Локомотивная тяга из госказны

Ж/Д транспорт
Локомотивная тяга из госказны

В связи с экономическими трудностями правительство РФ объявило о сокращении большинства категорий бюджетных расходов на 10-15%. Тем не менее РЖД в госпомощи не отказывают. Найденная схема финансирования позволит реализовать инвестпрограмму монополии, в том числе в части получения новых локомотивов, а заодно поддержит российских локомотивостроителей, у которых монополия – единственный заказчик.

Ольга Гольдберг

 

Локомотивная составляющая инвестпрограммы РЖД

В первоочередном порядке государство профинансирует инфраструктурные проекты РЖД: модернизацию железнодорожных магистралей БАМ и Транссиб – проект «Восточный полигон». Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил 3 февраля после совещания у президента: «Общий объем финансирования – 150 млрд рублей, это до 2018 года. Но мы начинаем уже сейчас». Дело в том, что в программе развития Восточного полигона, по словам заместителя министра транспорта Алексея Цыденова, учтена необходимость дополнительного производства примерно 460 единиц локомотивов. Минтранс поддерживает инвестиционные проекты РЖД.

Сегодня в парке ОАО «РЖД» более 20 тыс. локомотивов. На закупку тягового и подвижного состава в 2015 году в инвестиционной программе было запланировано 88,4 млрд рублей (всего до 2020 года – 272 млрд рублей); 60,2 млрд рублей выделено на закупку новых локомотивов. РЖД планировали в 2015 году купить 467 единиц (для сравнения: в 2014 году компания закупила 660 тепловозов и электровозов, в 2013 году – 804).

Однако в январе 2015-го решено приобрести 484 новых локомотива: 254 электровоза и 230 тепловозов. Из них 351 локомотив будет приобретен у ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), 133 – у холдинга «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Увеличение числа закупаемых локомотивов на 3,6% связано с изменением модельного ряда и количества секций планируемых к закупке машин, поясняют в РЖД.

Таким образом, парк тягового подвижного состава пополнят магистральные грузовые электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» (4 единицы в трехсекционном исполнении с бустерной секцией), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 «Скиф» (3 единицы), грузовые электровозы переменного тока 3ЭС5К «Ермак» (73 единицы), грузовые электровозы постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (99 единиц), грузовые электровозы постоянного тока 3ЭС4К «Дончак» (29 единиц), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7 (3 штуки), грузовые тепловозы с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь» (4 единицы) и тепловозы 2ТЭ25КМ (68 единиц), грузовые тепловозы 2ТЭ116У (13 единиц), 3ТЭ116У (12 единиц), 2ТЭ116УД (25 единиц), 2ТЭ116Р (1 единица), ТГ16М (15 единиц), а также магистральный газотурбовоз ГТ1h (1 единица).

Кроме того, планируется закупить 4 пассажирских электровоза двойного питания ЭП20 «Олимп», 35 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К, 4 пассажирских электровоза переменного тока ЭП1М, 15 пассажирских тепловозов ТЭП70БС. Парк маневровых локомотивов компании пополнят 64 тепловоза ТЭМ18ДМ, 2 тепловоза ТЭМ7А, 9 тепловозов с двухдизельной силовой установкой ТЭМ14, а также тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 (1 единица).

 

Схема финансирования

Оплачивать покупку локомотивов ОАО «РЖД» собирается полностью из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Монополия обратилась в правительство РФ с предложением выделить ей 60 млрд рублей для покупки новых локомотивов и еще 40 млрд рублей на строительство путей к портам Черного моря и Северо-Западного региона и оптимизацию железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

Напомним, что при подаче инвестпрограммы до 2020 года в правительство монополия рассчитывала на деньги Внешэкономбанка: предполагалось, что ВЭБ выкупит облигации ОАО «РЖД» на общую сумму 100 млрд рублей за счет пенсионных средств. Но в ноябре 2014 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев опроверг эту информацию, сообщив, что из-за замораживания пенсионных накоплений у банка нет денег на выкуп облигаций. Оставлять железные дороги без госдотаций не представляется возможным – несмотря на попытку, предпринятую осенью прошлого года правительством, когда РЖД было предложено сверстать инвестпрограмму с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки (конечно, попытка была обречена на провал). Тогда Минэкономразвития изыскало другой источник финансирования развития РЖД – Фонд национального благосостояния.

И в феврале министр транспорта Максим Соколов сообщил о принятии «решения по выделению для приобретения из средств ФНБ облигаций ОАО «РЖД»: «Я считаю, что они должны быть в течение этого года реализованы в полном объеме». На покупку локомотивов в 2015 году РЖД должны получить 60,2 млрд рублей из ФНБ. Схемы предлагались разные.

В конце 2014 года ОАО «Банк ВТБ» получило на субординированный депозит средства из ФНБ в сумме 100 млрд рублей. Еще 150 млрд рублей – второй транш на докапитализацию и кредитование экономики – правительство обещало выделить ВТБ из того же источника до конца I квартала 2015 года.

Закон РФ предусматривает подобную возможность финансирования инфраструктурных проектов: размещение до 10% средств ФНБ на субординированных депозитах либо в субординированные облигации российских кредитных организаций. Речь идет о самоокупаемых инфраструктурных проектах, которые прошли утверждение в правительстве.

Предполагалось, что ВТБ приобретает на эти 100 млрд рублей облигации федерального займа (ОФЗ), выпущенные Министерством финансов в конце декабря 2014 года. Срок погашения этих ОФЗ – 30 марта 2015. Как только ОФЗ будут погашены, ВТБ направит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Однако этот вариант не был реализован, и решили, что ВТБ на деньги ФНБ выкупит облигации ОАО «РЖД», чтобы монополия могла обеспечить производителей локомотивов контрактами. Однако запланированный на 19 февраля выпуск облигаций РЖД не состоялся и был перенесен на неопределенный срок.

Пока схемы обсуждались и не выполнялись, производители локомотивов, не получившие вовремя контракты от их единственного заказчика и денег под эти контракты, объявили о приостановке производства и роспуске рабочих. В кризисной экономике цены материалов резко возросли, так же как и ставки по кредитам, и предприятиям не под силу выпускать локомотивы на собственные средства. «Трансмашхолдинг» сообщил о частичной остановке производства на локомотивостроительных заводах (в составе холдинга 17 вагоностроительных и машиностроительных заводов, 10 из которых выпускают локомотивы). На всех его предприятиях была сокращена рабочая неделя. Начал простаивать Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Его сотрудники (9,5 тыс. человек) в феврале получили лишь 2/3 заработной платы. НЭВЗ – крупнейший российский производитель магистральных грузовых и пассажирских электровозов; 80% эксплуатируемых в России электровозов (16 тыс. единиц) выпущено на НЭВЗ. С 4 февраля в неоплачиваемый отпуск ушла половина сотрудников Брянского машиностроительного завода (БМЗ). Тверской машиностроительный завод (ТМЗ) сообщал о намерении сократить 20% персонала. Всего «Трансмашхолдинг» в начале февраля из-за отсутствия заказов со стороны РЖД заявлял к сокращению 18% персонала своих заводов – это 9 тыс. человек.

В результате отрасль пришлось спасать, и спасать быстро. От длинных путей с облигациями отказались и выделили деньги напрямую бедствующим производителям. ВТБ выдал заводам кредитов в размере более 15 млрд рублей. Структура «Трансмашхолдинга» «Рослокомотив» получила 10,8 млрд рублей, «Синара ТМ» – 1 млрд рублей, «Уральские локомотивы» (СП немецкого концерна Siemens и «Синары») – 3,3 млрд рублей. Использовать другой финансовый инструмент правительство вынудила ситуация в отрасли производства подвижного состава, объясняет аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов: «Поддержка производственникам нужна именно сейчас, в то время как получение средств из ФНБ, очевидно, заняло бы больше времени».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что «выбор был сделан в пользу предоставления кредита локомотивостроительным предприятиям, как наиболее логичного варианта. Ведь в этом случае деньги выделяются напрямую производителям, и они могут их сразу использовать». Он считает, что кредиты окажут положительное воздействие на заводы и будут способствовать увеличению их производственных и финансовых результатов: «Кроме того, данные средства могут быть направлены на закупку необходимых сырья, материалов, комплектующих, машин и оборудования или использованы для модернизации производства».

По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, аналогичное банковское кредитование по приемлемым ставкам в течение всего года позволило бы нормализовать работу предприятий. Он пояснил, что инвестиционные циклы изготовления локомотивов и пассажирских вагонов (с момента заказа первых партий комплектующих до момента поставки локомотивов) превышают 2-3 месяца, а по отдельным моделям доходят до 7-8 месяцев. «Пополнить оборотные средства по текущим рыночным кредитным ставкам у предприятий нет возможности, так как такие расходы не включены в конечную стоимость продукции», – говорит эксперт.

 

Административный ресурс в действии

Учитывая, что из-за отсутствия новых контрактов с РЖД на 2015 год заводы фактически вынуждены были остановить производство, средства ВТБ для них – спасение. Они дадут им возможность «успеть построить и поставить необходимую продукцию, несмотря на сложности с финансированием», считает руководитель департамента по внешним связям «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. «У компании есть заказ РЖД на 2015 год, который пока будет реализовываться за счет кредитов, – пояснил он.

«Трансмашхолдингу» и «Синаре» для выполнения заказа по поставке локомотивов в 2015 году необходимы эти деньги, подтвердил ведущий аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков.

В начале марта вести с заводов пошли веселее. Заказ на производство 68 магистральных тепловозов новой модификации 2ТЭ25КМ для РЖД получил БМЗ. В связи с заключением контракта с РЖД возобновил производство в штатном режиме НЭВЗ. Однако, как сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, денег удалось добиться лишь посредством использования «всех доступных рычагов» на федеральном уровне. «Это означает, что на любую ситуацию можно влиять, если информация поступает своевременно. Ситуацию с НЭВЗом мы в некоторой степени упустили, а точнее, не получили своевременно достаточную информацию, и нам пришлось в пожарном порядке включаться в работу», – заявил он. Кроме того, производственная программа НЭВЗа все равно будет скорректирована в сторону уменьшения, и завод получит заказ на 350-370 секций (в 2014 году на НЭВЗе произведено 570 секций), о чем сообщил начальник управления промышленности минпрома Ростовской области Андрей Фролов.

По ситуации на ТВЗ (его сотрудники собрались выходить на митинг из-за грозящих сокращений) дважды проводилось совещание у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, где рассматривались меры по господдержке завода. Разрабатывались планы по обеспечению заказами предприятия, которому основной заказчик, РЖД, не смог обеспечить загрузку в связи со сложной экономической ситуацией и сокращением инвестиционной программы.

Таким образом, благодаря «всем доступным рычагам» предприятия получили деньги из ФНБ, будут работать и смогут выполнить обязательства по поставке локомотивов РЖД в рамках программы обновления парка локомотивной тяги. РЖД реализует свою инвестпрограмму. Банки получат деньги. Все вроде бы хорошо. Только вот опять – все на средства госбюджета с использованием административного ресурса. Как же все-таки российский бизнес зависим от казны!

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...