Дифференцированный подход

Ж/Д транспорт
Дифференцированный подход

Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения перед утверждением инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на следующий год. Эти два документа стыкуются с решением правительства о размере и условиях индексации тарифов грузоперевозок на очередные 12 месяцев. В текущем году участники обсуждения высказывают самые разные мнения об объеме индексации, дифференцированном повышении тарифов, предоставлении субсидий из госбюджета и специальной надбавке за скорость доставки груза.

Ольга Гольдберг

Плавающий прогноз

Согласно прогнозу Минэкономразвития, грузовые железнодорожные тарифы коррелируются с уровнем инфляции, и в 2017-2018 годах ожидалось повышение тарифов на 4,5%, в 2019 году – на 4,2%. Ставка 4,5% на 2017 год называлась в связи со стремлением удержать повышение тарифов на уровне ниже прогнозного уровня инфляции.

Для сравнения: в текущем году индексация грузовых тарифов РЖД составила 9%, что было на верхней границе «вилки» (7,5-10% без предоставления субсидий), рассматриваемой при изменении тарифов на услуги естественных монополий, – Минэкономразвития настаивало именно на 7,5%, что соответствовало тогдашнему прогнозу по инфляции.

Год назад глава ФАС Игорь Артемьев предложил придерживаться принципа введения тарифов для естественных монополий «инфляция минус». «Нужно забыть об «инфляции плюс». Монополии должны получать тариф только в обмен на программу снижения издержек», – говорится в его статье «Конец эры национальных чемпионов», опубликованной в газете «Ведомости» 27 ноября 2015 года.

Но в 2017 году рост грузовых железнодорожных тарифов может превысить запланированные 4,5% – об этом еще в мае правительство предупредил вице-премьер, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Аркадий Дворкович. При этом прогноз по инфляции за последние три месяца еще и заметно улучшился.

В сентябре Минэкономразвития обещало 4,9% в 2017 году, 4,4% в 2018-м и 4,1% в 2019-м. А 17 октября премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям сообщил, что правительство рассчитывает, что инфляция в будущем году составит около 4%. Таким образом, заложенные 4,5% индексации уже не обсуждаются. Неделей ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил 4%-ную индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, и без субсидий.

С идеей удержания индексации на уровне ниже инфляции был согласен президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров. На Восточном экономическом форуме он сказал: «Тариф должен быть ниже инфляции. Вопрос – какая инфляция? Когда прогноз Минэкономразвития уточнится – мы тоже сможем что-то сказать».

И вот прогноз уточнился – 4% на 2017 год. Тогда у госмонополии появилось предложение. В аппарат правительства обратился вице-президент РЖД Салман Бабаев с просьбой об индексации тарифов в 2017 году по любому из двух сценариев: 6,8% – на все грузы (что очевидно выше инфляции) либо введение дифференцированной индексации в зависимости от груза.

Нет уравниловке?

РЖД обращают внимание правительства на ситуацию с убыточными перевозками некоторых видов грузов и предлагают в первую очередь компенсировать именно затраты на низкодоходные и убыточные перевозки, такие как, например, доставка угля на расстояние свыше 3 тыс. км.

Госкомпания предлагает провести дифференцированную индексацию тарифов на 2017 год по классам и видам грузов. Речь идет о том, чтобы ввести разный тариф на перевозку разных типов грузов: проиндексировать по высокой ставке перевозку низкодоходных грузов и по низкой – перевозку высокодоходных. Для самых дешевых грузов, отнесенных к первому классу, кроме угля и железной руды, и для минеральных удобрений монополия предлагает индексацию в 8,2%. Для угля, железной руды и грузов второго класса, кроме минеральных удобрений, повышение тарифа предлагается на 6,8%, для черных металлов из третьего тарифного класса – на 4,5%. При этом РЖД планируют не повышать тарифы на перевозку остальных грузов третьего класса.

Олег Белозеров объясняет предложение так: «Мы просто вынуждены поднимать тарифы на перевозки низкодоходных грузов, потому что нам необходимо содержать инфраструктуру и (покрывать) переменные затраты, чтобы хотя бы выйти в ноль».

Перевозки угля составляют около 30% всех грузовых перевозок с доходностью вдвое меньше, чем перевозки нефти. Более 10% составляют перевозки стройматериалов с доходностью немногим больше 4%. В условиях падения внутренних перевозок нефти и нефтепродуктов по сети железных дорог (с начала года сократились на 7,4%) и переключения на отправки продукции на экспорт по трубопроводам РЖД приходится компенсировать доходы, привлекая на сеть более дешевые грузы.

Однако компенсировать доходы от потери более дорогих грузов не удается. Директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин объясняет: «Сама философия разделения грузов на три класса подразумевает перекрестное субсидирование. И, естественно, источник такого субсидирования – грузы третьего класса. Падение объемов высокодоходных грузов и увеличение погрузки низкодоходных запускают «рычаг опрокидывания», когда объем доходов не покрывает расходы при росте грузовой работы».

При этом глава ФАС Игорь Артемьев считает, что РЖД не должны заниматься перекрестным субсидированием одних отраслей за счет других: «Мы выступаем за то, чтобы повышение тарифов, которое будет дозволено правительством произвести РЖД, было реализовано через дифференцированный подход». Минтранс с предложением РЖД о дифференцированной индексации тарифа по видам грузов в 2017 году тоже согласился, а Минэкономразвития эту идею не поддержало.

Дифференцированные тарифы: за и против

Идея поднять стоимость перевозки самых дешевых видов грузов, включая минеральные удобрения, не нашла у производителей последних одобрения. В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) отмечают, что цены на их продукцию снизились, по некоторым группам удобрений значительно, на 40% и более: «При этом доля железнодорожной транспортной составляющей в цене удобрений в результате действия повышающего коэффициента к тарифам на экспортные железнодорожные перевозки (13,4%) подскочила с января 2015 года по сентябрь 2016 года в 2-3 раза и уже достигает по многим направлениям 20-40% в цене продукции».

Аналитики рынка по-разному оценили предложение РЖД о дифференцированном повышении ставок. Доцент МИИТа Фарид Хусаинов считает, что необходимо проводить индексацию тарифов исходя из спроса грузоотправителей на перевозки: «Установление более высоких тарифов на перевозки дорогих грузов и более низких тарифов на перевозки дешевых грузов является общепринятой мировой практикой. Но степень и глубина этой дифференциации различна в зависимости от количества разных групп груза, эластичности спроса и ряда других факторов».

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что предложение РЖД избирательно поднять тарифы не позволяет дифференцировать направления и маршруты по уровню конкуренции с альтернативными видами транспорта. Эксперт предлагает пользоваться более прозрачным и гибким инструментом в виде тарифного коридора.

Тарифный коридор

Границы тарифного коридора могут расшириться в ближайшее время от минус 25% до плюс 25% к базовому тарифу. РЖД использует повышающие и понижающие коэффициенты на перевозку грузов в зависимости от их вида и направления доставки. С 2013 по 2016 год коридор варьировался со скидки в 12,8% до надбавки в 13,4% к установленным государством ставкам. В 2016 году ФАС изменила нижнюю границу тарифного коридора до 25% для низкодоходных грузов 1-го тарифного класса на расстояние до 3000 км, а также для грузов 2-го и 3-го тарифных классов без ограничения по дальности транспортировки.

Летом 2016 года министр транспорта Максим Соколов сообщил о возможном подъеме верхней границы тарифного коридора до 25% «по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы». Цель расширения коридора – перенаправление экспортной базы в российские порты из портов сопредельных государств. По мнению министра, эта мера может сработать.

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что рост тарифа в рамках коридора приемлем в обмен на качество услуги, и прибегнуть к этой мере имеет смысл с определенными оговорками: «Если грузоотправители готовы платить такую цену и при этом итоговый объем перевозок возрастет, то, наверное, этот метод ценообразования мог бы иметь право на существование».

Кроме того, РЖД используют надбавки к тарифу на экспортные перевозки. Они помогают регулировать снижение дохода из-за преобладания на сети грузов с низким уровнем дохода. За прошедшие два года действия экспортных надбавок госкомпания кратковременно снижала ставки при падении цен на перевозимую продукцию и сокращении объема перевозок и затем возвращала разрешенные надбавки при улучшении ситуации. Так, в июне 2015 года ставка на доставку энергетического угля была снижена с 13,4% до 1,3%, а в октябре 2016 года, с ростом цены на энергетический уголь и объемов его перевозки, возвращена в прежнем размере.

В январе 2017 года срок действия экспортных надбавок должен закончиться, однако РЖД просят продлить его, Минтранс и Минэкономразвития поддерживают предложение монополии. Так, действие экспортной надбавки в 13,4% на перевозку нефти и нефтепродуктов, срок которой истекал в августе, продлили до конца 2016 года.

Субсидии или скорость

Если решение с дифференцированными грузовыми тарифами не найдет поддержки у правительства, а индексация в 4%, которую планирует Минэкономразвития, окажется недостаточной, Минтранс рассматривает возможность получения субсидии из госбюджета. Правда, здесь мнения министерства и монополии разошлись. Летом министр транспорта Максим Соколов пояснил, что индексация может быть разной – и 0%, и 10%, но в случае с нулевой индексацией будут «дополнительные субсидии из федерального бюджета». Однако глава РЖД Олег Белозеров надеется отстоять приемлемый для госкомпании тариф: «Мы субсидии просить точно не будем, а вот какой будет тариф, будем обсуждать».

В то же время обсуждается идея предоставить РЖД еще одну возможность. За последний год скорость доставки на сети увеличилась на 12%, и компании предлагается использовать свое достижение для того, чтобы заработать: к рекомендованным 4% индексации могут быть добавлены 1-2% от тарифа за скорость доставки грузов. Очевидно, что это не поможет компенсировать затраты на перевозки низкодоходных грузов. Однако хорошо уже то, что предлагаются разные варианты, чтобы учесть интересы и железной дороги, и грузоотправителей.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения МВД, Генеральная прокуратура и Следственный комитет согласовали предложения о введении порога переме...

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом Команда французского океанолога Жана-Мишеля Кусто подготовила рекомендации по реабилитации и выпуску...

Российская экономика

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн Министерство также повысило прогноз объема добычи газа до 715,2 млрд куб. м.

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах Доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1 раза - до почти 8 млрд рублей

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1   раза - до почти 8 млрд рублей Чистая прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) по РСБУ в первом квартале 201...

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним»

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» Приказом ФГУП «Росморпорт» от 16 апреля 2019 г. № 144 утвержден и введен в действие стандарт организ...




Морской транспорт

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

Речной транспорт

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая Пассажирская навигация по   трем речным маршрутам в Подмосковье откроется 1 мая, &nbs...

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Ж/Д транспорт

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели Для удовлетворения повышенного спроса на перевозку пассажиров в период майских праздников холдингом ...

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

Авто транспорт

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения ABB, мировой технологический лидер в области промышленной автоматизации и решений для энергетики, ст...

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...