Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Экономический рост за горизонтом

Российская экономика
Экономический рост за горизонтом

К 2020 году российской экономике предписано вернуться на траекторию устойчивого роста, ВВП должен прибавлять примерно 4% в год. Это следует из задач, недавно поставленных президентом Владимиром Путиным перед правительством РФ. Бывший министр экономики Алексей Улюкаев сомневался, что такие задачи можно решить административным путем, утверждая, будто росту российской экономики мешают структурные проблемы. Теперь воплощать амбициозные планы предстоит выходцу из Минфина Максиму Орешкину.

А вот внешняя конъюнктура, по крайней мере, в ближайшие полгода будет благоприятной. Мировые цены на нефть останутся на текущем уровне или даже немного вырастут благодаря достигнутому внутри ОПЕК соглашению о сокращении добычи. Сегодняшний уровень почти на $10 выше, чем заложенный в бюджет РФ будущего года ориентир, то есть российская казна получит больше нефтяных денег и чиновникам легче будет справиться с бюджетным дефицитом.

Александра Васильцева

Экономике приказали расти

В начале декабря президент РФ Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Значительную часть речи глава государства посвятил экономике. Он поручил правительству разработать план действий, который позволил бы России уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы роста ВВП выше мировых.

«Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки, и, значит, нам придется постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом свое развитие», – подчеркнул президент.

По итогам прошлого года ВВП России сжался на 3,7%, в нынешнем году ожидается падение на 0,8% (октябрьский прогноз Международного валютного фонда, см. «Россия и мир»). Прирост мирового ВВП в 2019-2021 гг. в среднем ожидается на уровне 4% в год.

Поручив правительству разработать план действий, В. Путин отметил, что ждет не «абстрактные сценарии развития», а «профессиональный выверенный прогноз». Нужно понять, какой вклад в развитие экономики даст улучшение инвестиционного климата, запуск крупных инвестпроектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, пояснил глава государства.

Говоря об абстрактных сценариях, президент, очевидно, вспомнил бывшего министра экономики Алексея Улюкаева, предполагает газета «КоммерсантЪ». Именно в Минэкономразвития утверждали, что никакой существенный рост ВВП нашу страну в ближайшие годы не ждет из-за накопившихся структурных проблем. Ведомство предрекало период долгосрочной стагнации. Теперь Минэкономразвития возглавил 34-летний Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов. Ему-то и предстоит воплощать экономические задачи, перечисленные В. Путиным.

В Минфине раньше говорили, что видят потенциальный источник роста в так называемой фискальной девальвации. Это означает повышение НДС предположительно до 25% с одновременным снижением социальных сборов до 20% (вместо нынешних 30%). Смысл идеи сводился к поддержке производителей, работающих на внутреннем рынке, которые могли бы снизить издержки и вывести «из тени» зарплаты.

Механизм мог бы запуститься с 2018 года, но пока окончательного решения не принято. Более того, президент В. Путин не упомянул такой шаг в своем послании, а лишь уточнил, что предложения по настройке налоговой системы должны быть высказаны в следующем году. Именно в 2017-м, вероятно, и развернется основная дискуссия насчет фискальной девальвации.

Министр финансов Антон Силуанов, комментируя послание президента РФ, назвал указанный рост амбициозной задачей. По его мнению, подобное развитие экономики должно базироваться на частных инвестициях. А для этого нужны стабильные макроэкономические условия: низкая инфляция, невысокие ставки по кредитам.

На инфляции глава государства в послании остановился отдельно. По словам В. Путина, в текущем году она будет меньше 6% против почти 13% в прошлом году. А целевой показатель на 2017 год – вообще 4%. Впрочем, как отмечает «КоммерсантЪ», низкая инфляция в текущем году – следствие резкого спада экономики еще в 2015-м.

Хотя, безусловно, заслуга Центробанка, проводящего жесткую денежно-кредитную политику, также есть. Недавно ЦБ РФ удостоился похвалы от главы МВФ Кристин Лагард во время саммита АТЭС в Перу. Мероприятие с участием глав государств стран АТЭС проходило за закрытыми дверями, но замминистра экономики Станислав Воскресенский позже пересказал журналистам некоторые детали.

Так, президент В. Путин спросил К. Лагард, как она оценивает действия ЦБ РФ по поддержке макроэкономической стабильности. К. Лагард ответила, что Эльвира Набиуллина проделала фантастическую работу – Россия достойно выдержала такой удар, как резкое падение нефтяных цен. В свою очередь президент заметил, что банковская система хотя и устойчива, но очень пассивна и мало кредитует бизнес. Глава МВФ не стала подробно комментировать это, сославшись на специфику каждой отдельной страны.

Позже президент РФ, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что позитивная оценка Эльвиры Набиуллиной со стороны Кристин Лагард совпадает и с его собственной высокой оценкой работы Центробанка и экономического блока правительства РФ.

Однако опасения В. Путина по поводу неактивного кредитования бизнеса подтверждаются последней статистикой ЦБ РФ: на 1 ноября текущего года объем выданных с начала года кредитов (во всех валютах) юрлицам и индивидуальным предпринимателям составил около 24,5 трлн рублей. На 1 ноября 2015 года показатель равнялся 27,1 трлн, а на 1 ноября 2014-го – 30,8 трлн. Таким образом, за два года объем кредитов сократился на пятую часть.

Внутренние проблемы

В своей речи В. Путин также признал, что главные проблемы российской экономики – внутренние. «Два года назад мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку <...>. Однако, повторю, главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах», – сказал президент.

К внутренним проблемам он отнес дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции и изъяны делового климата.

Тезис В. Путина о барьерах внутри России легко подтвердить с помощью статистики (см. «Россия и мир»). Из нее видно, что страна прекратила бурный рост еще в 2013 году, когда не существовало никаких санкций, мировая цена на нефть превышала $100 за баррель, а другие члены БРИК чувствовали себя превосходно. Почти двукратное падение стоимости углеводородов в 2015-м обернулось провалом для российской экономики. И пока цена на нефть колеблется вокруг $50, Россию ожидает в лучшем случае стагнация. Прогнозный прирост ВВП на 1% в 2017 году – это даже ниже, чем темпы развитых государств, где экономика всегда растет медленнее.

У других крупных нефтяных экспортеров – даже на фоне низких цен на углеводороды – дела идут значительно лучше. Так, в 2015 году после резкого падения мировых цен на нефть ВВП Саудовской Аравии прибавил 3,5%, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) – 4%, а Ирана – 0,4%. В России, повторим, спад составил 3,7%. И сейчас экономика этих нефтеносных стран растет быстрее, чем российская (см. «Россия и мир»).

Поэтому проблемы России, очевидно, связаны не только с внешней конъюнктурой. Кстати, в похожем положении партнер по БРИК – Бразилия. Там тоже в последние годы существенный спад экономики. Виной структурные проблемы, а также Олимпиада и Чемпионат мира по футболу, которые потребовали огромных вложений, но не послужили драйвером для развития. Возможно, дело в запредельном уровне коррупции, когда деньги, расхищавшиеся на масштабных стройках, не тратились на территории страны, а выводились за границу.

Нефть: слабая надежда

Еще один важный момент, прозвучавший на пресс-конференции В. Путина по итогам саммита АТЭС, касался встречи со странами ОПЕК. Глава государства подтвердил готовность России заморозить добычу нефти на текущем уровне.

Сама встреча состоялась в конце ноября. Члены ОПЕК договорились с 1 января 2017 года снизить добычу нефти с 33,7 млн до 32,5 млн баррелей в сутки. Шаг выглядит скорее символичным, но это первое сокращение добычи за последние восемь лет. В ОПЕК надеются, что и страны, не входящие в организацию, уменьшат добычу на 600 тыс. барр./сут. От России ждут сокращения на 300 тыс. барр./сут.

В нашей стране добыча сейчас находится на максимальном уровне со времен распада СССР, превышая 11 млн барр./сут. По итогам прошлого года Россия занимала третье место в мире, пропуская вперед США (12,7 млн барр./сут.) и Саудовскую Аравию (12 млн барр./сут.).

Соглашение будет действовать до 25 мая будущего года. Как пояснил министр энергетики РФ Александр Новак, каждая российская нефтяная компания должна будет сократить добычу пропорционально своей рыночной доле.

Ранее члены ОПЕК выражали недовольство стремлением России заморозить показатель на текущем уровне, а не сократить его. «Замораживание на рекордном уровне – это не вклад, это не соответствует тому, что делает ОПЕК», – цитировала газета Financial Times министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха.

Действие ОПЕК и других экспортеров призваны остановить падение мировых нефтяных цен. Сразу после встречи ОПЕК цена нефти марки Brent на бирже подскочила на 8%, превысив $50 за баррель. В российский бюджет на 2017-2019 годы заложена стоимость нефти Urals (обычно дешевле Brent на $2-3) в размере $40.

Ситуация на мировом нефтяном рынке выглядит удачно для России. Решение ОПЕК подстегнет стоимость «черного золота», в то же время наша страна не слишком потеряет от сокращения добычи, поскольку она, как уже было сказано, находится на рекордном уровне. Как уточняет А.Новак, показатель снизится с 11,2 млн до 10,9 млн барр./сут. А это, например, средний уровень 2014 года. Для сравнения: еще в 2010 году цифра равнялась 10,4 млн барр./сут., а в 2005-м – 9,6 млн барр./сут.

«Это абсолютно правильное решение, которое позволит сбалансировать рынки и обеспечить цены, необходимые для развития индустрии», – прокомментировал РБК соглашение ОПЕК совладелец «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун.

Впрочем, возврата к прежним головокружительным – больше $100 за баррель – котировкам не предвидится. А российская экономика при колебании цен в диапазоне $40-60 за баррель будет переживать стагнацию. Главное же – внешняя конъюнктура уже не помогает преодолеть собственные внутренние проблемы. Те самые, о которых напомнил Федеральному Собранию президент В. Путин. Вот только можно ли заставить ВВП расти на 4% в год, дав соответствующее поручение кабинету министров?

Таблица. Россия и мир

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2017 год

Рост мирового ВВП

3,1%

3,2%

3,4%

3,3%

3,4%

Рост ВВП развитых стран

1,6%

2,1%

1,9%

1,2%

1,8%

США

1,6%

2,6%

2,4%

1,7%

2,2%

Германия

1,7%

1,5%

1,6%

0,6%

1,4%

Франция

1,3%

1,3%

0,6%

0,6%

1,3%

Рост ВВП развивающихся стран

4,2%

4,0%

4,6%

5,0%

4,6%

Китай

6,6%

6,9%

7,3%

7,8%

6,2%

Индия

7,6%

7,6%

7,2%

6,6%

7,6%

Россия

-0,8%

-3,7%

0,7%

1,3%

1,1%

Бразилия

-3,3%

-3,8%

0,1%

3,0%

0,5%

Рост ВВП ближневосточных стран

3,4%

2,3%

2,7%

2,4%

3,4%

Саудовская Аравия

1,2%

3,5%

3,6%

2,7%

2,0%

Иран

4,5%

0,4%

4,3%

-1,9%

4,1%

Ирак

10,3%

-2,4%

-0,4%

7,6%

0,5%

ОАЭ

2,3%

4,0%

3,1%

4,7%

2,5%

Мировая цена на нефть*

$43

$51

$96

$104

$51

* Средняя арифметическая стоимости барреля Brent, Dubai Fateh и West Texas Intermediate crude oil
Источник: Международный валютный фонд

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Отличники Макаровки впервые стали участниками церемонии чествования лучших выпускников образовательных учреждений ВМФ

Отличники Макаровки впервые стали участниками церемонии чествования лучших выпускников образовательных учреждений ВМФ Отличники Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова впервы...

Поиски упавшего за борт капитана мотобота ведутся на Камчатке

Поиски упавшего за борт капитана мотобота ведутся на Камчатке При выходе из устья реки Большая Воровская в акватории порт пункта Кировский, западное побережье Кам...

Российская экономика

Стоимость запуска речных грузоперевозок в РФ может превысить 1 трлн рублей - глава ОСК

Стоимость запуска речных грузоперевозок в РФ может превысить 1 трлн рублей - глава ОСК Общая стоимость масштабного проекта запуска речных грузоперевозок в России может превысить 1 трлн ру...

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

Транспортная политика

Чиновники и компании спорят о доступе судов на Севморпуть

Чиновники и компании спорят о доступе судов на Севморпуть Минпромторг внес в правительство закон, ограничивающий доступ судов зарубежной постройки к перевозке...

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

Морские порты

Морской вокзал Петропавловска-Камчатского принял первый круизный лайнер в этом году

Морской вокзал Петропавловска-Камчатского принял первый круизный лайнер в этом году У пирса морского вокзала в морском порту Петропавловск-Камчатский ошвартовался первый в этом году кр...

«Ростерминалуголь» установил рекорд скорости выгрузки вагонов

«Ростерминалуголь» установил рекорд скорости выгрузки вагонов В АО «Ростерминалуголь в период с 9:00 21 июня до 9:00 22 июня зафиксирована рекордная для стивидорн...




Морской транспорт

ABB поставит пропульсивные установки для новой серии круизных лайнеров компании Virgin Voyages

ABB поставит пропульсивные установки для новой серии круизных лайнеров компании Virgin Voyages В 2020 году на итальянской верфи Fincantieri планируется завершение строительства первого из трех кр...

Уральский турбинный завод изготовил турбины для атомного ледокола «Урал»

Уральский турбинный завод изготовил турбины для атомного ледокола «Урал» Уральский турбинный завод (УТЗ, входит в холдинг «Ротек») изготовил турбины для атомного лед...

Речной транспорт

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала

Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 Беломорканала Проведено преддекларационное обследование гидроузлов №№ 5, 10 и 15 ФБУ «Администрация Беломорско-Оне...

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Ж/Д транспорт

Менеджер структур Evraz Сараев назначен первым замглавы Трансконтейнера

Менеджер структур Evraz Сараев назначен первым замглавы Трансконтейнера Совет директоров ПАО «Трансконтейнер» на заседании в понедельник согласовал кандидатуру Вячеслава Са...

Государство компенсирует РЖД потери по регуляторным решениям

Государство компенсирует РЖД потери по регуляторным решениям С 2019 года ОАО «РЖД» лишится права требовать вычета НДС по бюджетным субсидиям и инвестициям. Это о...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...