Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Первые шаги нового руководства

Ж/Д транспорт
Первые шаги нового руководства

В РЖД сменилось руководство. На смену Владимиру Якунину пришел Олег Белозеров. Как и предполагалось, одним из первых шагов нового президента ОАО «РЖД» стала «чистка рядов» в финансовом и силовом блоке. Новый руководитель не устает повторять, что сделает госмонополию более эффективной и прозрачной, сократит ненужные расходы и привлечет новых грузоотправителей на железную дорогу, развернув компанию лицом к клиенту.

Впрочем, конкретные шаги пока не очень впечатляют. С нового года грузовые тарифы вновь вырастут на 10%. Кроме того, Белозеров предлагает полностью перетряхнуть тарифную сетку, добавив к классам груза много других показателей, например вес вагонов. В недавнем интервью он напомнил, что международные производители подвижного состава локализовали в России производство, таким образом призвав обновлять парк. Все это заставляет с интересом следить за деятельностью нового руководителя.

Татьяна Лозовая

 

«Отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ…»

Одно из первых заявлений по тарифам на грузоперевозки новый глава РЖД сделал вскоре после вступления в должность – 4 сентября на Восточном экономическом форуме. Олег Белозеров заявил, что в ближайшие полтора года госкомпания создаст новую систему выработки этих тарифов.

Конкретика появилась чуть позже. Спустя месяц в своем первом интервью, которое он дал телеканалу «Вести», президент РЖД анонсировал серьезные перемены. Предлагается пересмотреть всю тарифную сетку, которая сейчас зависит в основном от классов груза. О. Белозеров предложил учитывать направление перевозки, дальность и даже, возможно, вес подвижного состава. Так, современный и легкий парк может получить скидки. Новый глава РЖД подчеркнул, что в России уже локализовали производство крупные международные машиностроительные концерны, производящие современную технику.

По планам О.Белозерова, до декабря заинтересованные стороны – РЖД, грузоотправители и государство – должны прийти к консенсусу, как будет формироваться тариф, а в течение 2016 года выработать конкретные предложения.

Что касается цифр на будущий год, то пока приход О. Белозерова не изменил ситуацию к лучшему. Госмонополия собирается с начала 2016 года проиндексировать ставки на 10%. Такое же повышение было и в текущем году. Одновременно РЖД претендуют на субсидию из бюджета в размере 37-40 млрд рублей.

Чиновники по-разному отреагировали на предложение РЖД. Самую жесткую позицию заняла Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Сначала они хотели 17%, теперь они хотят 10%, а еще и многомиллиардные субсидии из бюджета, – говорил руководитель ФАС Игорь Артемьев. – Мы говорим, это неправильно, это слишком много, уменьшайте свои издержки, научитесь экономить, отказывайтесь от дорогостоящих особняков, футбольных команд, собственного ТВ, прекратите тратить деньги налево и направо. Почему народ должен отвечать за монополию, которая будет жить хорошо, а все будут жить плохо?»

На сторону РЖД встал Минтранс, а ФАС поддержали Минэкономразвития и Минфин. Министр транспорта Максим Соколов заявил, что одобряет индексацию на 10% и оценивает потребность госмонополии в бюджетных субсидиях на будущий год в 35-40 млрд рублей. Что касается Минэкономразвития, то оно предлагает РЖД повысить тариф в 2016 году на 10%, зато в 2017 и 2018 годах – не допускать индексации свыше 4,5%. По поводу субсидий в ведомстве солидарны с Минфином: дотации возможны при росте тарифа на 7,5%, а при росте на 10% – они не нужны.

Недавно между РЖД и ФАС появился новый камень преткновения. Антимонопольщики предлагают в 2016 году проиндексировать тариф на грузоперевозки дважды: с 1 января на 4% и с 1 июля на 5%. Это позволит избежать скачка инфляции.

О.Белозерову идея не нравится. По его словам, фактическая годовая индексация тогда составит 7,5%, а не 10%. «Мы проводили обсуждения с нашими потребителями, которые поддержали схему одноразового повышения тарифов с 1 января», – сообщил глава РЖД. Под «потребителями», вероятно, имелось в виду партнерство Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД».

 

Хрупкий оптимизм

Напомним, у предшественника Белозерова, Владимира Якунина, запросы по части субсидий были значительно больше. Весной этого года, планируя бюджет монополии на 2016 год, бывший глава РЖД говорил о необходимости дотации в 140 млрд рублей, причем неважно, на 7,5% или 10% вырастет тариф. Позже уточнялось: при повышении тарифов на 7,5% РЖД понадобится 130 млрд рублей, а при повышении на 10% – 100 млрд. Вообще без субсидий госкомпания обойдется только при скачке тарифа на 17,7%.

Важный момент: в первом полугодии 2014 года доходы РЖД составили 865 млрд, расходы – 837 млрд. Таким образом, операционная прибыль компании равнялась 28 млрд рублей. И ровно столько же – 28 млрд – составляли госдотации! Госмонополия имела странную, оторванную от реальности финансовую модель, а В.Якунин пытался еще больше «подсадить» ее на государственные вливания. Существует мнение, что именно растущая зависимость РЖД от бюджета стала причиной отставки В. Якунина. В текущей экономической ситуации государство не могло позволить себе обузу в виде вечно голодного железнодорожного монстра.

О.Белозеров пришел, чтобы навести порядок. От него ждут шагов по сокращению зависимости РЖД от госвливаний. Озвученные чиновником цифры пока сложно назвать прорывом: субсидии для монополии не растут, однако остаются на высоком уровне. Впрочем, тот факт, что руководитель просит около 40 млрд там, где предшественник хотел не меньше 100 млрд, все же внушает некий оптимизм.

 

Цена вопроса

Тарифы на грузоперевозки в последнее время вызывают много споров между РЖД и грузоотправителями. Госмонополия не только проиндексировала их на 10% с начала текущего года, но еще и ввела повышающий коэффициент в размере 1,134 для экспортных перевозок. Он действует с 29 января. Если наложить на плановое повышение – получается, что суммарно стоимость услуг РЖД для компаний-экспортеров выросла почти на 25%.

РЖД планировали таким образом забрать себе часть сверхприбыли, которую якобы получил бизнес, имеющий валютную выручку. Естественно, это вызвало протест у экспортеров, ведь цены на многие сырьевые товары – нефть, черные металлы, медь, энергетический и коксующийся уголь – сейчас находятся на историческом минимуме.

Своей цели РЖД достигли: по итогам первого полугодия 2015 года чистая прибыль составила 26 млрд рублей против почти 100 млрд рублей убытка в 2014 году. Другой вопрос, какой ценой это случилось. Экспортерам фактически вывернули руки. Члены некоммерческого партнерства «Русская сталь» (включает «Евраз», «Мечел», НЛМК, ММК, «Северсталь» и других крупных игроков) прогнозируют потери из-за повышающего коэффициента в размере 5 млрд рублей по итогам 2015 года.

Конечно, могущественные компании имеют своих лоббистов. На сторону экспортеров, например, встал вице-премьер Аркадий Дворкович. В июле круглый стол относительно целесообразности применения повышающего коэффициента прошел в Общественной палате. Присутствующие представители РЖД, рассказывают в НП «Русская сталь», не смогли предоставить убедительных аргументов в защиту фронтального повышения тарифов на все экспортные перевозки. Один из доводов РЖД – ограниченная пропускная способность железных дорог в экспортных направлениях и потребность в дополнительных инвестициях. Впрочем, именно сейчас он не выглядит убедительно, потому что с начала года наблюдается снижение грузопотока.

Владимир Якунин покинул компанию вскоре после того, как Аркадий Дворкович возглавил Совет директоров РЖД. Сложно сказать, какую роль в отставке сыграл конфликт с экспортерами. Повышающий коэффициент для экспортных перевозок не отменен до сих пор. И это тоже одна из болезненных точек для нового президента РЖД Олега Белозерова.

В начале октября, посетив Международный инвестиционный форум «Сочи-2015», О.Белозеров ответил на вопросы премьер-министра Дмитрия Медведева, назвав три ключевых направления своей работы. Среди них – клиентоориентированность.

«Наверное, не очень большой секрет для всех, к несчастью, что бытовала такая позиция, что мимо железных дорог тяжело пройти…» – начал было глава РЖД. Его перебил модератор, ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, иронично заметив, что госмонополия опытным путем доказала – пройти мимо нее можно. Имелось в виду, что многие грузоотправители предпочитают автомобильный транспорт железнодорожному…

«Мы сейчас договорились с нашим коллективом эту парадигму изменить, – ответил О.Белозеров. – Мы считаем, и так сформулирована задача, что мы должны бороться за клиента. Соответственно, мы понимаем, где наш клиент, и мы готовы <…> создавать дополнительные возможности, чтобы мы получили дополнительную грузовую базу, а наши коллеги получили в том числе и более дешевый тариф».

 

Больше прозрачности и эффективности

Какие еще шаги делает новый руководитель госмонополии? Очевидно, перед ним стоит задача сократить расходы. На этом О.Белозеров подробно остановился в интервью «Вестям», подчеркнув, что резервы для экономии есть повсюду – от строительства до информационных технологий.

«Резервы для снижения расходов – например, в процедурах, – говорил глава РЖД. – Достаточно серьезную сумму мы могли бы сэкономить за счет улучшения наших процедур, например, по закупкам или по технологическим решениям». Не вдаваясь в подробности, он привел пример, когда только благодаря техническим решениям удалось сэкономить порядка 60 млрд рублей. Такие же резервы есть на следующих этапах – при проектировании, строительстве.

Несколько раз О.Белозеров остановился на необходимости сделать госкомпанию прозрачной. Слова «прозрачность» и «эффективность» вообще звучали в интервью постоянно, как мантра. В это хотелось бы верить, если не помнить, что предыдущие десять лет РЖД не были ни прозрачными, ни эффективными, и это мало кого волновало.

Пока госмонополия не отказывается ни от каких планов по развитию. Приоритетные проекты на следующий год – модернизация Транссиба и БАМа, развитие подходов к портам северо-запада, расшивка «узких мест» на южных направлениях. Сокращать инвестиционную программу РЖД тоже не собираются…

Однако вокруг компании постоянно всплывают какие-то непонятные заявления чиновников вроде того, что госмонополию нужно разделить на две компании – инфраструктурную и локомотивную (?!), или что строительство инфраструктуры железных дорог должно финансироваться полностью из бюджета государства, а из прибыли РЖД – только содержание и ремонт путей (?!) и т.д. 

Примечательно, что одним из первых шагов Олега Белозерова на посту главы РЖД стала отставка вице-президента по корпоративной безопасности Александра Бобрешова. Это произошло 14 сентября, по официальной версии, по обоюдному согласию. А. Бобрешов работал в компании с августа 2005 года и был давним соратником Владимира Якунина.

Следующим перемещением стал переход директора по внутреннему контролю и аудиту Олега Иванова на почетную должность советника президента ОАО «РЖД». А на его место был назначен Анатолий Чабунин, давний знакомый О.Белозерова, в 2009-2012 гг. – руководитель Росавтодора. В последние годы он работал заместителем начальника Росфиннадзора, то есть хорошо знаком с финансовым контролем. Сейчас А. Чабунин также возведен в ранг вице-президента ОАО «РЖД».

О чем говорят эти перемены? Чистку рядов О.Белозеров начинает с финансового и силового блока. Это логично: многочисленные схемы, в которых ранее подозревали РЖД, должны были контролироваться людьми именно из этих структур. От новых «контролеров», по идее, должна будет зависеть открытость госкомпании и ее финансовых потоков.

 

Морские порты №7 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море

Траулер «Нерпа» намотал сеть на винт и потерял ход в Баренцевом море На СРТМ-К «Нерпа» в южной части Баренцева моря при постановке трала произошла намотка снасти на винт...

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале

Лихтер в барже-буксирном составе сел на мель на Беломоро-Балтийском канале Лихтер-8827 сел на мель во время буксировки в составе из буксира ОТА-990 и двух лихтеров. Происшеств...

Российская экономика

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт

Ткачев: тарифное стимулирование ж/д перевозок зерна позволит повысить его экспорт Меры тарифного стимулирования железнодорожных перевозок для экспортеров зерна позволят повысить его ...

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок

Китай заинтересован в сотрудничестве с Архангельской областью в сфере морских перевозок Китай заинтересован в сотрудничестве в Архангельской областью в сфере морских перевозок по Северному...

Транспортная политика

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером

Виктор Олерский встретился с послом Королевства Дания в РФ Томасом Винклером Заместитель министра транспорта Виктор Олерский встретился с чрезвычайным и полномочным послом Дании...

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг»

Литва ищет пути в объезд России: Турцию позвали в проект «Викинг» Литва предложила Турции присоединиться к международному проекту «Викинг» в ходе заседания совместной...

Морские порты

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды

Bega развивает терминал для экспорта цемента из Клайпеды Проект терминала по погрузке цемента в Клайпедском морском порту позволит единственному в Литве прои...

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты»

Liebherr представил новую продукцию на конференции, организованной журналом «Морские порты» На выставке «Нева-2017», в рамках конференции «Техника и технологии для портов: эффективные инвестиц...




Морской транспорт

Новая самоходная баржа спущена на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе

Новая самоходная баржа спущена на воду на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе 22 сентября 2017 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась то...

На Севморзаводе начали активную подготовку производства к закладке плавкрана

На Севморзаводе начали активную подготовку производства к закладке плавкрана Филиал «Севастопольский морской завод» Центра судоремонта «Звездочка» (входит в ОСК) перешел...

Речной транспорт

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам

Россия разрешила проход по Волго-Донскому каналу двум иранским судам Правительство РФ разрешило двум иранским судам проход по Волго-Донскому каналу из Азовского моря в К...

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август

Внутренний водный транспорт перевез 74,5 млн. тонн грузов и 9,4 млн пассажиров за январь-август За 8 месяцев 2017 года внутренним водным транспортом перевезено 74,5 млн. тонн грузов. Перевозки пас...

Ж/Д транспорт

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД

Минэкономики предлагает установить долгосрочные тарифы на перевозку грузов РЖД Замглавы Минэкономики Станислав Воскресенский направил вице-премьеру Аркадию Дворковичу письмо с пре...

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД

Госдума приняла закон об изменении должности главы РЖД Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о переименовании должности главы РЖД из презид...

Авто транспорт

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу

Минтранс в 2018 г. предложит скидки по «Платону» для большегрузов пропорционально пробегу Минтранс РФ в 2018 году представит предложения по скидкам в системе «Платон» для большегрузов пропор...

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона»

Минтранс надеется на скорое принятие закона, повышающего штрафы для неплательщиков «Платона» Минтранс РФ надеется, что закон, повышающий штраф для неплательщиков системы «Платон» с 5 тыс. до 20...

Аналитика

Транспортная политика

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны

Военно-морская доктрина России как будущая основа морской политики страны В статье рассматриваются проблемы развития нормативной правовой базы военно-морской деятельности Рос...

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Морские порты

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит

Поезд ушёл: почему Прибалтика теряет калининградский транзит Калининградскую область свяжут с «большой Россией» морским сообщением. Для этого на первоначальном э...

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской транспорт

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...