Смелая идея Минфина
25.06.2017
Российская экономика
Недавнее предложение министра финансов РФ Антона Силуанова о «фискальной девальвации» – резком снижении страховых взносов при одновременном росте НДС – вызвало большой резонанс. Ставка обоих платежей должна составить 22%. По сути, это перенос нагрузки с бизнеса на потребителей, потому что именно на них и отразится повышение НДС. Главными бенефициарами, по предварительным данным, выступают бюджетная сфера и отрасли с льготной ставкой НДС. Впрочем, пока непонятно, все ли льготники сохранят свои преференции. Потери для бюджета оцениваются в 150-180 млрд рублей.
Александра Васильцева
Старый новый маневр
О налоговом маневре под названием 22/22 впервые подробно заговорили на Неделе российского бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что страховые взносы предприятий нужно снизить до 22% (сейчас 30%) с одновременным повышением до того же уровня налога на добавленную стоимость (НДС, сейчас 18%). По его мнению, для бюджета этот маневр будет «нейтральным», а практически весь бизнес окажется в выигрыше. Для чувствительных отраслей вроде сельского хозяйства, финансов и образования министр пообещал сохранить существующие преференции по НДС.
«Мы считаем, что в условиях снижения ставки (страховых взносов. – ред.) мы могли бы сделать плоскую ставку 22%. При этом в чем здесь плюс – здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности», – заявил глава Минфина.
А. Силуанов уверен, что действующие страховые взносы – одни из самых высоких в мире – тяжелая нагрузка для предприятий. Дальнейшее увеличение привело бы к росту «серых» зарплат.
Подобный налоговый маневр, его еще называют фискальной девальвацией, Минфин обсуждает уже давно. Как писал в конце прошлого года журнал «Морские порты», ведомство, например, рассматривало вариант снижения страховых взносов до 20% с одновременным повышением НДС до 25%. Идея, объясняли чиновники, в том, чтобы поддержать производителей на внутреннем рынке, сократить им издержки и вывести из «тени» зарплаты. Ожидалось, что основная дискуссия вокруг этой инициативы развернется как раз в 2017 году.
Естественно, повышение НДС фактически ляжет на конечного потребителя и приведет к росту цен, то есть всплеску инфляции. Но в Минфине уверены, что это будет единоразовый всплеск и он составит всего 2%. Кроме того, как выяснил РБК, чиновники подсчитали и потери бюджета от маневра 22/22. Предположительно казна недополучит 150-180 млрд рублей.
Российские чиновники вообще склонны «играть» страховыми взносами. Пожалуй, ни одна ставка в истории современной России не изменялась так часто.
В 1990-е годы предприятия уплачивали за работников взносы в различные внебюджетные фонды. В 2001 году их заменил единый социальный налог (ЕСН). С 2010 года его упразднили, вернув платежи в три разных фонда (пенсионный, медицинский и социального страхования), но сохранив прежнюю суммарную нагрузку – 26%. С 2011 года ее подняли до 34%. Чиновники пытались помочь Пенсионному фонду, который тогда (как, впрочем, и сейчас) сталкивался с дефицитом бюджета. Бизнес уже достаточно «обелился» и не уйдет обратно в «серую» зону, рассуждали представители Минфина. Через год они поняли, что ошиблись, и снизили взносы до 30%.
Теперь нагрузку хотят сократить до небывало низкого уровня и вернуть единый платеж, фактически ЕСН. Порой создается ощущение, что российские чиновники искренне уверены, что получают зарплату не за результаты своей работы, а за бурную деятельность по изменению законодательства – законов, правил, норм, нормативов, тарифов и т.п.
Маневр 22/22: реакция
Предложение А.Силуанова вызвало неоднозначную реакцию не только у бизнеса, но даже у коллег по правительству. Министр труда Максим Топилин напомнил, что власти планировали снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. По прикидкам М. Топилина, при ставке взносов 22% ежегодная дотация из казны должна достичь 2 трлн рублей. Для сравнения: в 2016 году трансферт составил примерно 1 трлн рублей.
Другой аргумент – в социальном блоке правительства не верят в вывод зарплат из «тени» благодаря снижению взносов. М.Топилин вспомнил длинную и непростую историю этого платежа. «Мы уже в каком-то году – в 2005-м или 2006-м – снижали ставку с 28% до 20% в Пенсионный фонд. И тоже говорили о том, что вырастет доля легального сектора», – напомнил чиновник. Однако этого не произошло: компании, работающие в «тени», не платят ничего, им все равно, какая ставка – 22% или 30%.
Президент РСПП Александр Шохин заявил, что налоговый маневр может отразиться и на ключевой ставке Центробанка, то есть на доступности кредитов для бизнеса. «Министр финансов предлагает вариант донастройки налоговой системы и предлагает норму 22/22, которая, как вы знаете, дала оценку, что будет единоразовый всплеск инфляции в связи с возможным повышением НДС, а это, наверное, заставит ЦБ быть более осторожным в своих намерениях относительно ключевой ставки», – отметил А. Шохин.
Кстати, опрошенные РБК эксперты не так, как глава Минфина, оптимистичны по поводу инфляции. Как утверждает заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов, единоразовым всплеском на 2% дело, возможно, не закончится. Цены могут оставаться на более высоком уровне около полугода, подчеркивает эксперт.
Представителей бизнеса зачастую смущает даже не суть нового налогового маневра, а его масштабность. Выступая на Неделе российского бизнеса, председатель Комитета по налогам РСПП, совладелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин напомнил: по данным Всемирного банка, вложения в основной капитал в России за последние пять лет в среднем составляли 22% от ВВП (см. «Лучше Бразилии, хуже других»). В Китае показатель выше вдвое, в странах Восточной Европы – примерно в полтора раза. «При таком инвестиционном процессе мы можем ожидать рост только от ценовой экономической конъюнктуры, а не от того, что у нас начнется приток инвестиций, – подчеркнул бизнесмен. – Поэтому привлечение инвестиций в основной капитал, на мой взгляд, это одна из приоритетных задач, в данном случае налоговой системы».
Но обеспечить приток можно только при стабильной налоговой системе – такой, когда у предпринимателей есть возможность составлять бизнес-планы. Постоянная перетряска не способствует спокойным и долгосрочным расчетам. В. Лисин также напомнил, что в 2012 году в России появился институт консолидированного налогоплательщика, в 2014-м на него ввели мораторий, затем мораторий частично сняли, а в 2017-м внесли новое ограничение.
На большой общественный резонанс вокруг предложения Минфина даже отреагировал президент РФ Владимир Путин. Он с досадой отметил, что СМИ выносят на «широкую публику» несформировавшиеся инициативы и провоцируют ненужные обсуждения.
Настороженное отношение к новой идее и у бывшего министра финансов Алексея Кудрина. «Из всех предложений, всех обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточных аргументов для такого решения», – заявил он на съезде РСПП. Напомним, Центр стратегических разработок, который сейчас возглавляет Кудрин, должен к лету текущего года подготовить свои предложения по модернизации российской экономики.
Льготники в плюсе
Инициатива Минфина пока содержит много «белых пятен». Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ работы по хранению и перевалке груза в морских или речных портах облагаются НДС по нулевой ставке при условии, что пункт отправления или назначения груза находится за пределами России. Получается, на стивидорах повышение ставки НДС не отразится, а вот снижение социальных взносов им, как и всем прочим, весьма выгодно. То есть для них, как и для всех экспортеров, у которых нулевая ставка НДС, выгода выходит двойная.
Однако пока непонятно, собираются ли чиновники вводить для экспортеров какие-то дополнительные ограничения. Министр Силуанов, выступая в РСПП, заявил о сохранении льгот для «чувствительных отраслей». При этом глава Минфина прямо назвал лишь сельское хозяйство, финансы и образование.
Ранее, еще во время обсуждения разных вариантов «фискальной девальвации», в Минэкономразвития подсчитали, какие отрасли окажутся в выигрыше. Парадоксально! Но, по мнению чиновников, главным бенефициаром стал не бизнес, а бюджетная сфера. Благодаря снижению ставки социальных взносов больше всего выиграют образование и здравоохранение (фискальная нагрузка уменьшится на 32-33%), а также госуправление (фискальная нагрузка уменьшится на 28%). Частный бизнес лучше всего будет чувствовать себя в сфере сельского хозяйства: для отрасли сохранится льготная ставка НДС 10%, а нагрузка на фонд оплаты труда снизится.
Главным проигравшим, как уже было сказано, станет конечный потребитель. Важно понимать: рост цен из-за повышения НДС не повлечет пропорционального увеличения зарплат. Средства, сэкономленные от снижения социальных взносов, бизнес может направить не в фонд оплаты труда, а на инвестиции или собственную прибыль. В каких пропорциях это будет осуществляться, пока совершенно непонятно, подчеркивает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.
Представляется, что все это вызовет еще большее снижение платежеспособности населения и покупательского спроса в стране. Эти ли задачи обозначает сегодня в социальной политике президент Путин?
В противовес расчетам Минэкономразвития попробуем предположить, что все-таки главным бенефициаром предложенного налогового маневра станет крупный бизнес – экспортеры, которые как не платили НДС, так и не будут, а вот социальные выплаты для них снизятся сразу на 8%.
Но кто сказал, что на бизнес именно сейчас нужно сокращать нагрузку, чтобы повысить приток инвестиций в основной капитал? Бизнес просит – не трогайте налоговую систему, дайте работать в стабильных условиях, и инвестиции пойдут!
Лучше Бразилии, хуже другихИнвестиции в основной капитал в России снижаются. В 2012 году они составляли 23% от ВВП, в 2015-м – 21%. По этому показателю Россия находится примерно в середине мирового рейтинга Всемирного банка (включает 217 государств), что не очень хорошо для развивающейся страны. Впереди – Китай и Индия, Франция и Финляндия, Чехия, Словакия, Молдавия, Белоруссия. У соседа по БРИКС, Бразилии, дела обстоят хуже нашего: за последние несколько лет показатель вложений в основной капитал упал до 18% от ВВП.
|
Морские порты №2 (2017)