Продлить нельзя купить

Ж/Д транспорт
Продлить нельзя купить

Начало декабря принесло среди прочих две новости про железнодорожный транспорт: хорошую и плохую. Хорошую – для вагоностроителей и плохую – для операторов подвижного состава. Введен запрет на продление срока службы вагонов с целью стимулировать операторов приобретать новые вагоны. Как это поможет вагоностроителям и отразится на перевозчиках?

Ольга Гольдберг

Четверть вагонного парка «просрочена»

За период с 2008 по 2014 год вагонный парк вырос с 1 млн вагонов до 1 млн 230 тыс. вагонов. Списано было 242 тыс., введено в эксплуатацию 472 тыс. новых вагонов. Сегодня, по данным Минпромторга, 24% всех вагонов на российских железных дорогах (более 293 тыс. единиц) имеют истекший срок годности. По экспертным данным, в парке «Первой грузовой компании» (ПГК) 86 тыс. вагонов с истекшим сроком службы (44%), ОАО «Федеральная грузовая компания» владеет 25,4 тыс. полувагонов с истекающим сроком годности из 96,8 тыс., у «Нефтетранссервиса» - 12,1 тыс. вагонов из 31 тыс.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в течение ближайших трех лет истечет срок службы и у специализированного подвижного состава: 13 тыс. цистерн для химии, продуктов питания и т.д., 1,5 тыс. изотермических вагонов, 3,5 тыс. цементовозов и пр.

Однако в условиях снижения спроса и стоимости перевозок операторам не до обновления парка: новый полувагон стоит 1,7-2 млн рублей, инновационный (с повышенной грузоподъемностью) – 2,6 млн рублей. Кроме того, по словам генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, операторам сложно найти деньги на покупку из-за высокой долговой нагрузки: например, ПГК на конец сентября 2015 года имела долг по РСБУ 41,6 млрд рублей при аналогичной выручке. Большинство компаний используют процедуру продления срока службы вагона, которая обходится гораздо дешевле, в 500 тыс. рублей за один вагон.

Правила продления срока службы вагонов за последние годы несколько раз ужесточались. Так, в 2013 году был сокращен срок продления: с 5-7 лет до одного года. В августе 2014 года со вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза был установлен новый порядок продления срока службы вагонов – только путем модернизации на сертифицированных вагоноремонтных предприятиях.

Но сертификация этих предприятий затянулась почти на год, и отдавать вагоны на модернизацию («тратить средства на сертификацию подвижного состава», по определению начальника управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрия Баукова) операторы грузовых вагонов смогли начать лишь летом 2015 года. За это время им пришлось списать часть своего парка. По данным М. Бурмистрова, в 2014 году по новым правилам было списано 48 тыс. вагонов, за 5 месяцев 2015 года – 32,8 тыс., из них 13 тыс. вагонов списала ФГК, 7,8 тыс. – ПГК. А в декабре появилось новое условие.

Вагоностроители просят поддержки

Возможность продлевать срок службы вагонов давно являлась причиной недовольства вагоностроителей. Особенно сильно оно возросло в 2015 году, ставшем чрезвычайно тяжелым для отрасли. По итогам января-ноября объем российского производства грузовых магистральных вагонов составил 25,8 тыс. единиц, что вдвое меньше, чем годом ранее, когда было произведено 51,7 тыс. вагонов (данные Росстата).

При этом мощности отечественных вагоностроительных заводов составляют около 90 тыс. грузовых вагонов, освоено производство более 100 видов грузового подвижного состава. Но за 9 месяцев 2015 года 5 из 18 действовавших на начало года производств практически остановили выпуск грузовых вагонов (данные ИПЕМ).

Основной игрок на рынке грузовых вагонов, государственное АО «Научно-производственное объединение «Уралвагонзавод» (УВЗ), в первом полугодии выпустил немногим более 12 тыс. грузовых вагонов, что на 60% меньше результатов периода прошлого года. Головному предприятию «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле пришлось отправить с февраля 2015 года в вынужденные отпуска с сохранением 75% заработной платы 6000 сотрудников, и в декабре на таких условиях еще работало 2000 человек.

Уже в марте 2015 года генеральный директор УВЗ Олег Сиенко констатировал падение производства вагонов и предлагал в качестве решения запретить ремонтировать вагоны и заставить покупать новые. «Если дальше будет продолжаться безудержная эксплуатация вагонов с истекшим сроком службы, так эта отрасль (вагоностроение) может и загнуться благополучно», – предупреждал гендиректор. Через полгода он решил перейти от предупреждений к активным действиям и поступил так же, как делают все, кому нужны деньги и кто имеет доступ в Кремль – обратился напрямую к президенту РФ.

В конце ноября на совещании в Нижнем Тагиле он передал Владимиру Путину письмо от имени Объединения вагоностроителей (ОВС). В ОВС, наблюдательный совет которого О.Сиенко возглавляет, входят крупнейшие предприятия отрасли: «Уралвагонзавод», «Русская корпорация транспортного машиностроения», «Бежицкий сталелитейный завод», «Брянский машиностроительный завод», «Тверской вагоностроительный завод», «Алтайвагон». Вагоностроители в своем обращении отмечали фактическое прекращение с 2012 года спроса на новые вагоны со стороны железнодорожных операторов и просили президента ввести полный запрет на продление срока службы грузовых вагонов. «Возможность проведения модернизации с продлением срока службы грузовых вагонов по цене, составляющей 25-30% стоимости нового подвижного состава и менее», в письме названа причиной кризиса в отрасли.

Запретный вагон

Поручение президента Путина «проработать вопрос» получил вице-премьер Аркадий Дворкович. Уже на следующий день, 26 ноября, он провел совещание, участниками которого в программу поддержки тяжелого машиностроения на 2016 год был внесен пункт «Введение запрета на продление сверхнормативного срока полувагонов и цистерн, эксплуатирующихся на путях общего пользования». С 1 января 2016 года эксплуатировать на путях общего пользования вагоны с продленным сроком службы будет запрещено.

Правда, есть исключения. Минтранс подготовил проект приказа, вносящий изменения в «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ», в котором определил вагоны, которых запрет не коснется: специальный подвижной состав, цистерны для перевозки некоторых пищевых продуктов, а также кислот и химических грузов, рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, вагоны-ледники, служебно-технические дизель-электростанции, транспортеры, хопперы-цементовозы. Таким образом, специализированным вагонам сдача на металлолом пока не грозит.

Остальные «просроченные» грузовые вагоны придется списать. «Списание 300 тысяч единиц старого парка способно загрузить вагоностроительную отрасль, поскольку возникнет спрос на новую технику», – поясняет заместитель гендиректора «Уралвагонзавода» Алексей Жарич. УВЗ рассчитывает, что принятая мера позволит продать в 2016 году 16 тыс. грузовых вагонов.

Как запрет отразится на остальных производителях вагонов, непонятно – никаких заявлений от заводов, в том числе входящих в ОВС, не было. В прогнозе социально-экономического развития Минэкономразвития, внесенном в Госдуму вместе с Бюджетом-2016, запланирован рост производства грузовых вагонов на 17% в 2016 году, на 6,2% в 2017 году, на 5,9% в 2018 году.

Будет ли цель достигнута?

Участники рынка говорят о двух рисках принятого руководством страны решения. Первый: подорожание доставки грузов. «Операторам придется учитывать соответствующие расходы в тарифе, – поясняет начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрий Бауков, – что неизбежно приведет к увеличению совокупной транспортной нагрузки на грузоотправителей, особенно в текущих непростых условиях рынков альтернативных видов транспорта». Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук также говорит о возможных затратах, которые «лягут на плечи либо государственного бюджета, либо грузоотправителей».

Второй риск: операторы столкнутся с дефицитом вагонов, что в свою очередь может привести к невывозу грузов. «Новые вагоны вряд ли будут окупаться, и перевозчики просто будут сокращать объемы перевозок, списывать старый парк, но не приобретать новый, потому что это убыточно», – считает председатель Совета директоров ПГК Александр Волошин и прогнозирует «серьезные кризисные явления с дефицитом подвижного состава <…> либо летом, либо следующей осенью».

Правда, совладелец Globaltrans (в парке 66 тыс. единиц полувагонов и цистерн) Андрей Филатов отмечает, что эксплуатация старых вагонов снижает скорость движения на сети железных дорог и удлиняет сроки доставки, поэтому данное решение, по его мнению, «достаточно эффективный шаг по причине того, что не надо будет из состава доставать сломанный вагон».

Проблема, однако, в том, что для операторов покупка новых вагонов экономически невыгодна – они не окупаются. Даже при активном списании вагонов, наблюдаемом на протяжении нескольких последних лет, закупки новых снижаются. В.Савчук из ИПЕМа объясняет, почему запрет продления проблемы не решает: в текущих экономических условиях и при текущих рыночных ставках операторам нецелесообразно ни приобретать новые вагоны, ни проводить модернизацию эксплуатируемых. «По нашим оценкам, массовая закупка полувагонов может начаться только в случае роста ставок операторов до 700-900 рублей в сутки», – отмечает В.Савчук. Сейчас доходность полувагонов 500-600 рублей в сутки не достигает экономической обоснованности для их ремонта и содержания — 750-850 рублей, подтверждает генеральный директор «УВЗ-Логистик» («дочки» «Уралвагонзавода») Дмитрий Еремеев.

Стимулировать спрос или найти другие рынки

Государство предлагает субсидии на покупки инновационных вагонов: с увеличенной нагрузкой на ось (больше 25 тонн), двухэтажных вагонов и автомобилевозов. Их производят в основном «Уралвагонзавод», «Алтайвагон» и «Тихвинский вагоностроительный завод». В бюджете на 2015-2017 годы на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов заложено 7,1 млрд рублей (из них в 2015 году – 2,3 млрд рублей). Правда, мера по субсидированию кредитной ставки, так же как и единовременная выплата 130 тыс. рублей (ее планируется увеличить до 250 тыс. рублей, но это лишь 10% от стоимости нового вагона) в случае утилизации старого вагона и приобретения инновационного, не смогла повысить спрос на новые вагоны.

Между тем «Уралвагонзавод» осваивает новые для себя рынки: совместно с производителем сборных моделей и настольных игр «Звезда» начал выпуск моделей танков Т-90 и ТОС-1А. Каждая модель будет продаваться в рознице по 860 рублей. А к концу 2016 года планируют выпустить 10 тыс. моделей танка «Армата» – его оригинал был создан УВЗ и представлен на параде, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Вопросы остались

Пока эксперты делятся прогнозами, а производители и пользователи «делят» вагоны, зададимся более общими вопросами. Как может работать экономика, когда экономически оправданные решения в кризисный период (продление службы вагона за 500 тыс. рублей вместо приобретения нового вагона за 1,7 млн рублей) отменяются решением президента? Когда, чтобы загрузить одну отрасль (а точнее даже – один завод), в возможный кризис загоняется другая?

Первый вице-премьер Игорь Шувалов высказался по этому поводу так: «Приходят люди и говорят: «У нас, знаете, в транспортном машиностроении возникли серьезные проблемы, мы можем похоронить отрасль. А чтобы не похоронить, нужно сделать – раз, два, три». Но если это сделать, то тогда нужно будет похоронить и потребителей, и грузоотправителей. Всегда должен быть некий баланс».

О негативных последствиях, к которым приводит стихийность и скачкообразность спроса, напоминает и В.Савчук из ИПЕМа: «Практически все прекратившие за последние два года производство предприятия (8 заводов) запустили его только в 2000-е годы на волне формирования операторского рынка».

Так удастся ли равномерно загрузить вагоностроительную отрасль или кому-то достанется весь кусок пирога, а остальные тихо сольются с рынка? Получится ли соблюсти баланс в развитии обеих отраслей – вагоностроительной и транспортной – или в результате пострадает частный операторский бизнес, и все вернется к модели «государство заказало – государство же и купило»? И наконец, совсем риторический вопрос: как долго управление экономикой будет вестись в ручном режиме?

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...