Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Введение в экономический анализ портового оборудования

Морские порты
Введение в экономический анализ портового оборудования

Проблема замены технологического оборудования во многих портах нашей страны стоит достаточно остро. Вообще, замена производственного оборудования производится по следующим причинам: переход на новые технологии (моральное старение оборудования), выработка нормативного срока службы (физическое старение оборудования), снижение надежности (увеличение численности парка для поддержания качества сервиса), снижение экономических показателей использования.

В этой публикации речь пойдет о последней: какими соображениями следует руководствоваться при экономическом обосновании замены оборудования. Целью является дать общие представления о подходе, в связи с чем изложение методик предельно упрощено.

А.Л. Кузнецов, профессор ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, д.т.н.

 

Затраты на приобретение и эксплуатацию

Если мы приобретаем оборудование стоимостью А условных денежных единиц (у.д.е.) и целиком используем его ресурс за один год, то годовые затраты на его приобретение составляют само значение А. Если это оборудование используется нами до исчерпания ресурса – не один, а два года, то пересчитанные на эти два года (среднегодовые) затраты на его приобретение составляют А/2. Если это же оборудование используется нами до исчерпания ресурса в течение n лет, то средние годовые затраты на его приобретение составляют значение А/n.

Чем дольше используется оборудование, тем меньше оказывается значение средних годовых затрат на его приобретение. Если принимать во внимание только этот фактор, то рекомендация ясна: чем дольше эксплуатировать оборудование, тем лучше с экономической точки зрения.

На рисунке 1 показан соответствующий график для оборудования стоимостью 100000 у.д.е.

 

Рис. 1. Изменение среднегодовых выплат от срока эксплуатации

 

С другой стороны, каждое оборудование требует затрат, связанных с его обслуживанием и ремонтом. В первый год эксплуатации эти затраты a1 малы или вовсе отсутствуют (если оборудование приобретено с гарантией обслуживания). Во второй год годовые затраты на обслуживание и ремонт a2 возрастают вследствие износа и старения, и средние за два года затраты на обслуживание составляют величину (a1+a2)/2. В n-ный год эти годовые затраты на ремонт и обслуживание увеличиваются и составляют величину an. Осредненные за этот срок дадут величину (a1+a2+…+an)/n.

Например, если стоимость ремонта и обслуживания в первый год эксплуатации составляет 5% от стоимости нового оборудования, a1 = 5000 у.д.е. Если рост стоимости ремонта и обслуживания составляет 25% в год, то расходы во второй год будут a2 = 6250 у.д.е., в третий год – a3 = 7813 у.д.е. и т.д. Осредненные за три года расходы на ремонт и обслуживание составят величину (a1+a2+…+an)/n = (a1+a2+a3)/3 = (5000+6250+7813)/3 = 6354 у.д.е. Соответствующие графики показаны на рисунке 2. Исходя только из этого фактора, можно дать другую рекомендацию: надо использовать оборудование как можно меньший срок.

Очевидно, что полученные рекомендации противоречат друг другу. Необходимо найти некоторый компромисс, то есть оптимальное значение срока эксплуатации и с точки зрения выплаты стоимости оборудования, и с точки зрения расходов на его ремонт и обслуживание.

С этой целью сложим средние годовые расходы на владение оборудованием (рис. 1) и средние годовые затраты на его ремонт и обслуживание (рис. 2). Это позволяет получить представление о полных совокупных годовых затратах на содержание и эксплуатацию оборудования (рис. 3).

 

Рис. 2. Рост средних годовых расходов на ремонт и обслуживание

 

Из этого графика видно, что имеется некоторый оптимальный срок эксплуатации оборудования, когда распределенные по годам всего срока затраты на приобретение уже достаточно низки, а осредненные по годам эксплуатации оборудования затраты на ремонт и обслуживания еще не так велики. Этот оптимальный срок определяется минимумом совокупных годовых затрат.

 

Рис. 3. Совокупные средние годовые затраты

 

Влияние амортизации

Теперь примем во внимание еще один важный финансовый фактор – возможность продажи оборудования до исчерпания срока его эксплуатации. C каждым годом оборудование стареет морально и изнашивается физически, вследствие чего снижается его стоимость. Снижение стоимости оборудования в течение срока его службы называется амортизацией.

Надо напомнить, что помимо данного значения существует понятие амортизации как способа перенесения стоимости средств труда на произведенный продукт. Сумма амортизационных отчислений включается в затраты предприятия (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену конечной продукции. Бухгалтерская амортизация предполагает равномерное снижение стоимости оборудования до нуля с каждым годом срока эксплуатации. Вообще, существует четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете и два способа начисления амортизации в налоговом, и в данном изложении используется простейший линейный способ.

 

Рис. 4. Остаточная стоимость оборудования

 

На практике проработавшее какое-то количество лет оборудование может быть продано за некоторую цену, определяемую рынком (в конце концов, оно может быть продано на металлолом). Разница между начальной стоимостью нового оборудования А и рыночной стоимостью оборудования Ао, проработавшего некоторое количество лет, называется рыночной амортизацией оборудования.

Бухгалтерская и рыночная амортизация оборудования во время его эксплуатации определяют соответствующие остаточные стоимости оборудования, динамика которых в зависимости от срока эксплуатации показана на рисунке 4.

С учетом возможной продажи оборудования в конце каждого года эксплуатации можно получить значения совокупных годовых затрат с учетом остаточной стоимости оборудования (рис. 5).

 

Рис. 5. Совокупные годовые затраты при продаже оборудования

 

В рассматриваемом примере первоначальная стоимость оборудования составляла 100000 у.д.е. Если оборудование находилось во владении 3 года, то средние годовые расходы на его приобретение составляли величину 100000/3 = 33333 у.д.е., средние годовые расходы на ремонт и обслуживание были 6354 у.д.е., что вместе составит 39688 у.д.е. Продажа оборудования за рыночную стоимость 38902 у.д.е. сведет совокупные годовые затраты до минимума в 786 у.д.е.

 

Производительность оборудования

Теперь введем в рассмотрение еще один фактор, характеризующий оборудование: его способность совершать те или иные технологические операции. Действительно, любое оборудование предназначено для выполнения некоторых операций – например, обработки некоторого груза. Годовая интенсивность операций обычно снижается от возраста оборудования, что связано с износом, ростом длительности ремонта и обслуживания, авариями и поломками.

 

Рис. 6. Изменение производительности оборудования

 

Если годовая производительность оборудования (измеренная в некоторых условных грузовых единицах, у.г.е. в год) известна, можно получить функцию изменения стоимости обработки у.г.е. в зависимости от срока эксплуатации, поделив зависимость, показанную на графике на рисунке 3 (или рис. 5), на зависимость, показанную на графике на рисунке 6.  Результат показан на рисунке 7.

 

Рис. 7. Удельная стоимость перевалки груза

 

Пусть оборудование, которое характеризовалось удельной стоимостью обработки, показанной на рисунке 7, проработало 10 лет. До окончания срока службы ему осталось работать еще 5 лет. Целесообразно ли платить большую сумму на покупку нового оборудования, когда старое еще может работать при относительно меньших (по сравнению со стоимостью нового оборудования) затратах? Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть изменение удельной стоимости (рис. 7) или совокупных годовых затрат (рис. 5) за последние 5 лет эксплуатации старого оборудования и первые 5 лет эксплуатации нового, что показано на рисунке 8.

 

Рис. 8. Сравнение удельной стоимости обработки

 

Из этого рисунка видно, что экономически целесообразно приобрести новое оборудование, которое после 5 лет эксплуатации компенсирует свою покупку либо продолжением работы, либо продажей по относительно высокой остаточной цене.

Экономические соображения следует также применять и для принятия решения о ремонте или замене оборудования на новое. Если, скажем, предлагается провести ремонт вышедшего из строя оборудования, который продлит его службу еще на 5 лет, притом что стоимость ремонта составит величину Р = 25000 у.д.е., имеет ли смысл покупать вместо этого новое оборудование стоимостью 100000 у.д.е.?

Пусть, для простоты, расходы на ремонт и обслуживание нового и отремонтированного оборудования ai будут одинаковы. При этом новое оборудование будет обладать остаточной рыночной стоимостью и 96060 у.д.е., в то время как отремонтированное оборудование будет полностью амортизировано. Затраты, связанные с  приобретением, ремонтом и эксплуатацией оборудования в течение 5 лет (так называемые «денежные потоки»), показаны в таблице 1.

 

Табл. 1. Затраты на новое и отремонтированное оборудование

n

Покупка

аi

Остат. ст

Ремонт

аi

Ремонт

1

100000

5000


25000

5000


2


6250



6250


3


7813



7813


4


9766



9766


5


12207

96060


12207

0

 

Денежные потоки для нового оборудования составят величину А + Σai - А0 = 100000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 44975 у.д.е.

Денежные потоки для отремонтированного оборудования будут составлять P + Σai = 25000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 66035 у.д.е.

Из сравнения альтернатив следует, что покупка нового оборудования в данном случае является предпочтительной.

 

Заключение и выводы

Приведенные рассуждения показывают принципиальную идею нахождения экономически оптимального срока службы оборудования, его замены или ремонта. Безусловно, они являются упрощенными и неполными: необходимо учитывать периодичность различных видов ремонта и обслуживания, региональную ликвидность оборудования, определяющих динамику его остаточной стоимости, различие эксплуатационных характеристик, наличие персонала для обслуживания и прочее.

Самое главное, что было опущено при изложении идеи экономического подхода к политике замены оборудования, – изменение стоимости денег от времени, что абсолютно необходимо для получения полной и объективной картины. Итак:

1. Основным фактором, который является решающим при принятии решения о технической политике компании в отношении приобретения и замены оборудования, служит не финансовая и даже не экономическая характеристика проекта, а предпринимательская политика компании. Все экономические методы являются лишь более или менее объективным инструментом, который используется для реализации этой политики.

2. Любая замена оборудования или его модернизация вызывает всплеск значений годовых затрат в этот год, которые будут компенсированы в течение достаточно длинного срока дальнейшей эксплуатации. Если компания не планирует продолжение данного вида деятельности в соответствующих горизонтах планирования, приобретать оборудование она не будет.

3. Другой причиной отказа от покупки нового оборудования может явиться отсутствие у компании в данный момент свободного капитала.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...