Великобритания: от «владычицы морской» до 10-го места в мире

Морской транспорт
Великобритания: от «владычицы морской» до 10-го места в мире

Когда-то Англия считалась царицей морей. Произошло это благодаря протекционистской политике, проводимой в течение двух столетий. Нынче английский флот конкурирует с другими на равных условиях, а удобные флаги вроде панамского или либерийского скинули британский крест аж на десятое место. Страну спасает наличие юрисдикций вроде Каймановых или Британских Виргинских островов, полюбившихся судовладельцам со всего мира, а также разумная система налогообложения, известная как налог с тоннажа. Сейчас под британским флагом ходит 3% мирового торгового флота.

Александра Васильцева

 

Что такое британский торговый флот?

Под это определение попадает четыре категории (одно судно может входить в одну или несколько категорий). Самая многочисленная – суда под управлением британских компаний. Их общий дедвейт около 60 млн тонн.

Следующая категория – суда, напрямую принадлежащие британским компаниям. Общий дедвейт около 30 млн тонн. Следующая – суда, принадлежащие компаниям, чья материнская структура зарегистрирована в Великобритании. Их общий дедвейт чуть больше 20 млн тонн.

Но нас интересует последняя и самая скромная категория – суда, ходящие под британским флагом. Таковых 500 единиц, суммарный дедвейт лишь 15,2 млн тонн. Другими словами, меньше четверти судов, принадлежащих (напрямую или косвенно) британцам, согласились ходить под национальным флагом.

Много это или мало? Пожалуй, тут показательны не сами цифры, а динамика. В 1999 году дедвейт зарегистрированных в Великобритании судов был в шесть раз меньше. За прошедшие 16 лет британская корона сумела заманить к себе немало новых судовладельцев. Для сравнения: число судов, принадлежащих британцам напрямую, лишь утроилось. А количество флота, находящегося под управлением британских компаний, с 1999 года выросло лишь на 75%.

В международном рейтинге Великобритания занимает десятую строчку. Под английским флагом ходит 3% мирового торгового флота. Конечно, это далеко не Панама, под чей флаг не идет только ленивый (27% флота) и не Либерия (16%). Да и стремительно стартовавшие после кризиса азиатские юрисдикции вроде Гонконга, Сингапура и Китая оставляют Туманный Альбион позади.

 

Рис. 1. Страны-лидеры по тоннажу зарегистрированного торгового флота

Источник: Department for Transport, UK
*Включая заморские территории

 

Однако из европейских стран Великобритания – третья, пропуская вперед Мальту и Грецию. А если взять крупнейшие западные экономики, то получается, что именно Соединенное Королевство сумело создать наиболее благоприятный режим для собственного торгового флота. Как ему это удалось?

 

Зарабатывай больше, плати столько же

Сначала сделаем небольшое уточнение. Для внутренней статистики правительство Великобритании берет дедвейт судов, зарегистрированных на основной территории. Таким образом получается цифра 15,2 млн тонн. А для международных сравнений добавляются суда, «прописанные» на заморских территориях. Тогда суммарный дедвейт возрастает до 40 млн тонн. Именно такая величина и выводит Великобританию на десятое место в мировом рейтинге. Если же убрать суда с заморской «пропиской», то государство опустится на 15-ю строчку.

Впрочем, об этих территориях мы еще поговорим. Но начнем с главного ноу-хау, позволившего Великобритании привлечь множество судов под национальный флаг. Оно называется налог на тоннаж.

Длительное время британский флаг не пользовался популярностью. Например, если в 1976 году число судов, принадлежащих компаниям-резидентам и ходящих под национальным флагом, составляло 1614 (в расчет брались суда тоннажем свыше 500 тонн), то к 1995-му количество снизилось до 240 общим дедвейтом 2,6 млн тонн.

В 2000 году правительство страны утвердило упрощенную схему по налогу на прибыль для судоходных компаний. Суть в том, что бизнес мог выбирать: платить налог с фактически полученной прибыли либо фиксированную сумму, зависящую от тоннажа флота.

Как рассчитывается эта сумма? Потенциальный доход с каждых полных 100 тонн составляет Ј0,6 в день для нетто-тоннажа до 1000 тонн, Ј0,45 для нетто-тоннажа до 10 тыс. тонн, Ј0,3 для нетто-тоннажа до 25 тыс. тонн, Ј0,15 нетто-тоннажа свыше 25 тыс. тонн. Предполагается, что судно ходит 365 дней в году. Далее потенциальный доход облагается налогом по ставке 30% (в некоторых случаях она меняется).

Рассмотрим на примере. Допустим, компания владеет балкером грузоподъемностью 30 тыс. нетто-тонн. Чтобы понять, сколько она заплатит, надо сложить ставки за каждую категорию тоннажа. Первая тысяча тонн пойдет под ставку Ј0,6 (то есть 10 – столько в тысяче тонн «соток» – нужно умножить на Ј0,45 и на 365). Далее девять тысяч тонн будут облагаться по ставке Ј0,45 за «сотку» (90 умножаем на Ј0,45 и на 365). В общей сложности налогооблагаемая прибыль составит Ј36 135. При ставке 30% сумма налога равна Ј10 840,5.

Другой пример – судно-снабженец грузоподъемностью 250 нетто-тонн. Поскольку считаются только полные сотни тонн, нужно Ј0,6 умножить на 2 и на 365. Получится Ј438, следовательно, сумма налога составит Ј131,4. Данная налоговая схема применялась как для флота под британским флагом, так и для судов, принадлежащих британским компаниям. Однако для первой категории это сыграло куда более существенную роль. Если в 2000-м под национальным флагом ходило 471 судно (общим дедвейтом 12 млн тонн), то к 2011-му число выросло до 871 (общим дедвейтом почти 40 млн тонн). А если сравнивать с 1996 годом, то количество судов под британским флагом выросло, как уже было сказано, в шесть раз. Большинство экспертов связывают это как раз с налогом на тоннаж.

«Во времена экономических трудностей, когда наша островная нация ищет путь, чтобы вернуть былое процветание, крайне важен фискальный режим для судоходных компаний, позволяющий конкурировать с другими морскими державами», – недавно говорил председатель (теперь уже бывший) морской администрации Великобритании Джим Стюарт.

Вслед за Великобританией налог с тоннажа внедрили Франция, Италия, Польша Финляндия, Германия, Норвегия, Дания и другие европейские страны, а также Япония, Южная Корея и США. В настоящий момент судоходная отрасль приносит экономике Соединенного Королевства Ј1,5 млн в час, а общий вклад морской отрасли и сопутствующих услуг достигает Ј27 млрд в год.

 

Налоговый рай среди океана

Начиная с 2009 года число судов под британским флагом, зарегистрированных на основной территории государства, неуклонно снижалось. К концу 2013 года падение составило 12%. А вот количество судов, зарегистрированных на заморских территориях, постоянно росло. В период с 2009 по конец 2013-го их число прибавило более 60%.

К заморским территориям относятся Бермудские, Британские Виргинские, Каймановы и Нормандские острова, а также Гибралтар и остров Мэн.

Почему эти юрисдикции так популярны? Разумеется, благодаря офшорному законодательству, позволяющему платить минимум налогов. Рассмотрим для примера Каймановы острова, где регистрируются любые суда, начиная с суперъяхт и заканчивая балкерами, танкерами и даже субмаринами. Общий дедвейт флота составляет 4 млн тонн.

Во-первых, юрисдикция входит в «белые листы» согласно крупнейшим международным соглашениям – например, Port State Control Memorandums of Understandings (в том числе парижское и токийское). Во-вторых, там действует британское право, споры решаются в английских судах. В-третьих, зарегистрировать судно на Каймановых островах может, по сути, любой судовладелец. Компаниям или гражданам ЕС это позволяется напрямую. Аналогично с юрлицами и физлицами из стран, подписавших пакт о борьбе с отмыванием денег (сюда входят США, Канада, Израиль, Китай, Сингапур, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Турция, ОАЭ, Мексика, Бразилия, Аргентина). Наконец, судовладелец может просто-напросто основать компанию на Каймановых островах (как в любой офшорной юрисдикции, существует целая отрасль, оказывающая подобные услуги) и оформить судно на нее.

Каймановы острова являются «налоговым раем». Здесь не существует налога на прибыль, НДС и налога на имущества. Компании должны платить лишь гербовые сборы (при покупке недвижимости уплачивается сбор 7,5% от стоимости недвижимости) и ежегодные пошлины ($854-3132). Практически никакой бухгалтерской и налоговой отчетности не требуется. Портом приписки при регистрации судна на Каймановых островах является Джорджтаун. Именно здесь зарегистрирована десятая часть мировых суперъяхт.

 

Борьба за первенство

В США национальных перевозчиков поддерживают законодательно. Как известно, в этой стране действует закон Джонса, согласно которому каботажные перевозки может осуществлять только судно под американским флагом, построенное на американской верфи, принадлежащее гражданам США и имеющее в качестве экипажа американских резидентов. И хотя закон вызывает много критики, именно он, по мнению ряда экспертов, позволяет флоту США конкурировать с перевозчиками из Китая, Кореи и других азиатских стран.

В Великобритании на протяжении столетий действовал аналогичный акт. Именно он, вероятно, и сделал страну «владычицей морей». В 1651 году Оливер Кромвель принял Навигационный акт: отныне ввозить товары из Африки, Азии и Америки следовало на судах, принадлежащих британским подданным, из них же на 3/4 должен был состоять экипаж. Ввозить товары небританским флотом можно было только из европейских стран.

Соединенное Королевство на тот момент имело множество колоний, но крупнейшим морским перевозчиком выступал голландский флот. Система перевозок там была доведена до совершенства, конкурировать в честной борьбе было практически невозможно. Поэтому Кромвель и пошел на протекционистские меры. Помимо товаров он запретил ввозить в Англию соленую рыбу, если она поймана на чужих судах. Наконец, осуществлять каботажные перевозки также могли лишь британцы.

Этот акт настолько подорвал морское могущество Голландии, что уже через год между державами началась война. Впрочем, несмотря на все перипетии, протекционистский закон просуществовал почти два столетия и был окончательно отменен лишь в 1854 году (последним отменили акт о каботаже). Историки сходятся во мнении, что благодаря Навигационному акту британский флот, изначально находившийся в зачаточном состоянии, превратился в один из сильнейших в мире.

Однако начиная с середины XIX века никаких протекционистских мер в морских перевозках Великобритания не практиковала. Сейчас британский флаг конкурирует с другими исключительно на рыночных условиях – главным образом благодаря законам, гарантирующим собственникам судов беспристрастное правосудие, и разумной налоговой системе (вроде налога на тоннаж, о котором мы говорили выше). Важную роль играют и офшорные юрисдикции, также подпадающие под британский флаг.

 

Таблица. Азиатское наступление


Изменение дедвейта торгового флота, %

Дедвейт в 2009 г., млн тонн

Дедвейт в 2013 г., млн тонн

Маршалловы о-ва

94

76

148

Гонконг

89

74

140

Сингапур

72

61

105

Китай

50

43

65

Мальта

37

56

77

Либерия

36

142

194

Великобритания*

22

33

40

Панама

16

287

333

Греция

10

43

65

Багамские о-ва

5

60

64

Среднее мировое значение

30

1242

1612

* Включая заморские территории.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Балтийского флота «Адмирал Владимирский» в р...

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег На строительство Мурманского транспортного узла у государства нет денег. Об этом стало известно на с...

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет Администрация Клайпедского порта в настоящий момент разрабатывает генеральный план развития на 15 ле...




Морской транспорт

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане Торжественная церемония закладки новейшего малого ракетного корабля проекта 21631 состоится на Зелен...

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...