Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Рейс длиною в 50 лет

Морской транспорт
Рейс длиною в 50 лет

20 января 2017 года исполняется 50 лет со дня основания Новороссийского морского пароходства. Сегодня компания носит название ПАО «Новошип» и входит в состав группы «Совкомфлот», при этом сохраняет верность традициям и приумножает накопленный за полвека опыт.

Серафима Шукшина

Моряки российского танкерного флота неизменно чтят морские традиции, основы которых были заложены на Черном море в далеком 1885 году, когда парусный танкер «Свет» дедвейтом 1,7 тыс. тонн вышел в свой первый рейс с грузом сырой нефти. Тогда жители небольшого приморского городка Новороссийск не могли себе представить, что ему суждено стать танкерной столицей России. Окончательно этот титул закрепился за городом в середине XX века после завершения строительства специализированной нефтегавани Шесхарис, связанной мощным нефтепроводом с месторождениями Западной Сибири.

В тот период расширение внешнеэкономических связей СССР потребовало очередной реорганизации системы управления морской отраслью. Начало было положено 20 апреля 1964 года, когда в Новороссийск из Одессы перевели Управление нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства. Официальным днем рождения Новороссийского морского пароходства считается 20 января 1967 года, когда был издан приказ Министерства морского флота о выделении Управления из состава ЧМП. На его балансе тогда числилось 115 танкеров общим дедвейтом около 5 млн тонн. Благодаря этому историческому шагу были упрочены позиции нашей страны в мировом судоходстве, удалось сохранить и приумножить основное ядро советского танкерного флота и создать мощную морскую инфраструктуру в Черноморском бассейне. Тогда пароходство было создано на бумаге, но талант, трудолюбие и настойчивость прибывших из Одессы первопроходцев позволили превратить его в крупнейшую танкерную компанию страны, позже получившую имя «Новошип».

Градообразующая роль

С момента своего основания Новороссийское морское пароходство играло и продолжает играть определяющую роль в социально-экономическом развитии города и региона.

Ему были подчинены Новороссийский, Туапсинский и Сочинский порты с портопунктами в Анапе и Геленджике, Новороссийский и Туапсинский судоремонтные заводы, новороссийское морское агентство «Трансфлот», машиносчетная станция. В 60-70-е годы в его состав вошли Дворец культуры моряков, межрейсовая база отдыха моряков «Бригантина», филиалами которой стали гостиница «Моряк» и летняя база отдыха. Была открыта туристическая база НМП в поселке Дюрсо, открылось несколько детских садов для детей работников пароходства, начала работу мореходная школа.

Новороссийское морское пароходство первым в СССР приступило к эксплуатации супертанкеров типа «Крым» грузоподъемностью 150 тыс. тонн – гордости отечественного судостроения. В 80-е годы НМП начало эксплуатацию сухогрузных судов. Экипажи работали во время Карибского кризиса, выполняли рейсы на Кубу и в воюющий Вьетнам. Флот пароходства насчитывал более 140 танкеров 22 типов суммарным дедвейтом 5 млн тонн, а количество работников превышало 20 тыс. человек.

Параллельно новый импульс к развитию получил и город. Инфраструктура Новороссийска пополнялась объектами здравоохранения, производственной и социальной сферы, было построено Новороссийское высшее инженерное морское училище, ныне Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Проверка на прочность

В 1992 году Новороссийское морское пароходство было зарегистрировано как акционерное общество открытого типа – АООТ «Новошип». Те годы стали суровой проверкой предприятия на прочность. Несмотря на тяжелую ситуацию в российской экономике, компании удалось не только сохранить свои позиции на мировом рынке транспортных услуг, но и упрочить их по целому ряду направлений. Так, удалось реализовать первый этап программы обновления флота – в состав вошли семь танкеров-продуктовозов типа «Трогир», шесть транспортных судов и одно вспомогательное.

В дальнейшем пароходство успешно реализовало программу обновления флота, рассчитанную на 1995-2000 годы. За это время удалось фактически создать новую судоходную компанию и построить 24 современных судна суммарным дедвейтом 1,2 млн тонн.

Период устойчивого развития

Начало нового века стало периодом устойчивого развития компании. Уже к концу 2006 года флот ОАО «Новошип» состоял из 62 судов суммарным дедвейтом 3,8 млн тонн и средним возрастом 10 лет. По статистике международных исследовательских институтов, ОАО «Новошип» входило в двадцатку крупнейших судоходных компаний мира.

В 2007 году произошла консолидация двух ведущих судоходных предприятий страны – ОАО «Новошип» вошло в состав группы компаний «Совкомфлот». В России появилась судоходная компания с объемом продаж более миллиарда долларов, входящая по дедвейту в пятерку крупнейших танкерных компаний мира и обладающая мощнейшим инвестиционным, техническим и кадровым потенциалом. Это событие усилило позиции российского торгового флота и помогло группе СКФ преодолеть затяжной сложный период в мировой экономике.

День сегодняшний

Сегодня ПАО «Новошип» – это надежный партнер, обеспечивающий безопасную и эффективную перевозку грузов морским путем. Созданная на его базе «СКФ Менеджмент Сервисиз (Новороссийск)» отвечает за техническую эксплуатацию значительной части флота группы СКФ, отвечая требованиям крупнейших фрахтователей с мировым именем. Компания стала продолжателем лучших традиций и практик, которые были наработаны в Новороссийском пароходстве за 50 лет его истории.

За полвека менялись технические стандарты и конвенционные требования, состав флота и география его работы, организационно-правовая форма. Неизменным оставалось главное – высокий профессионализм капитанов, экипажей судов и береговых работников, их преданность своему делу. Все это 50 лет работает на репутацию «Новошипа». И пусть нет уже того НМП, о котором вспоминают ветераны, но есть успешная стабильная компания – часть большого целого, – которая продолжает строить свою историю, храня традиции и помня тех, кто стоял у ее истоков.

Датой начала перевозок нефти отечественными судами на Черном море можно считать 1885 год – именно тогда был введен в эксплуатацию первый танкер «Свет» грузоподъемностью 1700 тонн, заказанный в Швеции фирмой «Товарищество братьев Нобель». В 1890 году «Свет» совершил три загранрейса: два из Филадельфии в Роттердам и один из Нью-Йорка в Италию. Вскоре на воду был спущен еще один танкер – «Луч» грузоподъемностью 1600 тонн. Это положило начало российскому танкерному флоту на Черном море.

Шли годы, пароходных агентств в Новороссийске становилось все больше: к 1904 году их было уже семь. Число заходящих в порт судов росло быстрыми темпами. Далее свои коррективы внесли политические события в стране и в мире. Лишь с 1922 года началось восстановление торгового флота, понесшего значительные потери в годы Первой мировой войны. За годы первой пятилетки удалось значительно увеличить торговый флот Черноморского бассейна и реформировать центральный аппарат управления.

В 1932 году ЦИК СССР утвердил образование двух всесоюзных объединений – «Совторгфлота» для внешних перевозок и «Морфлота» для внутренних. Тогда же было принято решение о создании нового пароходства на Черном море – «Совтанкера». До начала Великой Отечественной войны флот «Совтанкера» насчитывал более 20 судов. В результате послевоенных реорганизаций было проведено укрупнение пароходств, и «Совтанкер» вошел в состав Черноморского морского пароходства.

Уважаемые коллеги, друзья! Дорогие ветераны!

20 января 2017 года исполняется 50 лет со дня основания Новороссийского морского пароходства. От имени совета директоров ПАО «Новошип» и правления ПАО «Совкомфлот» поздравляю вас с этим знаменательным событием, важным не только для нашей группы компаний, но и для всего российского морского сообщества!

Новороссийское морское пароходство строилось на фундаменте вековых традиций эксплуатации танкеров в Черноморском бассейне. С тех пор, как в 1885 году российский танкер «Свет» отправился в рейс по Черному морю, за кормой остались сотни тысяч морских миль, сменилось несколько поколений моряков, и каждое предыдущее передавало своим последователям знания, опыт, любовь к морю и морскому делу.

В суровые военные годы суда «Совтанкера» перевозили грузы для фронта, участвовали в легендарных арктических конвоях. После войны, наладив мирную жизнь, моряки-танкеристы восстанавливали работу флота, осваивали технически более совершенные суда, новые маршруты перевозки нефти и нефтепродуктов.

Когда в 1964 году Управление нефтеналивного флота Черноморского морского пароходства перевели из Одессы в Новороссийск, потребовалось оперативно наладить работу предприятия, обеспечить его квалифицированными кадрами, консолидировать организации морского профиля в регионе. С этой задачей блестяще справился Орест Александрович Сычеников. Именно под его руководством пароходство вышло в лидеры не только по размерам флота, но и по объему перевозок и всего через четыре года после своего основания было награждено орденом Октябрьской Революции.

В последующие годы предприятие сохранило заданный темп развития. Укреплялся авторитет советского танкерного флота на международном рынке транспортных услуг, шло активное освоение специализированного крупнотоннажного флота.

Это была эпоха легендарных людей, среди них бессменный на протяжении 30 лет главный инженер Леонид Константинович Крыштын и начальник службы безопасности мореплавания Герой Социалистического Труда Геннадий Николаевич Федченко, прославленные флагманские капитаны Корней Кононович Третьяков, Александр Иванович Косилов, Петр Григорьевич Усачев – представители целого поколения профессионалов высочайшего класса, моряков, искренне любивших свою профессию, настоящих патриотов своей Родины.

За свою историю «Новошип» успешно преодолел немало «штормов». Наиболее сложными были 80-е и 90-е годы прошлого века. В то время начальником Новороссийского пароходства был Леонид Иванович Лоза, который оставался у штурвала компании почти 15 лет. Его ответственные и профессиональные действия позволили сохранить предприятие, приумножить флот, наладить эффективную работу в условиях открытой конкуренции. На юге России сформировалась уникальная современная профессиональная школа, которая легла в основу лидерства «Новошипа» на глобальном танкерном рынке.

Мы гордимся тем, что накопленные знания и опыт продолжают работать на благо отечественной транспортной отрасли. В результате консолидации активов «Совкомфлота» и «Новошипа» возникла крупнейшая судоходная компания России, один из мировых лидеров по морской транспортировке углеводородов, обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа, отвечающая требованиям самых взыскательных международных фрахтователей.

Объединение компаний было крайне своевременным и позволило успешно преодолеть одну из наиболее затяжных рецессий в новейшей истории танкерного бизнеса, когда многие наши конкуренты оказались финансово несостоятельными и были вынуждены реструктурировать свой бизнес.

Войдя в состав группы компаний «Совкомфлот», «Новошип» дал мощный импульс развитию всего предприятия. Работая как одна команда, мы освоили технологии транспортировки сжиженного газа, приступили к эксплуатации челночных танкеров для перевозки нефти в Арктике, ледокольных судов снабжения добывающих платформ и морской геофизической разведки, расширили участие в обслуживании крупных энергетических проектов в России и за ее пределами. При этом дедвейт нашего флота вырос с 8,5 до 13 млн тонн.

От имени совета директоров ПАО «Новошип» выражаю благодарность клиентам и партнерам компании за высокое доверие и многолетнее взаимовыгодное сотрудничество. Уверен, что и далее мы будем соответствовать вашим ожиданиям и наиболее высоким отраслевым требованиям.

За высокой репутацией «Новошипа» стоит безаварийная работа флота. Это результат усилий наших моряков – капитанов и старших механиков, штурманов и инженеров, донкерманов, боцманов и матросов, а также сплоченной и нацеленной на успех береговой команды. Руководство группы компаний выражает благодарность всему коллективу предприятия, а также нашим уважаемым ветеранам за многолетний труд в море и на берегу на благо российского морского флота. Ваши знания, энергия и приверженность профессии способствуют поддержанию его конкурентоспособности на международном рынке.

Сегодня перед группой компаний стоят серьезные стратегические цели. Предстоит укрепить позиции в традиционных сегментах нашей деятельности и продолжить развитие компетенций по новым направлениям работы. Безусловно, опыт эксплуатации конвенционального танкерного флота, накопленный в Новороссийске – танкерной столице России, поможет нам сделать это с максимальной эффективностью.

Сергей Франк, Генеральный директор ПАО «Совкомфлот», председатель совета директоров ПАО «Новошип»

Морские вести России №1 (2017)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля

Фрегат «Адмирал Горшков» войдет в состав ВМФ 28 июля Фрегат «Адмирал Горшков» передадут Военно-морскому флоту 28 июля. Об этом сообщили «Интерфаксу» в де...

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием

55 из 316 выпускников Института морского транспортного менеджмента ГМУ им Ушакова получили дипломы с отличием В Институте морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского универси...

Российская экономика

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский

Госдума приняла в I чтении проекты о российских офшорах на островах Русский и Октябрьский Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов о специальных административных районах (САР...

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат

Грузооборот транспорта в России в I полугодии вырос на 2,9% - Росстат Грузооборот транспорта в России в январе - июне 2018 г. вырос на 2,9% по сравнению с показателем...

Транспортная политика

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica

Страны Балтии получат 110 млн евро от ЕК на поддержку строительства Rail Baltica Страны Балтии получат от Еврокомиссии 110 млн евро на поддержку строительства скоростной железнодоро...

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз

Запрет рыбодобытчикам на иностранные суда поможет бороться с «удобными флагами» - профсоюз Запрет использования иностранных транспортных судов для перевозки грузов, о котором Пограничная служ...

Морские порты

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт»

Олег Букин избран председателем совета директоров АО «Туапсинский морской торговый порт» 16 июля состоялось первое после проведения годового собрания акционеров заседание Совета директоров ...

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала

Заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа посетила морской порт Махачкала Делегация Минкавказа России, возглавляемая заместителем Министра Ольгой Рухуллаевой, 17 июля 2018 го...




Морской транспорт

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один

Турецкая верфь построит для «Океанрыбфлота» траулер за 6 млрд руб., затем еще один Совет директоров ПАО «Океанрыбфлот» на заседании 16 июля одобрил заключение контракта с турецкой Ter...

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота

Северная верфь заложит ярусолов-процессор для Карельского рыболовного флота 20 июля 2018 года в 12:00 на Северной верфи (Санкт-Петербург) состоится церемония закладки я...

Речной транспорт

Речной трамвай появится в Красноярске

Речной трамвай появится в Красноярске Новым видом транспорта в Красноярске станет речной трамвай, его запуск запланирован на текущий год. ...

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства

В Рыбинске построены две нефтеналивные баржи смешанного река-море плавания проекта ROB07 для Ленского пароходства На Рыбинском судостроительном и судоремонтном заводе «Верфь братьев Нобель» прошли торжества, посвящ...

Ж/Д транспорт

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге

Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку терминала в Санкт-Петербурге Совет директоров «Трансконтейнера» одобрил покупку у Global Ports терминала в Санкт-Петербурге (...

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД

ФНС с 2019 г. получит удаленный доступ к бухгалтерии РЖД Российские железные дороги (РЖД) перейдут с начала 2019 г. на новую форму налогового контрол...

Авто транспорт

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц

Cистема «Платон» зарегистрировала рекордные 20 тыс. автомобилей за прошедший месяц Регистрация большегрузов в системе «Платон» за прошедший месяц составила рекордные 20 тыс. машин, со...

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр

Более 1 млн автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента открытия - инфоцентр Более 30 тысяч автомобилей проехали по Крымскому мосту в минувшее воскресенье, что является рекордны...

Аналитика

Транспортная политика

Масштабные преобразования не за горами

Масштабные преобразования не за горами 29 марта состоялось расширенное заседание Коллегии Росрыболовства, посвященное итогам деятельности в...

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

Морские порты

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех

Порт Совгавань: безопасность мореплавания касается всех Проблема обеспечения безопасности мореплавания является одной из важнейших на морском транспорте, та...

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру

Combilift открывает новый завод и штаб-квартиру Производитель многоходовых вилочных погрузчиков и поставщик решений для обработки длинномерных грузо...

Морской транспорт

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются

Позиции ММП на рынке транспортных услуг укрепляются Продолжается работа, направленная на укрепление позиций пароходства на рынке транспортных услуг как ...

Речной транспорт

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок

Амурводпуть: Главный фактор роста грузоперевозок Географически водные пути Амура с боковыми притоками Шилка, Аргунь, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури, Ту...

Гарантированных габаритов стало больше

Гарантированных габаритов стало больше ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей» осуществляет свои функции по...




Темы

Инфраструктура / Образование

Норвежское морское образование

Норвежское морское образование В начале апреля этого года группа курсантов Арктического морского института имени В.И. Воронина из 9...

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах

Подготовка экипажей судов для работы в полярных водах В 2017 году вступил в силу международный Полярный кодекс. Кодекс охватывает полный диапазон требован...

Грузовая база

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

Безопасность мореплавания

Поправка на дрейф

Поправка на дрейф В отличие от «классических» столкновений движущихся судов друг с другом, которые в английском языке ...

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...