Частные железные дороги: российский опыт

Ж/Д транспорт
Частные железные дороги: российский опыт

Банк развития Китая собирается вложить 400 млрд рублей в российский проект высокоскоростной магистрали Москва–Казань. До этого государственно-частное партнерство (ГЧП) в России в сфере строительства железных дорог нечасто оказывалось удачным: причиной тому – долгий срок окупаемости проектов и высокие риски. Однако китайцы все же собираются вложить беспрецедентно большую сумму и, похоже, уверены в успехе.

Татьяна Лозовая

 

Китайские планы

Китайские инвесторы готовы вложить 400 млрд рублей в строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань. Полная стоимость проекта составляет 1,06 трлн рублей, из них 380 млрд – бюджетные средства, 150 млрд – деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ), остальная часть – средства РЖД. Именно на последнюю часть и привлекается внешний инвестор.

Напомним, раньше реализация ВСМ была под вопросом как раз из-за недостатка финансирования. «Проект состоит из государственной поддержки и привлеченных средств. В правительстве России до этого нам говорили: а где вы возьмете остальную часть денег?» – рассказывает генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин.

С августа РЖД начали поиски инвестора в Азии (что неудивительно при сложившейся международной обстановке). Переговоры велись с гонконгскими, сингапурскими и китайскими финансовыми корпорациями. И, наконец, завершились успехом. Банк развития Китая, согласившийся участвовать в ВСМ, имеет большие планы в отношении нашей страны. В апреле он объявил о готовности вложить $5 млрд в различные проекты на российском Дальнем Востоке.

Неизвестно, на каких условиях будут участвовать китайцы. Главная проблема ВСМ – непонятный срок окупаемости. Осенью 2013 года, обсуждая проект, первый вице-премьер Игорь Шувалов решил отложить его, предложив дополнительно проработать финансово-экономическое обоснование. Он напомнил, что средства ФНБ должны быть возвратными, а в данном случае уверенности нет.

Тогда же правительство РФ приняло решение финансировать два других проекта – модернизацию Транссиба и БАМа, а также строительство Центральной кольцевой автодороги.

 

Купить ветку, спасти «Мечел»

В 2000 году Министерство путей сообщения начало строительство железной дороги в направлении Эльгинского месторождения коксующегося угля, крупнейшего в России. Ветка длиной 315 км должна была соединить станцию Улак на БАМе с якутским месторождением. Однако уже в 2002-м проект свернули – не хватало финансирования. Было проложено 60 км пути, но движение не открыто. Затраты составили более $300 млн.

Новый импульс дорога получила в начале 2008 года, вскоре после приобретения ОАО «Мечел» лицензии на разработку Эльгинского месторождения. Компания Игоря Зюзина выкупила ветку за $450 млн. Первый год прошел бодро: готовность ветки до 286 км достигла 80%, а на первых 60 км ходили поезда.

Однако экономический кризис притормозил проект. В июне 2009-го работы встали, а долг перед рабочими и подрядчиками достиг 4 млрд рублей. Это было страшное время: среди бизнесменов, работавших на проект и увязших в кредитах, случались даже самоубийства. Напомним, неприятности «Мечела» – помимо кризиса – усугублялись резкими заявлениями Владимира Путина (дважды приводившими к падению капитализации компании более чем на треть) и претензиями ФАС.

В конце концов, «Мечел» сумел разместить облигации в госбанках на 10 млрд рублей и продолжил строительство. В сентябре 2011 года был сдан в эксплуатацию участок с 1 по 209 км, построена перевалочная станция. Примерно тогда же с Эльгинского месторождения пошел первый уголь. Его самосвалами везли на станцию и перегружали в вагоны. Сырье в основном предназначалось для экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион.

В начале 2012 года прокладка пути – 321 км – была завершена. «Мечел» оценил свои инвестиции в 40 млрд рублей ($1,25 млрд по курсу на январь 2012-го). Впрочем, до недавнего времени дорога функционировала лишь в режиме временной эксплуатации, а уголь по-прежнему частично возили самосвалами до перевалочной станции. Лишь в середине августа текущего года Росжелдор выдал «Мечелу» положительное заключение о возможности подачи вагонов на строящийся путь вплоть до месторождения. Срок действия заключения – до августа 2015 года. В целом, готовность ветки оценивается в 91%.

Одновременно с весны 2014-го года пошли разговоры о желании «Мечела» избавиться от ветки. Игорь Зюзин предложил РЖД выкупить актив. Вырученные средства пошли бы на погашение долга компании, составляющего $8,3 млрд. В РЖД стоимость ветки Улак–Эльгино оценили в 50-70 млрд рублей, добавив, что профинансировать покупку мог бы один из госбанков.

Конечную стоимость ветки оценили все-таки в 70 млрд рублей. А деньги на нее президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин предложил выделить из ФНБ. «Сейчас рабочим является вариант с использованием бриджевых денег для РЖД из ФНБ с последующим возвратом под гарантии государства. То есть государство должно в конечном счете нам дать средства в уставной капитал, мы за это должны рассчитаться, потому что наше финансовое положение, объем инвестпрограммы самостоятельно такие проекты решать не позволяет», – уточнил глава железнодорожной монополии.

Почему государство или РЖД вообще должны помогать «Мечелу»? «Это не какой-то киоск по продаже газировки. Это огромная компания с большим количеством работающих. Это элемент экономической инфраструктуры нашей страны», – объясняет В.Якунин.

В общем, если следовать логике чиновников и главы РЖД, получается, что на ветку Улак–Эльгино государство все же должно потратить свои деньги, но не потому, что дорога сама по себе неплоха и экономически обоснована, а потому, что «Мечел» – такая большая, важная и правильная компания – вся в долгах и ее надо спасать. Да, и еще – у государства сегодня (в отличие от 2000 года) есть Фонд национального благосостояния, в который можно запросто залезть, если, конечно, просят «свои люди».

Впрочем, не факт, что государство действительно найдет деньги на выкуп этой частной железной дороги.

 

Обская–Бованенково: заведомо убыточный проект

Самая северная железная дорога в мире, ветка Обская–Бованенково–Карская, построена «Газпромом» на полуострове Ямал. Длина – 572 километра.

Проект начали реализовывать еще в конце 80-ых, объявив Всесоюзной ударной стройкой. Часть бригад приехала с БАМа. Магистраль была нужна для ускоренного освоения ямальских газовых месторождений. Перестройка «заморозила» проект. К 1995 году было уложено 224 км пути, запущено движение грузовых и пассажирских поездов до станции Паюта (188-ой км).

Затем дорога перешла в ведение «Газпрома». До 2005 года газовый гигант не особо ей интересовался, вкладывая лишь незначительные средства. А потом приступил к активному строительству. Сейчас движение открыто вплоть до станции Карская, то есть на всех 572 километрах. Затраты на проект – 130 млрд рублей.

Строительство, порой, сопровождалось скандалами. Так, проектно-сметная документация предполагала бетонные шпалы на мостах, например, через реку Юрибей. Однако по факту они оказались деревянными (и это видно даже на фотографиях церемонии открытия). Есть и другие различия. Изучив проектно-сметную документацию, газета «Ведомости» обнаружила еще, как минимум, 13 мостов, не соответствующих проекту.

По расчетам предпринимателя Павла Небова, совладельца компании «Мостострой-13», бывшего подрядчика стройки, «экономия» благодаря использованию более дешевых материалов могла достигнуть 19 млрд рублей. Бизнесмен еще в начале 2012 года направил информацию в Следственный комитет РФ. Впрочем, реакции не последовало. П.Небов долгое время конфликтовал с «Газпромом», а сейчас отбывает семилетний срок в колонии. Он обвиняется в шантаже и вымогательстве, но утверждает, что дело против него фальсифицировано.

В сентябре 2009 года, осматривая объекты в ЯНАО, премьер-министр (на тот момент) Владимир Путин раскритиковал тот факт, что «Газпром» строит на Ямале объекты инфраструктуры. «Это отвлекает силы этой компании от непосредственной работы по освоению месторождений», – заявил глава правительства и велел Владимиру Якунину разобраться с данной ситуацией. Глава «Газпрома» Алексей Миллер явно обрадовался такому повороту, тотчас предложив РЖД выкупить дорогу по себестоимости – за 130 млрд рублей.  Владимир Якунин ответил, что считает эти затраты завышенными.

Позже специалисты Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), проводившие первичный анализ предложения «Газпрома», пришли к выводу, что данная ветка заведомо убыточна. «Планируемый грузопоток по этой линии – немногим более 3 млн тонн в год, этого недостаточно даже для того, чтобы просто содержать дорогу, – объяснил газете «Гудок» начальник отдела инвестиционного проектирования и оценки эффективности проектов ИЭРТ Максим Фейло. – При балансовой стоимости дороги 130 млрд рублей на одну лишь амортизацию ежегодно придется отчислять свыше 5 млрд рублей».

 

Проект в Туве: пока порядок

В самих РЖД примером успешного ГЧП называют ветку Элегест–Кызыл–Курагино. Магистраль длиной 410 км строит ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» Руслана Байсарова. Железная дорога должна соединить Элегестское месторождение угля с Транссибом.

«Хорошим примером является сотрудничество с Тувинской энергетической промышленной корпорацией, которая строит участок Кызыл–Курагино, а мы в свою очередь развиваем участок Междуреченск–Тайшет, в том числе за счет госсредств, – рассказывал на Петербургском международном экономическом форуме в этом году старший вице-президент ОАО «РЖД» по экономике и финансам Вадим Михайлов. – Сумма на ближайшие три года – около 40 млрд рублей. Уголь, добытый на Элегестском месторождении, можно будет везти в порты Дальнего Востока и европейскую часть России. Мы приветствуем такого рода сотрудничество и надеемся, что его будет больше».

Стоимость ветки Элегест–Кызыл–Курагино, по словам Р. Байсарова, составляет 156 млрд рублей. Пропускная способность – 27 млн тонн грузов в год. В целом на проект развития угольного месторождения из ФНБ будет выделено около 87 млрд рублей. Помимо строительства железной дороги деньги пойдут на создание горно-обогатительного комбината и угольного терминала в Ванино.

Среди других примеров успешных частных дорог – пути необщего пользования, подъезды к портам. Впрочем, и здесь не все гладко. Например, группа «Сумма» уже несколько лет планирует модернизировать существующую ветку до порта Приморск. Однако РЖД – и это подтвердила ФАС – выдала группе весьма обременительные условия примыкания к своим путям.

«ФАС установила, что технические условия, выданные РЖД «Петротранс-Приморску», содержат значительно большее количество требований по развитию железнодорожной инфраструктуры общего пользования, чем технические условия, выданные ООО «Сибур-Портэнерго» и ООО «Новатэк Усть-Луга», осуществляющих деятельность в порту Усть-Луга. Это ставит компанию в неравное положение», – говорится в сообщении ведомства. «Сумма» уже несколько лет судится с РЖД, а проект «буксует».

Подводя итог, что можно сказать о российском опыте частных железных дорог? Во-первых, эти проекты можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, зачастую они оказываются менее выгодными для бизнеса, чем казалось изначально. Одна из причин этого – средняя окупаемость проектов по постройке железных дорог составляет 15-20 лет, другая причина – слишком велик фактор неопределенности: в нашей стране крайней сложно планировать бизнес даже на 10 лет вперед, если только это не бизнес, приближенный к власти.

Поэтому пока непонятно, на что рассчитывают китайские инвесторы ВСМ. Возможно, у них есть какие-то личные договоренности, гарантирующие, что они – независимо от того, прибыльным или убыточным окажется проект – внакладе не останутся? Ну, например, возьмет г-н Якунин да скажет: «А теперь, дорогие китайские товарищи, мы выкупаем у вас вашу долю в высокоскоростной магистрали Москва–Казань за средства из Пенсионного фонда России». И вдруг, предложенная сумма покупки будет в 1,5-2 раза выше, чем вложили в строительство ВСМ китайские инвесторы…

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...