Рублевые ралли: чего ждать стивидорам?

Российская экономика
Рублевые ралли: чего ждать стивидорам?

Российские чиновники твердо решили не дать рублю укрепиться. Центробанк скупает на бирже доллары и евро, тратя на это «сверхдоходы» бюджета. Под последними понимается разница между фактическими поступлениями в казну и теми, которые были бы при цене нефти $40 за баррель. Это выгодно экспортерам и вообще всем компаниям, получающим валютную выручку.

Но у стивидоров сейчас другая головная боль: Федеральная антимонопольная служба не оставляет попыток перевести портовиков на расчеты в рублях, а то и вовсе вернуть госрегулирование портовых тарифов. И хотя право российских резидентов вести расчеты в валюте прямо закреплено федеральным законодательством, говорить о фиаско антимонопольщиков пока рано.

Александра Васильцева

40, и не доллара больше

С 7 февраля текущего года Центробанк РФ весьма активен на валютном рынке: регулятор скупает «излишки», чтобы, во-первых, выполнить определенные требования бюджета, во-вторых, не позволить рублю слишком укрепиться.

Объясним подробнее. С точки зрения правительства, справедливой является стоимость нефти $40 за баррель. А когда углеводороды, как сейчас, стоят больше – возникает два последствия. Первое – из-за большого притока долларов слишком укрепляется рубль. Второе – бюджет получает сверхдоходы, на которые не рассчитывал.

Разумеется, многие ведомства совсем не против распределить их и потратить, но представители Минфина считают, что все излишки должны идти в Резервный фонд, то есть в «кубышку». Напомним, этот бережливый подход, выработанный еще бывшим главой ведомства Алексеем Кудриным, помог России легче пройти кризис 2008 года, когда государство как раз пустило в ход резервы.

С начала текущего года цена нефти не падала ниже $50 за баррель. По данным Минфина, средняя цена Urals с 15 января по 14 февраля составила $53,25. Как подсчитали в ведомстве, это принесло бюджету в феврале 113 млрд рублей сверхдохода. Речь идет о разнице между тем, сколько налогов казна получила от «нефтянки» фактически, и расчетной суммой налогов при цене барреля $40.

Сверхдоход перечисляется в Центробанк, который в период с 7 февраля по 6 марта покупал на них валюту, в среднем расходуя по 6 млрд рублей в день. Как писал РБК, примерно по 45% резервов направлялось на покупку долларов и евро, оставшиеся 10% – на покупку английских фунтов.

Некоторые аналитики, например главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова, называют такой подход возвращением к поддержке курса, от которой Центробанк официально отказался в ноябре 2014 года. «Российские власти предотвращают укрепление рубля ценой ущемления политики свободного плавания», – пишет Н. Орлова. Экономист полагает, что население и бизнес, поняв, что доллар больше не подешевеет, вновь начнут переводить в эту валюту сбережения и свободные средства. А это создает дополнительные риски.

Больше выручки – меньше оборудования

Между тем действующий министр финансов Антон Силуанов убежден, что его ведомство все делает правильно. По его мнению, главная задача – создать стабильную ситуацию на валютном рынке. «Дело не в том, что мы хотим «сундучить» дополнительные доходы», – говорит чиновник. По его словам, без интервенций Центробанка рубль бы укрепился сильнее, а это плохо для экспортеров, которым становится сложнее выходить на рынки. «Вопрос влияния на курс – один из ключевых макропараметров, которыми Минфин совместно с ЦБ серьезно занимается», – подчеркивает А. Силуанов.

Глава Минфина считает приемлемым для экономики курс 60 рублей за доллар США. К этому уровню бизнес, по мнению чиновника, уже адаптировался. А президент Сбербанка Герман Греф полагает, что интервенции ЦБ ослабили курс доллара примерно на 1,5-2 рубля.

Устраивает ли текущий курс предприятия, получающие доходы в иностранной валюте? Первый заместитель министра промышленности и торговли Глеб Никитин считает оптимальным для экспортеров курс 65 рублей за доллар. «На сегодня более или менее комфортным для наших экспортно ориентированных предприятий является «коридор» в 60-70 рублей. Оптимальный курс сегодня, подчеркиваю, именно с точки зрения промышленности – в районе 65 рублей», – рассказал замглавы Минпромторга газете «Известия».

Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков считает, что от слабого рубля выигрывают добывающая, оборонная, транспортная и строительная отрасли. Но хотя компании из этих отраслей получат больше рублевой выручки, они и потратят больше на закупку иностранного оборудования и комплектующих. «Для инвестиционных процессов любой компании скорее важен долгосрочный стабильный курс», – резюмирует эксперт.

ФАС: неожиданный удар

Пока чиновники рассуждают, какой валютный курс наиболее комфортен для экспортеров, стивидорные компании решают другие проблемы. Хотя часть выручки у них тоже в иностранной валюте, портовиков больше волнует не макроэкономика, а действия Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

Все началось в октябре 2015 года, когда президентская комиссия по ТЭК потребовала прекратить использовать валюту во внутренних расчетах стивидоров. Затем ФАС запросила у игроков рынка колоссальный объем документов и пришла к выводу о наличии «кратного роста цен на стивидорные услуги с момента отмены регулирования». Последовали антимонопольные дела, далее Служба решила установить предельную доходность портового бизнеса, а то и вовсе вернуться к госрегулированию.

Среди чиновников мнения о происходящем разделились. Минэкономразвития, скорее, поддержало ФАС, а вот Минтранс выступил категорически против возврата к регулированию. Не было единства и среди грузоотправителей. Те, у кого нет собственных портовых мощностей, не возражают против инициативы антимонопольщиков. А вот грузоотправители – владельцы портов, естественно, госрегулирование не поддерживают. А таких, например, в Совете потребителей услуг ФГУП «Росморпорт» большинство.

Одновременно обсуждалась и идея запрета установления тарифов в иностранной валюте. ФАС даже предполагала, что новые – рублевые – прейскуранты начнут действовать уже с 2017 года. Антимонопольная служба собиралась установить предельные тарифы исходя из выручки стивидора и прогнозируемых объемов перевалки грузов.

Стивидоры категорически против всех этих новшеств. В 2016 году общий объем перевалки в российских портах составил 722 млн тонн – почти в 6,5 раз больше, чем в 1992 году. Причем рост наблюдался даже в кризисные 1998, 2008 и 2014 годы. Причина – незарегулированность отрасли и развитая конкуренция. В России строились современные терминалы, позволяющие конкурировать за грузы и с портами сопредельных стран. Именно поэтому правительство России несколько лет назад и приняло решение о поэтапном дерегулировании портовой сферы.

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) активно участвовала в обсуждении инициативы ФАС, в том числе на площадках Открытого правительства, в правительственных комиссиях, совещательных и экспертных органах при Правительстве РФ. Например, Комитет по экономическим и социальным вопросам АСОП подготовил позицию Ассоциации: прежде всего там сказано, что само по себе ценовое регулирование не имеет отношения к поручению президента РФ. Председатель комитета Александр Алексеенко считает предложенные меры ФАС неэффективными и влекущими негативные последствия. Возврат к госрегулированию изменит уже сложившуюся в отрасли систему бизнеса, повлияет на выручку и прибыль стивидоров, а как следствие – на объем инвестиций и социальные программы. По мнению А. Алексеенко, антимонопольная служба не просчитала последствий своего шага для портовой отрасли и экспортного потенциала России.

Аналогичного мнения придерживаются профильные чиновники и независимые эксперты. Важное обсуждение еще в августе 2016 года состоялось в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Выступавший там замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Стасюк заявил, что необходимо не возвращать госрегулирование, а усилить эффективность работы контролирующих органов. Советник министра транспорта Алевтина Кириллова добавила, что данные, представленные в расчетах ФАС, зачастую необъективны и требуют дополнительного анализа.

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) подготовил целое исследование «Оценка последствий возврата к регулированию ставок в морских портах РФ и применений проекта методических указаний ФАС России». По оценкам генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, возврат к госрегулированию снизит ставки на перевалку грузов на 14-48%, а снижение поступлений налога на прибыль составит 3-37%. Из-за введения тарифов забюрократизируется система отчетности стивидоров. Эксперт допускает избирательное госрегулирование только в отношении компаний, чья вина в злоупотреблении доминирующим положением на рынке доказана.

Зависший проект

Впрочем, сейчас вопрос о возврате к регулированию портовых тарифов не стоит на повестке дня федеральных чиновников. Проект соответствующего приказа (ФАС подготовила его в июле 2016 года) не получил «зеленого света». Поэтому большее беспокойство у портовиков вызывает идея принудительного перехода на расчеты в рублях.

Председатель Комитета по экономике и социальным вопросам АСОП Александр Алексеенко в разговоре с корреспондентом «Морских портов» напоминает, что в настоящее время компании – резиденты РФ имеют право вести расчеты в иностранной валюте: запрет стал бы нарушением статьи 140 Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

«Новые ограничения возможны только в случае изменения законодательства РФ», – подчеркивает А. Алексеенко. По его словам, АСОП недавно направила соответствующий запрос в Центробанк, в ответ регулятор также напомнил о праве резидентов заключать контракты не в национальной валюте.

В середине ноября прошлого года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил ФАС дополнительно проработать вопрос о целесообразности перевода тарифов стивидоров в рубли и представить предложения в Правительство РФ. Окончательного ответа от антимонопольщиков пока не было

Ходят парой

За прошедший год нефть ощутимо подорожала. Если в начале 2016 года баррель Brent стоил $37,6, то к середине февраля 2017 года – уже $56,7 (плюс 50%). Следом, хотя и не так существенно, укрепилась российская валюта. В начале 2016 года за доллар США давали почти 73 рубля, в середине февраля 2017-го – 59 рублей (минус 20%).

Корреляцию национальной валюты и нефти легко отследить на графике. Нефтяные ралли, как правило, выглядят круче валютных, поскольку стоимость рубля сглаживает ряд факторов, в том числе политика Центробанка.

Иногда на валютный курс влияют факторы, напрямую не связанные с черным золотом. Например, падение доллара в феврале 2017 года эксперты объясняли резким притоком этой валюты на биржу, вызванным покупкой «Роснефтью» компании «Башнефть». Аналитики Sberbank CIB напоминали о необходимости покупателя расплатиться до 16 февраля, а на выкуп акций требовалось 64 млрд рублей. Впрочем, в «Роснефти» отказались связывать укрепление рубля с действиями компании.

Морские порты №1 (2017)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Строители завершили сбор пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Кубани

Строители завершили сбор пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Кубани Строители завершили сборку пролетов автодорожной части Крымского моста со стороны Краснодарского кра...

ОСК не приняла решения о вхождении завода «Красные баррикады» в состав холдинга

ОСК не приняла решения о вхождении завода «Красные баррикады» в состав холдинга «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) не приняла окончательного решения о включен...

Российская экономика

Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики - эксперты

Северный широтный ход даст импульс к развитию морских портов Арктики - эксперты Строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход в ЯНАО позволит не только расширить д...

Астраханское судостроительное объединение возрождает судоремонт

Астраханское судостроительное объединение возрождает судоремонт На Астраханском судостроительном производственном объединении (АСПО, входит в ОСК) завершила...

Транспортная политика

Казахстан предлагает РФ и Белоруссии совместно развивать терминалы в Иране и дороги в Афганистане

Казахстан предлагает РФ и Белоруссии совместно развивать терминалы в Иране и дороги в Афганистане Казахстан предлагает партнерам по Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) - Р...

Европа не даст Прибалтике денег на «развод» с Россией

Европа не даст Прибалтике денег на «развод» с Россией Ни одна прибалтийская инициатива не попала в список приоритетных проектов Евросоюза, которым положен...

Морские порты

Порт Новороссийск возобновит отгрузку нефти после шторма

Порт Новороссийск возобновит отгрузку нефти после шторма Отгрузка нефти в порту Новороссийск после шторма возобновится к вечеру среды, 13 декабря, сообщил оф...

«Транснефть» надеется, что стратегия НМТП будет утверждена в I полугодии 2018 года

«Транснефть» надеется, что стратегия НМТП будет утверждена в I полугодии 2018 года ПАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) может разработать новую стратегию в течени...




Морской транспорт

Танкер «Ислам Сафарли» скоро выйдет в открытое море

Танкер «Ислам Сафарли» скоро выйдет в открытое море В судоремонтно-строительном заводе «Зых» завершается капитальный ремонт танкера «Ислам Сафарли», при...

Ставки на контейнерные перевозки вновь выросли на маршрутах в Европу

Ставки на контейнерные перевозки вновь выросли на маршрутах в Европу Спотовые ставки выросли на маршрутах контейнерных перевозок в Европу, но продолжили снижаться на сер...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД рассчитывают к 2025 г. увеличить доходы от зарубежных проектов в 1,7 раза - до 800 млрд руб.

РЖД рассчитывают к 2025 г. увеличить доходы от зарубежных проектов в 1,7 раза - до 800 млрд руб. Холдинг «Российские железные дороги» ожидает, что к 2025 году доходы от проектов за рубежом составят...

Fesco не участвовала в покупке «Енисей Капиталом» акций «Трансконтейнера»

Fesco не участвовала в покупке «Енисей Капиталом» акций «Трансконтейнера» Транспортная группа Fesco - одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России - н...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...