Введение в экономический анализ портового оборудования

Морские порты
Введение в экономический анализ портового оборудования

Проблема замены технологического оборудования во многих портах нашей страны стоит достаточно остро. Вообще, замена производственного оборудования производится по следующим причинам: переход на новые технологии (моральное старение оборудования), выработка нормативного срока службы (физическое старение оборудования), снижение надежности (увеличение численности парка для поддержания качества сервиса), снижение экономических показателей использования.

В этой публикации речь пойдет о последней: какими соображениями следует руководствоваться при экономическом обосновании замены оборудования. Целью является дать общие представления о подходе, в связи с чем изложение методик предельно упрощено.

А.Л. Кузнецов, профессор ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, д.т.н.

 

Затраты на приобретение и эксплуатацию

Если мы приобретаем оборудование стоимостью А условных денежных единиц (у.д.е.) и целиком используем его ресурс за один год, то годовые затраты на его приобретение составляют само значение А. Если это оборудование используется нами до исчерпания ресурса – не один, а два года, то пересчитанные на эти два года (среднегодовые) затраты на его приобретение составляют А/2. Если это же оборудование используется нами до исчерпания ресурса в течение n лет, то средние годовые затраты на его приобретение составляют значение А/n.

Чем дольше используется оборудование, тем меньше оказывается значение средних годовых затрат на его приобретение. Если принимать во внимание только этот фактор, то рекомендация ясна: чем дольше эксплуатировать оборудование, тем лучше с экономической точки зрения.

На рисунке 1 показан соответствующий график для оборудования стоимостью 100000 у.д.е.

 

Рис. 1. Изменение среднегодовых выплат от срока эксплуатации

 

С другой стороны, каждое оборудование требует затрат, связанных с его обслуживанием и ремонтом. В первый год эксплуатации эти затраты a1 малы или вовсе отсутствуют (если оборудование приобретено с гарантией обслуживания). Во второй год годовые затраты на обслуживание и ремонт a2 возрастают вследствие износа и старения, и средние за два года затраты на обслуживание составляют величину (a1+a2)/2. В n-ный год эти годовые затраты на ремонт и обслуживание увеличиваются и составляют величину an. Осредненные за этот срок дадут величину (a1+a2+…+an)/n.

Например, если стоимость ремонта и обслуживания в первый год эксплуатации составляет 5% от стоимости нового оборудования, a1 = 5000 у.д.е. Если рост стоимости ремонта и обслуживания составляет 25% в год, то расходы во второй год будут a2 = 6250 у.д.е., в третий год – a3 = 7813 у.д.е. и т.д. Осредненные за три года расходы на ремонт и обслуживание составят величину (a1+a2+…+an)/n = (a1+a2+a3)/3 = (5000+6250+7813)/3 = 6354 у.д.е. Соответствующие графики показаны на рисунке 2. Исходя только из этого фактора, можно дать другую рекомендацию: надо использовать оборудование как можно меньший срок.

Очевидно, что полученные рекомендации противоречат друг другу. Необходимо найти некоторый компромисс, то есть оптимальное значение срока эксплуатации и с точки зрения выплаты стоимости оборудования, и с точки зрения расходов на его ремонт и обслуживание.

С этой целью сложим средние годовые расходы на владение оборудованием (рис. 1) и средние годовые затраты на его ремонт и обслуживание (рис. 2). Это позволяет получить представление о полных совокупных годовых затратах на содержание и эксплуатацию оборудования (рис. 3).

 

Рис. 2. Рост средних годовых расходов на ремонт и обслуживание

 

Из этого графика видно, что имеется некоторый оптимальный срок эксплуатации оборудования, когда распределенные по годам всего срока затраты на приобретение уже достаточно низки, а осредненные по годам эксплуатации оборудования затраты на ремонт и обслуживания еще не так велики. Этот оптимальный срок определяется минимумом совокупных годовых затрат.

 

Рис. 3. Совокупные средние годовые затраты

 

Влияние амортизации

Теперь примем во внимание еще один важный финансовый фактор – возможность продажи оборудования до исчерпания срока его эксплуатации. C каждым годом оборудование стареет морально и изнашивается физически, вследствие чего снижается его стоимость. Снижение стоимости оборудования в течение срока его службы называется амортизацией.

Надо напомнить, что помимо данного значения существует понятие амортизации как способа перенесения стоимости средств труда на произведенный продукт. Сумма амортизационных отчислений включается в затраты предприятия (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену конечной продукции. Бухгалтерская амортизация предполагает равномерное снижение стоимости оборудования до нуля с каждым годом срока эксплуатации. Вообще, существует четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете и два способа начисления амортизации в налоговом, и в данном изложении используется простейший линейный способ.

 

Рис. 4. Остаточная стоимость оборудования

 

На практике проработавшее какое-то количество лет оборудование может быть продано за некоторую цену, определяемую рынком (в конце концов, оно может быть продано на металлолом). Разница между начальной стоимостью нового оборудования А и рыночной стоимостью оборудования Ао, проработавшего некоторое количество лет, называется рыночной амортизацией оборудования.

Бухгалтерская и рыночная амортизация оборудования во время его эксплуатации определяют соответствующие остаточные стоимости оборудования, динамика которых в зависимости от срока эксплуатации показана на рисунке 4.

С учетом возможной продажи оборудования в конце каждого года эксплуатации можно получить значения совокупных годовых затрат с учетом остаточной стоимости оборудования (рис. 5).

 

Рис. 5. Совокупные годовые затраты при продаже оборудования

 

В рассматриваемом примере первоначальная стоимость оборудования составляла 100000 у.д.е. Если оборудование находилось во владении 3 года, то средние годовые расходы на его приобретение составляли величину 100000/3 = 33333 у.д.е., средние годовые расходы на ремонт и обслуживание были 6354 у.д.е., что вместе составит 39688 у.д.е. Продажа оборудования за рыночную стоимость 38902 у.д.е. сведет совокупные годовые затраты до минимума в 786 у.д.е.

 

Производительность оборудования

Теперь введем в рассмотрение еще один фактор, характеризующий оборудование: его способность совершать те или иные технологические операции. Действительно, любое оборудование предназначено для выполнения некоторых операций – например, обработки некоторого груза. Годовая интенсивность операций обычно снижается от возраста оборудования, что связано с износом, ростом длительности ремонта и обслуживания, авариями и поломками.

 

Рис. 6. Изменение производительности оборудования

 

Если годовая производительность оборудования (измеренная в некоторых условных грузовых единицах, у.г.е. в год) известна, можно получить функцию изменения стоимости обработки у.г.е. в зависимости от срока эксплуатации, поделив зависимость, показанную на графике на рисунке 3 (или рис. 5), на зависимость, показанную на графике на рисунке 6.  Результат показан на рисунке 7.

 

Рис. 7. Удельная стоимость перевалки груза

 

Пусть оборудование, которое характеризовалось удельной стоимостью обработки, показанной на рисунке 7, проработало 10 лет. До окончания срока службы ему осталось работать еще 5 лет. Целесообразно ли платить большую сумму на покупку нового оборудования, когда старое еще может работать при относительно меньших (по сравнению со стоимостью нового оборудования) затратах? Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть изменение удельной стоимости (рис. 7) или совокупных годовых затрат (рис. 5) за последние 5 лет эксплуатации старого оборудования и первые 5 лет эксплуатации нового, что показано на рисунке 8.

 

Рис. 8. Сравнение удельной стоимости обработки

 

Из этого рисунка видно, что экономически целесообразно приобрести новое оборудование, которое после 5 лет эксплуатации компенсирует свою покупку либо продолжением работы, либо продажей по относительно высокой остаточной цене.

Экономические соображения следует также применять и для принятия решения о ремонте или замене оборудования на новое. Если, скажем, предлагается провести ремонт вышедшего из строя оборудования, который продлит его службу еще на 5 лет, притом что стоимость ремонта составит величину Р = 25000 у.д.е., имеет ли смысл покупать вместо этого новое оборудование стоимостью 100000 у.д.е.?

Пусть, для простоты, расходы на ремонт и обслуживание нового и отремонтированного оборудования ai будут одинаковы. При этом новое оборудование будет обладать остаточной рыночной стоимостью и 96060 у.д.е., в то время как отремонтированное оборудование будет полностью амортизировано. Затраты, связанные с  приобретением, ремонтом и эксплуатацией оборудования в течение 5 лет (так называемые «денежные потоки»), показаны в таблице 1.

 

Табл. 1. Затраты на новое и отремонтированное оборудование

n

Покупка

аi

Остат. ст

Ремонт

аi

Ремонт

1

100000

5000


25000

5000


2


6250



6250


3


7813



7813


4


9766



9766


5


12207

96060


12207

0

 

Денежные потоки для нового оборудования составят величину А + Σai - А0 = 100000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 44975 у.д.е.

Денежные потоки для отремонтированного оборудования будут составлять P + Σai = 25000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 66035 у.д.е.

Из сравнения альтернатив следует, что покупка нового оборудования в данном случае является предпочтительной.

 

Заключение и выводы

Приведенные рассуждения показывают принципиальную идею нахождения экономически оптимального срока службы оборудования, его замены или ремонта. Безусловно, они являются упрощенными и неполными: необходимо учитывать периодичность различных видов ремонта и обслуживания, региональную ликвидность оборудования, определяющих динамику его остаточной стоимости, различие эксплуатационных характеристик, наличие персонала для обслуживания и прочее.

Самое главное, что было опущено при изложении идеи экономического подхода к политике замены оборудования, – изменение стоимости денег от времени, что абсолютно необходимо для получения полной и объективной картины. Итак:

1. Основным фактором, который является решающим при принятии решения о технической политике компании в отношении приобретения и замены оборудования, служит не финансовая и даже не экономическая характеристика проекта, а предпринимательская политика компании. Все экономические методы являются лишь более или менее объективным инструментом, который используется для реализации этой политики.

2. Любая замена оборудования или его модернизация вызывает всплеск значений годовых затрат в этот год, которые будут компенсированы в течение достаточно длинного срока дальнейшей эксплуатации. Если компания не планирует продолжение данного вида деятельности в соответствующих горизонтах планирования, приобретать оборудование она не будет.

3. Другой причиной отказа от покупки нового оборудования может явиться отсутствие у компании в данный момент свободного капитала.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Будущие моряки и речники по всей стране почтили память погибших в Великой Отечественной войне

Будущие моряки и речники по всей стране почтили память погибших в Великой Отечественной войне Тысячи учащихся вузов  и средних профессиональных учебных заведений Росморречфлота по всей...

Судно с экипажем из Приморья пострадало в Корее в результате возгорания

Судно с экипажем из Приморья пострадало в Корее в результате возгорания Во вторник в порту Пусан, который расположен в Южной Кореи, произошло возгорание на российском судне...

Российская экономика

Все средства от акцизов на топливо должны идти в региональные дорожные фонды - Соколов

Все средства от акцизов на топливо должны идти в региональные дорожные фонды - Соколов Все средства, собранные от акцизов на бензин и дизтопливо, должны направляться в региональные дорожн...

Одобрена стратегия развития транспортного машиностроения России

Одобрена стратегия развития транспортного машиностроения России Документом предусмотрено масштабное развитие тяжеловесного движения, в том числе с внедрением на сет...

Транспортная политика

Китай опубликовал концепцию развития морского компонента «Инициативы пояса и пути»

Китай опубликовал концепцию развития морского компонента «Инициативы пояса и пути» Национальная комиссия по развитию и реформам и Государственное океанологическое управление КНР предс...

Минтранс готовит законопроект о разграничении концессии и госзаказа - Соколов

Минтранс готовит законопроект о разграничении концессии и госзаказа - Соколов Министерство транспорта РФ готовит поправки в законодательство о государственно- частном партнерстве...

Морские порты

Сухогруз «Герои Арсенала» «потопил» перевалку в Керченском проливе - эксперты

Сухогруз «Герои Арсенала» «потопил» перевалку в Керченском проливе - эксперты Усиленные проверки технического состояния судов «река-море» привели к фактическому прекращению работ...

Туапсинский зерновой терминал отгрузил 10-миллионную тонну зерновых

Туапсинский зерновой терминал отгрузил 10-миллионную тонну зерновых 21 июня на Туапсинском зерновом терминале (АО «ТЗТ», входит в UCL Holding) была перевалена 1...




Морской транспорт

Венецию хотят закрыть для туристических лайнеров

Венецию хотят закрыть для туристических лайнеров В Венеции подведены итоги плебисцита по поводу захода в порт города крупных круизных лайнеров. 99...

Успешно завершился первый рейс круизного лайнера «Князь Владимир»

Успешно завершился первый рейс круизного лайнера «Князь Владимир» 18 июня 2017 года завершился первый рейс круизного лайнера «Князь Владимир». Почти 400 человек стали...

Речной транспорт

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной

Восточно-Сибирское речное пароходство оставило чистую прибыль за 2016 г. нераспределенной Акционеры ПАО «Восточно- Сибирское речное пароходство» (ВСРП, входит в ГК «Истлэнд») на годо...

Якутия просит исключить для судов проекта СПН требование двойного дна и бортов

Якутия просит исключить для судов проекта СПН требование двойного дна и бортов Якутия просит исключить для судов типа СПН (сухогрузно-палубное наливное судно) требования п...

Ж/Д транспорт

РЖД допускают возможность продажи части доли в Gefco вместе с пакетом Peugeot Citroen

РЖД допускают возможность продажи части доли в Gefco вместе с пакетом Peugeot Citroen ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) допускает возможность продажи части доли в логистичес...

Производство грузовых вагонов в РФ в январе-мае 2017 года выросло на 87%

Производство грузовых вагонов в РФ в январе-мае 2017 года выросло на 87% Производство грузовых магистральных вагонов широкой колеи в РФ в январе-мае 2017 года выросло на 86,...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы

Подготовка и дипломирование моряков: к Манильским поправкам готовы Отраслевая конференция «Подготовка и дипломирование моряков» прошла 30 ноября в Москве в рамках 10-г...

Морские порты

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота

Развитие акватории морского порта как основа увеличения грузооборота Поставленные перед транспортно-логистическим комплексом Дальнего Востока и Приморского края задачи н...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании

О фиговых листах, коннектомах в мозгах и морском образовании В №3 журнала «Морской флот» за 2016 год вышла, что называется, «на злобу дня» статья профессора ГУМР...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...

Севморпуть требует особой ответственности

Севморпуть требует особой ответственности Несмотря на ограниченный период навигации, а это июль, август, сентябрь, октябрь, использование Севе...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...