План на 2017 год: спасение регионов и поддержка отраслей - Морские вести России

План на 2017 год: спасение регионов и поддержка отраслей

09.05.2017

Российская экономика

Правительство РФ подготовило очередной антикризисный план. Правда, теперь он называется «Перечень мер по поддержке экономики». Приоритеты – кредиты регионам, финансирование нацпроектов, поддержка отдельных отраслей. Впрочем, конкретика плана в значительной степени появится только к лету, когда власти поймут, сколько у них есть денег. В целом план правительства – это, как и прежде, затыкание дыр, а не попытка структурно изменить экономику. Структурных изменений до выборов 2018 года вообще не стоит ждать.

Александра Васильцева

План без конкретики

Новый министр экономического развития Максим Орешкин в середине декабря 2016 года направил в правительство План мер по поддержке экономики в 2017 году. СМИ отмечают, что документ уже не носит название «антикризисный план»: чиновники как будто дают понять, что трудности позади.

Между тем конкретики в документе очень мало. Самое главное – пока непонятно, сколько денег правительство готово выделить на эти меры. Причем это понимание появится не раньше конца первого квартала 2017 года.

Надо отметить, что в коридорах власти сейчас разрабатывают целый ряд документов и программ, посвященных развитию экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Во-первых, это комплексный план действий на 2018-2025 годы. В ежегодном послании к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать комплекс мер, которые позволили бы российской экономике обогнать мировую по темпам роста уже на рубеже 2019-2020 годов. После этого премьер-министр Дмитрий Медведев поручил кабинету министров сформулировать свои предложения к 9 марта 2017 года.

Во-вторых, Центр стратегических разработок бывшего министра финансов Алексея Кудрина должен к лету 2017 года представить свою программу. Данная программа была заказана лично президентом Путиным еще летом 2016 года.

Наконец, сам план Орешкина будет полностью готов лишь к середине 2017 года, когда у чиновников появится понимание, сколько они готовы потратить на поддержку экономики.

Все три документа должны быть скоординированы между собой. Пока в плане Орешкина точно присутствуют две статьи. На бюджетные кредиты регионам планируется выделить 200 млрд рублей. Еще почти 180 млрд предусмотрены на приоритетные проекты правительства (нацпроекты). Деньги пойдут через так называемый проектный офис. Суммарно эти 380 млрд рублей уже заложены в бюджет на 2017-2019 годы.

Еще один пункт плана Минэкономразвития – выделение почти 110 млрд рублей на поддержку отраслей. Источник этих денег пока не ясен. Не исключено, что в ход пойдут дополнительные средства от приватизации. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев предполагает, что в 2017 году государство может получить от распродажи активов 300 млрд рублей вместо запланированных 138 млрд.

Тепловозы и станки

Газета «КоммерсантЪ» подчеркивает, что один из пунктов плана Орешкина называется «Выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад». В антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям, отмечает издание. А поддержка проигрывающих секторов осуществлялась через банки.

«В плане – оперативные меры в отношении секторов экономики, испытывающих сложности, а также мероприятия по мониторингу рынка труда и поддержке регионов. Более полные структурные предложения будут готовы к маю 2017 года», – сообщил журналистам замминистра экономического развития Олег Фомичев.

По его словам, выделенные на поддержку отраслей 110 млрд рублей среди прочего будут направлены на автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность. А, например, продления субсидирования ипотеки в плане нет.

Глава Минфина Антон Силуанов позже уточнил, что главным получателем отраслевой поддержки станет автопром. «Помимо этих 110 млрд рублей необходим запас для маневра с тем, чтобы иметь возможность отреагировать в ходе исполнения бюджета на ситуации, которые невозможно предусмотреть», – добавил министр финансов. По его прикидкам, такие резервы должны составить 20-30 млрд рублей.

Как пример проектов, претендующих на поддержку, «Коммерсант» называет финансирование пилотных партий станков и промышленных линий, а также субсидии покупателям маневровых электровозов.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания. Субсидии в 2017 году будут получать покупатели, а не производители инновационного подвижного состава, обращают внимание «Ведомости». Дотация составит 400 млн рублей при покупке локомотива и 300 тыс. при покупке вагона. Общая запланированная величина субсидий – 5 млрд рублей.

Субсидии достанутся именно покупателям, потому что с 2017 года им запрещено продлевать срок службы подвижного состава, объяснил «Ведомостям» один из экспертов. Бенефициарами происходящего, вероятно, станут «Федеральная грузовая компания» (ФГК), «Русагротранс» и «Объединенная зерновая компания» (ОЗК). Например, ФГК заказала до 20 тыс. полувагонов. Лидером рынка инновационного вагоностроения считается «Объединенная вагонная компания». Инновационный вагон стоит до 2,8 млн рублей, таким образом, субсидия (300 тыс. рублей) покроет более 10% стоимости.

Что касается маневровых локомотивов, то субсидии, предполагают «Ведомости», полностью выберут РЖД. Например, в 2015 году компания приобрела 500 локомотивов за 60 млрд рублей, в том числе 118 маневровых тепловозов.

Станкостроение, подчеркивал в интервью «Российской газете» замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков, – это базовая отрасль машиностроения. После распада СССР производство станков в России упало в десятки раз. Сейчас Минпромторг готовит стратегию развития станкостроительной промышленности. Кроме того, через Фонд развития промышленности предприятия отрасли могут получать целевые займы. На третий квартал 2016 года пять проектов получили одобрение финансирования в размере около 1,8 млрд рублей. Также работает механизм льготного лизинга.

«В России есть все необходимые компетенции для производства как простых станков, так и сложных пятиосевых обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Но нам еще многое предстоит сделать», – говорил в интервью Осьмаков.

Регионы РФ: надежда на дотации

Как видно из плана Орешкина, среди приоритетов – бюджетные кредиты регионам. Это неудивительно: многие эксперты отмечают, что стремительно растущий долг субъектов РФ может стать одной из главных проблем российской экономики.

Госдолг регионов за последние два годы вырос на 30% – на 1 июля 2016 года общая величина достигла 2,3 трлн рублей против 1,75 трлн в 2014 году. В 11 регионах долг на 1 января 2016-го превышал 100% налоговых и неналоговых доходов за предыдущий год. В Республике Мордовии цифра перешагнула через 180%. Лишь в 11 субъектах госдолг оказался ниже 10% суммарных доходов. Дела идут хорошо у Тюменской области, Республики Крым, Санкт-Петербурга, Москвы и нескольких других регионов.

Причина сложной ситуации в регионах – падающие доходы на фоне растущих социальных обязательств, в том числе необходимости выполнять майские указы президента Путина. Напомним, в день вступления в должность в 2012 году глава государства подписал 11 указов, например, о повышении учителям и врачам зарплат, которые к 2018 году должны быть вдвое выше средней зарплаты по региону.

После этого произошел вооруженный конфликт на Украине, повлекший санкции против России, а цены на нефть вошли в затяжное пике, однако от региональных властей по-прежнему требуют максимально выполнять требования президента.

В марте 2016 года тяжелое положение регионов отметили в Счетной палате. Институты, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность субъектов РФ, зачастую не работают. Из-за недостатка денег регионы вынуждены сводить дефицитные бюджеты и залезать в долги. «В 2016 году количество субъектов, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, составило 76, число профицитных регионов все лишь девять. В 2011 году было 57 дефицитных регионов и 26 профицитных», – отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Один из способов справиться с дефицитом – попросить деньги из федерального бюджета. На середину 2016 года доля бюджетных кредитов в суммарном долге регионов превысила 45%. В отдельных субъектах вроде Чечни, Ингушетии, Республики Алтай она превышает 90%, следует из оценок агентства «РИА Рейтинг».

Однако государство не собирается менять сложившуюся систему, когда деньги, собранные в регионах, распределяются в Москве, а затем возвращаются на места в виде трансфертов или дотаций. Вместо этого власти предпринимают временные меры, выдавая кредиты из федерального бюджета, то есть помогают бедным субъектам за счет богатых. Дополнительные 200 млрд рублей бюджетных кредитов в 2017 году как антикризисная мера – яркий тому пример.

В ожидании выборов

Опрошенные газетой «Ведомости» эксперты не верят в структурные изменения экономики – несмотря на все документы, которые готовятся правительством или инициируются президентом. По мнению главного экономиста «Альфа-Банка» Натальи Орловой, сегодняшний политический тренд – усиление роли бюджетной политики и рост значимости государственных и квазигосударственных компаний. Именно этот тренд определяет то, как выглядит экономика в целом.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич напоминает, ссылаясь на мировой опыт, что увеличение расходов при низком качестве госуправления практически не дает результата. По его словам, деньги работают только там, где создана правильная экономическая среда.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров указывает на грядущие в 2018 году выборы президента. По его мнению, большинство противоречивых и сложных реформ вроде бюджетной, налоговой или пенсионной будут отодвигаться на 2019 год. А без них коренные изменения экономики невозможны.

Худеющий план

Первый антикризисный план правительства был принят на 2015 год, его объем достигал 2,3 трлн рублей. Из них 1 трлн был направлен на докапитализацию банков, а 300 млрд получил ВЭБ. Госгарантии по кредитам для выбранных государством компаний составили 200 млрд, индексация пенсий – 188 млрд, а бюджетные кредиты регионам – 160 млрд.

Стоимость антикризисных мер в 2016 году снизилась до 880 млрд рублей. На поддержку регионов, находящихся на грани банкротства, выделили 310 млрд. Другим крупным получателем господдержки – свыше 130 млрд рублей – оказался автопром.

В плане действий на 2017 год пока фигурирует только три пункта, их общий объем составляет 488 млрд рублей. Однако для поддержки отраслей - почти 110 млрд - пока не найден источник финансирования. В бюджет заложена только поддержка регионов и приоритетных проектов, это около 380 млрд.

Морские порты №10 (2016)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика