Введение в экономический анализ портового оборудования

Морские порты
Введение в экономический анализ портового оборудования

Проблема замены технологического оборудования во многих портах нашей страны стоит достаточно остро. Вообще, замена производственного оборудования производится по следующим причинам: переход на новые технологии (моральное старение оборудования), выработка нормативного срока службы (физическое старение оборудования), снижение надежности (увеличение численности парка для поддержания качества сервиса), снижение экономических показателей использования.

В этой публикации речь пойдет о последней: какими соображениями следует руководствоваться при экономическом обосновании замены оборудования. Целью является дать общие представления о подходе, в связи с чем изложение методик предельно упрощено.

А.Л. Кузнецов, профессор ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, д.т.н.

 

Затраты на приобретение и эксплуатацию

Если мы приобретаем оборудование стоимостью А условных денежных единиц (у.д.е.) и целиком используем его ресурс за один год, то годовые затраты на его приобретение составляют само значение А. Если это оборудование используется нами до исчерпания ресурса – не один, а два года, то пересчитанные на эти два года (среднегодовые) затраты на его приобретение составляют А/2. Если это же оборудование используется нами до исчерпания ресурса в течение n лет, то средние годовые затраты на его приобретение составляют значение А/n.

Чем дольше используется оборудование, тем меньше оказывается значение средних годовых затрат на его приобретение. Если принимать во внимание только этот фактор, то рекомендация ясна: чем дольше эксплуатировать оборудование, тем лучше с экономической точки зрения.

На рисунке 1 показан соответствующий график для оборудования стоимостью 100000 у.д.е.

 

Рис. 1. Изменение среднегодовых выплат от срока эксплуатации

 

С другой стороны, каждое оборудование требует затрат, связанных с его обслуживанием и ремонтом. В первый год эксплуатации эти затраты a1 малы или вовсе отсутствуют (если оборудование приобретено с гарантией обслуживания). Во второй год годовые затраты на обслуживание и ремонт a2 возрастают вследствие износа и старения, и средние за два года затраты на обслуживание составляют величину (a1+a2)/2. В n-ный год эти годовые затраты на ремонт и обслуживание увеличиваются и составляют величину an. Осредненные за этот срок дадут величину (a1+a2+…+an)/n.

Например, если стоимость ремонта и обслуживания в первый год эксплуатации составляет 5% от стоимости нового оборудования, a1 = 5000 у.д.е. Если рост стоимости ремонта и обслуживания составляет 25% в год, то расходы во второй год будут a2 = 6250 у.д.е., в третий год – a3 = 7813 у.д.е. и т.д. Осредненные за три года расходы на ремонт и обслуживание составят величину (a1+a2+…+an)/n = (a1+a2+a3)/3 = (5000+6250+7813)/3 = 6354 у.д.е. Соответствующие графики показаны на рисунке 2. Исходя только из этого фактора, можно дать другую рекомендацию: надо использовать оборудование как можно меньший срок.

Очевидно, что полученные рекомендации противоречат друг другу. Необходимо найти некоторый компромисс, то есть оптимальное значение срока эксплуатации и с точки зрения выплаты стоимости оборудования, и с точки зрения расходов на его ремонт и обслуживание.

С этой целью сложим средние годовые расходы на владение оборудованием (рис. 1) и средние годовые затраты на его ремонт и обслуживание (рис. 2). Это позволяет получить представление о полных совокупных годовых затратах на содержание и эксплуатацию оборудования (рис. 3).

 

Рис. 2. Рост средних годовых расходов на ремонт и обслуживание

 

Из этого графика видно, что имеется некоторый оптимальный срок эксплуатации оборудования, когда распределенные по годам всего срока затраты на приобретение уже достаточно низки, а осредненные по годам эксплуатации оборудования затраты на ремонт и обслуживания еще не так велики. Этот оптимальный срок определяется минимумом совокупных годовых затрат.

 

Рис. 3. Совокупные средние годовые затраты

 

Влияние амортизации

Теперь примем во внимание еще один важный финансовый фактор – возможность продажи оборудования до исчерпания срока его эксплуатации. C каждым годом оборудование стареет морально и изнашивается физически, вследствие чего снижается его стоимость. Снижение стоимости оборудования в течение срока его службы называется амортизацией.

Надо напомнить, что помимо данного значения существует понятие амортизации как способа перенесения стоимости средств труда на произведенный продукт. Сумма амортизационных отчислений включается в затраты предприятия (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену конечной продукции. Бухгалтерская амортизация предполагает равномерное снижение стоимости оборудования до нуля с каждым годом срока эксплуатации. Вообще, существует четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете и два способа начисления амортизации в налоговом, и в данном изложении используется простейший линейный способ.

 

Рис. 4. Остаточная стоимость оборудования

 

На практике проработавшее какое-то количество лет оборудование может быть продано за некоторую цену, определяемую рынком (в конце концов, оно может быть продано на металлолом). Разница между начальной стоимостью нового оборудования А и рыночной стоимостью оборудования Ао, проработавшего некоторое количество лет, называется рыночной амортизацией оборудования.

Бухгалтерская и рыночная амортизация оборудования во время его эксплуатации определяют соответствующие остаточные стоимости оборудования, динамика которых в зависимости от срока эксплуатации показана на рисунке 4.

С учетом возможной продажи оборудования в конце каждого года эксплуатации можно получить значения совокупных годовых затрат с учетом остаточной стоимости оборудования (рис. 5).

 

Рис. 5. Совокупные годовые затраты при продаже оборудования

 

В рассматриваемом примере первоначальная стоимость оборудования составляла 100000 у.д.е. Если оборудование находилось во владении 3 года, то средние годовые расходы на его приобретение составляли величину 100000/3 = 33333 у.д.е., средние годовые расходы на ремонт и обслуживание были 6354 у.д.е., что вместе составит 39688 у.д.е. Продажа оборудования за рыночную стоимость 38902 у.д.е. сведет совокупные годовые затраты до минимума в 786 у.д.е.

 

Производительность оборудования

Теперь введем в рассмотрение еще один фактор, характеризующий оборудование: его способность совершать те или иные технологические операции. Действительно, любое оборудование предназначено для выполнения некоторых операций – например, обработки некоторого груза. Годовая интенсивность операций обычно снижается от возраста оборудования, что связано с износом, ростом длительности ремонта и обслуживания, авариями и поломками.

 

Рис. 6. Изменение производительности оборудования

 

Если годовая производительность оборудования (измеренная в некоторых условных грузовых единицах, у.г.е. в год) известна, можно получить функцию изменения стоимости обработки у.г.е. в зависимости от срока эксплуатации, поделив зависимость, показанную на графике на рисунке 3 (или рис. 5), на зависимость, показанную на графике на рисунке 6.  Результат показан на рисунке 7.

 

Рис. 7. Удельная стоимость перевалки груза

 

Пусть оборудование, которое характеризовалось удельной стоимостью обработки, показанной на рисунке 7, проработало 10 лет. До окончания срока службы ему осталось работать еще 5 лет. Целесообразно ли платить большую сумму на покупку нового оборудования, когда старое еще может работать при относительно меньших (по сравнению со стоимостью нового оборудования) затратах? Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть изменение удельной стоимости (рис. 7) или совокупных годовых затрат (рис. 5) за последние 5 лет эксплуатации старого оборудования и первые 5 лет эксплуатации нового, что показано на рисунке 8.

 

Рис. 8. Сравнение удельной стоимости обработки

 

Из этого рисунка видно, что экономически целесообразно приобрести новое оборудование, которое после 5 лет эксплуатации компенсирует свою покупку либо продолжением работы, либо продажей по относительно высокой остаточной цене.

Экономические соображения следует также применять и для принятия решения о ремонте или замене оборудования на новое. Если, скажем, предлагается провести ремонт вышедшего из строя оборудования, который продлит его службу еще на 5 лет, притом что стоимость ремонта составит величину Р = 25000 у.д.е., имеет ли смысл покупать вместо этого новое оборудование стоимостью 100000 у.д.е.?

Пусть, для простоты, расходы на ремонт и обслуживание нового и отремонтированного оборудования ai будут одинаковы. При этом новое оборудование будет обладать остаточной рыночной стоимостью и 96060 у.д.е., в то время как отремонтированное оборудование будет полностью амортизировано. Затраты, связанные с  приобретением, ремонтом и эксплуатацией оборудования в течение 5 лет (так называемые «денежные потоки»), показаны в таблице 1.

 

Табл. 1. Затраты на новое и отремонтированное оборудование

n

Покупка

аi

Остат. ст

Ремонт

аi

Ремонт

1

100000

5000


25000

5000


2


6250



6250


3


7813



7813


4


9766



9766


5


12207

96060


12207

0

 

Денежные потоки для нового оборудования составят величину А + Σai - А0 = 100000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 44975 у.д.е.

Денежные потоки для отремонтированного оборудования будут составлять P + Σai = 25000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 66035 у.д.е.

Из сравнения альтернатив следует, что покупка нового оборудования в данном случае является предпочтительной.

 

Заключение и выводы

Приведенные рассуждения показывают принципиальную идею нахождения экономически оптимального срока службы оборудования, его замены или ремонта. Безусловно, они являются упрощенными и неполными: необходимо учитывать периодичность различных видов ремонта и обслуживания, региональную ликвидность оборудования, определяющих динамику его остаточной стоимости, различие эксплуатационных характеристик, наличие персонала для обслуживания и прочее.

Самое главное, что было опущено при изложении идеи экономического подхода к политике замены оборудования, – изменение стоимости денег от времени, что абсолютно необходимо для получения полной и объективной картины. Итак:

1. Основным фактором, который является решающим при принятии решения о технической политике компании в отношении приобретения и замены оборудования, служит не финансовая и даже не экономическая характеристика проекта, а предпринимательская политика компании. Все экономические методы являются лишь более или менее объективным инструментом, который используется для реализации этой политики.

2. Любая замена оборудования или его модернизация вызывает всплеск значений годовых затрат в этот год, которые будут компенсированы в течение достаточно длинного срока дальнейшей эксплуатации. Если компания не планирует продолжение данного вида деятельности в соответствующих горизонтах планирования, приобретать оборудование она не будет.

3. Другой причиной отказа от покупки нового оборудования может явиться отсутствие у компании в данный момент свободного капитала.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...