Рублевые ралли: чего ждать стивидорам?

Российская экономика
Рублевые ралли: чего ждать стивидорам?

Российские чиновники твердо решили не дать рублю укрепиться. Центробанк скупает на бирже доллары и евро, тратя на это «сверхдоходы» бюджета. Под последними понимается разница между фактическими поступлениями в казну и теми, которые были бы при цене нефти $40 за баррель. Это выгодно экспортерам и вообще всем компаниям, получающим валютную выручку.

Но у стивидоров сейчас другая головная боль: Федеральная антимонопольная служба не оставляет попыток перевести портовиков на расчеты в рублях, а то и вовсе вернуть госрегулирование портовых тарифов. И хотя право российских резидентов вести расчеты в валюте прямо закреплено федеральным законодательством, говорить о фиаско антимонопольщиков пока рано.

Александра Васильцева

40, и не доллара больше

С 7 февраля текущего года Центробанк РФ весьма активен на валютном рынке: регулятор скупает «излишки», чтобы, во-первых, выполнить определенные требования бюджета, во-вторых, не позволить рублю слишком укрепиться.

Объясним подробнее. С точки зрения правительства, справедливой является стоимость нефти $40 за баррель. А когда углеводороды, как сейчас, стоят больше – возникает два последствия. Первое – из-за большого притока долларов слишком укрепляется рубль. Второе – бюджет получает сверхдоходы, на которые не рассчитывал.

Разумеется, многие ведомства совсем не против распределить их и потратить, но представители Минфина считают, что все излишки должны идти в Резервный фонд, то есть в «кубышку». Напомним, этот бережливый подход, выработанный еще бывшим главой ведомства Алексеем Кудриным, помог России легче пройти кризис 2008 года, когда государство как раз пустило в ход резервы.

С начала текущего года цена нефти не падала ниже $50 за баррель. По данным Минфина, средняя цена Urals с 15 января по 14 февраля составила $53,25. Как подсчитали в ведомстве, это принесло бюджету в феврале 113 млрд рублей сверхдохода. Речь идет о разнице между тем, сколько налогов казна получила от «нефтянки» фактически, и расчетной суммой налогов при цене барреля $40.

Сверхдоход перечисляется в Центробанк, который в период с 7 февраля по 6 марта покупал на них валюту, в среднем расходуя по 6 млрд рублей в день. Как писал РБК, примерно по 45% резервов направлялось на покупку долларов и евро, оставшиеся 10% – на покупку английских фунтов.

Некоторые аналитики, например главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, называют такой подход возвращением к поддержке курса, от которой Центробанк официально отказался в ноябре 2014 года. «Российские власти предотвращают укрепление рубля ценой ущемления политики свободного плавания», – пишет Н. Орлова. Экономист полагает, что население и бизнес, поняв, что доллар больше не подешевеет, вновь начнут переводить в эту валюту сбережения и свободные средства. А это создает дополнительные риски.

Больше выручки – меньше оборудования

Между тем действующий министр финансов Антон Силуанов убежден, что его ведомство все делает правильно. По его мнению, главная задача – создать стабильную ситуацию на валютном рынке. «Дело не в том, что мы хотим «сундучить» дополнительные доходы», – говорит чиновник. По его словам, без интервенций Центробанка рубль бы укрепился сильнее, а это плохо для экспортеров, которым становится сложнее выходить на рынки. «Вопрос влияния на курс – один из ключевых макропараметров, которыми Минфин совместно с ЦБ серьезно занимается», – подчеркивает А. Силуанов.

Глава Минфина считает приемлемым для экономики курс 60 рублей за доллар США. К этому уровню бизнес, по мнению чиновника, уже адаптировался. А президент Сбербанка Герман Греф полагает, что интервенции ЦБ ослабили курс доллара примерно на 1,5-2 рубля.

Устраивает ли текущий курс предприятия, получающие доходы в иностранной валюте? Первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин считает оптимальным для экспортеров курс 65 рублей за доллар. «На сегодня более или менее комфортным для наших экспортно ориентированных предприятий является «коридор» в 60-70 рублей. Оптимальный курс сегодня, подчеркиваю, именно с точки зрения промышленности – в районе 65 рублей», – рассказал замглавы Минпромторга газете «Известия».

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков считает, что от слабого рубля выигрывают добывающая, оборонная, транспортная и строительная отрасли. Но хотя компании из этих отраслей получат больше рублевой выручки, они и потратят больше на закупку иностранного оборудования и комплектующих. «Для инвестиционных процессов любой компании скорее важен долгосрочный стабильный курс», – резюмирует эксперт.

ФАС: неожиданный удар

Пока чиновники рассуждают, какой валютный курс наиболее комфортен для экспортеров, стивидорные компании решают другие проблемы. Хотя часть выручки у них тоже в иностранной валюте, портовиков больше волнует не макроэкономика, а действия Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Все началось в октябре 2015 года, когда президентская комиссия по ТЭК потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах стивидоров. Затем ФАС запросила у игроков рынка колоссальный объем документов и пришла к выводу о наличии «кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования». Последовали антимонопольные дела, далее Служба решила установить предельную доходность портового бизнеса, а то и вовсе вернуться к госрегулированию.

Среди чиновников мнения о происходящем разделились. Минэкономразвития, скорее, поддержало ФАС, а вот Минтранс выступил категорически против возврата к регулированию. Не было единства и среди грузоотправителей. Те, у кого нет собственных портовых мощностей, не возражают против инициативы антимонопольщиков. А вот грузоотправители – владельцы портов, естественно, госрегулирование не поддерживают. А таких, например, в Совете потребителей услуг ФГУП «Росморпорт» большинство.

Одновременно обсуждалась и идея запрета установления тарифов в иностранной валюте. ФАС даже предполагала, что новые – рублевые – прейскуранты начнут действовать уже с 2017 года. Антимонопольная служба собиралась установить предельные тарифы исходя из выручки стивидора и прогнозируемых объемов перевалки грузов.

Стивидоры категорически против всех этих новшеств. В 2016 году общий объем перевалки в российских портах составил 722 млн тонн – почти в 6,5 раз больше, чем в 1992 году. Причем рост наблюдался даже в кризисные 1998, 2008 и 2014 годы. Причина – незарегулированность отрасли и развитая конкуренция. В России строились современные терминалы, позволяющие конкурировать за грузы и с портами сопредельных стран. Именно поэтому правительство России несколько лет назад и приняло решение о поэтапном дерегулировании портовой сферы.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) активно участвовала в обсуждении инициативы ФАС, в том числе на площадках Открытого правительства, в правительственных комиссиях, совещательных и экспертных органах при Правительстве РФ. Например, Комитет по экономическим и социальным вопросам АСОП подготовил позицию Ассоциации: прежде всего там сказано, что само по себе ценовое регулирование не имеет отношения к поручению президента РФ. Председатель комитета Александр Алексеенко считает предложенные меры ФАС неэффективными и влекущими негативные последствия. Возврат к госрегулированию изменит уже сложившуюся в отрасли систему бизнеса, повлияет на выручку и прибыль стивидоров, а как следствие – на объем инвестиций и социальные программы. По мнению А. Алексеенко, антимонопольная служба не просчитала последствий своего шага для портовой отрасли и экспортного потенциала России.

Аналогичного мнения придерживаются профильные чиновники и независимые эксперты. Важное обсуждение еще в августе 2016 года состоялось в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Выступавший там замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк заявил, что необходимо не возвращать госрегулирование, а усилить эффективность работы контролирующих органов. Советник министра транспорта Алевтина Кириллова добавила, что данные, представленные в расчетах ФАС, зачастую необъективны и требуют дополнительного анализа.

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил целое исследование «Оценка последствий возврата к регулированию ставок в морских портах РФ и применений проекта методических указаний ФАС России». По оценкам генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, возврат к госрегулированию снизит ставки на перевалку грузов на 14-48%, а снижение поступлений налога на прибыль составит 3-37%. Из-за введения тарифов забюрократизируется система отчетности стивидоров. Эксперт допускает избирательное госрегулирование только в отношении компаний, чья вина в злоупотреблении доминирующим положением на рынке доказана.

Зависший проект

Впрочем, сейчас вопрос о возврате к регулированию портовых тарифов не стоит на повестке дня федеральных чиновников. Проект соответствующего приказа (ФАС подготовила его в июле 2016 года) не получил «зеленого света». Поэтому большее беспокойство у портовиков вызывает идея принудительного перехода на расчеты в рублях.

Председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко в разговоре с корреспондентом «Морских портов» напоминает, что в настоящее время компании – резиденты РФ имеют право вести расчеты в иностранной валюте: запрет стал бы нарушением статьи 140 Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

«Новые ограничения возможны только в случае изменения законодательства РФ», – подчеркивает А. Алексеенко. По его словам, АСОП недавно направила соответствующий запрос в Центробанк, в ответ регулятор также напомнил о праве резидентов заключать контракты не в национальной валюте.

В середине ноября прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил ФАС дополнительно проработать вопрос о целесообразности перевода тарифов стивидоров в рубли и представить предложения в Правительство РФ. Окончательного ответа от антимонопольщиков пока не было

Ходят парой

За прошедший год нефть ощутимо подорожала. Если в начале 2016 года баррель Brent стоил $37,6, то к середине февраля 2017 года – уже $56,7 (плюс 50%). Следом, хотя и не так существенно, укрепилась российская валюта. В начале 2016 года за доллар США давали почти 73 рубля, в середине февраля 2017-го – 59 рублей (минус 20%).

Корреляцию национальной валюты и нефти легко отследить на графике. Нефтяные ралли, как правило, выглядят круче валютных, поскольку стоимость рубля сглаживает ряд факторов, в том числе политика Центробанка.

Иногда на валютный курс влияют факторы, напрямую не связанные с черным золотом. Например, падение доллара в феврале 2017 года эксперты объясняли резким притоком этой валюты на биржу, вызванным покупкой «Роснефтью» компании «Башнефть». Аналитики Sberbank CIB напоминали о необходимости покупателя расплатиться до 16 февраля, а на выкуп акций требовалось 64 млрд рублей. Впрочем, в «Роснефти» отказались связывать укрепление рубля с действиями компании.

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...