Сочи: от порта к центру морского круизного туризма
28.03.2016
Морские порты
Морской порт Сочи основан в конце XIX века. У «Кавказской Ривьеры» и в районе Михайло-Архангельского собора Русским обществом пароходства и торговли (РОПИТ) в Сочи были сооружены две пристани для приема в основном каботажных судов. В советский период развитие порта, в том числе пассажирской инфраструктуры, происходило в 1930-е годы. Строительство продолжилось после Великой Отечественной войны и было завершено в конце 1950-х. В 1954 году Сочинский порт был открыт для захода пассажирских судов под иностранными флагами. Он стал парадным входом в Советский Союз для иностранных туристов на юге нашей страны.
Подготовка к зимним Олимпийским играм 2014 года преобразила морской порт Сочи и превратила его в современный международный центр морских круизных пассажирских перевозок, а также в гавань для стоянки прогулочных, спортивных и парусных судов. Кроме того, было воссоздано прибрежное морское пассажирское сообщение, которое обеспечивают семь благоустроенных морских терминалов.
Вячеслав Блохин, капитан морского порта Сочи, ФГБУ «АМП Черного моря»
Масштабы преобразований
Удобное географическое расположение Сочи, субтропический климат и созданная к зимней Олимпиаде 2014 года прибрежная инфраструктура определили стратегическую задачу морского порта Сочи – стать центром круизного судоходства на юге России, прибрежного пассажирского сообщения между морскими портами Черного моря, туризма и современного яхтинга.
Развитие инфраструктуры морского порта в рамках подготовки к Олимпийским играм проводилось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта».
С целью доставки грузов для строительства олимпийских объектов был спроектирован и построен грузовой район морского порта Сочи в устье реки Мзымта, который включил закрытую внутреннюю акваторию с 7 причалами для приема современных грузовых и пассажирских судов (одновременно терминал может принять до 7 судов длиной до 140 метров). На терминале были обустроены площадки для приема и хранения различных видов навалочных и генеральных грузов, а также специальные причалы для приема паромов. Мощности терминала позволяли перерабатывать до 5 млн тонн груза в год. Регулярно работала паромная линия Новороссийск – Сочи – Новороссийск.
С 2010 года береговая инфраструктура морского порта Сочи реконструирована в современный международный центр морских пассажирских и круизных перевозок. В результате реконструкции акватория и территория порта претерпели большие изменения. Были образованы новые территории для размещения объектов портовой инфраструктуры общей площадью 7,5 га, сформирована операционная акватория «Новая гавань» общей площадью 0,64 км2, построены оградительный мол, волнолом и 4 объекта берегоукрепления, выполнено строительство 6 причалов суммарной длиной более 1,4 км, реконструированы 12 причалов общей длиной почти 1,4 км, построены и оснащены современные здания морского пассажирского пункта пропуска через государственную границу, административное здание, объекты инженерного обеспечения, а также выполнена установка необходимых плавучих навигационных знаков и соответствующих объектов навигационного обеспечения.
Для возможности захода и безопасной стоянки в морском порту круизных судов длиной более 311 метров, шириной 38,6 метра и осадкой 8,8 метра в акватории морского порта выполнены дноуглубительные работы в объеме 597,3 тыс. тонн изъятого грунта с доведением отметок дна до 11,5 метра. Созданные портовые мощности, таким образом, позволяют принимать одновременно два круизных лайнера длиной 300 метров и один паром длиной до 170 метров.
Внутренняя акватория порта преобразована в стоянку маломерных, спортивных, прогулочных судов и яхт. Для этого на внутренней акватории установлено 5 причальных линий, у которых может разместиться одновременно до 210 яхт длиной от 12 до 50 метров. Причальные линии оборудованы всем необходимым для длительной безопасной стоянки, включая подачу пресной воды и электроэнергии. Волновой режим с высотой волн не более 30 см во внутренней гавани обеспечивает возведенный волнолом. Стоянка судов безопасна практически при любом направлении ветра.
Кроме того, в 2010 году начато и в феврале 2013 года завершено строительство 7 новых современных морских пассажирских терминалов – Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское, которые предназначены для швартовки и стоянки пассажирских, спортивных и прогулочных судов длиной до 40 метров при осуществлении прибрежного плавания. Каждый из терминалов имеет пирс с двумя причалами и необходимую инфраструктуру для обеспечения пассажирских перевозок.
В 2014 году после окончания Олимпиады ООО «Порт Сочи Имеретинский» осуществило первый этап перепрофилирования в структуру яхтинга, установило на акватории грузового района 4 понтонные причальные линии, к которым круглогодично швартуются прогулочные, спортивные и парусные суда длиной до 25 метров. В непосредственной близости от созданной инфраструктуры яхтинга расположен Олимпийский парк.
Реформа портовых властей и Олимпиада
Административная реформа портовых властей проходила в период развития морского порта Сочи с 2004 по 2014 год соразмерно задачам обеспечения безопасности судоходства, транспортной и экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, обеспечения готовности аварийно-спасательных формирований, проведения поиска и спасания терпящих бедствие в море людей и судов, ликвидации разливов нефтепродуктов и тушения пожаров на судах.
Одновременно с утверждением положения о филиале Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Черного моря» в морском порту Сочи и штатного расписания Службы капитана морского порта Сочи проведена значительная работа по разработке, согласованию и утверждению организационно-штатных документов, положений структурных подразделений и должностных инструкций, по переработке распорядительных документов и локальных ненормативных документов по исполнению функций капитана морского порта Сочи.
Во взаимодействии со службой организационного обеспечения выполнения капитанами морских портов своих функций ФГБУ «АМП Черного моря» реализованы положения законодательства о морских портах, торгового мореплавания, транспортной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, соответствующие подзаконные акты и нормативные документы.
Службой капитана морского порта Сочи во время строительства грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымта и центра морских пассажирских и круизных перевозок с круизной гаванью была проделана огромная работа. Руководствуясь требованиями Постановления Правительства РФ от 18.03.2013 г. №232 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности объектов, расположенных в г. Сочи, в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» в пределах своей компетенции самостоятельно и совместно с подразделениями МВД, ФСБ, ФТС, МЧС и других ведомств успешно проводились мероприятия по защите морского судоходства, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства в границах акватории морского порта Сочи, мероприятия по обеспечению безопасности населения на транспорте, по обеспечению безопасности мореплавания.
Строительство объектов велось от предпроектных исследований до сдачи в эксплуатацию в режиме строгой ответственности. С учетом открытости и незащищенности акватории морского порта Сочи исследовались рейдовые выгрузки грузов, доставляемых для строительства гидротехнических сооружений, вновь образованной территории грузового района и международного центра морских пассажирских и круизных перевозок.
Выгрузка груза для строительства олимпийских объектов города Сочи производилась на вновь построенных грузовых причалах грузового района, одновременно продолжалось строительство других грузовых причалов, дноуглубление и строительство юго-западного и восточного молов. В таких условиях особое значение отводилось обеспечению безопасности мореплавания задействованного специализированного флота, выполнению строительных работ в срок. Постоянно проводилась синхронизация прибытия и обработки судов с графиком строительства.
Организация работы по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и морских судов постоянно координировалась Комиссией по морской безопасности, Координационным советом пункта пропуска через государственную границу, постоянно действующей межведомственной комиссией по проверке состояния режима и охраны в пункте пропуска через государственную границу РФ в морском порту Сочи.
В период подготовки к проведению Олимпиады субъектами транспортной инфраструктуры, предприятиями, осуществляющими свою деятельность в морском порту Сочи, еженедельно проводились учения и тренировки по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порту. Проводились работы по техническому оснащению оборудованием ИТСОТБ, позволяющим предотвратить угрозы безопасности в акватории порта. Было создано и подготовлено подразделение операторов ИТСОТБ, организована круглосуточная работа по непрерывному наблюдению за акваторией порта.
В период с января по март 2014 года Службой капитана морского порта обеспечена безопасность 40 судозаходов в морской порт Сочи, в том числе 25 иностранных судов, 2 учебных парусных судов «Мир» и «Крузенштерн», 6 круизных судов, ошвартованных в качестве плавучих гостиниц для размещения гостей Олимпиады.
Работниками службы транспортной безопасности филиала ФГУ «АМП Новороссийск» в морском порту Сочи в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года проведено 14 оперативных и текущих проверок судов, 9 мониторингов портовых средств, еженедельно осуществлялись проверки пропускного режима, несения службы сотрудниками охраны в морском порту Сочи, велось круглосуточное наблюдение за акваторией морского порта с использованием ИТСОТБ.
Работа служб АМП и продолжение развития
Безопасность плавания и стоянки судов в морском порту Сочи обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий, а также персоналом службы управления движением судов.
Организационные мероприятия, проведенные в текущем году, включают в себя издание распоряжений капитана морского порта Сочи, проведение рабочих совещаний при капитане порта по безопасности мореплавания с участием операторов морских терминалов, сбор и подготовку информации для последующей публикации в прибрежных предупреждениях и в извещениях мореплавателей, запросы организаций в части безопасности мореплавания.
Служба управления движением судов оперативно предоставляет информацию по нарушениям плавания в зоне действия СУДС. Для организации повседневной деятельности, эксплуатации технических средств, а также для размещения оборудования и персонала СУДС морского порта Сочи комплексно использует центр системы управления движением судов (ЦСУДС), радиотехнический пост №1 (РТП №1) и АРТП №2. Для осуществления контроля за судами СУДС имеет две береговые радиолокационные станции, автоматическую идентификационную систему, систему телевизионного видеонаблюдения, средства УКВ-радиосвязи, систему гидрометеомониторинга.
Государственными инспекторами ИГПК осуществляются осмотры иностранных судов в рамках Черноморского меморандума о взаимопонимании. В первом полугодии 2015 года были проведены осмотры трех судов, из них одному судну было отказано в выдаче разрешения на выход из морского порта Сочи. Службой капитана порта проводится работа по предупреждению загрязнения акватории вредными веществами и предупреждению чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Положением о капитане морского порта реализованы функции капитана морского порта Сочи в области транспортной безопасности, которыми в настоящее время являются:
– обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории морского порта;
– информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» в настоящее время ведется перепрофилирование грузового района морского порта Сочи в устье реки Мзымта в инфраструктуру яхтинга второго этапа.
Близость современных гостиничных и жилых комплексов, Олимпийского парка, современные дороги придают особую привлекательность создаваемой стоянке маломерных и прогулочных судов.
В круизную гавань Сочи в текущем году круизные суда совершили пять судозаходов, до конца года планируется еще тринадцать судозаходов. Исторически основной оператор в морском порту Сочи ОАО «Сочинский морской торговый порт» проводит работу по привлечению новых круизных компаний, предоставляя необходимые портовые услуги на высоком уровне, используя большие возможности нового пункта пропуска (пропускная способность 1250 человек в час), а также защищенную от штормов современную портовую инфраструктуру.
Сегодня морской порт Сочи продолжает повышать туристическую привлекательность знаменитого российского курорта, а теперь и Олимпийской столицы. За прошедшее десятилетие, в том числе за время проведения Олимпиады, морскими пассажирскими перевозками воспользовалось не только около миллиона человек на внутренних каботажных линиях, но и почти 700 тыс. круизных пассажиров на судах всемирно известных компаний, таких как Caribbean cruise line, Aida aura, Msc cruises и Holand American line. Высокие оценки привлекательности туристических операторов, международное признание современных туристических услуг морского порта формируют направления дальнейшего перспективного развития пассажирских морских перевозок в порту Сочи и развитие портовой инфраструктуры.
Морские порты №6 (2015)