Локомотивная тяга из госказны

Ж/Д транспорт
Локомотивная тяга из госказны

В связи с экономическими трудностями правительство РФ объявило о сокращении большинства категорий бюджетных расходов на 10-15%. Тем не менее РЖД в госпомощи не отказывают. Найденная схема финансирования позволит реализовать инвестпрограмму монополии, в том числе в части получения новых локомотивов, а заодно поддержит российских локомотивостроителей, у которых монополия – единственный заказчик.

Ольга Гольдберг

 

Локомотивная составляющая инвестпрограммы РЖД

В первоочередном порядке государство профинансирует инфраструктурные проекты РЖД: модернизацию железнодорожных магистралей БАМ и Транссиб – проект «Восточный полигон». Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев сообщил 3 февраля после совещания у президента: «Общий объем финансирования – 150 млрд рублей, это до 2018 года. Но мы начинаем уже сейчас». Дело в том, что в программе развития Восточного полигона, по словам заместителя министра транспорта Алексея Цыденова, учтена необходимость дополнительного производства примерно 460 единиц локомотивов. Минтранс поддерживает инвестиционные проекты РЖД.

Сегодня в парке ОАО «РЖД» более 20 тыс. локомотивов. На закупку тягового и подвижного состава в 2015 году в инвестиционной программе было запланировано 88,4 млрд рублей (всего до 2020 года – 272 млрд рублей); 60,2 млрд рублей выделено на закупку новых локомотивов. РЖД планировали в 2015 году купить 467 единиц (для сравнения: в 2014 году компания закупила 660 тепловозов и электровозов, в 2013 году – 804).

Однако в январе 2015-го решено приобрести 484 новых локомотива: 254 электровоза и 230 тепловозов. Из них 351 локомотив будет приобретен у ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), 133 – у холдинга «Синара – Транспортные машины» (СТМ). Увеличение числа закупаемых локомотивов на 3,6% связано с изменением модельного ряда и количества секций планируемых к закупке машин, поясняют в РЖД.

Таким образом, парк тягового подвижного состава пополнят магистральные грузовые электровозы постоянного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС10 «Гранит» (4 единицы в трехсекционном исполнении с бустерной секцией), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС5 «Скиф» (3 единицы), грузовые электровозы переменного тока 3ЭС5К «Ермак» (73 единицы), грузовые электровозы постоянного тока 2ЭС6 «Синара» (99 единиц), грузовые электровозы постоянного тока 3ЭС4К «Дончак» (29 единиц), грузовые электровозы переменного тока с асинхронным тяговым приводом 2ЭС7 (3 штуки), грузовые тепловозы с асинхронным тяговым приводом 2ТЭ25А «Витязь» (4 единицы) и тепловозы 2ТЭ25КМ (68 единиц), грузовые тепловозы 2ТЭ116У (13 единиц), 3ТЭ116У (12 единиц), 2ТЭ116УД (25 единиц), 2ТЭ116Р (1 единица), ТГ16М (15 единиц), а также магистральный газотурбовоз ГТ1h (1 единица).

Кроме того, планируется закупить 4 пассажирских электровоза двойного питания ЭП20 «Олимп», 35 пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К, 4 пассажирских электровоза переменного тока ЭП1М, 15 пассажирских тепловозов ТЭП70БС. Парк маневровых локомотивов компании пополнят 64 тепловоза ТЭМ18ДМ, 2 тепловоза ТЭМ7А, 9 тепловозов с двухдизельной силовой установкой ТЭМ14, а также тепловоз с газопоршневым двигателем ТЭМ19 (1 единица).

 

Схема финансирования

Оплачивать покупку локомотивов ОАО «РЖД» собирается полностью из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Монополия обратилась в правительство РФ с предложением выделить ей 60 млрд рублей для покупки новых локомотивов и еще 40 млрд рублей на строительство путей к портам Черного моря и Северо-Западного региона и оптимизацию железнодорожной сети на Дальнем Востоке.

Напомним, что при подаче инвестпрограммы до 2020 года в правительство монополия рассчитывала на деньги Внешэкономбанка: предполагалось, что ВЭБ выкупит облигации ОАО «РЖД» на общую сумму 100 млрд рублей за счет пенсионных средств. Но в ноябре 2014 года председатель ВЭБа Владимир Дмитриев опроверг эту информацию, сообщив, что из-за замораживания пенсионных накоплений у банка нет денег на выкуп облигаций. Оставлять железные дороги без госдотаций не представляется возможным – несмотря на попытку, предпринятую осенью прошлого года правительством, когда РЖД было предложено сверстать инвестпрограмму с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки (конечно, попытка была обречена на провал). Тогда Минэкономразвития изыскало другой источник финансирования развития РЖД – Фонд национального благосостояния.

И в феврале министр транспорта Максим Соколов сообщил о принятии «решения по выделению для приобретения из средств ФНБ облигаций ОАО «РЖД»: «Я считаю, что они должны быть в течение этого года реализованы в полном объеме». На покупку локомотивов в 2015 году РЖД должны получить 60,2 млрд рублей из ФНБ. Схемы предлагались разные.

В конце 2014 года ОАО «Банк ВТБ» получило на субординированный депозит средства из ФНБ в сумме 100 млрд рублей. Еще 150 млрд рублей – второй транш на докапитализацию и кредитование экономики – правительство обещало выделить ВТБ из того же источника до конца I квартала 2015 года.

Закон РФ предусматривает подобную возможность финансирования инфраструктурных проектов: размещение до 10% средств ФНБ на субординированных депозитах либо в субординированные облигации российских кредитных организаций. Речь идет о самоокупаемых инфраструктурных проектах, которые прошли утверждение в правительстве.

Предполагалось, что ВТБ приобретает на эти 100 млрд рублей облигации федерального займа (ОФЗ), выпущенные Министерством финансов в конце декабря 2014 года. Срок погашения этих ОФЗ – 30 марта 2015. Как только ОФЗ будут погашены, ВТБ направит деньги в проекты инвестпрограммы РЖД. Однако этот вариант не был реализован, и решили, что ВТБ на деньги ФНБ выкупит облигации ОАО «РЖД», чтобы монополия могла обеспечить производителей локомотивов контрактами. Однако запланированный на 19 февраля выпуск облигаций РЖД не состоялся и был перенесен на неопределенный срок.

Пока схемы обсуждались и не выполнялись, производители локомотивов, не получившие вовремя контракты от их единственного заказчика и денег под эти контракты, объявили о приостановке производства и роспуске рабочих. В кризисной экономике цены материалов резко возросли, так же как и ставки по кредитам, и предприятиям не под силу выпускать локомотивы на собственные средства. «Трансмашхолдинг» сообщил о частичной остановке производства на локомотивостроительных заводах (в составе холдинга 17 вагоностроительных и машиностроительных заводов, 10 из которых выпускают локомотивы). На всех его предприятиях была сокращена рабочая неделя. Начал простаивать Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Его сотрудники (9,5 тыс. человек) в феврале получили лишь 2/3 заработной платы. НЭВЗ – крупнейший российский производитель магистральных грузовых и пассажирских электровозов; 80% эксплуатируемых в России электровозов (16 тыс. единиц) выпущено на НЭВЗ. С 4 февраля в неоплачиваемый отпуск ушла половина сотрудников Брянского машиностроительного завода (БМЗ). Тверской машиностроительный завод (ТМЗ) сообщал о намерении сократить 20% персонала. Всего «Трансмашхолдинг» в начале февраля из-за отсутствия заказов со стороны РЖД заявлял к сокращению 18% персонала своих заводов – это 9 тыс. человек.

В результате отрасль пришлось спасать, и спасать быстро. От длинных путей с облигациями отказались и выделили деньги напрямую бедствующим производителям. ВТБ выдал заводам кредитов в размере более 15 млрд рублей. Структура «Трансмашхолдинга» «Рослокомотив» получила 10,8 млрд рублей, «Синара ТМ» – 1 млрд рублей, «Уральские локомотивы» (СП немецкого концерна Siemens и «Синары») – 3,3 млрд рублей. Использовать другой финансовый инструмент правительство вынудила ситуация в отрасли производства подвижного состава, объясняет аналитик Raiffeisen Bank Константин Юминов: «Поддержка производственникам нужна именно сейчас, в то время как получение средств из ФНБ, очевидно, заняло бы больше времени».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что «выбор был сделан в пользу предоставления кредита локомотивостроительным предприятиям, как наиболее логичного варианта. Ведь в этом случае деньги выделяются напрямую производителям, и они могут их сразу использовать». Он считает, что кредиты окажут положительное воздействие на заводы и будут способствовать увеличению их производственных и финансовых результатов: «Кроме того, данные средства могут быть направлены на закупку необходимых сырья, материалов, комплектующих, машин и оборудования или использованы для модернизации производства».

По мнению заместителя генерального директора Института проблем естественных монополий Владимира Савчука, аналогичное банковское кредитование по приемлемым ставкам в течение всего года позволило бы нормализовать работу предприятий. Он пояснил, что инвестиционные циклы изготовления локомотивов и пассажирских вагонов (с момента заказа первых партий комплектующих до момента поставки локомотивов) превышают 2-3 месяца, а по отдельным моделям доходят до 7-8 месяцев. «Пополнить оборотные средства по текущим рыночным кредитным ставкам у предприятий нет возможности, так как такие расходы не включены в конечную стоимость продукции», – говорит эксперт.

 

Административный ресурс в действии

Учитывая, что из-за отсутствия новых контрактов с РЖД на 2015 год заводы фактически вынуждены были остановить производство, средства ВТБ для них – спасение. Они дадут им возможность «успеть построить и поставить необходимую продукцию, несмотря на сложности с финансированием», считает руководитель департамента по внешним связям «Трансмашхолдинга» Артем Леденев. «У компании есть заказ РЖД на 2015 год, который пока будет реализовываться за счет кредитов, – пояснил он.

«Трансмашхолдингу» и «Синаре» для выполнения заказа по поставке локомотивов в 2015 году необходимы эти деньги, подтвердил ведущий аналитик инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Андрей Рожков.

В начале марта вести с заводов пошли веселее. Заказ на производство 68 магистральных тепловозов новой модификации 2ТЭ25КМ для РЖД получил БМЗ. В связи с заключением контракта с РЖД возобновил производство в штатном режиме НЭВЗ. Однако, как сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, денег удалось добиться лишь посредством использования «всех доступных рычагов» на федеральном уровне. «Это означает, что на любую ситуацию можно влиять, если информация поступает своевременно. Ситуацию с НЭВЗом мы в некоторой степени упустили, а точнее, не получили своевременно достаточную информацию, и нам пришлось в пожарном порядке включаться в работу», – заявил он. Кроме того, производственная программа НЭВЗа все равно будет скорректирована в сторону уменьшения, и завод получит заказ на 350-370 секций (в 2014 году на НЭВЗе произведено 570 секций), о чем сообщил начальник управления промышленности минпрома Ростовской области Андрей Фролов.

По ситуации на ТВЗ (его сотрудники собрались выходить на митинг из-за грозящих сокращений) дважды проводилось совещание у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, где рассматривались меры по господдержке завода. Разрабатывались планы по обеспечению заказами предприятия, которому основной заказчик, РЖД, не смог обеспечить загрузку в связи со сложной экономической ситуацией и сокращением инвестиционной программы.

Таким образом, благодаря «всем доступным рычагам» предприятия получили деньги из ФНБ, будут работать и смогут выполнить обязательства по поставке локомотивов РЖД в рамках программы обновления парка локомотивной тяги. РЖД реализует свою инвестпрограмму. Банки получат деньги. Все вроде бы хорошо. Только вот опять – все на средства госбюджета с использованием административного ресурса. Как же все-таки российский бизнес зависим от казны!

 

Морские порты №1 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...