Вагоны напрокат

Ж/Д транспорт
Вагоны напрокат

Реформа железнодорожного транспорта в России идет не первый год, идет не по плану и непонятно, в каком направлении. ОАО «РЖД» согласно одобренной правительством РФ в начале 2011 года Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года должно сохранить функцию оператора инфраструктуры, но прекратить владение и управление грузовыми вагонами. В документе предусмотрено сохранение ОАО «РЖД» в качестве общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры; развитие рынка оперирования грузовым железнодорожным составом. Сделано это, как известно, с целью создания конкуренции в данной сфере транспорта. Каков же результат?

Ольга Гольдберг

Некоторое время назад в соответствии с реформой железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» стало избавляться от собственного парка вагонов. В 2010 году большая часть подвижного состава была передана в две дочерние компании – «Первую грузовую компанию» (ПГК), впоследствии приобретенную компанией UCLH Владимира Лисина, и «Вторую грузовую компанию» (ВГК), переименованную в «Федеральную грузовую компанию» (ФГК). Остальные вагоны были проданы на аукционах таким компаниям, как «Трансконтейнер», «Рейлтрансавто», «Новотранс» и другим.

К тому моменту рынок операторов железнодорожного подвижного состава активно развивался, на нем работали уже около 2 тыс. средних и мелких частных компаний, которые приобретали и подержанные вагоны, и строили новые. С 2007 по 2014 год количество вагонов на сети железных дорог в России возросло почти на треть, до 1,2 млн единиц.

Однако это не улучшило работу железнодорожного транспорта, поскольку каждый оператор «тянул одеяло на себя», стараясь перевозить более дорогие грузы, и совершал другие неэффективные с точки зрения железнодорожных перевозок действия. Скорость движения поездов в 2007-2014 годах снизилась на 21%, до 234 км в сутки, притом что погрузка снизилась на 7%, до 1,2 млрд тонн. На сети все чаще стали возникать заторы и пробки, в транспортных узлах – скапливаться порожние вагоны, мешающие подвозу вагонов с грузом.

Решать проблему пришлось за счет возвращения РЖД статуса оператора подвижного состава и передачи монополии в оперативное управление (аренду) части вагонов. Но задача так и не была решена. До сих пор РЖД ищут разные схемы работы с операторами железнодорожных грузовых вагонов, а также с операторами морских терминалов, грузовладельцами и грузоотправителями. Сегодня возвращение вагонов в парк РЖД (хотя бы на условиях аренды) стало для монополии самой большой необходимостью.

 

РЖД экспериментируют с агентированием и арендой

С того момента, как РЖД распродали и передали вагоны в частные руки, проблемы невывоза порожних и груженых вагонов стали возникать все чаще. Так, в 2012 году, чтобы ликвидировать большие пробки в Кузбассе, монополия предложила операторам сдать вагоны ей в аренду по ставке 1003 рубля (при рыночной ставке 1500 рублей за вагон). «Откликнулась» единственная компания, «дочка» РЖД – «Федеральная грузовая компания». Других операторов данное предложение по причине своей неконкурентной цены не заинтересовало.

ФГК сдала в аренду РЖД 107 тыс. вагонов. К весне 2013 года в аренде у РЖД из них осталось 50 тыс. вагонов, а к 1 июля все вагоны были возвращены ФГК. Эта арендная схема, по словам Михаила Бурмистрова, генерального директора агентства «INFOLine-Аналитика», в 2012 году принесла ОАО «РЖД» убытки в размере более 5 млрд рублей. Поэтому монополия решила вернуться к другой схеме управления парком вагонов – агентской, по которой работала в 2011 году со своей крупнейшей на тот момент структурой – «Первой грузовой компанией».

ПГК передала ЦФТО (Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД») свыше 120 тыс. вагонов, а также контракты с грузоотправителями. ЦФТО стал агентом перевозчика и управлял его парком, а ПГК занималась обслуживанием и содержанием вагонов. Сейчас ЦФТО управляет частью парка полувагонов ФГК и некоторых других операторов, получая комиссию с дохода от управления подвижным составом и не неся расходов на его привлечение.

Однако монополию по-прежнему беспокоит снижение эффективности перевозок. Осенью 2013 года глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин назвал ошибочным решение «о стопроцентной приватизации подвижного состава» (одно из положений Программы реформирования железнодорожного транспорта до 2010 г.) и предложил вернуть РЖД «на рыночных условиях» 30% парка грузовых вагонов (по разным оценкам, это 300-375 тыс. штук) в собственность госкомпании или на правах аренды. (На сегодня у РЖД в собственности локомотивный парк и порядка 50 тыс. вагонов.)

«Мы не можем провезти груз во многом из-за того, что дислокация частных вагонов не соответствует потребности перевозимых грузов», – обосновал инициативу В.Якунин. Он также сослался на международный опыт: «В мире вообще перевозчиков без подвижного состава не существует».

В 2014 году избыток грузовых вагонов на сети РЖД составил 232 тыс. вагонов (20% парка), в результате чего операторы, грузоотправители и грузополучатели за 9 месяцев понесли потери в размере более 34 млрд рублей.

Минтранс поддержал инициативу РЖД передать ей 30% всех полувагонов на сети, пояснив, что это может улучшить оборачиваемость вагонов и обеспеченность вагонами грузоотправителей, сократить сроки доставки грузов.

 

Технологический аутсорсинг – еще один эксперимент

В феврале 2014 года РЖД совместно с ФГК разработали типовой договор, в котором владельцам грузовых вагонов предлагались услуги по оптимизации логистики доставки порожних вагонов к местам погрузки, сокращению простоя вагонов на станциях, а также уменьшению затрат компаний на перевозку таких вагонов. Операторы и собственники вагонов, которых заинтересовало это предложение, должны заключить с ФГК договор взаимного использования вагонов, где будет определен механизм взаиморасчетов за пользование вагонами чужой собственности и другие финансовые условия. Первой на эксперимент опять же «откликнулась» ФГК, которая передала РЖД для управления порожними рейсами 114 тыс. из 123 тыс. своих полувагонов (70%).

Нужно отметить, что ныне «порожняк» – постоянная головная боль для железнодорожников. По словам старшего вице-президента ОАО «РЖД» Анатолия Краснощека, на путях общего и необщего пользования ежемесячно простаивает более 142 тыс. вагонов. Простои около 218 тыс. вагонов длятся более 10 суток, что означает фактическое их изъятие из перевозочного процесса. Как правило, порожние вагоны скапливаются в морских портах и вблизи них в ожидании грузов в обратном направлении.

Возвращать пустой вагон операторам невыгодно – тарифы на перевозку груженого и порожнего парка с недавнего времени сравнялись. (По данным «INFOLine-Аналитика», в 2013 году из-за изменения тарифной политики оказались невостребованными более 50% привлеченных вагонов.) Поэтому РЖД и взялись управлять пустыми вагонами самостоятельно, а оператор оплачивает услугу из расчета всего лишь 118 рублей с учетом НДС за каждый перевезенный порожний вагон.

Схема работы получила название «технологический аутсорсинг». Компания-оператор обязуется предоставлять подвижной состав для всех своих клиентов, а РЖД управляет движением вагонов по сети, основное внимание уделяя решению проблемы простоя порожних вагонов: как только вагон будет разгружен, он обезличивается и может быть перемещен (как инвентарный парк) в любое место, где в данный момент он требуется.

При разработке принципа технологического аутсорсинга, пояснил генеральный директор ОАО «ФГК» Виталий Евдокименко, РЖД и ФГК постарались «найти технологические оптимумы, обеспечивающие интересы как перевозчика в лице ОАО «РЖД», так и операторов железнодорожного подвижного состава». По его словам, суть схемы «состоит в оптимизации перемещения порожних вагонов на основе принципов сетевой регулировки управления обезличенным парком».

За первые 5 месяцев работы по данной технологии оборот вагона снизился на 4 суток, производительность увеличилась на 16%, погрузка выросла на 33%, подвел первые итоги в октябре этого года старший вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек. Проведенный ФГК анализ работы вагонов компании в составе консолидированного парка, по словам В.Евдокименко, показал, что уже в мае производительность вагонов компании выросла на 16%, количество порожних рейсов уменьшилось на 6,5%.

 

Операторы вынуждены выбирать

В настоящее время на фоне экономического кризиса, в условиях постоянно возникающих транспортных коллапсов на железнодорожной сети РЖД готовы, очевидно, к любым вариантам, чтобы заполучить подвижной состав – и к агентскому управлению, и к аренде, и к технологическому аутсорсингу, главное – консолидировать парк. И операторы подвижного состава в нынешних условиях вынуждены выбирать какой-то из вариантов. 

В июле около 10 тыс. полувагонов компания Rail Garant передала ФГК, которая будет использовать этот парк по договору управления порожними полувагонами с РЖД. «Новотранс» также собирается передать ФГК в аренду все свои 25 тыс. полувагонов вместе с грузовой базой. Решение продиктовано необходимостью снизить затраты: в 2013 году «Новотранс» получил убыток в 135,4 млн рублей, и холдинг «Сибирский деловой союз», структурой которого является оператор, предпринял попытку продать «Новотранс», которая, впрочем, не удалась. Следующим оператором, переставшим управлять собственным парком, стала угледобывающая компания СУЭК: в конце ноября 2014 года она передала ФГК более 6 тыс. полувагонов (30% своего парка) вместе с грузом. О готовности рассматривать разные схемы взаимодействия с РЖД, в том числе технологический аутсорсинг или аренду, заявила ПГК, входящая в UCLH.

Падение ставок на перевозку грузов и необходимость сокращать затраты на порожние рейсы могут вынудить и других операторов подвижного состава сдать свои парки в аренду РЖД. Сегодня большинство средних и мелких операторов работают в убыток, полученного дохода едва хватает на содержание вагонов и административные расходы, говорит глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова. Падение погрузки привело к усилению консолидации железнодорожных грузовых перевозок: по данным рейтинга Rail Russia Top, подготовленного агентством «INFOLine-Аналитика», на сегодняшний момент 10 крупнейших операторов перевозят 60% грузов (в 2013 году этот показатель был 54%).

Для таких крупных операторов, как ФГК и ПГК, у которых много старых вагонов, предложенная РЖД схема оптимизации порожнего пробега (технологический аутсорсинг) выгодна, считает Михаил Бурмистров из «INFOLine-Аналитики», в то время как небольшим и средним операторам она не интересна, поскольку у них невелико количество порожних рейсов. Комментируя решение «Новотранса» и Rail Garant сдать вагоны в аренду, эксперт отмечает, что это позволит операторам стабилизировать финансовое состояние (так как ставка аренды, скорее всего, фиксированная) и снизить зависимость от волатильности рынка.

Вместе с тем стоит отметить, что суточная ставка аренды полувагона, составлявшая в 2013 году 1200-1500 рублей, к началу 2014 года упала до 550-750 рублей.

 

Дворкович – против

Предложение главы РЖД Владимира Якунина о консолидации вагонного парка в руках монополии противоречит Целевой модели рынка грузовых перевозок до 2015 года, оно не нашло поддержки в правительстве.

2 октября 2014 года на заседании рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под руководством Аркадия Дворковича вице-премьер высказался категорически против передачи в аренду РЖД грузовых вагонов частных операторов, включая парк его дочерних обществ. По словам чиновника, это «нецелесообразно» с учетом ранее принятых решений по Целевой модели. В протоколе заседания отмечается, что на всей сети железных дорог должна действовать единая технология работы с подвижным составом, «без технологических особенностей управления ОАО «РЖД»; исключение должно быть сделано только для вагонов, задействованных в ликвидации чрезвычайных ситуаций или по специальному решению правительства.

Вообще-то Целевая модель была рассчитана на 4 года, и, по сути, срок ее действия уже заканчивается. Заканчивается на том, с чего, собственно, она и начиналась – вагоны снова оказываются в ведении РЖД. Хорошо это или плохо, сегодня не могут сказать даже эксперты, за исключением одного – президента РЖД г-на Якунина (он-то точно знает, что это хорошо). Однако в отличие от других он просто несет ответственность за железнодорожные перевозки...

А вот куда смотрят наши правители, ответственные за транспорт? Когда было понятно, что железнодорожная реформа провалилась и ее основные положения не выполнены (2010 год), правители идут в том же направлении и принимают Целевую модель. А когда в грузовых перевозках вообще наступает коллапс, который на практике разруливается только передачей РЖД вагонов операторов, снова предлагается Целевая модель! То есть никакие просчеты, провалы и затраты не учитываются, ничто, никого и ни каким образом не учит. Может, все-таки кто-нибудь в правительстве удосужится просчитать действия в одной из важнейших отраслей экономики хотя бы на 4 года вперед, не говоря уже о 10- и 20-летней перспективе?

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море

Завершена активная фаза поисково-спасательной операции в Черном море Активная фаза поисково-спасательной операции в районе крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном м...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке

Индийская Tata может построить угольный терминал на Камчатке Индийская компания Tata рассматривает возможность строительства терминала по перевалке угля на Камча...

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе

Mercuria может заключить контракт take-or-pay на создание портовой инфраструктуры в Кольском заливе Швейцарский угольный трейдер Mercuria может заключить соглашение take-or-pay на создание портовой ин...




Морской транспорт

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года

Судозавод «Лотос» сдаст первое пассажирское круизное судно в апреле 2019 года Астраханский судостроительный завод «Лотос» сдаст в эксплуатацию первое пассажирское судно в апреле ...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...