Премия за скорость

Ж/Д транспорт
Премия за скорость

В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожидаемая индексация, а 2% – премия, которой правительство РФ решило поощрить железнодорожников за хорошую работу и растущую скорость доставки. Рассматриваются также варианты точечного повышения тарифов, они могут ударить по отправителям контейнеров и угольной продукции. Для отдельных грузоотправителей, по прикидкам экспертов, общий рост может превысить 15%.

Татьяна Лозовая

Д. Медведев: железнодорожная инфраструктура – приоритет

В декабре этого года в рамках конференции «Транспорт России – 2016» премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное перспективам железнодорожной отрасли.

«От того, насколько быстрыми и конкурентоспособными будут железнодорожные перевозки, зависят стратегические позиции России на мировых рынках. Мы поставили перед собой амбициозную задачу – увеличить объемы промышленного экспорта, а стало быть, нужно модернизировать логистические возможности, транспортные мощности», – подчеркнул глава правительства.

Именно поэтому, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство продолжит вкладывать деньги в железнодорожную инфраструктуру. Д. Медведев напомнил, что объем капитальных вложений РЖД в 2017 году достигнет 470 млрд рублей. Деньги пойдут на реконструкцию 2,5 тыс. км путей и закупку 450 новых локомотивов.

Запланированная на 2016 год инвестиционная программа РЖД составляет 424 млрд рублей. Крупнейшие проекты – работы на БАМе и Транссибе (примерно 110 млрд руб.), обновление парка локомотивов (90 млрд руб.) и обеспечение безопасности на железных дорогах (48 млрд руб.).

По словам премьер-министра, в следующем году продолжится реализация крупных проектов вроде модернизации Восточного полигона, снятия ограничений на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и развития Московского транспортного узла. Он также отметил, что в текущем году РЖД впервые не получили от государства субсидии на текущую деятельность. Однако основные механизмы господдержки сохранились: дотации на перевозки пассажиров в дальнем сообщении, перевозки в пригородном сообщении и другие виды помощи.

Новый год – новые требования

Основная часть совещания с Дмитрием Медведевым прошла за закрытыми дверями. Однако еще накануне газета «Ведомости» ознакомилась с проектом протокола по итогам заседания, подготовленного Минтрансом.

Как и планировалось, общее повышение тарифов на грузоперевозки в 2017 году составит 4%. Но есть нюансы. Так, Минтранс поддержал предложение РЖД дополнительно проиндексировать на 4,2% тариф на перевозку грузов в контейнерах. Кроме того, ведомство разрешило РЖД применять повышающий коэффициент при транспортировке угля на большие расстояния. Если дистанция превышает 3300 км, то коэффициент будет равен 0,4 (сейчас 0,3), а если она свыше 5000 км, то коэффициент достигнет 0,5 (сейчас 0,1).

Есть и принципиально новые идеи. В протоколе, пишут «Ведомости», содержится поручение Федеральной антимонопольной службе проанализировать возможность введения 2%-процентной целевой надбавки к стоимости перевозок. Эти деньги должны направляться на капитальный ремонт – какие именно объекты попадут сюда, должна решать специально созданная комиссия.

Протокол не отвечает на один из принципиальных для грузоотправителей вопросов: как долго еще будет действовать экспортная надбавка? Напомним, при существующих тарифах РЖД имеют право делать надбавку максимум на 13,4% либо, наоборот, снижать стоимость на 50%. В августе 2014 года повышающий коэффициент был введен на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов, а в конце года – на другие экспортные перевозки. Это позволило железнодорожной монополии дополнительно заработать 23 млрд рублей за 2015 год.

В протоколе, как выяснила газета, сказано об ограничении повышающего коэффициента в размере 10%. Однако не сказано, планируется ли отмена надбавки для каких-либо экспортеров.

Как прокомментировал «Ведомостям» неназванный представитель ФАС, ведомство не поддерживает предложения Минтранса. По сути, для многих грузоотправителей они означают индексацию тарифов на целых 8,5%. Это противоречит прогнозу социально-экономического развития России.

Участники рынка тоже не в восторге от идей Минтранса и РЖД. Они не против точечных изменений в Прейскуранте 10-01, но при условии компенсации и соблюдения баланса. Например, можно повысить цены для отдельных грузоотправителей, но тогда нужно отменить экспортную надбавку, поясняет источник «Ведомостей». А сейчас пытаются ввести все сразу, создав для РЖД неконтролируемый механизм компенсации выпадающих доходов.

Еще в 2013 году, когда ФТС утверждала тарифное регулирование перевозок, предполагалось, что стоимость ежегодно компенсируется на величину инфляции за прошлый период. В 2016 году инфляция, по прогнозам, составит 6%. Если фактическая индексация тарифов в следующем году превысит 8%, это будет противоречить декларируемым правилам, указывает представитель компании-грузоотправителя.

Другой собеседник «Ведомостей» иронизирует, кивая на то, что предложения РЖД постоянно меняются, на каждом совещании сотрудники госмонополии демонстрируют новую презентацию. Суть в том, что компания не способна снизить издержки, но не предлагает прямое повышение тарифов, а ищет обходные пути. Поэтому придумываются то надбавки по сегментам, то взносы на капитальный ремонт.

По мнению генерального директора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, если правительство примет подобный протокол, то фактическая индексация тарифов для некоторых грузоотправителей составит даже не 8%, а почти 15%.

«ОАО «РЖД» соглашается с уровнем индексации 4%, но тут же вносит ряд тарифных решений, включающих изменение базовых тарифных условий, – цитирует П. Иванкина газета «КоммерсантЪ». – И тем более недопустимо вводить дополнительную индексацию для финансирования определенного списка работ, уже включенных в тариф (речь о взносе на капремонт. – Ред. «МП»)».

По словам эксперта, в 2016 году аварий и крушений на железной дороге оказалось больше, чем в предыдущие годы, и РЖД пора отчитаться об освоенных средствах, а не требовать бизнес вкладывать деньги в черную дыру под названием «капремонт». По подсчетам П.Иванкина, дополнительный доход РЖД в случае реализации всех предложенных инициатив превысит 120 млрд рублей.   

Не даешь угля

Отдельный спор, вероятно, еще ждет РЖД и угольщиков. Шахты, как правило, расположены далеко от портов, сырье приходится везти на большие расстояния. Именно низкие тарифы на перевозку и обеспечивают конкурентоспособность российского, прежде всего кузбасского, угля на мировых рынках.

Согласно расчетам аудиторской компании Deloitte, транспортировка угля – при сопоставимой длине маршрута – обходится вдвое дешевле, чем перевозка зерна: 20 копеек за тонно-километр против 40 копеек. Правительство России, удерживая низкие тарифы, фактически субсидирует угольную отрасль. В памяти чиновников еще живы картины многочисленных шахтерских забастовок в 90-е годы. Повторения никто не хочет. Однако РЖД, перевозя уголь дешево, зачастую работает себе в убыток. В Deloitte посчитали, что в случае с кузбасским углем убыток составляет 121 рубль с перевезенной тонны.

Как недавно отметил президент РЖД Олег Белозеров, в год монополия перевозит себе в убыток примерно 14 млн тонн угля (общая погрузка этого сырья за январь-ноябрь текущего года – 298 млн тонн).

Сейчас в железнодорожной монополии намерены изменить ситуацию. «Мы провели обсуждение, пока предварительно считаем, что мы договорились о том, что так называемые хвосты, то есть длинные расстояния, где у нас понижающие коэффициенты, должны быть выровнены, чтобы позволить возмещать прямые затраты», – говорил О. Белозеров в конце октября, уточняя, что речь идет о перевозках на расстояние свыше 5700 км. – Раньше такой объем грузов на Дальний Восток не шел и, соответственно, в прейскуранте была дополнительная скидка, чтобы загрузить восточное направление. Сейчас восточное направление стало основным, а скидочный процесс «зашит» в прейскурант».

Между тем требования госмонополии оказались значительно шире. Напомним, в протоколе речь идет о пятикратном повышении коэффициента для расстояний свыше 5000 км и росте коэффициента с 0,3 до 0,4 для дистанций протяженностью от 3300 км.

По словам анонимного источника «Ведомостей», среди грузоотправителей больше всех пострадает компания «Кузбассразрезуголь», так как ее основные мощности сосредоточены далеко и от восточных, и от западных портов России. Меры РЖД ограничат выход товара из региона на международные рынки и создадут дискриминационные условия для одной компании, считает собеседник газеты.

Итог: плюс 6%

Как сообщил глава ФАС Игорь Артемьев, в итоге правительство РФ согласовало индексацию тарифов на 4% и утвердило 2%-процентную надбавку за скорость. Таким образом, общий рост ставок в 2017 году достигнет 6%. Но при этом РЖД должны и быстрее возить грузы.

«Теперь мы будет очень внимательно следить, чтобы железная дорога побыстрее ездила, потому что потребитель будет оплачивать выше. Ну, а раз он заплатит больше, мы будем очень внимательны к тому, чтобы потребитель получил за эти деньги то, что ему предписывалось получить», – прокомментировал руководитель антимонопольной службы.

По данным РЖД, за девять месяцев 2016 года средняя скорость доставки грузов достигла 381 км в сутки. По итогам 2015 года цифра составляла 372 км/сут., годом ранее – 327 км/сут. Выросли участковая и техническая скорость грузового поезда, а также оборот вагонов. По итогам 2015 года доля отправок, доставленных в предусмотренный договором срок, достигла 93%.

Президент железнодорожной монополии О. Белозеров часто подчеркивает, что скорость доставки грузов – один из приоритетов компании. Именно она позволяет железной дороге конкурировать с автотранспортом. В условиях сжимающейся экономики и поставленной перед РЖД задачей по сокращению расходов конкуренция только усиливается.

Следом за инфляцией

Действующее тарифное регулирование грузоперевозок было утверждено ФТС России в 2013 году. В 2014-м индексации не планировалось, а далее тариф должен был ежегодно увеличиваться на величину инфляции за предыдущий период.

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Индексация тарифа

6%

7%

0%

10%

9%

4%

Инфляция

7%

6%

11%

13%

6% (прогноз)

н/д

Доход РЖД от индексации тарифа

56 млрд руб.

72 млрд руб.

0

13%

н/д

н/д

Доход РЖД от применения повышающих коэффициентов

-

-

7 млрд руб.

23 млрд руб.

н/д

н/д

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале Лихтер-8827 сел на мель во время буксировки в составе из буксира ОТА-990 и двух лихтеров. Происшеств...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга

Более 75% держателей евробондов Fesco поддержали реструктуризацию долга Более 75% держателей еврооблигаций Fesco с погашением в 2018 и 2020 годах присоединились к согла...

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября

Работу Керченской переправы могут приостановить из-за плохой погоды с 25 сентября Работа Керченской паромной переправы, которая связывает Крымский полуостров с материковой частью Рос...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник

Правкомиссия одобрила проект о росте штрафа для неплательщиков «Платона» до 20 тыс. руб. - источник Правительственная комиссия одобрила законопроект о повышении штрафа для неплательщиков «Платона» до ...

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор

Проект о повышении штрафа в «Платоне» должны внести в Думу в течение нескольких недель - Росавтодор Росавтодор ожидает внесения в Госдуму законопроекта, повышающего штрафы для неплательщиков системы «...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...