Экономический рост за горизонтом

Российская экономика
Экономический рост за горизонтом

К 2020 году российской экономике предписано вернуться на траекторию устойчивого роста, ВВП должен прибавлять примерно 4% в год. Это следует из задач, недавно поставленных президентом Владимиром Путиным перед правительством РФ. Бывший министр экономики Алексей Улюкаев сомневался, что такие задачи можно решить административным путем, утверждая, будто росту российской экономики мешают структурные проблемы. Теперь воплощать амбициозные планы предстоит выходцу из Минфина Максиму Орешкину.

А вот внешняя конъюнктура, по крайней мере, в ближайшие полгода будет благоприятной. Мировые цены на нефть останутся на текущем уровне или даже немного вырастут благодаря достигнутому внутри ОПЕК соглашению о сокращении добычи. Сегодняшний уровень почти на $10 выше, чем заложенный в бюджет РФ будущего года ориентир, то есть российская казна получит больше нефтяных денег и чиновникам легче будет справиться с бюджетным дефицитом.

Александра Васильцева

Экономике приказали расти

В начале декабря президент РФ Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Значительную часть речи глава государства посвятил экономике. Он поручил правительству разработать план действий, который позволил бы России уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы роста ВВП выше мировых.

«Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки, и, значит, нам придется постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом свое развитие», – подчеркнул президент.

По итогам прошлого года ВВП России сжался на 3,7%, в нынешнем году ожидается падение на 0,8% (октябрьский прогноз Международного валютного фонда, см. «Россия и мир»). Прирост мирового ВВП в 2019-2021 гг. в среднем ожидается на уровне 4% в год.

Поручив правительству разработать план действий, В. Путин отметил, что ждет не «абстрактные сценарии развития», а «профессиональный выверенный прогноз». Нужно понять, какой вклад в развитие экономики даст улучшение инвестиционного климата, запуск крупных инвестпроектов, наращивание несырьевого экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, пояснил глава государства.

Говоря об абстрактных сценариях, президент, очевидно, вспомнил бывшего министра экономики Алексея Улюкаева, предполагает газета «КоммерсантЪ». Именно в Минэкономразвития утверждали, что никакой существенный рост ВВП нашу страну в ближайшие годы не ждет из-за накопившихся структурных проблем. Ведомство предрекало период долгосрочной стагнации. Теперь Минэкономразвития возглавил 34-летний Максим Орешкин, бывший заместитель министра финансов. Ему-то и предстоит воплощать экономические задачи, перечисленные В. Путиным.

В Минфине раньше говорили, что видят потенциальный источник роста в так называемой фискальной девальвации. Это означает повышение НДС предположительно до 25% с одновременным снижением социальных сборов до 20% (вместо нынешних 30%). Смысл идеи сводился к поддержке производителей, работающих на внутреннем рынке, которые могли бы снизить издержки и вывести «из тени» зарплаты.

Механизм мог бы запуститься с 2018 года, но пока окончательного решения не принято. Более того, президент В. Путин не упомянул такой шаг в своем послании, а лишь уточнил, что предложения по настройке налоговой системы должны быть высказаны в следующем году. Именно в 2017-м, вероятно, и развернется основная дискуссия насчет фискальной девальвации.

Министр финансов Антон Силуанов, комментируя послание президента РФ, назвал указанный рост амбициозной задачей. По его мнению, подобное развитие экономики должно базироваться на частных инвестициях. А для этого нужны стабильные макроэкономические условия: низкая инфляция, невысокие ставки по кредитам.

На инфляции глава государства в послании остановился отдельно. По словам В. Путина, в текущем году она будет меньше 6% против почти 13% в прошлом году. А целевой показатель на 2017 год – вообще 4%. Впрочем, как отмечает «КоммерсантЪ», низкая инфляция в текущем году – следствие резкого спада экономики еще в 2015-м.

Хотя, безусловно, заслуга Центробанка, проводящего жесткую денежно-кредитную политику, также есть. Недавно ЦБ РФ удостоился похвалы от главы МВФ Кристин Лагард во время саммита АТЭС в Перу. Мероприятие с участием глав государств стран АТЭС проходило за закрытыми дверями, но замминистра экономики Станислав Воскресенский позже пересказал журналистам некоторые детали.

Так, президент В. Путин спросил К. Лагард, как она оценивает действия ЦБ РФ по поддержке макроэкономической стабильности. К. Лагард ответила, что Эльвира Набиуллина проделала фантастическую работу – Россия достойно выдержала такой удар, как резкое падение нефтяных цен. В свою очередь президент заметил, что банковская система хотя и устойчива, но очень пассивна и мало кредитует бизнес. Глава МВФ не стала подробно комментировать это, сославшись на специфику каждой отдельной страны.

Позже президент РФ, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что позитивная оценка Эльвиры Набиуллиной со стороны Кристин Лагард совпадает и с его собственной высокой оценкой работы Центробанка и экономического блока правительства РФ.

Однако опасения В. Путина по поводу неактивного кредитования бизнеса подтверждаются последней статистикой ЦБ РФ: на 1 ноября текущего года объем выданных с начала года кредитов (во всех валютах) юрлицам и индивидуальным предпринимателям составил около 24,5 трлн рублей. На 1 ноября 2015 года показатель равнялся 27,1 трлн, а на 1 ноября 2014-го – 30,8 трлн. Таким образом, за два года объем кредитов сократился на пятую часть.

Внутренние проблемы

В своей речи В. Путин также признал, что главные проблемы российской экономики – внутренние. «Два года назад мы столкнулись с серьезными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку <...>. Однако, повторю, главные причины торможения экономики кроются прежде всего в наших внутренних проблемах», – сказал президент.

К внутренним проблемам он отнес дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции и изъяны делового климата.

Тезис В. Путина о барьерах внутри России легко подтвердить с помощью статистики (см. «Россия и мир»). Из нее видно, что страна прекратила бурный рост еще в 2013 году, когда не существовало никаких санкций, мировая цена на нефть превышала $100 за баррель, а другие члены БРИК чувствовали себя превосходно. Почти двукратное падение стоимости углеводородов в 2015-м обернулось провалом для российской экономики. И пока цена на нефть колеблется вокруг $50, Россию ожидает в лучшем случае стагнация. Прогнозный прирост ВВП на 1% в 2017 году – это даже ниже, чем темпы развитых государств, где экономика всегда растет медленнее.

У других крупных нефтяных экспортеров – даже на фоне низких цен на углеводороды – дела идут значительно лучше. Так, в 2015 году после резкого падения мировых цен на нефть ВВП Саудовской Аравии прибавил 3,5%, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) – 4%, а Ирана – 0,4%. В России, повторим, спад составил 3,7%. И сейчас экономика этих нефтеносных стран растет быстрее, чем российская (см. «Россия и мир»).

Поэтому проблемы России, очевидно, связаны не только с внешней конъюнктурой. Кстати, в похожем положении партнер по БРИК – Бразилия. Там тоже в последние годы существенный спад экономики. Виной структурные проблемы, а также Олимпиада и Чемпионат мира по футболу, которые потребовали огромных вложений, но не послужили драйвером для развития. Возможно, дело в запредельном уровне коррупции, когда деньги, расхищавшиеся на масштабных стройках, не тратились на территории страны, а выводились за границу.

Нефть: слабая надежда

Еще один важный момент, прозвучавший на пресс-конференции В. Путина по итогам саммита АТЭС, касался встречи со странами ОПЕК. Глава государства подтвердил готовность России заморозить добычу нефти на текущем уровне.

Сама встреча состоялась в конце ноября. Члены ОПЕК договорились с 1 января 2017 года снизить добычу нефти с 33,7 млн до 32,5 млн баррелей в сутки. Шаг выглядит скорее символичным, но это первое сокращение добычи за последние восемь лет. В ОПЕК надеются, что и страны, не входящие в организацию, уменьшат добычу на 600 тыс. барр./сут. От России ждут сокращения на 300 тыс. барр./сут.

В нашей стране добыча сейчас находится на максимальном уровне со времен распада СССР, превышая 11 млн барр./сут. По итогам прошлого года Россия занимала третье место в мире, пропуская вперед США (12,7 млн барр./сут.) и Саудовскую Аравию (12 млн барр./сут.).

Соглашение будет действовать до 25 мая будущего года. Как пояснил министр энергетики РФ Александр Новак, каждая российская нефтяная компания должна будет сократить добычу пропорционально своей рыночной доле.

Ранее члены ОПЕК выражали недовольство стремлением России заморозить показатель на текущем уровне, а не сократить его. «Замораживание на рекордном уровне – это не вклад, это не соответствует тому, что делает ОПЕК», – цитировала газета Financial Times министра энергетики Саудовской Аравии Халида аль-Фалиха.

Действие ОПЕК и других экспортеров призваны остановить падение мировых нефтяных цен. Сразу после встречи ОПЕК цена нефти марки Brent на бирже подскочила на 8%, превысив $50 за баррель. В российский бюджет на 2017-2019 годы заложена стоимость нефти Urals (обычно дешевле Brent на $2-3) в размере $40.

Ситуация на мировом нефтяном рынке выглядит удачно для России. Решение ОПЕК подстегнет стоимость «черного золота», в то же время наша страна не слишком потеряет от сокращения добычи, поскольку она, как уже было сказано, находится на рекордном уровне. Как уточняет А.Новак, показатель снизится с 11,2 млн до 10,9 млн барр./сут. А это, например, средний уровень 2014 года. Для сравнения: еще в 2010 году цифра равнялась 10,4 млн барр./сут., а в 2005-м – 9,6 млн барр./сут.

«Это абсолютно правильное решение, которое позволит сбалансировать рынки и обеспечить цены, необходимые для развития индустрии», – прокомментировал РБК соглашение ОПЕК совладелец «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун.

Впрочем, возврата к прежним головокружительным – больше $100 за баррель – котировкам не предвидится. А российская экономика при колебании цен в диапазоне $40-60 за баррель будет переживать стагнацию. Главное же – внешняя конъюнктура уже не помогает преодолеть собственные внутренние проблемы. Те самые, о которых напомнил Федеральному Собранию президент В. Путин. Вот только можно ли заставить ВВП расти на 4% в год, дав соответствующее поручение кабинету министров?

Таблица. Россия и мир

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2017 год

Рост мирового ВВП

3,1%

3,2%

3,4%

3,3%

3,4%

Рост ВВП развитых стран

1,6%

2,1%

1,9%

1,2%

1,8%

США

1,6%

2,6%

2,4%

1,7%

2,2%

Германия

1,7%

1,5%

1,6%

0,6%

1,4%

Франция

1,3%

1,3%

0,6%

0,6%

1,3%

Рост ВВП развивающихся стран

4,2%

4,0%

4,6%

5,0%

4,6%

Китай

6,6%

6,9%

7,3%

7,8%

6,2%

Индия

7,6%

7,6%

7,2%

6,6%

7,6%

Россия

-0,8%

-3,7%

0,7%

1,3%

1,1%

Бразилия

-3,3%

-3,8%

0,1%

3,0%

0,5%

Рост ВВП ближневосточных стран

3,4%

2,3%

2,7%

2,4%

3,4%

Саудовская Аравия

1,2%

3,5%

3,6%

2,7%

2,0%

Иран

4,5%

0,4%

4,3%

-1,9%

4,1%

Ирак

10,3%

-2,4%

-0,4%

7,6%

0,5%

ОАЭ

2,3%

4,0%

3,1%

4,7%

2,5%

Мировая цена на нефть*

$43

$51

$96

$104

$51

* Средняя арифметическая стоимости барреля Brent, Dubai Fateh и West Texas Intermediate crude oil
Источник: Международный валютный фонд

Морские порты №9 (2016)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы

Сменный экипаж арестованного в США судна «Поморье» получил визы Члены экипажа, подготовленного на смену команды арестованного в США судна Мурманского морского парох...

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ

Делегация «Mitsubishi Electric» высоко оценила достижения научно-инженерного кластера СГУВТ Сибирский государственный университет водного транспорта 17 сентября посетила делегация японского ко...

Российская экономика

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат

Грузооборот транспорта в России за 8 месяцев вырос на 3% - Росстат Грузооборот морского транспорта за отчетный период снизился на 24,4% - до 22,6 млрд. т/км, внутр...

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей

Первый этап модернизации крымской верфи «Море» оценивается в 1 млрд рублей Первый этап модернизации судостроительного завода «Море» (Феодосия, Крым), который планирует...

Транспортная политика

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология»

Утилизацию затонувших на территории ДФО судов могут включить в нацпроект «Экология» Главы дальневосточных регионов обратились к главе Минприроды РФ Дмитрию Кобылкину и полпреду президе...

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток

ФТС России выступила с инициативами по упрощению таможенных процедур в Свободном порту Владивосток ФТС России внедряет на Дальнем Востоке ряд инструментов по упрощению таможенных процедур. В частност...

Морские порты

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа

Модели привлечения частных инвестиций - три основных способа Государственно-частное партнерство, концессия, инвестиционный сбор и инфраструктурная ипотека – тако...

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала

В Правительстве Дагестана прошло обсуждение вопросов реализации инвестпроекта по строительству современного зернового терминала Предполагается, что проект позволит существенно облегчить выход на внешние рынки для сельхозтоваропр...




Морской транспорт

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод

К 2024 году в Петербурге появится еще один судостроительный завод Соглашение о строительстве в порту «Свободный» (портовая зона Владивостока) филиала завода «...

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ»

Минпромторг расширил список требований по локализации строительства судов в РФ – «Ъ» По данным издания, российской верфи с 2019 года должны владеть правами на проектную и конструкторску...

Речной транспорт

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП

На севере Якутии принят в эксплуатацию современный земснаряд, построенный для Ленского бассейна в рамках ФЦП На севере Якутии принят в эксплуатацию современный высокопроизводительный земснаряд «Владимир Панчен...

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород

Причал построят в Киришах Ленинградской области для запуска водного маршрута в Новгород Причал для крупных пассажирских теплоходов будет построен в городе Кириши Ленинградской области в 20...

Ж/Д транспорт

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК

РЖД планируют протестировать в феврале 2019 г. беспилотные перевозки по МЦК Предполагается, что технология будет масштабирована на всю МЦК в 2019 году.

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан»

Siemens поставит РЖД дополнительные поезда «Сапсан» Стороны намерены также рассмотреть возможность лицензионного изготовления новых электропоездов и ваг...

Авто транспорт

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году

Строительство объездной дороги вокруг Черкесска начнется в 2018 году По проекту разработана проектно-сметная документация, которая уже прошла экспертизу. Строительство м...

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб.

Регионы вложат 3,1 трлн. руб. в нацпроект по безопасным дорогам, бюджет РФ - 1,5 трлн. руб. Проект рассчитан на реализацию в течение шести лет.

Аналитика

Транспортная политика

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей

Надо увязать усилия регуляторов, транспортников и грузоотправителей Совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного с...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...