Смелая идея Минфина

Российская экономика
Смелая идея Минфина

Недавнее предложение министра финансов РФ Антона Силуанова о «фискальной девальвации» – резком снижении страховых взносов при одновременном росте НДС – вызвало большой резонанс. Ставка обоих платежей должна составить 22%. По сути, это перенос нагрузки с бизнеса на потребителей, потому что именно на них и отразится повышение НДС. Главными бенефициарами, по предварительным данным, выступают бюджетная сфера и отрасли с льготной ставкой НДС. Впрочем, пока непонятно, все ли льготники сохранят свои преференции. Потери для бюджета оцениваются в 150-180 млрд рублей.

Александра Васильцева

Старый новый маневр

О налоговом маневре под названием 22/22 впервые подробно заговорили на Неделе российского бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что страховые взносы предприятий нужно снизить до 22% (сейчас 30%) с одновременным повышением до того же уровня налога на добавленную стоимость (НДС, сейчас 18%). По его мнению, для бюджета этот маневр будет «нейтральным», а практически весь бизнес окажется в выигрыше. Для чувствительных отраслей вроде сельского хозяйства, финансов и образования министр пообещал сохранить существующие преференции по НДС.

«Мы считаем, что в условиях снижения ставки (страховых взносов. – ред.) мы могли бы сделать плоскую ставку 22%. При этом в чем здесь плюс – здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности», – заявил глава Минфина.

А. Силуанов уверен, что действующие страховые взносы – одни из самых высоких в мире – тяжелая нагрузка для предприятий. Дальнейшее увеличение привело бы к росту «серых» зарплат.

Подобный налоговый маневр, его еще называют фискальной девальвацией, Минфин обсуждает уже давно. Как писал в конце прошлого года журнал «Морские порты», ведомство, например, рассматривало вариант снижения страховых взносов до 20% с одновременным повышением НДС до 25%. Идея, объясняли чиновники, в том, чтобы поддержать производителей на внутреннем рынке, сократить им издержки и вывести из «тени» зарплаты. Ожидалось, что основная дискуссия вокруг этой инициативы развернется как раз в 2017 году.

Естественно, повышение НДС фактически ляжет на конечного потребителя и приведет к росту цен, то есть всплеску инфляции. Но в Минфине уверены, что это будет единоразовый всплеск и он составит всего 2%. Кроме того, как выяснил РБК, чиновники подсчитали и потери бюджета от маневра 22/22. Предположительно казна недополучит 150-180 млрд рублей.

Российские чиновники вообще склонны «играть» страховыми взносами. Пожалуй, ни одна ставка в истории современной России не изменялась так часто.

В 1990-е годы предприятия уплачивали за работников взносы в различные внебюджетные фонды. В 2001 году их заменил единый социальный налог (ЕСН). С 2010 года его упразднили, вернув платежи в три разных фонда (пенсионный, медицинский и социального страхования), но сохранив прежнюю суммарную нагрузку – 26%. С 2011 года ее подняли до 34%. Чиновники пытались помочь Пенсионному фонду, который тогда (как, впрочем, и сейчас) сталкивался с дефицитом бюджета. Бизнес уже достаточно «обелился» и не уйдет обратно в «серую» зону, рассуждали представители Минфина. Через год они поняли, что ошиблись, и снизили взносы до 30%.

Теперь нагрузку хотят сократить до небывало низкого уровня и вернуть единый платеж, фактически ЕСН. Порой создается ощущение, что российские чиновники искренне уверены, что получают зарплату не за результаты своей работы, а за бурную деятельность по изменению законодательства – законов, правил, норм, нормативов, тарифов и т.п.

Маневр 22/22: реакция

Предложение А.Силуанова вызвало неоднозначную реакцию не только у бизнеса, но даже у коллег по правительству. Министр труда Максим Топилин напомнил, что власти планировали снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. По прикидкам М. Топилина, при ставке взносов 22% ежегодная дотация из казны должна достичь 2 трлн рублей. Для сравнения: в 2016 году трансферт составил примерно 1 трлн рублей.

Другой аргумент – в социальном блоке правительства не верят в вывод зарплат из «тени» благодаря снижению взносов. М.Топилин вспомнил длинную и непростую историю этого платежа. «Мы уже в каком-то году – в 2005-м или 2006-м – снижали ставку с 28% до 20% в Пенсионный фонд. И тоже говорили о том, что вырастет доля легального сектора», – напомнил чиновник. Однако этого не произошло: компании, работающие в «тени», не платят ничего, им все равно, какая ставка – 22% или 30%.

Президент РСПП Александр Шохин заявил, что налоговый маневр может отразиться и на ключевой ставке Центробанка, то есть на доступности кредитов для бизнеса. «Министр финансов предлагает вариант донастройки налоговой системы и предлагает норму 22/22, которая, как вы знаете, дала оценку, что будет единоразовый всплеск инфляции в связи с возможным повышением НДС, а это, наверное, заставит ЦБ быть более осторожным в своих намерениях относительно ключевой ставки», – отметил А. Шохин.

Кстати, опрошенные РБК эксперты не так, как глава Минфина, оптимистичны по поводу инфляции. Как утверждает заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов, единоразовым всплеском на 2% дело, возможно, не закончится. Цены могут оставаться на более высоком уровне около полугода, подчеркивает эксперт.

Представителей бизнеса зачастую смущает даже не суть нового налогового маневра, а его масштабность. Выступая на Неделе российского бизнеса, председатель Комитета по налогам РСПП, совладелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин напомнил: по данным Всемирного банка, вложения в основной капитал в России за последние пять лет в среднем составляли 22% от ВВП (см. «Лучше Бразилии, хуже других»). В Китае показатель выше вдвое, в странах Восточной Европы – примерно в полтора раза. «При таком инвестиционном процессе мы можем ожидать рост только от ценовой экономической конъюнктуры, а не от того, что у нас начнется приток инвестиций, – подчеркнул бизнесмен. – Поэтому привлечение инвестиций в основной капитал, на мой взгляд, это одна из приоритетных задач, в данном случае налоговой системы».

Но обеспечить приток можно только при стабильной налоговой системе – такой, когда у предпринимателей есть возможность составлять бизнес-планы. Постоянная перетряска не способствует спокойным и долгосрочным расчетам. В. Лисин также напомнил, что в 2012 году в России появился институт консолидированного налогоплательщика, в 2014-м на него ввели мораторий, затем мораторий частично сняли, а в 2017-м внесли новое ограничение.

На большой общественный резонанс вокруг предложения Минфина даже отреагировал президент РФ Владимир Путин. Он с досадой отметил, что СМИ выносят на «широкую публику» несформировавшиеся инициативы и провоцируют ненужные обсуждения.

Настороженное отношение к новой идее и у бывшего министра финансов Алексея Кудрина. «Из всех предложений, всех обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточных аргументов для такого решения», – заявил он на съезде РСПП. Напомним, Центр стратегических разработок, который сейчас возглавляет Кудрин, должен к лету текущего года подготовить свои предложения по модернизации российской экономики.

Льготники в плюсе

Инициатива Минфина пока содержит много «белых пятен». Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ работы по хранению и перевалке груза в морских или речных портах облагаются НДС по нулевой ставке при условии, что пункт отправления или назначения груза находится за пределами России. Получается, на стивидорах повышение ставки НДС не отразится, а вот снижение социальных взносов им, как и всем прочим, весьма выгодно. То есть для них, как и для всех экспортеров, у которых нулевая ставка НДС, выгода выходит двойная.

Однако пока непонятно, собираются ли чиновники вводить для экспортеров какие-то дополнительные ограничения. Министр Силуанов, выступая в РСПП, заявил о сохранении льгот для «чувствительных отраслей». При этом глава Минфина прямо назвал лишь сельское хозяйство, финансы и образование.

Ранее, еще во время обсуждения разных вариантов «фискальной девальвации», в Минэкономразвития подсчитали, какие отрасли окажутся в выигрыше. Парадоксально! Но, по мнению чиновников, главным бенефициаром стал не бизнес, а бюджетная сфера. Благодаря снижению ставки социальных взносов больше всего выиграют образование и здравоохранение (фискальная нагрузка уменьшится на 32-33%), а также госуправление (фискальная нагрузка уменьшится на 28%). Частный бизнес лучше всего будет чувствовать себя в сфере сельского хозяйства: для отрасли сохранится льготная ставка НДС 10%, а нагрузка на фонд оплаты труда снизится.

Главным проигравшим, как уже было сказано, станет конечный потребитель. Важно понимать: рост цен из-за повышения НДС не повлечет пропорционального увеличения зарплат. Средства, сэкономленные от снижения социальных взносов, бизнес может направить не в фонд оплаты труда, а на инвестиции или собственную прибыль. В каких пропорциях это будет осуществляться, пока совершенно непонятно, подчеркивает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.

Представляется, что все это вызовет еще большее снижение платежеспособности населения и покупательского спроса в стране. Эти ли задачи обозначает сегодня в социальной политике президент Путин?

В противовес расчетам Минэкономразвития попробуем предположить, что все-таки главным бенефициаром предложенного налогового маневра станет крупный бизнес – экспортеры, которые как не платили НДС, так и не будут, а вот социальные выплаты для них снизятся сразу на 8%.

Но кто сказал, что на бизнес именно сейчас нужно сокращать нагрузку, чтобы повысить приток инвестиций в основной капитал? Бизнес просит – не трогайте налоговую систему, дайте работать в стабильных условиях, и инвестиции пойдут!

Лучше Бразилии, хуже других

Инвестиции в основной капитал в России снижаются. В 2012 году они составляли 23% от ВВП, в 2015-м – 21%. По этому показателю Россия находится примерно в середине мирового рейтинга Всемирного банка (включает 217 государств), что не очень хорошо для развивающейся страны. Впереди – Китай и Индия, Франция и Финляндия, Чехия, Словакия, Молдавия, Белоруссия. У соседа по БРИКС, Бразилии, дела обстоят хуже нашего: за последние несколько лет показатель вложений в основной капитал упал до 18% от ВВП.

Инвестиции в основной капитал в 2015 году, % от ВВП

Инвестиции в основной капитал в 2012 году, % от ВВП

Суринам

57

67

Китай

47

46

Саудовская Аравия

26

35

Индия

38

32

Белоруссия

35

30

Чехия

26

27

Швеция

23

24

Россия

23

21

Польша

21

20

Бразилия

21

18

Морские порты №2 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи»

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) согласились построить батискаф для спуска на дно Мариа...

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово»

Координационный совет ОСК оценит эффект внедрения ПС на заводе «Красное Сормово» 11 декабря 2018 года Координационный совет по развитию производственной системы (ПС) ОСК во ...

Российская экономика

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей

Промсвязьбанк финансирует проекты ГТЛК на 16,7 млрд рублей Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Промсвязьбанк и подписали кредитны...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт

Из Благовещенска хотят сделать свободный порт Правительство Амурской области и администрация Благовещенска оформляют заявку на получение статуса с...

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов

Владивостокский порт восстанавливает специализацию по обработке рыбных грузов Площадку под строительство терминала посетил 7 декабря в ходе поездки во Владивосток заместитель мин...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах

Годовой отчет ОАО «РЖД» стал лучшим в нескольких конкурсах Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 стал победителем сразу в нескольких престижных конкурсах.

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...