Морская доктрина в новой редакции

Транспортная политика
Морская доктрина в новой редакции

Морская доктрина – основополагающий документ, представляющий совокупность официально принятых взглядов на ведение морской деятельности Российской Федерацией и определяющий государственную политику России в этой области – национальную морскую политику. Новая редакция Морской доктрины Российской Федерации (далее – Морская доктрина), разработанная во исполнение протокольных решений Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (далее – Морская коллегия) от 20 сентября 2011 г. № 1(20) и от 29 марта 2013 г. № 1(19), в декабре 2014 года была рассмотрена и поддержана на заседании Морской коллегии. Утверждение этого документа президентом Российской Федерации планируется осуществить в июле 2015 года.

Александр Балыбердин, ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ, к.э.н.

 

Укрепление позиций государственности

Современный период развития российской государственности, связанный с системным укреплением ее позиций, потребовал корректировки и развития национальной морской политики. За период с момента принятия действующей Морской доктрины на период до 2020 года, утвержденной президентом РФ 27 июля 2001 г. Пр-1387, произошли существенные изменения геополитических, военно-стратегических и социально-экономических условий, влияющих на морскую деятельность. Принятие новой редакции Морской доктрины – важный шаг на пути реализации национальных интересов Российской Федерации в Мировом океане.

В новой редакции Морской доктрины сохранена преемственность в отношении действующей Морской доктрины, при этом на основе уточненных национальных интересов РФ усилены акценты на системном укреплении роли России как развитой морской державы за счет повышения вклада национальной морской деятельности в развитие экономического потенциала и укрепление безопасности страны.

В соответствии с Морской доктриной национальная морская политика – это не только определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов государства, но и практическая деятельность по их реализации. Морская доктрина создает основу для формирования современной системы государственного управления морской деятельностью, которая сможет обеспечить согласованные действия федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по сохранению и совершенствованию морского потенциала страны, эффективному развитию морской деятельности и решению комплексных проблем, возникающих в ходе ее осуществления.

Отличительными особенностями новой редакции Морской доктрины, в частности, являются положения, направленные на:

-         повышение влияния реализации национальной морской политики на экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ;

-         усиление экологической составляющей морской деятельности государства;

-         повышение требований к обеспечению безопасности морской деятельности и сохранению человеческой жизни на море;

-         сохранение роли и значения военно-морской деятельности как категории высшего государственного приоритета;

-         повышение роли государственного управления национальной морской политикой и ее комплексного обеспечения.

 

Национальные интересы

В новой редакции Морской доктрины уточнены национальные интересы России в Мировом океане, которые представляют собой совокупность потребностей государства и общества в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала РФ. К национальным интересам РФ в Мировом океане, в частности, относятся:

-         незыблемость суверенитета РФ, распространяющегося на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, а также на воздушное пространство над ними;

-         суверенные права и юрисдикция РФ, осуществляемые в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, управления этими ресурсами, производства энергии путем использования воды, течений и ветра, создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, освоения и использования в интересах обороны и безопасности страны с участием военной составляющей ее морского потенциала, а также права на изучение и освоение минеральных ресурсов международного района морского дна;

-         свобода открытого моря, включающая свободу судоходства, полетов, рыболовства, научных исследований, прокладывания подводных кабелей и трубопроводов;

-         сохранение человеческой жизни на море;

-         функционирование жизненно важных морских коммуникаций;

-         предотвращение загрязнения морской среды отходами производства, потребления и утилизации;

-         комплексное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны, ее приморских регионов.

Одной из новаций Морской доктрины является значительное расширение перечня принципов национальной морской политики – основных положений, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики в ходе ее формирования и реализации. Также в новой редакции документа уточнены основные понятия, такие как «морская деятельность», «морской потенциал РФ», и другие.

В число целей национальной морской политики включены «обеспечение сохранения человеческой жизни на море», «обеспечение устойчивого экономического и социального развития страны», «сохранение морских природных систем и рациональное использование их ресурсов», внесены уточнения в формулировки некоторых других целей. В число организаций, через которые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления осуществляется решение задач национальной морской политики, теперь добавлены структуры предпринимательского сообщества страны.

Утверждение в 2001 году Морской доктрины РФ до 2020 года способствовало восстановлению и поступательному развитию морской деятельности в стране. При разработке новой редакции Морской доктрины содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях было уточнено, расширено и дополнено как с учетом существенных изменений социально-экономического положения РФ, так и с учетом обострения международной ситуации и применяемых к России экономических санкций, возрастания угрозы военной безопасности и национальным интересам России в океанских районах и морских зонах, происходящих в последнее время.

Функциональные направления национальной морской политики – это области морской деятельности в соответствии с предназначением субъектов морской деятельности по изучению, освоению и использованию пространств и ресурсов Мирового океана. В Морской доктрине к ним относятся:

-         деятельность в области морского транспорта;

-         освоение и сохранение ресурсов Мирового океана;

-         морские научные исследования;

-         военно-морская и другие области морской деятельности.

Функциональное направление «Освоение и сохранение ресурсов Мирового океана» дополнено подразделом, определяющим создание и функционирование морских трубопроводов и долгосрочные задачи национальной морской политики в части развития сети подводных магистральных трубопроводов.

 

Региональные направления

Региональные направления национальной морской политики – это области морской деятельности, связанные с особенностями отдельных регионов РФ и мира, объединенных общими физико-географическими, экономико-географическими, политико-географическими или военно-географическими характеристиками наиболее значимых для России территорий и акваторий.

В качестве главных региональных направлений национальной морской политики Морская доктрина выделяет: Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское и Индоокеанское направления. В отдельный раздел дополнительно выделено Антарктическое региональное направление в связи с тем, что Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом и Российская Федерация объективно заинтересована в поддержании мира и стабильности в регионе, сохранении условий для ведения обширной научной деятельности.

В новой редакции Морской доктрины уточнены основы национальной морской политики и долгосрочные задачи на всех региональных направлениях национальной морской политики. На Атлантическом региональном направлении особо выделен важный аспект, связанный с Крымом и задачами по его интегрированию в экономическое пространство страны и включению в сферу национальной морской политики. В целом основой национальной морской политики на Черном и Азовском морях являются ускоренное восстановление и всестороннее укрепление стратегических позиций РФ, поддержание мира и стабильности в регионе.

Национальная морская политика на Арктическом региональном направлении определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику и Тихий океан, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа, возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития и безопасности государства, важной ролью Северного флота для обороны страны с морских и океанских направлений. Большое значение в развитии этого направления имеет модернизация инфраструктуры морских портов вдоль трасс Северного морского пути, их адаптация к условиям и требованиям базирования кораблей ВМФ и судов других ведомств при решении ими задач в Арктической зоне РФ.

В региональные направления национальной морской политики включены изменения, которые во многом обусловлены обострившейся ситуацией в мире. Например, на Атлантическом региональном направлении определяющим фактором в отношениях с НАТО являются неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций.

Некоторые изменения внесены в структуру Морской доктрины. В частности, в раздел «Обеспечение реализации национальной морской политики» включен подраздел «Судостроение, кораблестроение». Учитывая, что судостроение создает техническую основу для практической реализации положений Морской доктрины, главными направлениями национальной морской политики в области национального судостроения являются обеспечение строительства военных кораблей и судов, объектов гражданской морской техники для государственных нужд преимущественно на отечественных верфях с их насыщением комплектующим оборудованием отечественного производства, а также содействие максимальному размещению заказов отечественных потребителей морской техники на национальных верфях. Уровень развития отечественного судостроения должен обеспечить возможность полного удовлетворения потребностей государства и предпринимательского сообщества в современной продукции кораблестроения и судостроения на основе достижения конкурентных позиций на внутреннем и внешнем рынках. Для достижения уровня передовых стран по качеству судостроительной продукции, эффективности производства и инвестиционной привлекательности национального судостроения государство планирует активно реализовывать систему мер, которая должна соответствовать практике ведущих морских стран.

Особое внимание в Морской доктрине уделено совершенствованию государственного управления морской деятельностью на основе уточнения функций ее субъектов и совершенствования нормативной правовой базы. Вместо раздела «Администрирование морской деятельности» в Морскую доктрину включен раздел «Государственное управление морской деятельностью». Государственное управление морской деятельностью осуществляется в интересах реализации национальной морской политики на основе и в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного управления морской деятельностью РФ. В разделе определены функции президента страны, Совета безопасности, Федерального Собрания, Правительства РФ, органов исполнительной власти приморских субъектов России при определении приоритетных задач, содержания и реализации национальной морской политики.

 

Морская коллегия правительства

В Морской доктрине определена роль Морской коллегии при Правительстве РФ и морских советов приморских субъектов России в реализации национальной морской политики. Указывается, что Морская коллегия при Правительстве РФ является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области морской деятельности, судостроения и создания морской техники, а также в области изучения и освоения Мирового океана, Арктики и исследования Антарктики. Согласно Морской доктрине морские советы приморских субъектов РФ являются координационными и совещательными органами, способствующими обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области морской деятельности.

Морская доктрина определила, что контроль эффективности мер по реализации национальной морской политики осуществляется на основании ежегодной комплексной оценки состояния национальной безопасности государства в сфере морской деятельности и результатов ежегодного мониторинга выполнения целевых показателей Стратегии развития морской деятельности РФ до 2020 года. Доклад президенту страны о результатах ежегодной комплексной оценки состояния национальной безопасности РФ в сфере морской деятельности готовится правительством России исходя из следующих основных обобщенных критериев:

-         степени реализации краткосрочных и долгосрочных задач национальной морской политики;

-         степени реализации морским потенциалом РФ национальных интересов в Мировом океане, суверенных прав в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ;

-         способности военной составляющей морского потенциала РФ во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами обеспечить реализацию и защиту национальных интересов РФ в Мировом океане, а при необходимости отражение агрессии с морских и океанских направлений.

Новая редакция Морской доктрины РФ, а также принятая в 2014 году Военная доктрина России уточнили цели и задачи национальной морской политики, военные угрозы безопасности нашей страны. На основе этих доктринальных документов должны быть разработаны и откорректированы документы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования, реализация которых направлена на обеспечение национальной безопасности РФ в области морской деятельности, развитие приморских субъектов РФ. Морская коллегия в соответствии с возложенными на нее задачами должна взять на себя координацию этой работы. Формируемая система стратегического планирования морской деятельности позволит обеспечить увязку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат, их структурирование и эшелонирование во времени, что будет способствовать более рациональному использованию средств федерального бюджета на приоритетных направлениях национальной морской политики.

Реализация положений Морской доктрины будет способствовать устойчивому поступательному развитию страны, позволит обеспечить эффективную реализацию и надежную защиту национальных интересов РФ в Мировом океане, поднять и поддержать ее международный авторитет и сохранить статус великой морской державы.

 

Морские вести России №10 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...