Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Смелая идея Минфина

Российская экономика
Смелая идея Минфина

Недавнее предложение министра финансов РФ Антона Силуанова о «фискальной девальвации» – резком снижении страховых взносов при одновременном росте НДС – вызвало большой резонанс. Ставка обоих платежей должна составить 22%. По сути, это перенос нагрузки с бизнеса на потребителей, потому что именно на них и отразится повышение НДС. Главными бенефициарами, по предварительным данным, выступают бюджетная сфера и отрасли с льготной ставкой НДС. Впрочем, пока непонятно, все ли льготники сохранят свои преференции. Потери для бюджета оцениваются в 150-180 млрд рублей.

Александра Васильцева

Старый новый маневр

О налоговом маневре под названием 22/22 впервые подробно заговорили на Неделе российского бизнеса в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что страховые взносы предприятий нужно снизить до 22% (сейчас 30%) с одновременным повышением до того же уровня налога на добавленную стоимость (НДС, сейчас 18%). По его мнению, для бюджета этот маневр будет «нейтральным», а практически весь бизнес окажется в выигрыше. Для чувствительных отраслей вроде сельского хозяйства, финансов и образования министр пообещал сохранить существующие преференции по НДС.

«Мы считаем, что в условиях снижения ставки (страховых взносов. – ред.) мы могли бы сделать плоскую ставку 22%. При этом в чем здесь плюс – здесь можно и нужно говорить о введении единого платежа, который будет расщепляться в соответствии с кодами в государственные бюджетные фонды. Это будет одна платежка, упрощение администрирования для бизнеса, упрощение отчетности», – заявил глава Минфина.

А. Силуанов уверен, что действующие страховые взносы – одни из самых высоких в мире – тяжелая нагрузка для предприятий. Дальнейшее увеличение привело бы к росту «серых» зарплат.

Подобный налоговый маневр, его еще называют фискальной девальвацией, Минфин обсуждает уже давно. Как писал в конце прошлого года журнал «Морские порты», ведомство, например, рассматривало вариант снижения страховых взносов до 20% с одновременным повышением НДС до 25%. Идея, объясняли чиновники, в том, чтобы поддержать производителей на внутреннем рынке, сократить им издержки и вывести из «тени» зарплаты. Ожидалось, что основная дискуссия вокруг этой инициативы развернется как раз в 2017 году.

Естественно, повышение НДС фактически ляжет на конечного потребителя и приведет к росту цен, то есть всплеску инфляции. Но в Минфине уверены, что это будет единоразовый всплеск и он составит всего 2%. Кроме того, как выяснил РБК, чиновники подсчитали и потери бюджета от маневра 22/22. Предположительно казна недополучит 150-180 млрд рублей.

Российские чиновники вообще склонны «играть» страховыми взносами. Пожалуй, ни одна ставка в истории современной России не изменялась так часто.

В 1990-е годы предприятия уплачивали за работников взносы в различные внебюджетные фонды. В 2001 году их заменил единый социальный налог (ЕСН). С 2010 года его упразднили, вернув платежи в три разных фонда (пенсионный, медицинский и социального страхования), но сохранив прежнюю суммарную нагрузку – 26%. С 2011 года ее подняли до 34%. Чиновники пытались помочь Пенсионному фонду, который тогда (как, впрочем, и сейчас) сталкивался с дефицитом бюджета. Бизнес уже достаточно «обелился» и не уйдет обратно в «серую» зону, рассуждали представители Минфина. Через год они поняли, что ошиблись, и снизили взносы до 30%.

Теперь нагрузку хотят сократить до небывало низкого уровня и вернуть единый платеж, фактически ЕСН. Порой создается ощущение, что российские чиновники искренне уверены, что получают зарплату не за результаты своей работы, а за бурную деятельность по изменению законодательства – законов, правил, норм, нормативов, тарифов и т.п.

Маневр 22/22: реакция

Предложение А.Силуанова вызвало неоднозначную реакцию не только у бизнеса, но даже у коллег по правительству. Министр труда Максим Топилин напомнил, что власти планировали снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. По прикидкам М. Топилина, при ставке взносов 22% ежегодная дотация из казны должна достичь 2 трлн рублей. Для сравнения: в 2016 году трансферт составил примерно 1 трлн рублей.

Другой аргумент – в социальном блоке правительства не верят в вывод зарплат из «тени» благодаря снижению взносов. М.Топилин вспомнил длинную и непростую историю этого платежа. «Мы уже в каком-то году – в 2005-м или 2006-м – снижали ставку с 28% до 20% в Пенсионный фонд. И тоже говорили о том, что вырастет доля легального сектора», – напомнил чиновник. Однако этого не произошло: компании, работающие в «тени», не платят ничего, им все равно, какая ставка – 22% или 30%.

Президент РСПП Александр Шохин заявил, что налоговый маневр может отразиться и на ключевой ставке Центробанка, то есть на доступности кредитов для бизнеса. «Министр финансов предлагает вариант донастройки налоговой системы и предлагает норму 22/22, которая, как вы знаете, дала оценку, что будет единоразовый всплеск инфляции в связи с возможным повышением НДС, а это, наверное, заставит ЦБ быть более осторожным в своих намерениях относительно ключевой ставки», – отметил А. Шохин.

Кстати, опрошенные РБК эксперты не так, как глава Минфина, оптимистичны по поводу инфляции. Как утверждает заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Высшей школы экономики Владимир Бессонов, единоразовым всплеском на 2% дело, возможно, не закончится. Цены могут оставаться на более высоком уровне около полугода, подчеркивает эксперт.

Представителей бизнеса зачастую смущает даже не суть нового налогового маневра, а его масштабность. Выступая на Неделе российского бизнеса, председатель Комитета по налогам РСПП, совладелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин напомнил: по данным Всемирного банка, вложения в основной капитал в России за последние пять лет в среднем составляли 22% от ВВП (см. «Лучше Бразилии, хуже других»). В Китае показатель выше вдвое, в странах Восточной Европы – примерно в полтора раза. «При таком инвестиционном процессе мы можем ожидать рост только от ценовой экономической конъюнктуры, а не от того, что у нас начнется приток инвестиций, – подчеркнул бизнесмен. – Поэтому привлечение инвестиций в основной капитал, на мой взгляд, это одна из приоритетных задач, в данном случае налоговой системы».

Но обеспечить приток можно только при стабильной налоговой системе – такой, когда у предпринимателей есть возможность составлять бизнес-планы. Постоянная перетряска не способствует спокойным и долгосрочным расчетам. В. Лисин также напомнил, что в 2012 году в России появился институт консолидированного налогоплательщика, в 2014-м на него ввели мораторий, затем мораторий частично сняли, а в 2017-м внесли новое ограничение.

На большой общественный резонанс вокруг предложения Минфина даже отреагировал президент РФ Владимир Путин. Он с досадой отметил, что СМИ выносят на «широкую публику» несформировавшиеся инициативы и провоцируют ненужные обсуждения.

Настороженное отношение к новой идее и у бывшего министра финансов Алексея Кудрина. «Из всех предложений, всех обоснований, которые я слышал, я не услышал достаточных аргументов для такого решения», – заявил он на съезде РСПП. Напомним, Центр стратегических разработок, который сейчас возглавляет Кудрин, должен к лету текущего года подготовить свои предложения по модернизации российской экономики.

Льготники в плюсе

Инициатива Минфина пока содержит много «белых пятен». Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ работы по хранению и перевалке груза в морских или речных портах облагаются НДС по нулевой ставке при условии, что пункт отправления или назначения груза находится за пределами России. Получается, на стивидорах повышение ставки НДС не отразится, а вот снижение социальных взносов им, как и всем прочим, весьма выгодно. То есть для них, как и для всех экспортеров, у которых нулевая ставка НДС, выгода выходит двойная.

Однако пока непонятно, собираются ли чиновники вводить для экспортеров какие-то дополнительные ограничения. Министр Силуанов, выступая в РСПП, заявил о сохранении льгот для «чувствительных отраслей». При этом глава Минфина прямо назвал лишь сельское хозяйство, финансы и образование.

Ранее, еще во время обсуждения разных вариантов «фискальной девальвации», в Минэкономразвития подсчитали, какие отрасли окажутся в выигрыше. Парадоксально! Но, по мнению чиновников, главным бенефициаром стал не бизнес, а бюджетная сфера. Благодаря снижению ставки социальных взносов больше всего выиграют образование и здравоохранение (фискальная нагрузка уменьшится на 32-33%), а также госуправление (фискальная нагрузка уменьшится на 28%). Частный бизнес лучше всего будет чувствовать себя в сфере сельского хозяйства: для отрасли сохранится льготная ставка НДС 10%, а нагрузка на фонд оплаты труда снизится.

Главным проигравшим, как уже было сказано, станет конечный потребитель. Важно понимать: рост цен из-за повышения НДС не повлечет пропорционального увеличения зарплат. Средства, сэкономленные от снижения социальных взносов, бизнес может направить не в фонд оплаты труда, а на инвестиции или собственную прибыль. В каких пропорциях это будет осуществляться, пока совершенно непонятно, подчеркивает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.

Представляется, что все это вызовет еще большее снижение платежеспособности населения и покупательского спроса в стране. Эти ли задачи обозначает сегодня в социальной политике президент Путин?

В противовес расчетам Минэкономразвития попробуем предположить, что все-таки главным бенефициаром предложенного налогового маневра станет крупный бизнес – экспортеры, которые как не платили НДС, так и не будут, а вот социальные выплаты для них снизятся сразу на 8%.

Но кто сказал, что на бизнес именно сейчас нужно сокращать нагрузку, чтобы повысить приток инвестиций в основной капитал? Бизнес просит – не трогайте налоговую систему, дайте работать в стабильных условиях, и инвестиции пойдут!

Лучше Бразилии, хуже других

Инвестиции в основной капитал в России снижаются. В 2012 году они составляли 23% от ВВП, в 2015-м – 21%. По этому показателю Россия находится примерно в середине мирового рейтинга Всемирного банка (включает 217 государств), что не очень хорошо для развивающейся страны. Впереди – Китай и Индия, Франция и Финляндия, Чехия, Словакия, Молдавия, Белоруссия. У соседа по БРИКС, Бразилии, дела обстоят хуже нашего: за последние несколько лет показатель вложений в основной капитал упал до 18% от ВВП.

Инвестиции в основной капитал в 2015 году, % от ВВП

Инвестиции в основной капитал в 2012 году, % от ВВП

Суринам

57

67

Китай

47

46

Саудовская Аравия

26

35

Индия

38

32

Белоруссия

35

30

Чехия

26

27

Швеция

23

24

Россия

23

21

Польша

21

20

Бразилия

21

18

Морские порты №2 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир

На севере Байкала ухудшилась экологическая ситуация из-за водорослей спирогир Ученые ЛИН СО РАН в ходе двухнедельной экспедиции по Байкалу зафиксировали ухудшение экологической с...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора

Д. Медведев освободил Владимира Чертока от должности замруководителя Ространснадзора Председатель правительства России Дмитрий Медведев своим распоряжением освободил Владимира Чертока о...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...