РЖД – портовикам: экономьте как мы

Ж/Д транспорт
РЖД – портовикам: экономьте как мы

Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходов и повышения производительности труда. За текущий год госкомпания сэкономила более 100 млрд рублей, в том числе 2 млрд за счет представительских расходов, заставив топ-менеджмент выбирать более скромные гостиницы и отказаться от свиты помощников. Теперь РЖД требуют того же и от других представителей транспортной отрасли. Так, железнодорожная монополия вместе с ФАС призывает стивидоров отказаться от части маржи. При этом в РЖД не задумываются, что сокращение выручки, а значит, и инвестиций портовиков может пагубно повлиять на мегапроекты самой госкомпании.

Татьяна Лозовая

Красиво жить не запретишь?

Об успехах, достигнутых РЖД по части сокращения издержек, президент компании Олег Белозеров рассказал в конце октября в Таллине, выступая на одном из международных мероприятий. До этого он подробно описывал достигнутую экономию и в интервью агентству ТАСС, называя суммы сэкономленных средств – 60 млрд рублей в текущем году, в следующем – еще 50 млрд (по факту на начало ноября в докладе президенту РФ Владимиру Путину глава компании назвал цифру сэкономленных за год средств – более 100 млрд рублей).

«Где мы черпаем ресурсы? – задавался риторическим вопросом глава РЖД во время интервью. – Посмотрели на движенческие процессы, локомотивное хозяйство, на механизм формирования производственных программ <...>. Тот же локомотив может зимой простоять несколько часов с заведенным двигателем на холоде или же ждать времени выхода на линию в теплом депо. Есть разница? Расход топлива иной, амортизация деталей».

Раньше, по словам О.Белозерова, госкомпания использовала в работе более 1,5 тыс. разных компьютерных программ, многие из них дублировали друг друга. Унификация позволила сократить расходы на несколько сотен миллионов рублей.

Огромные резервы для экономии нашлись и в смете представительских расходов РЖД – гостиницы, транспорт и обслуживание менеджмента компании. «Машины, переезды, перелеты, гостиницы, свита, советники, помощники, – перечислил ТАСС Олег Белозеров, уточняя, что, порезав эти затраты, госкомпания сэкономила примерно 2 млрд рублей. – Если совсем коротко – скромнее надо быть. Это важная тема... Излишества ни к чему хорошему не ведут».

Как отметил О.Белозеров, в текущем году производительность труда в компании должна вырасти на 3,5%, но на практике будет больше. В 2017-м показатель прибавит еще 5%. При этом зарплаты в РЖД, как правило, на 30% выше, чем средние значения по тому или иному региону.

Отдельным поводом для гордости для президента РЖД является снижение зависимости от госдотаций. Впрочем, на этом нужно остановиться подробнее. В СМИ встречается информация, будто госкомпания уже обходится без субсидий на текущую деятельность. Но это не вполне корректно. Бюджетные дотации состоят из нескольких частей (см. «РЖД и субсидии»). Например, госкомпания регулярно получает возмещение как за пригородное сообщение, так и за пассажирские перевозки дальнего следования. Отменять их никто не собирается, поскольку данная деятельность убыточна для РЖД.

Таблица. РЖД и субсидии

2015 год, млрд руб.

2014 год, млрд руб.

2013 год, млрд руб.

Субсидии на пассажирские перевозки дальнего следования

24,7

23,3

23,3

Субсидии на инфраструктуру пригородного сообщения

27,8

20,7

21,2

Субсидии на пригородные перевозки

8,7

6,3

5,5

Субсидии на капитальный ремонт инфраструктуры

30*

26

-

Прочие субсидии

1,4

0,5

-

ИТОГО

92,6

76,8

50

* Фактически получены в декабре 2014 года.

Источник: финансовая отчетность РЖД по МСФО

От чего РЖД действительно отказываются, так это от субсидии на капитальный ремонт инфраструктуры. В последний раз компания получила этот вид помощи в декабре 2014 года и использовала в течение 2015-го. В текущем году подобной дотации не было, не планируется она и в 2017-м.

«Впервые за последние два года компания обеспечит сбалансированность деятельности без предоставления государственной субсидии на осуществление работ по капитальному ремонту объектов железнодорожной инфраструктуры», – подчеркивается в отчете РЖД за 2015 год.

Обида железнодорожников

Рассказав об успехах РЖД, О.Белозеров призвал к экономии и других участников транспортной отрасли. «Мы знаем сейчас о действиях Федеральной антимонопольной службы в части исследования расчетов по стивидорным компаниям, – заявил О.Белозеров в Таллине. – Мы считаем, что это тоже очень серьезные затраты. Мы все должны прикладывать усилия по снижению своих затрат, поэтому мы считаем, что затраты стивидоров в следующем году также должны быть снижены».

Руководство РЖД в последнее время часто поднимает данную тему. В середине октября заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал РЖД) Александр Хатьянов в интервью газете «Гудок» описал вредную, на его взгляд, динамику. В 2014 году при экспортной перевозке угля в порты Дальнего Востока примерно 60% затрат приходилось на железнодорожный тариф, 23% – на перевалку в порту и 17% – на услуги операторов подвижного состава. А в 2016 году тариф РЖД «съедал» только 50% расходов, услуги стивидоров – уже 30%, а операторов – 15%.

В отдельных случаях, например при экспортной перевозке руды или нефтеналивных грузов на короткие расстояния, стоимость перевалки может в разы превышать железнодорожный тариф, пояснял А.Хатьянов. А транспортировка угля на 6 тыс. км обойдется примерно в ту же сумму, что и перевалка на судно. «Хотя очевидно, что себестоимость железнодорожной перевозки груза несопоставима с затратами на его перевалку», – подчеркнул представитель РЖД.

По словам А.Хатьянова, общая стоимость доставки грузов на экспорт дерегулирована: если РЖД приходится руководствоваться Прейскурантом 10-01, то операторы подвижного состава и стивидоры могут делать любые надбавки, кроме того, они гибко реагируют на изменения конечных цен продукции и забирают у экспортеров часть маржи, повышая ставки на подорожавшее сырье.

Представитель РЖД привел статистику: с января по сентябрь текущего года стоимость предоставления полувагона выросла более чем на 70%, с 500-600 до 950-1000 руб./сут. Правда, он уточнил, что раньше эти ставки стремительно падали и сейчас лишь возвращаются на уровень 2014 года. А вот стоимость услуг стивидоров ранее не снижалась, но сейчас растет. По прикидкам А.Хатьянова, доля перевалки в общих транспортных расходах при экспортных перевозках выросла на величину от 7% до 26%.

Компания РЖД в этой ситуации чувствует себя обделенной. По мнению железнодорожников, достигнутая ими экономия перераспределяется в пользу других участников перевозки. Даже если тариф снижается, общие транспортные расходы грузоотправителя остаются на прежнем уровне или растут.

Что предлагают РЖД? В интервью Александр Хатьянов из ЦФТО рассказал о переговорах, которые железнодорожная монополия ведет с ФАС. Рассматриваются разные варианты того, как оказать давление на операторов вагонов и стивидоров. Например, зафиксировать общий допустимый размер транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Позиция ФАС: только рубли

Претензии к стивидорам у чиновников появились еще осенью прошлого года. Стоимость перевалки, установленная в иностранной валюте, выросла вместе с курсом доллара. Из-за этого увеличились расходы грузоотправителей, например нефтяников, в том числе компании «Роснефть». Последняя пожаловалась президенту Владимиру Путину. Глава государства потребовал положить конец практике применения валютных курсов во внутренних расчетах.

«Тарифы на перевалку нефтепродуктов и нефти в российских портах – Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск и других – или напрямую устанавливаются в долларах США, или номинируются <...> практически в режиме реального времени. И это, конечно, недопустимо, это прямо противоречит действующему законодательству. Я не понимаю, а куда контролирующие органы смотрят?» – возмущался президент России.

Спустя полгода глава ФАС Игорь Артемьев направил в правительство РФ доклад, предложив вернуть для стивидоров ценовое регулирование. Кроме того, служба инициировала дела против ряда портов, включая НМТП, ТМТП и другие. И.Артемьев предлагал стивидорам номинировать тарифы в рублях и согласовывать с ФАС предельную ставку. Согласно расчетам ведомства, рентабельность стивидоров по EBITDA не должна превышать 20%, в то время как сейчас, утверждает ФАС, она составляет 70%.

Некоторые эксперты, например из Аналитического центра при Правительстве РФ, выступили против, отметив, что подобные меры приведут к снижению инвестиционной привлекательности портов и терминалов, а это создаст конкурентные преимущества для портов сопредельных государств. Поддержал стивидоров и Минтранс. Там полагают, что нужно снижать не стоимость услуг, а сопутствующие перевалке расходы, связанные с таможенным, пограничным и иными видами контроля. Об этом замминистра транспорта – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский написал в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Что касается перехода на рублевый тариф, то здесь для портов кроется следующая опасность: многие стивидоры уже имеют или планируют брать кредиты в долларах или евро, соответственно, валютной должна быть и выручка, иначе – в случае резкого изменения курса валюты – возникает риск, что компании не смогут рассчитаться по полученным займам.

Аналитики «ВТБ-Капитала» оценили влияние предложений ФАС на бизнес крупнейшего российского стивидора – НМТП. При ограничении рентабельности по EBITDA «потолком» в 20% рентабельность по EBIT составит лишь 1%. Разумеется, это создаст препятствия для новых инвестиций.

В итоге в конце сентября текущего года ФАС передумала возвращаться к тарифному регулированию в портах. Вместо этого служба решила активнее использовать санкции против игроков рынка, в том числе оборотные штрафы, которые могут достигать 15% от годовой выручки, за нарушения антимонопольного законодательства, например за установление монопольно высоких тарифов на услуги по перевалке и хранению грузов.

А вот от перевода расчетов в рубли служба не отказывается. Ведомство готовит документ, обязывающий стивидоров устанавливать тарифы в российской валюте. ФАС не останавливает даже позиция Минтранса, который недавно в очередной раз подчеркнул, что подобный подход несет риск курсовых разниц.

Позицию ФАС, как видно из выступлений О.Белозерова и его подчиненных, поддерживает и железнодорожная монополия. Любопытно, что железнодорожники, которые настоятельно требуют от портовиков сократить маржу, не учитывают простой истины: в случае сокращения выручки стивидоров сократятся и их инвестиции – без развития портовых мощностей становятся бессмысленными и многомиллиардные проекты РЖД, такие как развитие Восточного полигона и подходов к Азово-Черноморскому бассейну. Между тем отказываться от этих проектов РЖД явно не собираются.

«Нескромный» топ-менеджер

Примечательно, что заявление президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова о достигнутой госкомпанией экономии 2 млрд рублей на представительских расходах примерно совпало по времени с общественным резонансом, который наделала попавшая в Интернет смета командировки вице-президента РЖД Олега Валинского. Последний стал начальником дирекции тяги в январе 2016 года. Пятидневная поездка топ-менеджера на Дальний Восток обошлась компании, если верить документу, более чем в 2 млн рублей. Основные статьи расходов, «съевшие» по 800 тыс. рублей, – аренда вагонов и организация вылета вертолета. Поездка состоялась в конце сентября текущего года.

Морские порты №8 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове

МГУ им адм Невельского вносит практический вклад в становление каналов сотрудничества на Корейском полуострове В Морском государственном университете имени адмирала Г.И. Невельского 7 декабря состоялась рабочая ...

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой

Закон о наделении Росатома полномочиями развития Севморпути принят Госдумой Госдума приняла в третьем чтении закон, определяющий полномочия госкорпорации   «Росатом» ...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...