Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

РЖД – портовикам: экономьте как мы

Ж/Д транспорт
РЖД – портовикам: экономьте как мы

Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходов и повышения производительности труда. За текущий год госкомпания сэкономила более 100 млрд рублей, в том числе 2 млрд за счет представительских расходов, заставив топ-менеджмент выбирать более скромные гостиницы и отказаться от свиты помощников. Теперь РЖД требуют того же и от других представителей транспортной отрасли. Так, железнодорожная монополия вместе с ФАС призывает стивидоров отказаться от части маржи. При этом в РЖД не задумываются, что сокращение выручки, а значит, и инвестиций портовиков может пагубно повлиять на мегапроекты самой госкомпании.

Татьяна Лозовая

Красиво жить не запретишь?

Об успехах, достигнутых РЖД по части сокращения издержек, президент компании Олег Белозеров рассказал в конце октября в Таллине, выступая на одном из международных мероприятий. До этого он подробно описывал достигнутую экономию и в интервью агентству ТАСС, называя суммы сэкономленных средств – 60 млрд рублей в текущем году, в следующем – еще 50 млрд (по факту на начало ноября в докладе президенту РФ Владимиру Путину глава компании назвал цифру сэкономленных за год средств – более 100 млрд рублей).

«Где мы черпаем ресурсы? – задавался риторическим вопросом глава РЖД во время интервью. – Посмотрели на движенческие процессы, локомотивное хозяйство, на механизм формирования производственных программ <...>. Тот же локомотив может зимой простоять несколько часов с заведенным двигателем на холоде или же ждать времени выхода на линию в теплом депо. Есть разница? Расход топлива иной, амортизация деталей».

Раньше, по словам О.Белозерова, госкомпания использовала в работе более 1,5 тыс. разных компьютерных программ, многие из них дублировали друг друга. Унификация позволила сократить расходы на несколько сотен миллионов рублей.

Огромные резервы для экономии нашлись и в смете представительских расходов РЖД – гостиницы, транспорт и обслуживание менеджмента компании. «Машины, переезды, перелеты, гостиницы, свита, советники, помощники, – перечислил ТАСС Олег Белозеров, уточняя, что, порезав эти затраты, госкомпания сэкономила примерно 2 млрд рублей. – Если совсем коротко – скромнее надо быть. Это важная тема... Излишества ни к чему хорошему не ведут».

Как отметил О.Белозеров, в текущем году производительность труда в компании должна вырасти на 3,5%, но на практике будет больше. В 2017-м показатель прибавит еще 5%. При этом зарплаты в РЖД, как правило, на 30% выше, чем средние значения по тому или иному региону.

Отдельным поводом для гордости для президента РЖД является снижение зависимости от госдотаций. Впрочем, на этом нужно остановиться подробнее. В СМИ встречается информация, будто госкомпания уже обходится без субсидий на текущую деятельность. Но это не вполне корректно. Бюджетные дотации состоят из нескольких частей (см. «РЖД и субсидии»). Например, госкомпания регулярно получает возмещение как за пригородное сообщение, так и за пассажирские перевозки дальнего следования. Отменять их никто не собирается, поскольку данная деятельность убыточна для РЖД.

Таблица. РЖД и субсидии

2015 год, млрд руб.

2014 год, млрд руб.

2013 год, млрд руб.

Субсидии на пассажирские перевозки дальнего следования

24,7

23,3

23,3

Субсидии на инфраструктуру пригородного сообщения

27,8

20,7

21,2

Субсидии на пригородные перевозки

8,7

6,3

5,5

Субсидии на капитальный ремонт инфраструктуры

30*

26

-

Прочие субсидии

1,4

0,5

-

ИТОГО

92,6

76,8

50

* Фактически получены в декабре 2014 года.

Источник: финансовая отчетность РЖД по МСФО

От чего РЖД действительно отказываются, так это от субсидии на капитальный ремонт инфраструктуры. В последний раз компания получила этот вид помощи в декабре 2014 года и использовала в течение 2015-го. В текущем году подобной дотации не было, не планируется она и в 2017-м.

«Впервые за последние два года компания обеспечит сбалансированность деятельности без предоставления государственной субсидии на осуществление работ по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры», – подчеркивается в отчете РЖД за 2015 год.

Обида железнодорожников

Рассказав об успехах РЖД, О.Белозеров призвал к экономии и других участников транспортной отрасли. «Мы знаем сейчас о действиях Федеральной антимонопольной службы в части исследования расчетов по стивидорным компаниям, – заявил О.Белозеров в Таллине. – Мы считаем, что это тоже очень серьезные затраты. Мы все должны прикладывать усилия по снижению своих затрат, поэтому мы считаем, что затраты стивидоров в следующем году также должны быть снижены».

Руководство РЖД в последнее время часто поднимает данную тему. В середине октября заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) Александр Хатьянов в интервью газете «Гудок» описал вредную, на его взгляд, динамику. В 2014 году при экспортной перевозке угля в порты Дальнего Востока примерно 60% затрат приходилось на железнодорожный тариф, 23% – на перевалку в порту и 17% – на услуги операторов подвижного состава. А в 2016 году тариф РЖД «съедал» только 50% расходов, услуги стивидоров – уже 30%, а операторов – 15%.

В отдельных случаях, например при экспортной перевозке руды или нефтеналивных грузов на короткие расстояния, стоимость перевалки может в разы превышать железнодорожный тариф, пояснял А.Хатьянов. А транспортировка угля на 6 тыс. км обойдется примерно в ту же сумму, что и перевалка на судно. «Хотя очевидно, что себестоимость железнодорожной перевозки груза несопоставима с затратами на его перевалку», – подчеркнул представитель РЖД.

По словам А.Хатьянова, общая стоимость доставки грузов на экспорт дерегулирована: если РЖД приходится руководствоваться Прейскурантом 10-01, то операторы подвижного состава и стивидоры могут делать любые надбавки, кроме того, они гибко реагируют на изменения конечных цен продукции и забирают у экспортеров часть маржи, повышая ставки на подорожавшее сырье.

Представитель РЖД привел статистику: с января по сентябрь текущего года стоимость предоставления полувагона выросла более чем на 70%, с 500-600 до 950-1000 руб./сут. Правда, он уточнил, что раньше эти ставки стремительно падали и сейчас лишь возвращаются на уровень 2014 года. А вот стоимость услуг стивидоров ранее не снижалась, но сейчас растет. По прикидкам А.Хатьянова, доля перевалки в общих транспортных расходах при экспортных перевозках выросла на величину от 7% до 26%.

Компания РЖД в этой ситуации чувствует себя обделенной. По мнению железнодорожников, достигнутая ими экономия перераспределяется в пользу других участников перевозки. Даже если тариф снижается, общие транспортные расходы грузоотправителя остаются на прежнем уровне или растут.

Что предлагают РЖД? В интервью Александр Хатьянов из ЦФТО рассказал о переговорах, которые железнодорожная монополия ведет с ФАС. Рассматриваются разные варианты того, как оказать давление на операторов вагонов и стивидоров. Например, зафиксировать общий допустимый размер транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Позиция ФАС: только рубли

Претензии к стивидорам у чиновников появились еще осенью прошлого года. Стоимость перевалки, установленная в иностранной валюте, выросла вместе с курсом доллара. Из-за этого увеличились расходы грузоотправителей, например нефтяников, в том числе компании «Роснефть». Последняя пожаловалась президенту Владимиру Путину. Глава государства потребовал положить конец практике применения валютных курсов во внутренних расчетах.

«Тарифы на перевалку нефтепродуктов и нефти в российских портах – Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск и других – или напрямую устанавливаются в долларах США, или номинируются <...> практически в режиме реального времени. И это, конечно, недопустимо, это прямо противоречит действующему законодательству. Я не понимаю, а куда контролирующие органы смотрят?» – возмущался президент России.

Спустя полгода глава ФАС Игорь Артемьев направил в правительство РФ доклад, предложив вернуть для стивидоров ценовое регулирование. Кроме того, служба инициировала дела против ряда портов, включая НМТП, ТМТП и другие. И.Артемьев предлагал стивидорам номинировать тарифы в рублях и согласовывать с ФАС предельную ставку. Согласно расчетам ведомства, рентабельность стивидоров по EBITDA не должна превышать 20%, в то время как сейчас, утверждает ФАС, она составляет 70%.

Некоторые эксперты, например из Аналитического центра при Правительстве РФ, выступили против, отметив, что подобные меры приведут к снижению инвестиционной привлекательности портов и терминалов, а это создаст конкурентные преимущества для портов сопредельных государств. Поддержал стивидоров и Минтранс. Там полагают, что нужно снижать не стоимость услуг, а сопутствующие перевалке расходы, связанные с таможенным, пограничным и иными видами контроля. Об этом замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский написал в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Что касается перехода на рублевый тариф, то здесь для портов кроется следующая опасность: многие стивидоры уже имеют или планируют брать кредиты в долларах или евро, соответственно, валютной должна быть и выручка, иначе – в случае резкого изменения курса валюты – возникает риск, что компании не смогут рассчитаться по полученным займам.

Аналитики «ВТБ-Капитала» оценили влияние предложений ФАС на бизнес крупнейшего российского стивидора – НМТП. При ограничении рентабельности по EBITDA «потолком» в 20% рентабельность по EBIT составит лишь 1%. Разумеется, это создаст препятствия для новых инвестиций.

В итоге в конце сентября текущего года ФАС передумала возвращаться к тарифному регулированию в портах. Вместо этого служба решила активнее использовать санкции против игроков рынка, в том числе оборотные штрафы, которые могут достигать 15% от годовой выручки, за нарушения антимонопольного законодательства, например за установление монопольно высоких тарифов на услуги по перевалке и хранению грузов.

А вот от перевода расчетов в рубли служба не отказывается. Ведомство готовит документ, обязывающий стивидоров устанавливать тарифы в российской валюте. ФАС не останавливает даже позиция Минтранса, который недавно в очередной раз подчеркнул, что подобный подход несет риск курсовых разниц.

Позицию ФАС, как видно из выступлений О.Белозерова и его подчиненных, поддерживает и железнодорожная монополия. Любопытно, что железнодорожники, которые настоятельно требуют от портовиков сократить маржу, не учитывают простой истины: в случае сокращения выручки стивидоров сократятся и их инвестиции – без развития портовых мощностей становятся бессмысленными и многомиллиардные проекты РЖД, такие как развитие Восточного полигона и подходов к Азово-Черноморскому бассейну. Между тем отказываться от этих проектов РЖД явно не собираются.

«Нескромный» топ-менеджер

Примечательно, что заявление президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова о достигнутой госкомпанией экономии 2 млрд рублей на представительских расходах примерно совпало по времени с общественным резонансом, который наделала попавшая в Интернет смета командировки вице-президента РЖД Олега Валинского. Последний стал начальником дирекции тяги в январе 2016 года. Пятидневная поездка топ-менеджера на Дальний Восток обошлась компании, если верить документу, более чем в 2 млн рублей. Основные статьи расходов, «съевшие» по 800 тыс. рублей, – аренда вагонов и организация вылета вертолета. Поездка состоялась в конце сентября текущего года.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Команда ОСК выступила на Всероссийском инженерном конкурсе

Команда ОСК выступила на Всероссийском инженерном конкурсе Команда победителей инженерно-управленческого конкурса Объединенной судостроительной корпорации «Вме...

Судно «Виктор Пацаев» останется в Калиниграде в качестве музея

Судно «Виктор Пацаев» останется в Калиниграде в качестве музея Вопрос о дальнейшей судьбе научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» решен - оно ост...

Российская экономика

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции

Глава ФАС заявил о согласовании проекта указа о госполитике по развитию конкуренции Подготовленный Федеральной антимонопольной службой проект президентского указа об основных направлен...

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале

Обоснование модернизации транспортных коридоров в Приморье подготовят в феврале Китайская компания China Communication Construction Company приступила к подготовке технико-экономич...

Транспортная политика

Транзит Белоруссии может покинуть Клайпедский порт

Транзит Белоруссии может покинуть Клайпедский порт Посол Белоруссии в Литве Александр Король заявил, что республика может перестать сотрудничать с Клай...

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев

Усилиями Минтранса значительно сокращен срок оформления судовых документов – В. Клюев Время оформления судовых документов и документов моряка значительно уменьшилось. Так в декабре 2017 ...

Морские порты

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом

Власти Хабаровского края предлагают сделать Ванино и Советскую Гавань одним свободным портом Режим порто-франко, который действует в Ванинском районе, должен быть распространен на Советскую Гав...

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл»

«Транснефть» приобрела 25% плюс 1 акция «Усть-Луга Ойл» ФАС одобрила ходатайство ООО «Транснефть- Балтика» (структура «Транснефти») о покупке 25%...




Морской транспорт

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге

Заседание президиума Научно-технического совета РС прошло в Санкт-Петербурге 14 декабря 2017 года в Главном управлении Российского морского регистра судоходства (РС) сос...

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области

Первое судно после глубокой модернизации спустили на воду в Калининградской области Первое в Калининградской области рыболовецкое судно «Капитан Лобанов» после глубокой модернизации сп...

Речной транспорт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт

Инвесторы из Китая хотят построить в Нижнем Новгороде речной порт В настоящее время, по мнению специалистов, для строительства нового порта лучше всего подойдут три у...

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Ж/Д транспорт

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС

Грузовые ж/д тарифы в 2018 г. будут индексированы на 3,9%, максимум надбавки - снижен до 8% - ФАС Правление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приняло решение об индексации грузовых же...

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович

Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ « Благосостояние» - Дворкович Продавцом 24,5% акций «Трансконтейнера» выступил НПФ «Благосостояние». Об этом сказал вице-премь...

Авто транспорт

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост

В Петрозаводске ввели в опытную эксплуатацию наплавной мост 14 декабря 2017 года в Петрозаводске состоялся ввод в опытную эксплуатацию наплавного моста через Ло...

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик

Крымский мост заасфальтирован на 50% - генподрядчик Укладка асфальтобетонного покрытия автодорожной части Крымского моста, который свяжет полуостров с м...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...