Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Локомотивная тяга из госказны

Ж/Д транспорт
Локомотивная тяга из госказны

В связи с экономическими трудностями правительство РФ объявило о сокращении большинства категорий бюджетных расходов на 10-15%. Тем не менее РЖД в госпомощи не отказывают. Найденная схема финансирования позволит реализовать инвестпрограмму монополии, в том числе в части получения новых локомотивов, а заодно поддержит российских локомотивостроителей, у которых монополия – единственный заказчик.

Ольга Гольдберг

 

Локомотивная составляющая инвестпрограммы РЖД

В первоочередном порядке государство профинансирует инфраструктурные проекты РЖД: модернизацию железнодорожных магистралей БАМ и Транссиб – проект «Восточный полигон». Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил 3 февраля после совещания у президента: «Общий объем финансирования – 150 млрд рублей, это до 2018 года. Но мы начинаем уже сейчас». Дело в том, что в программе развития Восточного полигона, по словам заместителя министра транспорта Алексея Цыденова, учтена необходимость дополнительного производства примерно 460 единиц локомотивов. Минтранс поддерживает инвестиционные проекты РЖД.

Сегодня в парке ОАО «РЖД» более 20 тыс. локомотивов. На закупку тягового и подвижного состава в 2015 году в инвестиционной программе было запланировано 88,4 млрд рублей (всего до 2020 года – 272 млрд рублей); 60,2 млрд рублей выделено на закупку новых локомотивов. РЖД планировали в 2015 году купить 467 единиц (для сравнения: в 2014 году компания закупила 660 тепловозов и электровозов, в 2013 году – 804).

Однако в январе 2015-го решено приобрести 484 новых локомотива: 254 электровоза и 230 тепловозов. Из них 351 локомотив будет приобретен у ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), 133 – у холдинга «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Увеличение числа закупаемых локомотивов на 3,6% связано с изменением модельного ряда и количества секций планируемых к закупке машин, поясняют в РЖД.

Таким образом, парк тягового подвижного состава пополнят магистральные грузовые электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» (4 единицы в трехсекционном исполнении с бустерной секцией), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 «Скиф» (3 единицы), грузовые электровозы переменного тока 3ЭС5К «Ермак» (73 единицы), грузовые электровозы постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (99 единиц), грузовые электровозы постоянного тока 3ЭС4К «Дончак» (29 единиц), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7 (3 штуки), грузовые тепловозы с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь» (4 единицы) и тепловозы 2ТЭ25КМ (68 единиц), грузовые тепловозы 2ТЭ116У (13 единиц), 3ТЭ116У (12 единиц), 2ТЭ116УД (25 единиц), 2ТЭ116Р (1 единица), ТГ16М (15 единиц), а также магистральный газотурбовоз ГТ1h (1 единица).

Кроме того, планируется закупить 4 пассажирских электровоза двойного питания ЭП20 «Олимп», 35 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К, 4 пассажирских электровоза переменного тока ЭП1М, 15 пассажирских тепловозов ТЭП70БС. Парк маневровых локомотивов компании пополнят 64 тепловоза ТЭМ18ДМ, 2 тепловоза ТЭМ7А, 9 тепловозов с двухдизельной силовой установкой ТЭМ14, а также тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 (1 единица).

 

Схема финансирования

Оплачивать покупку локомотивов ОАО «РЖД» собирается полностью из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Монополия обратилась в правительство РФ с предложением выделить ей 60 млрд рублей для покупки новых локомотивов и еще 40 млрд рублей на строительство путей к портам Черного моря и Северо-Западного региона и оптимизацию железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

Напомним, что при подаче инвестпрограммы до 2020 года в правительство монополия рассчитывала на деньги Внешэкономбанка: предполагалось, что ВЭБ выкупит облигации ОАО «РЖД» на общую сумму 100 млрд рублей за счет пенсионных средств. Но в ноябре 2014 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев опроверг эту информацию, сообщив, что из-за замораживания пенсионных накоплений у банка нет денег на выкуп облигаций. Оставлять железные дороги без госдотаций не представляется возможным – несмотря на попытку, предпринятую осенью прошлого года правительством, когда РЖД было предложено сверстать инвестпрограмму с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки (конечно, попытка была обречена на провал). Тогда Минэкономразвития изыскало другой источник финансирования развития РЖД – Фонд национального благосостояния.

И в феврале министр транспорта Максим Соколов сообщил о принятии «решения по выделению для приобретения из средств ФНБ облигаций ОАО «РЖД»: «Я считаю, что они должны быть в течение этого года реализованы в полном объеме». На покупку локомотивов в 2015 году РЖД должны получить 60,2 млрд рублей из ФНБ. Схемы предлагались разные.

В конце 2014 года ОАО «Банк ВТБ» получило на субординированный депозит средства из ФНБ в сумме 100 млрд рублей. Еще 150 млрд рублей – второй транш на докапитализацию и кредитование экономики – правительство обещало выделить ВТБ из того же источника до конца I квартала 2015 года.

Закон РФ предусматривает подобную возможность финансирования инфраструктурных проектов: размещение до 10% средств ФНБ на субординированных депозитах либо в субординированные облигации российских кредитных организаций. Речь идет о самоокупаемых инфраструктурных проектах, которые прошли утверждение в правительстве.

Предполагалось, что ВТБ приобретает на эти 100 млрд рублей облигации федерального займа (ОФЗ), выпущенные Министерством финансов в конце декабря 2014 года. Срок погашения этих ОФЗ – 30 марта 2015. Как только ОФЗ будут погашены, ВТБ направит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Однако этот вариант не был реализован, и решили, что ВТБ на деньги ФНБ выкупит облигации ОАО «РЖД», чтобы монополия могла обеспечить производителей локомотивов контрактами. Однако запланированный на 19 февраля выпуск облигаций РЖД не состоялся и был перенесен на неопределенный срок.

Пока схемы обсуждались и не выполнялись, производители локомотивов, не получившие вовремя контракты от их единственного заказчика и денег под эти контракты, объявили о приостановке производства и роспуске рабочих. В кризисной экономике цены материалов резко возросли, так же как и ставки по кредитам, и предприятиям не под силу выпускать локомотивы на собственные средства. «Трансмашхолдинг» сообщил о частичной остановке производства на локомотивостроительных заводах (в составе холдинга 17 вагоностроительных и машиностроительных заводов, 10 из которых выпускают локомотивы). На всех его предприятиях была сокращена рабочая неделя. Начал простаивать Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Его сотрудники (9,5 тыс. человек) в феврале получили лишь 2/3 заработной платы. НЭВЗ – крупнейший российский производитель магистральных грузовых и пассажирских электровозов; 80% эксплуатируемых в России электровозов (16 тыс. единиц) выпущено на НЭВЗ. С 4 февраля в неоплачиваемый отпуск ушла половина сотрудников Брянского машиностроительного завода (БМЗ). Тверской машиностроительный завод (ТМЗ) сообщал о намерении сократить 20% персонала. Всего «Трансмашхолдинг» в начале февраля из-за отсутствия заказов со стороны РЖД заявлял к сокращению 18% персонала своих заводов – это 9 тыс. человек.

В результате отрасль пришлось спасать, и спасать быстро. От длинных путей с облигациями отказались и выделили деньги напрямую бедствующим производителям. ВТБ выдал заводам кредитов в размере более 15 млрд рублей. Структура «Трансмашхолдинга» «Рослокомотив» получила 10,8 млрд рублей, «Синара ТМ» – 1 млрд рублей, «Уральские локомотивы» (СП немецкого концерна Siemens и «Синары») – 3,3 млрд рублей. Использовать другой финансовый инструмент правительство вынудила ситуация в отрасли производства подвижного состава, объясняет аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов: «Поддержка производственникам нужна именно сейчас, в то время как получение средств из ФНБ, очевидно, заняло бы больше времени».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что «выбор был сделан в пользу предоставления кредита локомотивостроительным предприятиям, как наиболее логичного варианта. Ведь в этом случае деньги выделяются напрямую производителям, и они могут их сразу использовать». Он считает, что кредиты окажут положительное воздействие на заводы и будут способствовать увеличению их производственных и финансовых результатов: «Кроме того, данные средства могут быть направлены на закупку необходимых сырья, материалов, комплектующих, машин и оборудования или использованы для модернизации производства».

По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, аналогичное банковское кредитование по приемлемым ставкам в течение всего года позволило бы нормализовать работу предприятий. Он пояснил, что инвестиционные циклы изготовления локомотивов и пассажирских вагонов (с момента заказа первых партий комплектующих до момента поставки локомотивов) превышают 2-3 месяца, а по отдельным моделям доходят до 7-8 месяцев. «Пополнить оборотные средства по текущим рыночным кредитным ставкам у предприятий нет возможности, так как такие расходы не включены в конечную стоимость продукции», – говорит эксперт.

 

Административный ресурс в действии

Учитывая, что из-за отсутствия новых контрактов с РЖД на 2015 год заводы фактически вынуждены были остановить производство, средства ВТБ для них – спасение. Они дадут им возможность «успеть построить и поставить необходимую продукцию, несмотря на сложности с финансированием», считает руководитель департамента по внешним связям «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. «У компании есть заказ РЖД на 2015 год, который пока будет реализовываться за счет кредитов, – пояснил он.

«Трансмашхолдингу» и «Синаре» для выполнения заказа по поставке локомотивов в 2015 году необходимы эти деньги, подтвердил ведущий аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков.

В начале марта вести с заводов пошли веселее. Заказ на производство 68 магистральных тепловозов новой модификации 2ТЭ25КМ для РЖД получил БМЗ. В связи с заключением контракта с РЖД возобновил производство в штатном режиме НЭВЗ. Однако, как сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, денег удалось добиться лишь посредством использования «всех доступных рычагов» на федеральном уровне. «Это означает, что на любую ситуацию можно влиять, если информация поступает своевременно. Ситуацию с НЭВЗом мы в некоторой степени упустили, а точнее, не получили своевременно достаточную информацию, и нам пришлось в пожарном порядке включаться в работу», – заявил он. Кроме того, производственная программа НЭВЗа все равно будет скорректирована в сторону уменьшения, и завод получит заказ на 350-370 секций (в 2014 году на НЭВЗе произведено 570 секций), о чем сообщил начальник управления промышленности минпрома Ростовской области Андрей Фролов.

По ситуации на ТВЗ (его сотрудники собрались выходить на митинг из-за грозящих сокращений) дважды проводилось совещание у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, где рассматривались меры по господдержке завода. Разрабатывались планы по обеспечению заказами предприятия, которому основной заказчик, РЖД, не смог обеспечить загрузку в связи со сложной экономической ситуацией и сокращением инвестиционной программы.

Таким образом, благодаря «всем доступным рычагам» предприятия получили деньги из ФНБ, будут работать и смогут выполнить обязательства по поставке локомотивов РЖД в рамках программы обновления парка локомотивной тяги. РЖД реализует свою инвестпрограмму. Банки получат деньги. Все вроде бы хорошо. Только вот опять – все на средства госбюджета с использованием административного ресурса. Как же все-таки российский бизнес зависим от казны!

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Морспасслужба устранила угрозу загрязнения акватории Феодосии с аварийного судна «Берг»

Морспасслужба устранила угрозу загрязнения акватории Феодосии с аварийного судна «Берг» Спасатели ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» завершили работы по устранению угрозы загрязнения акват...

Балтийский флот получит новые комплексы С-400 в этом году

Балтийский флот получит новые комплексы С-400 в этом году Новые зенитно-ракетные комплексы С-400 будут размещены на Балтике в 2018 году, сообщил командующий Б...

Российская экономика

Новак: Россия в 2017 году поставила Японии 7,6 млн тонн СПГ

Новак: Россия в 2017 году поставила Японии 7,6 млн тонн СПГ Россия в 2017 году поставила Японии 7,6 млн тонн сжиженного природного газа. Об этом в четверг заяви...

Минтруд заключил федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018 - 2020 годы

Минтруд заключил федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018 - 2020 годы Опубликовано письмо Минтруда России N 14-4/10/В-1047. В нем Минтруд сообщает о заключении федерально...

Транспортная политика

Россия выступает за усиление роли госпортконтроля в части проверок судов по Полярному кодексу

Россия выступает за усиление роли госпортконтроля в части проверок судов по Полярному кодексу За первый год с начала действия Международного кодекса для судов полярного плавания (Полярного к...

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены

Минтранс РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте «широкой колеи» до Вены Министерство транспорта РФ рассчитывает на участие азиатских инвесторов в проекте строительства желе...

Морские порты

«Сумма» считает, что получила от «Транснефти» «хорошее предложение» по НМТП

«Сумма» считает, что получила от «Транснефти» «хорошее предложение» по НМТП «Транснефть» сделала группе «Сумма» «хорошее предложение» по покупке ее доли в НМТП, «Сумма» его обс...

Комитет имущественных отношений Петербурга расторг договор с арендатором Морского вокзала

Комитет имущественных отношений Петербурга расторг договор с арендатором Морского вокзала Комитет имущественных отношений (КИО) через суд расторг договор с АО «Морской вокзал», у кот...




Морской транспорт

Замминистра транспорта РФ: судовладельцы готовы к исполнению «Полярного кодекса»

Замминистра транспорта РФ: судовладельцы готовы к исполнению «Полярного кодекса» Судовладельцы в основном готовы исполнять требования вступившего в силу в прошлом году Международног...

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства

Плановый ремонт в Китае предстоит в ближайшие два месяца одному из трёх паромов Сахалинского морского пароходства Паром «Сахалин-9» со среды уходит на плановый ремонт и, предположительно, возобновит работу на паром...

Речной транспорт

«Красное Сормово» спустило на воду пятый танкер-химовоз проекта RST27М

«Красное Сормово» спустило на воду пятый танкер-химовоз проекта RST27М Спуск на воду пятого танкера-химовоза проекта RST27М – «Балт Флот 20» состоялся на заводе «Красное С...

«Канал имени Москвы» создает новую инфраструктуру для рынка строительных материалов на реке

«Канал имени Москвы» создает новую инфраструктуру для рынка строительных материалов на реке ФГБУ «Канал имени Москвы» и ООО «ЯрПесок-97» заключили долгосрочное соглашение о сотрудничестве. Под...

Ж/Д транспорт

Тарифы на железнодорожные перевозки грузов в Белоруссии увеличены на 10,2%

Тарифы на железнодорожные перевозки грузов в Белоруссии увеличены на 10,2% Унифицированные тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом внутри Белоруссии увеличены н...

«Уралвагонзавод» в 2018 году планирует на 13% увеличить выпуск грузовых вагонов

«Уралвагонзавод» в 2018 году планирует на 13% увеличить выпуск грузовых вагонов Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в Ростех) планирует в 2018 ...

Авто транспорт

Кабмин назначил дорогу федерального значения для облегчения доступа к Керченскому мосту

Кабмин назначил дорогу федерального значения для облегчения доступа к Керченскому мосту Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о включении автомобильной дороги «Краснод...

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО

Грузовой транспорт может проезжать через ледовую переправу в Ненецкий АО Грузовые машины теперь могут проехать по ледовой переправе в районе села Усть-Уса на дороге, соединя...

Аналитика

Транспортная политика

Организационный фактор для эффективных ледокольных проводок

Организационный фактор для эффективных ледокольных проводок Казалось бы, не так давно подводились итоги ледовой навигации 2016-2017 годов, и вот уже в завершающ...

Во имя суверенитета страны

Во имя суверенитета страны Затянувшаяся на четверть века отрицательная тенденция динамики численности постоянного населения Дал...

Морские порты

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП

Развитие порта Магадан зависит от продолжения ФЦП Основание городу-порту Магадан было положено в 1929 году на берегу бухты Нагаева Охотского моря. Пер...

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период

Об устойчивой работе порта Новороссийск в осенне-зимний период Один из крупнейших по грузообороту российских морских портов – Новороссийск – из года в год демонстр...

Морской транспорт

Арест судна

Арест судна Почему держателю коносамента не удалось арестовать судно в случае выдачи груза без предъявления ориг...

Текущее и оперативное планирование работы флота

Текущее и оперативное планирование работы флота Советская система планирования приняла свой законченный вид в течение 50-х годов. К этому времени он...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

Привлечь, обучить, удержать!

Привлечь, обучить, удержать! «Когда к нам вторгаются иностранные капиталы, мы знаем, что не для нашей, а для своей выгоды они при...

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет

Теоретической механике и сопромату здесь обучают уже 70 лет В №4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом ...

Грузовая база

Рынок минудобрений: рост с укрупнением

Рынок минудобрений: рост с укрупнением Производство минеральных удобрений в России с каждым годом растет и уже превысило 20 млн тонн в год...

Экспорт зерна против профицита

Экспорт зерна против профицита Текущий сельскохозяйственный год проходит под знаком очередного высокого урожая зерна, который по ра...

Безопасность мореплавания

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности В начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялся Второй Всероссийский форум портовиков: «Инфра...

Обвиняются «хамелеоны»

Обвиняются «хамелеоны» Навигационно-офтальмологический детектив.

Севморпуть

За безопасность мореплаванияна Севморпути

За безопасность мореплаванияна Севморпути В июле состоялась рабочая встреча председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с генеральным дире...

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ

Проблемы проектирования и эксплуатации морских нефтегазовых платформ Одним из инструментов, обеспечивающих устойчивое развитие государства, является стратегическое плани...




Судостроение

Существующий и перспективный флот

Существующий и перспективный флот Потребность в судах для водного транспорта, возможности верфей и пароходств по развитию флота, новые...

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...