Строительство Багаевского гидроузла на Дону создаст условия для развития - Морские вести России

Строительство Багаевского гидроузла на Дону создаст условия для развития

04.05.2017

Речной транспорт

На Единой глубоководной системе европейской части России (ЕГС), являющейся стержнем воднотранспортной системы европейской части страны, остаются инфраструктурные ограничения – лимитирующие участки.

Участок р. Дон от Кочетовского гидроузла до х. Арпачин протяженностью 85 км – один из наиболее проблемных. Это часть Волго-Донского водного пути – наиболее загруженного участка Единой глубоководной системы европейской части России, которая в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения должна иметь гарантированную глубину судового хода 4 метра.с На Единой глубоководной системе европейской части России (ЕГС), являющейся стержнем воднотранспортной системы европейской части страны, остаются инфраструктурные ограничения – лимитирующие участки.

Кардинальное решение

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

Кардинальным решением устранения этого «узкого» места является строительство в районе х. Арпачин Багаевского низконапорного гидроузла, который обеспечит в течение всей навигации гарантированную глубину 4,0 м.

Об этом объекте на р. Дон было сказано в поручении президента РФ по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 15 августа 2016 г. № Пр-1741ГС.

В целях повышения транспортной доступности и улучшения условий работы водохозяйственного комплекса Донского региона (в том числе улучшения экологической обстановки ЦВХ), а также обеспечения надежности и безопасности судоходства крупнотоннажного флота на Нижнем Дону распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 327-р объект «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон» был включен в «Стратегию развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года».

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» (в редакции от 29.07.2016 № 725) объект «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон» включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

Ожидаемая стоимость строительства – 22 млрд рублей, включая проектные работы. В 2015 году проведен 1-й этап публичного технологического и ценового аудита (ТЦА), в котором дано заключение «о возможности реализации проекта в соответствии с намеченным планом и лимитом денежных средств». Определены сроки строительства – 2016-2020 годы.

24 октября 2016 года состоялся конкурс на выполнение проектных работ по объекту «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон». По его итогам из пяти участников победителем стало акционерное общество «Акватик» (г. Москва).

Для выполнения всех требований контракта в указанные сроки разработан детальный календарный план реализации проектирования с указанием необходимых этапов и видов работ, а также списки ответственных лиц со стороны заказчика проекта и генерального проектировщика.

В целях принятия согласованных решений при реализации проекта при Федеральном агентстве морского и речного транспорта и правительстве Ростовской области созданы рабочие группы, в которые вошли представители всех заинтересованных сторон.

Проектирование Багаевского гидроузла проходит в два этапа.

В настоящее время в рамках первого этапа:

- разработана программа инженерных изысканий;

- выполнены инженерно-геодезические изыскания;

- выполняются инженерно-геологические изыскания;

- начато выполнение рыбохозяйственных изысканий, в том числе анализ динамики рыбных ресурсов в районе строительства;

- ведутся полевые работы по инженерно-экологическим изысканиям. Отобраны пробы поверхностных вод и донных отложений р. Дон, грунтовых вод, почв;

- выполнены работы по определению компоновки зданий и сооружений проектируемого гидроузла;

- выполнены работы по предварительной камеральной имущественно-правовой инвентаризации объектов в зоне строительства, изготовлена предварительная общая схема и план участка строительства;

- ведутся гидравлические исследования, связанные с попуском воды с использованием компьютерной модели;

- выполняются экономические исследования по определению прогнозируемого грузооборота и судозаходов в створе гидроузла после достижения гарантированной 4-метровой глубины на лимитирующем участке.

Компоновочные особенности

В результате выполненных работ будут определены компоновочные решения по составу и конструкции основных объектов строительства, площади затопления и подтопления территорий при образовании водохранилища в верхнем бьефе гидроузла и режим его работы.

Уже сейчас намечено следующее конструктивное решение комплекса гидроузла:

– водосброс-регулятор и водосбросная плотина с плоскими подъемно-опускными затворами – располагаются в одном блоке в правом судоходном рукаве р. Дон;

– двухкамерный судоходный шлюз длиной 155 м с причальными и направляющими сооружениями шлюза;

– глухая земляная плотина в левом рукаве р. Дон;

– рыбопропускные сооружения: рыбопропускной шлюз и рыбоходно-нерестовый канал.

В дальнейшем будут проведены землеустроительные и кадастровые работы, публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА) разработанной проектной документации, и по итогам первого этапа проектная документация пройдет государственную экспертизу.

С учетом гидрологических условий Нижнего Дона для строительства гидроузла выбран створ на 3089 км судового хода р. Дон ЕГС РФ, в районе хутора Арпачин Багаевского района Ростовской области, где имеется достаточное количество свободных земельных участков. Удобное географическое положение участка позволит производить строительство без прекращения навигации.

Важную роль в выборе створа нового гидроузла сыграли экологические требования к комплексу гидросооружений, а именно интересы рыбного хозяйства – данное положение гидроузла обеспечивает свободный проход рыбы в реку Маныч и позволяет эффективно расположить рыбопропускные сооружения.

В проектных решениях при определении отметки порога, а также размеров и состава гидротехнических сооружений гидроузла будет заложено создание в верхнем бьефе внесезонного (постоянного) водохранилища с нормальным проектным уровнем 2,8 м БС, необходимого для поддержания 4-метровых глубин на Нижнем Дону, при минимальных объемах сброса воды из Цимлянского водохранилища.

Водохранилище в верхнем бьефе нового низконапорного гидроузла практически остается в пределах существующего русла реки, затапливаются только низкие пойменные участки в прибрежной зоне, регулярно затапливаемые паводками.

Предварительно определено, что в зону подпора попадают прибрежные территории р. Дон, расположенные в Багаевском, Октябрьском, Семикаракорском и Усть-Донецком районах Ростовской области.

Для решения спорных вопросов, возникающих в ходе выполнения проектно-изыскательских работ у населения прилегающих к гидроузлу районов, регулярно проводятся встречи генерального проектировщика – АО «Акватик», представителей ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» с представителями инициативных групп сельских поселений и представителями районных и местных органов власти для рассмотрения и обсуждения предварительных решений, заложенных в проектной документации.

В рамках второго этапа проектирования пройдет техническое проектирование объекта, государственная экологическая экспертиза, публичный технологический и ценовой аудит (ТЦА) разработанной проектной документации, процедуры публичных слушаний, государственная экспертиза проектной документации второго этапа.

Цель строительства

Одной из основных целей строительства нового низконапорного Багаевского гидроузла является не увеличение судопотока, а создание безопасных условий плавания и увеличение грузопотока путем большей загруженности крупнотоннажного флота.

В связи с учащением на юге России засушливых и маловодных лет реализация проекта «Строительство Багаевского гидроузла на р. Дон» становится крайне актуальной и послужит улучшению экономического климата Донского региона, решит вопрос водопользования выше Багаевского гидроузла и повысит экономический потенциал транспортного комплекса РФ.

Введение в эксплуатацию Багаевского гидроузла:

– позволит достичь требуемых габаритов судового хода – 4 метра, стабилизировать уровни и глубины на лимитирующем участке;

– позволит полностью зарегулировать Нижний Дон и поддерживать необходимые судоходные габариты в условиях значительного снижения судоходных попусков, а следовательно, освобождения воды на другие хозяйственные нужды при значительном снижении объемов дноуглубительных работ;

– будет способствовать оздоровлению Цимлянского водохранилища путем сокращения расходов Цимлянского водохранилища, необходимых для поддержания попусками судоходных глубин на р. Дон, что соответствует поручению Правительства РФ от 6 октября 2015 года по подготовке «Мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища».

Увеличение провозной способности водного пути позволит увеличить объемы перевалки грузов в регионе.

Так, например, в настоящее время на базе Усть-Донецкого порта планируется реализация первого этапа по созданию индустриально-логистического парка «Пять морей» общей площадью 355 га, интегрированного в портовую деятельность.

Данный проект позволит повысить объемы перевалки грузов в Усть-Донецком порту с 4 млн до 12 млн тонн, но реализация данного проекта в большей части возможна только при условии строительства Багаевского гидроузла.

При этом наличие двухниточных камер Кочетовского гидроузла и Багаевского гидроузла дает возможность беспрепятственного и безопасного пропуска транзитного и местного судопотока.

Строительство гидроузла даст возможность использовать крупнотоннажный флот, увеличит объем перевозок, а следовательно, и отчисления налогов всех уровней, повысится уровень безопасности судоходства и безаварийный отстой транспортного флота на рейдах Нижнего Дона. Позволит создать необходимые условия для развития портовой инфраструктуры не только Ростовской области, но и всего юга России. Послужит дополнительным стимулом для развития судостроения.


Эффективный портконтроль – ключевое условие безопасности судоходства


Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

Навигация 2016 года в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей отмечалась значительно лучшими путевыми и гидрологическими условиями, чем маловодная навигация 2015 года. Однако открытие навигации 2016 года в бассейне было непростым по причине аномально низкого уровня Цимлянского водохранилища на начало года.

В условиях низкой водности

К 1 апреля 2016 г. уровень водохранилища составлял 31,51 м. После окончания весеннего половодья максимальный уровень воды Цимлянского водохранилища составил 34,00 м (в период с 1 по 16 июня 2016 года). Общий приток воды в Цимлянское водохранилище в период половодья составил 7,5-8 км3. В целях сохранения и экономии водных ресурсов Цимлянского водохранилища в течение навигации 2016 года были установлены пониженные попуски воды:

– расход 180 м3/с (с 1 сентября 2015 года);

– расход 230 м3/с (с 1 мая 2016 года);

– расход 280 м3/с (с 13 июня 2016 года);

– расход 310 м3/с (с 29 июля по 22 сентября 2016 года);

– расход 280 м3/с (с 23 сентября по 22 октября 2016 года);

– расход 310 м3/с (с 23 октября по 10 декабря 2016 года);

– расход 230 м3/с (с 11 декабря 2016 года по 12 января 2017 года).

Рациональное регулирование сработки Цимлянского водохранилища позволило обеспечить с мая по октябрь оптимальные для данных условий глубины на Нижнем Дону и бесперебойное движение флота, загруженного на осадку 340-360 см. Однако даже с учетом правильного, разумного использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища, только зарегулировав участок от Кочетовского г/у до хутора Арпачин и создав подпор низконапорным гидроузлом, можно полностью ликвидировать затруднительные для судоходства участки.

В навигацию 2016 г. количество судозаходов транзитного флота в направлении «Юг – Север» составило 3118 ед., в направлении «Север – Юг» – 3093 ед. Эти показатели могли быть и выше, но погода внесла свои коррективы. В период с 13 октября по 28 октября в Азово-Донском бассейне наблюдался устойчивый ветер северо-восточного направления, силой ветра 15-20 м/с.

В результате этого с 16 октября глубины по Азово-Донскому морскому каналу и морскому порту Ростов-на-Дону были минимальные. В пиковые дни проходная осадка судов по АДМК составила 160 см, по порту Ростов-на-Дону – 275 см, на участке от Кочетовского гидроузла до порта Ростов-на-Дону – 320 см.

Интенсивность движения в бассейне высокая, требующая от всех участников транспортного процесса максимальной отдачи сил. Неукоснительное исполнение требований нормативно-правовых документов, надлежащее техническое состояние флота, степень готовности судовых экипажей к работе на Нижнем Дону являются основными факторами безопасности судоходства. Переоценить их сложно. Безопасность судоходства в целом и в Азово-Донском бассейне в частности – это основа, обеспечивающая ритмичность транспортной работы на ВВП, а осуществление государственного контроля за судами и иными плавучими объектами на ВВП является одной из ключевых составляющих обеспечения безопасности судоходства.

Инспекторский состав службы государственного портового контроля Администрации состоит из 6 человек. Это специалисты, выполняющие свою работу с большим профессионализмом, прошедшие сложный путь формирования и становления ИГПК. Транспортное и техническое обеспечение инспекции государственного портового контроля ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» находится на уровне, позволяющем выполнять задачи, стоящие перед службой. Инспекция государственного портового контроля Азово-Донского бассейна ВВП завершила навигацию 2016 г. с удовлетворительными результатами. Государственное задание по осуществлению государственного портового контроля на внутренних водных путях Азово-Донского бассейна 2016 г. выполнено на 118%. Проведено 734 проверки (в т.ч. проверено 2 судна под иностранным флагом), выявлено 2811 нарушений обязательных требований, временно задержано 41 судно. Процент временных задержаний от общего количества проверок составляет 5,58%.

За навигацию 2016 г. ИГПК было выявлено 29 административных правонарушений, составлено 29 протоколов, материалы переданы в Южное УГМРН Ространснадзора, возвратов не было. Вместе с тем возникали проблемные ситуации в этом направлении работы. Однако после длительных согласований схема организации взаимодействия ИГПК, ЮУГМРН Ространснадзора, Волго-Донской транспортной прокуратуры при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в процессе проверок судов, была определена. По имеющейся информации, подобные схемы созданы во многих бассейнах ВВП РФ, и все они различны.

Работа инспекции ГПК Азово-Донского бассейна направлена на снижение аварийности в бассейне, обеспечение четкого, выверенного ритма транспортного процесса, уменьшение и ликвидацию нарушений, ведущих к транспортным происшествиям на внутренних водных путях РФ.

Регистрация флота

В Государственном судовом реестре ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» по состоянию на 31.12.2016 зарегистрировано 786 судов, в 2016 г. осуществлено около 1000 регистрационных действий.

В целях актуализации данных реестра отделом государственной регистрации судов проводится постоянная работа по выявлению и исключению судовладельцами из Государственного судового реестра «призраков» – конструктивно погибших судов.

Публичность судовых реестров обеспечивает информативную задачу, поставленную государством. В постоянном взаимодействии отдел государственной регистрации судов работает с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными управляющими, иными заинтересованными лицами. В 2016 году осуществлено 1150 информационных действий.

На сайте ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» размещены полезные ссылки на действующее законодательство, регламентирующее данные процедуры, а также контактные данные, позволяющие оперативно получить квалифицированную консультацию непосредственно начальника отдела. В 2016 году сотрудниками отдела государственной регистрации судов оказано судовладельцам более 700 консультаций.

Остаются неразрешенными проблемы в данном направлении деятельности. В первую очередь, это острая необходимость приведения Правил государственной регистрации судов в соответствие с реформируемым гражданским законодательством, а также с аналогичными процедурами капитанов морских портов.

Тем не менее, упрощение процедур регистрационных действий для судовладельцев, а также сокращение сроков регистрации являются первоочередными задачами отдела государственной регистрации судов.

Дипломирование

ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» оказывает услуги по двум направлениям:

1. Дипломирование членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, лоцманов, диспетчерский состав организаций независимо от форм собственности.

2. Оформление и выдача удостоверений личности моряка, оформление и выдача мореходных книжек, внесение записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверка судовых ролей.

Все аттестуемые проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасности судоходства и по безопасной эксплуатации судов на ВВП в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

За оказанием услуг в службу обращаются учебные заведения: Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Ростовский колледж водного транспорта, около 450 судовладельческих и круинговых компаний. По официальным запросам предоставляется информация надзорным и контролирующим органам и смежным организациям. В 2016 году оформлено 2853 УЛМ и 803 МК, произведено 870 прописок, выдано 252 рабочих диплома, 107 подтверждений к диплому, 414 квалификационных свидетельств, прошли аттестацию 23 ответственных специалиста, в том числе 3 инженера-диспетчера. Изъятых и аннулированных дипломов нет.

Морские вести России №2, 2017 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика