Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Морские порты
Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного оборудования, объема складов под хранение груза, площади под технологические зоны, длины и количества железнодорожных путей, числа мест на технологических парковках, численности работников и прочее – жестко регламентируется нормами технологического проектирования морских портов. Однако форма подачи материала в упомянутых нормах, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Она может быть направлена на что угодно, но только не на ясность и простоту изложения.

Как следствие, у большинства студентов, обучающихся в транспортных вузах, складывается стойкое отвращение к данному предмету с путаницей перекрестных ссылок, своеобразных обозначений переменных и приводимых без вывода громоздких арифметических формул. Авторы статьи не собираются критиковать содержание норм. Но вопросы практической интерпретации теоретических расчетов требуют насущного обсуждения, поскольку конкурентоспособность, экономическая эффективность будущей работы строящихся и модернизируемых портов в значительной степени опирается на фундамент технологического проектирования, которое сегодня преподается в высшей школе.

Александр Кузнецов, д.т.н., профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова;

Виктория Щербакова-Слюсаренко, к.т.н., генеральный директор ЗАО «Логистика-Терминал» и ООО «Логистический парк «Янино»

От инвесторов не стоит требовать углубленного понимания сухой цифири технологических расчетов морских портов и терминалов. Но чтобы они не лишились доверия к специалистам, связанным с технологией, им следует немного раздвинуть шоры традиционных представлений о проектировании. Всем остальным, кто интересуется вопросом и от кого тоже зависит принятие решения на разных этапах проекта, надеемся, материал также будет полезен. А начать можно с самого простого – с вероятностных значений и методической погрешности.

Определенные и случайные величины

Определенной величиной называется величина, значение которой известно и неизменно. К таковым относится, например, скорость света в вакууме, число «пи», количество причалов в конкретном порту и т.п. Определенная величина полностью описывается своим значением.

Случайной величиной называется такая величина, которая нам точно неизвестна или которая принимает значения с некоторой вероятностью. К таким величинам относится, например, скорость ветра, высота волны, размер партии груза, который прибудет в порт на судне, время этого прибытия, длительность обработки судна у причала и т.п. Эти величины должны уже описываться не одним значением, а некоторым их диапазоном с указанием вероятности значения в этом диапазоне. Условно это показано на рисунке 1.

Рис. 1. Значение определенной и случайной величины

Кривая на рисунке условно показывает вероятность того, что случайная величина примет то или иное значение около своего среднего значения. Поскольку значение определенной величины есть точка, а значение случайной величины – функция, то описание последней оказывается несколько сложнее. По этой причине люди обычно стараются избегать случайных величин и заменять их средними определенными значениями. Их не только легче понимать, но и включать в арифметические действия.

В то же время определенная величина является лишь частным случаем величины случайной и ее распространенность в природе намного шире. Это показано на рисунке 2.

Рис. 2. Определенная величина как «крайний случай случайной»

Из рисунка видно, что определенная величина – это предельный показатель случайной величины, когда вероятность отклонения от центрального значения равна нулю. Таким образом, точнее будет сказать, что узкая распространенность определенных величин есть ограниченная возможность подменить случайную величину величиной определенной, особенно без риска совершить значимую ошибку.

С учетом этого, если вам сообщают, что расчетная емкость склада составляет 20 тыс. контейнеров, – какое значение имеют в виду? Оно обеспечит прием грузовой партии стандартного судна и хранение ее в течение нормативного срока? Или судно может быть чуть-чуть побольше, а срок – чуть-чуть подлиннее? А насколько больше и/или насколько длиннее? И каковы будут последствия выхода за пределы расчетной величины? А если значение рассчитано с запасом, то каков размер этого запаса и как он будет использоваться – часто или редко?

Унифицированным ответом Заказчика на поставленные вопросы является фраза о том, что проектировщик – это эксперт, и он должен дать правильные значения, за которые должен отвечать. Наиболее частым ответом Проектировщика является ссылка на Нормы, и отвечать он готов лишь за следование им.

Оба ответа оставляют стороны вполне довольными. Заказчику не хочется самому разбираться в хитросплетениях расчетных модификаций «заветов» Норм, предлагаемых Проектировщиком, а Проектировщик не хочет брать на себя сложное решение о том, насколько полученные значения отражают предпринимательскую идею Заказчика.

Дело состоит в том, что большинство решений касаются размера ресурсов, необходимых для выполнения технологических операций. До определенного предела недостаток ресурсов не приведет к полному отказу работы порта как комплексного механизма грузообработки, но вызовет некоторые задержки или образование очередей в отдельных звеньях. Эти задержки и очереди характеризуют качество услуг, оказываемых портом.

Терминал, проектируемый для работы в условиях низкой конкуренции на рынке транспортных услуг, может позволить себе некоторые вольности с уровнем качества обслуживания. Терминал, который хочет бороться за грузопоток в условиях жесткой конкуренции, должен обеспечивать качество услуг за счет организации некоторого избыточного запаса технологических ресурсов. Но каков должен быть этот запас, может решить только заказчик, который сам не может этого решить (да простят авторам этот логический парадокс).

Проблема здесь заключается еще и вот в чем. Какие бы хитро описанные случайные величины ни содержал в качестве расчетных данных проект терминала, реализация проекта должна заменить их вполне определенными, детерминированными значениями.

«Коэффициенты незнания»

С учетом всего сказанного решение этой проблемы требует определенного сближения позиций: Проектировщик должен предоставить более точное описание расчетных величин и последствий, связанных с выбором слишком малых и слишком больших детерминированных значений в диапазоне изменения. Заказчик же должен взять на себя труд разобраться, что именно он хочет и как это желание связано с теми данными, которые предоставляет ему Проектировщик. Это проиллюстрировано на рисунке 3, где показаны вероятности возникновения дефицита и избытка технологического ресурса, выбранного по рассчитанной Проектировщиком функции вероятности.

Рис. 3. Вероятности образования избытка и дефицита ресурса

Например, дефицит складского технологического оборудования или складских площадей обычно связан с появлением очереди на обслуживание клиентов, а избыток – с простоем дорогостоящего оборудования и мощностей. И дефицит, и избыток технологического ресурса связаны с определенными потерями, и решение об их оптимальном соотношении должно приниматься Заказчиком на основе инструментов, предоставленных ему Проектировщиком.

Если Заказчик этого не требует, то Проектировщик по умолчанию (осознанно или неосознанно) принимает решение за него. Чаще всего это делается в форме принятия некоторых поправочных коэффициентов k>1, в технике именуемых коэффициентами запаса или «коэффициентами незнания», с помощью которых от средних расчетных величин надеются попасть правее границы изменения расчетных значений (рис. 4).

Рис. 4. Поправочные коэффициенты к расчетным величинам

В большинстве случаев нормативные методики строятся по принципу «всегда хватает», то есть параметры терминала выбираются из соображений избыточности ресурсов, которые должны обеспечивать выполнение самых максимальных требований к ресурсам.

Как уже было сказано выше, этот подход становится слишком грубым для проектирования современных высокотехнологичных терминалов, конкурентная операционная среда которых заставляет балансировать на острой грани между прибыльностью и убыточностью.

Современная теория и практика проектирования уже разработала адекватные и эффективные инструменты. К сожалению, внедрение этих инструментов иногда ограничивается отсутствием интереса у заказчика и всегда – противоречием с действующими Нормами.

Методические погрешности

К методическим погрешностям относится масса разнообразных факторов, как правило, сильно зависящих от структуры используемого метода. Их описание не входит в задачи данной публикации, но приведем лишь один пример, связанный с точностью расчетных параметров.

Когда в некотором проекте, скажем, контейнерного терминала, проектировщик указывает, что емкость склада составляет 11507 контейнеров, – это настораживает. Действительно, в большинстве случаев расчетной формулой является тот или иной вариант формулы Вильсона, которая связывает объем складирования Е , годовой грузопоток Q и средний срок хранения T простым соотношением Е= Q•T/365.

Если средний срок хранения принят в 7 суток, а расчетный грузопоток терминала задан на уровне 600000 контейнеров – результат действительно составит Е= Q•T/365= 600000•7/365=11506,85 контейнера.

Разработчик милостиво округляет дробные контейнеры, разумно полагая, что их хранения не требуется. Проблема только состоит в том, что точность задания исходных величин определялась двумя значащими цифрами – первой «6» в объеме грузопотока и единственной «7» в сроке хранения.

Арифметические операции не добавляют значащих цифр, и результаты вычислений должны содержать такое же их количество. Из великодушия можно добавить еще одну-две значащие цифры, но не более. Таким образом, рассмотренный пример должен был дать нам значение 11500 контейнеров.

Значение же 11507 свидетельствует всего лишь о технологическом пиетете, который разработчики испытывают к арифметическому инструментарию: это значение представляется им таким профессиональным, таким непостижимым для читающих отчет!

На самом деле, это похоже на то, когда бабушку-служительницу в зале зоологического музея спрашивают, сколько лет скелету динозавра, а она отвечает, что ему 200 миллионов и 34 года, поскольку она пришла на работу 34 года назад, и тогда ему было 200 миллионов лет.

Выводы

Мир меняется и меняется очень быстро. Транспортный мир меняется еще быстрее, и действие механизмов естественного отбора в нем становится все жестче.

Коммерческая устойчивость и конкурентоспособность транспортных терминалов во многом зависит от правильного выбора значений технологических параметров, расчет которых должен производиться новыми методами с таким инструментарием, как «мягкие вычисления», имитационные технологии, эволюционное программирование, и еще много всего. Интерпретация конечных результатов технологического проектирования требует от заказчиков изменения отношений к результатам расчетов, а от проектировщиков – изменения принципов их получения.

Первым шагом в этом направлении должно стать коренное изменение норм проектирования, которые вследствие своей архаичности ни от чего не защищают, кроме как от внедрения новых технологий.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Первое Всероссийское собрание маринистов состоялось в Москве

Первое Всероссийское собрание маринистов состоялось в Москве 25 апреля в Москве прошло первое Всероссийское собрание маринистов, на которое собрались писатели, п...

Корабль противоминной обороны «Иван Антонов» спущен на воду

Корабль противоминной обороны «Иван Антонов» спущен на воду Корабелами Средне-Невского судостроительного завода (входит в АО «Объединённая судостроительная ...

Российская экономика

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента

Крым получит на реконструкцию дорог около 3,3 млрд рублей из резервного фонда президента Республика Крым из резервного фонда президента России получит около 3,3 млрд рублей на ремонт и реко...

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года

Д. Рогозин: ГЛОНАСС перейдет на самоокупаемость с 2018 года Россия прекратит госфинансирование акционерного общества «ГЛОНАСС», компания перейдет на самоокупаем...

Транспортная политика

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины

Предложение закрыть реки для российских судов внесут в СНБО Украины Кабинет министров Украины решил внести на рассмотрение в Совет национальной безопасности и обороны п...

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД

Коридор «Север – Юг» должен обслуживать единый оператор – РЖД Страны – участницы транспортного коридора Север – Юг пытаются договориться о создании единого логист...

Морские порты

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП

ФАС может продлить «Транснефти» разрешение на покупку доли «Суммы» в НМТП ФАС России выдала «Транснефти» разрешение на покупку доли группы «Сумма» в Новороссийском морском то...

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов»

«Ростерминалуголь» принял участие во всероссийской акции «Неделя без турникетов» «Ростерминалуголь», входящий в состав угольного портового холдинга ООО «Управляющая портовая компани...




Морской транспорт

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна

Компания «СКАНЭКС» представила сервис для расчета безопасной осадки судна Новый инструмент поможет капитании портов, администрации погрузочных терминалов, судовладельцам и гр...

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники

НПО «Океанос» запатентовало два ноу-хау в области подводной робототехники АО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» зарегистрировал два ноу-хау с...

Речной транспорт

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге

«Волжское пароходство» открыло навигацию на Верхней Волге 25 апреля состоялось торжественное открытие навигации компании «Волжское пароходство» на Верхней Вол...

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн

Объем завоза грузов в навигацию 2018 года в Якутии уменьшился на 143 тыс. тонн План объема завоза грузов для нужд жизнеобеспечения Якутии в навигацию 2018 года составил 1 млн 150 ...

Ж/Д транспорт

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге

Власти могут ввести локальные тарифы на железной дороге Минтранс РФ приступил к разработке постановления правительства, вводящего на железной дороге локальн...

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности

Парк полувагонов после списаний вернулся к объемам двухлетней давности Парк полувагонов, значительная часть которого была списана, вернулся к объемам двухлетней давности: ...

Авто транспорт

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть

Федеральная трасса «Таврида» в Крыму готова почти на треть Работы по строительству федеральной трассы «Таврида» в Крыму выполнены на 29% и идут по графику...

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%

Автоподход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93% Автомобильный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи готов на 93%, работы идут по графику, от...

Аналитика

Транспортная политика

Подразделения транспортной безопасности против пиратов?

Подразделения транспортной безопасности против пиратов? Заголовок кажется фантастическим? Но это только на первый взгляд. Сравнительный анализ циркуляров Ме...

Транспортный вакуум

Транспортный вакуум Помощь федерального центра требуется для решения проблемы транспортной доступности регионов Дальнего...

Морские порты

Пионерский, вперед!

Пионерский, вперед! В первый день февраля в городе Пионерском Калининградской области торжественно стартовал процесс стр...

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт»

Механизмы финансирования проектов с участием ФГУП «Росморпорт» 6 декабря 2017 года в Москве в рамках крупнейшей ежегодной отраслевой выставки «Транспорт России 201...

Морской транспорт

Вахтенный уснул от усталости

Вахтенный уснул от усталости Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), соз...

«Весь покрытый зеленью»

«Весь покрытый зеленью» ИМО проявляет повышенный интерес к теме биообрастания судов. Проблема угрожает морским экосистемам и...

Речной транспорт

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная

Динамика развития инфраструктуры внутренних водных путей в 2017 году положительная В навигацию 2017 года подведомственными Федеральному агентству морского и речного транспорта админис...

Три фактора успеха

Три фактора успеха Закончилась навигация 2017 года. Можно подвести итоги работы судоходной компании.
Задачи став...




Темы

Инфраструктура / Образование

Историческому фонду ДВМП – 55 лет!

Историческому фонду ДВМП – 55 лет! Исторический фонд Дальневосточного морского пароходства– важный историко-культурный объект для Дальн...

Такой флотилии не видел мир

Такой флотилии не видел мир Представьте себе грандиозную флотилию чуть ли не в тысячу судов и кораблей, к тому же состоящую из м...

Грузовая база

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления

Цветные металлы: снижение экспорта и рост внутреннего потребления В 2017 году производство цветных металлов в России осталось практически на уровне предыдущего года, ...

Безопасность мореплавания

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год)

В зоне риска балкеры, контейнеровозы и паромы (анализ аварийности за 2016 год) Исторический крах седьмого по мощи контейнерного оператора в мире, корейской компании Hanjin Shippin...

Применение дополнительной сигнализации на судах

Применение дополнительной сигнализации на судах Такие факторы, как возросшая плотность и интенсивность движения судов в море, увеличение размеров су...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс главы 9-12) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Новые Правила слабее старых?

Новые Правила слабее старых? В 2014 г. в журнале «Морской флот» № 2 (1512) была опубликована статья «О новых Правилах пла...




Судостроение

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь

Канонерский судо­ремонтный завод дарит судам вторую жизнь Российская судоремонтная промышленность, как показывает жизнь, в состоянии конкурировать с зарубежны...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...