Взяли на испуг - Морские вести России

Взяли на испуг

13.08.2015

Ж/Д транспорт

Одним из основных аргументов в пользу проведения структурной реформы железнодорожного транспорта в РФ, начатой еще в середине 1990-х, было снижение стоимости перевозок народно-хозяйственных грузов и восстановление основных производственных фондов железнодорожного транспорта, старение которых из-за недостатка финансирования к 2000 году составило около 55%. Поэтому создавая ОАО «РЖД» со 100%-ным государственным участием, реформаторы наряду с разделением  административных и хозяйственных функций, выделением конкурентных рынков транспортных услуг и избавлением от непрофильных активов ставили задачи повышения инвестиционной привлекательности отрасли и решения проблем содержания и развития железнодорожной инфраструктуры.

Однако по истечении срока реформы (2010 г.), по сути не достигшей многих целей, она была продлена уже на других принципах и в другом направлении. Как же решались все последние годы проблемы издержек и инвестиций РЖД? И как решается сейчас вопрос формирования инвестиционной программы госкомпании?

Ольга Гольдберг

Хотя государство и ставило задачу разделения административных и регулятивных функций от хозяйственных при создании ОАО «РЖД» в 2003 году, фактически все эти годы с момента создания госкомпании оно остается для нее главным инвестором – собственных денег РЖД не хватает на развитие железнодорожной инфраструктуры и поддержания ее в нормальном состоянии. При колоссальных издержках госкомпании постоянные просьбы руководства РЖД к правительству компенсировать ей расходы на ремонт путей, пассажирские перевозки, строительство вагонов и локомотивов и прочие вещи  выглядит как низкий уровень менеджмента.

Однако, вместо того чтобы разобраться с проблемами управления госмонополией, государство из года в год щедро ее субсидирует, финансирует инвестпроекты из госбюджета, а теперь и из Фонда национального благосостояния на миллиардные суммы или просто спасает от кризиса. И все вроде бы с этим свыклись (так же, как и с уровнем зарплат руководителей госкомпаний и госкорпораций, которые, кстати, не публичны, но все про них знают). Но вот в конце 2014 года со стороны правительства последовала очередная смелая попытка предложить РЖД изыскать средства для самостоятельного развития. И чем это все закончилось? Очередным «пшиком». Или сегодня это такая совместная игра правительства с РЖД на публику? Только вот «публика-то» уже все давно понимает…

 

Проси больше – получишь сколько нужно

ОАО «РЖД» ежегодно формирует инвестиционную программу на ближайшую и долгосрочную перспективу. В ноябре 2014 года госмонополия представила обновленную стратегию развития до 2030 года и инвестпрограмму до 2020 года.

Первоначально общая стоимость инвестпрограммы заявлялась РЖД в 2,89 трлн рублей. (!) При этом госкомпания, как всегда, планировала получить часть денег из федерального бюджета – в этот раз примерно половину, а точнее, 1,4 трлн рублей. Из них 516,7 млрд рублей компания собиралась направить на капитальный ремонт путей, на модернизацию БАМа и Транссиба – 562 млрд рублей до 2018 года, на компенсацию расходов на пассажирские перевозки дальнего следования госмонополия рассчитала до 2020 года получить в виде государственных субсидий 218 млрд рублей, на пригородные перевозки – 97 млрд рублей. Как говорится, проси больше – получишь сколько нужно.

Однако инвестпрограмму до 2020 года РЖД предложили скорректировать оставив всего лишь 556 млрд рублей господдержки. Таким образом, при создании трехлетней инвестпрограммы (на 2015-2017 годы) РЖД смогли опираться лишь на эти средства и заложили общий объем инвестиций по трехлетней программе до 1,34 трлн рублей. Ранее планируемые на 2015 год 419,8 млрд рублей были снижены до 389,8 млрд рублей, на 2016 год инвестиции составили 478,8 млрд рублей, на 2017-й – 473,7 млрд рублей. Из пояснительной записки к финансовому плану следует, что за счет средств, выделенных государством, компания намерена покрыть в 2015-2017 годах около 40% инвестиций (в 2015 году – 151,1 млрд из 556 млрд рублей).

Но и представленный в правительство РФ документ был возвращен: заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД подготовить вариант стратегии развития до 2030 года с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки, а также ограничить срок самой стратегии 2020 годом. При этом он посоветовал РЖД включить в стратегию только те проекты, по которым даны задания правительства (реконструкция БАМа и Транссиба, развитие Московского транспортного узла), исключив проекты, принятые компанией, но не имеющие правительственного одобрения. Также зампред поручил Минэкономразвития и Минтрансу разобраться в причинах увеличения потребности РЖД в господдержке.

Впрочем, авторы инвестпрограммы  традиционно действовали по тому самому принципу – «проси больше», а чтобы совсем не отказали, пугали «страшилками».

Так, по проектам, по которым нет прямого поручения правительства, таким, например, как второй этап расширения БАМа и Транссиба, авторы указали, что РЖД «осуществляют деятельность в условиях недостатка инвестиций», и предупредили, что в случае сокращения либо непредоставления господдержки к 2020 году протяженность узких мест вырастет до 15 тыс. км, скорость перевозок упадет, а от ряда заявленных проектов, а именно – от второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, расширения подходов к порту Мурманск, выполнения в полном объеме программы закупок локомотивов и других придется отказаться.

По замечанию директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, «РЖД просит так много исходя из официального прогноза правительства, который предусматривает, что с 2015 года мы развернемся и начнется рост». Сегодня же любому бизнесу действительно приходится работать в условиях реального недостатка инвестиций.

Предложение правительства к РЖД попытаться обойтись без поддержки госбюджета встретило понимание на рынке – эксперты и аналитики отмечают, что госмонополия с каждым годом просит у государства все больше денег, в то время как должна изыскивать собственные резервы для экономии и безубыточной деятельности, более гибко подходить к инфраструктурным инвестициям и стараться стимулировать рост грузовой базы.

По мнению генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, снизить расходы РЖД сможет, если откажется от ряда проектов или, например, сдвинет сроки поставки «Ласточек» и направит деньги на более важную задачу – капитальный ремонт путей.

Однако директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов уверен, что если правительство ставит перед РЖД амбициозную инвестиционную программу развития, то компанию необходимо обеспечить финансированием: «Если этого финансирования не будет, то планы будут корректироваться, сроки будут сдвигаться».

Новый орган – Совет потребителей при ОАО «РЖД», созданный летом 2014 года с целью проследить, чтобы формирование и реализация инвестпрограммы велись максимально открыто, считает необходимым сохранить запланированный объем работ по капремонту путей и даже увеличить инвестиции «за счет повышения внутренней эффективности и сокращения прочих операционных затрат». В РЖД же объясняют, что число путей, которым требуется капремонт, возрастает, несмотря на субсидии со стороны государства, поскольку средства вынужденно расходуются на строительство новой инфраструктуры.

 

Испуг от испуга

Заставив РЖД «переписать сочинение», государство тем не менее примерно половину от запланированной на 2015 год инвестпрограммы выделило. Аркадий Дворкович, ранее предложивший монополии не рассчитывать больше на господдержку, на заседании правления ОАО «РЖД» по итогам 2014 года заявил: «Необходимо предпринять все усилия для реализации планов по развитию транспортной инфраструктуры». Это во многом зависит от системной работы железнодорожной инфраструктуры, за которую отвечает ОАО «РЖД», заметил он.

Одновременно правительство дало добро на увеличение в 2015 году грузовых тарифов. «Мы приняли непростое решение проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, а также в качестве субсидии для поддержки финансовой стабильности компании из федерального бюджета выделено 30 млрд рублей», – сказал глава правительства Дмитрий Медведев.

Ожидается, что индексация принесет в 2015 году РЖД доход в 107,4 млрд рублей. Решение было принято, несмотря на предупреждение главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, что повышение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге увеличит темпы инфляции. Еще 19 млрд рублей РЖД должны получить благодаря повышению тарифа на нефтяные грузы в рамках ценового коридора.

 

Инвестпрограмма РЖД на 2015-2017 годы

Основная часть средств инвестпрограммы будет направлена на модернизацию БАМа и Транссиба – 562 млрд рублей до 2018 года. Этот глобальный инфраструктурный проект не под силу реализовать РЖД в одиночку, поэтому деньги пришлось искать по государственным «сусекам». Окончательный список источников и объемов финансирования огласил, подписывая паспорт проекта, премьер-министр Дмитрий Медведев: «110 млрд рублей – это прямо из бюджета, еще 150 млрд рублей – из Фонда национального благосостояния и более 300 млрд рублей – через инвестиционную программу «РЖД».

Далее из инвестпрограммы. Модернизация участка Междуреченск – Тайшет обойдется в 28,3 млрд рублей. Новая статья расходов – развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна – 104 млрд рублей (основные вложения начнутся после 2015 года).

На капитальный ремонт путей РЖД направят в 2015 году 30 млрд рублей, в 2016-м – 75 млрд, в 2017-м – 85 млрд, в 2018-м – 100 млрд рублей казенных денег (в 2014 году на эти цели  было выделено 26,7 млрд рублей). На обеспечение безопасности и снятие инфраструктурных ограничений в инвестпрограмме заложено 327 млрд рублей, в 2015 году – 92 млрд рублей.

На закупку тягового и подвижного состава в программе запланировано 272 млрд рублей, из них 88,4 млрд рублей – в 2015 году. В основном деньги будут потрачены на закупку 113 поездов «Ласточка» и четырех «Сапсанов». РЖД снизили планы закупки локомотивов и планируют в 2015 году купить лишь 467 экземпляров (это в 1,5 раза меньше, чем в 2014 году).

Из инвестпрограммы было исключено строительство высокоскоростных магистралей (в частности, Москва – Санкт-Петербург). Однако уже после принятия документа премьер Д.Медведев на совещании с вице-премьерами 22 декабря 2014 года сообщил о намерении выделить 6 млрд рублей из федерального бюджета на проведение проектно-изыскательских работ по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань.

Всего за два года на эти работы предполагается выделить более 20 млрд рублей. Как заявил Владимир Якунин, «без этих денег все остается только желаемыми проектами». Тогда Д.Медведев поручил Минтрансу деньги найти, а зампреду А.Дворковичу – следить за развитием проекта.

Расходы сверх утвержденной инвестпрограммы объясняются просто: в строительстве ВСМ Москва – Казань заинтересованы китайцы при условии продления ее до Пекина (чтобы быстрее доставлять китайские товары в Европу), и банки Поднебесной готовы инвестировать в ВСМ 400 млрд рублей. По мнению экспертов, именно ожидаемые китайские инвестиции способствовали получению РЖД государственного транша на проектирование дороги. Стоимость ВСМ оценивается в 1,06 трлн рублей (380 млрд рублей – бюджетные средства, 150 млрд рублей – средства ФНБ, 139 млрд рублей – средства Пенсионного фонда РФ (в обмен на облигации компании), 43 млрд рублей – средства концессионеров, 31 млрд рублей – взнос РЖД).

Что ж, чиновники не впервые пытались испугать госмонополию отлучением от бюджета – грозились прекратить компенсировать пассажирские перевозки, отменить государственные субсидии, призванные покрыть убытки от замораживания грузовых тарифов и т.д. Но всегда РЖД парировали в стиле «тогда отключим газ» и обещали то поднять цены на плацкарт на 60-70%, то предрекали огромные убытки, то…

Впрочем, к чему эти взаимные упреки? Ведь очевидно же, что инвестировать в развитие, поддерживать в трудные времена и в критических ситуациях компанию, чьим учредителем и единственным акционером является государство, нынешним властям придется всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока не сменится менеджмент, который не может или не хочет эффективно вести дела железнодорожной монополии.

 

Морские порты №10 (2014)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика