Премия за скорость

Ж/Д транспорт
Премия за скорость

В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожидаемая индексация, а 2% – премия, которой правительство РФ решило поощрить железнодорожников за хорошую работу и растущую скорость доставки. Рассматриваются также варианты точечного повышения тарифов, они могут ударить по отправителям контейнеров и угольной продукции. Для отдельных грузоотправителей, по прикидкам экспертов, общий рост может превысить 15%.

Татьяна Лозовая

Д. Медведев: железнодорожная инфраструктура – приоритет

В декабре этого года в рамках конференции «Транспорт России – 2016» премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное перспективам железнодорожной отрасли.

«От того, насколько быстрыми и конкурентоспособными будут железнодорожные перевозки, зависят стратегические позиции России на мировых рынках. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – увеличить объемы промышленного экспорта, а стало быть, нужно модернизировать логистические возможности, транспортные мощности», – подчеркнул глава правительства.

Именно поэтому, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство продолжит вкладывать деньги в железнодорожную инфраструктуру. Д. Медведев напомнил, что объем капитальных вложений РЖД в 2017 году достигнет 470 млрд рублей. Деньги пойдут на реконструкцию 2,5 тыс. км путей и закупку 450 новых локомотивов.

Запланированная на 2016 год инвестиционная программа РЖД составляет 424 млрд рублей. Крупнейшие проекты – работы на БАМе и Транссибе (примерно 110 млрд руб.), обновление парка локомотивов (90 млрд руб.) и обеспечение безопасности на железных дорогах (48 млрд руб.).

По словам премьер-министра, в следующем году продолжится реализация крупных проектов вроде модернизации Восточного полигона, снятия ограничений на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и развития Московского транспортного узла. Он также отметил, что в текущем году РЖД впервые не получили от государства субсидии на текущую деятельность. Однако основные механизмы господдержки сохранились: дотации на перевозки пассажиров в дальнем сообщении, перевозки в пригородном сообщении и другие виды помощи.

Новый год – новые требования

Основная часть совещания с Дмитрием Медведевым прошла за закрытыми дверями. Однако еще накануне газета «Ведомости» ознакомилась с проектом протокола по итогам заседания, подготовленного Минтрансом.

Как и планировалось, общее повышение тарифов на грузоперевозки в 2017 году составит 4%. Но есть нюансы. Так, Минтранс поддержал предложение РЖД дополнительно проиндексировать на 4,2% тариф на перевозку грузов в контейнерах. Кроме того, ведомство разрешило РЖД применять повышающий коэффициент при транспортировке угля на большие расстояния. Если дистанция превышает 3300 км, то коэффициент будет равен 0,4 (сейчас 0,3), а если она свыше 5000 км, то коэффициент достигнет 0,5 (сейчас 0,1).

Есть и принципиально новые идеи. В протоколе, пишут «Ведомости», содержится поручение Федеральной антимонопольной службе проанализировать возможность введения 2%-процентной целевой надбавки к стоимости перевозок. Эти деньги должны направляться на капитальный ремонт – какие именно объекты попадут сюда, должна решать специально созданная комиссия.

Протокол не отвечает на один из принципиальных для грузоотправителей вопросов: как долго еще будет действовать экспортная надбавка? Напомним, при существующих тарифах РЖД имеют право делать надбавку максимум на 13,4% либо, наоборот, снижать стоимость на 50%. В августе 2014 года повышающий коэффициент был введен на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов, а в конце года – на другие экспортные перевозки. Это позволило железнодорожной монополии дополнительно заработать 23 млрд рублей за 2015 год.

В протоколе, как выяснила газета, сказано об ограничении повышающего коэффициента в размере 10%. Однако не сказано, планируется ли отмена надбавки для каких-либо экспортеров.

Как прокомментировал «Ведомостям» неназванный представитель ФАС, ведомство не поддерживает предложения Минтранса. По сути, для многих грузоотправителей они означают индексацию тарифов на целых 8,5%. Это противоречит прогнозу социально-экономического развития России.

Участники рынка тоже не в восторге от идей Минтранса и РЖД. Они не против точечных изменений в Прейскуранте 10-01, но при условии компенсации и соблюдения баланса. Например, можно повысить цены для отдельных грузоотправителей, но тогда нужно отменить экспортную надбавку, поясняет источник «Ведомостей». А сейчас пытаются ввести все сразу, создав для РЖД неконтролируемый механизм компенсации выпадающих доходов.

Еще в 2013 году, когда ФТС утверждала тарифное регулирование перевозок, предполагалось, что стоимость ежегодно компенсируется на величину инфляции за прошлый период. В 2016 году инфляция, по прогнозам, составит 6%. Если фактическая индексация тарифов в следующем году превысит 8%, это будет противоречить декларируемым правилам, указывает представитель компании-грузоотправителя.

Другой собеседник «Ведомостей» иронизирует, кивая на то, что предложения РЖД постоянно меняются, на каждом совещании сотрудники госмонополии демонстрируют новую презентацию. Суть в том, что компания не способна снизить издержки, но не предлагает прямое повышение тарифов, а ищет обходные пути. Поэтому придумываются то надбавки по сегментам, то взносы на капитальный ремонт.

По мнению генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, если правительство примет подобный протокол, то фактическая индексация тарифов для некоторых грузоотправителей составит даже не 8%, а почти 15%.

«ОАО «РЖД» соглашается с уровнем индексации 4%, но тут же вносит ряд тарифных решений, включающих изменение базовых тарифных условий, – цитирует П. Иванкина газета «КоммерсантЪ». – И тем более недопустимо вводить дополнительную индексацию для финансирования определенного списка работ, уже включенных в тариф (речь о взносе на капремонт. – Ред. «МП»)».

По словам эксперта, в 2016 году аварий и крушений на железной дороге оказалось больше, чем в предыдущие годы, и РЖД пора отчитаться об освоенных средствах, а не требовать бизнес вкладывать деньги в черную дыру под названием «капремонт». По подсчетам П.Иванкина, дополнительный доход РЖД в случае реализации всех предложенных инициатив превысит 120 млрд рублей.   

Не даешь угля

Отдельный спор, вероятно, еще ждет РЖД и угольщиков. Шахты, как правило, расположены далеко от портов, сырье приходится везти на большие расстояния. Именно низкие тарифы на перевозку и обеспечивают конкурентоспособность российского, прежде всего кузбасского, угля на мировых рынках.

Согласно расчетам аудиторской компании Deloitte, транспортировка угля – при сопоставимой длине маршрута – обходится вдвое дешевле, чем перевозка зерна: 20 копеек за тонно-километр против 40 копеек. Правительство России, удерживая низкие тарифы, фактически субсидирует угольную отрасль. В памяти чиновников еще живы картины многочисленных шахтерских забастовок в 90-е годы. Повторения никто не хочет. Однако РЖД, перевозя уголь дешево, зачастую работает себе в убыток. В Deloitte посчитали, что в случае с кузбасским углем убыток составляет 121 рубль с перевезенной тонны.

Как недавно отметил президент РЖД Олег Белозеров, в год монополия перевозит себе в убыток примерно 14 млн тонн угля (общая погрузка этого сырья за январь-ноябрь текущего года – 298 млн тонн).

Сейчас в железнодорожной монополии намерены изменить ситуацию. «Мы провели обсуждение, пока предварительно считаем, что мы договорились о том, что так называемые хвосты, то есть длинные расстояния, где у нас понижающие коэффициенты, должны быть выровнены, чтобы позволить возмещать прямые затраты», – говорил О. Белозеров в конце октября, уточняя, что речь идет о перевозках на расстояние свыше 5700 км. – Раньше такой объем грузов на Дальний Восток не шел и, соответственно, в прейскуранте была дополнительная скидка, чтобы загрузить восточное направление. Сейчас восточное направление стало основным, а скидочный процесс «зашит» в прейскурант».

Между тем требования госмонополии оказались значительно шире. Напомним, в протоколе речь идет о пятикратном повышении коэффициента для расстояний свыше 5000 км и росте коэффициента с 0,3 до 0,4 для дистанций протяженностью от 3300 км.

По словам анонимного источника «Ведомостей», среди грузоотправителей больше всех пострадает компания «Кузбассразрезуголь», так как ее основные мощности сосредоточены далеко и от восточных, и от западных портов России. Меры РЖД ограничат выход товара из региона на международные рынки и создадут дискриминационные условия для одной компании, считает собеседник газеты.

Итог: плюс 6%

Как сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, в итоге правительство РФ согласовало индексацию тарифов на 4% и утвердило 2%-процентную надбавку за скорость. Таким образом, общий рост ставок в 2017 году достигнет 6%. Но при этом РЖД должны и быстрее возить грузы.

«Теперь мы будет очень внимательно следить, чтобы железная дорога побыстрее ездила, потому что потребитель будет оплачивать выше. Ну, а раз он заплатит больше, мы будем очень внимательны к тому, чтобы потребитель получил за эти деньги то, что ему предписывалось получить», – прокомментировал руководитель антимонопольной службы.

По данным РЖД, за девять месяцев 2016 года средняя скорость доставки грузов достигла 381 км в сутки. По итогам 2015 года цифра составляла 372 км/сут., годом ранее – 327 км/сут. Выросли участковая и техническая скорость грузового поезда, а также оборот вагонов. По итогам 2015 года доля отправок, доставленных в предусмотренный договором срок, достигла 93%.

Президент железнодорожной монополии О. Белозеров часто подчеркивает, что скорость доставки грузов – один из приоритетов компании. Именно она позволяет железной дороге конкурировать с автотранспортом. В условиях сжимающейся экономики и поставленной перед РЖД задачей по сокращению расходов конкуренция только усиливается.

Следом за инфляцией

Действующее тарифное регулирование грузоперевозок было утверждено ФТС России в 2013 году. В 2014-м индексации не планировалось, а далее тариф должен был ежегодно увеличиваться на величину инфляции за предыдущий период.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Индексация тарифа

6%

7%

0%

10%

9%

4%

Инфляция

7%

6%

11%

13%

6% (прогноз)

н/д

Доход РЖД от индексации тарифа

56 млрд руб.

72 млрд руб.

0

13%

н/д

н/д

Доход РЖД от применения повышающих коэффициентов

-

-

7 млрд руб.

23 млрд руб.

н/д

н/д

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...