Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Частные железные дороги: российский опыт

Ж/Д транспорт
Частные железные дороги: российский опыт

Банк развития Китая собирается вложить 400 млрд рублей в российский проект высокоскоростной магистрали Москва–Казань. До этого государственно-частное партнерство (ГЧП) в России в сфере строительства железных дорог нечасто оказывалось удачным: причиной тому – долгий срок окупаемости проектов и высокие риски. Однако китайцы все же собираются вложить беспрецедентно большую сумму и, похоже, уверены в успехе.

Татьяна Лозовая

 

Китайские планы

Китайские инвесторы готовы вложить 400 млрд рублей в строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Полная стоимость проекта составляет 1,06 трлн рублей, из них 380 млрд – бюджетные средства, 150 млрд – деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), остальная часть – средства РЖД. Именно на последнюю часть и привлекается внешний инвестор.

Напомним, раньше реализация ВСМ была под вопросом как раз из-за недостатка финансирования. «Проект состоит из государственной поддержки и привлеченных средств. В правительстве России до этого нам говорили: а где вы возьмете остальную часть денег?» – рассказывает генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.

С августа РЖД начали поиски инвестора в Азии (что неудивительно при сложившейся международной обстановке). Переговоры велись с гонконгскими, сингапурскими и китайскими финансовыми корпорациями. И, наконец, завершились успехом. Банк развития Китая, согласившийся участвовать в ВСМ, имеет большие планы в отношении нашей страны. В апреле он объявил о готовности вложить $5 млрд в различные проекты на российском Дальнем Востоке.

Неизвестно, на каких условиях будут участвовать китайцы. Главная проблема ВСМ – непонятный срок окупаемости. Осенью 2013 года, обсуждая проект, первый вице-премьер Игорь Шувалов решил отложить его, предложив дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование. Он напомнил, что средства ФНБ должны быть возвратными, а в данном случае уверенности нет.

Тогда же правительство РФ приняло решение финансировать два других проекта – модернизацию Транссиба и БАМа, а также строительство Центральной кольцевой автодороги.

 

Купить ветку, спасти «Мечел»

В 2000 году Министерство путей сообщения начало строительство железной дороги в направлении Эльгинского месторождения коксующегося угля, крупнейшего в России. Ветка длиной 315 км должна была соединить станцию Улак на БАМе с якутским месторождением. Однако уже в 2002-м проект свернули – не хватало финансирования. Было проложено 60 км пути, но движение не открыто. Затраты составили более $300 млн.

Новый импульс дорога получила в начале 2008 года, вскоре после приобретения ОАО «Мечел» лицензии на разработку Эльгинского месторождения. Компания Игоря Зюзина выкупила ветку за $450 млн. Первый год прошел бодро: готовность ветки до 286 км достигла 80%, а на первых 60 км ходили поезда.

Однако экономический кризис притормозил проект. В июне 2009-го работы встали, а долг перед рабочими и подрядчиками достиг 4 млрд рублей. Это было страшное время: среди бизнесменов, работавших на проект и увязших в кредитах, случались даже самоубийства. Напомним, неприятности «Мечела» – помимо кризиса – усугублялись резкими заявлениями Владимира Путина (дважды приводившими к падению капитализации компании более чем на треть) и претензиями ФАС.

В конце концов, «Мечел» сумел разместить облигации в госбанках на 10 млрд рублей и продолжил строительство. В сентябре 2011 года был сдан в эксплуатацию участок с 1 по 209 км, построена перевалочная станция. Примерно тогда же с Эльгинского месторождения пошел первый уголь. Его самосвалами везли на станцию и перегружали в вагоны. Сырье в основном предназначалось для экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В начале 2012 года прокладка пути – 321 км – была завершена. «Мечел» оценил свои инвестиции в 40 млрд рублей ($1,25 млрд по курсу на январь 2012-го). Впрочем, до недавнего времени дорога функционировала лишь в режиме временной эксплуатации, а уголь по-прежнему частично возили самосвалами до перевалочной станции. Лишь в середине августа текущего года Росжелдор выдал «Мечелу» положительное заключение о возможности подачи вагонов на строящийся путь вплоть до месторождения. Срок действия заключения – до августа 2015 года. В целом, готовность ветки оценивается в 91%.

Одновременно с весны 2014-го года пошли разговоры о желании «Мечела» избавиться от ветки. Игорь Зюзин предложил РЖД выкупить актив. Вырученные средства пошли бы на погашение долга компании, составляющего $8,3 млрд. В РЖД стоимость ветки Улак–Эльгино оценили в 50-70 млрд рублей, добавив, что профинансировать покупку мог бы один из госбанков.

Конечную стоимость ветки оценили все-таки в 70 млрд рублей. А деньги на нее президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин предложил выделить из ФНБ. «Сейчас рабочим является вариант с использованием бриджевых денег для РЖД из ФНБ с последующим возвратом под гарантии государства. То есть государство должно в конечном счете нам дать средства в уставной капитал, мы за это должны рассчитаться, потому что наше финансовое положение, объем инвестпрограммы самостоятельно такие проекты решать не позволяет», – уточнил глава железнодорожной монополии.

Почему государство или РЖД вообще должны помогать «Мечелу»? «Это не какой-то киоск по продаже газировки. Это огромная компания с большим количеством работающих. Это элемент экономической инфраструктуры нашей страны», – объясняет В.Якунин.

В общем, если следовать логике чиновников и главы РЖД, получается, что на ветку Улак–Эльгино государство все же должно потратить свои деньги, но не потому, что дорога сама по себе неплоха и экономически обоснована, а потому, что «Мечел» – такая большая, важная и правильная компания – вся в долгах и ее надо спасать. Да, и еще – у государства сегодня (в отличие от 2000 года) есть Фонд национального благосостояния, в который можно запросто залезть, если, конечно, просят «свои люди».

Впрочем, не факт, что государство действительно найдет деньги на выкуп этой частной железной дороги.

 

Обская–Бованенково: заведомо убыточный проект

Самая северная железная дорога в мире, ветка Обская–Бованенково–Карская, построена «Газпромом» на полуострове Ямал. Длина – 572 километра.

Проект начали реализовывать еще в конце 80-ых, объявив Всесоюзной ударной стройкой. Часть бригад приехала с БАМа. Магистраль была нужна для ускоренного освоения ямальских газовых месторождений. Перестройка «заморозила» проект. К 1995 году было уложено 224 км пути, запущено движение грузовых и пассажирских поездов до станции Паюта (188-ой км).

Затем дорога перешла в ведение «Газпрома». До 2005 года газовый гигант не особо ей интересовался, вкладывая лишь незначительные средства. А потом приступил к активному строительству. Сейчас движение открыто вплоть до станции Карская, то есть на всех 572 километрах. Затраты на проект – 130 млрд рублей.

Строительство, порой, сопровождалось скандалами. Так, проектно-сметная документация предполагала бетонные шпалы на мостах, например, через реку Юрибей. Однако по факту они оказались деревянными (и это видно даже на фотографиях церемонии открытия). Есть и другие различия. Изучив проектно-сметную документацию, газета «Ведомости» обнаружила еще, как минимум, 13 мостов, не соответствующих проекту.

По расчетам предпринимателя Павла Небова, совладельца компании «Мостострой-13», бывшего подрядчика стройки, «экономия» благодаря использованию более дешевых материалов могла достигнуть 19 млрд рублей. Бизнесмен еще в начале 2012 года направил информацию в Следственный комитет РФ. Впрочем, реакции не последовало. П.Небов долгое время конфликтовал с «Газпромом», а сейчас отбывает семилетний срок в колонии. Он обвиняется в шантаже и вымогательстве, но утверждает, что дело против него фальсифицировано.

В сентябре 2009 года, осматривая объекты в ЯНАО, премьер-министр (на тот момент) Владимир Путин раскритиковал тот факт, что «Газпром» строит на Ямале объекты инфраструктуры. «Это отвлекает силы этой компании от непосредственной работы по освоению месторождений», – заявил глава правительства и велел Владимиру Якунину разобраться с данной ситуацией. Глава «Газпрома» Алексей Миллер явно обрадовался такому повороту, тотчас предложив РЖД выкупить дорогу по себестоимости – за 130 млрд рублей.  Владимир Якунин ответил, что считает эти затраты завышенными.

Позже специалисты Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), проводившие первичный анализ предложения «Газпрома», пришли к выводу, что данная ветка заведомо убыточна. «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн тонн в год, этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу, – объяснил газете «Гудок» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов ИЭРТ Максим Фейло. – При балансовой стоимости дороги 130 млрд рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд рублей».

 

Проект в Туве: пока порядок

В самих РЖД примером успешного ГЧП называют ветку Элегест–Кызыл–Курагино. Магистраль длиной 410 км строит ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Руслана Байсарова. Железная дорога должна соединить Элегестское месторождение угля с Транссибом.

«Хорошим примером является сотрудничество с Тувинской энергетической промышленной корпорацией, которая строит участок Кызыл–Курагино, а мы в свою очередь развиваем участок Междуреченск–Тайшет, в том числе за счет госсредств, – рассказывал на Петербургском международном экономическом форуме в этом году старший вице-президент ОАО «РЖД» по экономике и финансам Вадим Михайлов. – Сумма на ближайшие три года – около 40 млрд рублей. Уголь, добытый на Элегестском месторождении, можно будет везти в порты Дальнего Востока и европейскую часть России. Мы приветствуем такого рода сотрудничество и надеемся, что его будет больше».

Стоимость ветки Элегест–Кызыл–Курагино, по словам Р. Байсарова, составляет 156 млрд рублей. Пропускная способность – 27 млн тонн грузов в год. В целом на проект развития угольного месторождения из ФНБ будет выделено около 87 млрд рублей. Помимо строительства железной дороги деньги пойдут на создание горно-обогатительного комбината и угольного терминала в Ванино.

Среди других примеров успешных частных дорог – пути необщего пользования, подъезды к портам. Впрочем, и здесь не все гладко. Например, группа «Сумма» уже несколько лет планирует модернизировать существующую ветку до порта Приморск. Однако РЖД – и это подтвердила ФАС – выдала группе весьма обременительные условия примыкания к своим путям.

«ФАС установила, что технические условия, выданные РЖД «Петротранс-Приморску», содержат значительно большее количество требований по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, чем технические условия, выданные ООО «Сибур-Портэнерго» и ООО «Новатэк Усть-Луга», осуществляющих деятельность в порту Усть-Луга. Это ставит компанию в неравное положение», – говорится в сообщении ведомства. «Сумма» уже несколько лет судится с РЖД, а проект «буксует».

Подводя итог, что можно сказать о российском опыте частных железных дорог? Во-первых, эти проекты можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, зачастую они оказываются менее выгодными для бизнеса, чем казалось изначально. Одна из причин этого – средняя окупаемость проектов по постройке железных дорог составляет 15-20 лет, другая причина – слишком велик фактор неопределенности: в нашей стране крайней сложно планировать бизнес даже на 10 лет вперед, если только это не бизнес, приближенный к власти.

Поэтому пока непонятно, на что рассчитывают китайские инвесторы ВСМ. Возможно, у них есть какие-то личные договоренности, гарантирующие, что они – независимо от того, прибыльным или убыточным окажется проект – внакладе не останутся? Ну, например, возьмет г-н Якунин да скажет: «А теперь, дорогие китайские товарищи, мы выкупаем у вас вашу долю в высокоскоростной магистрали Москва–Казань за средства из Пенсионного фонда России». И вдруг, предложенная сумма покупки будет в 1,5-2 раза выше, чем вложили в строительство ВСМ китайские инвесторы…

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...