Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Минфин: становление «суперведомства»

Российская экономика
Минфин: становление «суперведомства»

Глава Минфина Антон Силуанов недавно обозначил пять задач, способных привести к росту российской экономики. Факт, что их сформулировал и озвучил именно этот чиновник, не случайный. Именно Минфин получает в последнее время все больше полномочий и превращается, по словам премьер-министра Дмитрия Медведева, в «суперведомство». Именно Минфин с недавнего времени осуществляет контроль и над госзакупками, тогда как Минэкономразвития лишилось этих полномочий.

Александра Васильцева

Возвышение Минфина

В апреле этого года состоялось расширенное заседание коллегии Минфина России. Глава ведомства Антон Силуанов сделал несколько оптимистичных заявлений. «За последние два года мы смогли справиться с мощнейшим внешним стрессом, и не только справиться, но и заложить фундамент для развития экономики», – в частности, сказал он.

Позитивно был настроен и присутствовавший на коллегии премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, за последние годы российские чиновники приобрели неплохой опыт антикризисной деятельности. А главной победой 2016 года стала остановка спада ВВП. Напомним, с последнего квартала прошлого года, по мнению руководства страны, началось восстановление российской экономики.

«Начав год с весьма неблагоприятных условий, мы закончили его с крепким платежным балансом, стабильной бюджетной системой и с беспрецедентно низкой для нашей страны инфляцией», – порадовался Д. Медведев.

Затем А.Силуанов сформулировал основные задачи на будущее. Министр в очередной раз напомнил, что экономике нужны структурные изменения – без них темпы роста ВВП упрутся в «потолок потенциала» в размере 1,5% в год, а хотелось бы видеть 3-3,5% ежегодно.

Примечательно, что спасать экономику и выводить ее на траекторию роста поручено прежде всего Министерству финансов, а не Министерству экономического развития. Хотя долгое время Минфин считался бухгалтерским ведомством, а за стратегическое видение отвечало как раз Минэкономразвития.

Но времена меняются, и на этом Д.Медведев сделал особый акцент. «Минфин – это теперь, если хотите, суперведомство, за которым закреплено большое количество новых направлений <...>. Под руководство Минфина перешли Федеральная таможенная служба и Росалкогольрегулирование. Ликвидирован Росфиннадзор, его полномочия переданы Федеральному казначейству, таможенной и налоговой службам», – заявил премьер-министр.

Снижение стратегической роли Минэкономразвития и возвышение в этом смысле Минфина совпало по времени со скандальным арестом бывшего главы экономического ведомства Алексея Улюкаева (напомним, чиновник обвиняется в получении взятки в размере $2 млн, недавно суд продлил ему домашний арест до 15 июля). Как считает ряд экспертов, возможно, эта история и способствовала перераспределению влияния ведомств на экономику, но главной причиной, видимо, стала борьба элитных групп за контроль над финансовыми потоками государства.

Еще одной причиной возвышения Минфина может быть возвращение к государственным делам бывшего главы ведомства Алексея Кудрина. Он покинул министерское кресло осенью 2011 года из-за разногласий с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым, но при этом сохранил огромное влияние во властных кругах – своего расположения к экс-министру никогда не скрывал глава государства Владимир Путин. В последнее время политический вес А. Кудрина заметно усилился. Весной 2016 года он возглавил совет Центра стратегических разработок (аналитический центр, имеющий значительное влияние на российское правительство), а также был назначен заместителем председателя Экономического совета при Президенте РФ наравне, например, с действующим Министром экономического развития Максимом Орешкиным. Председатель совета – Владимир Путин.

Пять задач для Минфина

Антон Силуанов, который теперь стоит во главе «суперведомства», назвал на коллегии Минфина ряд конкретных мер, способных «передвинуть планку потенциального роста как можно выше», другими словами, оживить экономику. Все эти меры в той или иной степени уже реализуются.

Первая задача: снизить зависимость рубля от нефти

Одна из важных мер, которую предлагает реализовать Минфин, – избавить рубль от нефтяной зависимости. С февраля текущего года министерство тестирует новое бюджетное правило. В чем оно заключается? Ведомство считает справедливой стоимость нефти $40 за баррель. Когда цена выше, в Россию поступают «лишние» нефтедоллары. Компании меняют их на рубли, создавая избыточное предложение валюты, а это приводит к укреплению рубля, что невыгодно экономике в целом, полагают и в Минфине, и в правительстве.

Как бороться с этим укреплением? При помощи бюджета. Казна при цене нефти выше $40 за баррель тоже получает дополнительный доход за счет роста налогов нефтяников. Но эти «лишние» деньги – как раз рубли. Они перечисляются на специальные счета в Центробанке, а тот покупает на них валюту. Образно выражаясь, возвращает нефтедолларам их первичный вид и препятствует чрезмерному укреплению рубля.

Если цена нефти упадет ниже $40, регулятор отправит на биржу накопленную валюту. И тогда рубль не полетит вниз следом за «черным золотом». То есть новое бюджетное правило призвано сгладить колебания национальной валюты вслед за сырьевыми ралли.

А. Силуанов призывает продолжить данное правило, заложив его в бюджет 2018-2020 годов. В поддержку высказалась и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. По ее мнению, такой подход способствует макроэкономической стабильности.

Надо заметить, что до появления нового бюджетного правила сверхдоходы, полученные от роста сырьевых цен, направляли в резервы или, того хуже, на текущие траты. «Использование этих доходов создавало иллюзию благополучия, которая рассеивалась, как только исчезали конъюнктурные доходы. По сути, мы сами провоцировали бюджетные кризисы», – утверждает А. Силуанов.

Вторая задача: лучше администрировать

Минфин намерен активнее использовать новые технологии в налоговой системе. Основная идея – упрощение ведения бизнеса для добросовестных компаний и ужесточение для недобросовестных. Ближайшей задачей ведомство видит полную интеграцию таможенной и налоговой системы, а также социальных фондов и Федеральной налоговой службы.

Последнее должно помочь в борьбе с «серыми» зарплатами. Их величина, по оценкам А.Силуанова, доходит до 10 трлн рублей в год. Борьба с ними даст бюджету более 1 трлн рублей дополнительного НДФЛ и примерно 3 трлн рублей дополнительных соцвзносов.

Настоящим кладезем скрытых резервов являются госкомпании. Они могут работать значительно эффективнее. А еще А.Силуанов хочет заставить их отдавать до половины чистой прибыли в качестве дивидендов, то есть перечислять эти деньги в казну. Это не только пополнит бюджет, но и повысит капитализацию самих госкомпаний. Сейчас они инвестируют чистую прибыль в собственное развитие. Но, по мнению главы Минфина, это неправильно – прибыль должна уходить в бюджет, размер же дивидендов должен влиять на вознаграждение менеджеров госкомпаний.

Третья задача: бороться с коррупцией при помощи казначейства

Сами чиновники тоже должны стать более эффективными и дисциплинированными. Кроме того, у Минфина есть новые идеи, как бороться с «откатами» на госконтрактах. Частично они уже реализуются. С 2016 года проекты стоимостью более 100 млн рублей, если по ним предусмотрены авансы, обслуживаются в казначействе. Это значит, что деньги госзаказчика приходят на счет генподрядчика в казначействе, а не в банке и их невозможно направить на цели, не связанные с исполнением контракта.

Правда, это не только мешает коррупции, но и уничтожает сложившуюся практику, когда генподрядчик перекидывает деньги с одного госконтракта на другой и только так может выжить в нынешних кризисных реалиях. Поэтому новый порядок поначалу привел к настоящему коллапсу на рынке инфраструктурных проектов. Пострадала даже такая значимая стройка, как Керченский мост. Об этом в ежегодном обзоре пишут аналитики компании InfraONE (занимается прямыми инвестициями в инфраструктуру). Впрочем, добавляют они, сейчас все привыкли к новым правилам и ситуация налаживается.

Минфин же предлагает перевести в казначейство не только контракты с авансированием, но вообще все госконтракты. Кроме того, в текущем году переходят на казначейское обслуживание расчеты по гособоронзаказу, а с 2018 года – контракты с единственным поставщиком.

В теории все это должно снизить «коррупционную составляющую» госпроектов. Однако, как говорят, нет правил без исключений. Например, контракты Минобороны по-прежнему обслуживаются в банках, а не в казначействе, хотя ведомство уже оказывалось в центре крупных коррупционных скандалов.

Четвертая задача: забрать деньги населения

Деньги населения не должны лежать в «кубышках», на банковских депозитах, – они должны работать на благо экономики, убежден А. Силуанов. Вполне понятно, на чем основывается такое убеждение. У чиновников просто нет иного выхода, кроме как брать взаймы у российских граждан.

С начала этого года именно государственные займы покрывают дефицит бюджета. А раньше деньги давал Резервный фонд. Но, увы, государственная «заначка» стремительно тает. Сейчас объем Резервного фонда меньше 1 трлн рублей, хотя еще в начале 2016-го превышал 3,6 трлн. В текущем году Минфин уже разместил два выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ) на 45 млрд рублей. Бумаги покупают обычные граждане, привлеченные более высоким, чем по банковским депозитам, доходом.

Минфин позитивно оценил итоги размещения, отметив, что в первом случае предложение превысило спрос в 2,4 раза, а во втором – в 1,8 раза. По словам А. Силуанова, в будущем появятся ОФЗ для стран Азиатского региона, а также облигации для россиян, номинированные в китайских юанях.

Пятая задача: сбалансировать бюджеты регионов

Еще совсем недавно региональные бюджеты были «черной дырой», способной спровоцировать кризис всей российской экономики. В 2014 году их общий дефицит достигал 440 млрд рублей, в 2016 году он снизился до 12,5 млрд (минимальный уровень с 2008 года). Количество дефицитных бюджетов снизилось с 76 в 2015 году до 56 в 2016-м. Критической остается ситуация у 8% субъектов Федерации – их долг превышает 100% регионального ВВП. Еще недавно таковых было 14%. Многие готовились к банкротству.

Достигнутый результат – следствие сбалансированной политики Минфина, говорит А. Силуанов. Ведомство давало регионам деньги, но в рамках жестких соглашений. Дотации будут поступать и дальше, но взамен субъекты должны составлять сбалансированные и реалистичные бюджетные прогнозы.

Госзакупки под контролем

Новое «суперведомство» – Минфин – получило еще один вид полномочий, ранее являвшийся прерогативой Минэкономразвития. Это контроль над госзакупками. В апреле текущего года президент Путин сделал соответствующее поручение.

Задача, скажем так, не то чтобы не выполнимая, но это огромное непаханое поле. До сих пор часть закупок госкомпаний проходит не в электронном виде, а на закрытых конкурсах. Речь идет об огромных деньгах. Как пишут «Ведомости», в 2016 году объем закупок госкомпаний превысил 21 трлн рублей. При этом поставщик порой выбирается на «основании устойчивых хозяйственных связей» или «приглашения к сотрудничеству». То есть при тотальном отсутствии конкуренции и даже информации о закупке.

Еще одна особенность – крупные госкомпании зачастую имеют собственные электронные торговые площадки (ЭТП), где и проходят конкурсы. Так, «Роснефть» в прошлом году распределила через свою ЭТП заказы на 1,1 трлн рублей, а РЖД – на 0,7 трлн. Общее число ЭТП, по данным «Ведомостей», превышает полторы сотни. Потенциальным поставщикам нужно регистрироваться на разных площадках, что приводит к дополнительным затратам.

По оценкам Агентства стратегических инициатив, расходы на участие в тендере поставщика доходят до 5% от цены контракта. Речь идет о затратах на подачу заявки, составление конкурсной документации, аккредитацию на площадке, обеспечение заявки. Чиновники предлагают оставить всего шесть ЭТП для размещения госзаказа. Соответствующие поправки в закон Госдума должна принять уже в текущую сессию.

Разумеется, это лишь маленький шаг к наведению порядка в госзакупках. Есть шансы, что Минфин добьется на этом «фронте» большего, чем Минэкономразвития. По словам Д. Медведева, «суперведомство» получило от руководства страны всю полноту полномочий по выработке политики в области контрактной системы.

Морские порты №4 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...