Первые шаги нового руководства

Ж/Д транспорт
Первые шаги нового руководства

В РЖД сменилось руководство. На смену Владимиру Якунину пришел Олег Белозеров. Как и предполагалось, одним из первых шагов нового президента ОАО «РЖД» стала «чистка рядов» в финансовом и силовом блоке. Новый руководитель не устает повторять, что сделает госмонополию более эффективной и прозрачной, сократит ненужные расходы и привлечет новых грузоотправителей на железную дорогу, развернув компанию лицом к клиенту.

Впрочем, конкретные шаги пока не очень впечатляют. С нового года грузовые тарифы вновь вырастут на 10%. Кроме того, Белозеров предлагает полностью перетряхнуть тарифную сетку, добавив к классам груза много других показателей, например вес вагонов. В недавнем интервью он напомнил, что международные производители подвижного состава локализовали в России производство, таким образом призвав обновлять парк. Все это заставляет с интересом следить за деятельностью нового руководителя.

Татьяна Лозовая

 

«Отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ…»

Одно из первых заявлений по тарифам на грузоперевозки новый глава РЖД сделал вскоре после вступления в должность – 4 сентября на Восточном экономическом форуме. Олег Белозеров заявил, что в ближайшие полтора года госкомпания создаст новую систему выработки этих тарифов.

Конкретика появилась чуть позже. Спустя месяц в своем первом интервью, которое он дал телеканалу «Вести», президент РЖД анонсировал серьезные перемены. Предлагается пересмотреть всю тарифную сетку, которая сейчас зависит в основном от классов груза. О. Белозеров предложил учитывать направление перевозки, дальность и даже, возможно, вес подвижного состава. Так, современный и легкий парк может получить скидки. Новый глава РЖД подчеркнул, что в России уже локализовали производство крупные международные машиностроительные концерны, производящие современную технику.

По планам О.Белозерова, до декабря заинтересованные стороны – РЖД, грузоотправители и государство – должны прийти к консенсусу, как будет формироваться тариф, а в течение 2016 года выработать конкретные предложения.

Что касается цифр на будущий год, то пока приход О. Белозерова не изменил ситуацию к лучшему. Госмонополия собирается с начала 2016 года проиндексировать ставки на 10%. Такое же повышение было и в текущем году. Одновременно РЖД претендуют на субсидию из бюджета в размере 37-40 млрд рублей.

Чиновники по-разному отреагировали на предложение РЖД. Самую жесткую позицию заняла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Сначала они хотели 17%, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета, – говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев. – Мы говорим, это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить, отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ, прекратите тратить деньги налево и направо. Почему народ должен отвечать за монополию, которая будет жить хорошо, а все будут жить плохо?»

На сторону РЖД встал Минтранс, а ФАС поддержали Минэкономразвития и Минфин. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что одобряет индексацию на 10% и оценивает потребность госмонополии в бюджетных субсидиях на будущий год в 35-40 млрд рублей. Что касается Минэкономразвития, то оно предлагает РЖД повысить тариф в 2016 году на 10%, зато в 2017 и 2018 годах – не допускать индексации свыше 4,5%. По поводу субсидий в ведомстве солидарны с Минфином: дотации возможны при росте тарифа на 7,5%, а при росте на 10% – они не нужны.

Недавно между РЖД и ФАС появился новый камень преткновения. Антимонопольщики предлагают в 2016 году проиндексировать тариф на грузоперевозки дважды: с 1 января на 4% и с 1 июля на 5%. Это позволит избежать скачка инфляции.

О.Белозерову идея не нравится. По его словам, фактическая годовая индексация тогда составит 7,5%, а не 10%. «Мы проводили обсуждения с нашими потребителями, которые поддержали схему одноразового повышения тарифов с 1 января», – сообщил глава РЖД. Под «потребителями», вероятно, имелось в виду партнерство Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

 

Хрупкий оптимизм

Напомним, у предшественника Белозерова, Владимира Якунина, запросы по части субсидий были значительно больше. Весной этого года, планируя бюджет монополии на 2016 год, бывший глава РЖД говорил о необходимости дотации в 140 млрд рублей, причем неважно, на 7,5% или 10% вырастет тариф. Позже уточнялось: при повышении тарифов на 7,5% РЖД понадобится 130 млрд рублей, а при повышении на 10% – 100 млрд. Вообще без субсидий госкомпания обойдется только при скачке тарифа на 17,7%.

Важный момент: в первом полугодии 2014 года доходы РЖД составили 865 млрд, расходы – 837 млрд. Таким образом, операционная прибыль компании равнялась 28 млрд рублей. И ровно столько же – 28 млрд – составляли госдотации! Госмонополия имела странную, оторванную от реальности финансовую модель, а В.Якунин пытался еще больше «подсадить» ее на государственные вливания. Существует мнение, что именно растущая зависимость РЖД от бюджета стала причиной отставки В. Якунина. В текущей экономической ситуации государство не могло позволить себе обузу в виде вечно голодного железнодорожного монстра.

О.Белозеров пришел, чтобы навести порядок. От него ждут шагов по сокращению зависимости РЖД от госвливаний. Озвученные чиновником цифры пока сложно назвать прорывом: субсидии для монополии не растут, однако остаются на высоком уровне. Впрочем, тот факт, что руководитель просит около 40 млрд там, где предшественник хотел не меньше 100 млрд, все же внушает некий оптимизм.

 

Цена вопроса

Тарифы на грузоперевозки в последнее время вызывают много споров между РЖД и грузоотправителями. Госмонополия не только проиндексировала их на 10% с начала текущего года, но еще и ввела повышающий коэффициент в размере 1,134 для экспортных перевозок. Он действует с 29 января. Если наложить на плановое повышение – получается, что суммарно стоимость услуг РЖД для компаний-экспортеров выросла почти на 25%.

РЖД планировали таким образом забрать себе часть сверхприбыли, которую якобы получил бизнес, имеющий валютную выручку. Естественно, это вызвало протест у экспортеров, ведь цены на многие сырьевые товары – нефть, черные металлы, медь, энергетический и коксующийся уголь – сейчас находятся на историческом минимуме.

Своей цели РЖД достигли: по итогам первого полугодия 2015 года чистая прибыль составила 26 млрд рублей против почти 100 млрд рублей убытка в 2014 году. Другой вопрос, какой ценой это случилось. Экспортерам фактически вывернули руки. Члены некоммерческого партнерства «Русская сталь» (включает «Евраз», «Мечел», НЛМК, ММК, «Северсталь» и других крупных игроков) прогнозируют потери из-за повышающего коэффициента в размере 5 млрд рублей по итогам 2015 года.

Конечно, могущественные компании имеют своих лоббистов. На сторону экспортеров, например, встал вице-премьер Аркадий Дворкович. В июле круглый стол относительно целесообразности применения повышающего коэффициента прошел в Общественной палате. Присутствующие представители РЖД, рассказывают в НП «Русская сталь», не смогли предоставить убедительных аргументов в защиту фронтального повышения тарифов на все экспортные перевозки. Один из доводов РЖД – ограниченная пропускная способность железных дорог в экспортных направлениях и потребность в дополнительных инвестициях. Впрочем, именно сейчас он не выглядит убедительно, потому что с начала года наблюдается снижение грузопотока.

Владимир Якунин покинул компанию вскоре после того, как Аркадий Дворкович возглавил Совет директоров РЖД. Сложно сказать, какую роль в отставке сыграл конфликт с экспортерами. Повышающий коэффициент для экспортных перевозок не отменен до сих пор. И это тоже одна из болезненных точек для нового президента РЖД Олега Белозерова.

В начале октября, посетив Международный инвестиционный форум «Сочи-2015», О.Белозеров ответил на вопросы премьер-министра Дмитрия Медведева, назвав три ключевых направления своей работы. Среди них – клиентоориентированность.

«Наверное, не очень большой секрет для всех, к несчастью, что бытовала такая позиция, что мимо железных дорог тяжело пройти…» – начал было глава РЖД. Его перебил модератор, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, иронично заметив, что госмонополия опытным путем доказала – пройти мимо нее можно. Имелось в виду, что многие грузоотправители предпочитают автомобильный транспорт железнодорожному…

«Мы сейчас договорились с нашим коллективом эту парадигму изменить, – ответил О.Белозеров. – Мы считаем, и так сформулирована задача, что мы должны бороться за клиента. Соответственно, мы понимаем, где наш клиент, и мы готовы <…> создавать дополнительные возможности, чтобы мы получили дополнительную грузовую базу, а наши коллеги получили в том числе и более дешевый тариф».

 

Больше прозрачности и эффективности

Какие еще шаги делает новый руководитель госмонополии? Очевидно, перед ним стоит задача сократить расходы. На этом О.Белозеров подробно остановился в интервью «Вестям», подчеркнув, что резервы для экономии есть повсюду – от строительства до информационных технологий.

«Резервы для снижения расходов – например, в процедурах, – говорил глава РЖД. – Достаточно серьезную сумму мы могли бы сэкономить за счет улучшения наших процедур, например, по закупкам или по технологическим решениям». Не вдаваясь в подробности, он привел пример, когда только благодаря техническим решениям удалось сэкономить порядка 60 млрд рублей. Такие же резервы есть на следующих этапах – при проектировании, строительстве.

Несколько раз О.Белозеров остановился на необходимости сделать госкомпанию прозрачной. Слова «прозрачность» и «эффективность» вообще звучали в интервью постоянно, как мантра. В это хотелось бы верить, если не помнить, что предыдущие десять лет РЖД не были ни прозрачными, ни эффективными, и это мало кого волновало.

Пока госмонополия не отказывается ни от каких планов по развитию. Приоритетные проекты на следующий год – модернизация Транссиба и БАМа, развитие подходов к портам северо-запада, расшивка «узких мест» на южных направлениях. Сокращать инвестиционную программу РЖД тоже не собираются…

Однако вокруг компании постоянно всплывают какие-то непонятные заявления чиновников вроде того, что госмонополию нужно разделить на две компании – инфраструктурную и локомотивную (?!), или что строительство инфраструктуры железных дорог должно финансироваться полностью из бюджета государства, а из прибыли РЖД – только содержание и ремонт путей (?!) и т.д. 

Примечательно, что одним из первых шагов Олега Белозерова на посту главы РЖД стала отставка вице-президента по корпоративной безопасности Александра Бобрешова. Это произошло 14 сентября, по официальной версии, по обоюдному согласию. А. Бобрешов работал в компании с августа 2005 года и был давним соратником Владимира Якунина.

Следующим перемещением стал переход директора по внутреннему контролю и аудиту Олега Иванова на почетную должность советника президента ОАО «РЖД». А на его место был назначен Анатолий Чабунин, давний знакомый О.Белозерова, в 2009-2012 гг. – руководитель Росавтодора. В последние годы он работал заместителем начальника Росфиннадзора, то есть хорошо знаком с финансовым контролем. Сейчас А. Чабунин также возведен в ранг вице-президента ОАО «РЖД».

О чем говорят эти перемены? Чистку рядов О.Белозеров начинает с финансового и силового блока. Это логично: многочисленные схемы, в которых ранее подозревали РЖД, должны были контролироваться людьми именно из этих структур. От новых «контролеров», по идее, должна будет зависеть открытость госкомпании и ее финансовых потоков.

 

Морские порты №7 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...