Минфин: становление «суперведомства» - Морские вести России

Минфин: становление «суперведомства»

20.11.2017

Российская экономика

Глава Минфина Антон Силуанов недавно обозначил пять задач, способных привести к росту российской экономики. Факт, что их сформулировал и озвучил именно этот чиновник, не случайный. Именно Минфин получает в последнее время все больше полномочий и превращается, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, в «суперведомство». Именно Минфин с недавнего времени осуществляет контроль и над госзакупками, тогда как Минэкономразвития лишилось этих полномочий.

Александра Васильцева

Возвышение Минфина

В апреле этого года состоялось расширенное заседание коллегии Минфина России. Глава ведомства Антон Силуанов сделал несколько оптимистичных заявлений. «За последние два года мы смогли справиться с мощнейшим внешним стрессом, и не только справиться, но и заложить фундамент для развития экономики», – в частности, сказал он.

Позитивно был настроен и присутствовавший на коллегии премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, за последние годы российские чиновники приобрели неплохой опыт антикризисной деятельности. А главной победой 2016 года стала остановка спада ВВП. Напомним, с последнего квартала прошлого года, по мнению руководства страны, началось восстановление российской экономики.

«Начав год с весьма неблагоприятных условий, мы закончили его с крепким платежным балансом, стабильной бюджетной системой и с беспрецедентно низкой для нашей страны инфляцией», – порадовался Д. Медведев.

Затем А.Силуанов сформулировал основные задачи на будущее. Министр в очередной раз напомнил, что экономике нужны структурные изменения – без них темпы роста ВВП упрутся в «потолок потенциала» в размере 1,5% в год, а хотелось бы видеть 3-3,5% ежегодно.

Примечательно, что спасать экономику и выводить ее на траекторию роста поручено прежде всего Министерству финансов, а не Министерству экономического развития. Хотя долгое время Минфин считался бухгалтерским ведомством, а за стратегическое видение отвечало как раз Минэкономразвития.

Но времена меняются, и на этом Д.Медведев сделал особый акцент. «Минфин – это теперь, если хотите, суперведомство, за которым закреплено большое количество новых направлений <...>. Под руководство Минфина перешли Федеральная таможенная служба и Росалкогольрегулирование. Ликвидирован Росфиннадзор, его полномочия переданы Федеральному казначейству, таможенной и налоговой службам», – заявил премьер-министр.

Снижение стратегической роли Минэкономразвития и возвышение в этом смысле Минфина совпало по времени со скандальным арестом бывшего главы экономического ведомства Алексея Улюкаева (напомним, чиновник обвиняется в получении взятки в размере $2 млн, недавно суд продлил ему домашний арест до 15 июля). Как считает ряд экспертов, возможно, эта история и способствовала перераспределению влияния ведомств на экономику, но главной причиной, видимо, стала борьба элитных групп за контроль над финансовыми потоками государства.

Еще одной причиной возвышения Минфина может быть возвращение к государственным делам бывшего главы ведомства Алексея Кудрина. Он покинул министерское кресло осенью 2011 года из-за разногласий с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, но при этом сохранил огромное влияние во властных кругах – своего расположения к экс-министру никогда не скрывал глава государства Владимир Путин. В последнее время политический вес А. Кудрина заметно усилился. Весной 2016 года он возглавил совет Центра стратегических разработок (аналитический центр, имеющий значительное влияние на российское правительство), а также был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте РФ наравне, например, с действующим Министром экономического развития Максимом Орешкиным. Председатель совета – Владимир Путин.

Пять задач для Минфина

Антон Силуанов, который теперь стоит во главе «суперведомства», назвал на коллегии Минфина ряд конкретных мер, способных «передвинуть планку потенциального роста как можно выше», другими словами, оживить экономику. Все эти меры в той или иной степени уже реализуются.

Первая задача: снизить зависимость рубля от нефти

Одна из важных мер, которую предлагает реализовать Минфин, – избавить рубль от нефтяной зависимости. С февраля текущего года министерство тестирует новое бюджетное правило. В чем оно заключается? Ведомство считает справедливой стоимость нефти $40 за баррель. Когда цена выше, в Россию поступают «лишние» нефтедоллары. Компании меняют их на рубли, создавая избыточное предложение валюты, а это приводит к укреплению рубля, что невыгодно экономике в целом, полагают и в Минфине, и в правительстве.

Как бороться с этим укреплением? При помощи бюджета. Казна при цене нефти выше $40 за баррель тоже получает дополнительный доход за счет роста налогов нефтяников. Но эти «лишние» деньги – как раз рубли. Они перечисляются на специальные счета в Центробанке, а тот покупает на них валюту. Образно выражаясь, возвращает нефтедолларам их первичный вид и препятствует чрезмерному укреплению рубля.

Если цена нефти упадет ниже $40, регулятор отправит на биржу накопленную валюту. И тогда рубль не полетит вниз следом за «черным золотом». То есть новое бюджетное правило призвано сгладить колебания национальной валюты вслед за сырьевыми ралли.

А. Силуанов призывает продолжить данное правило, заложив его в бюджет 2018-2020 годов. В поддержку высказалась и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее мнению, такой подход способствует макроэкономической стабильности.

Надо заметить, что до появления нового бюджетного правила сверхдоходы, полученные от роста сырьевых цен, направляли в резервы или, того хуже, на текущие траты. «Использование этих доходов создавало иллюзию благополучия, которая рассеивалась, как только исчезали конъюнктурные доходы. По сути, мы сами провоцировали бюджетные кризисы», – утверждает А. Силуанов.

Вторая задача: лучше администрировать

Минфин намерен активнее использовать новые технологии в налоговой системе. Основная идея – упрощение ведения бизнеса для добросовестных компаний и ужесточение для недобросовестных. Ближайшей задачей ведомство видит полную интеграцию таможенной и налоговой системы, а также социальных фондов и Федеральной налоговой службы.

Последнее должно помочь в борьбе с «серыми» зарплатами. Их величина, по оценкам А.Силуанова, доходит до 10 трлн рублей в год. Борьба с ними даст бюджету более 1 трлн рублей дополнительного НДФЛ и примерно 3 трлн рублей дополнительных соцвзносов.

Настоящим кладезем скрытых резервов являются госкомпании. Они могут работать значительно эффективнее. А еще А.Силуанов хочет заставить их отдавать до половины чистой прибыли в качестве дивидендов, то есть перечислять эти деньги в казну. Это не только пополнит бюджет, но и повысит капитализацию самих госкомпаний. Сейчас они инвестируют чистую прибыль в собственное развитие. Но, по мнению главы Минфина, это неправильно – прибыль должна уходить в бюджет, размер же дивидендов должен влиять на вознаграждение менеджеров госкомпаний.

Третья задача: бороться с коррупцией при помощи казначейства

Сами чиновники тоже должны стать более эффективными и дисциплинированными. Кроме того, у Минфина есть новые идеи, как бороться с «откатами» на госконтрактах. Частично они уже реализуются. С 2016 года проекты стоимостью более 100 млн рублей, если по ним предусмотрены авансы, обслуживаются в казначействе. Это значит, что деньги госзаказчика приходят на счет генподрядчика в казначействе, а не в банке и их невозможно направить на цели, не связанные с исполнением контракта.

Правда, это не только мешает коррупции, но и уничтожает сложившуюся практику, когда генподрядчик перекидывает деньги с одного госконтракта на другой и только так может выжить в нынешних кризисных реалиях. Поэтому новый порядок поначалу привел к настоящему коллапсу на рынке инфраструктурных проектов. Пострадала даже такая значимая стройка, как Керченский мост. Об этом в ежегодном обзоре пишут аналитики компании InfraONE (занимается прямыми инвестициями в инфраструктуру). Впрочем, добавляют они, сейчас все привыкли к новым правилам и ситуация налаживается.

Минфин же предлагает перевести в казначейство не только контракты с авансированием, но вообще все госконтракты. Кроме того, в текущем году переходят на казначейское обслуживание расчеты по гособоронзаказу, а с 2018 года – контракты с единственным поставщиком.

В теории все это должно снизить «коррупционную составляющую» госпроектов. Однако, как говорят, нет правил без исключений. Например, контракты Минобороны по-прежнему обслуживаются в банках, а не в казначействе, хотя ведомство уже оказывалось в центре крупных коррупционных скандалов.

Четвертая задача: забрать деньги населения

Деньги населения не должны лежать в «кубышках», на банковских депозитах, – они должны работать на благо экономики, убежден А. Силуанов. Вполне понятно, на чем основывается такое убеждение. У чиновников просто нет иного выхода, кроме как брать взаймы у российских граждан.

С начала этого года именно государственные займы покрывают дефицит бюджета. А раньше деньги давал Резервный фонд. Но, увы, государственная «заначка» стремительно тает. Сейчас объем Резервного фонда меньше 1 трлн рублей, хотя еще в начале 2016-го превышал 3,6 трлн. В текущем году Минфин уже разместил два выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) на 45 млрд рублей. Бумаги покупают обычные граждане, привлеченные более высоким, чем по банковским депозитам, доходом.

Минфин позитивно оценил итоги размещения, отметив, что в первом случае предложение превысило спрос в 2,4 раза, а во втором – в 1,8 раза. По словам А. Силуанова, в будущем появятся ОФЗ для стран Азиатского региона, а также облигации для россиян, номинированные в китайских юанях.

Пятая задача: сбалансировать бюджеты регионов

Еще совсем недавно региональные бюджеты были «черной дырой», способной спровоцировать кризис всей российской экономики. В 2014 году их общий дефицит достигал 440 млрд рублей, в 2016 году он снизился до 12,5 млрд (минимальный уровень с 2008 года). Количество дефицитных бюджетов снизилось с 76 в 2015 году до 56 в 2016-м. Критической остается ситуация у 8% субъектов Федерации – их долг превышает 100% регионального ВВП. Еще недавно таковых было 14%. Многие готовились к банкротству.

Достигнутый результат – следствие сбалансированной политики Минфина, говорит А. Силуанов. Ведомство давало регионам деньги, но в рамках жестких соглашений. Дотации будут поступать и дальше, но взамен субъекты должны составлять сбалансированные и реалистичные бюджетные прогнозы.

Госзакупки под контролем

Новое «суперведомство» – Минфин – получило еще один вид полномочий, ранее являвшийся прерогативой Минэкономразвития. Это контроль над госзакупками. В апреле текущего года президент Путин сделал соответствующее поручение.

Задача, скажем так, не то чтобы не выполнимая, но это огромное непаханое поле. До сих пор часть закупок госкомпаний проходит не в электронном виде, а на закрытых конкурсах. Речь идет об огромных деньгах. Как пишут «Ведомости», в 2016 году объем закупок госкомпаний превысил 21 трлн рублей. При этом поставщик порой выбирается на «основании устойчивых хозяйственных связей» или «приглашения к сотрудничеству». То есть при тотальном отсутствии конкуренции и даже информации о закупке.

Еще одна особенность – крупные госкомпании зачастую имеют собственные электронные торговые площадки (ЭТП), где и проходят конкурсы. Так, «Роснефть» в прошлом году распределила через свою ЭТП заказы на 1,1 трлн рублей, а РЖД – на 0,7 трлн. Общее число ЭТП, по данным «Ведомостей», превышает полторы сотни. Потенциальным поставщикам нужно регистрироваться на разных площадках, что приводит к дополнительным затратам.

По оценкам Агентства стратегических инициатив, расходы на участие в тендере поставщика доходят до 5% от цены контракта. Речь идет о затратах на подачу заявки, составление конкурсной документации, аккредитацию на площадке, обеспечение заявки. Чиновники предлагают оставить всего шесть ЭТП для размещения госзаказа. Соответствующие поправки в закон Госдума должна принять уже в текущую сессию.

Разумеется, это лишь маленький шаг к наведению порядка в госзакупках. Есть шансы, что Минфин добьется на этом «фронте» большего, чем Минэкономразвития. По словам Д. Медведева, «суперведомство» получило от руководства страны всю полноту полномочий по выработке политики в области контрактной системы.

Морские порты №4 (2017)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика