Первые шаги нового руководства

Ж/Д транспорт
Первые шаги нового руководства

В РЖД сменилось руководство. На смену Владимиру Якунину пришел Олег Белозеров. Как и предполагалось, одним из первых шагов нового президента ОАО «РЖД» стала «чистка рядов» в финансовом и силовом блоке. Новый руководитель не устает повторять, что сделает госмонополию более эффективной и прозрачной, сократит ненужные расходы и привлечет новых грузоотправителей на железную дорогу, развернув компанию лицом к клиенту.

Впрочем, конкретные шаги пока не очень впечатляют. С нового года грузовые тарифы вновь вырастут на 10%. Кроме того, Белозеров предлагает полностью перетряхнуть тарифную сетку, добавив к классам груза много других показателей, например вес вагонов. В недавнем интервью он напомнил, что международные производители подвижного состава локализовали в России производство, таким образом призвав обновлять парк. Все это заставляет с интересом следить за деятельностью нового руководителя.

Татьяна Лозовая

 

«Отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ…»

Одно из первых заявлений по тарифам на грузоперевозки новый глава РЖД сделал вскоре после вступления в должность – 4 сентября на Восточном экономическом форуме. Олег Белозеров заявил, что в ближайшие полтора года госкомпания создаст новую систему выработки этих тарифов.

Конкретика появилась чуть позже. Спустя месяц в своем первом интервью, которое он дал телеканалу «Вести», президент РЖД анонсировал серьезные перемены. Предлагается пересмотреть всю тарифную сетку, которая сейчас зависит в основном от классов груза. О. Белозеров предложил учитывать направление перевозки, дальность и даже, возможно, вес подвижного состава. Так, современный и легкий парк может получить скидки. Новый глава РЖД подчеркнул, что в России уже локализовали производство крупные международные машиностроительные концерны, производящие современную технику.

По планам О.Белозерова, до декабря заинтересованные стороны – РЖД, грузоотправители и государство – должны прийти к консенсусу, как будет формироваться тариф, а в течение 2016 года выработать конкретные предложения.

Что касается цифр на будущий год, то пока приход О. Белозерова не изменил ситуацию к лучшему. Госмонополия собирается с начала 2016 года проиндексировать ставки на 10%. Такое же повышение было и в текущем году. Одновременно РЖД претендуют на субсидию из бюджета в размере 37-40 млрд рублей.

Чиновники по-разному отреагировали на предложение РЖД. Самую жесткую позицию заняла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Сначала они хотели 17%, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета, – говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев. – Мы говорим, это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить, отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ, прекратите тратить деньги налево и направо. Почему народ должен отвечать за монополию, которая будет жить хорошо, а все будут жить плохо?»

На сторону РЖД встал Минтранс, а ФАС поддержали Минэкономразвития и Минфин. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что одобряет индексацию на 10% и оценивает потребность госмонополии в бюджетных субсидиях на будущий год в 35-40 млрд рублей. Что касается Минэкономразвития, то оно предлагает РЖД повысить тариф в 2016 году на 10%, зато в 2017 и 2018 годах – не допускать индексации свыше 4,5%. По поводу субсидий в ведомстве солидарны с Минфином: дотации возможны при росте тарифа на 7,5%, а при росте на 10% – они не нужны.

Недавно между РЖД и ФАС появился новый камень преткновения. Антимонопольщики предлагают в 2016 году проиндексировать тариф на грузоперевозки дважды: с 1 января на 4% и с 1 июля на 5%. Это позволит избежать скачка инфляции.

О.Белозерову идея не нравится. По его словам, фактическая годовая индексация тогда составит 7,5%, а не 10%. «Мы проводили обсуждения с нашими потребителями, которые поддержали схему одноразового повышения тарифов с 1 января», – сообщил глава РЖД. Под «потребителями», вероятно, имелось в виду партнерство Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

 

Хрупкий оптимизм

Напомним, у предшественника Белозерова, Владимира Якунина, запросы по части субсидий были значительно больше. Весной этого года, планируя бюджет монополии на 2016 год, бывший глава РЖД говорил о необходимости дотации в 140 млрд рублей, причем неважно, на 7,5% или 10% вырастет тариф. Позже уточнялось: при повышении тарифов на 7,5% РЖД понадобится 130 млрд рублей, а при повышении на 10% – 100 млрд. Вообще без субсидий госкомпания обойдется только при скачке тарифа на 17,7%.

Важный момент: в первом полугодии 2014 года доходы РЖД составили 865 млрд, расходы – 837 млрд. Таким образом, операционная прибыль компании равнялась 28 млрд рублей. И ровно столько же – 28 млрд – составляли госдотации! Госмонополия имела странную, оторванную от реальности финансовую модель, а В.Якунин пытался еще больше «подсадить» ее на государственные вливания. Существует мнение, что именно растущая зависимость РЖД от бюджета стала причиной отставки В. Якунина. В текущей экономической ситуации государство не могло позволить себе обузу в виде вечно голодного железнодорожного монстра.

О.Белозеров пришел, чтобы навести порядок. От него ждут шагов по сокращению зависимости РЖД от госвливаний. Озвученные чиновником цифры пока сложно назвать прорывом: субсидии для монополии не растут, однако остаются на высоком уровне. Впрочем, тот факт, что руководитель просит около 40 млрд там, где предшественник хотел не меньше 100 млрд, все же внушает некий оптимизм.

 

Цена вопроса

Тарифы на грузоперевозки в последнее время вызывают много споров между РЖД и грузоотправителями. Госмонополия не только проиндексировала их на 10% с начала текущего года, но еще и ввела повышающий коэффициент в размере 1,134 для экспортных перевозок. Он действует с 29 января. Если наложить на плановое повышение – получается, что суммарно стоимость услуг РЖД для компаний-экспортеров выросла почти на 25%.

РЖД планировали таким образом забрать себе часть сверхприбыли, которую якобы получил бизнес, имеющий валютную выручку. Естественно, это вызвало протест у экспортеров, ведь цены на многие сырьевые товары – нефть, черные металлы, медь, энергетический и коксующийся уголь – сейчас находятся на историческом минимуме.

Своей цели РЖД достигли: по итогам первого полугодия 2015 года чистая прибыль составила 26 млрд рублей против почти 100 млрд рублей убытка в 2014 году. Другой вопрос, какой ценой это случилось. Экспортерам фактически вывернули руки. Члены некоммерческого партнерства «Русская сталь» (включает «Евраз», «Мечел», НЛМК, ММК, «Северсталь» и других крупных игроков) прогнозируют потери из-за повышающего коэффициента в размере 5 млрд рублей по итогам 2015 года.

Конечно, могущественные компании имеют своих лоббистов. На сторону экспортеров, например, встал вице-премьер Аркадий Дворкович. В июле круглый стол относительно целесообразности применения повышающего коэффициента прошел в Общественной палате. Присутствующие представители РЖД, рассказывают в НП «Русская сталь», не смогли предоставить убедительных аргументов в защиту фронтального повышения тарифов на все экспортные перевозки. Один из доводов РЖД – ограниченная пропускная способность железных дорог в экспортных направлениях и потребность в дополнительных инвестициях. Впрочем, именно сейчас он не выглядит убедительно, потому что с начала года наблюдается снижение грузопотока.

Владимир Якунин покинул компанию вскоре после того, как Аркадий Дворкович возглавил Совет директоров РЖД. Сложно сказать, какую роль в отставке сыграл конфликт с экспортерами. Повышающий коэффициент для экспортных перевозок не отменен до сих пор. И это тоже одна из болезненных точек для нового президента РЖД Олега Белозерова.

В начале октября, посетив Международный инвестиционный форум «Сочи-2015», О.Белозеров ответил на вопросы премьер-министра Дмитрия Медведева, назвав три ключевых направления своей работы. Среди них – клиентоориентированность.

«Наверное, не очень большой секрет для всех, к несчастью, что бытовала такая позиция, что мимо железных дорог тяжело пройти…» – начал было глава РЖД. Его перебил модератор, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, иронично заметив, что госмонополия опытным путем доказала – пройти мимо нее можно. Имелось в виду, что многие грузоотправители предпочитают автомобильный транспорт железнодорожному…

«Мы сейчас договорились с нашим коллективом эту парадигму изменить, – ответил О.Белозеров. – Мы считаем, и так сформулирована задача, что мы должны бороться за клиента. Соответственно, мы понимаем, где наш клиент, и мы готовы <…> создавать дополнительные возможности, чтобы мы получили дополнительную грузовую базу, а наши коллеги получили в том числе и более дешевый тариф».

 

Больше прозрачности и эффективности

Какие еще шаги делает новый руководитель госмонополии? Очевидно, перед ним стоит задача сократить расходы. На этом О.Белозеров подробно остановился в интервью «Вестям», подчеркнув, что резервы для экономии есть повсюду – от строительства до информационных технологий.

«Резервы для снижения расходов – например, в процедурах, – говорил глава РЖД. – Достаточно серьезную сумму мы могли бы сэкономить за счет улучшения наших процедур, например, по закупкам или по технологическим решениям». Не вдаваясь в подробности, он привел пример, когда только благодаря техническим решениям удалось сэкономить порядка 60 млрд рублей. Такие же резервы есть на следующих этапах – при проектировании, строительстве.

Несколько раз О.Белозеров остановился на необходимости сделать госкомпанию прозрачной. Слова «прозрачность» и «эффективность» вообще звучали в интервью постоянно, как мантра. В это хотелось бы верить, если не помнить, что предыдущие десять лет РЖД не были ни прозрачными, ни эффективными, и это мало кого волновало.

Пока госмонополия не отказывается ни от каких планов по развитию. Приоритетные проекты на следующий год – модернизация Транссиба и БАМа, развитие подходов к портам северо-запада, расшивка «узких мест» на южных направлениях. Сокращать инвестиционную программу РЖД тоже не собираются…

Однако вокруг компании постоянно всплывают какие-то непонятные заявления чиновников вроде того, что госмонополию нужно разделить на две компании – инфраструктурную и локомотивную (?!), или что строительство инфраструктуры железных дорог должно финансироваться полностью из бюджета государства, а из прибыли РЖД – только содержание и ремонт путей (?!) и т.д. 

Примечательно, что одним из первых шагов Олега Белозерова на посту главы РЖД стала отставка вице-президента по корпоративной безопасности Александра Бобрешова. Это произошло 14 сентября, по официальной версии, по обоюдному согласию. А. Бобрешов работал в компании с августа 2005 года и был давним соратником Владимира Якунина.

Следующим перемещением стал переход директора по внутреннему контролю и аудиту Олега Иванова на почетную должность советника президента ОАО «РЖД». А на его место был назначен Анатолий Чабунин, давний знакомый О.Белозерова, в 2009-2012 гг. – руководитель Росавтодора. В последние годы он работал заместителем начальника Росфиннадзора, то есть хорошо знаком с финансовым контролем. Сейчас А. Чабунин также возведен в ранг вице-президента ОАО «РЖД».

О чем говорят эти перемены? Чистку рядов О.Белозеров начинает с финансового и силового блока. Это логично: многочисленные схемы, в которых ранее подозревали РЖД, должны были контролироваться людьми именно из этих структур. От новых «контролеров», по идее, должна будет зависеть открытость госкомпании и ее финансовых потоков.

 

Морские порты №7 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Вертолет МЧС завершил поисковую операцию, не найдя моряков с горящих судов

Вертолет МЧС завершил поисковую операцию, не найдя моряков с горящих судов Вертолет МЧС завершил поисково-спасательную операцию (ПСО) в районе возгорания двух судов в ...

На борту атомохода «Ленин» наградили звезд адаптивного спорта

На борту атомохода «Ленин» наградили звезд адаптивного спорта 19 января на борту атомного ледокола-музея «Ленин» состоялось подведение итогов 2018 спортивного год...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Следственный комитет: на поврежденном складе в Морском порту Петербурга хранился металл

Следственный комитет: на поврежденном складе в Морском порту Петербурга хранился металл Сотрудники Санкт-Петербургского следственного отдела Северо-Западного следственного управления на тр...

Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан награжден Почетной грамотой Президента РФ

Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан награжден Почетной грамотой Президента РФ Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» – крупнейшего в европейской части России специализированн...




Морской транспорт

В Керчь направился буксир с моряками, спасенными с горящих в Черном море судов

В Керчь направился буксир с моряками, спасенными с горящих в Черном море судов Спасательный буксир завершил работы по сбору спасенных с горящих судов в Черном море моряков и напра...

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...