Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Ж/Д транспорт
Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект транспортного и экономического развития. Она превратит российские моногорода в точки роста, повысит мобильность трудового населения, привлечет новые грузопотоки на территорию России. Чем будет полезна линия для грузовладельцев и перевозчиков и когда они смогут ей воспользоваться?

Ольга Гольдберг

Глобальный проект

ВСМ Москва – Казань рассматривается как первый этап строительства российского участка глобального транспортного коридора между Европой и Азией. ВСМ состоит из четырех участков: Москва – Владимир, Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары и Чебоксары – Казань. В дальнейшем магистраль планируют продлить до Пекина и интегрировать в проект Нового шелкового пути, который свяжет Китай с рынками европейских и ближневосточных государств.

Проект получил начало в 2013 году. После успешного запуска в 2009 году «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом правительство РФ приняло решение развивать высокоскоростное железнодорожное движение. В октябре 2014 года Минтранс России, ОАО «РЖД», Государственный комитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» подписали меморандум о совместной разработке Евразийского высокоскоростного транспортного коридора «Москва – Пекин», включающего приоритетный проект ВСМ Москва – Казань. Заказчиком проекта стала компания «Скоростные магистрали» – дочерняя структура ОАО «РЖД».

Изначально магистраль планировали построить к 2018 году, к чемпионату мира по футболу. (К этому событию в Нижнем Новгороде и Казани возводятся стадионы для проведения международных матчей чемпионата.) Затем сроки неоднократно переносились из-за проблем как с инвестициями, так и с проектированием.

На сегодняшний день закончено проектирование первого участка (от Москвы до Владимира), документация передана в Главгосэкспертизу. Проектно-сметная документация для второго и третьего участков (Владимир – Нижний Новгород, Нижний Новгород – Чебоксары) должна быть готова в первом полугодии 2017 года. Однако РЖД попросили правительство сдвинуть сроки предоставления на госэкспертизу документов на третий участок в связи с технологической сложностью работ, из-за чего пришлось пересмотреть график финансирования.

По словам генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, при подготовке проектной документации всегда появляются новые факторы, которые чаще всего ведут к удорожанию проекта, а при нехватке ресурсов любое увеличение вложений требует проработки и понимания источников их покрытия.

Начать строительство в 2017 году, как планировали в РЖД, не получится, поскольку не завершен этап проектирования. В ноябре 2016 года президент РЖД заявил, что сроки запуска ВСМ Москва – Казань перенесены с 2020 года на 2022–2023 годы, отметив при этом, что «активная работа по этому направлению не останавливалась ни на минуту».

П. Иванкин предполагает, что это не последний перенос сроков, и «все будет зависеть от определения источников финансирования и скорости реализации этапов проекта».

Схема финансирования

Финансироваться проект будет на принципах ГЧП в форме концессии в две фазы: Москва – Нижний Новгород и Нижний Новгород – Казань. Стоимость проекта – 1,2 трлн рублей. Из них на инфраструктуру первой фазы запланировано потратить 613 млрд рублей, на инфраструктуру второй фазы – 501 млрд рублей, на приобретение подвижного состава – 85 млрд рублей.

Проектирование магистрали ведет российско-китайский консорциум в составе ОАО «Мосгипротранс», ОАО «Нижегородметропроект», China Railway Eryuan Engineering Group. РЖД профинансируют проектные работы в 2017 году за счет собственных средств (6,4 млрд из 6,5 млрд рублей). Привлекать заемные средства на проектирование не планируется.

Строительство магистрали, напротив, будет вестись в основном на средства участников. Глава РЖД Олег Белозеров заявил о стремлении обойтись при строительстве без привлечения государственных средств и пояснил, что концессионное соглашение предполагает внесение со стороны РЖД 50 млрд рублей, остальное составят средства участников проекта: «Как структурируется концессионное соглашение: обычно на 10% вклада в уставной капитал, дальше все является заемным финансированием».

Кто будет делать первоначальный взнос, госбюджет или РЖД, пока не решено. Зато уже ясно, что финансирование из федерального бюджета на ВСМ Москва – Казань сократится в 2017 году на 30%, до 6,5 млрд рублей. Средства были заложены в инвестпрограмму РЖД, но она на 2017 год уменьшена со стороны государства на 65,3 млрд рублей по проектам государственного значения.

Главным инвестором проекта выступит Китай. Консорциум «Шелковый путь» вкладывает в акционерный капитал первого участка магистрали (от Москвы до Нижнего Новгорода) 52 млрд рублей и 1 млрд долларов будет инвестировать во второй участок (от Нижнего Новгорода до Казани). China Development Bank предоставляет кредит на 400 млрд рублей сроком на 20 лет.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин в интервью ТАСС в ноябре 2016 года подтвердил договоренности с китайской стороной: «Речь идет о более чем 500 млрд рублей инвестиций со стороны наших китайских партнеров. Это и заемные средства, и вклад в капитал». Сейчас, по словам А. Мишарина, обсуждается «объем использования китайских технологий при обязательном условии их локализации на территории России, а также стоимость денег».

Также «Скоростные магистрали» ведут переговоры о финансировании с консорциумом «Немецкая инициатива», который предложил инвестиции сначала в размере 2,7 млрд евро, а затем пообещал привлечь в проект еще 800 млн евро и увеличить предложение до 3,5 млрд евро. В состав консорциума входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании.

Однако среди условий сотрудничества – поставка немецких технологий и техники, что идет вразрез с задачами российской стороны по развитию производства внутри страны. Как отметил А. Мишарин, выделение денег – это не единственное условие: «Важно, на каких условиях они даются, то есть соответствует ли это нормам локализации производства, требует ли это государственных гарантий и так далее».

От «Немецкой инициативы» ждут проект межправительственного соглашения, где будут учтены эти факторы.

Особенности магистрали

Презентацию проектных решений, вокзальных комплексов и подвижного состава глава «Скоростных магистралей» провел на форуме «Транспорт России – 2016» в Москве 2 декабря 2016 года. Он отметил, что по высокоскоростной магистрали планируется перевозить легкие грузы с высокой добавленной стоимостью по принципу авиационного контейнера. По его словам, только перевозка почтовых грузов в регионах трассы тяготения может добавить более 1 млрд рублей выручки перевозчику.

Большинство технических решений, которые будут использованы при реализации проекта, применяются в нашей стране впервые. Около 1,5 тыс. км будут проложены по безбалластному железнодорожному пути (на жесткой основе). Кроме того, специально для магистрали на основе математического моделирования разработана контактная сеть КС-400.

Из общих 770 км трассы 150 км пройдут по искусственным сооружениям, которых на ВСМ будет 795. Среди них 3 моста через Волгу (длиной 4 км), Оку и Суру, 50 больших мостов общей протяженностью 31 км, 78 средних мостов, 49 эстакад общей протяженностью 77 км, 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных, 454 водопропускных трубопровода.

Высокоскоростные грузовые поезда разрабатывают в нескольких странах. РЖД работают сейчас над концепцией поезда, аналогичного пассажирскому. Его конструкция позволит перевозить 300-600 тонн груза со скоростью 300 км/ч.

Китай анонсировал работу над инновационным высокоскоростным поездом, который будет развивать скорость до 400 км/ч. Поезд можно будет использовать как на китайских железнодорожных путях, так и на ВСМ Москва – Казань. Благодаря наличию специальных колесных пар их не придется заменять на границах государств, имеющих разные размеры дорожной колеи, а можно будет подгонять к стандартам.

Как рассказал А. Мишарин, в настоящее время РЖД рассматривают различные варианты подвижного состава для ВСМ от разных производителей. «Главное, что подвижной состав будет создаваться на совместном предприятии в России. Вопрос локализации является необходимым условием», – напомнил он.

Ближайшие перспективы

Президент РЖД Олег Белозеров в середине 2016 года обозначал ближайшие шаги в работе над проектом в таком порядке: после завершения стадии проектирования «уточнить стоимость работ, определиться с финансовой моделью, рассчитать нагрузки на экологию и прочие составляющие». Но в начале ноября правительство РФ потребовало «повторно обеспечить качественную доработку» финансовой и организационно-правовой моделей ВСМ: проработать механизм концессии, оценить предлагаемые условия финансирования, пересчитать пассажиропоток.

По мнению П. Иванкина, желание доработать модель до выбора партнера по проекту связано с тем, что проблемы с бюджетом заставляют российское правительство закладывать дополнительные инструменты снижения суверенных рисков.

Заинтересованных в проекте, несмотря на сложности и задержки, не становится меньше. Это, собственно, и РЖД, которые даже в условиях сокращения госучастия не замораживают проект в отличие от остальных проектов государственной важности, и иностранные инвесторы, оспаривающие между собой право заплатить за строительство инфраструктуры и подвижного состава.

Теперь дело за окончательной детальной проработкой проекта. Глобальные стройки почти всегда не укладываются в запланированные сроки, но это, наверное, не столь важно. Важнее, чтобы в главном расчеты оправдались, чтобы ВСМ Москва – Казань оправдала свое предназначение первой ласточки в освоении российского транспортно-транзитного потенциала на высоких скоростях между Европой и Азией.

Нужно строить до Пекина!

Глава информационно-аналитического агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что о высоком потенциале использования ВСМ для грузового движения можно говорить, только если железнодорожная магистраль будет начинаться в Китае.

Если движение грузовых составов будет идти только ночью, как это делается в Германии на линиях Ганновер – Вюрцбург, Мангейм – Штутгарт и Нюрнберг – Ингольштадт, то ВСК Москва – Казань ждет непростая конкуренция с ускоренными контейнерными поездами (в проекте «Транссиб за семь суток» скорость поездов достигает 1050 км в сутки) и с автотранспортом из столицы в Нижний Новгород и в Казань.

Продление ВСК Москва – Казань до Екатеринбурга и дальше через территории Казахстана и Монголии до Пекина даст сокращение транзитной перевозки грузов из Европы в Китай (или из Китая в Европу) в 30 раз – с 60 дней по морю до 2 дней по высокоскоростной магистрали, но это вопрос не самого ближайшего будущего. А пока в первые пять лет предстоит построить отрезок от Москвы до Казани.

Характеристики ВСМ Москва – Казань

Протяженность – 770 км.

Эксплуатационная скорость:

пассажирские поезда – до 360 км/ч;

грузовые поезда – до 300 км/ч.

Стоимость – 1,2 трлн рублей.

Прогноз по пассажирским перевозкам на период с 2020 по 2050 год:

пассажиропоток вырастет в 5 раз – с 4,7 млн до 24 млн человек в год.

Время в пути на магистрали сократится в 4 раза – с 14 часов до 3,5 часов.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого

Столкнувшийся с эсминцем ВМС США контейнеровоз шел под управлением авторулевого Столкнувшийся у берегов Японии с эсминцем ВМС США Fitzgerald контейнеровоз ACX Crystal шел под управ...

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии

Русские парусники - звездные участники крупнейшего морского фестиваля в Голландии Учебный парусник «Мир» 22 июня прибыл в порт Ден Хелдер (Нидерланды) для участия в крупнейше...

Российская экономика

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда»

Главгосэкспертиза одобрила строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда» Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проектную документацию второй очереди ст...

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока»

В.Путин с борта крупнейшего судна-трубоукладчика оценит ход строительства «Турецкого потока» Президент России Владимир Путин в пятницу совершит рабочую поездку в Краснодарский край. Как сообщил...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга

«Балтийское морское буксирное агентство» впервые осуществило буксировку танкера в порту Усть-Луга ООО «Балтийское морское буксирное агентство» (БМБА)  осуществило первую для компан...

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы

Таганрогский порт проводит индексацию заработной платы Акционерное общество «Таганрогский морской торговый порт» с 01 июля 2017 года повышает для работнико...




Морской транспорт

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода

Плавучий маяк «Ирбенский» покинул акваторию Кронштадтского морского завода Кронштадтский морской завод завершил ремонтные работы на маяке «Ирбенский». Утром 23 июня буксиры вы...

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти

Трафик через Суэцкий канал продолжает расти Трафик судов через Суэцкий канал в прошлом месяце продолжил начавшийся в марте рост, следует из данн...

Речной транспорт

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Ж/Д транспорт

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2

«Трансконтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся станций МЖД на Ворсино и Кунцево-2 ПАО «ТрансКонтейнер» может перераспределить грузы с закрывающихся грузовых станций Курская и Павелец...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...