Локомотивная тяга из госказны

Ж/Д транспорт
Локомотивная тяга из госказны

В связи с экономическими трудностями правительство РФ объявило о сокращении большинства категорий бюджетных расходов на 10-15%. Тем не менее РЖД в госпомощи не отказывают. Найденная схема финансирования позволит реализовать инвестпрограмму монополии, в том числе в части получения новых локомотивов, а заодно поддержит российских локомотивостроителей, у которых монополия – единственный заказчик.

Ольга Гольдберг

 

Локомотивная составляющая инвестпрограммы РЖД

В первоочередном порядке государство профинансирует инфраструктурные проекты РЖД: модернизацию железнодорожных магистралей БАМ и Транссиб – проект «Восточный полигон». Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил 3 февраля после совещания у президента: «Общий объем финансирования – 150 млрд рублей, это до 2018 года. Но мы начинаем уже сейчас». Дело в том, что в программе развития Восточного полигона, по словам заместителя министра транспорта Алексея Цыденова, учтена необходимость дополнительного производства примерно 460 единиц локомотивов. Минтранс поддерживает инвестиционные проекты РЖД.

Сегодня в парке ОАО «РЖД» более 20 тыс. локомотивов. На закупку тягового и подвижного состава в 2015 году в инвестиционной программе было запланировано 88,4 млрд рублей (всего до 2020 года – 272 млрд рублей); 60,2 млрд рублей выделено на закупку новых локомотивов. РЖД планировали в 2015 году купить 467 единиц (для сравнения: в 2014 году компания закупила 660 тепловозов и электровозов, в 2013 году – 804).

Однако в январе 2015-го решено приобрести 484 новых локомотива: 254 электровоза и 230 тепловозов. Из них 351 локомотив будет приобретен у ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), 133 – у холдинга «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Увеличение числа закупаемых локомотивов на 3,6% связано с изменением модельного ряда и количества секций планируемых к закупке машин, поясняют в РЖД.

Таким образом, парк тягового подвижного состава пополнят магистральные грузовые электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» (4 единицы в трехсекционном исполнении с бустерной секцией), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 «Скиф» (3 единицы), грузовые электровозы переменного тока 3ЭС5К «Ермак» (73 единицы), грузовые электровозы постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (99 единиц), грузовые электровозы постоянного тока 3ЭС4К «Дончак» (29 единиц), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7 (3 штуки), грузовые тепловозы с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь» (4 единицы) и тепловозы 2ТЭ25КМ (68 единиц), грузовые тепловозы 2ТЭ116У (13 единиц), 3ТЭ116У (12 единиц), 2ТЭ116УД (25 единиц), 2ТЭ116Р (1 единица), ТГ16М (15 единиц), а также магистральный газотурбовоз ГТ1h (1 единица).

Кроме того, планируется закупить 4 пассажирских электровоза двойного питания ЭП20 «Олимп», 35 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К, 4 пассажирских электровоза переменного тока ЭП1М, 15 пассажирских тепловозов ТЭП70БС. Парк маневровых локомотивов компании пополнят 64 тепловоза ТЭМ18ДМ, 2 тепловоза ТЭМ7А, 9 тепловозов с двухдизельной силовой установкой ТЭМ14, а также тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 (1 единица).

 

Схема финансирования

Оплачивать покупку локомотивов ОАО «РЖД» собирается полностью из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Монополия обратилась в правительство РФ с предложением выделить ей 60 млрд рублей для покупки новых локомотивов и еще 40 млрд рублей на строительство путей к портам Черного моря и Северо-Западного региона и оптимизацию железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

Напомним, что при подаче инвестпрограммы до 2020 года в правительство монополия рассчитывала на деньги Внешэкономбанка: предполагалось, что ВЭБ выкупит облигации ОАО «РЖД» на общую сумму 100 млрд рублей за счет пенсионных средств. Но в ноябре 2014 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев опроверг эту информацию, сообщив, что из-за замораживания пенсионных накоплений у банка нет денег на выкуп облигаций. Оставлять железные дороги без госдотаций не представляется возможным – несмотря на попытку, предпринятую осенью прошлого года правительством, когда РЖД было предложено сверстать инвестпрограмму с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки (конечно, попытка была обречена на провал). Тогда Минэкономразвития изыскало другой источник финансирования развития РЖД – Фонд национального благосостояния.

И в феврале министр транспорта Максим Соколов сообщил о принятии «решения по выделению для приобретения из средств ФНБ облигаций ОАО «РЖД»: «Я считаю, что они должны быть в течение этого года реализованы в полном объеме». На покупку локомотивов в 2015 году РЖД должны получить 60,2 млрд рублей из ФНБ. Схемы предлагались разные.

В конце 2014 года ОАО «Банк ВТБ» получило на субординированный депозит средства из ФНБ в сумме 100 млрд рублей. Еще 150 млрд рублей – второй транш на докапитализацию и кредитование экономики – правительство обещало выделить ВТБ из того же источника до конца I квартала 2015 года.

Закон РФ предусматривает подобную возможность финансирования инфраструктурных проектов: размещение до 10% средств ФНБ на субординированных депозитах либо в субординированные облигации российских кредитных организаций. Речь идет о самоокупаемых инфраструктурных проектах, которые прошли утверждение в правительстве.

Предполагалось, что ВТБ приобретает на эти 100 млрд рублей облигации федерального займа (ОФЗ), выпущенные Министерством финансов в конце декабря 2014 года. Срок погашения этих ОФЗ – 30 марта 2015. Как только ОФЗ будут погашены, ВТБ направит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Однако этот вариант не был реализован, и решили, что ВТБ на деньги ФНБ выкупит облигации ОАО «РЖД», чтобы монополия могла обеспечить производителей локомотивов контрактами. Однако запланированный на 19 февраля выпуск облигаций РЖД не состоялся и был перенесен на неопределенный срок.

Пока схемы обсуждались и не выполнялись, производители локомотивов, не получившие вовремя контракты от их единственного заказчика и денег под эти контракты, объявили о приостановке производства и роспуске рабочих. В кризисной экономике цены материалов резко возросли, так же как и ставки по кредитам, и предприятиям не под силу выпускать локомотивы на собственные средства. «Трансмашхолдинг» сообщил о частичной остановке производства на локомотивостроительных заводах (в составе холдинга 17 вагоностроительных и машиностроительных заводов, 10 из которых выпускают локомотивы). На всех его предприятиях была сокращена рабочая неделя. Начал простаивать Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Его сотрудники (9,5 тыс. человек) в феврале получили лишь 2/3 заработной платы. НЭВЗ – крупнейший российский производитель магистральных грузовых и пассажирских электровозов; 80% эксплуатируемых в России электровозов (16 тыс. единиц) выпущено на НЭВЗ. С 4 февраля в неоплачиваемый отпуск ушла половина сотрудников Брянского машиностроительного завода (БМЗ). Тверской машиностроительный завод (ТМЗ) сообщал о намерении сократить 20% персонала. Всего «Трансмашхолдинг» в начале февраля из-за отсутствия заказов со стороны РЖД заявлял к сокращению 18% персонала своих заводов – это 9 тыс. человек.

В результате отрасль пришлось спасать, и спасать быстро. От длинных путей с облигациями отказались и выделили деньги напрямую бедствующим производителям. ВТБ выдал заводам кредитов в размере более 15 млрд рублей. Структура «Трансмашхолдинга» «Рослокомотив» получила 10,8 млрд рублей, «Синара ТМ» – 1 млрд рублей, «Уральские локомотивы» (СП немецкого концерна Siemens и «Синары») – 3,3 млрд рублей. Использовать другой финансовый инструмент правительство вынудила ситуация в отрасли производства подвижного состава, объясняет аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов: «Поддержка производственникам нужна именно сейчас, в то время как получение средств из ФНБ, очевидно, заняло бы больше времени».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что «выбор был сделан в пользу предоставления кредита локомотивостроительным предприятиям, как наиболее логичного варианта. Ведь в этом случае деньги выделяются напрямую производителям, и они могут их сразу использовать». Он считает, что кредиты окажут положительное воздействие на заводы и будут способствовать увеличению их производственных и финансовых результатов: «Кроме того, данные средства могут быть направлены на закупку необходимых сырья, материалов, комплектующих, машин и оборудования или использованы для модернизации производства».

По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, аналогичное банковское кредитование по приемлемым ставкам в течение всего года позволило бы нормализовать работу предприятий. Он пояснил, что инвестиционные циклы изготовления локомотивов и пассажирских вагонов (с момента заказа первых партий комплектующих до момента поставки локомотивов) превышают 2-3 месяца, а по отдельным моделям доходят до 7-8 месяцев. «Пополнить оборотные средства по текущим рыночным кредитным ставкам у предприятий нет возможности, так как такие расходы не включены в конечную стоимость продукции», – говорит эксперт.

 

Административный ресурс в действии

Учитывая, что из-за отсутствия новых контрактов с РЖД на 2015 год заводы фактически вынуждены были остановить производство, средства ВТБ для них – спасение. Они дадут им возможность «успеть построить и поставить необходимую продукцию, несмотря на сложности с финансированием», считает руководитель департамента по внешним связям «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. «У компании есть заказ РЖД на 2015 год, который пока будет реализовываться за счет кредитов, – пояснил он.

«Трансмашхолдингу» и «Синаре» для выполнения заказа по поставке локомотивов в 2015 году необходимы эти деньги, подтвердил ведущий аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков.

В начале марта вести с заводов пошли веселее. Заказ на производство 68 магистральных тепловозов новой модификации 2ТЭ25КМ для РЖД получил БМЗ. В связи с заключением контракта с РЖД возобновил производство в штатном режиме НЭВЗ. Однако, как сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, денег удалось добиться лишь посредством использования «всех доступных рычагов» на федеральном уровне. «Это означает, что на любую ситуацию можно влиять, если информация поступает своевременно. Ситуацию с НЭВЗом мы в некоторой степени упустили, а точнее, не получили своевременно достаточную информацию, и нам пришлось в пожарном порядке включаться в работу», – заявил он. Кроме того, производственная программа НЭВЗа все равно будет скорректирована в сторону уменьшения, и завод получит заказ на 350-370 секций (в 2014 году на НЭВЗе произведено 570 секций), о чем сообщил начальник управления промышленности минпрома Ростовской области Андрей Фролов.

По ситуации на ТВЗ (его сотрудники собрались выходить на митинг из-за грозящих сокращений) дважды проводилось совещание у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, где рассматривались меры по господдержке завода. Разрабатывались планы по обеспечению заказами предприятия, которому основной заказчик, РЖД, не смог обеспечить загрузку в связи со сложной экономической ситуацией и сокращением инвестиционной программы.

Таким образом, благодаря «всем доступным рычагам» предприятия получили деньги из ФНБ, будут работать и смогут выполнить обязательства по поставке локомотивов РЖД в рамках программы обновления парка локомотивной тяги. РЖД реализует свою инвестпрограмму. Банки получат деньги. Все вроде бы хорошо. Только вот опять – все на средства госбюджета с использованием административного ресурса. Как же все-таки российский бизнес зависим от казны!

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Пожар на судне в порту Мурманска локализован

Пожар на судне в порту Мурманска локализован Пожар на рыболовном судне «Одиссей-1» (компания-судовладелец ООО «Зигранд»), стоящем в доке ...

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества»

Министр обороны РФ наградил Виктора Олерского медалью «За укрепление боевого содружества» Министр обороны РФ Сергей Шойгу наградил заместителя министра транспорта РФ – руководителя Федеральн...

Российская экономика

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград

Преимущество России: Литва, завышая цены, не пускает поезда в Калининград Экономист из Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в интервью RuBaltic заявил, ч...

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года

Вылов скумбрии на Дальнем Востоке почти в пять раз превысил показатели 2016 года В Росрыболовстве обсудили ход освоения перспективных объектов промысла в Дальневосточном рыбохозяйст...

Транспортная политика

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit

Eurotunnel переименовали в Getlink в ожидании завершения Brexit Французский оператор железнодорожного туннеля под Ла-Маншем Groupe Eurotunnel SA сменил название впе...

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост

Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост Замминистра транспорта Валерий Окулов может покинуть свой пост. «В ближайшие дни» премьер-министр РФ...

Морские порты

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза

Объем погрузки на Северной желдороге в октябре в адрес Архангельского порта вырос в 2 раза Северная железная дорога (СЖД, филиал ОАО «РЖД») в октябре 2017 года перевезла 60,1 тыс. тон...

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ

Аренда Hutchinson Ports причалов в Черноморске не принесет выгоды Украине – СМИ Крупнейший портовый оператор Hutchinson Ports подал заявки на аренду причалов порта Черноморск (...




Морской транспорт

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота»

Электромеханический привод судовых кранов постепенно вытесняет гидравлический – конференция «Морского флота» Строительство судовых кранов полностью на электромеханической тяге – одна из наиболее заметных тенде...

Шторм остановил паромную переправу в Крым

Шторм остановил паромную переправу в Крым Движение паромов в Керченском проливе приостановлено во вторник днем из-за непогоды, сообщила компан...

Речной транспорт

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла

В аэропорту «Платов» обсудили вопросы строительства Багаевского гидроузла На площадке новейшего международного аэропорта «Платов», прошло рабочее совещание по вопросам строит...

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе спустили новый наплавной мост для района Соломенное 17 ноября 2017 года на ООО »Онежский судостроительно-судоремонтный завод» (ООО »ОССЗ») состо...

Ж/Д транспорт

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором

Глава «Российских железных дорог» Белозеров стал генеральным директором Возглавляющий ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров стал генеральным директо...

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Авто транспорт

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд

Служба автодорог Крыма заключила контракт на строительство трассы «Таврида» на 137,3 млрд Служба автомобильных дорог Республики Крым заключила контракт с единственным подрядчиком, вологодско...

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...