Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Рублевые ралли: чего ждать стивидорам?

Российская экономика
Рублевые ралли: чего ждать стивидорам?

Российские чиновники твердо решили не дать рублю укрепиться. Центробанк скупает на бирже доллары и евро, тратя на это «сверхдоходы» бюджета. Под последними понимается разница между фактическими поступлениями в казну и теми, которые были бы при цене нефти $40 за баррель. Это выгодно экспортерам и вообще всем компаниям, получающим валютную выручку.

Но у стивидоров сейчас другая головная боль: Федеральная антимонопольная служба не оставляет попыток перевести портовиков на расчеты в рублях, а то и вовсе вернуть госрегулирование портовых тарифов. И хотя право российских резидентов вести расчеты в валюте прямо закреплено федеральным законодательством, говорить о фиаско антимонопольщиков пока рано.

Александра Васильцева

40, и не доллара больше

С 7 февраля текущего года Центробанк РФ весьма активен на валютном рынке: регулятор скупает «излишки», чтобы, во-первых, выполнить определенные требования бюджета, во-вторых, не позволить рублю слишком укрепиться.

Объясним подробнее. С точки зрения правительства, справедливой является стоимость нефти $40 за баррель. А когда углеводороды, как сейчас, стоят больше – возникает два последствия. Первое – из-за большого притока долларов слишком укрепляется рубль. Второе – бюджет получает сверхдоходы, на которые не рассчитывал.

Разумеется, многие ведомства совсем не против распределить их и потратить, но представители Минфина считают, что все излишки должны идти в Резервный фонд, то есть в «кубышку». Напомним, этот бережливый подход, выработанный еще бывшим главой ведомства Алексеем Кудриным, помог России легче пройти кризис 2008 года, когда государство как раз пустило в ход резервы.

С начала текущего года цена нефти не падала ниже $50 за баррель. По данным Минфина, средняя цена Urals с 15 января по 14 февраля составила $53,25. Как подсчитали в ведомстве, это принесло бюджету в феврале 113 млрд рублей сверхдохода. Речь идет о разнице между тем, сколько налогов казна получила от «нефтянки» фактически, и расчетной суммой налогов при цене барреля $40.

Сверхдоход перечисляется в Центробанк, который в период с 7 февраля по 6 марта покупал на них валюту, в среднем расходуя по 6 млрд рублей в день. Как писал РБК, примерно по 45% резервов направлялось на покупку долларов и евро, оставшиеся 10% – на покупку английских фунтов.

Некоторые аналитики, например главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, называют такой подход возвращением к поддержке курса, от которой Центробанк официально отказался в ноябре 2014 года. «Российские власти предотвращают укрепление рубля ценой ущемления политики свободного плавания», – пишет Н. Орлова. Экономист полагает, что население и бизнес, поняв, что доллар больше не подешевеет, вновь начнут переводить в эту валюту сбережения и свободные средства. А это создает дополнительные риски.

Больше выручки – меньше оборудования

Между тем действующий министр финансов Антон Силуанов убежден, что его ведомство все делает правильно. По его мнению, главная задача – создать стабильную ситуацию на валютном рынке. «Дело не в том, что мы хотим «сундучить» дополнительные доходы», – говорит чиновник. По его словам, без интервенций Центробанка рубль бы укрепился сильнее, а это плохо для экспортеров, которым становится сложнее выходить на рынки. «Вопрос влияния на курс – один из ключевых макропараметров, которыми Минфин совместно с ЦБ серьезно занимается», – подчеркивает А. Силуанов.

Глава Минфина считает приемлемым для экономики курс 60 рублей за доллар США. К этому уровню бизнес, по мнению чиновника, уже адаптировался. А президент Сбербанка Герман Греф полагает, что интервенции ЦБ ослабили курс доллара примерно на 1,5-2 рубля.

Устраивает ли текущий курс предприятия, получающие доходы в иностранной валюте? Первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин считает оптимальным для экспортеров курс 65 рублей за доллар. «На сегодня более или менее комфортным для наших экспортно ориентированных предприятий является «коридор» в 60-70 рублей. Оптимальный курс сегодня, подчеркиваю, именно с точки зрения промышленности – в районе 65 рублей», – рассказал замглавы Минпромторга газете «Известия».

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков считает, что от слабого рубля выигрывают добывающая, оборонная, транспортная и строительная отрасли. Но хотя компании из этих отраслей получат больше рублевой выручки, они и потратят больше на закупку иностранного оборудования и комплектующих. «Для инвестиционных процессов любой компании скорее важен долгосрочный стабильный курс», – резюмирует эксперт.

ФАС: неожиданный удар

Пока чиновники рассуждают, какой валютный курс наиболее комфортен для экспортеров, стивидорные компании решают другие проблемы. Хотя часть выручки у них тоже в иностранной валюте, портовиков больше волнует не макроэкономика, а действия Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Все началось в октябре 2015 года, когда президентская комиссия по ТЭК потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах стивидоров. Затем ФАС запросила у игроков рынка колоссальный объем документов и пришла к выводу о наличии «кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования». Последовали антимонопольные дела, далее Служба решила установить предельную доходность портового бизнеса, а то и вовсе вернуться к госрегулированию.

Среди чиновников мнения о происходящем разделились. Минэкономразвития, скорее, поддержало ФАС, а вот Минтранс выступил категорически против возврата к регулированию. Не было единства и среди грузоотправителей. Те, у кого нет собственных портовых мощностей, не возражают против инициативы антимонопольщиков. А вот грузоотправители – владельцы портов, естественно, госрегулирование не поддерживают. А таких, например, в Совете потребителей услуг ФГУП «Росморпорт» большинство.

Одновременно обсуждалась и идея запрета установления тарифов в иностранной валюте. ФАС даже предполагала, что новые – рублевые – прейскуранты начнут действовать уже с 2017 года. Антимонопольная служба собиралась установить предельные тарифы исходя из выручки стивидора и прогнозируемых объемов перевалки грузов.

Стивидоры категорически против всех этих новшеств. В 2016 году общий объем перевалки в российских портах составил 722 млн тонн – почти в 6,5 раз больше, чем в 1992 году. Причем рост наблюдался даже в кризисные 1998, 2008 и 2014 годы. Причина – незарегулированность отрасли и развитая конкуренция. В России строились современные терминалы, позволяющие конкурировать за грузы и с портами сопредельных стран. Именно поэтому правительство России несколько лет назад и приняло решение о поэтапном дерегулировании портовой сферы.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) активно участвовала в обсуждении инициативы ФАС, в том числе на площадках Открытого правительства, в правительственных комиссиях, совещательных и экспертных органах при Правительстве РФ. Например, Комитет по экономическим и социальным вопросам АСОП подготовил позицию Ассоциации: прежде всего там сказано, что само по себе ценовое регулирование не имеет отношения к поручению президента РФ. Председатель комитета Александр Алексеенко считает предложенные меры ФАС неэффективными и влекущими негативные последствия. Возврат к госрегулированию изменит уже сложившуюся в отрасли систему бизнеса, повлияет на выручку и прибыль стивидоров, а как следствие – на объем инвестиций и социальные программы. По мнению А. Алексеенко, антимонопольная служба не просчитала последствий своего шага для портовой отрасли и экспортного потенциала России.

Аналогичного мнения придерживаются профильные чиновники и независимые эксперты. Важное обсуждение еще в августе 2016 года состоялось в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Выступавший там замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк заявил, что необходимо не возвращать госрегулирование, а усилить эффективность работы контролирующих органов. Советник министра транспорта Алевтина Кириллова добавила, что данные, представленные в расчетах ФАС, зачастую необъективны и требуют дополнительного анализа.

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил целое исследование «Оценка последствий возврата к регулированию ставок в морских портах РФ и применений проекта методических указаний ФАС России». По оценкам генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, возврат к госрегулированию снизит ставки на перевалку грузов на 14-48%, а снижение поступлений налога на прибыль составит 3-37%. Из-за введения тарифов забюрократизируется система отчетности стивидоров. Эксперт допускает избирательное госрегулирование только в отношении компаний, чья вина в злоупотреблении доминирующим положением на рынке доказана.

Зависший проект

Впрочем, сейчас вопрос о возврате к регулированию портовых тарифов не стоит на повестке дня федеральных чиновников. Проект соответствующего приказа (ФАС подготовила его в июле 2016 года) не получил «зеленого света». Поэтому большее беспокойство у портовиков вызывает идея принудительного перехода на расчеты в рублях.

Председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко в разговоре с корреспондентом «Морских портов» напоминает, что в настоящее время компании – резиденты РФ имеют право вести расчеты в иностранной валюте: запрет стал бы нарушением статьи 140 Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

«Новые ограничения возможны только в случае изменения законодательства РФ», – подчеркивает А. Алексеенко. По его словам, АСОП недавно направила соответствующий запрос в Центробанк, в ответ регулятор также напомнил о праве резидентов заключать контракты не в национальной валюте.

В середине ноября прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил ФАС дополнительно проработать вопрос о целесообразности перевода тарифов стивидоров в рубли и представить предложения в Правительство РФ. Окончательного ответа от антимонопольщиков пока не было

Ходят парой

За прошедший год нефть ощутимо подорожала. Если в начале 2016 года баррель Brent стоил $37,6, то к середине февраля 2017 года – уже $56,7 (плюс 50%). Следом, хотя и не так существенно, укрепилась российская валюта. В начале 2016 года за доллар США давали почти 73 рубля, в середине февраля 2017-го – 59 рублей (минус 20%).

Корреляцию национальной валюты и нефти легко отследить на графике. Нефтяные ралли, как правило, выглядят круче валютных, поскольку стоимость рубля сглаживает ряд факторов, в том числе политика Центробанка.

Иногда на валютный курс влияют факторы, напрямую не связанные с черным золотом. Например, падение доллара в феврале 2017 года эксперты объясняли резким притоком этой валюты на биржу, вызванным покупкой «Роснефтью» компании «Башнефть». Аналитики Sberbank CIB напоминали о необходимости покупателя расплатиться до 16 февраля, а на выкуп акций требовалось 64 млрд рублей. Впрочем, в «Роснефти» отказались связывать укрепление рубля с действиями компании.

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Двух человек на резиновой лодке спасли в Финском заливе

Двух человек на резиновой лодке спасли в Финском заливе В Финском заливе обнаружена надувная резиновая лодка с 2-мя человеками на борту дрейфующая в открыту...

Отличники Макаровки впервые стали участниками церемонии чествования лучших выпускников образовательных учреждений ВМФ

Отличники Макаровки впервые стали участниками церемонии чествования лучших выпускников образовательных учреждений ВМФ Отличники Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова впервы...

Российская экономика

Стоимость запуска речных грузоперевозок в РФ может превысить 1 трлн рублей - глава ОСК

Стоимость запуска речных грузоперевозок в РФ может превысить 1 трлн рублей - глава ОСК Общая стоимость масштабного проекта запуска речных грузоперевозок в России может превысить 1 трлн ру...

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

Транспортная политика

Чиновники и компании спорят о доступе судов на Севморпуть

Чиновники и компании спорят о доступе судов на Севморпуть Минпромторг внес в правительство закон, ограничивающий доступ судов зарубежной постройки к перевозке...

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

Морские порты

Морской вокзал Петропавловска-Камчатского принял первый круизный лайнер в этом году

Морской вокзал Петропавловска-Камчатского принял первый круизный лайнер в этом году У пирса морского вокзала в морском порту Петропавловск-Камчатский ошвартовался первый в этом году кр...

«Ростерминалуголь» установил рекорд скорости выгрузки вагонов

«Ростерминалуголь» установил рекорд скорости выгрузки вагонов В АО «Ростерминалуголь в период с 9:00 21 июня до 9:00 22 июня зафиксирована рекордная для стивидорн...




Морской транспорт

ABB поставит пропульсивные установки для новой серии круизных лайнеров компании Virgin Voyages

ABB поставит пропульсивные установки для новой серии круизных лайнеров компании Virgin Voyages В 2020 году на итальянской верфи Fincantieri планируется завершение строительства первого из трех кр...

Уральский турбинный завод изготовил турбины для атомного ледокола «Урал»

Уральский турбинный завод изготовил турбины для атомного ледокола «Урал» Уральский турбинный завод (УТЗ, входит в холдинг «Ротек») изготовил турбины для атомного лед...

Речной транспорт

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 ФБУ «Администрация Беломорско-Оне...

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Ж/Д транспорт

Менеджер структур Evraz Сараев назначен первым замглавы Трансконтейнера

Менеджер структур Evraz Сараев назначен первым замглавы Трансконтейнера Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» на заседании в понедельник согласовал кандидатуру Вячеслава Са...

Государство компенсирует РЖД потери по регуляторным решениям

Государство компенсирует РЖД потери по регуляторным решениям С 2019 года ОАО «РЖД» лишится права требовать вычета НДС по бюджетным субсидиям и инвестициям. Это о...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...