Находка и черный снег: новая беда портовиков

Морские порты
Находка и черный снег: новая беда портовиков

Прямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным, прошедшая в июне этого года, неожиданно встряхнула портовую отрасль. Реплика десятилетнего мальчика обрушила многочисленных контролеров на Находкинский морской торговый порт и других стивидоров. Угольная пыль стала главной темой на Дальнем Востоке. В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) предлагают выяснить, «пылят» ли порты на самом деле, а если да, то кто именно. Депутаты Госдумы спешат все запретить.

Татьяна Лозовая

Хотел собаку, а напугал порт

Все началось 15 июня текущего года, когда во время прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным десятилетний мальчик Андрей Боль из Находки пожаловался на местный порт. «Меня очень волнует проблема с угольной пылью, то есть перегружают уголь открытым способом. Как нам теперь жить?» – спросил юный зритель.

Позже в интервью местным СМИ Андрей признался, что вообще-то планировал попросить президента подарить ему собаку. Но послушав, какие серьезные вопросы задают другие люди, вспомнил про «черный снег» в Находке. Даже родители мальчика удивились.

Глава государства сделал пометки, пообещал выяснить, кому принадлежит порт, и в дальнейшем связаться с Андреем, чтобы проверить, решена ли проблема. А на следующий день Дальневосточная транспортная прокуратура по поручению московских коллег начала проверку местных терминалов.

На самом деле жители Находки уже много лет ведут борьбу с перевалкой угля в центре города. Ситуация обострилась в последнее время, когда резко вырос экспорт сырья в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Некоторые порты, ранее не занимавшиеся перевалкой угля, даже перепрофилируют свою деятельность. А жители Находки в социальных сетях показывают слои черной пыли на снегу, детских площадках, крышах автомобилей и подоконниках.

В Находке 12 стивидоров занято перевалкой угля. Примерно половина находится в бухте Врангеля – достаточно далеко от городской черты. А непосредственно в центре города, в районе мыса Астафьева, пишут местные СМИ, работают всего четыре компании: ОАО «Терминал Астафьева» (владельцы – экс-депутат Госдумы Руслан Кондратов и партнеры), ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» (принадлежит семье местного бизнесмена Андрея Заварзина и миноритариям), ООО «Аттис-Энтерпрайс» (совладелец – предприниматель Артем Козовой, сын Геннадия Козового, экс-совладельца шахты «Распадская») и «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» (принадлежит кипрской Lanerbook Limited, основной бенефициар – Роман Абрамович).

Прямая линия: реакция

Реакция на обещание В.Путина разобраться с ситуацией в Находкинском порту последовала очень быстро. Некоторые депутаты Госдумы, как обычно, предложили радикальный метод решения: вообще запретить открытую перевалку угля в границах населенных пунктов. Инициатором оказалась глава Комитета по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. Причем новый закон, по задумке, должен вступить в действие уже с 1 ноября текущего года. Пока, правда, документ даже не существует в виде законопроекта к первому чтению.

Однако идея О. Тимофеевой не вызвала восторга даже в стенах на Охотном ряду, не говоря уж об отраслевом сообществе. По мнению правового управления аппарата Госдумы, инициатива может повлечь дополнительные расходы бюджета, а сам текст «нуждается в существенной юридическо-технической доработке», пишет газета «Коммерсантъ». Поэтому есть шанс, что документ так и застрянет среди многочисленных инстанций Госдумы.

Более взвешенной позиции придерживается Министерство энергетики. Ведомство выступает против запрета на открытую перевалку угля в городских портах. Об этом сообщил замминистра Анатолий Яновский, выступая на открытии двух новых шахт в Кемеровской области.

«Мы сейчас будем и уже начали предпринимать максимум усилий для того, чтобы эта инициатива не оформилась в закон первого чтения, – рассказал чиновник. – Потому что считаем, что это абсолютно неправильно: для угольной промышленности это будет просто катастрофа с точки зрения экспорта». А. Яновский напомнил: из 400 млн тонн запланированной добычи в этом году 185 млн отправится на экспорт.

Впрочем, Минэнерго готово сделать перевалку угля более цивилизованной. Проблемы, по мнению замминистра, создают «дикие площадки». Это территории, не специализирующиеся на хранении угля, но по договоренности с владельцем топлива размещающие его у себя. Естественно, особой защиты на таких площадках нет.

АСОП: надо разобраться, кто «пылит»

Запрет на открытую перевалку в черте города (если будет принят) фактически парализует работу почти всех действующих терминалов России, хотя они строились и эксплуатируются в соответствии со всеми нормативами. Такое мнение высказали представители Ассоциации морских торговых портов на встрече с замминистра транспорта Виктором Олерским 30 июня текущего года.

АСОП уже направила отрицательный отзыв на зреющий в Госдуме законопроект. Организация проанализировала деятельность 15 крупных мировых портов, суммарно переваливающих 600 млн тонн угля в год. Все они находятся в черте города и хранят уголь на открытых площадках.

«В мире 99% угля переваливается именно открытым способом, строить закрытые склады могут лишь небольшие терминалы. В закрытом пространстве угольная пыль может самовозгораться и даже взрываться, из угля может выделяться взрывоопасный газ метан, – рассуждает член совета директоров АСОП Денис Илатовский. – Укрывать можно не угольный склад, а элементы технологической цепочки – конвейер, пересыпки, выгрузку вагонов с использованием вагоно-опрокидов. А для подавления угольной пыли существуют современные технологии, например, системы орошения, подпорные и пылезащитные стенки, вакуумная уборка проездов, зеленые насаждения. Лучшие отечественные терминалы уже применяют мировой опыт».

По мнению АСОП, существующее законодательство уже дает инструменты для борьбы с экологическими нарушителями. Например, Федеральный закон №219-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязывает предприятия разрабатывать и внедрять «наилучшие доступные технологии». А согласно санитарным нормам, угольная пыль не входит в четыре класса опасных веществ, однако ее концентрация в воздухе не должна превышать 0,1 миллиграмма на кубометр. Добросовестные стивидоры регулярно проводят анализ выбросов в атмосферу и сдают необходимую отчетность, что позволяет Росприроднадзору и Роспотребнадзору контролировать ситуацию.

Что касается Находки, то, напоминает Д.Илатовский, контролирующие органы уже начали там проверки. «В результате будет установлено, действительно ли угольная пыль в воздухе превышает нормы, и если да, то кто именно из стивидоров «пылит», – продолжает представитель АСОП. – Нарушителя, безусловно, нужно наказать и обязать разработать дополнительные меры защиты. Для отдельных терминалов, которые находятся в непосредственной близости от жилых районов, такие меры будут особенно необходимы».

С середины июня Росприроднадзор ведет круглосуточный забор воздуха на семи участках в порту Находки. Планируется, что эти данные будут доступны онлайн на сайте муниципальной администрации. Кроме того, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский призывает местных стивидоров устанавливать другие такие же датчики.

«Мы рассчитываем, что вы на условиях государственно-частного партнерства в приобретении этих датчиков поучаствуете. Пыль-то от вас идет. А система мониторинга является важным фактором спокойствия населения. Для нас комфортная среда для жизни людей – приоритет», – заявил глава региона.

Сейчас В. Миклушевский посещает различных стивидоров и знакомится с методами пылеподавления и другими защитными технологиями, которые те уже применяют.

Находка: у нас все хорошо

Прямая линия В.Путина прошла как раз в разгар сделки по «Находкинскому морскому торговому порту». Группа EVRAZ продавала актив за $354,4 млн своему главному акционеру, кипрской Lanebrook Ltd. Основные бенефициары компании – Роман Абрамович (31% акций) и председатель совета директоров Александр Абрамов (21%). На продукцию холдинга EVRAZ в 2016 году пришлось 66% грузооборота Находкинского порта.

Заявки на покупку актива подавало много претендентов, в том числе группа «Сумма» Зивудина Магомедова, группа Global Ports, китайские и казахстанские инвесторы, но в итоге порт выбрал собственного акционера.

Как утверждают в EVRAZ, сделка нужна группе, чтобы купировать среднесрочные риски, связанные с владением стивидорной компанией, когда отраслевые игроки заявляют новые проекты и перевалочные мощности рискуют стать избыточными.

При этом «Находкинский морской торговый порт» в ближайшие годы намерен только наращивать перевалку угля. Технологические возможности позволяют стивидору довести грузооборот до 12 млн тонн. «Мы, в принципе, могли бы стать полностью угольным портом, если сохранится нынешняя конъюнктура. Пока же у нас примерно 70% общего объема перевалки приходится на уголь, остальные 30% – на металлы», – рассказывал управляющий директор НМТП Вячеслав Сараев деловой газете «Золотой Рог».

Что касается нынешних проблем, то вскоре после прямой линии с В. Путиным порт озвучил планы по борьбе с угольной пылью. Предприятие направит на защитные меры более 800 млн рублей в 2017-2018 годах. Как уточнили «Морским портам» в пресс-службе НМТП, это будет уже второй этап программы. Первый был реализован в 2013-2016 годах. Тогда угольные штабеля были огорожены пылеветрозащитными экранами, появилась система непрерывного орошения, а места складирования и перевалки были оборудованы бетонными ограждениями. Программа стоила 120 млн рублей, в результате концентрация вредных веществ в воздухе вблизи порта снизилась в 3-4 раза.

На втором этапе, то есть в текущем и следующем году, дополнительные пылеветрозащитные экраны появятся на всей территории порта. Это и будет стоить более 800 млн рублей. А на третьем этапе у стивидора появится вагоноопрокидыватель и будет заменено крановое оборудование. Это повлечет оптимизацию процесса перевалки, что нивелирует образование угольной пыли. Суммарные инвестиции в программу модернизации в НМТП оценивают в сумму до 3,5 млрд рублей.

Впрочем, по мнению пресс-службы, деятельность «Находкинского морского торгового порта» и сейчас соответствует нормативам. В 2015-2017 годах на предприятие неоднократно приходили с проверками, не обнаружившими превышение допустимой концентрации пыли. Всего за два года было проведено 185 исследований воздуха. А 19 июня неподалеку от угольных причалов был установлен датчик непрерывного контроля угольной пыли. По инициативе стивидора до августа такие датчики будут установлены на территории порта, что позволит менеджменту совершенствовать мероприятия по пылеподавлению.

Морские порты №5 (2017)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Много импортного оборудования ледокола «Виктор Черномырдин» пострадало при пожаре

Много импортного оборудования ледокола «Виктор   Черномырдин» пострадало при пожаре Значительная часть оборудования импортного производства, установленного на   строящемся ле...

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна

На судоремонтном заводе ASCO произведен капитальный ремонт туркменского судна Судоремонтный завод «Биби-Эйбат» ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство» (ASCO)...

Российская экономика

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу

Глава Росрыболовства на встрече с Путиным предложил создать российскую рыбную биржу Росрыболовство предлагает создать в России рыбную биржу, через которую компании смогут реализовывать...

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство

Нижегородская верфь ОСК совершенствует производство Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) поделился первыми результатами внедрения инструментов...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания

Исполнительный директор АСОП обозначил три проблемы отрасли, требующие особого внимания В пятницу, 14 декабря, в Минтрансе РФ состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торг...

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК

Новые гибридные пушки пылеподавления на ВСК «Восточная Стивидорная Компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) ввела в эксплуатацию се...




Морской транспорт

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года

Энергоблок «Академик Ломоносов» планируют передать заказчику до 1 июля 2019 года Об этом сообщил ответственный сдатчик ПЭБ Балтийского завода Александр Ковалев в ходе заседания Обще...

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море

Первый российский плавучий СПГ-терминал «Маршал Василевский» вошел в Балтийское море Плавучая регазификационная установка (ПРГУ) «Маршал Василевский» вошла в Балтийское море.

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге

Финляндия и Норвегия в январе опубликуют предложения по Арктической железной дороге Рабочая группа в составе представителей Финляндии и Норвегии в январе обнародует   отчет с...

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги

Новый электропоезд пополнит парк Дальневосточной железной дороги Новый электропоезд российского производства ЭП3Д прибыл 14 декабря во Владивосток с Демиховского маш...

Авто транспорт

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия

На участке реконструкции трассы «Кавказ» в Чечне в 2018 году уложено 12 км асфальтобетонного покрытия Федеральные дорожники подведомственного Росавтодору ФКУ Упрдор «Каспий» завершили запланированные на...

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза

Объем ремонта федеральных трасс в Северной Осетии вырос в два раза В Республике Северная Осетия по сравнению с прошлым строительным сезоном дорожники привели в нормати...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Морские порты

Качественный контроль судов в порту Тамань

Качественный контроль судов в порту Тамань Морской порт Тамань – один из новых портов России. Однако упоминание о столице древнерусского Тмутар...

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Морской транспорт

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот»

Движение в припайной части морского канала: опыт ПАО «Совкомфлот» Предлагаем нашим читателям познакомиться со спецификой работы в этом районе, так непохожем на привыч...

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...