Взяли на испуг

Ж/Д транспорт
Взяли на испуг

Одним из основных аргументов в пользу проведения структурной реформы железнодорожного транспорта в РФ, начатой еще в середине 1990-х, было снижение стоимости перевозок народно-хозяйственных грузов и восстановление основных производственных фондов железнодорожного транспорта, старение которых из-за недостатка финансирования к 2000 году составило около 55%. Поэтому создавая ОАО «РЖД» со 100%-ным государственным участием, реформаторы наряду с разделением  административных и хозяйственных функций, выделением конкурентных рынков транспортных услуг и избавлением от непрофильных активов ставили задачи повышения инвестиционной привлекательности отрасли и решения проблем содержания и развития железнодорожной инфраструктуры.

Однако по истечении срока реформы (2010 г.), по сути не достигшей многих целей, она была продлена уже на других принципах и в другом направлении. Как же решались все последние годы проблемы издержек и инвестиций РЖД? И как решается сейчас вопрос формирования инвестиционной программы госкомпании?

Ольга Гольдберг

Хотя государство и ставило задачу разделения административных и регулятивных функций от хозяйственных при создании ОАО «РЖД» в 2003 году, фактически все эти годы с момента создания госкомпании оно остается для нее главным инвестором – собственных денег РЖД не хватает на развитие железнодорожной инфраструктуры и поддержания ее в нормальном состоянии. При колоссальных издержках госкомпании постоянные просьбы руководства РЖД к правительству компенсировать ей расходы на ремонт путей, пассажирские перевозки, строительство вагонов и локомотивов и прочие вещи  выглядит как низкий уровень менеджмента.

Однако, вместо того чтобы разобраться с проблемами управления госмонополией, государство из года в год щедро ее субсидирует, финансирует инвестпроекты из госбюджета, а теперь и из Фонда национального благосостояния на миллиардные суммы или просто спасает от кризиса. И все вроде бы с этим свыклись (так же, как и с уровнем зарплат руководителей госкомпаний и госкорпораций, которые, кстати, не публичны, но все про них знают). Но вот в конце 2014 года со стороны правительства последовала очередная смелая попытка предложить РЖД изыскать средства для самостоятельного развития. И чем это все закончилось? Очередным «пшиком». Или сегодня это такая совместная игра правительства с РЖД на публику? Только вот «публика-то» уже все давно понимает…

 

Проси больше – получишь сколько нужно

ОАО «РЖД» ежегодно формирует инвестиционную программу на ближайшую и долгосрочную перспективу. В ноябре 2014 года госмонополия представила обновленную стратегию развития до 2030 года и инвестпрограмму до 2020 года.

Первоначально общая стоимость инвестпрограммы заявлялась РЖД в 2,89 трлн рублей. (!) При этом госкомпания, как всегда, планировала получить часть денег из федерального бюджета – в этот раз примерно половину, а точнее, 1,4 трлн рублей. Из них 516,7 млрд рублей компания собиралась направить на капитальный ремонт путей, на модернизацию БАМа и Транссиба – 562 млрд рублей до 2018 года, на компенсацию расходов на пассажирские перевозки дальнего следования госмонополия рассчитала до 2020 года получить в виде государственных субсидий 218 млрд рублей, на пригородные перевозки – 97 млрд рублей. Как говорится, проси больше – получишь сколько нужно.

Однако инвестпрограмму до 2020 года РЖД предложили скорректировать оставив всего лишь 556 млрд рублей господдержки. Таким образом, при создании трехлетней инвестпрограммы (на 2015-2017 годы) РЖД смогли опираться лишь на эти средства и заложили общий объем инвестиций по трехлетней программе до 1,34 трлн рублей. Ранее планируемые на 2015 год 419,8 млрд рублей были снижены до 389,8 млрд рублей, на 2016 год инвестиции составили 478,8 млрд рублей, на 2017-й – 473,7 млрд рублей. Из пояснительной записки к финансовому плану следует, что за счет средств, выделенных государством, компания намерена покрыть в 2015-2017 годах около 40% инвестиций (в 2015 году – 151,1 млрд из 556 млрд рублей).

Но и представленный в правительство РФ документ был возвращен: заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД подготовить вариант стратегии развития до 2030 года с учетом сокращения или полного отсутствия господдержки, а также ограничить срок самой стратегии 2020 годом. При этом он посоветовал РЖД включить в стратегию только те проекты, по которым даны задания правительства (реконструкция БАМа и Транссиба, развитие Московского транспортного узла), исключив проекты, принятые компанией, но не имеющие правительственного одобрения. Также зампред поручил Минэкономразвития и Минтрансу разобраться в причинах увеличения потребности РЖД в господдержке.

Впрочем, авторы инвестпрограммы  традиционно действовали по тому самому принципу – «проси больше», а чтобы совсем не отказали, пугали «страшилками».

Так, по проектам, по которым нет прямого поручения правительства, таким, например, как второй этап расширения БАМа и Транссиба, авторы указали, что РЖД «осуществляют деятельность в условиях недостатка инвестиций», и предупредили, что в случае сокращения либо непредоставления господдержки к 2020 году протяженность узких мест вырастет до 15 тыс. км, скорость перевозок упадет, а от ряда заявленных проектов, а именно – от второго этапа модернизации БАМа и Транссиба, расширения подходов к порту Мурманск, выполнения в полном объеме программы закупок локомотивов и других придется отказаться.

По замечанию директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, «РЖД просит так много исходя из официального прогноза правительства, который предусматривает, что с 2015 года мы развернемся и начнется рост». Сегодня же любому бизнесу действительно приходится работать в условиях реального недостатка инвестиций.

Предложение правительства к РЖД попытаться обойтись без поддержки госбюджета встретило понимание на рынке – эксперты и аналитики отмечают, что госмонополия с каждым годом просит у государства все больше денег, в то время как должна изыскивать собственные резервы для экономии и безубыточной деятельности, более гибко подходить к инфраструктурным инвестициям и стараться стимулировать рост грузовой базы.

По мнению генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, снизить расходы РЖД сможет, если откажется от ряда проектов или, например, сдвинет сроки поставки «Ласточек» и направит деньги на более важную задачу – капитальный ремонт путей.

Однако директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий Высшей школы экономики Илья Долматов уверен, что если правительство ставит перед РЖД амбициозную инвестиционную программу развития, то компанию необходимо обеспечить финансированием: «Если этого финансирования не будет, то планы будут корректироваться, сроки будут сдвигаться».

Новый орган – Совет потребителей при ОАО «РЖД», созданный летом 2014 года с целью проследить, чтобы формирование и реализация инвестпрограммы велись максимально открыто, считает необходимым сохранить запланированный объем работ по капремонту путей и даже увеличить инвестиции «за счет повышения внутренней эффективности и сокращения прочих операционных затрат». В РЖД же объясняют, что число путей, которым требуется капремонт, возрастает, несмотря на субсидии со стороны государства, поскольку средства вынужденно расходуются на строительство новой инфраструктуры.

 

Испуг от испуга

Заставив РЖД «переписать сочинение», государство тем не менее примерно половину от запланированной на 2015 год инвестпрограммы выделило. Аркадий Дворкович, ранее предложивший монополии не рассчитывать больше на господдержку, на заседании правления ОАО «РЖД» по итогам 2014 года заявил: «Необходимо предпринять все усилия для реализации планов по развитию транспортной инфраструктуры». Это во многом зависит от системной работы железнодорожной инфраструктуры, за которую отвечает ОАО «РЖД», заметил он.

Одновременно правительство дало добро на увеличение в 2015 году грузовых тарифов. «Мы приняли непростое решение проиндексировать в следующем году на 10% грузовые железнодорожные тарифы, а также в качестве субсидии для поддержки финансовой стабильности компании из федерального бюджета выделено 30 млрд рублей», – сказал глава правительства Дмитрий Медведев.

Ожидается, что индексация принесет в 2015 году РЖД доход в 107,4 млрд рублей. Решение было принято, несмотря на предупреждение главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, что повышение тарифов на грузовые перевозки по железной дороге увеличит темпы инфляции. Еще 19 млрд рублей РЖД должны получить благодаря повышению тарифа на нефтяные грузы в рамках ценового коридора.

 

Инвестпрограмма РЖД на 2015-2017 годы

Основная часть средств инвестпрограммы будет направлена на модернизацию БАМа и Транссиба – 562 млрд рублей до 2018 года. Этот глобальный инфраструктурный проект не под силу реализовать РЖД в одиночку, поэтому деньги пришлось искать по государственным «сусекам». Окончательный список источников и объемов финансирования огласил, подписывая паспорт проекта, премьер-министр Дмитрий Медведев: «110 млрд рублей – это прямо из бюджета, еще 150 млрд рублей – из Фонда национального благосостояния и более 300 млрд рублей – через инвестиционную программу «РЖД».

Далее из инвестпрограммы. Модернизация участка Междуреченск – Тайшет обойдется в 28,3 млрд рублей. Новая статья расходов – развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна – 104 млрд рублей (основные вложения начнутся после 2015 года).

На капитальный ремонт путей РЖД направят в 2015 году 30 млрд рублей, в 2016-м – 75 млрд, в 2017-м – 85 млрд, в 2018-м – 100 млрд рублей казенных денег (в 2014 году на эти цели  было выделено 26,7 млрд рублей). На обеспечение безопасности и снятие инфраструктурных ограничений в инвестпрограмме заложено 327 млрд рублей, в 2015 году – 92 млрд рублей.

На закупку тягового и подвижного состава в программе запланировано 272 млрд рублей, из них 88,4 млрд рублей – в 2015 году. В основном деньги будут потрачены на закупку 113 поездов «Ласточка» и четырех «Сапсанов». РЖД снизили планы закупки локомотивов и планируют в 2015 году купить лишь 467 экземпляров (это в 1,5 раза меньше, чем в 2014 году).

Из инвестпрограммы было исключено строительство высокоскоростных магистралей (в частности, Москва – Санкт-Петербург). Однако уже после принятия документа премьер Д.Медведев на совещании с вице-премьерами 22 декабря 2014 года сообщил о намерении выделить 6 млрд рублей из федерального бюджета на проведение проектно-изыскательских работ по строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань.

Всего за два года на эти работы предполагается выделить более 20 млрд рублей. Как заявил Владимир Якунин, «без этих денег все остается только желаемыми проектами». Тогда Д.Медведев поручил Минтрансу деньги найти, а зампреду А.Дворковичу – следить за развитием проекта.

Расходы сверх утвержденной инвестпрограммы объясняются просто: в строительстве ВСМ Москва – Казань заинтересованы китайцы при условии продления ее до Пекина (чтобы быстрее доставлять китайские товары в Европу), и банки Поднебесной готовы инвестировать в ВСМ 400 млрд рублей. По мнению экспертов, именно ожидаемые китайские инвестиции способствовали получению РЖД государственного транша на проектирование дороги. Стоимость ВСМ оценивается в 1,06 трлн рублей (380 млрд рублей – бюджетные средства, 150 млрд рублей – средства ФНБ, 139 млрд рублей – средства Пенсионного фонда РФ (в обмен на облигации компании), 43 млрд рублей – средства концессионеров, 31 млрд рублей – взнос РЖД).

Что ж, чиновники не впервые пытались испугать госмонополию отлучением от бюджета – грозились прекратить компенсировать пассажирские перевозки, отменить государственные субсидии, призванные покрыть убытки от замораживания грузовых тарифов и т.д. Но всегда РЖД парировали в стиле «тогда отключим газ» и обещали то поднять цены на плацкарт на 60-70%, то предрекали огромные убытки, то…

Впрочем, к чему эти взаимные упреки? Ведь очевидно же, что инвестировать в развитие, поддерживать в трудные времена и в критических ситуациях компанию, чьим учредителем и единственным акционером является государство, нынешним властям придется всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока не сменится менеджмент, который не может или не хочет эффективно вести дела железнодорожной монополии.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...