Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Колея в обход России

Ж/Д транспорт
Колея в обход России

Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Европу. Что при этом выигрывают и что могут потерять участники проекта?

Ирина Джорбенадзе

Свершилось: после десятилетнего долгостроя Азербайджан, Грузия и Турция сдают в эксплуатацию железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс (БТК) с выходом на Юго-Восточную Азию и Европу. Магистраль протестирована, и ее официальное открытие состоится в Баку 30 октября с участием глав трех государств.

Общая протяженность БТК – 826 километров. На первом этапе ее пропускная способность рассчитана на 1 миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов в год. Планируется, что позже объем перевозок возрастет до 17 миллионов тонн и двух миллионов человек.

Тридцать специальных поездов уже заказаны. В них предусмотрены спальные места, VIP-вагоны и сопутствующая им инфраструктура. Время в пути из Баку до турецкого Карса составит порядка 16-17 часов. Далее дорога протянется до Стамбула, Анкары, пройдет через Европу до Ла-Манша и Лондона. Все страны-участницы этого проекта возлагают большие надежды на привлечение грузопотоков из государств Центральной Азии и Китая – посредством Каспийского моря. Инициаторы ее строительства утверждают, что транспортировка грузов по БТК будет гораздо более быстрой и дешевой, нежели транзитом через Россию.

В общем, понятно, что дорога построена в обход РФ и рассматривается как альтернатива Транссибу. Отметим, что с открытием БТК Азербайджан станет еще более значительным государством в регионе: благодаря географическому расположению и солидным углеводородным запасам, его транзитные возможности умножаются на энергетические. Речь, в частности, идет об имеющихся и расширяющихся нефте- и газопроводах в Турцию с выходом на Европу, проекте строительства железнодорожной ветки, которая пройдет и через Россию до Финского залива. Есть у Баку и другие логистические проекты. Словом, планов у Азербайджана громадье, и он не скрывает, что позиционирует себя не только в качестве страны, добывающей и экспортирующей нефть и газ, но и хаба, соединяющего Восток с Западом и Север с Югом.

Все страны-участницы БТК утверждают, что проект этот не является политическим и носит исключительно экономическую «нагрузку». Но так ли это на самом деле, да и правильно ли рассматривать то или иное масштабное и затратное начинание, особенно в транспортной сфере, исключительно с коммерческой точки зрения? Скорее всего, БТК был задуман, в первую очередь, как проект, обособляющий регион от российской зависимости и цементирующий основу стратегического сотрудничества Баку, Тбилиси и Анкары.

Это вовсе не означает, что БТК служит военным целям – имея в виду армяно-азербайджанский конфликт и азербайджано-турецкие союзнические отношения. Аксиоматично, однако, что в любом регионе, а в конфликтном – тем более, транспортные коммуникации играют огромную роль. Этого опасается, в частности, Армения, в проект не принятая. Как заявляют в Баку, Армения сможет воспользоваться возможностями региональной интеграции только в том случае, если она выведет свои войска с оккупированных азербайджанских территорий. А поскольку по БТК Турция вряд ли станет перебрасывать войска и военную технику в Азербайджан для помощи ему в силовом решении карабахского конфликта, от существования новой железной дороги армяне ничего не теряют и не приобретают.

То есть сохраняется имеющееся статус-кво – Армения по-прежнему находится в транспортной блокаде, и оно не изменится до тех пор, пока конфликт не будет урегулирован. Вот тогда Ереван сможет присоединиться не только к БТК, но и задуматься над восстановлением железнодорожного сообщения с Турцией, прерванного по инициативе Анкары в поддержку Азербайджана в его конфликте с Арменией. Но будет ли к тому времени эта дорога актуальной для Анкары и приемлемой для Москвы?

Пока же Ереван может только мечтать о строительстве железнодорожной магистрали до Ирана, но против этого выступает Россия, которой фактически принадлежит армянская железная дорога. Строго говоря, строительство магистрали Армения – Иран не представляет серьезного коммерческого интереса. Но, возможно, после задействования БТК Россия задумается над воплощением армянской мечты, которая уже будет иметь политическую «стоимость» – в качестве ответа на транспортный (или все же военный?) вызов «стратегического треугольника» Баку-Тбилиси-Анкара.

Но вернемся к собственно участникам амбициозного проекта. В настоящее время трудно ожидать, что дорога будет загружена хотя бы наполовину. Максимум, на что можно сейчас рассчитывать – это на транспортировку по БТК азербайджанской нефти и другой продукции республики на рынки Европы и Турции, а также на кое-какие казахстанские грузы. Кстати, первый состав, который пойдет через БТК, состоит из 82 контейнеров, и отправляется он из Казахстана в турецкий Мерсин.

«Первую ласточку» можно считать локально-региональной, и если в логистике не произойдет революции, рентабельной БТК вряд ли станет, поскольку китайские грузы традиционно следуют в Европу через Россию, и вопрос их переориентации легким не представляется. По свидетельству некоторых экспертов, «утверждение» нового маршрута от Пекина до Европы через Кавказ находится в компетенции ЦК Компартии Китая, но вряд ли он обернется спиной к Москве в угоду Баку, Тбилиси и Анкаре.

В настоящее время китайские грузы идут преимущественно через Казахстан и Россию с выходом на Польшу и Германию. Что же касается государств Центральной Азии, то заинтересованность в БТК у них должна быть, но вопрос упирается в гарантированные контракты, причем масштабные и долгосрочные. Ну и большое значение имеет реверсивность грузопотока. На российском направлении она есть, и составы из Китая и обратно идут с грузом. То есть логистические компании, работающие на российском транзите, имеют серьезные многолетние наработки, и чтобы достичь хотя бы половины их уровня, компаниям, работающим на БТК, потребуется не один год.

В общем, даже если дорога будет чаще простаивать, чем работать, от этого не сильно пострадают Азербайджан и Турция – они гораздо богаче Грузии, и строительство магистрали не было для них особенно обременительным с финансовой точки зрения. А вот Грузии пришлось строить ее на кредит, выделенный ей Азербайджаном в размере 775 миллионов долларов сроком на 25 лет. Это большие деньги для бедной страны, и утверждения, что она легко их отдаст за счет поступлений от транзита, вряд ли имеют под собой твердую почву. Но при всей зыбкости надежд на доход от дороги и долговое бремя, Грузия утвердила себя в качестве транзитной страны – части соответствующей функции она лишилась с началом войны с Абхазией, по территории которой проходит железная дорога, связывающая страну и соседнюю Армению с Россией и далее с Европой.

Дорога эта давно закрыта, и периодически, по инициативе Армении, для которой путь через абхазский участок в Россию является едва ли не «дорогой жизни», возобновляются разговоры о ее восстановлении. Подавляющее большинство грузинских политиков и экспертов выступило категорически против возвращения к сквозному сообщению, считая, что партнерство с отколовшейся Абхазией равносильно признанию ее суверенитета и испорченным отношениям с Азербайджаном.

Кроме того, совместные с Россией инфраструктурные проекты многими в Грузии воспринимаются как зависимость от «империи», поэтому предпочтение отдается всему, что происходит в обход РФ. Правда, когда премьер-министром Грузии ненадолго стал олигарх Бидзина Иванишвили, разговоры о восстановлении абхазского участка оживились, но дальше вербального уровня дело не пошло. И теперь Грузия имеет новую железную дорогу, которая с большой долей вероятности оттянет грузы от ее же портов Поти и Батуми.

Но можно ли буквально говорить о том, что у Грузии есть БТК? Эксклюзивно управлять своим участком дороги она не будет – вероятно, оттого, что строила ее не на собственные средства. Кроме того, тарифную политику, как утверждают многие эксперты, будет определять Азербайджан. Последний, напомним, запретил Армении перевозить по БТК свои грузы, что, во-первых, вносит политический диссонанс в отношения между Ереваном и Тбилиси, во-вторых, лишает Грузию поступлений от транзитных перевозок соседней страны. Если для Азербайджана это пустяковая сумма, для Грузии она кое-что значит.

Азербайджанская пресса распространила сообщение со ссылкой на отчет рейтингового агентства Standard & Poor’s, в соответствии с которым «Грузинские железные дороги» создают совместное предприятие с ЗАО «Азербайджанские железные дороги», и оно станет оператором грузинской части БТК. Агентство пересмотрело прогноз по рейтингам национального оператора сети железных дорог Грузии со «стабильного» на «негативный», в то же время подтвердив долгосрочный и краткосрочный рейтинги компании на уровне В+/В.

По мнению S&P, в ближайшее время по данному участку железной дороги будет транспортироваться лишь небольшой объем грузов, что ограничит влияние данного фактора на результаты деятельности «Грузинских железных дорог». «Мы не ожидаем, что ГЖД будет собственником инфраструктуры или будет иметь какое-либо отношение к предоставленному кредиту. Вместе с тем группа создает совместное предприятие с ЗАО «Азербайджанские железные дороги», которое будет оператором грузинской части железной дороги», – отмечают эксперты S&P.

Отметим также, что в результате строительства БТК в армянском анклаве Грузии – регионе Самцхе-Джавахети – существует недовольство местных жителей, которое на официальном уровне умалчивается. Как говорят местные армяне, никто из них (по национальному признаку) не был занят на строительстве новой магистрали, и вряд ли им позволят обслуживать ее инфраструктуру. Местные также утверждают, что не все крестьяне получили компенсацию за свои земельные участки, по которым проложена дорога. Более того, она блокировала выходы скота на пастбища. Это довольно неприятные моменты в регионе, граничащим с Турцией, считающимся «потенциально сепаратистским» и «управляемым Россией».

Словом, можно считать, что с открытием БТК зависимость Грузии от Азербайджана сильно возрастает. Кстати, основной объем природного газа Грузия получает из того же Азербайджана, и последней ревностно следит за тем, чтобы грузины не воспользовались возможностями альтернативных поставок топлива. Таким образом, Тбилиси вряд ли существенно выиграл от строительства БТК, если не считать «имиджевой победы» сомнительного свойства. А состоит она, главным образом, в том, что Грузия, вместе с другой бывшей советской республикой, что-то сделала «в обход Москвы».

Но, заметим, постсоветский Азербайджан и раньше осуществлял проекты, не вызывающие восторга у России (строительство экспортных нефте – и газопроводов), и до обвала цен на нефть успел заработать на этом приличные деньги. При этом Азербайджан сохранил прекрасные отношения с РФ, и продолжает сотрудничать с ней, в том числе, в нефтегазовом бизнесе.

Другое дело Грузия. Желая инфраструктурно оторваться от России, она до недавнего времени сильно страдала от закрытия границы с РФ в Верхнем Ларсе и от эмбарго на ввоз своей продукции на российскую территорию. Сейчас дорога для грузинских грузов и экспорта открыта, и Россия стала вторым, по товарообороту, внешнеторговым партнером Грузии. Многие предприниматели с облегчением вздохнули, а казна получила дополнительные поступления. Все это означает, что БТК для Грузии – политический жест, демонстрация независимости на уровне «железнодорожных шпал». Но, как известно, чем больше у страны дорог во внешний мир, тем выше качество ее суверенитета и возможности выбора экспортно-импортного и иного партнера. К примеру, согласись Грузия на открытие дороги через Абхазию, от нее, в определенной степени, зависели бы и Москва, и Сухум, и в очень большой степени – Ереван.

С другой стороны, когда-нибудь БТК имеет шансы на удовлетворительный грузопоток, что немаловажно в условиях деиндустриализации стран, наступившей с распадом СССР. Но за транзит грузов, особенно китайских, придется побороться. Борьба эта будет долгой, изнурительной, и не факт, что результативной. Если абстрагироваться от фанфар, сопровождающих БТК как «проект века», уже сейчас можно говорить о его реальных возможностях на среднесрочную перспективу. В частности: на карте мировой логистики появится новая железная дорога, являющаяся одним из звеньев маршрута Европа – Азия. Это уже плюс. Если к дороге удастся привлечь грузы из Центральной Азии, ее существование нельзя будет считать бесперспективным, но и рентабельным в ближайшее время – тоже.

Также дорога выигрышна с точки зрения экономического и политического взаимодействия союзников – Турции и Азербайджана, и демонстрации Армении, что она является «аутсайдером» в регионе, несмотря на ее стратегическое партнерство с Россией в отсутствии общей границы. Теоретически магистраль сгодится и как средство военного устрашения Армении. Для Грузии же она еще надолго останется имиджевой колеей, за которую она заплатит непомерную высокую для себя цену.

Что касается России, БТК может стать для нее некоторым раздражителем – как для «хозяина в доме», у которого не испросили разрешения на «переделки». Реально же, если отбросить амбиции, от БТК России должно быть ни жарко, ни холодно. Но это только при условии, если она не расслабится и не станет халатно относиться к «гонке логистики».

ИА «Росбалт»


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир Ученые ЛИН СО РАН в ходе двухнедельной экспедиции по Байкалу зафиксировали ухудшение экологической с...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора Председатель правительства России Дмитрий Медведев своим распоряжением освободил Владимира Чертока о...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...