Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Дифференцированный подход

Ж/Д транспорт
Дифференцированный подход

Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения перед утверждением инвестиционной программы и финансового плана ОАО «РЖД» на следующий год. Эти два документа стыкуются с решением правительства о размере и условиях индексации тарифов грузоперевозок на очередные 12 месяцев. В текущем году участники обсуждения высказывают самые разные мнения об объеме индексации, дифференцированном повышении тарифов, предоставлении субсидий из госбюджета и специальной надбавке за скорость доставки груза.

Ольга Гольдберг

Плавающий прогноз

Согласно прогнозу Минэкономразвития, грузовые железнодорожные тарифы коррелируются с уровнем инфляции, и в 2017-2018 годах ожидалось повышение тарифов на 4,5%, в 2019 году – на 4,2%. Ставка 4,5% на 2017 год называлась в связи со стремлением удержать повышение тарифов на уровне ниже прогнозного уровня инфляции.

Для сравнения: в текущем году индексация грузовых тарифов РЖД составила 9%, что было на верхней границе «вилки» (7,5-10% без предоставления субсидий), рассматриваемой при изменении тарифов на услуги естественных монополий, – Минэкономразвития настаивало именно на 7,5%, что соответствовало тогдашнему прогнозу по инфляции.

Год назад глава ФАС Игорь Артемьев предложил придерживаться принципа введения тарифов для естественных монополий «инфляция минус». «Нужно забыть об «инфляции плюс». Монополии должны получать тариф только в обмен на программу снижения издержек», – говорится в его статье «Конец эры национальных чемпионов», опубликованной в газете «Ведомости» 27 ноября 2015 года.

Но в 2017 году рост грузовых железнодорожных тарифов может превысить запланированные 4,5% – об этом еще в мае правительство предупредил вице-премьер, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Аркадий Дворкович. При этом прогноз по инфляции за последние три месяца еще и заметно улучшился.

В сентябре Минэкономразвития обещало 4,9% в 2017 году, 4,4% в 2018-м и 4,1% в 2019-м. А 17 октября премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям сообщил, что правительство рассчитывает, что инфляция в будущем году составит около 4%. Таким образом, заложенные 4,5% индексации уже не обсуждаются. Неделей ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев предложил 4%-ную индексацию тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, и без субсидий.

С идеей удержания индексации на уровне ниже инфляции был согласен президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров. На Восточном экономическом форуме он сказал: «Тариф должен быть ниже инфляции. Вопрос – какая инфляция? Когда прогноз Минэкономразвития уточнится – мы тоже сможем что-то сказать».

И вот прогноз уточнился – 4% на 2017 год. Тогда у госмонополии появилось предложение. В аппарат правительства обратился вице-президент РЖД Салман Бабаев с просьбой об индексации тарифов в 2017 году по любому из двух сценариев: 6,8% – на все грузы (что очевидно выше инфляции) либо введение дифференцированной индексации в зависимости от груза.

Нет уравниловке?

РЖД обращают внимание правительства на ситуацию с убыточными перевозками некоторых видов грузов и предлагают в первую очередь компенсировать именно затраты на низкодоходные и убыточные перевозки, такие как, например, доставка угля на расстояние свыше 3 тыс. км.

Госкомпания предлагает провести дифференцированную индексацию тарифов на 2017 год по классам и видам грузов. Речь идет о том, чтобы ввести разный тариф на перевозку разных типов грузов: проиндексировать по высокой ставке перевозку низкодоходных грузов и по низкой – перевозку высокодоходных. Для самых дешевых грузов, отнесенных к первому классу, кроме угля и железной руды, и для минеральных удобрений монополия предлагает индексацию в 8,2%. Для угля, железной руды и грузов второго класса, кроме минеральных удобрений, повышение тарифа предлагается на 6,8%, для черных металлов из третьего тарифного класса – на 4,5%. При этом РЖД планируют не повышать тарифы на перевозку остальных грузов третьего класса.

Олег Белозеров объясняет предложение так: «Мы просто вынуждены поднимать тарифы на перевозки низкодоходных грузов, потому что нам необходимо содержать инфраструктуру и (покрывать) переменные затраты, чтобы хотя бы выйти в ноль».

Перевозки угля составляют около 30% всех грузовых перевозок с доходностью вдвое меньше, чем перевозки нефти. Более 10% составляют перевозки стройматериалов с доходностью немногим больше 4%. В условиях падения внутренних перевозок нефти и нефтепродуктов по сети железных дорог (с начала года сократились на 7,4%) и переключения на отправки продукции на экспорт по трубопроводам РЖД приходится компенсировать доходы, привлекая на сеть более дешевые грузы.

Однако компенсировать доходы от потери более дорогих грузов не удается. Директор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин объясняет: «Сама философия разделения грузов на три класса подразумевает перекрестное субсидирование. И, естественно, источник такого субсидирования – грузы третьего класса. Падение объемов высокодоходных грузов и увеличение погрузки низкодоходных запускают «рычаг опрокидывания», когда объем доходов не покрывает расходы при росте грузовой работы».

При этом глава ФАС Игорь Артемьев считает, что РЖД не должны заниматься перекрестным субсидированием одних отраслей за счет других: «Мы выступаем за то, чтобы повышение тарифов, которое будет дозволено правительством произвести РЖД, было реализовано через дифференцированный подход». Минтранс с предложением РЖД о дифференцированной индексации тарифа по видам грузов в 2017 году тоже согласился, а Минэкономразвития эту идею не поддержало.

Дифференцированные тарифы: за и против

Идея поднять стоимость перевозки самых дешевых видов грузов, включая минеральные удобрения, не нашла у производителей последних одобрения. В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) отмечают, что цены на их продукцию снизились, по некоторым группам удобрений значительно, на 40% и более: «При этом доля железнодорожной транспортной составляющей в цене удобрений в результате действия повышающего коэффициента к тарифам на экспортные железнодорожные перевозки (13,4%) подскочила с января 2015 года по сентябрь 2016 года в 2-3 раза и уже достигает по многим направлениям 20-40% в цене продукции».

Аналитики рынка по-разному оценили предложение РЖД о дифференцированном повышении ставок. Доцент МИИТа Фарид Хусаинов считает, что необходимо проводить индексацию тарифов исходя из спроса грузоотправителей на перевозки: «Установление более высоких тарифов на перевозки дорогих грузов и более низких тарифов на перевозки дешевых грузов является общепринятой мировой практикой. Но степень и глубина этой дифференциации различна в зависимости от количества разных групп груза, эластичности спроса и ряда других факторов».

Генеральный директор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров считает, что предложение РЖД избирательно поднять тарифы не позволяет дифференцировать направления и маршруты по уровню конкуренции с альтернативными видами транспорта. Эксперт предлагает пользоваться более прозрачным и гибким инструментом в виде тарифного коридора.

Тарифный коридор

Границы тарифного коридора могут расшириться в ближайшее время от минус 25% до плюс 25% к базовому тарифу. РЖД использует повышающие и понижающие коэффициенты на перевозку грузов в зависимости от их вида и направления доставки. С 2013 по 2016 год коридор варьировался со скидки в 12,8% до надбавки в 13,4% к установленным государством ставкам. В 2016 году ФАС изменила нижнюю границу тарифного коридора до 25% для низкодоходных грузов 1-го тарифного класса на расстояние до 3000 км, а также для грузов 2-го и 3-го тарифных классов без ограничения по дальности транспортировки.

Летом 2016 года министр транспорта Максим Соколов сообщил о возможном подъеме верхней границы тарифного коридора до 25% «по некоторым из направлений, которые не являются приоритетными для российской грузовой базы». Цель расширения коридора – перенаправление экспортной базы в российские порты из портов сопредельных государств. По мнению министра, эта мера может сработать.

Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин считает, что рост тарифа в рамках коридора приемлем в обмен на качество услуги, и прибегнуть к этой мере имеет смысл с определенными оговорками: «Если грузоотправители готовы платить такую цену и при этом итоговый объем перевозок возрастет, то, наверное, этот метод ценообразования мог бы иметь право на существование».

Кроме того, РЖД используют надбавки к тарифу на экспортные перевозки. Они помогают регулировать снижение дохода из-за преобладания на сети грузов с низким уровнем дохода. За прошедшие два года действия экспортных надбавок госкомпания кратковременно снижала ставки при падении цен на перевозимую продукцию и сокращении объема перевозок и затем возвращала разрешенные надбавки при улучшении ситуации. Так, в июне 2015 года ставка на доставку энергетического угля была снижена с 13,4% до 1,3%, а в октябре 2016 года, с ростом цены на энергетический уголь и объемов его перевозки, возвращена в прежнем размере.

В январе 2017 года срок действия экспортных надбавок должен закончиться, однако РЖД просят продлить его, Минтранс и Минэкономразвития поддерживают предложение монополии. Так, действие экспортной надбавки в 13,4% на перевозку нефти и нефтепродуктов, срок которой истекал в августе, продлили до конца 2016 года.

Субсидии или скорость

Если решение с дифференцированными грузовыми тарифами не найдет поддержки у правительства, а индексация в 4%, которую планирует Минэкономразвития, окажется недостаточной, Минтранс рассматривает возможность получения субсидии из госбюджета. Правда, здесь мнения министерства и монополии разошлись. Летом министр транспорта Максим Соколов пояснил, что индексация может быть разной – и 0%, и 10%, но в случае с нулевой индексацией будут «дополнительные субсидии из федерального бюджета». Однако глава РЖД Олег Белозеров надеется отстоять приемлемый для госкомпании тариф: «Мы субсидии просить точно не будем, а вот какой будет тариф, будем обсуждать».

В то же время обсуждается идея предоставить РЖД еще одну возможность. За последний год скорость доставки на сети увеличилась на 12%, и компании предлагается использовать свое достижение для того, чтобы заработать: к рекомендованным 4% индексации могут быть добавлены 1-2% от тарифа за скорость доставки грузов. Очевидно, что это не поможет компенсировать затраты на перевозки низкодоходных грузов. Однако хорошо уже то, что предлагаются разные варианты, чтобы учесть интересы и железной дороги, и грузоотправителей.

Морские порты №7 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны

Флагман морского образования России отметил 77-ю годовщину начала Великой Отечественной войны 22 июня, как и по всей России, на учебных площадках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли меропр...

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге

Владельца лодочной станции перевели под домашний арест по делу о ЧП с катамараном на Волге Волгоградский областной суд в пятницу изменил решение суда первой инстанции об аресте Леонида Жданов...

Российская экономика

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд

Глава РЖД оценил стоимость соединения Транссиба и Транскорейской дороги в $3-4 млрд Стоимость соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги может составить $3-4...

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Транспортная политика

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса

Топ-менеджер «Совкомфлота» стал кандидатом на пост замглавы Минтранса Пост замглавы Минтранса, курирующего порты и водный транспорт, может занять топ-менеджер «Совкомфлот...

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД

РЖД и Корея готовы проработать проект соединения Транскорейской дороги и Транссиба - РЖД ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) готовы п...

Морские порты

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону

Инвестор вложит до 660 млн руб. в развитие зернового терминала в Ростове-на-Дону Ростовская компания «ПКФ Братья», входящая в состав американской компании «Каргилл», намерена инвест...

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar

В Мурманском порту отшвартовался круизный лайнер Braemar 21 июня 2018 у пирса дальних линий морского порта Мурманск ошвартовался самый крупный из когда-либо ...




Морской транспорт

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном

Флот Северо-Западного филиала «Роспорпорта» пополнился маломерным судном В июне 2018 года флот Северо-Западного бассейнового филиала пополнился новым маломерным судном – аэр...

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта

Керченская переправа упрощает порядок перевозки грузового транспорта Керченская паромная переправа с понедельника упростит порядок перевозки грузовых автомобилей, сообщи...

Речной транспорт

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо»

Астраханский судозавод начал строительство 2-го колесного теплохода серии «Золотое кольцо» Второе речное круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили на астраханском судостроитель...

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву

Электрокатамаран, идущий от Петербурга до Астрахани, прибыл в Москву Использующий солнечную энергию электрокатамаран, в создании которого принимали участие портфельные к...

Ж/Д транспорт

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки

РЖД не планируют крупных сделок M&A до 2025 г., но допускают точечные покупки ОАО «Российские железные дороги» не планирует крупных слияний и поглощений до 2025 года, однако допу...

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов

РЖД планируют ежегодный рост погрузки на 3,8% до 2025 г. для исполнения майских указов ОАО «Российские железные дороги» планирует ежегодный рост погрузки до 2025 года на 3,8% - достиж...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость

Порт Мезень: Северный завоз как жизненная необходимость Морской порт Мезень расположен на реке Мезень, впадающей в Мезенский залив Белого моря, в 40 км от у...

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...