Двойные тиски для операторов вагонов

Ж/Д транспорт
Двойные тиски для операторов вагонов

ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия службы, но, похоже, ничуть не смущает ее представителей. С одной стороны, такая инициатива выгодна грузоотправителям, так как позволит избегать скачков цен. С другой стороны, дело может закончиться появлением новых серых схем.

В целом вагонные операторы переживают не лучшие времена. С 1 января 2016 года запрещена эксплуатация старого парка, что уже привело к большим потерям. Нововведение пролоббировали производители вагонов, прежде всего «Уралвагонзавод». На этом фоне попытка ФАС отрегулировать ставки выглядит как сжимающиеся вокруг операторов тиски.

Татьяна Лозовая

Новое регулирование

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активно начала проявлять интерес к рынку грузовых перевозок еще весной. Ведомство решило обязать железнодорожных операторов отчитываться о повышении цен – соответствующее письмо крупнейшие игроки получили 7 апреля. Им предлагалось за 15 дней уведомлять ФАС о росте ставок, если этот рост превышает 7,5% относительно аналогичного периода прошлого года или если стоимость перевозки в результате оказывается выше, чем по Прейскуранту 10-01. ФАС также собиралась высылать операторам заключение, согласна или нет она с повышением цены.

Как рассказывали СМИ участники рынка, это письмо стало для них неожиданностью. Кроме того, было непонятно, носит ли оно обязательный характер. Представитель Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник пояснял, что ФАС не может контролировать рынок операторов, так как де-факто он является конкурентным. По статистике РЖД, здесь действует более 450 компаний. Директор по логистике СУЭК Денис Илатовский также отмечал, что «такие методы регулирования ранее не применялись».

Однако, с точки зрения представителя СУЭКа, крупного грузоотправителя, идея ФАС не лишена смысла. «Активная позиция регулятора может предотвратить спекулятивные колебания цен, – заявил «Ведомостям» топ-менеджер. – Рынок предоставления вагонов очень волатильный. В 2008 и 2012 годах рост цен составлял 200%. Ставки операторов в 2016 году уже проиндексированы на 9% вместе с РЖД».

Активным противником новой инициативы ФАС оказалось Некоммерческое партнерство операторов железнодорожного подвижного состава. Председатель НП ОЖдПС Андрей Соболев заявил, что операторский сегмент насчитывает более 6 тыс. вариантов расчета цены, они зависят от множества факторов – например, маршрута перевозки, типа груза, типа подвижного состава, срока погрузки и выгрузки.

По мнению А.Соболева, если регулятор попытается установить контроль над ставками, то игроки будут передавать вагоны посредникам, которые, не являясь операторами, все равно сдадут их грузоотправителям по рыночным ценам. Другими словами, рынок изобретет новые схемы.

Другой вопрос, что поначалу ФАС не заявляла о контроле. В середине апреля, как сообщал портал «РЖД-Партнер», представители службы сообщили, что не собираются ужесточать правила и не намерены согласовывать цены на вагоны, а лишь просят крупнейших игроков уведомлять контролирующий орган о динамике цен. «Мы хотим оперативно получать информацию о том, что происходит на рынке», – заключили в ФАС.

Впрочем, желание регулятора получить дополнительную информацию не встретило энтузиазма владельцев вагонов, в том числе из-за громадного объема работы и неясности, как ФАС сможет анализировать такое количество данных. А.Соболев из НП ОЖдПС напоминает, что даже небольшие операторы (обладатели парка меньше 500 вагонов) зачастую обслуживают более 200 клиентов. А у крупных игроков счет идет на тысячи контрактов и к каждому прикладываются расчеты цены перевозки. «Таким образом, регулятору потребуется анализировать деятельность операторов каждодневно усилиями десятков человек, – рассуждает А.Соболев. – Для этого нужно разработать целые программные комплексы, постоянно следить, чтобы операторы строго отчитывались по всем заключаемым сделкам, ничего не скрывая».

Об этом же на брифинге для журналистов 11 мая говорил генеральный директор АО «Первая грузовая компания» Олег Букин. Оператор соблюдает новое требование ФАС, но для этого ПГК создала целый отдел, где специалисты готовят информацию для регулятора. Топ-менеджеру было неочевидно, как ФАС поступит с этим объемом документов.

Молниеносный проект

Вскоре стало понятно, что антимонопольная служба не ограничится только наблюдением за рынком. В июле текущего года заместитель руководителя ведомства Александр Редько направил на имя вице-премьера Аркадия Дворковича письмо, где призвал ужесточить правила, выразив обеспокоенность доминирующим положением ряда перевозчиков. По расчетам чиновника, на ПГК, ФГК и «Новую перевозочную компанию» суммарно приходится более 50% рынка полувагонов. И эти игроки, сказано в письме, работают «в условиях коллективного доминирования».

Как следует из информации на официальных сайтах, на 31 декабря 2015 года парк полувагонов ПГК насчитывал 82 тыс. единиц, ФГК – 116 тыс., а НПК – 42 тыс. Всего на конец 2015 года на сети РЖД эксплуатировалось примерно 513 тыс. полувагонов, то есть на троих лидеров пришлось около 47%. Таким образом, оценка А.Редько вполне объективна.

В ответ вице-президент РЖД Салман Бабаев заявил, что конкретно у ФГК нет доминирующего положения, и вообще на рынке железнодорожных перевозок действует более 450 компаний, доступ в эту сферу не затруднен, а доли крупных игроков за последние три года значительно изменились.

Впрочем, это не убедило антимонопольных чиновников. В середине июля ФАС опубликовала на сайте regulation.gov.ru (чиновники обязаны выкладывать там проекты своих документов) методику расчета ставки оперирования. Суть сводится к тому, что стоимость вагона не должна быть монопольно высокой или монопольно низкой. Монопольно высокой ставка признается при двух условиях: когда она больше, чем себестоимость плюс маржа оператора, и выше сложившейся на рынке цены на сопоставимую перевозку. Аналогичные условия и для признания ставки монопольно низкой. Следить за ценами на перевозку должна ФАС.

Опубликованная методика не содержит конкретных цифр, но, как выяснила газета «Коммерсант», по расчетам антимонопольной службы, стоимость содержания нового полувагона составляет 601 рубль в сутки, полувагона с оставшимся сроком эксплуатации менее 10 лет – 577 рублей, инновационного полувагона «Уралвагонзавода» или «Тихвинского вагоностроительного завода» – 555 и 616 рублей соответственно. Допустимая маржа оператора не указана. Опрошенные «Коммерсантом» представители рынка сочли, что такая себестоимость занижена. Кроме того, она не учитывает многие нюансы. Например, если парк взят в лизинг, то в первые семь лет контракта полувагон должен приносить не менее 1264 рублей в сутки, цитирует газета представителя отрасли.

Ранее РЖД проводили расчеты, согласно которым стоимость содержания обычного полувагона составляет 937 рублей в сутки, а инновационного – до 1080 рублей, причем доходность последнего должна доходить до 1400 рублей. Такую же цифру приводил и Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ).

Претензии касаются не только цифр, но и подхода к разработке документа. Проект был опубликован на regulation.gov.ru 14 июля и сразу попал на этап «антикоррупционной экспертизы», которая завершилась через неделю. А этапа «общественное обсуждение» не было вообще. То есть у профессионального сообщества даже не было возможности высказать свою позицию.

Этот факт уже вызвал возмущение в Минэкономразвития. Там добавили, что методика нуждается в доработке. В РЖД и СОЖТ говорят о необоснованном расширении полномочий ФАС.

Источник «Коммерсанта» вспоминает 90-е годы, когда операторы сдавали вагоны через подставные иностранные фирмы. По его словам, сейчас тоже можно придумать различные схемы. Например, владелец парка будет брать с грузоотправителя разрешенные 600 рублей в сутки за сам полувагон, а еще 1,5 тыс. рублей под видом оказания логистических и консультационных услуг.

Лоббизм «Уралвагонзавода»

Попытка антимонопольщиков отрегулировать ставку стала уже второй встряской для рынка вагонов за последнее время. С начала текущего года правительство РФ наложило запрет на продление срока службы грузовых вагонов. Это было сделано в рамках одного из технических регламентов Таможенного союза, формальная цель – повышение безопасности на железных дорогах. При этом никто не скрывает истинную причину – поддержку вагоностроителей.

«У нас три года рынка не существует. Чтобы рынок задышал, нужно вагоны (срок службы вагонов. – ред. «МП») не продлевать, как это сейчас происходит, а <...> просто списывать после того, как срок службы выходит, – заявлял генеральный директор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко. – Если этого не произойдет, то мы просто отрасль потеряем». По итогам 2015 года его предприятие получило убыток 16,4 млрд рублей по МСФО и убыток 10,1 млрд рублей по РСБУ – рекордный показатель за всю историю завода. Основная причина – перепроизводство вагонов на фоне спада рынка.

В конце ноября 2015 года «Уралвагонзавод» посетил президент РФ Владимир Путин. О.Сиенко тогда показал главе государства не только новейшие танки «Армата», но и посетовал на тяжелое положение вагоностроителей, а также предложил идею о запрете эксплуатации старых вагонов. Вскоре этой инициативе дали ход.

Теперь перевозчиков поставили в условия, когда они вынуждены покупать новые вагоны при еще работоспособном старом парке. «В результате принятых мер фактически были созданы регуляторные и экономические препятствия для модернизации с продлением срока службы и дальнейшего использования потенциально работоспособных вагонных активов», – сказано в годовом отчете ПГК.

Проще выражается зампред НП ОЖдПС Фарид Хусаинов в одной из своих колонок: «Предположим, вы выпускаете стиральные машины и столкнулись с кризисом перепроизводства. Вы приходите к чиновнику и говорите ему: «Издай закон, в соответствии с которым все стиральные машины, у которых истек двухлетний гарантийный срок, должны быть утилизированы и заменены на новые». <...> На первый взгляд такое решение кажется невероятным: слишком явно оно противоречит всем мыслимым и немыслимым представлениям о допустимом». Но мы-то, россияне, даже не на экспертном уровне знаем, что в нашем государстве возможно все!

Так вот, в результате правительственной инициативы крупнейший оператор вагонов – ПГК – за прошлый год уже списал 39 тыс. единиц (примерно пятую часть парка), в том числе 28 тыс. полувагонов и 6 тыс. цистерн. Серьезные потери ждут третьего по величине железнодорожного оператора – «НефтеТрансСервис» (сейчас парк полувагонов компании составляет 38,5 тыс. единиц, а в 2017 году останется лишь 20 тыс.).

На фоне сложного положения в экономике и убытков от списания вагонов идея ФАС отрегулировать ставки не вызывает у перевозчиков ничего кроме раздражения.

Крупнейшие игроки

Крупнейший железнодорожный перевозчик – «Первая грузовая компания», бывшая «дочка» РЖД – с 2011 года входит в UCLH Владимира Лисина. На втором месте – «Федеральная грузовая компания», принадлежащая госмонополии РЖД. Несмотря на то что вагонный парк у ФГК в 2,5 раза больше, чем у частной компании «НефтеТрансСервис», занимающей третье место, выручка у ФГК меньше, чем у частного оператора («НефтеТрансСервис» контролируют бизнесмены братья Аминовы).

Название компании

Вагонный парк в 2015 году, тыс. шт

Погрузка в 2015 году, млн тонн

Доля рынка (по погрузке), %

Выручка в 2015 году, млрд рублей

«Первая грузовая компания»

157

211

16

83,2

«Федеральная грузовая компания»

131

166

12

46

«НефтеТрансСервис»

55*

105

8

57

«Новая перевозочная компания»

48

81

6

35

Группа компаний РТК

43

н/д

-

н/д

* По состоянию на 31.06.2016 г.
Источники: официальные сайты Росстата, ПГК, ФГК, «НефтеТрансСервиса», «Новой перевозочной компании»

Морские порты №6 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины

У берегов Камчатки появятся бесшумные субмарины Бригада самых малошумных российских подводных лодок проекта 677 «Лада» пополнит Тихоокеанский флот

СУЭК выступила официальным партнером премии Паралимпийского комитета «Возвращение в жизнь»

СУЭК выступила официальным партнером премии Паралимпийского комитета «Возвращение в жизнь» Сибирская угольная энергетическая компания выступила официальным партнером премии Паралимпийского ко...

Российская экономика

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго

Рыбокомбинаты РФ попросили о частичной отмене продуктового эмбарго Рыбный союз заявляет, что импортозамещения в этой сфере так и не произошло.

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК

На этой неделе Полтавченко официально войдет в совет директоров ОСК Георгий Полтавченко официально войдет в совет директоров Объединенной   судостроительной к...

Транспортная политика

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»

Масштабные задачи развития Севморпути реализуемы только в комплексе, отмечают участники VIII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» Замминистра транспорта РФ – глава Росморречфлота Юрий Цветков высказал озабоченность в связи с сущес...

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора

На туркменском побережье Каспия обсудили создание международного транспортного коридора В туристической зоне «Аваза» на туркменском побережье Каспия состоялась международная конференция, п...

Морские порты

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн

Грузооборот морских портов России за 11 месяцев вырос на 4,2% до 746,81 млн тонн Грузооборот морских портов России за январь-ноябрь 2018 года составил 746,81 млн. тонн, увеличившись...

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров

В китайском порту Циндао строят второй терминал для супертанкеров Он будет включать в себя один причал для супертанкеров-нефтеперевозчиков дедвейтом до 300 тыс. тонн,...




Морской транспорт

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный ледокол в мире в мае 2019 года

Ядерное топливо начнут загружать на самый мощный  ледокол в мире в мае 2019 года Специалисты Балтийского завода начнут загрузку атомного топлива на  головной ледокол проек...

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море»

На ВСЗ спустили на воду траулер-процессор проекта KMT01 «Баренцево Море» На Выборгском судостроительном заводе (входит в состав ОСК) состоялась церемония спуска на в...

Речной транспорт

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых

Завершена навигация в Волжском бассейне, на 40% выросли перевозки зерновых Судоходный сезон 2018 года в Волжском бассейне внутренних водных путей завершился 8 декабря. За нави...

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве

Реставрация Северного речного вокзала началась в Москве Началась реставрации здания Северного речного вокзала, написал в пятницу мэр Москвы Сергей Собянин н...

Ж/Д транспорт

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71%

За 9 месяцев 2018 года АО «РЖД Логистика» увеличило выручку на 28%, чистую прибыль – на 71% АО «РЖД Логистика», крупнейший на территории СНГ и стран Балтии мультимодальный логистический операт...

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг.

Начал действовать новый график движения поездов на 2018-2019 гг. 9 декабря 2018 года в 00:00 по московскому времени на всей сети российских железных дорог введен в д...

Авто транспорт

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство дорог по нацпроектам

Тверская область получит 2,6 млрд рублей на строительство  дорог по нацпроектам Тверская область в 2019 году  получит из федерального бюджета более 2,6 млрд рублей на&nbs...

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы

Южный обход Калуги связал три федеральные трассы Накануне состоялась торжественная церемония открытия автомобильного обхода Калуги на участке Секиото...

Аналитика

Транспортная политика

Инвестиции вместо изъятий

Инвестиции вместо изъятий Российские власти нашли дополнительный источник ресурсов для развития инфраструктуры. По инициативе ...

Фактор Военно-Морской силы

Фактор Военно-Морской силы «Товарищ главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации!». Именно с такого обращения, ...

Морские порты

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченс...

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа

Магадан: впереди зимняя навигация и интенсивная работа Морской порт Магадан расположен в северной части Охотского моря в Тауйской губе и включает в себя уч...

Морской транспорт

TMSA3 – новый подход к самооценке компании

TMSA3 – новый подход к самооценке компании Группа компаний «Совкомфлот» работает с первоклассными фрахтователями, ведущими нефтяными и газовыми...

Ответственность по 23 пунктам

Ответственность по 23 пунктам Страхование ответственности судовладельцев – одна из самых масштабных программ, представленных на ры...

Речной транспорт

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...

Водный путь между Севером и Югом

Водный путь между Севером и Югом Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять ...




Темы

Инфраструктура / Образование

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV

Национальный образовательный стандарт и Кодекс PDNV Особенностью подготовки специалистов по эксплуатации судовых энергетических установок является необх...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...