Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

План на 2017 год: спасение регионов и поддержка отраслей

Российская экономика
План на 2017 год: спасение регионов и поддержка отраслей

Правительство РФ подготовило очередной антикризисный план. Правда, теперь он называется «Перечень мер по поддержке экономики». Приоритеты – кредиты регионам, финансирование нацпроектов, поддержка отдельных отраслей. Впрочем, конкретика плана в значительной степени появится только к лету, когда власти поймут, сколько у них есть денег. В целом план правительства – это, как и прежде, затыкание дыр, а не попытка структурно изменить экономику. Структурных изменений до выборов 2018 года вообще не стоит ждать.

Александра Васильцева

План без конкретики

Новый министр экономического развития Максим Орешкин в середине декабря 2016 года направил в правительство План мер по поддержке экономики в 2017 году. СМИ отмечают, что документ уже не носит название «антикризисный план»: чиновники как будто дают понять, что трудности позади.

Между тем конкретики в документе очень мало. Самое главное – пока непонятно, сколько денег правительство готово выделить на эти меры. Причем это понимание появится не раньше конца первого квартала 2017 года.

Надо отметить, что в коридорах власти сейчас разрабатывают целый ряд документов и программ, посвященных развитию экономики в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Во-первых, это комплексный план действий на 2018-2025 годы. В ежегодном послании к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин поручил правительству разработать комплекс мер, которые позволили бы российской экономике обогнать мировую по темпам роста уже на рубеже 2019-2020 годов. После этого премьер-министр Дмитрий Медведев поручил кабинету министров сформулировать свои предложения к 9 марта 2017 года.

Во-вторых, Центр стратегических разработок бывшего министра финансов Алексея Кудрина должен к лету 2017 года представить свою программу. Данная программа была заказана лично президентом Путиным еще летом 2016 года.

Наконец, сам план Орешкина будет полностью готов лишь к середине 2017 года, когда у чиновников появится понимание, сколько они готовы потратить на поддержку экономики.

Все три документа должны быть скоординированы между собой. Пока в плане Орешкина точно присутствуют две статьи. На бюджетные кредиты регионам планируется выделить 200 млрд рублей. Еще почти 180 млрд предусмотрены на приоритетные проекты правительства (нацпроекты). Деньги пойдут через так называемый проектный офис. Суммарно эти 380 млрд рублей уже заложены в бюджет на 2017-2019 годы.

Еще один пункт плана Минэкономразвития – выделение почти 110 млрд рублей на поддержку отраслей. Источник этих денег пока не ясен. Не исключено, что в ход пойдут дополнительные средства от приватизации. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев предполагает, что в 2017 году государство может получить от распродажи активов 300 млрд рублей вместо запланированных 138 млрд.

Тепловозы и станки

Газета «КоммерсантЪ» подчеркивает, что один из пунктов плана Орешкина называется «Выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад». В антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям, отмечает издание. А поддержка проигрывающих секторов осуществлялась через банки.

«В плане – оперативные меры в отношении секторов экономики, испытывающих сложности, а также мероприятия по мониторингу рынка труда и поддержке регионов. Более полные структурные предложения будут готовы к маю 2017 года», – сообщил журналистам замминистра экономического развития Олег Фомичев.

По его словам, выделенные на поддержку отраслей 110 млрд рублей среди прочего будут направлены на автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность. А, например, продления субсидирования ипотеки в плане нет.

Глава Минфина Антон Силуанов позже уточнил, что главным получателем отраслевой поддержки станет автопром. «Помимо этих 110 млрд рублей необходим запас для маневра с тем, чтобы иметь возможность отреагировать в ходе исполнения бюджета на ситуации, которые невозможно предусмотреть», – добавил министр финансов. По его прикидкам, такие резервы должны составить 20-30 млрд рублей.

Как пример проектов, претендующих на поддержку, «Коммерсант» называет финансирование пилотных партий станков и промышленных линий, а также субсидии покупателям маневровых электровозов.

Последний пункт заслуживает отдельного внимания. Субсидии в 2017 году будут получать покупатели, а не производители инновационного подвижного состава, обращают внимание «Ведомости». Дотация составит 400 млн рублей при покупке локомотива и 300 тыс. при покупке вагона. Общая запланированная величина субсидий – 5 млрд рублей.

Субсидии достанутся именно покупателям, потому что с 2017 года им запрещено продлевать срок службы подвижного состава, объяснил «Ведомостям» один из экспертов. Бенефициарами происходящего, вероятно, станут «Федеральная грузовая компания» (ФГК), «Русагротранс» и «Объединенная зерновая компания» (ОЗК). Например, ФГК заказала до 20 тыс. полувагонов. Лидером рынка инновационного вагоностроения считается «Объединенная вагонная компания». Инновационный вагон стоит до 2,8 млн рублей, таким образом, субсидия (300 тыс. рублей) покроет более 10% стоимости.

Что касается маневровых локомотивов, то субсидии, предполагают «Ведомости», полностью выберут РЖД. Например, в 2015 году компания приобрела 500 локомотивов за 60 млрд рублей, в том числе 118 маневровых тепловозов.

Станкостроение, подчеркивал в интервью «Российской газете» замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков, – это базовая отрасль машиностроения. После распада СССР производство станков в России упало в десятки раз. Сейчас Минпромторг готовит стратегию развития станкостроительной промышленности. Кроме того, через Фонд развития промышленности предприятия отрасли могут получать целевые займы. На третий квартал 2016 года пять проектов получили одобрение финансирования в размере около 1,8 млрд рублей. Также работает механизм льготного лизинга.

«В России есть все необходимые компетенции для производства как простых станков, так и сложных пятиосевых обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Но нам еще многое предстоит сделать», – говорил в интервью Осьмаков.

Регионы РФ: надежда на дотации

Как видно из плана Орешкина, среди приоритетов – бюджетные кредиты регионам. Это неудивительно: многие эксперты отмечают, что стремительно растущий долг субъектов РФ может стать одной из главных проблем российской экономики.

Госдолг регионов за последние два годы вырос на 30% – на 1 июля 2016 года общая величина достигла 2,3 трлн рублей против 1,75 трлн в 2014 году. В 11 регионах долг на 1 января 2016-го превышал 100% налоговых и неналоговых доходов за предыдущий год. В Республике Мордовии цифра перешагнула через 180%. Лишь в 11 субъектах госдолг оказался ниже 10% суммарных доходов. Дела идут хорошо у Тюменской области, Республики Крым, Санкт-Петербурга, Москвы и нескольких других регионов.

Причина сложной ситуации в регионах – падающие доходы на фоне растущих социальных обязательств, в том числе необходимости выполнять майские указы президента Путина. Напомним, в день вступления в должность в 2012 году глава государства подписал 11 указов, например, о повышении учителям и врачам зарплат, которые к 2018 году должны быть вдвое выше средней зарплаты по региону.

После этого произошел вооруженный конфликт на Украине, повлекший санкции против России, а цены на нефть вошли в затяжное пике, однако от региональных властей по-прежнему требуют максимально выполнять требования президента.

В марте 2016 года тяжелое положение регионов отметили в Счетной палате. Институты, позволяющие повысить инвестиционную привлекательность субъектов РФ, зачастую не работают. Из-за недостатка денег регионы вынуждены сводить дефицитные бюджеты и залезать в долги. «В 2016 году количество субъектов, консолидированные бюджеты которых исполнены с дефицитом, составило 76, число профицитных регионов все лишь девять. В 2011 году было 57 дефицитных регионов и 26 профицитных», – отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Один из способов справиться с дефицитом – попросить деньги из федерального бюджета. На середину 2016 года доля бюджетных кредитов в суммарном долге регионов превысила 45%. В отдельных субъектах вроде Чечни, Ингушетии, Республики Алтай она превышает 90%, следует из оценок агентства «РИА Рейтинг».

Однако государство не собирается менять сложившуюся систему, когда деньги, собранные в регионах, распределяются в Москве, а затем возвращаются на места в виде трансфертов или дотаций. Вместо этого власти предпринимают временные меры, выдавая кредиты из федерального бюджета, то есть помогают бедным субъектам за счет богатых. Дополнительные 200 млрд рублей бюджетных кредитов в 2017 году как антикризисная мера – яркий тому пример.

В ожидании выборов

Опрошенные газетой «Ведомости» эксперты не верят в структурные изменения экономики – несмотря на все документы, которые готовятся правительством или инициируются президентом. По мнению главного экономиста «Альфа-Банка» Натальи Орловой, сегодняшний политический тренд – усиление роли бюджетной политики и рост значимости государственных и квазигосударственных компаний. Именно этот тренд определяет то, как выглядит экономика в целом.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич напоминает, ссылаясь на мировой опыт, что увеличение расходов при низком качестве госуправления практически не дает результата. По его словам, деньги работают только там, где создана правильная экономическая среда.

Главный экономист БКС Владимир Тихомиров указывает на грядущие в 2018 году выборы президента. По его мнению, большинство противоречивых и сложных реформ вроде бюджетной, налоговой или пенсионной будут отодвигаться на 2019 год. А без них коренные изменения экономики невозможны.

Худеющий план

Первый антикризисный план правительства был принят на 2015 год, его объем достигал 2,3 трлн рублей. Из них 1 трлн был направлен на докапитализацию банков, а 300 млрд получил ВЭБ. Госгарантии по кредитам для выбранных государством компаний составили 200 млрд, индексация пенсий – 188 млрд, а бюджетные кредиты регионам – 160 млрд.

Стоимость антикризисных мер в 2016 году снизилась до 880 млрд рублей. На поддержку регионов, находящихся на грани банкротства, выделили 310 млрд. Другим крупным получателем господдержки – свыше 130 млрд рублей – оказался автопром.

В плане действий на 2017 год пока фигурирует только три пункта, их общий объем составляет 488 млрд рублей. Однако для поддержки отраслей - почти 110 млрд - пока не найден источник финансирования. В бюджет заложена только поддержка регионов и приоритетных проектов, это около 380 млрд.

Морские порты №10 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Уровень Байкала упал на шесть сантиметров ниже критической отметки

Уровень Байкала упал на шесть сантиметров ниже критической отметки Уровень озера Байкал продолжает понижаться, сейчас озеро обмелело на 6 сантиметров ниже критической ...

Заболевший член экипажа эвакуирован с борта судна Vafа-2 в районе ВКМСК

Заболевший член экипажа эвакуирован с борта судна Vafа-2 в районе ВКМСК На борту сухогруза Vafа-2, следующего рейсом Энзели – Астрахань резко ухудшилось состояние здоровья ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

По СМП перевезено 9,7 млн. тонн грузов в 2017 г. – Администрация Севморпути

По СМП перевезено 9,7 млн. тонн грузов в 2017 г. – Администрация Севморпути ФГКУ «Администрация Севморпути» обнародовало итоги своей деятельности в 2017 году. В течение минувше...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Находка и черный снег: новая беда портовиков

Находка и черный снег: новая беда портовиков Прямая линия с президентом РФ Владимиром Путиным, прошедшая в июне этого года, неожиданно встряхнула...

Морской транспорт

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...