Морская доктрина в новой редакции

Транспортная политика
Морская доктрина в новой редакции

Морская доктрина – основополагающий документ, представляющий совокупность официально принятых взглядов на ведение морской деятельности Российской Федерацией и определяющий государственную политику России в этой области – национальную морскую политику. Новая редакция Морской доктрины Российской Федерации (далее – Морская доктрина), разработанная во исполнение протокольных решений Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (далее – Морская коллегия) от 20 сентября 2011 г. № 1(20) и от 29 марта 2013 г. № 1(19), в декабре 2014 года была рассмотрена и поддержана на заседании Морской коллегии. Утверждение этого документа президентом Российской Федерации планируется осуществить в июле 2015 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ, к.э.н.

 

Укрепление позиций государственности

Современный период развития российской государственности, связанный с системным укреплением ее позиций, потребовал корректировки и развития национальной морской политики. За период с момента принятия действующей Морской доктрины на период до 2020 года, утвержденной президентом РФ 27 июля 2001 г. Пр-1387, произошли существенные изменения геополитических, военно-стратегических и социально-экономических условий, влияющих на морскую деятельность. Принятие новой редакции Морской доктрины – важный шаг на пути реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

В новой редакции Морской доктрины сохранена преемственность в отношении действующей Морской доктрины, при этом на основе уточненных национальных интересов РФ усилены акценты на системном укреплении роли России как развитой морской державы за счет повышения вклада национальной морской деятельности в развитие экономического потенциала и укрепление безопасности страны.

В соответствии с Морской доктриной национальная морская политика – это не только определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов государства, но и практическая деятельность по их реализации. Морская доктрина создает основу для формирования современной системы государственного управления морской деятельностью, которая сможет обеспечить согласованные действия федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по сохранению и совершенствованию морского потенциала страны, эффективному развитию морской деятельности и решению комплексных проблем, возникающих в ходе ее осуществления.

Отличительными особенностями новой редакции Морской доктрины, в частности, являются положения, направленные на:

-         повышение влияния реализации национальной морской политики на экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ;

-         усиление экологической составляющей морской деятельности государства;

-         повышение требований к обеспечению безопасности морской деятельности и сохранению человеческой жизни на море;

-         сохранение роли и значения военно-морской деятельности как категории высшего государственного приоритета;

-         повышение роли государственного управления национальной морской политикой и ее комплексного обеспечения.

 

Национальные интересы

В новой редакции Морской доктрины уточнены национальные интересы России в Мировом океане, которые представляют собой совокупность потребностей государства и общества в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала РФ. К национальным интересам РФ в Мировом океане, в частности, относятся:

-         незыблемость суверенитета РФ, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;

-         суверенные права и юрисдикция РФ, осуществляемые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, освоения и использования в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала, а также права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;

-         свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов;

-         сохранение человеческой жизни на море;

-         функционирование жизненно важных морских коммуникаций;

-         предотвращение загрязнения морской среды отходами производства, потребления и утилизации;

-         комплексное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны, ее приморских регионов.

Одной из новаций Морской доктрины является значительное расширение перечня принципов национальной морской политики – основных положений, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики в ходе ее формирования и реализации. Также в новой редакции документа уточнены основные понятия, такие как «морская деятельность», «морской потенциал РФ», и другие.

В число целей национальной морской политики включены «обеспечение сохранения человеческой жизни на море», «обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны», «сохранение морских природных систем и рациональное использование их ресурсов», внесены уточнения в формулировки некоторых других целей. В число организаций, через которые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляется решение задач национальной морской политики, теперь добавлены структуры предпринимательского сообщества страны.

Утверждение в 2001 году Морской доктрины РФ до 2020 года способствовало восстановлению и поступательному развитию морской деятельности в стране. При разработке новой редакции Морской доктрины содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях было уточнено, расширено и дополнено как с учетом существенных изменений социально-экономического положения РФ, так и с учетом обострения международной ситуации и применяемых к России экономических санкций, возрастания угрозы военной безопасности и национальным интересам России в океанских районах и морских зонах, происходящих в последнее время.

Функциональные направления национальной морской политики – это области морской деятельности в соответствии с предназначением субъектов морской деятельности по изучению, освоению и использованию пространств и ресурсов Мирового океана. В Морской доктрине к ним относятся:

-         деятельность в области морского транспорта;

-         освоение и сохранение ресурсов Мирового океана;

-         морские научные исследования;

-         военно-морская и другие области морской деятельности.

Функциональное направление «Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана» дополнено подразделом, определяющим создание и функционирование морских трубопроводов и долгосрочные задачи национальной морской политики в части развития сети подводных магистральных трубопроводов.

 

Региональные направления

Региональные направления национальной морской политики – это области морской деятельности, связанные с особенностями отдельных регионов РФ и мира, объединенных общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими или военно-географическими характеристиками наиболее значимых для России территорий и акваторий.

В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Морская доктрина выделяет: Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское и Индоокеанское направления. В отдельный раздел дополнительно выделено Антарктическое региональное направление в связи с тем, что Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом и Российская Федерация объективно заинтересована в поддержании мира и стабильности в регионе, сохранении условий для ведения обширной научной деятельности.

В новой редакции Морской доктрины уточнены основы национальной морской политики и долгосрочные задачи на всех региональных направлениях национальной морской политики. На Атлантическом региональном направлении особо выделен важный аспект, связанный с Крымом и задачами по его интегрированию в экономическое пространство страны и включению в сферу национальной морской политики. В целом основой национальной морской политики на Черном и Азовском морях являются ускоренное восстановление и всестороннее укрепление стратегических позиций РФ, поддержание мира и стабильности в регионе.

Национальная морская политика на Арктическом региональном направлении определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику и Тихий океан, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа, возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития и безопасности государства, важной ролью Северного флота для обороны страны с морских и океанских направлений. Большое значение в развитии этого направления имеет модернизация инфраструктуры морских портов вдоль трасс Северного морского пути, их адаптация к условиям и требованиям базирования кораблей ВМФ и судов других ведомств при решении ими задач в Арктической зоне РФ.

В региональные направления национальной морской политики включены изменения, которые во многом обусловлены обострившейся ситуацией в мире. Например, на Атлантическом региональном направлении определяющим фактором в отношениях с НАТО являются неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций.

Некоторые изменения внесены в структуру Морской доктрины. В частности, в раздел «Обеспечение реализации национальной морской политики» включен подраздел «Судостроение, кораблестроение». Учитывая, что судостроение создает техническую основу для практической реализации положений Морской доктрины, главными направлениями национальной морской политики в области национального судостроения являются обеспечение строительства военных кораблей и судов, объектов гражданской морской техники для государственных нужд преимущественно на отечественных верфях с их насыщением комплектующим оборудованием отечественного производства, а также содействие максимальному размещению заказов отечественных потребителей морской техники на национальных верфях. Уровень развития отечественного судостроения должен обеспечить возможность полного удовлетворения потребностей государства и предпринимательского сообщества в современной продукции кораблестроения и судостроения на основе достижения конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения уровня передовых стран по качеству судостроительной продукции, эффективности производства и инвестиционной привлекательности национального судостроения государство планирует активно реализовывать систему мер, которая должна соответствовать практике ведущих морских стран.

Особое внимание в Морской доктрине уделено совершенствованию государственного управления морской деятельностью на основе уточнения функций ее субъектов и совершенствования нормативной правовой базы. Вместо раздела «Администрирование морской деятельности» в Морскую доктрину включен раздел «Государственное управление морской деятельностью». Государственное управление морской деятельностью осуществляется в интересах реализации национальной морской политики на основе и в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного управления морской деятельностью РФ. В разделе определены функции президента страны, Совета безопасности, Федерального Собрания, Правительства РФ, органов исполнительной власти приморских субъектов России при определении приоритетных задач, содержания и реализации национальной морской политики.

 

Морская коллегия правительства

В Морской доктрине определена роль Морской коллегии при Правительстве РФ и морских советов приморских субъектов России в реализации национальной морской политики. Указывается, что Морская коллегия при Правительстве РФ является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области морской деятельности, судостроения и создания морской техники, а также в области изучения и освоения Мирового океана, Арктики и исследования Антарктики. Согласно Морской доктрине морские советы приморских субъектов РФ являются координационными и совещательными органами, способствующими обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области морской деятельности.

Морская доктрина определила, что контроль эффективности мер по реализации национальной морской политики осуществляется на основании ежегодной комплексной оценки состояния национальной безопасности государства в сфере морской деятельности и результатов ежегодного мониторинга выполнения целевых показателей Стратегии развития морской деятельности РФ до 2020 года. Доклад президенту страны о результатах ежегодной комплексной оценки состояния национальной безопасности РФ в сфере морской деятельности готовится правительством России исходя из следующих основных обобщенных критериев:

-         степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики;

-         степени реализации морским потенциалом РФ национальных интересов в Мировом океане, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ;

-         способности военной составляющей морского потенциала РФ во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами обеспечить реализацию и защиту национальных интересов РФ в Мировом океане, а при необходимости отражение агрессии с морских и океанских направлений.

Новая редакция Морской доктрины РФ, а также принятая в 2014 году Военная доктрина России уточнили цели и задачи национальной морской политики, военные угрозы безопасности нашей страны. На основе этих доктринальных документов должны быть разработаны и откорректированы документы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования, реализация которых направлена на обеспечение национальной безопасности РФ в области морской деятельности, развитие приморских субъектов РФ. Морская коллегия в соответствии с возложенными на нее задачами должна взять на себя координацию этой работы. Формируемая система стратегического планирования морской деятельности позволит обеспечить увязку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат, их структурирование и эшелонирование во времени, что будет способствовать более рациональному использованию средств федерального бюджета на приоритетных направлениях национальной морской политики.

Реализация положений Морской доктрины будет способствовать устойчивому поступательному развитию страны, позволит обеспечить эффективную реализацию и надежную защиту национальных интересов РФ в Мировом океане, поднять и поддержать ее международный авторитет и сохранить статус великой морской державы.

 

Морские вести России №10 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...