Волго-Донской бассейн: магистрали открывают навигацию 2015 - Морские вести России

Волго-Донской бассейн: магистрали открывают навигацию 2015

19.07.2015

Речной транспорт

Первого апреля по водным путям Волго-Донского бассейна пошли первые суда с грузами. Нынешняя навигация, так же как и предыдущая, открывается в таких же непростых гидрологических условиях – ощутимой маловодности бассейнов  рек Дона и Кубани.

В экстремальных условиях повсеместной нехватки воды и неутешительных прогнозов засушливого лета, путейцы вынуждены рассчитывать только на свои силы, опыт, профессионализм.

 

Испытание на прочность

Олег Шахмарданов,  руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

В прошлом году было не лучше. Небывалая маловодность, а в завершении навигации внезапные и сильные морозы с ледоставом. И в этих условиях коллектив ФБУ « Администрация «Волго-Дон» обеспечил гарантированные  габариты судовых ходов и создал условия для перевозки более 12 миллионов тонн грузов при проектной мощности немногим более 10.

 При этом путейцы обеспечивают судоходство на 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Из них 313 км – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км.

В ведении учреждения 138 гидротехнических сооружений: 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 земляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС, 120 единиц технического флота, а также более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.

Стройка века

Идея реализовать проекты по соединению Волги и Дона существовала несколько столетий. Турецкий султан Сулейман, затем Петр I, потом В.И. Ленин видели важной стратегической и экономической задачей строительство канала между Волгой и Доном. Трижды войны помешали осуществить задуманное. Лишь в 1948 году институтом «Гидропроект» было завершено проектирование канала.

Волго-Донской судоходный канал – не только реальное воплощение многовековой мечты о соединении двух великих русских рек. Создание этого комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то Волго-Дон был построен за 3,5 года (с 1948 по 1952 год).

С его введением в строй было завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России. Это сделало Москву портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

Волго-Донской судоходный канал строила вся страна. 2000 предприятий выполняли заказы для стройки, более 1 млн человек принимали участие в строительстве.

Масштабы работ и сегодня, спустя 60 лет, представляются гигантскими. За время строительства было перемещено 174 млн кубических метров земли, уложено 3 млн кубометров бетона и железобетона.

Все строительные работы были механизированы. На стройке действовало 8 тысяч машин отечественного производства. В их числе многоковшовые и шагающие экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, самосвалы. Специально для строителей Волго-Донского судоходного канала «Уралмаш» изготовил уникальный шагающий экскаватор ЭШ-14/65, емкость ковша которого составляла 14 м3, а длина стрелы – 65 м. Он мог разрабатывать грунт на глу¬бину 45 м и отбрасывать его в сторону на 110 м. Такой экскаватор обслуживал экипаж из 17 че¬ловек.

Только на Волго-Донском судоходном канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Уникальность ВДСК состоит в том, что канал полностью накачной и питание его водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения.

Проектная пропускная способность ВДСК составляет 10,5 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток.

Суда около 200 судоходных компаний проходят ежегодно по водным путям Волго-Донского бассейна, крупнейшие из которых: ООО «Палмали», ООО «НавигаторЪ», ОАО «СК «Волжское пароходство», ОАО «Северо-Западное пароходство», ООО «Прайм Шиппинг», ООО «ВФ Танкер» и др.

В 2014 году при фактической длительности навигации 256 суток через Волго-Донской судоходный канал перевезено 12 553 тыс. тонн грузов (98,4% к 2013 году).

Более чем 60-летний опыт эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов р. Дон и увеличения сроков навигации в приказном порядке. Надо отметить, что гидросооружения в те годы эксплуатировались около 30 лет, имели хорошее техническое состояние (можно сказать, были «молодыми» при 100-летнем проектном возрасте).

В последние годы при грузопотоке 5:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна, увеличения количества крупнотоннажных судов и сроков работы гидросооружений.

Учитывая низкую отметку наполнения Цимлянского водохранилища и прогноз ФГУП «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о весеннем притоке воды в водохранилище в 2015 году, который ожидается ниже нормы на 55%, можно предположить, что объемы перевозок по Волго-Донскому судоходному каналу не превысят уровень прошлого года.

Реконструкция и ремонт шлюзов

На шлюзах ФБУ «Администрация «Волго-Дон» в 2014 году выполнено 115 873 шлюзования, при этом по водным путям бассейна прошло 14 214 единиц флота.

Здесь постоянно проводится работа по повышению уровня безопасности СГТС. Это неразрывно связано в том числе и с применением инновационных технологий и выполнением работ по комплексной реконструкции.

В 2014 году продолжались работы по реконструкции объектов ФБУ «Администрация «Волго-Дон» в рамках утвержденной подпрограммы «Внутренний водный транспорт России» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». В рамках реализации комплексного проекта реконструкции Волго-Донского судоходного канала выполняются работы по реконструкции судоходного шлюза № 7, насосных станций № 31, 32, созданию единой автоматизированной информационно-управляющей системы (единая система диспетчеризации), в частности:

– реконструкция парапетов, эстакад и пал;

– реконструкция крепления откосов дамбы;

– строительство модульных зданий хозяйственно-бытового назначения;

– строительство закрытого и открытых складов для хранения оборудования;

– изготовлены металлоконструкции рабочих двухстворчатых ворот и осуществляется их монтаж;

– начато изготовление насосных агрегатов.

В межнавигационный период 2014-2015 гг. в соответствии с планом выполнены работы по капитальному ремонту:

– противофильтрационных шпонок шлюзов № 3, 5;

– металлоконструкций нижних ремонтных ворот шлюза № 2;

– антикоррозионного покрытия металлоконструкций: нижних ремонтных двухстворчатых ворот шлюзов № 6, 8, 12.

Также в 2015 году продолжаются работы по капитальному ремонту железобетонных и уплотняющих конструкций деформационных швов, механического оборудования затворов водопроводных галерей и электрооборудования 0,4-10 кВ, светофорной и сельсинной сигнализации шлюзов № 30, 31 Волгоградского гидроузла.

Водные пути и флот

Официальное открытие навигации в 2014 году состоялось 26 марта, на 5 дней раньше планового срока. Продолжительность составила 256 дней, что на 12 дней больше плановой.

Навигация 2014 года, как и предыдущая, выдалась сложной ввиду ее маловодности. Половодье оказалось одним из самых низких за весь период существования Цимлянского водохранилища, приток воды к водохранилищу за половодный период составил 6,06 км3, что соответствует 55% от нормы – 10,4 км3. Максимальная отметка наполнения Цимлянского водохранилища составила 34,29 м при НПУ 36,00 м. В конце навигации уровень воды Цимлянского водохранилища упал ниже отметки проектного уровня 32,00 м до отметки 31,67 м, но коллектив учреждения государственное задание по обеспечению гарантированных габаритов судовых ходов выполнил.

Навигация 2014 года отличается от предыдущей навигации значительными простоями флота по следующим причинам:

1) переключением значительного количества флота с северного направления страны на южное;

2) неравномерностью подачи флота в связи со сгонами воды на Нижнем Дону и штормовыми явлениями в Азовском море;

3) стоянками флота по метеоусловиям и в тумане (13 суток с туманами – с 27 октября по 23 ноября);

4) изменением состава флота в сторону увеличения крупнотоннажных и габаритных судов, которые затрачивают больше времени на шлюзование;

5) пропуском негабаритных составов в 2 и 3 шлюзования:

Среднее время простоя одного судна на вход в канал с р. Волги составило 20,5 час. (16,5 – 2013 г.).

Из 2187,5 км внутренних водных путей бассейна 518 км имеют гарантированные габариты судовых ходов, из которых: 300 км оборудованы освещаемой судоходной обстановкой, 159 км – знаками судоходной обстановки отражательного действия, 59 км – неосвещаемой обстановкой.

В бассейне эксплуатируются 450 береговых и 652 плавучих навигационных знака. Изготовленные из полимерных материалов и эксплуатируемые в течение нескольких навигаций 30 плавучих знаков зарекомендовали себя с положительной стороны за счет снижения эксплуатационных расходов.

В 2014 году были проведены дноуглубительные работы на отдельных участках Цимлянского водохранилища, Волго-Донского судоходного канала и р. Кубань, что позволило обеспечить более стабильные и безопасные условия судоходства. Регулярно проводились работы по очистке наносов, удалению препятствий и поддержанию проектных параметров судоходных каналов.

Судовладельцы по заявкам своевременно обеспечивались навигационными картами и корректурным материалом в течение всей навигации. Постоянно выполняется корректировка и поддержание на современном уровне бумажных и электронных карт. Транспортных происшествий по вине работников пути не было.

ФБУ «Администрация «Волго-Дон» эксплуатирует 120 единиц технического флота. Ежегодно выполняются значительные объемы ремонтных работ. Одним из направлений по улучшению содержания ВВП бассейна является модернизация технического флота. На судах производится замена устаревших и снятых с производства главных и вспомогательных двигателей судов на новые современные и экономичные агрегаты. Замена термоизоляции кают и служебных помещений, установка систем отопления и поддержания климата обеспечивает работу экипажей в осенний период вплоть до ледостава. Ежегодно для ремонта корпуса, движительно-рулевого комплекса, оборудования и систем поднимается на берег 8-9 судов.

Администрация разработала и внедрила систему управления безопасностью судов  и получила документ о соответствии. В настоящее время проводится работа по предъявлению судов органам технического надзора для получения свидетельств по управлению безопасностью судов.

В рамках мероприятий «Обновление обслуживающего флота» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» ФБУ «Администрация «Волго-Дон» в 2014 году получило два новых теплохода:

1. Обстановочное судно «Сокол» проекта № 3050, постройки ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод». Теплоход оборудован новейшими системами управления судовой энергетической установкой, устройствами для обслуживания судоходной обстановки на внутренних водных путях, современными средствами связи и навигации.

2. Танкер-бункеровщик «Пятиморск» проекта RT18, дедвейтом 517 тонн, построен на Ярославском судостроительном заводе. Теплоход предназначен для перевозки, приема и выдачи нефтепродуктов (берег – судно, судно – берег, судно – судно), с температурой вспышки свыше 60°С. Предусмотрена перевозка дизельного топлива, смазочного масла вязкостью до 50 Cst при 50°С.

В межнавигационный период уточнялись схемы расстановки средств навигационного ограждения на магистральных водных путях бассейна, готовился корректурный материал к лоцманским картам, проводился необходимый ремонт флота и средств навигационного оборудования. Обеспечен в достаточном количестве запас плавучих знаков. Диспетчерский аппарат и лоцманы прошли аттестацию и готовы к работе по обеспечению безопасного пропуска и к проводке судов в бассейне.

В ФБУ «Администрация «Волго-Дон» осуществляется реализация планов обеспечения транспортной безопасности – проводится работа по проектированию и оснащению объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСО ТБ).

В 2014 году начато оснащение ИТСО ТБ судоходного шлюза № 7. В Росморречфлот направлены документы для включения работ по оснащению ИТСО ТБ гидроузлов № 2, 5, 9 в состав мероприятий по реализации комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на период 2014-2016 гг.

На объектах транспортной инфраструктуры организованы пропускной режим и круглосуточная охрана – все это позволило не допустить незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры.


Безопасность как условие перевозок

Александр Раков, первый заместитель руководителя –  капитан Волго-Донского бассейна ВВП

Безопасность судоходства на внутреннем водном транспорте будет всегда приоритетной не только для тех, кто ее контролирует, но и для судовладельцев. На ее повышение направлен целый ряд законодательных актов, принятых в последние годы. Но, к сожалению, не все проходит гладко в их реализации и соблюдении. Так, инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) в 2014 году в Волго-Донском бассейне было проверено 292 судна при государственном задании 260 единиц. Это примерно столько же, как и в 2013 году.

Растет квалификация инспекторов

В Администрации контроль проводят 5 инспекторов, которые в зиму 2015 года уже прошли повторное повышение квалификации в Ростовском институте водного транспорта им. Седова, филиале Морского университета им. Ф.Ф. Ушакова. Количество нарушений не сильно увеличилось с переходом на новую систему надзора. Однако характер нарушений изменился заметно.

Для наглядности деятельности ИГПК посмотрим статистику осмотров судов по годам.

Из таблицы видно, что при том же количестве проверенных судов количество замечаний не уменьшилось. Это говорит о том, что судовладельцы не спешат устранять выявленные нарушения. Количество же задержаний увеличилось более чем наполовину. Это не значит, что стали хуже суда. Это значит, что подход инспекторов к осмотру судна качественно изменился. Они стали опытнее, находят куда более серьезные недостатки, касающиеся безопасности, которые распределились в таком порядке:

– послужившие основанием для временного задержания в соответствии с приказом Минтранса РФ № 114 – 155 замечаний;

– отсутствие или несвоевременное продление судовых документов (непредъявление органу классификации) – 106 замечаний;

– несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа – 14 замечаний;

– отсутствие средств борьбы с пожаром – 10 замечаний;

– отсутствие спасательных средств – 7 замечаний;

– повреждения корпуса – 6 замечаний.

Законодательством определена ответственность за подобные нарушения, определены лица, которые отвечают за их исправление. Во исполнение этого капитаном бассейна составлено 25 (2013 – 8) протоколов об административных правонарушениях и вынесено постановлений о наложении штрафов, составлено и направлено в Ространснадзор 8 протоколов (принято 3).

В прошлогодней публикации в газете «Морские вести России» я говорил о совместной работе инспекторов портового контроля и инспекторов Ространснадзора, которая обеспечит порядок на реке. Сейчас же этого сказать не могу и прежде всего потому, что наши протоколы для вынесения постановлений Ространснадзором не принимаются, а просьбы об оказании помощи (когда заканчиваются наши полномочия) остаются даже без элементарного ответа. И это тем более удивительно, что на совместном совещании наших служб в Новосибирске было заключено соглашение о взаимодействии.

То же самое можно сказать и о других контрольно-надзорных органах. Например, нередко считают, что ГПК – это орган, который обязан предоставить информацию всем заинтересованным, не получая взамен ничего. В 2014 году нами было направлено в различные инстанции (транспортная и природоохранная прокуратуры, Росприроднадзор, Ространснадзор, ЛОВД) 25 запросов и просьб о взаимодействии. Ответ получен только на 4 из них. Но не все так грустно и имеются положительные сдвиги. Так результатом совместного патрулирования и проверок судов с Воронежской ГИМС, Павловским ЛОВД стали составленные протоколы, заведено одно уголовное дело.

Регистрация флота

На капитане бассейна замыкается государственная регистрация судов. В соответствии с Кодексом ВВТ в 2014 году проводилась государственная регистрация судов (в том числе маломерных), а также выдавались свидетельства о минимальном составе членов экипажей судов внутреннего плавания. Было получено 166 заявлений и столько же проведено правовых экспертиз на регистрацию судов, выдано 148 свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ, 25 судовых билетов, 897 выписок и справок из Государственного судового реестра, рассмотрено 3 заявления по присвоению и изменению названий судам.

В 2014 году квалификационная комиссия аттестовала 25 ответственных лиц в судоходных компаниях за безопасность судоходства, 17 специалистов, ответственных за СУБ. Свои знания на подтверждение дипломов комсостава подтвердил 461 человек, выдано 877 дипломов, 128 подтверждений района плавания и МППСС, 571 квалификационное свидетельство членам рядового состава. К сожалению, уровень профессиональной подготовки кадров в последнее время очень низок, а новые изменения в Положение о дипломировании лишат судовладельцев (в особенности небольших судов) возможности получения кадров комсостава, прошедших подготовку в школах командного состава и ПТУ. Срочно нужно новое Положение о дипломировании.

Напомню, согласно закону судовладелец должен разработать, внедрить и поддерживать СУБ, позволяющую судовладельцу и экипажу судна эффективно выполнять требования в области безопасности судоходства и защиты окружающей среды. На данный момент в Волго-Донском бассейне ВВП СУБ внедрена только в Администрации. Другие же судовладельцы пока не имеют ничего.

Диспетчерское регулирование

Основная цель диспетчерского регулирования в бассейне Волго-Дона – это обеспечение безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, перехода через Цимлянское водохранилище. Особых изменений в деятельности этой службы нет. Налажены отношения по информационному обмену и регулированию движения судов между диспетчерскими службами Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов, капитанами морских портов Азов и Ростов-на-Дону. Ждем выхода новых правил по диспетчерскому регулированию, правил плавания в Волго-Донском бассейне ВВП и продолжаем тесно взаимодействовать с инспекторами ГПК. Временно задержанные суда и суда, которым выставлены коды «до выхода в рейс», без информации инспекторов об устранении замечаний не получат разрешения диспетчера на продолжение рейса.

Завершающий период навигации 2014 года был для ФБУ «Администрация «Волго-Дон» очень сложным. 13 суток туманов, неравномерность подхода флота из-за штормов в Азовском и Черном морях и сгонных явлений на Нижнем Дону привели к скоплению судов на рейдах. Неблагоприятная метеорологическая обстановка с отрицательными температурами воздуха привела к раннему льдообразованию. Из-за низкого уровня воды (ниже проектной) толщина ледового «пирога» в поворотах судового хода достигала одного метра. Суда часами вынуждены были проходить эти участки. Участились посадки на мель судов, которые были переброшены с северо-западных линий из-за слабых знаний комсоставом этих судов специальной лоции бассейна.

Считаю, что для обеспечения безопасности судоходства пришло время создания на ВВП аварийно-спасательных служб, выделения многофункциональных судов повышенного ледового класса, способных сопровождать суда во льдах, оказывать помощь при снятии с мели и проводить аварийно-спасательные работы.

В заключение хочу выразить надежду на понимание руководителей контрольно-надзорных органов в отношении деятельности капитанов бассейнов ВВП и ИГПК, а работникам внутреннего водного транспорта пожелать гарантированных глубин, много грузов и пассажиров, безопасного плавания и удачной навигации 2015 года

 

Морские вести России №4, 2015 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика