Экономический рост за горизонтом

Российская экономика
Экономический рост за горизонтом

К 2020 году российской экономике предписано вернуться на траекторию устойчивого роста, ВВП должен прибавлять примерно 4% в год. Это следует из задач, недавно поставленных президентом Владимиром Путиным перед правительством РФ. Бывший министр экономики Алексей Улюкаев сомневался, что такие задачи можно решить административным путем, утверждая, будто росту российской экономики мешают структурные проблемы. Теперь воплощать амбициозные планы предстоит выходцу из Минфина Максиму Орешкину.

А вот внешняя конъюнктура, по крайней мере, в ближайшие полгода будет благоприятной. Мировые цены на нефть останутся на текущем уровне или даже немного вырастут благодаря достигнутому внутри ОПЕК соглашению о сокращении добычи. Сегодняшний уровень почти на $10 выше, чем заложенный в бюджет РФ будущего года ориентир, то есть российская казна получит больше нефтяных денег и чиновникам легче будет справиться с бюджетным дефицитом.

Александра Васильцева

Экономике приказали расти

В начале декабря президент РФ Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Значительную часть речи глава государства посвятил экономике. Он поручил правительству разработать план действий, который позволил бы России уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы роста ВВП выше мировых.

«Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки, и, значит, нам придется постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом свое развитие», – подчеркнул президент.

По итогам прошлого года ВВП России сжался на 3,7%, в нынешнем году ожидается падение на 0,8% (октябрьский прогноз Международного валютного фонда, см. «Россия и мир»). Прирост мирового ВВП в 2019-2021 гг. в среднем ожидается на уровне 4% в год.

Поручив правительству разработать план действий, В. Путин отметил, что ждет не «абстрактные сценарии развития», а «профессиональный выверенный прогноз». Нужно понять, какой вклад в развитие экономики даст улучшение инвестиционного климата, запуск крупных инвестпроектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, пояснил глава государства.

Говоря об абстрактных сценариях, президент, очевидно, вспомнил бывшего министра экономики Алексея Улюкаева, предполагает газета «КоммерсантЪ». Именно в Минэкономразвития утверждали, что никакой существенный рост ВВП нашу страну в ближайшие годы не ждет из-за накопившихся структурных проблем. Ведомство предрекало период долгосрочной стагнации. Теперь Минэкономразвития возглавил 34-летний Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов. Ему-то и предстоит воплощать экономические задачи, перечисленные В. Путиным.

В Минфине раньше говорили, что видят потенциальный источник роста в так называемой фискальной девальвации. Это означает повышение НДС предположительно до 25% с одновременным снижением социальных сборов до 20% (вместо нынешних 30%). Смысл идеи сводился к поддержке производителей, работающих на внутреннем рынке, которые могли бы снизить издержки и вывести «из тени» зарплаты.

Механизм мог бы запуститься с 2018 года, но пока окончательного решения не принято. Более того, президент В. Путин не упомянул такой шаг в своем послании, а лишь уточнил, что предложения по настройке налоговой системы должны быть высказаны в следующем году. Именно в 2017-м, вероятно, и развернется основная дискуссия насчет фискальной девальвации.

Министр финансов Антон Силуанов, комментируя послание президента РФ, назвал указанный рост амбициозной задачей. По его мнению, подобное развитие экономики должно базироваться на частных инвестициях. А для этого нужны стабильные макроэкономические условия: низкая инфляция, невысокие ставки по кредитам.

На инфляции глава государства в послании остановился отдельно. По словам В. Путина, в текущем году она будет меньше 6% против почти 13% в прошлом году. А целевой показатель на 2017 год – вообще 4%. Впрочем, как отмечает «КоммерсантЪ», низкая инфляция в текущем году – следствие резкого спада экономики еще в 2015-м.

Хотя, безусловно, заслуга Центробанка, проводящего жесткую денежно-кредитную политику, также есть. Недавно ЦБ РФ удостоился похвалы от главы МВФ Кристин Лагард во время саммита АТЭС в Перу. Мероприятие с участием глав государств стран АТЭС проходило за закрытыми дверями, но замминистра экономики Станислав Воскресенский позже пересказал журналистам некоторые детали.

Так, президент В. Путин спросил К. Лагард, как она оценивает действия ЦБ РФ по поддержке макроэкономической стабильности. К. Лагард ответила, что Эльвира Набиуллина проделала фантастическую работу – Россия достойно выдержала такой удар, как резкое падение нефтяных цен. В свою очередь президент заметил, что банковская система хотя и устойчива, но очень пассивна и мало кредитует бизнес. Глава МВФ не стала подробно комментировать это, сославшись на специфику каждой отдельной страны.

Позже президент РФ, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что позитивная оценка Эльвиры Набиуллиной со стороны Кристин Лагард совпадает и с его собственной высокой оценкой работы Центробанка и экономического блока правительства РФ.

Однако опасения В. Путина по поводу неактивного кредитования бизнеса подтверждаются последней статистикой ЦБ РФ: на 1 ноября текущего года объем выданных с начала года кредитов (во всех валютах) юрлицам и индивидуальным предпринимателям составил около 24,5 трлн рублей. На 1 ноября 2015 года показатель равнялся 27,1 трлн, а на 1 ноября 2014-го – 30,8 трлн. Таким образом, за два года объем кредитов сократился на пятую часть.

Внутренние проблемы

В своей речи В. Путин также признал, что главные проблемы российской экономики – внутренние. «Два года назад мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку <...>. Однако, повторю, главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах», – сказал президент.

К внутренним проблемам он отнес дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции и изъяны делового климата.

Тезис В. Путина о барьерах внутри России легко подтвердить с помощью статистики (см. «Россия и мир»). Из нее видно, что страна прекратила бурный рост еще в 2013 году, когда не существовало никаких санкций, мировая цена на нефть превышала $100 за баррель, а другие члены БРИК чувствовали себя превосходно. Почти двукратное падение стоимости углеводородов в 2015-м обернулось провалом для российской экономики. И пока цена на нефть колеблется вокруг $50, Россию ожидает в лучшем случае стагнация. Прогнозный прирост ВВП на 1% в 2017 году – это даже ниже, чем темпы развитых государств, где экономика всегда растет медленнее.

У других крупных нефтяных экспортеров – даже на фоне низких цен на углеводороды – дела идут значительно лучше. Так, в 2015 году после резкого падения мировых цен на нефть ВВП Саудовской Аравии прибавил 3,5%, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) – 4%, а Ирана – 0,4%. В России, повторим, спад составил 3,7%. И сейчас экономика этих нефтеносных стран растет быстрее, чем российская (см. «Россия и мир»).

Поэтому проблемы России, очевидно, связаны не только с внешней конъюнктурой. Кстати, в похожем положении партнер по БРИК – Бразилия. Там тоже в последние годы существенный спад экономики. Виной структурные проблемы, а также Олимпиада и Чемпионат мира по футболу, которые потребовали огромных вложений, но не послужили драйвером для развития. Возможно, дело в запредельном уровне коррупции, когда деньги, расхищавшиеся на масштабных стройках, не тратились на территории страны, а выводились за границу.

Нефть: слабая надежда

Еще один важный момент, прозвучавший на пресс-конференции В. Путина по итогам саммита АТЭС, касался встречи со странами ОПЕК. Глава государства подтвердил готовность России заморозить добычу нефти на текущем уровне.

Сама встреча состоялась в конце ноября. Члены ОПЕК договорились с 1 января 2017 года снизить добычу нефти с 33,7 млн до 32,5 млн баррелей в сутки. Шаг выглядит скорее символичным, но это первое сокращение добычи за последние восемь лет. В ОПЕК надеются, что и страны, не входящие в организацию, уменьшат добычу на 600 тыс. барр./сут. От России ждут сокращения на 300 тыс. барр./сут.

В нашей стране добыча сейчас находится на максимальном уровне со времен распада СССР, превышая 11 млн барр./сут. По итогам прошлого года Россия занимала третье место в мире, пропуская вперед США (12,7 млн барр./сут.) и Саудовскую Аравию (12 млн барр./сут.).

Соглашение будет действовать до 25 мая будущего года. Как пояснил министр энергетики РФ Александр Новак, каждая российская нефтяная компания должна будет сократить добычу пропорционально своей рыночной доле.

Ранее члены ОПЕК выражали недовольство стремлением России заморозить показатель на текущем уровне, а не сократить его. «Замораживание на рекордном уровне – это не вклад, это не соответствует тому, что делает ОПЕК», – цитировала газета Financial Times министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха.

Действие ОПЕК и других экспортеров призваны остановить падение мировых нефтяных цен. Сразу после встречи ОПЕК цена нефти марки Brent на бирже подскочила на 8%, превысив $50 за баррель. В российский бюджет на 2017-2019 годы заложена стоимость нефти Urals (обычно дешевле Brent на $2-3) в размере $40.

Ситуация на мировом нефтяном рынке выглядит удачно для России. Решение ОПЕК подстегнет стоимость «черного золота», в то же время наша страна не слишком потеряет от сокращения добычи, поскольку она, как уже было сказано, находится на рекордном уровне. Как уточняет А.Новак, показатель снизится с 11,2 млн до 10,9 млн барр./сут. А это, например, средний уровень 2014 года. Для сравнения: еще в 2010 году цифра равнялась 10,4 млн барр./сут., а в 2005-м – 9,6 млн барр./сут.

«Это абсолютно правильное решение, которое позволит сбалансировать рынки и обеспечить цены, необходимые для развития индустрии», – прокомментировал РБК соглашение ОПЕК совладелец «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун.

Впрочем, возврата к прежним головокружительным – больше $100 за баррель – котировкам не предвидится. А российская экономика при колебании цен в диапазоне $40-60 за баррель будет переживать стагнацию. Главное же – внешняя конъюнктура уже не помогает преодолеть собственные внутренние проблемы. Те самые, о которых напомнил Федеральному Собранию президент В. Путин. Вот только можно ли заставить ВВП расти на 4% в год, дав соответствующее поручение кабинету министров?

Таблица. Россия и мир

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2017 год

Рост мирового ВВП

3,1%

3,2%

3,4%

3,3%

3,4%

Рост ВВП развитых стран

1,6%

2,1%

1,9%

1,2%

1,8%

США

1,6%

2,6%

2,4%

1,7%

2,2%

Германия

1,7%

1,5%

1,6%

0,6%

1,4%

Франция

1,3%

1,3%

0,6%

0,6%

1,3%

Рост ВВП развивающихся стран

4,2%

4,0%

4,6%

5,0%

4,6%

Китай

6,6%

6,9%

7,3%

7,8%

6,2%

Индия

7,6%

7,6%

7,2%

6,6%

7,6%

Россия

-0,8%

-3,7%

0,7%

1,3%

1,1%

Бразилия

-3,3%

-3,8%

0,1%

3,0%

0,5%

Рост ВВП ближневосточных стран

3,4%

2,3%

2,7%

2,4%

3,4%

Саудовская Аравия

1,2%

3,5%

3,6%

2,7%

2,0%

Иран

4,5%

0,4%

4,3%

-1,9%

4,1%

Ирак

10,3%

-2,4%

-0,4%

7,6%

0,5%

ОАЭ

2,3%

4,0%

3,1%

4,7%

2,5%

Мировая цена на нефть*

$43

$51

$96

$104

$51

* Средняя арифметическая стоимости барреля Brent, Dubai Fateh и West Texas Intermediate crude oil
Источник: Международный валютный фонд

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...