Введение в экономический анализ портового оборудования

Морские порты
Введение в экономический анализ портового оборудования

Проблема замены технологического оборудования во многих портах нашей страны стоит достаточно остро. Вообще, замена производственного оборудования производится по следующим причинам: переход на новые технологии (моральное старение оборудования), выработка нормативного срока службы (физическое старение оборудования), снижение надежности (увеличение численности парка для поддержания качества сервиса), снижение экономических показателей использования.

В этой публикации речь пойдет о последней: какими соображениями следует руководствоваться при экономическом обосновании замены оборудования. Целью является дать общие представления о подходе, в связи с чем изложение методик предельно упрощено.

А.Л. Кузнецов, профессор ГУМРФ им. адмирала С.О.Макарова, д.т.н.

 

Затраты на приобретение и эксплуатацию

Если мы приобретаем оборудование стоимостью А условных денежных единиц (у.д.е.) и целиком используем его ресурс за один год, то годовые затраты на его приобретение составляют само значение А. Если это оборудование используется нами до исчерпания ресурса – не один, а два года, то пересчитанные на эти два года (среднегодовые) затраты на его приобретение составляют А/2. Если это же оборудование используется нами до исчерпания ресурса в течение n лет, то средние годовые затраты на его приобретение составляют значение А/n.

Чем дольше используется оборудование, тем меньше оказывается значение средних годовых затрат на его приобретение. Если принимать во внимание только этот фактор, то рекомендация ясна: чем дольше эксплуатировать оборудование, тем лучше с экономической точки зрения.

На рисунке 1 показан соответствующий график для оборудования стоимостью 100000 у.д.е.

 

Рис. 1. Изменение среднегодовых выплат от срока эксплуатации

 

С другой стороны, каждое оборудование требует затрат, связанных с его обслуживанием и ремонтом. В первый год эксплуатации эти затраты a1 малы или вовсе отсутствуют (если оборудование приобретено с гарантией обслуживания). Во второй год годовые затраты на обслуживание и ремонт a2 возрастают вследствие износа и старения, и средние за два года затраты на обслуживание составляют величину (a1+a2)/2. В n-ный год эти годовые затраты на ремонт и обслуживание увеличиваются и составляют величину an. Осредненные за этот срок дадут величину (a1+a2+…+an)/n.

Например, если стоимость ремонта и обслуживания в первый год эксплуатации составляет 5% от стоимости нового оборудования, a1 = 5000 у.д.е. Если рост стоимости ремонта и обслуживания составляет 25% в год, то расходы во второй год будут a2 = 6250 у.д.е., в третий год – a3 = 7813 у.д.е. и т.д. Осредненные за три года расходы на ремонт и обслуживание составят величину (a1+a2+…+an)/n = (a1+a2+a3)/3 = (5000+6250+7813)/3 = 6354 у.д.е. Соответствующие графики показаны на рисунке 2. Исходя только из этого фактора, можно дать другую рекомендацию: надо использовать оборудование как можно меньший срок.

Очевидно, что полученные рекомендации противоречат друг другу. Необходимо найти некоторый компромисс, то есть оптимальное значение срока эксплуатации и с точки зрения выплаты стоимости оборудования, и с точки зрения расходов на его ремонт и обслуживание.

С этой целью сложим средние годовые расходы на владение оборудованием (рис. 1) и средние годовые затраты на его ремонт и обслуживание (рис. 2). Это позволяет получить представление о полных совокупных годовых затратах на содержание и эксплуатацию оборудования (рис. 3).

 

Рис. 2. Рост средних годовых расходов на ремонт и обслуживание

 

Из этого графика видно, что имеется некоторый оптимальный срок эксплуатации оборудования, когда распределенные по годам всего срока затраты на приобретение уже достаточно низки, а осредненные по годам эксплуатации оборудования затраты на ремонт и обслуживания еще не так велики. Этот оптимальный срок определяется минимумом совокупных годовых затрат.

 

Рис. 3. Совокупные средние годовые затраты

 

Влияние амортизации

Теперь примем во внимание еще один важный финансовый фактор – возможность продажи оборудования до исчерпания срока его эксплуатации. C каждым годом оборудование стареет морально и изнашивается физически, вследствие чего снижается его стоимость. Снижение стоимости оборудования в течение срока его службы называется амортизацией.

Надо напомнить, что помимо данного значения существует понятие амортизации как способа перенесения стоимости средств труда на произведенный продукт. Сумма амортизационных отчислений включается в затраты предприятия (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену конечной продукции. Бухгалтерская амортизация предполагает равномерное снижение стоимости оборудования до нуля с каждым годом срока эксплуатации. Вообще, существует четыре способа начисления амортизации в бухгалтерском учете и два способа начисления амортизации в налоговом, и в данном изложении используется простейший линейный способ.

 

Рис. 4. Остаточная стоимость оборудования

 

На практике проработавшее какое-то количество лет оборудование может быть продано за некоторую цену, определяемую рынком (в конце концов, оно может быть продано на металлолом). Разница между начальной стоимостью нового оборудования А и рыночной стоимостью оборудования Ао, проработавшего некоторое количество лет, называется рыночной амортизацией оборудования.

Бухгалтерская и рыночная амортизация оборудования во время его эксплуатации определяют соответствующие остаточные стоимости оборудования, динамика которых в зависимости от срока эксплуатации показана на рисунке 4.

С учетом возможной продажи оборудования в конце каждого года эксплуатации можно получить значения совокупных годовых затрат с учетом остаточной стоимости оборудования (рис. 5).

 

Рис. 5. Совокупные годовые затраты при продаже оборудования

 

В рассматриваемом примере первоначальная стоимость оборудования составляла 100000 у.д.е. Если оборудование находилось во владении 3 года, то средние годовые расходы на его приобретение составляли величину 100000/3 = 33333 у.д.е., средние годовые расходы на ремонт и обслуживание были 6354 у.д.е., что вместе составит 39688 у.д.е. Продажа оборудования за рыночную стоимость 38902 у.д.е. сведет совокупные годовые затраты до минимума в 786 у.д.е.

 

Производительность оборудования

Теперь введем в рассмотрение еще один фактор, характеризующий оборудование: его способность совершать те или иные технологические операции. Действительно, любое оборудование предназначено для выполнения некоторых операций – например, обработки некоторого груза. Годовая интенсивность операций обычно снижается от возраста оборудования, что связано с износом, ростом длительности ремонта и обслуживания, авариями и поломками.

 

Рис. 6. Изменение производительности оборудования

 

Если годовая производительность оборудования (измеренная в некоторых условных грузовых единицах, у.г.е. в год) известна, можно получить функцию изменения стоимости обработки у.г.е. в зависимости от срока эксплуатации, поделив зависимость, показанную на графике на рисунке 3 (или рис. 5), на зависимость, показанную на графике на рисунке 6.  Результат показан на рисунке 7.

 

Рис. 7. Удельная стоимость перевалки груза

 

Пусть оборудование, которое характеризовалось удельной стоимостью обработки, показанной на рисунке 7, проработало 10 лет. До окончания срока службы ему осталось работать еще 5 лет. Целесообразно ли платить большую сумму на покупку нового оборудования, когда старое еще может работать при относительно меньших (по сравнению со стоимостью нового оборудования) затратах? Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть изменение удельной стоимости (рис. 7) или совокупных годовых затрат (рис. 5) за последние 5 лет эксплуатации старого оборудования и первые 5 лет эксплуатации нового, что показано на рисунке 8.

 

Рис. 8. Сравнение удельной стоимости обработки

 

Из этого рисунка видно, что экономически целесообразно приобрести новое оборудование, которое после 5 лет эксплуатации компенсирует свою покупку либо продолжением работы, либо продажей по относительно высокой остаточной цене.

Экономические соображения следует также применять и для принятия решения о ремонте или замене оборудования на новое. Если, скажем, предлагается провести ремонт вышедшего из строя оборудования, который продлит его службу еще на 5 лет, притом что стоимость ремонта составит величину Р = 25000 у.д.е., имеет ли смысл покупать вместо этого новое оборудование стоимостью 100000 у.д.е.?

Пусть, для простоты, расходы на ремонт и обслуживание нового и отремонтированного оборудования ai будут одинаковы. При этом новое оборудование будет обладать остаточной рыночной стоимостью и 96060 у.д.е., в то время как отремонтированное оборудование будет полностью амортизировано. Затраты, связанные с  приобретением, ремонтом и эксплуатацией оборудования в течение 5 лет (так называемые «денежные потоки»), показаны в таблице 1.

 

Табл. 1. Затраты на новое и отремонтированное оборудование

n

Покупка

аi

Остат. ст

Ремонт

аi

Ремонт

1

100000

5000


25000

5000


2


6250



6250


3


7813



7813


4


9766



9766


5


12207

96060


12207

0

 

Денежные потоки для нового оборудования составят величину А + Σai - А0 = 100000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 44975 у.д.е.

Денежные потоки для отремонтированного оборудования будут составлять P + Σai = 25000+5000+6250+7813+9766+1207-96060 = 66035 у.д.е.

Из сравнения альтернатив следует, что покупка нового оборудования в данном случае является предпочтительной.

 

Заключение и выводы

Приведенные рассуждения показывают принципиальную идею нахождения экономически оптимального срока службы оборудования, его замены или ремонта. Безусловно, они являются упрощенными и неполными: необходимо учитывать периодичность различных видов ремонта и обслуживания, региональную ликвидность оборудования, определяющих динамику его остаточной стоимости, различие эксплуатационных характеристик, наличие персонала для обслуживания и прочее.

Самое главное, что было опущено при изложении идеи экономического подхода к политике замены оборудования, – изменение стоимости денег от времени, что абсолютно необходимо для получения полной и объективной картины. Итак:

1. Основным фактором, который является решающим при принятии решения о технической политике компании в отношении приобретения и замены оборудования, служит не финансовая и даже не экономическая характеристика проекта, а предпринимательская политика компании. Все экономические методы являются лишь более или менее объективным инструментом, который используется для реализации этой политики.

2. Любая замена оборудования или его модернизация вызывает всплеск значений годовых затрат в этот год, которые будут компенсированы в течение достаточно длинного срока дальнейшей эксплуатации. Если компания не планирует продолжение данного вида деятельности в соответствующих горизонтах планирования, приобретать оборудование она не будет.

3. Другой причиной отказа от покупки нового оборудования может явиться отсутствие у компании в данный момент свободного капитала.

 

Морские порты №8 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку

Оборвавшийся при разгрузке судна Yuan Jing в терминале Большой Камень трос нанес травмы китайскому моряку В морском терминале Большой Камень (Приморский край) при выгрузке портального крана с теплох...

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море

Судно «Козница» потеряло ход в Баренцевом море Теплоход «Козница» из-за поломки главного двигателя потерял ход и дрейфует на юг со скоростью 3,5 уз...

Российская экономика

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике

Советник президента РФ Бедрицкий предложил использовать экранопланы в Арктике Экранопланы - летательные аппараты, использующие «эффект экрана» для полетов на сверхнизкой высоте, ...

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов

Компании РФ договорились с Ираном об освоении крупных месторождений углеводородов Российские компании достигли договоренностей по освоению крупных месторождений углеводородов в Иране...

Транспортная политика

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ

Концепция нового Устава службы на судах морского флота нуждается в серьезной доработке – РПСМ Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) направил в Министерство транспорта России за...

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани

Иран, Россия и Азербайджан продолжат переговоры по вопросу коридора «Север-Юг» - Роухани Россия, Иран и Азербайджан продолжат трехсторонний формат переговоров по вопросам регионального сотр...

Морские порты

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике

Новый терминал «Норникеля» стал одним из крупнейших транспортных инвестпроектов в Арктике «Норникель» завершил в Мурманске масштабную модернизацию перегрузочного терминала (Мурманский тр...

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт»

Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт» Внесено изменение в Устав ФГУП «Росморпорт». Изменение связано с уточнением функций заказчика-застро...




Морской транспорт

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн

Чистая прибыль Cosco Shipping Ports в 2016 году упала на 43%, до $247 млн Чистая прибыль Cosco Shipping Ports (CSP) по итогам 2016 года сократилась на 43%, до $24...

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов

«Норникель» будет круглогодично работать на Севморпути при поддержке атомных ледоколов Соглашение о сотрудничестве при перевозках на Севморпути подписали в Мурманске компания «Норникель» ...

Речной транспорт

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания

В Росморречфлоте проведена аттестация капитанов судов внутреннего плавания 23 марта в здании Федерального агентства морского и речного транспорта в соответствии с Планом аттес...

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Ж/Д транспорт

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве

РЖД подписали с партнерами из Ирана меморандум о стратегическом сотрудничестве РЖД и Железные дороги Исламской Республики Иран подписали документы о сотрудничестве в области желез...

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году

На модернизацию ЖД переездов СвЖД направит 43 млн рублей в 2017 году Свердловская железная дорога (СвЖД, филиал ОАО «РЖД») в 2017 году направит на капитальный ре...

Авто транспорт

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора

Полное совмещение весогабаритного контроля и «Платона» маловероятно - замглавы Ространснадзора Полное совмещение стационарных рамок системы весогабаритного контроля (СВГК) и системы взима...

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор

Сведения о нарушителях в системах «Платон» и СВГК будут собраны в единой системе - Ространснадзор Единая информационно- аналитическая система Ространснадзора будет аккумулировать информацию по автод...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

«Китайский путь» через ТОРы

«Китайский путь» через ТОРы В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономичес...

Безопасность – постоянная забота портовых властей

Безопасность – постоянная забота портовых властей Морской порт Туапсе - незамерзающий, круглогодично работающий порт, расположен на побережье Черного ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...