Великобритания: от «владычицы морской» до 10-го места в мире

Морской транспорт
Великобритания: от «владычицы морской» до 10-го места в мире

Когда-то Англия считалась царицей морей. Произошло это благодаря протекционистской политике, проводимой в течение двух столетий. Нынче английский флот конкурирует с другими на равных условиях, а удобные флаги вроде панамского или либерийского скинули британский крест аж на десятое место. Страну спасает наличие юрисдикций вроде Каймановых или Британских Виргинских островов, полюбившихся судовладельцам со всего мира, а также разумная система налогообложения, известная как налог с тоннажа. Сейчас под британским флагом ходит 3% мирового торгового флота.

Александра Васильцева

 

Что такое британский торговый флот?

Под это определение попадает четыре категории (одно судно может входить в одну или несколько категорий). Самая многочисленная – суда под управлением британских компаний. Их общий дедвейт около 60 млн тонн.

Следующая категория – суда, напрямую принадлежащие британским компаниям. Общий дедвейт около 30 млн тонн. Следующая – суда, принадлежащие компаниям, чья материнская структура зарегистрирована в Великобритании. Их общий дедвейт чуть больше 20 млн тонн.

Но нас интересует последняя и самая скромная категория – суда, ходящие под британским флагом. Таковых 500 единиц, суммарный дедвейт лишь 15,2 млн тонн. Другими словами, меньше четверти судов, принадлежащих (напрямую или косвенно) британцам, согласились ходить под национальным флагом.

Много это или мало? Пожалуй, тут показательны не сами цифры, а динамика. В 1999 году дедвейт зарегистрированных в Великобритании судов был в шесть раз меньше. За прошедшие 16 лет британская корона сумела заманить к себе немало новых судовладельцев. Для сравнения: число судов, принадлежащих британцам напрямую, лишь утроилось. А количество флота, находящегося под управлением британских компаний, с 1999 года выросло лишь на 75%.

В международном рейтинге Великобритания занимает десятую строчку. Под английским флагом ходит 3% мирового торгового флота. Конечно, это далеко не Панама, под чей флаг не идет только ленивый (27% флота) и не Либерия (16%). Да и стремительно стартовавшие после кризиса азиатские юрисдикции вроде Гонконга, Сингапура и Китая оставляют Туманный Альбион позади.

 

Рис. 1. Страны-лидеры по тоннажу зарегистрированного торгового флота

Источник: Department for Transport, UK
*Включая заморские территории

 

Однако из европейских стран Великобритания – третья, пропуская вперед Мальту и Грецию. А если взять крупнейшие западные экономики, то получается, что именно Соединенное Королевство сумело создать наиболее благоприятный режим для собственного торгового флота. Как ему это удалось?

 

Зарабатывай больше, плати столько же

Сначала сделаем небольшое уточнение. Для внутренней статистики правительство Великобритании берет дедвейт судов, зарегистрированных на основной территории. Таким образом получается цифра 15,2 млн тонн. А для международных сравнений добавляются суда, «прописанные» на заморских территориях. Тогда суммарный дедвейт возрастает до 40 млн тонн. Именно такая величина и выводит Великобританию на десятое место в мировом рейтинге. Если же убрать суда с заморской «пропиской», то государство опустится на 15-ю строчку.

Впрочем, об этих территориях мы еще поговорим. Но начнем с главного ноу-хау, позволившего Великобритании привлечь множество судов под национальный флаг. Оно называется налог на тоннаж.

Длительное время британский флаг не пользовался популярностью. Например, если в 1976 году число судов, принадлежащих компаниям-резидентам и ходящих под национальным флагом, составляло 1614 (в расчет брались суда тоннажем свыше 500 тонн), то к 1995-му количество снизилось до 240 общим дедвейтом 2,6 млн тонн.

В 2000 году правительство страны утвердило упрощенную схему по налогу на прибыль для судоходных компаний. Суть в том, что бизнес мог выбирать: платить налог с фактически полученной прибыли либо фиксированную сумму, зависящую от тоннажа флота.

Как рассчитывается эта сумма? Потенциальный доход с каждых полных 100 тонн составляет Ј0,6 в день для нетто-тоннажа до 1000 тонн, Ј0,45 для нетто-тоннажа до 10 тыс. тонн, Ј0,3 для нетто-тоннажа до 25 тыс. тонн, Ј0,15 нетто-тоннажа свыше 25 тыс. тонн. Предполагается, что судно ходит 365 дней в году. Далее потенциальный доход облагается налогом по ставке 30% (в некоторых случаях она меняется).

Рассмотрим на примере. Допустим, компания владеет балкером грузоподъемностью 30 тыс. нетто-тонн. Чтобы понять, сколько она заплатит, надо сложить ставки за каждую категорию тоннажа. Первая тысяча тонн пойдет под ставку Ј0,6 (то есть 10 – столько в тысяче тонн «соток» – нужно умножить на Ј0,45 и на 365). Далее девять тысяч тонн будут облагаться по ставке Ј0,45 за «сотку» (90 умножаем на Ј0,45 и на 365). В общей сложности налогооблагаемая прибыль составит Ј36 135. При ставке 30% сумма налога равна Ј10 840,5.

Другой пример – судно-снабженец грузоподъемностью 250 нетто-тонн. Поскольку считаются только полные сотни тонн, нужно Ј0,6 умножить на 2 и на 365. Получится Ј438, следовательно, сумма налога составит Ј131,4. Данная налоговая схема применялась как для флота под британским флагом, так и для судов, принадлежащих британским компаниям. Однако для первой категории это сыграло куда более существенную роль. Если в 2000-м под национальным флагом ходило 471 судно (общим дедвейтом 12 млн тонн), то к 2011-му число выросло до 871 (общим дедвейтом почти 40 млн тонн). А если сравнивать с 1996 годом, то количество судов под британским флагом выросло, как уже было сказано, в шесть раз. Большинство экспертов связывают это как раз с налогом на тоннаж.

«Во времена экономических трудностей, когда наша островная нация ищет путь, чтобы вернуть былое процветание, крайне важен фискальный режим для судоходных компаний, позволяющий конкурировать с другими морскими державами», – недавно говорил председатель (теперь уже бывший) морской администрации Великобритании Джим Стюарт.

Вслед за Великобританией налог с тоннажа внедрили Франция, Италия, Польша Финляндия, Германия, Норвегия, Дания и другие европейские страны, а также Япония, Южная Корея и США. В настоящий момент судоходная отрасль приносит экономике Соединенного Королевства Ј1,5 млн в час, а общий вклад морской отрасли и сопутствующих услуг достигает Ј27 млрд в год.

 

Налоговый рай среди океана

Начиная с 2009 года число судов под британским флагом, зарегистрированных на основной территории государства, неуклонно снижалось. К концу 2013 года падение составило 12%. А вот количество судов, зарегистрированных на заморских территориях, постоянно росло. В период с 2009 по конец 2013-го их число прибавило более 60%.

К заморским территориям относятся Бермудские, Британские Виргинские, Каймановы и Нормандские острова, а также Гибралтар и остров Мэн.

Почему эти юрисдикции так популярны? Разумеется, благодаря офшорному законодательству, позволяющему платить минимум налогов. Рассмотрим для примера Каймановы острова, где регистрируются любые суда, начиная с суперъяхт и заканчивая балкерами, танкерами и даже субмаринами. Общий дедвейт флота составляет 4 млн тонн.

Во-первых, юрисдикция входит в «белые листы» согласно крупнейшим международным соглашениям – например, Port State Control Memorandums of Understandings (в том числе парижское и токийское). Во-вторых, там действует британское право, споры решаются в английских судах. В-третьих, зарегистрировать судно на Каймановых островах может, по сути, любой судовладелец. Компаниям или гражданам ЕС это позволяется напрямую. Аналогично с юрлицами и физлицами из стран, подписавших пакт о борьбе с отмыванием денег (сюда входят США, Канада, Израиль, Китай, Сингапур, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Турция, ОАЭ, Мексика, Бразилия, Аргентина). Наконец, судовладелец может просто-напросто основать компанию на Каймановых островах (как в любой офшорной юрисдикции, существует целая отрасль, оказывающая подобные услуги) и оформить судно на нее.

Каймановы острова являются «налоговым раем». Здесь не существует налога на прибыль, НДС и налога на имущества. Компании должны платить лишь гербовые сборы (при покупке недвижимости уплачивается сбор 7,5% от стоимости недвижимости) и ежегодные пошлины ($854-3132). Практически никакой бухгалтерской и налоговой отчетности не требуется. Портом приписки при регистрации судна на Каймановых островах является Джорджтаун. Именно здесь зарегистрирована десятая часть мировых суперъяхт.

 

Борьба за первенство

В США национальных перевозчиков поддерживают законодательно. Как известно, в этой стране действует закон Джонса, согласно которому каботажные перевозки может осуществлять только судно под американским флагом, построенное на американской верфи, принадлежащее гражданам США и имеющее в качестве экипажа американских резидентов. И хотя закон вызывает много критики, именно он, по мнению ряда экспертов, позволяет флоту США конкурировать с перевозчиками из Китая, Кореи и других азиатских стран.

В Великобритании на протяжении столетий действовал аналогичный акт. Именно он, вероятно, и сделал страну «владычицей морей». В 1651 году Оливер Кромвель принял Навигационный акт: отныне ввозить товары из Африки, Азии и Америки следовало на судах, принадлежащих британским подданным, из них же на 3/4 должен был состоять экипаж. Ввозить товары небританским флотом можно было только из европейских стран.

Соединенное Королевство на тот момент имело множество колоний, но крупнейшим морским перевозчиком выступал голландский флот. Система перевозок там была доведена до совершенства, конкурировать в честной борьбе было практически невозможно. Поэтому Кромвель и пошел на протекционистские меры. Помимо товаров он запретил ввозить в Англию соленую рыбу, если она поймана на чужих судах. Наконец, осуществлять каботажные перевозки также могли лишь британцы.

Этот акт настолько подорвал морское могущество Голландии, что уже через год между державами началась война. Впрочем, несмотря на все перипетии, протекционистский закон просуществовал почти два столетия и был окончательно отменен лишь в 1854 году (последним отменили акт о каботаже). Историки сходятся во мнении, что благодаря Навигационному акту британский флот, изначально находившийся в зачаточном состоянии, превратился в один из сильнейших в мире.

Однако начиная с середины XIX века никаких протекционистских мер в морских перевозках Великобритания не практиковала. Сейчас британский флаг конкурирует с другими исключительно на рыночных условиях – главным образом благодаря законам, гарантирующим собственникам судов беспристрастное правосудие, и разумной налоговой системе (вроде налога на тоннаж, о котором мы говорили выше). Важную роль играют и офшорные юрисдикции, также подпадающие под британский флаг.

 

Таблица. Азиатское наступление


Изменение дедвейта торгового флота, %

Дедвейт в 2009 г., млн тонн

Дедвейт в 2013 г., млн тонн

Маршалловы о-ва

94

76

148

Гонконг

89

74

140

Сингапур

72

61

105

Китай

50

43

65

Мальта

37

56

77

Либерия

36

142

194

Великобритания*

22

33

40

Панама

16

287

333

Греция

10

43

65

Багамские о-ва

5

60

64

Среднее мировое значение

30

1242

1612

* Включая заморские территории.

 

Морские вести России №1 (2015)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...