Смелая идея Минфина

Российская экономика
Смелая идея Минфина

Недавнее предложение министра финансов РФ Антона Силуанова о «фискальной девальвации» – резком снижении страховых взносов при одновременном росте НДС – вызвало большой резонанс. Ставка обоих платежей должна составить 22%. По сути, это перенос нагрузки с бизнеса на потребителей, потому что именно на них и отразится повышение НДС. Главными бенефициарами, по предварительным данным, выступают бюджетная сфера и отрасли с льготной ставкой НДС. Впрочем, пока непонятно, все ли льготники сохранят свои преференции. Потери для бюджета оцениваются в 150-180 млрд рублей.

Александра Васильцева

Старый новый маневр

О налоговом маневре под названием 22/22 впервые подробно заговорили на Неделе российского бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что страховые взносы предприятий нужно снизить до 22% (сейчас 30%) с одновременным повышением до того же уровня налога на добавленную стоимость (НДС, сейчас 18%). По его мнению, для бюджета этот маневр будет «нейтральным», а практически весь бизнес окажется в выигрыше. Для чувствительных отраслей вроде сельского хозяйства, финансов и образования министр пообещал сохранить существующие преференции по НДС.

«Мы считаем, что в условиях снижения ставки (страховых взносов. – ред.) мы могли бы сделать плоскую ставку 22%. При этом в чем здесь плюс – здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности», – заявил глава Минфина.

А. Силуанов уверен, что действующие страховые взносы – одни из самых высоких в мире – тяжелая нагрузка для предприятий. Дальнейшее увеличение привело бы к росту «серых» зарплат.

Подобный налоговый маневр, его еще называют фискальной девальвацией, Минфин обсуждает уже давно. Как писал в конце прошлого года журнал «Морские порты», ведомство, например, рассматривало вариант снижения страховых взносов до 20% с одновременным повышением НДС до 25%. Идея, объясняли чиновники, в том, чтобы поддержать производителей на внутреннем рынке, сократить им издержки и вывести из «тени» зарплаты. Ожидалось, что основная дискуссия вокруг этой инициативы развернется как раз в 2017 году.

Естественно, повышение НДС фактически ляжет на конечного потребителя и приведет к росту цен, то есть всплеску инфляции. Но в Минфине уверены, что это будет единоразовый всплеск и он составит всего 2%. Кроме того, как выяснил РБК, чиновники подсчитали и потери бюджета от маневра 22/22. Предположительно казна недополучит 150-180 млрд рублей.

Российские чиновники вообще склонны «играть» страховыми взносами. Пожалуй, ни одна ставка в истории современной России не изменялась так часто.

В 1990-е годы предприятия уплачивали за работников взносы в различные внебюджетные фонды. В 2001 году их заменил единый социальный налог (ЕСН). С 2010 года его упразднили, вернув платежи в три разных фонда (пенсионный, медицинский и социального страхования), но сохранив прежнюю суммарную нагрузку – 26%. С 2011 года ее подняли до 34%. Чиновники пытались помочь Пенсионному фонду, который тогда (как, впрочем, и сейчас) сталкивался с дефицитом бюджета. Бизнес уже достаточно «обелился» и не уйдет обратно в «серую» зону, рассуждали представители Минфина. Через год они поняли, что ошиблись, и снизили взносы до 30%.

Теперь нагрузку хотят сократить до небывало низкого уровня и вернуть единый платеж, фактически ЕСН. Порой создается ощущение, что российские чиновники искренне уверены, что получают зарплату не за результаты своей работы, а за бурную деятельность по изменению законодательства – законов, правил, норм, нормативов, тарифов и т.п.

Маневр 22/22: реакция

Предложение А.Силуанова вызвало неоднозначную реакцию не только у бизнеса, но даже у коллег по правительству. Министр труда Максим Топилин напомнил, что власти планировали снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. По прикидкам М. Топилина, при ставке взносов 22% ежегодная дотация из казны должна достичь 2 трлн рублей. Для сравнения: в 2016 году трансферт составил примерно 1 трлн рублей.

Другой аргумент – в социальном блоке правительства не верят в вывод зарплат из «тени» благодаря снижению взносов. М.Топилин вспомнил длинную и непростую историю этого платежа. «Мы уже в каком-то году – в 2005-м или 2006-м – снижали ставку с 28% до 20% в Пенсионный фонд. И тоже говорили о том, что вырастет доля легального сектора», – напомнил чиновник. Однако этого не произошло: компании, работающие в «тени», не платят ничего, им все равно, какая ставка – 22% или 30%.

Президент РСПП Александр Шохин заявил, что налоговый маневр может отразиться и на ключевой ставке Центробанка, то есть на доступности кредитов для бизнеса. «Министр финансов предлагает вариант донастройки налоговой системы и предлагает норму 22/22, которая, как вы знаете, дала оценку, что будет единоразовый всплеск инфляции в связи с возможным повышением НДС, а это, наверное, заставит ЦБ быть более осторожным в своих намерениях относительно ключевой ставки», – отметил А. Шохин.

Кстати, опрошенные РБК эксперты не так, как глава Минфина, оптимистичны по поводу инфляции. Как утверждает заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов, единоразовым всплеском на 2% дело, возможно, не закончится. Цены могут оставаться на более высоком уровне около полугода, подчеркивает эксперт.

Представителей бизнеса зачастую смущает даже не суть нового налогового маневра, а его масштабность. Выступая на Неделе российского бизнеса, председатель Комитета по налогам РСПП, совладелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин напомнил: по данным Всемирного банка, вложения в основной капитал в России за последние пять лет в среднем составляли 22% от ВВП (см. «Лучше Бразилии, хуже других»). В Китае показатель выше вдвое, в странах Восточной Европы – примерно в полтора раза. «При таком инвестиционном процессе мы можем ожидать рост только от ценовой экономической конъюнктуры, а не от того, что у нас начнется приток инвестиций, – подчеркнул бизнесмен. – Поэтому привлечение инвестиций в основной капитал, на мой взгляд, это одна из приоритетных задач, в данном случае налоговой системы».

Но обеспечить приток можно только при стабильной налоговой системе – такой, когда у предпринимателей есть возможность составлять бизнес-планы. Постоянная перетряска не способствует спокойным и долгосрочным расчетам. В. Лисин также напомнил, что в 2012 году в России появился институт консолидированного налогоплательщика, в 2014-м на него ввели мораторий, затем мораторий частично сняли, а в 2017-м внесли новое ограничение.

На большой общественный резонанс вокруг предложения Минфина даже отреагировал президент РФ Владимир Путин. Он с досадой отметил, что СМИ выносят на «широкую публику» несформировавшиеся инициативы и провоцируют ненужные обсуждения.

Настороженное отношение к новой идее и у бывшего министра финансов Алексея Кудрина. «Из всех предложений, всех обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточных аргументов для такого решения», – заявил он на съезде РСПП. Напомним, Центр стратегических разработок, который сейчас возглавляет Кудрин, должен к лету текущего года подготовить свои предложения по модернизации российской экономики.

Льготники в плюсе

Инициатива Минфина пока содержит много «белых пятен». Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ работы по хранению и перевалке груза в морских или речных портах облагаются НДС по нулевой ставке при условии, что пункт отправления или назначения груза находится за пределами России. Получается, на стивидорах повышение ставки НДС не отразится, а вот снижение социальных взносов им, как и всем прочим, весьма выгодно. То есть для них, как и для всех экспортеров, у которых нулевая ставка НДС, выгода выходит двойная.

Однако пока непонятно, собираются ли чиновники вводить для экспортеров какие-то дополнительные ограничения. Министр Силуанов, выступая в РСПП, заявил о сохранении льгот для «чувствительных отраслей». При этом глава Минфина прямо назвал лишь сельское хозяйство, финансы и образование.

Ранее, еще во время обсуждения разных вариантов «фискальной девальвации», в Минэкономразвития подсчитали, какие отрасли окажутся в выигрыше. Парадоксально! Но, по мнению чиновников, главным бенефициаром стал не бизнес, а бюджетная сфера. Благодаря снижению ставки социальных взносов больше всего выиграют образование и здравоохранение (фискальная нагрузка уменьшится на 32-33%), а также госуправление (фискальная нагрузка уменьшится на 28%). Частный бизнес лучше всего будет чувствовать себя в сфере сельского хозяйства: для отрасли сохранится льготная ставка НДС 10%, а нагрузка на фонд оплаты труда снизится.

Главным проигравшим, как уже было сказано, станет конечный потребитель. Важно понимать: рост цен из-за повышения НДС не повлечет пропорционального увеличения зарплат. Средства, сэкономленные от снижения социальных взносов, бизнес может направить не в фонд оплаты труда, а на инвестиции или собственную прибыль. В каких пропорциях это будет осуществляться, пока совершенно непонятно, подчеркивает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.

Представляется, что все это вызовет еще большее снижение платежеспособности населения и покупательского спроса в стране. Эти ли задачи обозначает сегодня в социальной политике президент Путин?

В противовес расчетам Минэкономразвития попробуем предположить, что все-таки главным бенефициаром предложенного налогового маневра станет крупный бизнес – экспортеры, которые как не платили НДС, так и не будут, а вот социальные выплаты для них снизятся сразу на 8%.

Но кто сказал, что на бизнес именно сейчас нужно сокращать нагрузку, чтобы повысить приток инвестиций в основной капитал? Бизнес просит – не трогайте налоговую систему, дайте работать в стабильных условиях, и инвестиции пойдут!

Лучше Бразилии, хуже других

Инвестиции в основной капитал в России снижаются. В 2012 году они составляли 23% от ВВП, в 2015-м – 21%. По этому показателю Россия находится примерно в середине мирового рейтинга Всемирного банка (включает 217 государств), что не очень хорошо для развивающейся страны. Впереди – Китай и Индия, Франция и Финляндия, Чехия, Словакия, Молдавия, Белоруссия. У соседа по БРИКС, Бразилии, дела обстоят хуже нашего: за последние несколько лет показатель вложений в основной капитал упал до 18% от ВВП.

Инвестиции в основной капитал в 2015 году, % от ВВП

Инвестиции в основной капитал в 2012 году, % от ВВП

Суринам

57

67

Китай

47

46

Саудовская Аравия

26

35

Индия

38

32

Белоруссия

35

30

Чехия

26

27

Швеция

23

24

Россия

23

21

Польша

21

20

Бразилия

21

18

Морские порты №2 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы Члены экипажа, подготовленного на смену команды арестованного в США судна Мурманского морского парох...

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта 17 сентября посетила делегация японского ко...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 24,4% - до 22,6 млрд. т/км, внутр...

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей Первый этап модернизации судостроительного завода «Море» (Феодосия, Крым), который планирует...

Транспортная политика

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология»

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология» Главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президе...

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Морские порты

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа Государственно-частное партнерство, концессия, инвестиционный сбор и инфраструктурная ипотека – тако...

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...




Морской транспорт

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод Соглашение о строительстве в порту «Свободный» (портовая зона Владивостока) филиала завода «...

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ»

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ» По данным издания, российской верфи с 2019 года должны владеть правами на проектную и конструкторску...

Речной транспорт

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП На севере Якутии принят в эксплуатацию современный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панчен...

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород Причал для крупных пассажирских теплоходов будет построен в городе Кириши Ленинградской области в 20...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК Предполагается, что технология будет масштабирована на всю МЦК в 2019 году.

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...