Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Морской транспорт
Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело к широкому использованию на судах дистиллятных топлив (ДТ) с низким содержанием серы. Однако в процессе технологического удаления серных соединений в ДТ также удаляются поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые способствуют образованию смазывающих пленок на поверхности металла. При этом удаляются не только ПАВ, но и соединение серы, обладающее высокими противоизносными свойствами. Вследствие этого происходит повышенный износ прецизионных пар топливной аппаратуры судовых дизелей.

Aндрей Надежкин, профессор кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания ФГБОУ ВО МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Лыу Куанг Хиеу, аспирант кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания ФГБОУ ВО МГУ им. адм. Г.И. Невельского

Как уменьшить износ топливной аппаратуры?

Экономичность и надежность судовых дизелей в значительной степени зависит от технического состояния топливной аппаратуры. Износ их деталей приводит к потере гидроплотности, снижению мощности судовых дизелей и перерасходу топлива. Поэтому необходимо найти способы улучшения противоизносных свойств судовых низкосернистых ДТ. Результаты испытаний показали, что добавление растительного масла в малосернистое судовое ДТ улучшает его смазывающую способность. Это обусловлено тем, что в химическом составе растительного масла содержится значительное количество органических ПАВ, в частности олеиновых кислот, которые способствуют созданию хемосорбционных пленок на поверхности металла в процессе трения, в результате чего уменьшается износ топливной аппаратуры.

В табл. 1 представлены физическо-химические показатели наиболее распространенных растительных масел.

Таблица 1. Физическо-химические показатели растительных масел

Наименование показателя

Соевое

Пальмовое масло

Рапсовое масло

Подсолнечное масло

Плотность при 20°С, кг/м3

924

943

916

923

Кинематическая вязкость при 40°С, сСт

31,2

105,99

42,1

30,7

Массовая доля серы, %

0

0

0,005

0

Кислотное число, мг КОН/г

0,003

2,59

4,46

2,14

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С

243

224

255

243

Температура остывания, °С

–12

+30

-20

-16

Содержание, % (масс):

С

77,5

77,6

78,0

77,6

Н

11,5

12,0

10,0

11,5

О

11,0

11,4

12,0

10,9

Коксуемость 10%-ного остатка, % (масс)

0,44

-

0,4

0,51

Масло растительное

Анализ представленных данных физико-химических свойств растительных масел показывает, что в молекулах растительных масел содержится значительное количество атомов кислорода (около 10%). Это приводит к некоторому снижению их теплоты сгорания. Но одновременно это снижает и температуру их сгорания в дизельных двигателях, вследствие чего значительно улучшаются экологические свойства этих топлив. В исследованиях работы дизелей на растительных маслах отмечается снижение дымности отработавших газов и содержания в них продуктов неполного сгорания топлива. Большим достоинством топлив из растительных масел является практически полное отсутствие серы.

Температура вспышки всех масел, как следует из данных табл. 1, практически одинаковая и находится в пределах 224-255°С. Растительные масла при нормальных условиях представляют собой маслянистые жидкости с повышенными по сравнению с ДТ плотностью и кинематической вязкостью. Вязкость всех масел больше, чем вязкость ДТ, особенно высокий этот показатель у пальмового масла (ПМ). Кроме того, это масло отличается от остальных температурой застывания. Она составляет +30°C, в то же время, как у других растительных масел, она ниже 0°C. Вследствие этого использование пальмового масла как компонента смесевого топлива для судовых дизелей на территории России весьма затруднено, однако для стран Юго-Восточной Азии этот вопрос является актуальным.

Эксперимент по определению трибологических свойств смеси ДТ и растительных масел проводился на четырехшариковой машине трения. Результаты испытаний представлены на рис. 1.

Рис. 1. Влияние концентрации растительных масел в смеси на ДПИ

Как следует из полученных результатов (см. рис. 1), величина диаметра пятна износа (ДПИ) значительно уменьшается при добавлении любых растительных масел в ДТ. Особенно это проявляется при концентрации до 1%. C 3% массы ПМ уменьшение ДПИ уже не так значительно. Увеличение концентрации растительного масла более 3% оказывает слабое влияние на противоизносные свойства судовых ДТ. ДПИ практически не уменьшается.

В качестве объектов исследования выбраны судовое ДТ и пальмовое масло – наиболее распространенное растительное масло в Юго-Восточной Азии. Влияние смеси ДТ и пальмового масла на эксплуатационные показатели судовых дизелей мало изучено.

Жирные кислоты, являющиеся основным компонентом растительных масел, представляют собой высокомолекулярные кислородсодержащие соединения с углеводородным основанием. По своей химической структуре они схожи с углеводородами, входящими в состав нефтяного дизельного топлива. При добавлении ПМ в ДТ оно полностью растворяется, образуется стабильная коллоидная смесь. Фотографии проб смесевых топлив и исходного ДТ приведены на рис. 2. Как видно из фотографии, смесь судового дистиллятного топлива и растительного пальмового масла является устойчивой композицией, которая стабильна и не расслаивается в течение длительного времени.

Рис. 2. Смесь ДТ с 5% пальмового масла при температуре 25°С

1 – первый день после смешения; 2 – пятый день дней после смешения; 3 – вторая неделя после смешения; 4 – четвертая неделя после смешения

Лабораторные исследования трибологических свойств смесевых ДТ с пальмовым маслом показывают, что положительные результаты достигаются при концентрации ПМ до 5% массы. Поэтому были изготовлены лабораторные образцы смесевого топлива с концентрацией ПМ 1, 3, 5%. Детальные исследования их физико-химических свойств выполнены в учебно-научной испытательной лаборатории химмотологии МГУ им. адм. Г.И. Невельского (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.21HX56). В табл. 2 представлены результаты всесторонних исследований смесевых топлив.

Таблица 2. Физическо-химические свойства смеси ДТ и пальмового масла

Наименование показателя

ДТ

Пальмовое масло

1%

3%

5%

Плотность при 20°С, кг/м3

843

952

843

844,5

846

Кинематическая вязкость при 40°С, сСт

3,29

105,99

3,35

3,53

3,68

Массовая доля серы, %

0,232

0

0,223

0,212

0,210

Кислотное число, мг КОН/г

0

2,59

0,03

0,1

0,22

Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С

73

243

75

78

80

Фракционный состав:

Температура перегонки 10%

181

-

183

184

183

Температура перегонки 50%

271

-

271

274

274

Температура перегонки 95%

361

-

359

360

360

Коксуемость 10%-ного остатка, % (масс)

0,076

0,2458*

0,113

0,185

0,274

Зольность

0,0061

0,0287

0,0070

0,0067

0,0070

* Коксуемость пальмового масла

Смесевое топливо

Из полученных результатов следует, что у смесевого топлива с максимальной концентрацией ПМ 5% вязкость изменяется на 11,8%, с 3,29 до 3,68 сСт. Поэтому при работе судна в тропических широтах не требуется модернизация системы топливоподготовки путем установки дополнительных подогревателей.

Смолистые вещества, находящиеся в пальмовом масле, способствуют увеличению коксуемости смесевых топлив. При добавлении до 5% массы ПМ в судовое ДТ его коксуемость не выходит за границы значений, которые установлены требованиями стандартов на морские бункерные топлива ISO 8217-2012 и ГОСТ 32510-2013. По требованию стандартов коксуемость 10%-ного остатка судовых ДТ должна не превышать 0,3%, а коксуемость смесевых топлив достигает 0,274% при добавлении в них 5% ПМ по массе. Дальнейшее увеличение концентрации ПМ в составе смесевого топлива приводит к росту величины коксуемости и превышению значения этого показателя, установленного ограничением требованиям стандартов. По этой причине добавка ПМ в смесевое топливо в концентрации более 5-7% недопустима, так как в результате добавления такого количества ПМ в ДТ происходит повышенное нагарообразование, образуются отложения на форсунках и камере сгорания судовых дизелей.

Вторым показателем, лимитирующим концентрацию ПМ в составе смесевого топлива, является кислотное число (см. табл. 2). Повышенная кислотность топлив вызывает коррозию деталей системы топливоподачи и двигателя. Требованиями вышеуказанных стандартов величина этого показателя у судовых ДТ не должна превышать 0,5 мг КОН/г, в то время как у ПМ измеренное значение этого параметра составляет 2,59 мг КОН/г (см. табл. 2). При добавлении 5% ПМ значение кислотного числа у смесевого топлива значительно возрастает по сравнению с исходным ДТ и составляет 0,22 мг КОН/г.

Используя принцип аддитивности, нетрудно определить, что для данных образцов ДТ и ПМ предельная концентрация ПМ в смесевом топливе не должна превышать 15%. Однако если исходные кислотные числа компонентов смесевого топлива будут выше, то концентрация ПМ в составе композиции должна быть меньше. Для максимально допустимого значения кислотного числа у ПМ, равного 10 мг КОН/г, содержание в смесевом топливе ПМ не должно превышать 5%..

Заключение

Таким образом, в результате проведенных исследований установлено, что:

ПМ растворяется полностью в судовом ДТ и образует устойчивую и стабильную смесь в течение длительного времени.

Композиция ПМ улучшает трибологические характеристики судовых ДТ, когда концентрация ПМ находится в пределе от 1-3% массы. Увеличение концентрации ПМ более 3% практически не приводит к снижению величины ДПИ.

Увеличение количества ПМ в смесевом ДТ более 5% приводит к ухудшению таких физико-химических показателей, как коксуемость и кислотное число. В результате их значения превышают предельные уровни, установленные требованиями стандартов на судовое топливо. По этой причине, а также на основании выполненных исследований трибологических характеристик смесевых ДТ концентрация ПМ в составе такого топлива не рекомендуется более 3% масс.

Морской флот №4 (2016)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Топливо для судов освободят от вывозных таможенных пошлин

Топливо для судов освободят от вывозных таможенных пошлин Топливо, масла и смазочные материалы для судов и буровых установок, которые используются в исключите...

Балтфлот взял под наблюдение группу кораблей НАТО в Балтийском море

Балтфлот взял под наблюдение группу кораблей НАТО в Балтийском море Российские военные следят за четырьмя кораблями НАТО, зашедшими в четверг в Балтийское море, сообщил...

Российская экономика

Россия запретила экспорт нефти на Украину

Россия запретила экспорт нефти на Украину Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

ГТЛК успешно разместила 6-летний выпуск еврооблигаций на 500 млн долларов США

ГТЛК успешно разместила 6-летний выпуск еврооблигаций на  500 млн долларов США Публичное акционерное общество «Государственная транспортная лизинговая компания» (ПАО «ГТЛК»...

Транспортная политика

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей

Медведев рассказал о планах расширения крупнейших транспортных магистралей Премьер-министр РФ Дмитрий   Медведев, выступая с ежегодным отчетом в Госдуме, сообщил о&n...

Проблемы торговой логистики обсудят на Крымском транспортном форуме

Проблемы торговой логистики обсудят на Крымском транспортном форуме О влиянии торговой логистики на ценообразование и о многом другом - на VI Крымском транспортном фору...

Морские порты

Находкинский МТП получил положительное заключение на строительство объектов очистных сооружений

Находкинский МТП получил положительное заключение на строительство объектов очистных сооружений Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение Главгосэкспертизы России и разре...

Материалы IV форума «Инфраструктура портов». Информационные системы не работают без надежных каналов связи

Материалы IV форума «Инфраструктура портов». Информационные системы не работают без надежных каналов связи Представитель компания «Инфинет» Владимир Сафронов, выступая на практической сессии IV Всероссийског...




Морской транспорт

Власти Пусана конфисковали протаранившее мост российское судно

Власти Пусана конфисковали протаранившее мост российское судно Seagrand изъято мэрией города, на нем теперь корейский экипаж.

Новороссийский судоремонтный завод завершил ремонтные работы на круизном теплоходе «Князь Владимир»

Новороссийский судоремонтный завод завершил ремонтные работы на круизном теплоходе «Князь Владимир» Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что 16 апреля 2019 года на Плавдоке стр. №190 ...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

FESCO и «Терминал Морской Рыбный Порт» будут развивать контейнерные перевозки между Санкт-Петербургом и Владивостоком

FESCO и «Терминал Морской Рыбный Порт» будут развивать контейнерные перевозки между Санкт-Петербургом и Владивостоком Транспортная группа FESCO («FESCO») и ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» (ТМРП) дого...

Сергей Гончаров: «Гармонично развивать тяжеловесное движение в россии с текущей долгосрочной программой развития РЖД не получится»

Сергей Гончаров: «Гармонично развивать тяжеловесное движение в россии с текущей долгосрочной программой развития РЖД не получится» Принятая долгосрочная программа развития (ДПР) ОАО «РЖД» не учитывает некоторые технологичес...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...