Потенциал нужно искать в логистике - Морские вести России

Потенциал нужно искать в логистике

01.02.2016

Ж/Д транспорт

Как и в любой другой отрасли экономики, в транспортно-логистическом секторе наиболее эффективно работают те компании, которые нацелены на широкое внедрение инноваций. Современный рынок требует технологически сложные комплексные продукты, которые позволяют осуществлять интегрированное управление логистическими процессами.

На российском рынке примером реализации подобной стратегии служит сервис компании «РЖД Логистика» по организации бесперебойной доставки сырьевой продукции крупнейших промышленных и ресурсодобывающих холдингов в экспортном направлении в адрес портов и до сухопутных границ РФ, получивший название комплексное транспортно-логистическое обслуживание (КТЛО). О принципах организации инновационного продукта и эффекте, который получают клиенты при его использовании, рассказал первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» Александр Кочуков.

 

Тестирование и внедрение КТЛО

Компания «РЖД Логистика» (РЖДЛ) начала тестировать сервис комплексного транспортно-логистического обслуживания (КТЛО) еще в 2012 году, а с 2014 года приступила к его последовательному внедрению, несмотря на тревожную ситуацию в российской экономике и предсказуемое падение объемов грузов на рынке.

«Мы попробовали предложить клиентам новый продукт. Более того, кризис оказался нам на руку, – говорит первый заместитель генерального директора АО «РЖД Логистика» Александр Кочуков. – В условиях стагнации рынка бизнес ищет способы сократить издержки, максимально эффективно оптимизировать внутренние производственные процессы. И сервис КТЛО, ориентированный прежде всего на горно– и угледобывающие компании, был призван помочь им в этом. Наше предложение основывалось на том, чтобы увеличить объемы экспортируемой продукции клиентов через морские порты Дальнего Востока и Черноморского бассейна. При этом «РЖД Логистика» за счет организации эффективного взаимодействия между клиентами, портами и железными дорогами гарантировала снижение затрат всех участников процесса».

Первым партнером по реализации сервиса КТЛО стало одно из предприятий холдинга ЕВРАЗ – ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» (ЕВРАЗ НМТП). Перед РЖДЛ стояла задача – увеличить объемы отгрузки грузов в адрес порта.

На предварительном этапе специалистами РЖДЛ был проведен глубокий анализ возможностей инфраструктуры порта, его технического оснащения, дана оценка пропускной способности припортовых станций, объемов входящих грузопотоков и перевалки.

Большая работа проводилась и с грузоотправителями, от которых зависит, в каком состоянии груз прибудет в порт. Известно, что нарушение технологии погрузки сырья может привести к проблемам с выгрузкой, а это значительно тормозит работу порта.

Еще одной важной задачей было наладить процесс подвода груженых и отвода порожних вагонов, для чего специалисты РЖДЛ проанализировали работу примыкающей к порту железнодорожной станции.

Следующим шагом стало определение потенциальных точек оптимизации и разработка новых технологических решений, которые бы позволили ликвидировать слабые места в работе порта и нарастить объемы перевалки. С поставленной задачей логисты справились на отлично. Результаты внедренных решений стали очевидны уже в первые месяцы: по итогам января-августа 2014 года грузооборот ЕВРАЗ НМТП составил 3,4 млн тонн, что на 42% больше, чем за аналогичный период 2013 года. В целом по итогам 2014 года портовый оператор добился исторического максимума по объему перевалки – 9,3 млн тонн грузов. В 2015 году, по расчетам РЖДЛ, объем сырья, отгружаемого в адрес ЕВРАЗ НМТП, составит порядка 10 млн тонн, а в 2016-2017 годах – до 12 млн тонн.

Технологические схемы, предложенные РЖДЛ, позволили стивидорной компании увеличить нормы перерабатывающей способности. Погрузка угля со станций Западно-Сибирской железной дороги выросла в среднем на 40 вагонов в сутки по каждой станции. И, как считает А.Кочуков, это не предельные показатели – потенциал для роста объемов отгрузки еще есть.

 

Взаимовыгодное сотрудничество

Сегодня РЖДЛ тесно сотрудничает с рядом стивидоров на Дальнем Востоке и юге России. В их числе «Владивостокский морской торговый порт», «Ванинский морской торговый порт», «Торговый порт Посьет», «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт», «Владивостокский морской рыбный порт», «Восточная стивидорная компания».

«Ключевым клиентом «РЖД Логистики» в сегменте комплексного транспортно-логистического обслуживания является холдинг ЕВРАЗ, – отмечает Александр Кочуков. – Мы оказываем широкий спектр услуг ряду предприятий холдинга в Уральском и Сибирском федеральных округах. В их числе ОАО «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Евразруда». В целом наша компания обеспечивает для предприятий группы ЕВРАЗ более 46 тыс. вагоноотправок в месяц».

РЖДЛ в рамках КТЛО контролирует всю цепочку перевозки, включая погрузочные работы в пункте отправки, железнодорожную перевозку, перевалку в порту, погрузку на судно и при необходимости морскую перевозку. Особенностью сервиса является то, что при разработке транспортно-логистической схемы учитываются потребности и технологические особенности не только клиента, но и железной дороги и морского порта. Таким образом, сотрудничество становится выгодным для всех сторон.

В настоящее время КТЛО востребовано и другими промышленными предприятиями России. В числе клиентов РЖДЛ такие компании, как «Сибирский антрацит», «СДС-Уголь», «Сибуглемет», СУЭК. За два года развития сервиса РЖДЛ продемонстрировала партнерам его эффективность, сокращая затраты всех участников процесса за счет оптимизации сроков доставки и ускорения вывоза продукции на экспорт.

По итогам 9 месяцев 2015 года суммарный объем перевозок в рамках сервиса КТЛО составил 9,53 млн тонн, что более чем на 18,3% больше, чем за аналогичный период 2014 года.

 

Везем по расписанию

Новый импульс развития сервис КТЛО получил с запуском услуги доставки грузов с согласованными сроками. Используя свои компетенции и инновационные технологические решения, РЖДЛ обеспечивает взаимодействие с перевозчиком и организует регулярную отправку поездов.

При перевозках массовых грузов на экспорт первостепенное значение имеет их равномерное поступление в порт. Задержка подачи вагонов, сбой движения поездов может привести к простою судна в порту, что грозит серьезными убытками грузовладельцу. Отправка по заранее намеченному графику позволяет обеспечить бесперебойное и равномерное поступление грузов в порт.

Сегодня поезда с грузами клиентов РЖДЛ из регионов Западной Сибири и Урала в порты Дальнего Востока доходят за 10-12 дней. Учитывая загруженность сети и инфраструктурные ограничения Транссибирской магистрали, это рекордные сроки.

«Железная дорога обладает огромными возможностями, – поясняет А.Кочуков, – но не все умеют грамотно ими пользоваться. Главное преимущество железнодорожных перевозок – высокие скорости при перевозках на дальние расстояния. Уникальная компетенция «РЖД Логистики» – это знание всех аспектов и внутренних особенностей работы железнодорожного холдинга и его структурных подразделений. И мы можем эффективно использовать эти знания в интересах наших клиентов».

 

От FOB к CIF

Сегодня до 80% российского угля отгружается на экспорт на условиях FOB. В структуре экспортных перевозок угля, которые организует РЖДЛ в рамках сервиса КТЛО, большая часть груза отгружается на таких же условиях.

РЖДЛ планирует увеличить долю перевозок CIF, привлекая при этом к совместной работе российские судоходные и фрахтовые брокерские компании, в том числе дочернюю структуру холдинга РЖД – ООО «БФИ», которое специализируется на международных перевозках грузов в железнодорожно-паромных сообщениях в Азово-Черноморском и Балтийском бассейнах.

 

В выигрыше все

КТЛО стало логичным продолжением другого сервиса, который РЖДЛ предлагает сегодня промышленным предприятиям. С учетом формирования в России спроса на сложные логистические решения особое внимание компания уделяет развитию контрактной логистики.

«С позиции профессиональных логистов мы можем с полной уверенностью утверждать, что логистический аутсорсинг – это оптимальный способ сокращения издержек в кризис, более эффективный, чем сокращение персонала или переход на дешевые расходные материалы, – отмечает А.Кочуков. – Оптимизация внутренних логистических процессов и создание продуктивной внутренней системы управления гарантирует быстрый и при этом долгосрочный экономический эффект для клиента».

За пять лет работы на рынке РЖДЛ успешно реализовала ряд проектов по аутсорсингу внутризаводских железнодорожных перевозок для промышленных предприятий, таких как «Гардиан Стекло Ростов», «Новотроицкий цементный завод», предприятия группы НПРО «Урал» и «Русская медная компания». В каждом случае для них были разработаны уникальные логистические сервисы, отвечающие их потребностям и позволяющие эффективно использовать возможности железной дороги – работу с подразделениями РЖД, аренду локомотивной тяги, работу на путях необщего пользования.

В среднем решения РЖДЛ позволяют клиентам получать до 20% экономии общих затрат на логистику при улучшении качества планирования и увеличении объемов производства.

В конце 2014 года РЖДЛ начала сотрудничество с предприятием группы «Русская медная компания» – Михеевским горно-обогатительным комбинатом. У предприятия нет собственных железнодорожных подъездных путей, поэтому раньше его продукция – высококачественный медный концентрат, который служит сырьем для выплавки черновой меди, – доставлялась с помощью автомобильного транспорта. РЖДЛ предложила организовать перевалку груза на станции Тамерлан Южно-Уральской железной дороги и его дальнейшую отправку по железной дороге в адрес других предприятий группы. Схема организации работы оказалась весьма эффективной, а главным результатом для клиента стало снижение стоимости транспортировки сырья и ритмичная отгрузка продукции.

«Являясь молодой, «РЖД Логистика», тем не менее, уже опытная компания. Мы всегда в своей работе стараемся использовать лучшие стандарты сервиса, предлагаемые на рынке. Более того, мы формируем новые технологические решения, позволяющие улучшать показатели предприятий в разных аспектах их деятельности, – рассказывает первый заместитель гендиректора РЖДЛ. – На сегодняшний день «РЖД Логистика» научилась работать с контрактными партиями, которые еще находятся «на колесах». Наш сервис КТЛО в полной мере соответствует международным стандартам 3-4PL. Кроме того, современные технологии железнодорожных перевозок благодаря качественной интеграции в производственные процессы операторов морских терминалов позволяют повысить скорость доставки грузов, сократить сроки их хранения в порту».

В результате в выигрыше остаются все участники логистической цепи: для собственников подвижного состава гарантировано снижение сроков оборота вагонов, стивидоры получают возможность увеличить объемы перевалки. Все это отражается на логистических затратах клиента и качестве его обслуживания.

Подводя итог сказанному, Александр Кочуков говорит: «Добиться эффекта для клиента через синергию ресурсов – это главное, к чему стремится «РЖД Логистика».

 

Морские порты №8 (2015)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика