Продлить нельзя купить

Ж/Д транспорт
Продлить нельзя купить

Начало декабря принесло среди прочих две новости про железнодорожный транспорт: хорошую и плохую. Хорошую – для вагоностроителей и плохую – для операторов подвижного состава. Введен запрет на продление срока службы вагонов с целью стимулировать операторов приобретать новые вагоны. Как это поможет вагоностроителям и отразится на перевозчиках?

Ольга Гольдберг

Четверть вагонного парка «просрочена»

За период с 2008 по 2014 год вагонный парк вырос с 1 млн вагонов до 1 млн 230 тыс. вагонов. Списано было 242 тыс., введено в эксплуатацию 472 тыс. новых вагонов. Сегодня, по данным Минпромторга, 24% всех вагонов на российских железных дорогах (более 293 тыс. единиц) имеют истекший срок годности. По экспертным данным, в парке «Первой грузовой компании» (ПГК) 86 тыс. вагонов с истекшим сроком службы (44%), ОАО «Федеральная грузовая компания» владеет 25,4 тыс. полувагонов с истекающим сроком годности из 96,8 тыс., у «Нефтетранссервиса» - 12,1 тыс. вагонов из 31 тыс.

По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в течение ближайших трех лет истечет срок службы и у специализированного подвижного состава: 13 тыс. цистерн для химии, продуктов питания и т.д., 1,5 тыс. изотермических вагонов, 3,5 тыс. цементовозов и пр.

Однако в условиях снижения спроса и стоимости перевозок операторам не до обновления парка: новый полувагон стоит 1,7-2 млн рублей, инновационный (с повышенной грузоподъемностью) – 2,6 млн рублей. Кроме того, по словам генерального директора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, операторам сложно найти деньги на покупку из-за высокой долговой нагрузки: например, ПГК на конец сентября 2015 года имела долг по РСБУ 41,6 млрд рублей при аналогичной выручке. Большинство компаний используют процедуру продления срока службы вагона, которая обходится гораздо дешевле, в 500 тыс. рублей за один вагон.

Правила продления срока службы вагонов за последние годы несколько раз ужесточались. Так, в 2013 году был сокращен срок продления: с 5-7 лет до одного года. В августе 2014 года со вступлением в силу Технического регламента Таможенного союза был установлен новый порядок продления срока службы вагонов – только путем модернизации на сертифицированных вагоноремонтных предприятиях.

Но сертификация этих предприятий затянулась почти на год, и отдавать вагоны на модернизацию («тратить средства на сертификацию подвижного состава», по определению начальника управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрия Баукова) операторы грузовых вагонов смогли начать лишь летом 2015 года. За это время им пришлось списать часть своего парка. По данным М. Бурмистрова, в 2014 году по новым правилам было списано 48 тыс. вагонов, за 5 месяцев 2015 года – 32,8 тыс., из них 13 тыс. вагонов списала ФГК, 7,8 тыс. – ПГК. А в декабре появилось новое условие.

Вагоностроители просят поддержки

Возможность продлевать срок службы вагонов давно являлась причиной недовольства вагоностроителей. Особенно сильно оно возросло в 2015 году, ставшем чрезвычайно тяжелым для отрасли. По итогам января-ноября объем российского производства грузовых магистральных вагонов составил 25,8 тыс. единиц, что вдвое меньше, чем годом ранее, когда было произведено 51,7 тыс. вагонов (данные Росстата).

При этом мощности отечественных вагоностроительных заводов составляют около 90 тыс. грузовых вагонов, освоено производство более 100 видов грузового подвижного состава. Но за 9 месяцев 2015 года 5 из 18 действовавших на начало года производств практически остановили выпуск грузовых вагонов (данные ИПЕМ).

Основной игрок на рынке грузовых вагонов, государственное АО «Научно-производственное объединение «Уралвагонзавод» (УВЗ), в первом полугодии выпустил немногим более 12 тыс. грузовых вагонов, что на 60% меньше результатов периода прошлого года. Головному предприятию «Уралвагонзавода» в Нижнем Тагиле пришлось отправить с февраля 2015 года в вынужденные отпуска с сохранением 75% заработной платы 6000 сотрудников, и в декабре на таких условиях еще работало 2000 человек.

Уже в марте 2015 года генеральный директор УВЗ Олег Сиенко констатировал падение производства вагонов и предлагал в качестве решения запретить ремонтировать вагоны и заставить покупать новые. «Если дальше будет продолжаться безудержная эксплуатация вагонов с истекшим сроком службы, так эта отрасль (вагоностроение) может и загнуться благополучно», – предупреждал гендиректор. Через полгода он решил перейти от предупреждений к активным действиям и поступил так же, как делают все, кому нужны деньги и кто имеет доступ в Кремль – обратился напрямую к президенту РФ.

В конце ноября на совещании в Нижнем Тагиле он передал Владимиру Путину письмо от имени Объединения вагоностроителей (ОВС). В ОВС, наблюдательный совет которого О.Сиенко возглавляет, входят крупнейшие предприятия отрасли: «Уралвагонзавод», «Русская корпорация транспортного машиностроения», «Бежицкий сталелитейный завод», «Брянский машиностроительный завод», «Тверской вагоностроительный завод», «Алтайвагон». Вагоностроители в своем обращении отмечали фактическое прекращение с 2012 года спроса на новые вагоны со стороны железнодорожных операторов и просили президента ввести полный запрет на продление срока службы грузовых вагонов. «Возможность проведения модернизации с продлением срока службы грузовых вагонов по цене, составляющей 25-30% стоимости нового подвижного состава и менее», в письме названа причиной кризиса в отрасли.

Запретный вагон

Поручение президента Путина «проработать вопрос» получил вице-премьер Аркадий Дворкович. Уже на следующий день, 26 ноября, он провел совещание, участниками которого в программу поддержки тяжелого машиностроения на 2016 год был внесен пункт «Введение запрета на продление сверхнормативного срока полувагонов и цистерн, эксплуатирующихся на путях общего пользования». С 1 января 2016 года эксплуатировать на путях общего пользования вагоны с продленным сроком службы будет запрещено.

Правда, есть исключения. Минтранс подготовил проект приказа, вносящий изменения в «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ», в котором определил вагоны, которых запрет не коснется: специальный подвижной состав, цистерны для перевозки некоторых пищевых продуктов, а также кислот и химических грузов, рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, вагоны-ледники, служебно-технические дизель-электростанции, транспортеры, хопперы-цементовозы. Таким образом, специализированным вагонам сдача на металлолом пока не грозит.

Остальные «просроченные» грузовые вагоны придется списать. «Списание 300 тысяч единиц старого парка способно загрузить вагоностроительную отрасль, поскольку возникнет спрос на новую технику», – поясняет заместитель гендиректора «Уралвагонзавода» Алексей Жарич. УВЗ рассчитывает, что принятая мера позволит продать в 2016 году 16 тыс. грузовых вагонов.

Как запрет отразится на остальных производителях вагонов, непонятно – никаких заявлений от заводов, в том числе входящих в ОВС, не было. В прогнозе социально-экономического развития Минэкономразвития, внесенном в Госдуму вместе с Бюджетом-2016, запланирован рост производства грузовых вагонов на 17% в 2016 году, на 6,2% в 2017 году, на 5,9% в 2018 году.

Будет ли цель достигнута?

Участники рынка говорят о двух рисках принятого руководством страны решения. Первый: подорожание доставки грузов. «Операторам придется учитывать соответствующие расходы в тарифе, – поясняет начальник управления корпоративных коммуникаций ПГК Дмитрий Бауков, – что неизбежно приведет к увеличению совокупной транспортной нагрузки на грузоотправителей, особенно в текущих непростых условиях рынков альтернативных видов транспорта». Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук также говорит о возможных затратах, которые «лягут на плечи либо государственного бюджета, либо грузоотправителей».

Второй риск: операторы столкнутся с дефицитом вагонов, что в свою очередь может привести к невывозу грузов. «Новые вагоны вряд ли будут окупаться, и перевозчики просто будут сокращать объемы перевозок, списывать старый парк, но не приобретать новый, потому что это убыточно», – считает председатель Совета директоров ПГК Александр Волошин и прогнозирует «серьезные кризисные явления с дефицитом подвижного состава <…> либо летом, либо следующей осенью».

Правда, совладелец Globaltrans (в парке 66 тыс. единиц полувагонов и цистерн) Андрей Филатов отмечает, что эксплуатация старых вагонов снижает скорость движения на сети железных дорог и удлиняет сроки доставки, поэтому данное решение, по его мнению, «достаточно эффективный шаг по причине того, что не надо будет из состава доставать сломанный вагон».

Проблема, однако, в том, что для операторов покупка новых вагонов экономически невыгодна – они не окупаются. Даже при активном списании вагонов, наблюдаемом на протяжении нескольких последних лет, закупки новых снижаются. В.Савчук из ИПЕМа объясняет, почему запрет продления проблемы не решает: в текущих экономических условиях и при текущих рыночных ставках операторам нецелесообразно ни приобретать новые вагоны, ни проводить модернизацию эксплуатируемых. «По нашим оценкам, массовая закупка полувагонов может начаться только в случае роста ставок операторов до 700-900 рублей в сутки», – отмечает В.Савчук. Сейчас доходность полувагонов 500-600 рублей в сутки не достигает экономической обоснованности для их ремонта и содержания — 750-850 рублей, подтверждает генеральный директор «УВЗ-Логистик» («дочки» «Уралвагонзавода») Дмитрий Еремеев.

Стимулировать спрос или найти другие рынки

Государство предлагает субсидии на покупки инновационных вагонов: с увеличенной нагрузкой на ось (больше 25 тонн), двухэтажных вагонов и автомобилевозов. Их производят в основном «Уралвагонзавод», «Алтайвагон» и «Тихвинский вагоностроительный завод». В бюджете на 2015-2017 годы на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов заложено 7,1 млрд рублей (из них в 2015 году – 2,3 млрд рублей). Правда, мера по субсидированию кредитной ставки, так же как и единовременная выплата 130 тыс. рублей (ее планируется увеличить до 250 тыс. рублей, но это лишь 10% от стоимости нового вагона) в случае утилизации старого вагона и приобретения инновационного, не смогла повысить спрос на новые вагоны.

Между тем «Уралвагонзавод» осваивает новые для себя рынки: совместно с производителем сборных моделей и настольных игр «Звезда» начал выпуск моделей танков Т-90 и ТОС-1А. Каждая модель будет продаваться в рознице по 860 рублей. А к концу 2016 года планируют выпустить 10 тыс. моделей танка «Армата» – его оригинал был создан УВЗ и представлен на параде, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Вопросы остались

Пока эксперты делятся прогнозами, а производители и пользователи «делят» вагоны, зададимся более общими вопросами. Как может работать экономика, когда экономически оправданные решения в кризисный период (продление службы вагона за 500 тыс. рублей вместо приобретения нового вагона за 1,7 млн рублей) отменяются решением президента? Когда, чтобы загрузить одну отрасль (а точнее даже – один завод), в возможный кризис загоняется другая?

Первый вице-премьер Игорь Шувалов высказался по этому поводу так: «Приходят люди и говорят: «У нас, знаете, в транспортном машиностроении возникли серьезные проблемы, мы можем похоронить отрасль. А чтобы не похоронить, нужно сделать – раз, два, три». Но если это сделать, то тогда нужно будет похоронить и потребителей, и грузоотправителей. Всегда должен быть некий баланс».

О негативных последствиях, к которым приводит стихийность и скачкообразность спроса, напоминает и В.Савчук из ИПЕМа: «Практически все прекратившие за последние два года производство предприятия (8 заводов) запустили его только в 2000-е годы на волне формирования операторского рынка».

Так удастся ли равномерно загрузить вагоностроительную отрасль или кому-то достанется весь кусок пирога, а остальные тихо сольются с рынка? Получится ли соблюсти баланс в развитии обеих отраслей – вагоностроительной и транспортной – или в результате пострадает частный операторский бизнес, и все вернется к модели «государство заказало – государство же и купило»? И наконец, совсем риторический вопрос: как долго управление экономикой будет вестись в ручном режиме?

Морские порты №10 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...