Взяли на испуг

Ж/Д транспорт
Взяли на испуг

Одним из основных аргументов в пользу проведения структурной реформы железнодорожного транспорта в РФ, начатой еще в середине 1990-х, было снижение стоимости перевозок народно-хозяйственных грузов и восстановление основных производственных фондов железнодорожного транспорта, старение которых из-за недостатка финансирования к 2000 году составило около 55%. Поэтому создавая ОАО «РЖД» со 100%-ным государственным участием, реформаторы наряду с разделением  административных и хозяйственных функций, выделением конкурентных рынков транспортных услуг и избавлением от непрофильных активов ставили задачи повышения инвестиционной привлекательности отрасли и решения проблем содержания и развития железнодорожной инфраструктуры.

Однако по истечении срока реформы (2010 г.), по сути не достигшей многих целей, она была продлена уже на других принципах и в другом направлении. Как же решались все последние годы проблемы издержек и инвестиций РЖД? И как решается сейчас вопрос формирования инвестиционной программы госкомпании?

Ольга Гольдберг

Хотя государство и ставило задачу разделения административных и регулятивных функций от хозяйственных при создании ОАО «РЖД» в 2003 году, фактически все эти годы с момента создания госкомпании оно остается для нее главным инвестором – собственных денег РЖД не хватает на развитие железнодорожной инфраструктуры и поддержания ее в нормальном состоянии. При колоссальных издержках госкомпании постоянные просьбы руководства РЖД к правительству компенсировать ей расходы на ремонт путей, пассажирские перевозки, строительство вагонов и локомотивов и прочие вещи  выглядит как низкий уровень менеджмента.

Однако, вместо того чтобы разобраться с проблемами управления госмонополией, государство из года в год щедро ее субсидирует, финансирует инвестпроекты из госбюджета, а теперь и из Фонда национального благосостояния на миллиардные суммы или просто спасает от кризиса. И все вроде бы с этим свыклись (так же, как и с уровнем зарплат руководителей госкомпаний и госкорпораций, которые, кстати, не публичны, но все про них знают). Но вот в конце 2014 года со стороны правительства последовала очередная смелая попытка предложить РЖД изыскать средства для самостоятельного развития. И чем это все закончилось? Очередным «пшиком». Или сегодня это такая совместная игра правительства с РЖД на публику? Только вот «публика-то» уже все давно понимает…

 

Проси больше – получишь сколько нужно

ОАО «РЖД» ежегодно формирует инвестиционную программу на ближайшую и долгосрочную перспективу. В ноябре 2014 года госмонополия представила обновленную стратегию развития до 2030 года и инвестпрограмму до 2020 года.

Первоначально общая стоимость инвестпрограммы заявлялась РЖД в 2,89 трлн рублей. (!) При этом госкомпания, как всегда, планировала получить часть денег из федерального бюджета – в этот раз примерно половину, а точнее, 1,4 трлн рублей. Из них 516,7 млрд рублей компания собиралась направить на капитальный ремонт путей, на модернизацию БАМа и Транссиба – 562 млрд рублей до 2018 года, на компенсацию расходов на пассажирские перевозки дальнего следования госмонополия рассчитала до 2020 года получить в виде государственных субсидий 218 млрд рублей, на пригородные перевозки – 97 млрд рублей. Как говорится, проси больше – получишь сколько нужно.

Однако инвестпрограмму до 2020 года РЖД предложили скорректировать оставив всего лишь 556 млрд рублей господдержки. Таким образом, при создании трехлетней инвестпрограммы (на 2015-2017 годы) РЖД смогли опираться лишь на эти средства и заложили общий объем инвестиций по трехлетней программе до 1,34 трлн рублей. Ранее планируемые на 2015 год 419,8 млрд рублей были снижены до 389,8 млрд рублей, на 2016 год инвестиции составили 478,8 млрд рублей, на 2017-й – 473,7 млрд рублей. Из пояснительной записки к финансовому плану следует, что за счет средств, выделенных государством, компания намерена покрыть в 2015-2017 годах около 40% инвестиций (в 2015 году – 151,1 млрд из 556 млрд рублей).

Но и представленный в правительство РФ документ был возвращен: заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД подготовить вариант стратегии развития до 2030 года с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки, а также ограничить срок самой стратегии 2020 годом. При этом он посоветовал РЖД включить в стратегию только те проекты, по которым даны задания правительства (реконструкция БАМа и Транссиба, развитие Московского транспортного узла), исключив проекты, принятые компанией, но не имеющие правительственного одобрения. Также зампред поручил Минэкономразвития и Минтрансу разобраться в причинах увеличения потребности РЖД в господдержке.

Впрочем, авторы инвестпрограммы  традиционно действовали по тому самому принципу – «проси больше», а чтобы совсем не отказали, пугали «страшилками».

Так, по проектам, по которым нет прямого поручения правительства, таким, например, как второй этап расширения БАМа и Транссиба, авторы указали, что РЖД «осуществляют деятельность в условиях недостатка инвестиций», и предупредили, что в случае сокращения либо непредоставления господдержки к 2020 году протяженность узких мест вырастет до 15 тыс. км, скорость перевозок упадет, а от ряда заявленных проектов, а именно – от второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, расширения подходов к порту Мурманск, выполнения в полном объеме программы закупок локомотивов и других придется отказаться.

По замечанию директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, «РЖД просит так много исходя из официального прогноза правительства, который предусматривает, что с 2015 года мы развернемся и начнется рост». Сегодня же любому бизнесу действительно приходится работать в условиях реального недостатка инвестиций.

Предложение правительства к РЖД попытаться обойтись без поддержки госбюджета встретило понимание на рынке – эксперты и аналитики отмечают, что госмонополия с каждым годом просит у государства все больше денег, в то время как должна изыскивать собственные резервы для экономии и безубыточной деятельности, более гибко подходить к инфраструктурным инвестициям и стараться стимулировать рост грузовой базы.

По мнению генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, снизить расходы РЖД сможет, если откажется от ряда проектов или, например, сдвинет сроки поставки «Ласточек» и направит деньги на более важную задачу – капитальный ремонт путей.

Однако директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов уверен, что если правительство ставит перед РЖД амбициозную инвестиционную программу развития, то компанию необходимо обеспечить финансированием: «Если этого финансирования не будет, то планы будут корректироваться, сроки будут сдвигаться».

Новый орган – Совет потребителей при ОАО «РЖД», созданный летом 2014 года с целью проследить, чтобы формирование и реализация инвестпрограммы велись максимально открыто, считает необходимым сохранить запланированный объем работ по капремонту путей и даже увеличить инвестиции «за счет повышения внутренней эффективности и сокращения прочих операционных затрат». В РЖД же объясняют, что число путей, которым требуется капремонт, возрастает, несмотря на субсидии со стороны государства, поскольку средства вынужденно расходуются на строительство новой инфраструктуры.

 

Испуг от испуга

Заставив РЖД «переписать сочинение», государство тем не менее примерно половину от запланированной на 2015 год инвестпрограммы выделило. Аркадий Дворкович, ранее предложивший монополии не рассчитывать больше на господдержку, на заседании правления ОАО «РЖД» по итогам 2014 года заявил: «Необходимо предпринять все усилия для реализации планов по развитию транспортной инфраструктуры». Это во многом зависит от системной работы железнодорожной инфраструктуры, за которую отвечает ОАО «РЖД», заметил он.

Одновременно правительство дало добро на увеличение в 2015 году грузовых тарифов. «Мы приняли непростое решение проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, а также в качестве субсидии для поддержки финансовой стабильности компании из федерального бюджета выделено 30 млрд рублей», – сказал глава правительства Дмитрий Медведев.

Ожидается, что индексация принесет в 2015 году РЖД доход в 107,4 млрд рублей. Решение было принято, несмотря на предупреждение главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, что повышение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге увеличит темпы инфляции. Еще 19 млрд рублей РЖД должны получить благодаря повышению тарифа на нефтяные грузы в рамках ценового коридора.

 

Инвестпрограмма РЖД на 2015-2017 годы

Основная часть средств инвестпрограммы будет направлена на модернизацию БАМа и Транссиба – 562 млрд рублей до 2018 года. Этот глобальный инфраструктурный проект не под силу реализовать РЖД в одиночку, поэтому деньги пришлось искать по государственным «сусекам». Окончательный список источников и объемов финансирования огласил, подписывая паспорт проекта, премьер-министр Дмитрий Медведев: «110 млрд рублей – это прямо из бюджета, еще 150 млрд рублей – из Фонда национального благосостояния и более 300 млрд рублей – через инвестиционную программу «РЖД».

Далее из инвестпрограммы. Модернизация участка Междуреченск – Тайшет обойдется в 28,3 млрд рублей. Новая статья расходов – развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна – 104 млрд рублей (основные вложения начнутся после 2015 года).

На капитальный ремонт путей РЖД направят в 2015 году 30 млрд рублей, в 2016-м – 75 млрд, в 2017-м – 85 млрд, в 2018-м – 100 млрд рублей казенных денег (в 2014 году на эти цели  было выделено 26,7 млрд рублей). На обеспечение безопасности и снятие инфраструктурных ограничений в инвестпрограмме заложено 327 млрд рублей, в 2015 году – 92 млрд рублей.

На закупку тягового и подвижного состава в программе запланировано 272 млрд рублей, из них 88,4 млрд рублей – в 2015 году. В основном деньги будут потрачены на закупку 113 поездов «Ласточка» и четырех «Сапсанов». РЖД снизили планы закупки локомотивов и планируют в 2015 году купить лишь 467 экземпляров (это в 1,5 раза меньше, чем в 2014 году).

Из инвестпрограммы было исключено строительство высокоскоростных магистралей (в частности, Москва – Санкт-Петербург). Однако уже после принятия документа премьер Д.Медведев на совещании с вице-премьерами 22 декабря 2014 года сообщил о намерении выделить 6 млрд рублей из федерального бюджета на проведение проектно-изыскательских работ по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань.

Всего за два года на эти работы предполагается выделить более 20 млрд рублей. Как заявил Владимир Якунин, «без этих денег все остается только желаемыми проектами». Тогда Д.Медведев поручил Минтрансу деньги найти, а зампреду А.Дворковичу – следить за развитием проекта.

Расходы сверх утвержденной инвестпрограммы объясняются просто: в строительстве ВСМ Москва – Казань заинтересованы китайцы при условии продления ее до Пекина (чтобы быстрее доставлять китайские товары в Европу), и банки Поднебесной готовы инвестировать в ВСМ 400 млрд рублей. По мнению экспертов, именно ожидаемые китайские инвестиции способствовали получению РЖД государственного транша на проектирование дороги. Стоимость ВСМ оценивается в 1,06 трлн рублей (380 млрд рублей – бюджетные средства, 150 млрд рублей – средства ФНБ, 139 млрд рублей – средства Пенсионного фонда РФ (в обмен на облигации компании), 43 млрд рублей – средства концессионеров, 31 млрд рублей – взнос РЖД).

Что ж, чиновники не впервые пытались испугать госмонополию отлучением от бюджета – грозились прекратить компенсировать пассажирские перевозки, отменить государственные субсидии, призванные покрыть убытки от замораживания грузовых тарифов и т.д. Но всегда РЖД парировали в стиле «тогда отключим газ» и обещали то поднять цены на плацкарт на 60-70%, то предрекали огромные убытки, то…

Впрочем, к чему эти взаимные упреки? Ведь очевидно же, что инвестировать в развитие, поддерживать в трудные времена и в критических ситуациях компанию, чьим учредителем и единственным акционером является государство, нынешним властям придется всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока не сменится менеджмент, который не может или не хочет эффективно вести дела железнодорожной монополии.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ

Мосты в Санкт-Петербурге впервые развели днем для репетиции парада ко Дню ВМФ Четыре моста в Санкт-Петербурге – Благовещенский, Дворцовый, Троицкий и Литейный – впервые развели п...

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком

Ученые МГУ им Невельского провели первый сеанс охоты за микропластиком Экспедиция Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского успешно завершила ...

Российская экономика

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока

«Новатэк» планирует ввести третью линию «Ямал СПГ» на 6-9 месяцев раньше срока «Новатэк» планирует ввести в эксплуатацию вторую линию завода по сжижению природного газа (СПГ&#...

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте

Прокуратура Приморья нашла 150 нарушений при реализации законов о ТОР и свободном порте Прокуратура Приморья за полгода выявила около 150 нарушений в рамках реализации законов о территория...

Транспортная политика

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков

Госдума приняла закон о страховании перевозчиков Госдума приняла в третьем чтении закон, совершенствующий процедуру обязательного страхования ответст...

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту

Завершилось заседание российско-китайской Рабочей группы по морскому и речному транспорту 19 июля 2017 года подписанием протокола завершилось заседание Рабочей группы по морскому и речному т...

Морские порты

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн

Порт Хельсинки в I полугодии увеличил перевалку грузов на 11%, до 6,9 млн тонн Грузооборот порта Хельсинки (Финляндия) в январе-июне 2017 года вырос на 11% относительн...

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года

Реконструкцию четвертого причала в Магаданском морском торговом порту завершат до осени 2017 года Капитальное восстановление четвертого причала в Магаданском морском торговом порту идет по графику и...




Морской транспорт

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514

АО «Судостроительный завод «Лотос» передало ЗАО «Гознак-лизинг» грузовой несамоходный понтон проекта 7514 20 июля 2017 года входящее в состав Объединенной судостроительной корпорации АО «Судостроительный за...

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27

Завод «Красное Сормово» передал ЗАО «Гознак-лизинг» второй танкер-химовоз проекта RST27 ПАО «Завод «Красное Сормово» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию - АО «ОСК») ...

Речной транспорт

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15%

Дноуглубительные работы на реках Якутии проведены лишь на 15% Недостаточность дноуглубительных работ в устьях арктических рек Якутии может угрожать выполнению пла...

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае

Судно проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечивает переправу через реку Озерная в Камчатском крае Как сообщает официальный сайт Камчатского края, судно снабжения проекта DCV47 «Сосновка-1» обеспечив...

Ж/Д транспорт

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17%

ФГК в I полугодии 2017 года увеличила погрузку бумаги в крытых вагонах на 17% АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК, дочерняя компания ОАО «РЖД») в первом полугодии ув...

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург

«ТрансКонтейнер» увеличил объем перевезенных грузов из Китая в Екатеринбург ПАО «ТрансКонтейнер» успешно развивает перевозки из Китая в Екатеринбург через Забайкальск. Объем пе...

Авто транспорт

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля

Минтранс России разработал единые требования для системы весогабаритного контроля Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, регулирующий работу автоматизированной системы ...

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум

Специальных ограничений для автотранспорта на Керченском мосту не будет, действуют те же нормативы, что и везде – Крымский транспортный форум Никаких специальных ограничений для автотранспорта, например, по нагрузке на ось или перевозке опасн...

Аналитика

Транспортная политика

Итоги подведены. Приоритеты расставлены

Итоги подведены. Приоритеты расставлены В Москве 15 марта состоялось Общее собрание компаний-членов Российской палаты судоходства. В работе ...

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг

Вернуть внешнеторговые грузы под российский флаг Общее собрание компаний – членов Российской палаты судоходства состоялось 15 марта в Москве в зале к...

Морские порты

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес

Приказ ФАС напугал контейнерный бизнес Проект приказа «Об утверждении ставок портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в мор...

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций

Морской порт Советская Гавань в ожидании новаций С установлением в ноябре 2016 года стабильно низких температур в юго-западной части залива Советская...

Морской транспорт

Проблемы ультрабольших контейнеровозов

Проблемы ультрабольших контейнеровозов Контейнеры давно применялись различными видами транспорта для объединения относительно небольших гру...

Утилизация бытовых отходов

Утилизация бытовых отходов Рассмотрены основные требования к утилизации бытовых отходов, установленные как в Российской Федерац...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики

СПбГМТУ: кафедра гидроаэромеханики и морской акустики В №4, 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о деятельности кафедр морских университетов...

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

Грузовая база

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Дать Азии угля

Дать Азии угля Объемы добычи и экспорта российского угля на фоне роста мирового спроса и цен на него в 2016 году вы...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...