План на 2017 год: спасение регионов и поддержка отраслей

Российская экономика
План на 2017 год: спасение регионов и поддержка отраслей

Правительство РФ подготовило очередной антикризисный план. Правда, теперь он называется «Перечень мер по поддержке экономики». Приоритеты – кредиты регионам, финансирование нацпроектов, поддержка отдельных отраслей. Впрочем, конкретика плана в значительной степени появится только к лету, когда власти поймут, сколько у них есть денег. В целом план правительства – это, как и прежде, затыкание дыр, а не попытка структурно изменить экономику. Структурных изменений до выборов 2018 года вообще не стоит ждать.

Александра Васильцева

План без конкретики

Новый министр экономического развития Максим Орешкин в середине декабря 2016 года направил в правительство План мер по поддержке экономики в 2017 году. СМИ отмечают, что документ уже не носит название «антикризисный план»: чиновники как будто дают понять, что трудности позади.

Между тем конкретики в документе очень мало. Самое главное – пока непонятно, сколько денег правительство готово выделить на эти меры. Причем это понимание появится не раньше конца первого квартала 2017 года.

Надо отметить, что в коридорах власти сейчас разрабатывают целый ряд документов и программ, посвященных развитию экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Во-первых, это комплексный план действий на 2018-2025 годы. В ежегодном послании к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать комплекс мер, которые позволили бы российской экономике обогнать мировую по темпам роста уже на рубеже 2019-2020 годов. После этого премьер-министр Дмитрий Медведев поручил кабинету министров сформулировать свои предложения к 9 марта 2017 года.

Во-вторых, Центр стратегических разработок бывшего министра финансов Алексея Кудрина должен к лету 2017 года представить свою программу. Данная программа была заказана лично президентом Путиным еще летом 2016 года.

Наконец, сам план Орешкина будет полностью готов лишь к середине 2017 года, когда у чиновников появится понимание, сколько они готовы потратить на поддержку экономики.

Все три документа должны быть скоординированы между собой. Пока в плане Орешкина точно присутствуют две статьи. На бюджетные кредиты регионам планируется выделить 200 млрд рублей. Еще почти 180 млрд предусмотрены на приоритетные проекты правительства (нацпроекты). Деньги пойдут через так называемый проектный офис. Суммарно эти 380 млрд рублей уже заложены в бюджет на 2017-2019 годы.

Еще один пункт плана Минэкономразвития – выделение почти 110 млрд рублей на поддержку отраслей. Источник этих денег пока не ясен. Не исключено, что в ход пойдут дополнительные средства от приватизации. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев предполагает, что в 2017 году государство может получить от распродажи активов 300 млрд рублей вместо запланированных 138 млрд.

Тепловозы и станки

Газета «КоммерсантЪ» подчеркивает, что один из пунктов плана Орешкина называется «Выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад». В антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям, отмечает издание. А поддержка проигрывающих секторов осуществлялась через банки.

«В плане – оперативные меры в отношении секторов экономики, испытывающих сложности, а также мероприятия по мониторингу рынка труда и поддержке регионов. Более полные структурные предложения будут готовы к маю 2017 года», – сообщил журналистам замминистра экономического развития Олег Фомичев.

По его словам, выделенные на поддержку отраслей 110 млрд рублей среди прочего будут направлены на автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность. А, например, продления субсидирования ипотеки в плане нет.

Глава Минфина Антон Силуанов позже уточнил, что главным получателем отраслевой поддержки станет автопром. «Помимо этих 110 млрд рублей необходим запас для маневра с тем, чтобы иметь возможность отреагировать в ходе исполнения бюджета на ситуации, которые невозможно предусмотреть», – добавил министр финансов. По его прикидкам, такие резервы должны составить 20-30 млрд рублей.

Как пример проектов, претендующих на поддержку, «Коммерсант» называет финансирование пилотных партий станков и промышленных линий, а также субсидии покупателям маневровых электровозов.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания. Субсидии в 2017 году будут получать покупатели, а не производители инновационного подвижного состава, обращают внимание «Ведомости». Дотация составит 400 млн рублей при покупке локомотива и 300 тыс. при покупке вагона. Общая запланированная величина субсидий – 5 млрд рублей.

Субсидии достанутся именно покупателям, потому что с 2017 года им запрещено продлевать срок службы подвижного состава, объяснил «Ведомостям» один из экспертов. Бенефициарами происходящего, вероятно, станут «Федеральная грузовая компания» (ФГК), «Русагротранс» и «Объединенная зерновая компания» (ОЗК). Например, ФГК заказала до 20 тыс. полувагонов. Лидером рынка инновационного вагоностроения считается «Объединенная вагонная компания». Инновационный вагон стоит до 2,8 млн рублей, таким образом, субсидия (300 тыс. рублей) покроет более 10% стоимости.

Что касается маневровых локомотивов, то субсидии, предполагают «Ведомости», полностью выберут РЖД. Например, в 2015 году компания приобрела 500 локомотивов за 60 млрд рублей, в том числе 118 маневровых тепловозов.

Станкостроение, подчеркивал в интервью «Российской газете» замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков, – это базовая отрасль машиностроения. После распада СССР производство станков в России упало в десятки раз. Сейчас Минпромторг готовит стратегию развития станкостроительной промышленности. Кроме того, через Фонд развития промышленности предприятия отрасли могут получать целевые займы. На третий квартал 2016 года пять проектов получили одобрение финансирования в размере около 1,8 млрд рублей. Также работает механизм льготного лизинга.

«В России есть все необходимые компетенции для производства как простых станков, так и сложных пятиосевых обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Но нам еще многое предстоит сделать», – говорил в интервью Осьмаков.

Регионы РФ: надежда на дотации

Как видно из плана Орешкина, среди приоритетов – бюджетные кредиты регионам. Это неудивительно: многие эксперты отмечают, что стремительно растущий долг субъектов РФ может стать одной из главных проблем российской экономики.

Госдолг регионов за последние два годы вырос на 30% – на 1 июля 2016 года общая величина достигла 2,3 трлн рублей против 1,75 трлн в 2014 году. В 11 регионах долг на 1 января 2016-го превышал 100% налоговых и неналоговых доходов за предыдущий год. В Республике Мордовии цифра перешагнула через 180%. Лишь в 11 субъектах госдолг оказался ниже 10% суммарных доходов. Дела идут хорошо у Тюменской области, Республики Крым, Санкт-Петербурга, Москвы и нескольких других регионов.

Причина сложной ситуации в регионах – падающие доходы на фоне растущих социальных обязательств, в том числе необходимости выполнять майские указы президента Путина. Напомним, в день вступления в должность в 2012 году глава государства подписал 11 указов, например, о повышении учителям и врачам зарплат, которые к 2018 году должны быть вдвое выше средней зарплаты по региону.

После этого произошел вооруженный конфликт на Украине, повлекший санкции против России, а цены на нефть вошли в затяжное пике, однако от региональных властей по-прежнему требуют максимально выполнять требования президента.

В марте 2016 года тяжелое положение регионов отметили в Счетной палате. Институты, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность субъектов РФ, зачастую не работают. Из-за недостатка денег регионы вынуждены сводить дефицитные бюджеты и залезать в долги. «В 2016 году количество субъектов, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, составило 76, число профицитных регионов все лишь девять. В 2011 году было 57 дефицитных регионов и 26 профицитных», – отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Один из способов справиться с дефицитом – попросить деньги из федерального бюджета. На середину 2016 года доля бюджетных кредитов в суммарном долге регионов превысила 45%. В отдельных субъектах вроде Чечни, Ингушетии, Республики Алтай она превышает 90%, следует из оценок агентства «РИА Рейтинг».

Однако государство не собирается менять сложившуюся систему, когда деньги, собранные в регионах, распределяются в Москве, а затем возвращаются на места в виде трансфертов или дотаций. Вместо этого власти предпринимают временные меры, выдавая кредиты из федерального бюджета, то есть помогают бедным субъектам за счет богатых. Дополнительные 200 млрд рублей бюджетных кредитов в 2017 году как антикризисная мера – яркий тому пример.

В ожидании выборов

Опрошенные газетой «Ведомости» эксперты не верят в структурные изменения экономики – несмотря на все документы, которые готовятся правительством или инициируются президентом. По мнению главного экономиста «Альфа-Банка» Натальи Орловой, сегодняшний политический тренд – усиление роли бюджетной политики и рост значимости государственных и квазигосударственных компаний. Именно этот тренд определяет то, как выглядит экономика в целом.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич напоминает, ссылаясь на мировой опыт, что увеличение расходов при низком качестве госуправления практически не дает результата. По его словам, деньги работают только там, где создана правильная экономическая среда.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров указывает на грядущие в 2018 году выборы президента. По его мнению, большинство противоречивых и сложных реформ вроде бюджетной, налоговой или пенсионной будут отодвигаться на 2019 год. А без них коренные изменения экономики невозможны.

Худеющий план

Первый антикризисный план правительства был принят на 2015 год, его объем достигал 2,3 трлн рублей. Из них 1 трлн был направлен на докапитализацию банков, а 300 млрд получил ВЭБ. Госгарантии по кредитам для выбранных государством компаний составили 200 млрд, индексация пенсий – 188 млрд, а бюджетные кредиты регионам – 160 млрд.

Стоимость антикризисных мер в 2016 году снизилась до 880 млрд рублей. На поддержку регионов, находящихся на грани банкротства, выделили 310 млрд. Другим крупным получателем господдержки – свыше 130 млрд рублей – оказался автопром.

В плане действий на 2017 год пока фигурирует только три пункта, их общий объем составляет 488 млрд рублей. Однако для поддержки отраслей - почти 110 млрд - пока не найден источник финансирования. В бюджет заложена только поддержка регионов и приоритетных проектов, это около 380 млрд.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...