Премия за скорость

Ж/Д транспорт
Премия за скорость

В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожидаемая индексация, а 2% – премия, которой правительство РФ решило поощрить железнодорожников за хорошую работу и растущую скорость доставки. Рассматриваются также варианты точечного повышения тарифов, они могут ударить по отправителям контейнеров и угольной продукции. Для отдельных грузоотправителей, по прикидкам экспертов, общий рост может превысить 15%.

Татьяна Лозовая

Д. Медведев: железнодорожная инфраструктура – приоритет

В декабре этого года в рамках конференции «Транспорт России – 2016» премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное перспективам железнодорожной отрасли.

«От того, насколько быстрыми и конкурентоспособными будут железнодорожные перевозки, зависят стратегические позиции России на мировых рынках. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – увеличить объемы промышленного экспорта, а стало быть, нужно модернизировать логистические возможности, транспортные мощности», – подчеркнул глава правительства.

Именно поэтому, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство продолжит вкладывать деньги в железнодорожную инфраструктуру. Д. Медведев напомнил, что объем капитальных вложений РЖД в 2017 году достигнет 470 млрд рублей. Деньги пойдут на реконструкцию 2,5 тыс. км путей и закупку 450 новых локомотивов.

Запланированная на 2016 год инвестиционная программа РЖД составляет 424 млрд рублей. Крупнейшие проекты – работы на БАМе и Транссибе (примерно 110 млрд руб.), обновление парка локомотивов (90 млрд руб.) и обеспечение безопасности на железных дорогах (48 млрд руб.).

По словам премьер-министра, в следующем году продолжится реализация крупных проектов вроде модернизации Восточного полигона, снятия ограничений на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и развития Московского транспортного узла. Он также отметил, что в текущем году РЖД впервые не получили от государства субсидии на текущую деятельность. Однако основные механизмы господдержки сохранились: дотации на перевозки пассажиров в дальнем сообщении, перевозки в пригородном сообщении и другие виды помощи.

Новый год – новые требования

Основная часть совещания с Дмитрием Медведевым прошла за закрытыми дверями. Однако еще накануне газета «Ведомости» ознакомилась с проектом протокола по итогам заседания, подготовленного Минтрансом.

Как и планировалось, общее повышение тарифов на грузоперевозки в 2017 году составит 4%. Но есть нюансы. Так, Минтранс поддержал предложение РЖД дополнительно проиндексировать на 4,2% тариф на перевозку грузов в контейнерах. Кроме того, ведомство разрешило РЖД применять повышающий коэффициент при транспортировке угля на большие расстояния. Если дистанция превышает 3300 км, то коэффициент будет равен 0,4 (сейчас 0,3), а если она свыше 5000 км, то коэффициент достигнет 0,5 (сейчас 0,1).

Есть и принципиально новые идеи. В протоколе, пишут «Ведомости», содержится поручение Федеральной антимонопольной службе проанализировать возможность введения 2%-процентной целевой надбавки к стоимости перевозок. Эти деньги должны направляться на капитальный ремонт – какие именно объекты попадут сюда, должна решать специально созданная комиссия.

Протокол не отвечает на один из принципиальных для грузоотправителей вопросов: как долго еще будет действовать экспортная надбавка? Напомним, при существующих тарифах РЖД имеют право делать надбавку максимум на 13,4% либо, наоборот, снижать стоимость на 50%. В августе 2014 года повышающий коэффициент был введен на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов, а в конце года – на другие экспортные перевозки. Это позволило железнодорожной монополии дополнительно заработать 23 млрд рублей за 2015 год.

В протоколе, как выяснила газета, сказано об ограничении повышающего коэффициента в размере 10%. Однако не сказано, планируется ли отмена надбавки для каких-либо экспортеров.

Как прокомментировал «Ведомостям» неназванный представитель ФАС, ведомство не поддерживает предложения Минтранса. По сути, для многих грузоотправителей они означают индексацию тарифов на целых 8,5%. Это противоречит прогнозу социально-экономического развития России.

Участники рынка тоже не в восторге от идей Минтранса и РЖД. Они не против точечных изменений в Прейскуранте 10-01, но при условии компенсации и соблюдения баланса. Например, можно повысить цены для отдельных грузоотправителей, но тогда нужно отменить экспортную надбавку, поясняет источник «Ведомостей». А сейчас пытаются ввести все сразу, создав для РЖД неконтролируемый механизм компенсации выпадающих доходов.

Еще в 2013 году, когда ФТС утверждала тарифное регулирование перевозок, предполагалось, что стоимость ежегодно компенсируется на величину инфляции за прошлый период. В 2016 году инфляция, по прогнозам, составит 6%. Если фактическая индексация тарифов в следующем году превысит 8%, это будет противоречить декларируемым правилам, указывает представитель компании-грузоотправителя.

Другой собеседник «Ведомостей» иронизирует, кивая на то, что предложения РЖД постоянно меняются, на каждом совещании сотрудники госмонополии демонстрируют новую презентацию. Суть в том, что компания не способна снизить издержки, но не предлагает прямое повышение тарифов, а ищет обходные пути. Поэтому придумываются то надбавки по сегментам, то взносы на капитальный ремонт.

По мнению генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, если правительство примет подобный протокол, то фактическая индексация тарифов для некоторых грузоотправителей составит даже не 8%, а почти 15%.

«ОАО «РЖД» соглашается с уровнем индексации 4%, но тут же вносит ряд тарифных решений, включающих изменение базовых тарифных условий, – цитирует П. Иванкина газета «КоммерсантЪ». – И тем более недопустимо вводить дополнительную индексацию для финансирования определенного списка работ, уже включенных в тариф (речь о взносе на капремонт. – Ред. «МП»)».

По словам эксперта, в 2016 году аварий и крушений на железной дороге оказалось больше, чем в предыдущие годы, и РЖД пора отчитаться об освоенных средствах, а не требовать бизнес вкладывать деньги в черную дыру под названием «капремонт». По подсчетам П.Иванкина, дополнительный доход РЖД в случае реализации всех предложенных инициатив превысит 120 млрд рублей.   

Не даешь угля

Отдельный спор, вероятно, еще ждет РЖД и угольщиков. Шахты, как правило, расположены далеко от портов, сырье приходится везти на большие расстояния. Именно низкие тарифы на перевозку и обеспечивают конкурентоспособность российского, прежде всего кузбасского, угля на мировых рынках.

Согласно расчетам аудиторской компании Deloitte, транспортировка угля – при сопоставимой длине маршрута – обходится вдвое дешевле, чем перевозка зерна: 20 копеек за тонно-километр против 40 копеек. Правительство России, удерживая низкие тарифы, фактически субсидирует угольную отрасль. В памяти чиновников еще живы картины многочисленных шахтерских забастовок в 90-е годы. Повторения никто не хочет. Однако РЖД, перевозя уголь дешево, зачастую работает себе в убыток. В Deloitte посчитали, что в случае с кузбасским углем убыток составляет 121 рубль с перевезенной тонны.

Как недавно отметил президент РЖД Олег Белозеров, в год монополия перевозит себе в убыток примерно 14 млн тонн угля (общая погрузка этого сырья за январь-ноябрь текущего года – 298 млн тонн).

Сейчас в железнодорожной монополии намерены изменить ситуацию. «Мы провели обсуждение, пока предварительно считаем, что мы договорились о том, что так называемые хвосты, то есть длинные расстояния, где у нас понижающие коэффициенты, должны быть выровнены, чтобы позволить возмещать прямые затраты», – говорил О. Белозеров в конце октября, уточняя, что речь идет о перевозках на расстояние свыше 5700 км. – Раньше такой объем грузов на Дальний Восток не шел и, соответственно, в прейскуранте была дополнительная скидка, чтобы загрузить восточное направление. Сейчас восточное направление стало основным, а скидочный процесс «зашит» в прейскурант».

Между тем требования госмонополии оказались значительно шире. Напомним, в протоколе речь идет о пятикратном повышении коэффициента для расстояний свыше 5000 км и росте коэффициента с 0,3 до 0,4 для дистанций протяженностью от 3300 км.

По словам анонимного источника «Ведомостей», среди грузоотправителей больше всех пострадает компания «Кузбассразрезуголь», так как ее основные мощности сосредоточены далеко и от восточных, и от западных портов России. Меры РЖД ограничат выход товара из региона на международные рынки и создадут дискриминационные условия для одной компании, считает собеседник газеты.

Итог: плюс 6%

Как сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, в итоге правительство РФ согласовало индексацию тарифов на 4% и утвердило 2%-процентную надбавку за скорость. Таким образом, общий рост ставок в 2017 году достигнет 6%. Но при этом РЖД должны и быстрее возить грузы.

«Теперь мы будет очень внимательно следить, чтобы железная дорога побыстрее ездила, потому что потребитель будет оплачивать выше. Ну, а раз он заплатит больше, мы будем очень внимательны к тому, чтобы потребитель получил за эти деньги то, что ему предписывалось получить», – прокомментировал руководитель антимонопольной службы.

По данным РЖД, за девять месяцев 2016 года средняя скорость доставки грузов достигла 381 км в сутки. По итогам 2015 года цифра составляла 372 км/сут., годом ранее – 327 км/сут. Выросли участковая и техническая скорость грузового поезда, а также оборот вагонов. По итогам 2015 года доля отправок, доставленных в предусмотренный договором срок, достигла 93%.

Президент железнодорожной монополии О. Белозеров часто подчеркивает, что скорость доставки грузов – один из приоритетов компании. Именно она позволяет железной дороге конкурировать с автотранспортом. В условиях сжимающейся экономики и поставленной перед РЖД задачей по сокращению расходов конкуренция только усиливается.

Следом за инфляцией

Действующее тарифное регулирование грузоперевозок было утверждено ФТС России в 2013 году. В 2014-м индексации не планировалось, а далее тариф должен был ежегодно увеличиваться на величину инфляции за предыдущий период.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Индексация тарифа

6%

7%

0%

10%

9%

4%

Инфляция

7%

6%

11%

13%

6% (прогноз)

н/д

Доход РЖД от индексации тарифа

56 млрд руб.

72 млрд руб.

0

13%

н/д

н/д

Доход РЖД от применения повышающих коэффициентов

-

-

7 млрд руб.

23 млрд руб.

н/д

н/д

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес»

Дипломы выпускникам Ушаковки впервые вручены на причале под сенью флагов расцвечивания учебного фрегата «Херсонес» Впервые за 44-летнюю историю Государственного морского университета имени адмирала Федора Федоровича...

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие

Соловецкий учебный отряд отметил 80-летие Митинг памяти и шлюпочные гонки прошли в пятницу на Соловках в честь 80-летия со дня создания Солове...

Российская экономика

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу

Россия планирует поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу Российские производители намерены поставлять в Кувейт пшеницу и кукурузу.

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2»

Лавров рассказал о позиции Дании по «Северному потоку 2» В Москве расценивают затягивание Данией рассмотрения заявок Nord Stream 2 AG как нарушение принципов...

Транспортная политика

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Морские порты

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ

«Востокуголь» приобрел у «Суммы» проект строительства угольного терминала в Приморье - СМИ УК «Востокуголь» закрыло сделку по покупке проекта угольного терминала «Север» у ООО «Открытый порт...




Морской транспорт

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней

В Гибралтаре суд продлил задержание иранского танкера Grace 1 на 30 дней Верховный суд Гибралтара предоставил властям право на задержание иранского супертанкера Grace 1 еще ...

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер

У пирса дальних линий в морском порту Мурманск ошвартовался первый в 2019 году круизный лайнер Круизный лайнер Nautica длиной 181 метр ошвартовался у пирса дальних линий Мурманского филиала ФГУП ...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов

Вопрос исключения РЖД из сферы грузовых перевозок требует глубокой проработки – Акимов Вопрос прекращения деятельности «Российских железных дорог» на рынке грузовых перевозок требует глуб...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...