать выполнение самых максимальных требований к ресурсам.

Как уже было сказано выше, этот подход становится слишком грубым для проектирования современных высокотехнологичных терминалов, конкурентная операционная среда которых заставляет балансировать на острой грани между прибыльностью и убыточностью.

Современная теория и практика проектирования уже разработала адекватные и эффективные инструменты. К сожалению, внедрение этих инструментов иногда ограничивается отсутствием интереса у заказчика и всегда – противоречием с действующими Нормами.

Методические погрешности

К методическим погрешностям относится масса разнообразных факторов, как правило, сильно зависящих от структуры используемого метода. Их описание не входит в задачи данной публикации, но приведем лишь один пример, связанный с точностью расчетных параметров.

Когда в некотором проекте, скажем, контейнерного терминала, проектировщик указывает, что емкость склада составляет 11507 контейнеров, – это настораживает. Действительно, в большинстве случаев расчетной формулой является тот или иной вариант формулы Вильсона, которая связывает объем складирования Е , годовой грузопоток Q и средний срок хранения T простым соотношением Е= Q•T/365.

Если средний срок хранения принят в 7 суток, а расчетный грузопоток терминала задан на уровне 600000 контейнеров – результат действительно составит Е= Q•T/365= 600000•7/365=11506,85 контейнера.

Разработчик милостиво округляет дробные контейнеры, разумно полагая, что их хранения не требуется. Проблема только состоит в том, что точность задания исходных величин определялась двумя значащими цифрами – первой «6» в объеме грузопотока и единственной «7» в сроке хранения.

Арифметические операции не добавляют значащих цифр, и результаты вычислений должны содержать такое же их количество. Из великодушия можно добавить еще одну-две значащие цифры, но не более. Таким образом, рассмотренный пример должен был дать нам значение 11500 контейнеров.

Значение же 11507 свидетельствует всего лишь о технологическом пиетете, который разработчики испытывают к арифметическому инструментарию: это значение представляется им таким профессиональным, таким непостижимым для читающих отчет!

На самом деле, это похоже на то, когда бабушку-служительницу в зале зоологического музея спрашивают, сколько лет скелету динозавра, а она отвечает, что ему 200 миллионов и 34 года, поскольку она пришла на работу 34 года назад, и тогда ему было 200 миллионов лет.

Выводы

Мир меняется и меняется очень быстро. Транспортный мир меняется еще быстрее, и действие механизмов естественного отбора в нем становится все жестче.

Коммерческая устойчивость и конкурентоспособность транспортных терминалов во многом зависит от правильного выбора значений технологических параметров, расчет которых должен производиться новыми методами с таким инструментарием, как «мягкие вычисления», имитационные технологии, эволюционное программирование, и еще много всего. Интерпретация конечных результатов технологического проектирования требует от заказчиков изменения отношений к результатам расчетов, а от проектировщиков – изменения принципов их получения.

Первым шагом в этом направлении должно стать коренное изменение норм проектирования, которые вследствие своей архаичности ни от чего не защищают, кроме как от внедрения новых технологий.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Сахалинский облсуд в среду продолжит апелляционное рассмотрение по делу о крушении траулера «Дальний Восток»

Сахалинский облсуд в среду продолжит апелляционное рассмотрение по делу о крушении траулера «Дальний Восток» Сахалинский областной суд в среду утром после объявленного им двухмесячного перерыва продолжит рассм...

Ученые спрогнозировали расширение экспансии китайских водных животных в РФ

Ученые спрогнозировали расширение экспансии китайских водных животных в РФ Международная группа ученых сделала открытие в области биогеографии и выяснила, почему китайские вид...

Российская экономика

Регионам предлагается выделить 514 млрд рублей на приведение дорог в нормативное состояние

Регионам предлагается выделить 514 млрд рублей на приведение дорог в нормативное состояние Дополнительный трансферт из федерального бюджета на приведение половины региональных дорог в нормати...

Рыбаки протестуют против передачи крабовых квот на аукционы

Рыбаки протестуют против передачи крабовых квот на аукционы 12 июля в Дальневосточном и Северном морских бассейнах рыболовецкие суда на пять минут включили звук...

Транспортная политика

ФСБ предупредила рыбодобывающие компании о невозможности использования иностранных судов

ФСБ предупредила рыбодобывающие компании о невозможности использования иностранных судов Пограничная служба ФСБ России уведомила рыбодобывающие компании о невозможности использования иностр...

Минтранс РФ не видит пользы в отмене платных дорог в России

Минтранс РФ не видит пользы в отмене платных дорог в России Минтранс РФ не видит пользы в отмене платных дорог в России, как это предложили в РПЦ, рассказал жур...

Морские порты

«Анадырьморпорт» планирует создать предприятие по доставке грузов к судам на рейде порта Беринговский

«Анадырьморпорт» планирует создать предприятие по доставке грузов к судам на рейде порта Беринговский ООО «Беринговский морпорт» планирует создать предприятие по модернизации судов прибрежного плавания,...

Власти Нью-Йорка приняли решение вложить $100 млн в железнодорожный и морской транспорт

Власти Нью-Йорка приняли решение вложить $100 млн в железнодорожный и морской транспорт Власти крупнейшего в США мегаполиса - Нью-Йорка с населением 8,53 млн человек - намерены вложить 100...




Морской транспорт

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота 20 июля 2018 года в 12:00 на Северной верфи (Санкт-Петербург) состоится церемония закладки я...

Жители Камчатки выберут судно для сообщения с портами Дальнего Востока через онлайн-голосование

Жители Камчатки выберут судно для сообщения с портами Дальнего Востока через онлайн-голосование Выбрать пассажирский или грузопассажирский вариант судна для возобновления транспортного сообщения с...

Речной транспорт

Танкер проекта RST27 «ВФ Танкер-15» участвовал в учениях на Кашпирском рейде реки Волги

Танкер проекта RST27 «ВФ Танкер-15» участвовал в учениях на Кашпирском рейде реки Волги Танкер «Волго- Дон макс» класса проекта RST27 «ВФ Танкер - 15» принял участие в учениях «судно-берег...

Строительство терминала «Нижний Бестях» завершится в 2021 году

Строительство терминала «Нижний Бестях» завершится в 2021 году Строительство нового объекта для обеспечения перевозок народно-хозяйственных грузов ООО «Терминал «Н...

Ж/Д транспорт

Транспортная компания «Восток1520» в I полугодии увеличила объем перевозок в 1,5 раза

Транспортная компания «Восток1520» в I полугодии увеличила объем перевозок в 1,5 раза Транспортная компания «Восток1520» по итогам первого полугодия 2018 года увеличила объем перевозок в...

Перевозки «Трансконтейнера» в I полугодии выросли на 3,8%

Перевозки «Трансконтейнера» в I полугодии выросли на 3,8% «Трансконтейнер» увеличил перевозки в первом полугодии 2018 года на 3,8% по сравнению с уровнем ...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...