Дифференцированный подход

Ж/Д транспорт
Дифференцированный подход

Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения перед утверждением инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на следующий год. Эти два документа стыкуются с решением правительства о размере и условиях индексации тарифов грузоперевозок на очередные 12 месяцев. В текущем году участники обсуждения высказывают самые разные мнения об объеме индексации, дифференцированном повышении тарифов, предоставлении субсидий из госбюджета и специальной надбавке за скорость доставки груза.

Ольга Гольдберг

Плавающий прогноз

Согласно прогнозу Минэкономразвития, грузовые железнодорожные тарифы коррелируются с уровнем инфляции, и в 2017-2018 годах ожидалось повышение тарифов на 4,5%, в 2019 году – на 4,2%. Ставка 4,5% на 2017 год называлась в связи со стремлением удержать повышение тарифов на уровне ниже прогнозного уровня инфляции.

Для сравнения: в текущем году индексация грузовых тарифов РЖД составила 9%, что было на верхней границе «вилки» (7,5-10% без предоставления субсидий), рассматриваемой при изменении тарифов на услуги естественных монополий, – Минэкономразвития настаивало именно на 7,5%, что соответствовало тогдашнему прогнозу по инфляции.

Год назад глава ФАС Игорь Артемьев предложил придерживаться принципа введения тарифов для естественных монополий «инфляция минус». «Нужно забыть об «инфляции плюс». Монополии должны получать тариф только в обмен на программу снижения издержек», – говорится в его статье «Конец эры национальных чемпионов», опубликованной в газете «Ведомости» 27 ноября 2015 года.

Но в 2017 году рост грузовых железнодорожных тарифов может превысить запланированные 4,5% – об этом еще в мае правительство предупредил вице-премьер, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Аркадий Дворкович. При этом прогноз по инфляции за последние три месяца еще и заметно улучшился.

В сентябре Минэкономразвития обещало 4,9% в 2017 году, 4,4% в 2018-м и 4,1% в 2019-м. А 17 октября премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям сообщил, что правительство рассчитывает, что инфляция в будущем году составит около 4%. Таким образом, заложенные 4,5% индексации уже не обсуждаются. Неделей ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил 4%-ную индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, и без субсидий.

С идеей удержания индексации на уровне ниже инфляции был согласен президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров. На Восточном экономическом форуме он сказал: «Тариф должен быть ниже инфляции. Вопрос – какая инфляция? Когда прогноз Минэкономразвития уточнится – мы тоже сможем что-то сказать».

И вот прогноз уточнился – 4% на 2017 год. Тогда у госмонополии появилось предложение. В аппарат правительства обратился вице-президент РЖД Салман Бабаев с просьбой об индексации тарифов в 2017 году по любому из двух сценариев: 6,8% – на все грузы (что очевидно выше инфляции) либо введение дифференцированной индексации в зависимости от груза.

Нет уравниловке?

РЖД обращают внимание правительства на ситуацию с убыточными перевозками некоторых видов грузов и предлагают в первую очередь компенсировать именно затраты на низкодоходные и убыточные перевозки, такие как, например, доставка угля на расстояние свыше 3 тыс. км.

Госкомпания предлагает провести дифференцированную индексацию тарифов на 2017 год по классам и видам грузов. Речь идет о том, чтобы ввести разный тариф на перевозку разных типов грузов: проиндексировать по высокой ставке перевозку низкодоходных грузов и по низкой – перевозку высокодоходных. Для самых дешевых грузов, отнесенных к первому классу, кроме угля и железной руды, и для минеральных удобрений монополия предлагает индексацию в 8,2%. Для угля, железной руды и грузов второго класса, кроме минеральных удобрений, повышение тарифа предлагается на 6,8%, для черных металлов из третьего тарифного класса – на 4,5%. При этом РЖД планируют не повышать тарифы на перевозку остальных грузов третьего класса.

Олег Белозеров объясняет предложение так: «Мы просто вынуждены поднимать тарифы на перевозки низкодоходных грузов, потому что нам необходимо содержать инфраструктуру и (покрывать) переменные затраты, чтобы хотя бы выйти в ноль».

Перевозки угля составляют около 30% всех грузовых перевозок с доходностью вдвое меньше, чем перевозки нефти. Более 10% составляют перевозки стройматериалов с доходностью немногим больше 4%. В условиях падения внутренних перевозок нефти и нефтепродуктов по сети железных дорог (с начала года сократились на 7,4%) и переключения на отправки продукции на экспорт по трубопроводам РЖД приходится компенсировать доходы, привлекая на сеть более дешевые грузы.

Однако компенсировать доходы от потери более дорогих грузов не удается. Директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин объясняет: «Сама философия разделения грузов на три класса подразумевает перекрестное субсидирование. И, естественно, источник такого субсидирования – грузы третьего класса. Падение объемов высокодоходных грузов и увеличение погрузки низкодоходных запускают «рычаг опрокидывания», когда объем доходов не покрывает расходы при росте грузовой работы».

При этом глава ФАС Игорь Артемьев считает, что РЖД не должны заниматься перекрестным субсидированием одних отраслей за счет других: «Мы выступаем за то, чтобы повышение тарифов, которое будет дозволено правительством произвести РЖД, было реализовано через дифференцированный подход». Минтранс с предложением РЖД о дифференцированной индексации тарифа по видам грузов в 2017 году тоже согласился, а Минэкономразвития эту идею не поддержало.

Дифференцированные тарифы: за и против

Идея поднять стоимость перевозки самых дешевых видов грузов, включая минеральные удобрения, не нашла у производителей последних одобрения. В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) отмечают, что цены на их продукцию снизились, по некоторым группам удобрений значительно, на 40% и более: «При этом доля железнодорожной транспортной составляющей в цене удобрений в результате действия повышающего коэффициента к тарифам на экспортные железнодорожные перевозки (13,4%) подскочила с января 2015 года по сентябрь 2016 года в 2-3 раза и уже достигает по многим направлениям 20-40% в цене продукции».

Аналитики рынка по-разному оценили предложение РЖД о дифференцированном повышении ставок. Доцент МИИТа Фарид Хусаинов считает, что необходимо проводить индексацию тарифов исходя из спроса грузоотправителей на перевозки: «Установление более высоких тарифов на перевозки дорогих грузов и более низких тарифов на перевозки дешевых грузов является общепринятой мировой практикой. Но степень и глубина этой дифференциации различна в зависимости от количества разных групп груза, эластичности спроса и ряда других факторов».

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что предложение РЖД избирательно поднять тарифы не позволяет дифференцировать направления и маршруты по уровню конкуренции с альтернативными видами транспорта. Эксперт предлагает пользоваться более прозрачным и гибким инструментом в виде тарифного коридора.

Тарифный коридор

Границы тарифного коридора могут расшириться в ближайшее время от минус 25% до плюс 25% к базовому тарифу. РЖД использует повышающие и понижающие коэффициенты на перевозку грузов в зависимости от их вида и направления доставки. С 2013 по 2016 год коридор варьировался со скидки в 12,8% до надбавки в 13,4% к установленным государством ставкам. В 2016 году ФАС изменила нижнюю границу тарифного коридора до 25% для низкодоходных грузов 1-го тарифного класса на расстояние до 3000 км, а также для грузов 2-го и 3-го тарифных классов без ограничения по дальности транспортировки.

Летом 2016 года министр транспорта Максим Соколов сообщил о возможном подъеме верхней границы тарифного коридора до 25% «по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы». Цель расширения коридора – перенаправление экспортной базы в российские порты из портов сопредельных государств. По мнению министра, эта мера может сработать.

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что рост тарифа в рамках коридора приемлем в обмен на качество услуги, и прибегнуть к этой мере имеет смысл с определенными оговорками: «Если грузоотправители готовы платить такую цену и при этом итоговый объем перевозок возрастет, то, наверное, этот метод ценообразования мог бы иметь право на существование».

Кроме того, РЖД используют надбавки к тарифу на экспортные перевозки. Они помогают регулировать снижение дохода из-за преобладания на сети грузов с низким уровнем дохода. За прошедшие два года действия экспортных надбавок госкомпания кратковременно снижала ставки при падении цен на перевозимую продукцию и сокращении объема перевозок и затем возвращала разрешенные надбавки при улучшении ситуации. Так, в июне 2015 года ставка на доставку энергетического угля была снижена с 13,4% до 1,3%, а в октябре 2016 года, с ростом цены на энергетический уголь и объемов его перевозки, возвращена в прежнем размере.

В январе 2017 года срок действия экспортных надбавок должен закончиться, однако РЖД просят продлить его, Минтранс и Минэкономразвития поддерживают предложение монополии. Так, действие экспортной надбавки в 13,4% на перевозку нефти и нефтепродуктов, срок которой истекал в августе, продлили до конца 2016 года.

Субсидии или скорость

Если решение с дифференцированными грузовыми тарифами не найдет поддержки у правительства, а индексация в 4%, которую планирует Минэкономразвития, окажется недостаточной, Минтранс рассматривает возможность получения субсидии из госбюджета. Правда, здесь мнения министерства и монополии разошлись. Летом министр транспорта Максим Соколов пояснил, что индексация может быть разной – и 0%, и 10%, но в случае с нулевой индексацией будут «дополнительные субсидии из федерального бюджета». Однако глава РЖД Олег Белозеров надеется отстоять приемлемый для госкомпании тариф: «Мы субсидии просить точно не будем, а вот какой будет тариф, будем обсуждать».

В то же время обсуждается идея предоставить РЖД еще одну возможность. За последний год скорость доставки на сети увеличилась на 12%, и компании предлагается использовать свое достижение для того, чтобы заработать: к рекомендованным 4% индексации могут быть добавлены 1-2% от тарифа за скорость доставки грузов. Очевидно, что это не поможет компенсировать затраты на перевозки низкодоходных грузов. Однако хорошо уже то, что предлагаются разные варианты, чтобы учесть интересы и железной дороги, и грузоотправителей.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

У России может появиться флот мирового класса – Американские СМИ

У России может появиться флот мирового класса – Американские СМИ На информационном портале «Warisboring» опубликован материал одного из самых популярных военных эксп...

На башкирском водохранилище катер с пятью пассажирами врезался в причал

На башкирском водохранилище катер с пятью пассажирами врезался в причал Во время сильного дождя маломерный катер с пятью пассажирами на большой скорости врезался в причал в...

Российская экономика

Рыбопромысловая отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения

Рыбопромысловая отрасль готовится к переходу на ЭПЖ и электронные разрешения В тестовой эксплуатации программно-технического комплекса «Электронный промысловый журнал» по данным...

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда

Совет директоров ОСК в IV квартале рассмотрит вопрос создания корпоративного венчурного фонда Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в четвертом квартале 2017 го...

Транспортная политика

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов

Литва не хочет «сдавать» России транспортировку белорусских нефтепродуктов Литовский премьер-министр предупреждает Беларусь о стратегической опасности и экономической невыгодн...

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта»

Структура, отвечающая за Севморпуть, не обязательно должна объединять все службы внутри одного ФГУП – глава «Совфрахта» Структура, отвечающая за развитие Северного морского пути, не обязательно должна объединять все служ...

Морские порты

Порт Роттердам обеспокоен закрытием железной дороги, связывающей город со Швейцарией

Порт Роттердам обеспокоен закрытием железной дороги, связывающей город со Швейцарией Администрация порта Роттердам и компании, работающие в порту, «крайне обеспокоены» закрытием движени...

Суд перенес на 13 сентября рассмотрение иска «дочки» Global Ports к ФАС по делу о тарифах

Суд перенес на 13 сентября рассмотрение иска «дочки» Global Ports к ФАС по делу о тарифах Арбитражный суд Москвы перенес на 13 сентября рассмотрение иска ООО «Восточная стивидорная компания»...




Морской транспорт

В Литву прибыла первая партия американского СПГ

В Литву прибыла первая партия американского СПГ Первая партия сжиженного природного газа (СПГ) из США прибыла в Клайпедский морской порт в п...

Hyundai Merchant планирует запустить сервис по Севморпути в 2020 году

Hyundai Merchant планирует запустить сервис по Севморпути в 2020 году Национальный перевозчик Южной Кореи Hyundai Merchant Marine планирует начать операции по маршрутам в...

Речной транспорт

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла

В Ростове-на-Дону состоялось совещание по рассмотрению материалов по проектированию Багаевского гидроузла В Ростове-на-Дону 18 августа 2017 года заместитель руководителя Федерального агентства морского и ре...

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами

Экологи назвали критическим уровень загрязнения Волги нефтепродуктами Уровень загрязнения Волги нефтепродуктами является критическим и в несколько раз превышает предельно...

Ж/Д транспорт

Продление Транссибирской магистрали до Вены будет стоить 6,5 млрд евро - Минтранс Австрии

Продление Транссибирской магистрали до Вены будет стоить 6,5 млрд евро - Минтранс Австрии Продление железной дороги с широкой колеей от Кошице (Словакия) до Вены можно начать в 2023 ...

РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке

РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке РЖД просит стивидоров обновить оборудование, чтобы оно не повреждало вагоны при разгрузке. Об этом, ...

Авто транспорт

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией

Минтранс готовит предложения о дублере опасного участка трассы на границе с Финляндией Министерство транспорта готовит предложения о дублере опасного участка на границе с Финляндией в рай...

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов

Электротранспорт через 20 лет будет основным, но не заменит бензиновый и дизельный - Соколов Электрический транспорт в ближайшие 20 лет станет основным видом, но не сможет полностью заменить бе...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...