Новый подход к грузовым терминалам - Морские вести России

Новый подход к грузовым терминалам

11.10.2015

Ж/Д транспорт

Оптимальное размещение грузовых терминалов в системе организации транспортных грузопотоков

c="/fotobank/mp-02-15-0006.jpg" border="0" />

Нерациональное географическое расположение по сети транспортного комплекса страны грузовых терминалов, предназначенных для переработки и временного хранения грузов, увеличивает время следования товаров до пунктов назначения, повышает себестоимость их транспортировки и переработки, снижает уровень сохранности.

Авторы статьи предлагают новые принципы оптимального размещения грузовых терминалов в единой транспортной системе страны: только в местах необходимой технологической переработки грузопотоков согласно генеральной диаграмме и плану их продвижения, конфигурации и структуры, что должно позволить не только значительно ускорить доставку товаров в пункты назначения, повысить их сохранность, но и снизить стоимость транспортировки и переработки грузов.

С.Ю. Елисеев, д.т.н., профессор кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта (РОАТ) Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

С.Г. Волкова, старший преподаватель кафедры «Эксплуатация железных дорог» Российской открытой академии транспорта (РОАТ) Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ)

В комплексной системе организации продвижения грузовых транспортных потоков с мест их зарождения (производства товаров) до мест их погашения (потребления и реализации) важное значение с точки зрения эффективности транспортного процесса имеет оптимальное географическое расположение грузовых терминалов (складов) по сети единой транспортной системы страны, в которых груз перерабатывается и временно хранится в пути следования от производителя до потребителя.

Весь технологический цикл продвижения грузов (продукции, товаров) состоит из трех основных этапов: производства продукции, транспортировки и реализации потребителю, причем этап транспортировки является наиболее продолжительным по времени и затратным по финансам, в отдельных случаях достигая 70% от конечной стоимости продукции (товара) при ее реализации потребителю.

В зависимости от того, насколько эффективно, рационально и профессионально организован технологический процесс транспортировки грузов (продукции, товаров) на всем пути их следования и насколько оптимальной при этом является географическая схема размещения грузовых терминалов по сети единой транспортной системы страны, складывается себестоимость процесса доставки и переработки грузов, а также конечная потребительская стоимость продукции (товара).

В идеале транспортировка грузов (продукции, товара) от производителя до потребителя должна осуществляться по прямому и кратчайшему направлению с минимальными остановками в пути следования, связанными только с технологически необходимой и неизбежной переработкой грузов по их конъюнктуре, структуре и конфигурации согласно пунктам назначения и перегрузке с одного вида транспорта на другой.

 

Анализ ситуации

В настоящее время есть основания полагать, что грузовые терминалы в среде транспортного и производственного бизнеса рассматриваются в первую очередь не как инфраструктура, предназначенная для технологически необходимой переработки транспортных грузопотоков, а  как источник максимального извлечения сверхприбылей владельцами этих грузовых терминалов (бенефициаров, выгодоприобретателей) от переработки и временного хранения на них грузов, причем без учета интересов государства.

Кроме того, грузовые терминалы по инициативе бизнеса и за счет его частных инвестиций строятся бессистемно и зачастую ошибочно – в местах, определенных не на основе глубокого анализа конъюнктуры, структуры, конфигурации, мощности и направлений существующих и перспективных магистральных и региональных грузопотоков, а по большей части на основе субъективных и волюнтаристских решений собственников бизнеса, заинтересованных в быстрой окупаемости объектов и получении легкой сверхприбыли.

В результате подобных, мягко скажем, неправильных действий магистральные и региональные грузопотоки искусственным образом отклоняются от кратчайших рациональных направлений транспортировки грузов, идут кружностью и со значительной задержкой по времени, что снижает их транзитность, существенно замедляет продвижение, создает потенциальную угрозу сохранности грузов, значительно увеличивает себестоимость транспортировки и переработки грузов в пути следования.

 

c="/fotobank/mp-02-15-0006-001.jpg" border="0" />

 

Бессистемное и хаотичное размещение большого (и никем не контролируемого) числа грузовых терминалов (складов) по сети транспортной системы страны приводит к тому, что грузопотоки перерабатываются порой в абсолютно не нужных по технологии местах, грузы длительное время хранятся во множестве искусственно созданных складах, притом что владельцы этих грузовых терминалов устанавливают непомерно завышенные расценки на переработку и хранение грузов, что тяжелым финансовым бременем ложится на производителей и потребителей продукции (товара), а также на экономику страны в целом.

В том числе по этим негативным причинам международные транзитные грузопотоки огибают сухопутную транспортную систему России и следуют в обход нее по Южному и Северному морским путям, а по уровню развития и организации грузоперевозок в целом (включая транзитные) транспортный комплекс РФ находится далеко не на первом месте среди транспортных систем развитых стран мира.

Несмотря на то что случаи подобных массовых стратегических просчетов в размещении грузовых терминалов по сети единой транспортной системы страны имели место ранее, но и в настоящее время такое случается, так как должных выводов на государственном уровне не делается, к тому же отсутствует единая государственная техническая политика в этой сфере, то есть по сути все отдано в руки частного бизнеса и так называемого свободного рынка.

Кроме того, возникла нетиповая и нелепая терминология – грузовые терминалы (склады) в транспортной, производственной и торговой среде стали некорректно называть логистическими центрами, терминально-логистическими центрами, а концентрацию складов в одном географическом  месте – логистическими деревнями. (?!)

 

Меры по исправлению ситуации с грузовыми терминалами

С целью наведения порядка в вопросе размещения грузовых терминалов (складов) по сети единой транспортной системы страны, обеспечения ускоренного продвижения грузопотоков с мест их зарождения до мест погашения, повышения их транзитности, сохранности транспортируемых грузов, снижения себестоимости переработки и хранения грузов в пути следования, уменьшения в целом транспортной составляющей в конечной стоимости продукции (товара) необходимо выполнить ряд комплексных мероприятий различного характера.

Необходимо разработать и утвердить профессиональную, всеохватывающую и полнообъемную типовую концепцию по стратегии и принципам оптимального размещения по сети единой транспортной системы страны грузовых терминалов по переработке и временному хранению грузов в пути их следования, а также по определению потребной мощности терминально-складской инфраструктуры и установлению единой универсальной терминологии по всем составным элементам этого сегмента транспортной сферы.

В основе данной концепции должны быть заложены типовые универсальные методологии по определению оптимальных схем географического расположения и потребного количества грузовых терминалов в системе организации грузопотоков, влияния этих факторов на тарифную составляющую транспортировки и переработки грузов и параметров логистическо-терминальной и складской инфраструктуры.

Важно ввести и узаконить понятие комплексных транспортных грузопотоков, генерального плана их формирования в целом по единой транспортной сети страны, мощности и параметров накопления, системы централизованной организации продвижения и переработки грузопотоков в пути следования от производителя до потребителя.

 

src="/fotobank/mp-02-15-0006-003.jpg" border="0" />

 

Грузопоток нужно рассматривать как единый комплексный и универсальный показатель, объединяющий и дающий характеристику эффективности использования всех смежных видов транспорта и других участников транспортного процесса.

Необходимо прекратить порочную практику подстраивания направлений следования и конфигурации магистральных и региональных грузопотоков под географические места неправильного и неграмотного размещения грузовых терминалов, предусмотрев следование грузопотоков только по кратчайшим и рациональным направлениям, а размещение грузовых терминалов только в местах, необходимых для неизбежной технологической их переработки по генеральному плану формирования.

С учетом того, что в идеале грузопоток должен следовать с мест его зарождения до мест погашения максимально без остановок, считать нормальным состояние грузопотоков только при их нахождении в движении и ненормальным – при их остановке в пути следования; в этой связи необходимо предусмотреть в целом по сети транспортной системы страны минимум грузовых терминалов, продиктованный прежде всего технологической необходимостью по генеральному плану формирования, конфигурацией и их структурой (необходимых только для неизбежной переработки грузопотоков).

Далее, логистическим центром нужно считать концентрацию и совокупность в одном географическом  месте инфраструктуры транспортного узла или промышленно-транспортного комплекса (кластера), которая состоит из железнодорожных путей, автомобильных дорог, авиационных хабов, морских и речных причалов, грузовых терминалов (складов), открытых площадок для хранения и переработки грузов, автоматизированных и механизированных погрузочно-разгрузочных комплексов, транспортных трубопроводов и всех других составных элементов транспортной и производственной инфраструктуры.

В оперативном плане во главе всей этой комплексной транспортной инфраструктуры узла должен находиться координационно-логистический центр (КЛЦ ТУ), предназначенный для четкой и слаженной организации пропуска и переработки грузопотоков в транспортном узле при эффективном использовании инфраструктуры, вагонов, локомотивов, автомобилей, судов, авиалайнеров, транспортных трубопроводов, а также для увеличения объемов пропуска, переработки грузов и снижения ее себестоимости.

Координационно-логистический центр транспортного узла (КЛЦ ТУ) должен являться хозрасчетным и самоокупаемым в статусе открытого акционерного общества (ОАО), созданного на средства владельцев транспортной инфраструктуры в узле, всех причастных участников транспортного процесса и других лиц, заинтересованных в высокоэффективной работе узла по пропуску и переработке грузопотоков, которые должны получать регулярную прибыль с объемов работы узла и дивиденды от акций.

 

src="/fotobank/mp-02-15-0006-004.jpg" border="0" />
src="/fotobank/mp-02-15-0006-005.jpg" border="0" />

 

Программа действий

Прежде всего необходимо создать специализированную государственную структуру, предназначенную для контроля и управления по сети единой транспортной системы страны развитием и функционированием грузовых терминалов (складов), терминально-складскими комплексами, логистическими центрами и транспортно-производственными кластерами в рамках комплексной стратегии развития всей транспортной инфраструктуры страны и решения общесетевых задач. В обязанности данной структуры следует вменить следующие функции:

-         руководство проведением постоянного мониторинга и тщательного анализа в части изучения существующих, прогнозных и перспективных грузопотоков по всей сети транспортной системы страны, выявления «узких» – лимитирующих мест в провозных, пропускных и перерабатывающих способностях комплексной транспортной инфраструктуры, определения рациональных и оптимальных мест строительства грузовых терминалов, необходимых только для технологической переработки грузопотоков в пути следования согласно генеральному плану их формирования и продвижения;

-         руководство проведением работ по обоснованию инвестиций, изыскательскими, проектными и строительными работами по грузовым терминалам, определению оптимальных вариантов размещения грузовых терминалов по сети транспортной системы страны, осуществляемому строго и обязательно только на основе технико-экономических и инженерных расчетов, предусматривающих минимальное количество технологически необходимых грузовых терминалов и их расположение строго по прямым и кратчайшим направлениям продвижения магистральных и региональных грузопотоков, получению экономического эффекта, планируемого от реализации оптимальной схемы размещения грузовых терминалов;

-         эффективность использования капитальных вложений и инвестиций в строительство грузовых терминалов и развитие комплексной транспортно-логистической складской инфраструктуры должна строго определяться на основе принципов ускорения окупаемости денежных средств, вкладываемых в строительство и необходимых на последующую текущую эксплуатацию складской инфраструктуры, принесения регулярной плановой прибыли за счет увеличения объемов пропуска и переработки грузопотоков через грузовые терминалы и интенсификации использования терминально-складской инфраструктуры в целом;

-         технико-экономические изыскания и специальные инженерные расчеты на предмет определения рациональных и оптимальных мест расположения грузовых терминалов по транспортной сети страны должны проводить только лицензионные, сертифицированные и аккредитованные государственные проектные и изыскательские организации, работающие непосредственно под прямым руководством данной контролирующей и управляющей структуры;

-         необходимо разработать типовой комплексный проект грузового терминала (склада), включающего в себя абсолютно все строительные, технические и технологические обустройства, коммуникации, механизированные и автоматизированные средства, информационные ресурсы и т.п., на основе которого должны проектироваться и строиться абсолютно все грузовые терминалы, естественно, с учетом производственной специфики и адаптации к местным технологическим условиям, конкретизировать и установить типы грузовых терминалов по характеру их работы;

-         строительство грузовых терминалов по сети транспортной системы страны должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) с привлечением государственных денежных средств и частных инвестиций, что обеспечит в этом деле совокупный государственный и коммерческий интерес;

-         специализированная государственная структура по контролю и управлению развитием грузовых терминалов должна выполнять постоянный технический надзор за ходом и качеством строительных, монтажных, регулировочных и пусконаладочных работ, организовывать и проводить под своим председательством комиссионную приемку в эксплуатацию грузовых терминалов с участием всех причастных государственных структур и подразделений;

-         осуществлять проведение комплексных ревизий на предмет проверки в текущей потребности и правильной расстановке грузовых терминалов (складов) по единой сети транспортной системы страны, часть из которых в оперативном режиме необходимо тактически закрывать, консервировать или переносить в другие географические места исходя из технологической необходимости согласно генеральному плану формирования и продвижения грузопотоков в зависимости от изменения их конъюнктуры, структуры и конфигурации, а также с учетом образования новых рынков спроса и сбыта продукции (товаров), для чего типовую конструкцию грузового терминала предусмотреть максимально универсальной;

-         руководство обучением работников грузовых терминалов профессиональным и передовым методам производственного процесса по высокоинтенсивному пропуску и переработке грузопотоков через терминалы, выдачей лицензий, сертификатов и аккредитации, дающих право на данный вид деятельности, разработкой типового технологического процесса работы грузового терминала и его адаптации к специфике и местным условиям работы каждого конкретного грузового терминала в отдельности;

-         выполнение технического нормирования эффективных и прогрессивных показателей эксплуатационной работы каждого отдельного грузового терминала (склада) единой транспортной системы страны, нацеленных на ускоренный пропуск и переработку через него грузопотоков, проведение технических и финансовых ревизий грузовых терминалов, наложение штрафных санкций за невыполнение и нарушение надлежащего порядка их эксплуатации и по всем другим вопросам, касающимся комплексной производственной деятельности грузовых терминалов;

-         проведение постоянного анализа объемов транспортировки и переработки грузов через грузовые терминалы, выполнения количественных и качественных показателей этого производственного процесса, эффективности использования комплексной терминально-складской инфраструктуры, обустройств и технических средств механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, складских и производственных мощностей, емкостей и площадей, подвижного состава и транспортных единиц всех причастных видов транспорта, комплексной транспортной инфраструктуры, себестоимости транспортировки и переработки грузов;

-         обобщение и распространение по всем грузовым терминалам единой транспортной сети страны передового опыта в части высокоинтенсивного пропуска и переработки транспортных грузопотоков через грузовые терминалы путем проведения школ передового опыта, производственных конференций и издания целевых информационных продуктов.

 

Новое качество грузовых терминалов

Грузовые терминалы (склады) единой транспортной системы страны идеологически необходимо  рассматривать как специализированные технологические пункты (динамические системы), предназначенные для ускоренного пропуска и переработки в них транспортных грузопотоков, для чего следует выполнить следующее:

-         максимально оптимизировать внутрискладские производственные и технологические операции по переработке и временному хранению грузов за счет широкомасштабного и повсеместного внедрения средств механизации, автоматизации и информатизации производственных процессов;

-         интенсивные и ускоренные процессы по переработке транспортных грузопотоков в грузовых терминалах необходимо осуществить на основе реализации динамических оптимизационных моделей внутрискладской логистики, предусматривающей наиболее рациональные и малозатратные операции по перемещению грузов в процессе их переработки и эффективное использование комплексной инфраструктуры грузовых терминалов;

-         для достижения этих целей  следует разработать типовую автоматизированную систему управления грузовым терминалом (АСУ ГТ), которой необходимо оснастить все грузовые терминалы согласно генеральной схеме их размещения по сети транспортной системы страны с учетом специфики и адаптации к местным условиям работы каждого грузового терминала в отдельности;

-         все грузовые терминалы (склады) должны функционировать обязательно на основании типовых технологических процессов, в которых специальными нормативными показателями должна быть строго установлена динамика, темп и ритм ускоренной переработки, перемещения и отправления грузов из грузовых терминалов далее по генеральному плану формирования и продвижения грузопотоков к конечным пунктам назначения, типовыми технологическими процессами обязательно должна предусматриваться круглосуточная работа грузовых терминалов, а также работа в выходные и праздничные дни, что обеспечит их вхождение в полноценный транспортный конвейер;

-         в качестве основного комплексного показателя (индикатора), характеризующего эффективность работы грузового терминала за сутки, необходимо установить следующий нормативный показатель – коэффициент подвижности грузопотока через грузовой терминал за сутки, как наиболее всесторонне и объективно характеризующий динамику, темп и ритм работы грузового терминала по ускоренному пропуску и переработке грузопотоков;

-         обеспечить эффективность взаимодействия железнодорожных станций с грузовыми терминалами (складами), располагаемыми рядом с подъездными железнодорожными путями, а также в логистических терминально-складских комплексах со смежными видами транспорта и всеми другими причастными участниками транспортировки и переработки грузов на основе применения технологических возможностей автоматизированной системы организации местной работы (АСУ МР);

-         функционально увязать локальные автоматизированные системы управления грузовыми терминалами (АСУ ГТ) с помощью высокоскоростных коммуникационных средств, оптоволоконной связи, функциональных возможностей систем космического слежения ГЛОНАСС/GPS с единой автоматизированной системой управления транспортным комплексом страны, аналогичными системами смежных видов транспорта, транспортных компаний, главным и региональными координационно-логистическими центрами единой транспортной системы страны, координационно-логистическими центрами транспортных узлов, промышленно-транспортных кластеров и всеми другими причастными структурами и организациями;

-         управление ускоренным пропуском и переработкой грузопотоков в грузовых терминалах должно осуществляться путем применения существующих логистических технологий на основе использования функциональных возможностей автоматизированной системы «Грузовой экспресс», позволяющей заблаговременно планировать согласованный подвод грузопотоков к грузовым терминалам с указанием их структуры по роду грузов и конфигурации по назначениям генерального плана формирования, что позволяет заранее качественно спланировать и затем реализовать оптимальный вариант внутрискладских операций по ускоренной переработке грузов;

-         реализация логистического управления грузопотоками должна также производиться на основе эффективного соблюдения принципов диспетчеризации с применением технологий текущего, сменно-суточного и прогнозного планирования, использования автоматизированных, информационно-управляющих и аналитических систем по эффективной организации транспортировки и переработки грузов путем интенсивной эксплуатации мощностей всей комплексной терминально-складской инфраструктуры;

-         на табло коллективного пользования и автоматизированных рабочих местах оперативного персонала главного и региональных координационно-логистических центров единой транспортной системы страны, координационно-логистических центров транспортных узлов, промышленно-транспортных кластеров и всех других причастных структур должна быть представлена генеральная схема сети всей транспортной системы страны с отображением на ней всех грузовых терминалов;

-         на данном табло в реальном режиме времени в визуальном мигающем и звуковом оповещающем и предупреждающем режимах в графическом виде должна отображаться динамика, темп и ритм самого процесса переработки грузов на терминале (например, зеленый цвет – темп нормативный, желтый – допущены определенные отставания, красный – допущены значительные сбои), что позволит оперативному персоналу своевременно принимать стабилизирующие меры;

-         на табло также должны отображаться другие показатели и коэффициент подвижности грузопотоков, нарушения действующей технологии, попытки отправления грузов кружностью, факты продолжительной задержки определенных единиц груза более допустимых нормативов, просрочки доставки грузов в пути следования и т.д.; с помощью камер слежения возможен визуальный контроль за внутренними помещениями терминалов и прилегающими к ним территориями, что в целом позволит эффективно управлять процессами по пропуску и переработке грузопотоков через грузовые терминалы.

Помимо всех перечисленных мероприятий необходима разработка организационно-экономических, финансовых и юридических аспектов, связанных с производственной деятельностью терминально-складской инфраструктуры, системы нормативно-правовых взаимоотношений всех участников, причастных к пропуску и переработке грузопотоков через грузовые терминалы.

Реализация всего вышеприведенного комплекса мероприятий позволит существенно сократить транспортную составляющую в конечной стоимости продукции (товара), ускорить доставку продукции от производителя до потребителя, значительно увеличить денежную прибыль единой транспортной системы и бюджета страны в целом за счет эффективного привлечения на транспортную систему международных транзитных грузов, повышения эффективности использования всей транспортной инфраструктуры, а главное – позволит реализовать программу развития транспортного комплекса России в соответствии с Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

 

Морские порты №2 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика