Локомотивная тяга из госказны

Ж/Д транспорт
Локомотивная тяга из госказны

В связи с экономическими трудностями правительство РФ объявило о сокращении большинства категорий бюджетных расходов на 10-15%. Тем не менее РЖД в госпомощи не отказывают. Найденная схема финансирования позволит реализовать инвестпрограмму монополии, в том числе в части получения новых локомотивов, а заодно поддержит российских локомотивостроителей, у которых монополия – единственный заказчик.

Ольга Гольдберг

 

Локомотивная составляющая инвестпрограммы РЖД

В первоочередном порядке государство профинансирует инфраструктурные проекты РЖД: модернизацию железнодорожных магистралей БАМ и Транссиб – проект «Восточный полигон». Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил 3 февраля после совещания у президента: «Общий объем финансирования – 150 млрд рублей, это до 2018 года. Но мы начинаем уже сейчас». Дело в том, что в программе развития Восточного полигона, по словам заместителя министра транспорта Алексея Цыденова, учтена необходимость дополнительного производства примерно 460 единиц локомотивов. Минтранс поддерживает инвестиционные проекты РЖД.

Сегодня в парке ОАО «РЖД» более 20 тыс. локомотивов. На закупку тягового и подвижного состава в 2015 году в инвестиционной программе было запланировано 88,4 млрд рублей (всего до 2020 года – 272 млрд рублей); 60,2 млрд рублей выделено на закупку новых локомотивов. РЖД планировали в 2015 году купить 467 единиц (для сравнения: в 2014 году компания закупила 660 тепловозов и электровозов, в 2013 году – 804).

Однако в январе 2015-го решено приобрести 484 новых локомотива: 254 электровоза и 230 тепловозов. Из них 351 локомотив будет приобретен у ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), 133 – у холдинга «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Увеличение числа закупаемых локомотивов на 3,6% связано с изменением модельного ряда и количества секций планируемых к закупке машин, поясняют в РЖД.

Таким образом, парк тягового подвижного состава пополнят магистральные грузовые электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» (4 единицы в трехсекционном исполнении с бустерной секцией), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 «Скиф» (3 единицы), грузовые электровозы переменного тока 3ЭС5К «Ермак» (73 единицы), грузовые электровозы постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (99 единиц), грузовые электровозы постоянного тока 3ЭС4К «Дончак» (29 единиц), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7 (3 штуки), грузовые тепловозы с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь» (4 единицы) и тепловозы 2ТЭ25КМ (68 единиц), грузовые тепловозы 2ТЭ116У (13 единиц), 3ТЭ116У (12 единиц), 2ТЭ116УД (25 единиц), 2ТЭ116Р (1 единица), ТГ16М (15 единиц), а также магистральный газотурбовоз ГТ1h (1 единица).

Кроме того, планируется закупить 4 пассажирских электровоза двойного питания ЭП20 «Олимп», 35 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К, 4 пассажирских электровоза переменного тока ЭП1М, 15 пассажирских тепловозов ТЭП70БС. Парк маневровых локомотивов компании пополнят 64 тепловоза ТЭМ18ДМ, 2 тепловоза ТЭМ7А, 9 тепловозов с двухдизельной силовой установкой ТЭМ14, а также тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 (1 единица).

 

Схема финансирования

Оплачивать покупку локомотивов ОАО «РЖД» собирается полностью из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Монополия обратилась в правительство РФ с предложением выделить ей 60 млрд рублей для покупки новых локомотивов и еще 40 млрд рублей на строительство путей к портам Черного моря и Северо-Западного региона и оптимизацию железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

Напомним, что при подаче инвестпрограммы до 2020 года в правительство монополия рассчитывала на деньги Внешэкономбанка: предполагалось, что ВЭБ выкупит облигации ОАО «РЖД» на общую сумму 100 млрд рублей за счет пенсионных средств. Но в ноябре 2014 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев опроверг эту информацию, сообщив, что из-за замораживания пенсионных накоплений у банка нет денег на выкуп облигаций. Оставлять железные дороги без госдотаций не представляется возможным – несмотря на попытку, предпринятую осенью прошлого года правительством, когда РЖД было предложено сверстать инвестпрограмму с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки (конечно, попытка была обречена на провал). Тогда Минэкономразвития изыскало другой источник финансирования развития РЖД – Фонд национального благосостояния.

И в феврале министр транспорта Максим Соколов сообщил о принятии «решения по выделению для приобретения из средств ФНБ облигаций ОАО «РЖД»: «Я считаю, что они должны быть в течение этого года реализованы в полном объеме». На покупку локомотивов в 2015 году РЖД должны получить 60,2 млрд рублей из ФНБ. Схемы предлагались разные.

В конце 2014 года ОАО «Банк ВТБ» получило на субординированный депозит средства из ФНБ в сумме 100 млрд рублей. Еще 150 млрд рублей – второй транш на докапитализацию и кредитование экономики – правительство обещало выделить ВТБ из того же источника до конца I квартала 2015 года.

Закон РФ предусматривает подобную возможность финансирования инфраструктурных проектов: размещение до 10% средств ФНБ на субординированных депозитах либо в субординированные облигации российских кредитных организаций. Речь идет о самоокупаемых инфраструктурных проектах, которые прошли утверждение в правительстве.

Предполагалось, что ВТБ приобретает на эти 100 млрд рублей облигации федерального займа (ОФЗ), выпущенные Министерством финансов в конце декабря 2014 года. Срок погашения этих ОФЗ – 30 марта 2015. Как только ОФЗ будут погашены, ВТБ направит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Однако этот вариант не был реализован, и решили, что ВТБ на деньги ФНБ выкупит облигации ОАО «РЖД», чтобы монополия могла обеспечить производителей локомотивов контрактами. Однако запланированный на 19 февраля выпуск облигаций РЖД не состоялся и был перенесен на неопределенный срок.

Пока схемы обсуждались и не выполнялись, производители локомотивов, не получившие вовремя контракты от их единственного заказчика и денег под эти контракты, объявили о приостановке производства и роспуске рабочих. В кризисной экономике цены материалов резко возросли, так же как и ставки по кредитам, и предприятиям не под силу выпускать локомотивы на собственные средства. «Трансмашхолдинг» сообщил о частичной остановке производства на локомотивостроительных заводах (в составе холдинга 17 вагоностроительных и машиностроительных заводов, 10 из которых выпускают локомотивы). На всех его предприятиях была сокращена рабочая неделя. Начал простаивать Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Его сотрудники (9,5 тыс. человек) в феврале получили лишь 2/3 заработной платы. НЭВЗ – крупнейший российский производитель магистральных грузовых и пассажирских электровозов; 80% эксплуатируемых в России электровозов (16 тыс. единиц) выпущено на НЭВЗ. С 4 февраля в неоплачиваемый отпуск ушла половина сотрудников Брянского машиностроительного завода (БМЗ). Тверской машиностроительный завод (ТМЗ) сообщал о намерении сократить 20% персонала. Всего «Трансмашхолдинг» в начале февраля из-за отсутствия заказов со стороны РЖД заявлял к сокращению 18% персонала своих заводов – это 9 тыс. человек.

В результате отрасль пришлось спасать, и спасать быстро. От длинных путей с облигациями отказались и выделили деньги напрямую бедствующим производителям. ВТБ выдал заводам кредитов в размере более 15 млрд рублей. Структура «Трансмашхолдинга» «Рослокомотив» получила 10,8 млрд рублей, «Синара ТМ» – 1 млрд рублей, «Уральские локомотивы» (СП немецкого концерна Siemens и «Синары») – 3,3 млрд рублей. Использовать другой финансовый инструмент правительство вынудила ситуация в отрасли производства подвижного состава, объясняет аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов: «Поддержка производственникам нужна именно сейчас, в то время как получение средств из ФНБ, очевидно, заняло бы больше времени».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что «выбор был сделан в пользу предоставления кредита локомотивостроительным предприятиям, как наиболее логичного варианта. Ведь в этом случае деньги выделяются напрямую производителям, и они могут их сразу использовать». Он считает, что кредиты окажут положительное воздействие на заводы и будут способствовать увеличению их производственных и финансовых результатов: «Кроме того, данные средства могут быть направлены на закупку необходимых сырья, материалов, комплектующих, машин и оборудования или использованы для модернизации производства».

По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, аналогичное банковское кредитование по приемлемым ставкам в течение всего года позволило бы нормализовать работу предприятий. Он пояснил, что инвестиционные циклы изготовления локомотивов и пассажирских вагонов (с момента заказа первых партий комплектующих до момента поставки локомотивов) превышают 2-3 месяца, а по отдельным моделям доходят до 7-8 месяцев. «Пополнить оборотные средства по текущим рыночным кредитным ставкам у предприятий нет возможности, так как такие расходы не включены в конечную стоимость продукции», – говорит эксперт.

 

Административный ресурс в действии

Учитывая, что из-за отсутствия новых контрактов с РЖД на 2015 год заводы фактически вынуждены были остановить производство, средства ВТБ для них – спасение. Они дадут им возможность «успеть построить и поставить необходимую продукцию, несмотря на сложности с финансированием», считает руководитель департамента по внешним связям «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. «У компании есть заказ РЖД на 2015 год, который пока будет реализовываться за счет кредитов, – пояснил он.

«Трансмашхолдингу» и «Синаре» для выполнения заказа по поставке локомотивов в 2015 году необходимы эти деньги, подтвердил ведущий аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков.

В начале марта вести с заводов пошли веселее. Заказ на производство 68 магистральных тепловозов новой модификации 2ТЭ25КМ для РЖД получил БМЗ. В связи с заключением контракта с РЖД возобновил производство в штатном режиме НЭВЗ. Однако, как сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, денег удалось добиться лишь посредством использования «всех доступных рычагов» на федеральном уровне. «Это означает, что на любую ситуацию можно влиять, если информация поступает своевременно. Ситуацию с НЭВЗом мы в некоторой степени упустили, а точнее, не получили своевременно достаточную информацию, и нам пришлось в пожарном порядке включаться в работу», – заявил он. Кроме того, производственная программа НЭВЗа все равно будет скорректирована в сторону уменьшения, и завод получит заказ на 350-370 секций (в 2014 году на НЭВЗе произведено 570 секций), о чем сообщил начальник управления промышленности минпрома Ростовской области Андрей Фролов.

По ситуации на ТВЗ (его сотрудники собрались выходить на митинг из-за грозящих сокращений) дважды проводилось совещание у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, где рассматривались меры по господдержке завода. Разрабатывались планы по обеспечению заказами предприятия, которому основной заказчик, РЖД, не смог обеспечить загрузку в связи со сложной экономической ситуацией и сокращением инвестиционной программы.

Таким образом, благодаря «всем доступным рычагам» предприятия получили деньги из ФНБ, будут работать и смогут выполнить обязательства по поставке локомотивов РЖД в рамках программы обновления парка локомотивной тяги. РЖД реализует свою инвестпрограмму. Банки получат деньги. Все вроде бы хорошо. Только вот опять – все на средства госбюджета с использованием административного ресурса. Как же все-таки российский бизнес зависим от казны!

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Вертолет МЧС завершил поисковую операцию, не найдя моряков с горящих судов

Вертолет МЧС завершил поисковую операцию, не найдя моряков с горящих судов Вертолет МЧС завершил поисково-спасательную операцию (ПСО) в районе возгорания двух судов в ...

На борту атомохода «Ленин» наградили звезд адаптивного спорта

На борту атомохода «Ленин» наградили звезд адаптивного спорта 19 января на борту атомного ледокола-музея «Ленин» состоялось подведение итогов 2018 спортивного год...

Российская экономика

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей

На развитие Северного морского пути потребуется более 900 млрд рублей На развитие Северного морского пути (СМП) в 2019-2024 годах потребуется 905,6 млрд рублей. О...

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Следственный комитет: на поврежденном складе в Морском порту Петербурга хранился металл

Следственный комитет: на поврежденном складе в Морском порту Петербурга хранился металл Сотрудники Санкт-Петербургского следственного отдела Северо-Западного следственного управления на тр...

Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан награжден Почетной грамотой Президента РФ

Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» Евгений Корбан награжден Почетной грамотой Президента РФ Управляющий директор АО «Ростерминалуголь» – крупнейшего в европейской части России специализированн...




Морской транспорт

В Керчь направился буксир с моряками, спасенными с горящих в Черном море судов

В Керчь направился буксир с моряками, спасенными с горящих в Черном море судов Спасательный буксир завершил работы по сбору спасенных с горящих судов в Черном море моряков и напра...

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства маломерных судов в Российской Федерации

Аквафермеры планируют участвовать в программе строительства  маломерных судов в Российской Федерации Российские аквакультурные предприятия планируют участвовать в программе строительства судов маломерн...

Речной транспорт

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве

Теплоход столкнулся с набережной в районе парка Горького в Москве Следователи разбираются в обстоятельствах столкновения теплохода с набережной в районе парка имени Г...

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1%

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2018 г. вырос на 6,1% «Трансконтейнер» увеличил   контейнерные перевозки в 2018 году на 6,1% к уровню 2017&n...

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов

В Мурманском регионе Октябрьской железной дороги полностью обновлен парк грузовых локомотивов По состоянию на январь 2019 года парк грузовых локомотивов на полигоне Мурманского территориального ...

Авто транспорт

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии

Федеральные дорожники расчистили от снега самый сложный участок Транскама в Северной Осетии Накануне подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Кавказ» завершило расчистку от снега самого сложно...

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...