РЖД – портовикам: экономьте как мы

Ж/Д транспорт
РЖД – портовикам: экономьте как мы

Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходов и повышения производительности труда. За текущий год госкомпания сэкономила более 100 млрд рублей, в том числе 2 млрд за счет представительских расходов, заставив топ-менеджмент выбирать более скромные гостиницы и отказаться от свиты помощников. Теперь РЖД требуют того же и от других представителей транспортной отрасли. Так, железнодорожная монополия вместе с ФАС призывает стивидоров отказаться от части маржи. При этом в РЖД не задумываются, что сокращение выручки, а значит, и инвестиций портовиков может пагубно повлиять на мегапроекты самой госкомпании.

Татьяна Лозовая

Красиво жить не запретишь?

Об успехах, достигнутых РЖД по части сокращения издержек, президент компании Олег Белозеров рассказал в конце октября в Таллине, выступая на одном из международных мероприятий. До этого он подробно описывал достигнутую экономию и в интервью агентству ТАСС, называя суммы сэкономленных средств – 60 млрд рублей в текущем году, в следующем – еще 50 млрд (по факту на начало ноября в докладе президенту РФ Владимиру Путину глава компании назвал цифру сэкономленных за год средств – более 100 млрд рублей).

«Где мы черпаем ресурсы? – задавался риторическим вопросом глава РЖД во время интервью. – Посмотрели на движенческие процессы, локомотивное хозяйство, на механизм формирования производственных программ <...>. Тот же локомотив может зимой простоять несколько часов с заведенным двигателем на холоде или же ждать времени выхода на линию в теплом депо. Есть разница? Расход топлива иной, амортизация деталей».

Раньше, по словам О.Белозерова, госкомпания использовала в работе более 1,5 тыс. разных компьютерных программ, многие из них дублировали друг друга. Унификация позволила сократить расходы на несколько сотен миллионов рублей.

Огромные резервы для экономии нашлись и в смете представительских расходов РЖД – гостиницы, транспорт и обслуживание менеджмента компании. «Машины, переезды, перелеты, гостиницы, свита, советники, помощники, – перечислил ТАСС Олег Белозеров, уточняя, что, порезав эти затраты, госкомпания сэкономила примерно 2 млрд рублей. – Если совсем коротко – скромнее надо быть. Это важная тема... Излишества ни к чему хорошему не ведут».

Как отметил О.Белозеров, в текущем году производительность труда в компании должна вырасти на 3,5%, но на практике будет больше. В 2017-м показатель прибавит еще 5%. При этом зарплаты в РЖД, как правило, на 30% выше, чем средние значения по тому или иному региону.

Отдельным поводом для гордости для президента РЖД является снижение зависимости от госдотаций. Впрочем, на этом нужно остановиться подробнее. В СМИ встречается информация, будто госкомпания уже обходится без субсидий на текущую деятельность. Но это не вполне корректно. Бюджетные дотации состоят из нескольких частей (см. «РЖД и субсидии»). Например, госкомпания регулярно получает возмещение как за пригородное сообщение, так и за пассажирские перевозки дальнего следования. Отменять их никто не собирается, поскольку данная деятельность убыточна для РЖД.

Таблица. РЖД и субсидии

2015 год, млрд руб.

2014 год, млрд руб.

2013 год, млрд руб.

Субсидии на пассажирские перевозки дальнего следования

24,7

23,3

23,3

Субсидии на инфраструктуру пригородного сообщения

27,8

20,7

21,2

Субсидии на пригородные перевозки

8,7

6,3

5,5

Субсидии на капитальный ремонт инфраструктуры

30*

26

-

Прочие субсидии

1,4

0,5

-

ИТОГО

92,6

76,8

50

* Фактически получены в декабре 2014 года.

Источник: финансовая отчетность РЖД по МСФО

От чего РЖД действительно отказываются, так это от субсидии на капитальный ремонт инфраструктуры. В последний раз компания получила этот вид помощи в декабре 2014 года и использовала в течение 2015-го. В текущем году подобной дотации не было, не планируется она и в 2017-м.

«Впервые за последние два года компания обеспечит сбалансированность деятельности без предоставления государственной субсидии на осуществление работ по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры», – подчеркивается в отчете РЖД за 2015 год.

Обида железнодорожников

Рассказав об успехах РЖД, О.Белозеров призвал к экономии и других участников транспортной отрасли. «Мы знаем сейчас о действиях Федеральной антимонопольной службы в части исследования расчетов по стивидорным компаниям, – заявил О.Белозеров в Таллине. – Мы считаем, что это тоже очень серьезные затраты. Мы все должны прикладывать усилия по снижению своих затрат, поэтому мы считаем, что затраты стивидоров в следующем году также должны быть снижены».

Руководство РЖД в последнее время часто поднимает данную тему. В середине октября заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) Александр Хатьянов в интервью газете «Гудок» описал вредную, на его взгляд, динамику. В 2014 году при экспортной перевозке угля в порты Дальнего Востока примерно 60% затрат приходилось на железнодорожный тариф, 23% – на перевалку в порту и 17% – на услуги операторов подвижного состава. А в 2016 году тариф РЖД «съедал» только 50% расходов, услуги стивидоров – уже 30%, а операторов – 15%.

В отдельных случаях, например при экспортной перевозке руды или нефтеналивных грузов на короткие расстояния, стоимость перевалки может в разы превышать железнодорожный тариф, пояснял А.Хатьянов. А транспортировка угля на 6 тыс. км обойдется примерно в ту же сумму, что и перевалка на судно. «Хотя очевидно, что себестоимость железнодорожной перевозки груза несопоставима с затратами на его перевалку», – подчеркнул представитель РЖД.

По словам А.Хатьянова, общая стоимость доставки грузов на экспорт дерегулирована: если РЖД приходится руководствоваться Прейскурантом 10-01, то операторы подвижного состава и стивидоры могут делать любые надбавки, кроме того, они гибко реагируют на изменения конечных цен продукции и забирают у экспортеров часть маржи, повышая ставки на подорожавшее сырье.

Представитель РЖД привел статистику: с января по сентябрь текущего года стоимость предоставления полувагона выросла более чем на 70%, с 500-600 до 950-1000 руб./сут. Правда, он уточнил, что раньше эти ставки стремительно падали и сейчас лишь возвращаются на уровень 2014 года. А вот стоимость услуг стивидоров ранее не снижалась, но сейчас растет. По прикидкам А.Хатьянова, доля перевалки в общих транспортных расходах при экспортных перевозках выросла на величину от 7% до 26%.

Компания РЖД в этой ситуации чувствует себя обделенной. По мнению железнодорожников, достигнутая ими экономия перераспределяется в пользу других участников перевозки. Даже если тариф снижается, общие транспортные расходы грузоотправителя остаются на прежнем уровне или растут.

Что предлагают РЖД? В интервью Александр Хатьянов из ЦФТО рассказал о переговорах, которые железнодорожная монополия ведет с ФАС. Рассматриваются разные варианты того, как оказать давление на операторов вагонов и стивидоров. Например, зафиксировать общий допустимый размер транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Позиция ФАС: только рубли

Претензии к стивидорам у чиновников появились еще осенью прошлого года. Стоимость перевалки, установленная в иностранной валюте, выросла вместе с курсом доллара. Из-за этого увеличились расходы грузоотправителей, например нефтяников, в том числе компании «Роснефть». Последняя пожаловалась президенту Владимиру Путину. Глава государства потребовал положить конец практике применения валютных курсов во внутренних расчетах.

«Тарифы на перевалку нефтепродуктов и нефти в российских портах – Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск и других – или напрямую устанавливаются в долларах США, или номинируются <...> практически в режиме реального времени. И это, конечно, недопустимо, это прямо противоречит действующему законодательству. Я не понимаю, а куда контролирующие органы смотрят?» – возмущался президент России.

Спустя полгода глава ФАС Игорь Артемьев направил в правительство РФ доклад, предложив вернуть для стивидоров ценовое регулирование. Кроме того, служба инициировала дела против ряда портов, включая НМТП, ТМТП и другие. И.Артемьев предлагал стивидорам номинировать тарифы в рублях и согласовывать с ФАС предельную ставку. Согласно расчетам ведомства, рентабельность стивидоров по EBITDA не должна превышать 20%, в то время как сейчас, утверждает ФАС, она составляет 70%.

Некоторые эксперты, например из Аналитического центра при Правительстве РФ, выступили против, отметив, что подобные меры приведут к снижению инвестиционной привлекательности портов и терминалов, а это создаст конкурентные преимущества для портов сопредельных государств. Поддержал стивидоров и Минтранс. Там полагают, что нужно снижать не стоимость услуг, а сопутствующие перевалке расходы, связанные с таможенным, пограничным и иными видами контроля. Об этом замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский написал в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Что касается перехода на рублевый тариф, то здесь для портов кроется следующая опасность: многие стивидоры уже имеют или планируют брать кредиты в долларах или евро, соответственно, валютной должна быть и выручка, иначе – в случае резкого изменения курса валюты – возникает риск, что компании не смогут рассчитаться по полученным займам.

Аналитики «ВТБ-Капитала» оценили влияние предложений ФАС на бизнес крупнейшего российского стивидора – НМТП. При ограничении рентабельности по EBITDA «потолком» в 20% рентабельность по EBIT составит лишь 1%. Разумеется, это создаст препятствия для новых инвестиций.

В итоге в конце сентября текущего года ФАС передумала возвращаться к тарифному регулированию в портах. Вместо этого служба решила активнее использовать санкции против игроков рынка, в том числе оборотные штрафы, которые могут достигать 15% от годовой выручки, за нарушения антимонопольного законодательства, например за установление монопольно высоких тарифов на услуги по перевалке и хранению грузов.

А вот от перевода расчетов в рубли служба не отказывается. Ведомство готовит документ, обязывающий стивидоров устанавливать тарифы в российской валюте. ФАС не останавливает даже позиция Минтранса, который недавно в очередной раз подчеркнул, что подобный подход несет риск курсовых разниц.

Позицию ФАС, как видно из выступлений О.Белозерова и его подчиненных, поддерживает и железнодорожная монополия. Любопытно, что железнодорожники, которые настоятельно требуют от портовиков сократить маржу, не учитывают простой истины: в случае сокращения выручки стивидоров сократятся и их инвестиции – без развития портовых мощностей становятся бессмысленными и многомиллиардные проекты РЖД, такие как развитие Восточного полигона и подходов к Азово-Черноморскому бассейну. Между тем отказываться от этих проектов РЖД явно не собираются.

«Нескромный» топ-менеджер

Примечательно, что заявление президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова о достигнутой госкомпанией экономии 2 млрд рублей на представительских расходах примерно совпало по времени с общественным резонансом, который наделала попавшая в Интернет смета командировки вице-президента РЖД Олега Валинского. Последний стал начальником дирекции тяги в январе 2016 года. Пятидневная поездка топ-менеджера на Дальний Восток обошлась компании, если верить документу, более чем в 2 млн рублей. Основные статьи расходов, «съевшие» по 800 тыс. рублей, – аренда вагонов и организация вылета вертолета. Поездка состоялась в конце сентября текущего года.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля

Д. Медведев подписал постановление о повышении тарифа в системе «Платон» с 15 апреля Правительство РФ продлило льготный период системы «Платон», повысив тариф с 15 апреля до 1,91 руб./к...

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок

Медведев поддержал создание саморегулирующейся организации в сфере грузоперевозок Премьер-министр России Дмитрий Медведев поддерживает создание саморегулирующейся организации в сфере...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков

Автодор внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков Государственная компания «Автодор» внедряет систему предупреждения антимонопольных рисков (компл...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...