Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Процессный подход в управлении перевозками

Ж/Д транспорт

Процессный подход как основа повышения эффективности системы управления железнодорожными перевозками и обслуживания грузовладельцев

Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание грузовладельцев – потребителей транспортной услуги.

Вместе с тем, железнодорожному транспорту в условиях сокращения объемов перевозок и роста конкуренции со стороны других видов транспорта (прежде всего автомобильного) в настоящее время необходимо решать задачи по совершенствованию управления перевозочным процессом, повышению доходности отрасли и привлечению инвестиций для развития. Особое значение в сегодняшних условиях имеет поиск новых форм интеграции железнодорожного с другими видами транспорта, с грузовладельцами, экспедиторами и иными участниками логистических цепочек доставки грузов, а также применение новых технологий.

Сергей Елисеев, д.т.н., профессор кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ);

Елена Кулиева, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

Избыточный вагонный парк

Развитие в железнодорожной отрасли конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами и стремительный рост количества собственников грузовых вагонов привели к переходу от управления по принципу «единым парком» к самостоятельному построению логистических цепочек частными компаниями-операторами.

Сегодня под погрузку подается вагон собственника, с которым заключен договор на оказание услуги, а не просто ближайший вагон. Это приводит к ухудшению качества и эффективности использования грузовых вагонов. Ухудшение эксплуатационных показателей работы вагонного парка повлекло за собой увеличение его размеров, так как для вывоза одного и того же объема грузов, предъявленных к перевозке, потребовалось больше вагонов.

В настоящее время услуги по предоставлению вагонов под перевозку выполняют более 1800 собственников, большинство из которых владеют от нескольких единиц до всего нескольких сотен грузовых вагонов.

Рис. 1.

Увеличение количества вагонов на сети создает дополнительную нагрузку на железнодорожную инфраструктуру, ведет к снижению скорости движения поездов и замедлению товародвижения. При общей величине парка грузовых вагонов российской принадлежности более 1,2 млн единиц количество «лишних вагонов», перегружающих возможности инфраструктуры по эффективной эксплуатации парка, по оценкам экспертов, составляет порядка 250 тыс. единиц.

Сохранение тенденции увеличения вагонного парка в дальнейшем может привести к поступлению на сеть такого количества вагонов, при котором движение по железнодорожной инфраструктуре будет затруднено, а следовательно, перевозочный процесс не будет обеспечен в полном объеме и все предъявляемые к перевозке грузы не будут вывезены в срок.

Систему управления надо менять

Если говорить об управлении вагонопотоками, то следует отметить, что система регулирования движения порожних вагонов была сформирована в 50-е годы прошлого века в условиях плановой экономики с одним собственником вагонов, управляющим ими как единым обезличенным парком. Но и в настоящее время для ОАО «РЖД» важнейшими по-прежнему, как и при плановой экономике, являются эксплуатационные показатели, тогда как для оператора важнейшим показателем является доходность на вагон в единицу времени.

Под эффективным использованием вагона ОАО «РЖД» понимает прежде всего набор традиционных эксплуатационных показателей, не имеющих прямой связи с доходностью вагона в единицу времени, хотя косвенно, разумеется, эти показатели связаны с экономикой. А собственникам подвижного состава, в свою очередь, глубоко безразлична эффективность какого-либо эксплуатационного показателя, если это не отражается на их доходах.

Рост числа грузовых вагонов, увеличение порожнего пробега и оборота вагона делает проблему повышения эффективности управления парком грузовых вагонов особенно актуальной. Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, избранными подходами, принципами и методами.

Рис. 2.

В настоящее время известны более 13 научных подходов, среди них: комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, системный, процессный и другие.

Основным преимуществом процессного подхода перед другими является тщательно проработанный горизонтальный менеджмент, то есть управление на границах процессов. Процессный подход исходит из того, что виды деятельности, из которых складывается работа предприятия, взаимодействуют между собой, и если правильно организовать это взаимодействие, то можно получить колоссальный синергетический эффект. При этом очень важен принудительный контроль со стороны руководства стыков процессов, который создает непрерывное управление, что не достигается большинством других подходов.

Однако оценить результаты каждого вида деятельности при процессном подходе в числовом выражении не всегда возможно, ведь не все процессы могут быть выражены через статистику. Поэтому сегодня в управлении парком грузовых вагонов применяется функциональный подход, то есть когда потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения.

Перед руководителями отрасли сейчас остро встает вопрос о создании системы управления, которая бы учитывала новые условия работы в рыночных отношениях и способствовала бы усилению конкурентоспособности предприятий. В этой связи многообещающим оказывается применение процессно-ориентированной системы управления.

Принципы и модель процессного подхода

Первым идею процессного подхода выдвинул теоретик и практик менеджмента, основатель административной классической школы управления французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925 гг.). С развитием теории А.Файоля процессный подход стал рассматриваться как сумма всех процессов предприятия - планирования, организации, мотивации и контроля. Он стал основой всех современных систем управления.

Процессный подход основывается на нескольких принципах.

1. Принцип взаимосвязи процессов. Организация представляет собой сеть процессов. Процессом является любая деятельность, где имеет место выполнение работ. Все процессы организации взаимосвязаны между собой.

2. Принцип востребованности процесса. Каждый процесс должен иметь цель, а его результаты должны быть востребованы. У результатов процесса должен быть свой потребитель – внутренний или внешний.

3. Принцип документирования процессов. Деятельность по процессу необходимо документировать. Это позволяет стандартизировать процесс и получить базу для изменения и дальнейшего совершенствования процесса.

4. Принцип контроля процесса. Каждый процесс имеет начало и конец, которые определяют границы процесса. Для каждого процесса в рамках заданных границ должны быть определены показатели, характеризующие процесс и его результаты.

5. Принцип ответственности за процесс. В выполнении процесса могут быть задействованы различные специалисты и сотрудники, но отвечать за процесс и его результаты должен один человек.

Рис. 3.

Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем требует и высокой корпоративной культуры. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.

При процессном подходе в управлении каждая структурная единица обеспечивает выполнение конкретных бизнес-процессов, в которых она участвует. Обязанности, область ответственности, критерии успешной деятельности для каждой структурной единицы сформулированы и имеют смысл лишь в контексте конкретного бизнес-процесса.

Сотрудник отвечает не только за свои функции, но и за те бизнес-процессы, в которых он задействован. Функции и результат деятельности параллельных структурных единиц, которые участвуют в тех же бизнес-процессах, что и он, для него важны. Возникает взаимная ответственность за результат бизнес-процесса между всеми его участниками.

При правильном внедрении процессного подхода предприятие будет взаимодействовать как со структурными единицами, так и с внешней средой. Процессный подход ориентирован на конечный продукт, а также на заинтересованность всей компании в повышении эффективности деятельности. За счет того, что процессный подход создает горизонтальные связи в работе предприятия, он позволяет получить ряд преимуществ в сравнении с функциональным подходом.

Кроме того, у каждого процесса должны быть поставщики и потребители. Поставщики обеспечивают входные элементы процесса, а потребители заинтересованы в получении выходных элементов. У процесса могут быть как внешние, так и внутренние поставщики и потребители. Если у процесса нет поставщиков, то процесс не будет выполнен. Если у процесса нет потребителей, то процесс не востребован.

Показатели процесса необходимы для получения информации о его работе и принятии соответствующих управленческих решений. Показатели процесса – это набор количественных или качественных параметров, характеризующих сам процесс и его результат (выход).

Процессный подход на железнодорожном транспорте

Рассматривая процессный подход применительно к перевозкам железнодорожным транспортом, необходимо учитывать как количественные, так и качественные показатели каждого элемента перевозочного процесса: количественные (эксплуатационные показатели работы) – скорость доставки грузов, срок доставки, пропускную и провозную способность участков, количество погруженных и выгруженных вагонов, сданных груженых и порожних вагонов и другие; качественные (показатели вагонного и локомотивного парков) – оборот вагона, оборот локомотива, среднесуточный пробег вагона, среднесуточный пробег локомотива, производительность вагона, производительность локомотива и т.п.

Основными преимуществами процессного подхода являются:

координация действий различных подразделений в рамках процесса;

ориентация на результат процесса;

повышение результативности и эффективности работы предприятия;

прозрачность действий по достижению результата;

повышение предсказуемости результатов;

выявление возможностей для целенаправленного улучшения процессов;

устранение барьеров между функциональными подразделениями;

сокращение лишних вертикальных взаимодействий;

исключение невостребованных процессов;

сокращение временных и материальных затрат.

В рамках реализации процессного подхода как основы повышения эффективности системы управления железнодорожными перевозками и обслуживания грузовладельцев предлагаем следующие направления работы.

1. Использование системы территориально дифференцированных тарифов на основе спроса на перевозки на отдельных направлениях с повышением инфраструктурной составляющей тарифа на наиболее загруженных участках и направлениях (например, назначением в определенные порты) и с ее понижением на менее загруженных участках и направлениях.

Подобная дифференциация позволит не только повысить доходность РЖД, но и оптимизировать инвестиционную политику: будет очевидно, какие направления наиболее доходные и потому нуждаются в первоочередном развитии (строительстве вторых путей, двухпутных вставок, усилении перерабатывающих способностей сортировочных станций и т.д.), а какие не нуждаются в развитии или избыточны. Одним из следствий реализации такого подхода должна стать разработка системы оперативной корректировки плана формирования поездов в зависимости от внутригодовой неравномерности перевозок по различным направлениям и участкам сети РЖД.

2. Учитывая, что ОАО «РЖД», с одной стороны, является собственником инфраструктуры и заинтересовано в ее развитии, а с другой стороны, заинтересовано в равномерной и предсказуемой загрузке своей инфраструктуры, необходимо развивать такой вид договоров, как договоры на гарантированные объемы отгрузки с ключевыми грузоотправителями.

Данные договоры должны быть обоюдовыгодны как грузоотправителям, так и железной дороге. Грузоотправителям подобные договоры гарантируют вывоз определенного объема продукции в приоритетном порядке даже в условиях дефицита провозных и пропускных способностей. Для ОАО «РЖД» подобные договоры делают более предсказуемым уровень загрузки инфраструктуры и выявляют необходимость ее развития на тех или иных направлениях.

3. Необходимо усилить значение экономических факторов при оценке эффективности подачи вагонов под ту или иную перевозку. Ориентиром здесь может служить нормативная величина доходности за вагон в сутки, формируемая на основе сопоставления с аналогичным параметром, сложившимся на рынке (рублей за вагон в сутки). При этом в случае если доходность перевозки предполагается выше, то подобная перевозка осуществляется, если ниже, то данная перевозка требует дополнительного детального рассмотрения на предмет возможности повышения ее доходности.

Инструментами повышения доходности перевозки могут быть: использование обратной загрузки вагонов, повышение провозных платежей до уровня нормативной величины доходности за вагон в сутки, возможность минимизации других издержек компании (например, в периоды избытка подвижного состава определенного рода перевозка груза с доходностью ниже нормативной может быть предпочтительнее отстоя вагонов на соответствующих станциях).

4. Заключение договоров с другими собственниками вагонов о взаимной возможности использования парка друг друга на паритетных началах при разного рода встречных пробегах или на направлениях возврата порожнего подвижного состава.

Рис. 4.

Резюме

Подведя итоги, отметим, что в условиях развивающегося рынка и здоровой конкуренции предприятиям целесообразней использовать процессный подход управления. Важными узловыми моментами, которым следует уделить особое внимание при внедрении процессного подхода, являются: понимание и выполнение предписанных требований; необходимость рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности; рассмотрение результатов выполнения процессов; результативность и постоянное улучшение процессов.

Основные достоинства процессного подхода – прозрачность, ориентированность всего предприятия на положительный результат и гибкость системы управления.

Морские порты №3 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Судовладелец назвал причину разворота танкера с российским газом для США

Судовладелец назвал причину разворота танкера с российским газом для США Компания-владелец танкера, который везет первую партию СПГ в США, Engie, заверила, что газ будет дос...

Танкер с российским газом развернулся у побережья США

Танкер с российским газом развернулся у побережья США Танкер, перевозивший в США добытый в России газ, развернулся за день до прибытия в американский Бост...

Российская экономика

Внешний долг РФ в 2017 году вырос до $529,1 млрд

Внешний долг РФ в 2017 году вырос до $529,1 млрд Внешний долг РФ в 2017 году увеличился на $14,952 млрд, или на 2,9% - до $529,084 млрд с $514,13...

Минтранс к лету подготовит госпрограмму развития транспортной системы РФ до 2025 года

Минтранс к лету подготовит госпрограмму развития транспортной системы РФ до 2025 года Минтранс к лету подготовит обновленную государственную программу «Развитие транспортной системы» Рос...

Транспортная политика

СП «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» разработает цифровую платформу транспортного комплекса РФ

СП «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Платон» разработает цифровую платформу транспортного комплекса РФ Операторы госсистем «ЭРА- ГЛОНАСС» и «Платон» - АО «ГЛОНАСС» и «РТ-Инвест транспортные системы» - со...

В Росморречфлоте обсудили задачи развития яхтенного туризма в Крыму

В Росморречфлоте обсудили задачи развития яхтенного туризма в Крыму Совещание по вопросам развития инфраструктуры яхтенного туризма в Крыму и Севастополе состоялось в Ф...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2017 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2017 году Морскими портами РФ по итогам 2017 года  перевалено 414,03 млн тонн наливных грузов, что н...

Global Ports лидирует среди холдингов России по контейнерообороту в 2017 году

Global Ports лидирует среди холдингов России по контейнерообороту в 2017 году Контейнерооборот холдинга Global Ports, на долю которого приходится до 29,7% (-2,4 пр.п. отн...




Морской транспорт

Танкеры для проекта Ямал-СПГ «Владимир Визе» и «Рудольф Самойлович» спущены на воду

Танкеры для проекта Ямал-СПГ «Владимир Визе» и «Рудольф Самойлович» спущены на воду Благодаря снимкам блогера gasdmitry с верфи корейской корпорации DSME, где строят танкеры для проект...

Лоцманы «Росморпорта» провели танкер-газовоз Eduard Toll в морской порт Сабетта

Лоцманы «Росморпорта» провели танкер-газовоз Eduard Toll в морской порт Сабетта Ледовые лоцманы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Фокин и Александр Силимянкин выполни...

Речной транспорт

По итогам 2017 года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5 %

По итогам 2017 года грузоперевозки внутренним водным транспортом выросли на 0,5 % Объем грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2017 году по сравнению с предыдущим годом вырос...

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос»

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос» Круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили в среду на астраханском судостроительном за...

Ж/Д транспорт

Грузооборот вагонов «Новотранса» в 2017 г. увеличился на 13%

Грузооборот вагонов «Новотранса» в 2017 г. увеличился на 13% Грузооборот вагонов группы компаний «Новотранс» в 2017 г. увеличился на 13% по сравнению с показ...

Казахстан сошел с российских рельс: ж/д страны обеспечат США

Казахстан сошел с российских рельс: ж/д страны обеспечат США В рамках официальной поездки главы Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вашингтон были заключены согла...

Авто транспорт

Минтранс начнет в 2018 г. прием 4 тыс. км региональных автодорог в федеральную собственность

Минтранс начнет в 2018 г. прием 4 тыс. км региональных автодорог в федеральную собственность Некоторые региональные автодороги общей протяженностью 4 тыс. км в 2018 году перейдут в федеральную ...

Изменение тарифа в системе «Платон» не обсуждается - замглавы Минтранса РФ

Изменение тарифа в системе «Платон» не обсуждается - замглавы Минтранса РФ Изменение тарифа в государственной системе «Платон» не обсуждается, сообщил в интервью ТАСС замглавы...

Аналитика

Транспортная политика

Транспортные возможности СЗФО с оговорками

Транспортные возможности СЗФО с оговорками В середине августа президент России Владимир Путин посетил Калининградскую область с рабочим визитом...

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Катастрофа…

Катастрофа… Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо у...

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...