Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морские порты
Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морской порт Поронайск последние годы переживает не лучшие времена. Продолжительное время в его акваторию не заходят транспортные суда, морской терминал (торговый порт) не выполняет полностью свои функции. О том, чем живет предприятие сегодня, как работает служба капитана порта, журналу «Морские порты» рассказал и.о. капитана порта Александр Платонов.

Наталья Примака, Сахалин

 

От реорганизаций – к реконструкции

Морской порт Поронайск расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу залива Терпения Охотского моря. Площадь акватории – 12,5 кв. км. Порт имеет 6 причалов общей протяженностью 386,7 пог. метров. Грузооборот за наиболее успешный 1987 год – 740 тыс. тонн.

За свою многолетнюю историю порт пережил несколько реорганизаций. Он был создан в 1946 году.  Сначала это был портпункт с подчинением Макаровскому морскому торговому порту (г. Макаров). В 1950 году Поронайск получил статус самостоятельного морского торгового порта. А через пять лет вновь был реорганизован в портпункт, но уже Корсаковского морского торгового порта (г. Корсаков). Еще 2 года спустя Поронайску вернули и уже навсегда статус морского торгового порта.

За послевоенные годы Поронайский порт из небольшого портпункта превратился в крупное механизированное предприятие с портальными и плавучими кранами, механическими мастерскими, дизельным цехом, корпусами производственных зданий, судоподъемным устройством. Через порт предприятиям района и области доставлялась древесина, строительный гравий, здесь производилась отгрузка экспортного леса, бруса, целлюлозы, другой лесопродукции (погрузка и разгрузка рейдовая). Порт занимался и перевозкой пассажиров катером на острова Южный и Северный внутри города Поронайска.

Очередная крупная реорганизация порта произошла в 90-х в результате повсеместного акционирования и приватизации морских портов. Однако после отделения порта от Сахалинского морского пароходства, разрыва наработанных экономических связей и погружения в условия «дикого рынка» дела в порту пошли плохо.

– Уже несколько лет морской порт не имеет возможности работать из-за падения грузопотока, связанного с прекращением работы многих предприятий, леспромхозов, целлюлозо-бумажного завода, и отсутствия финансирования, – говорит и.о. капитана порта Поронайск Александр Платонов. – Причалы порта частично находятся в нерабочем состоянии, требуют ремонта и реконструкции. Дноуглубительные работы через бар реки Поронай не производились более 20 лет, что делает невозможной обработку транспортных судов у причалов порта. Заход-выход небольших судов из/в порта возможен только два раза в сутки, в зависимости от приливных вод. Фарватер через бар реки Поронай для захода-выхода из порта на внешний рейд промывается только винтами рыболовных судов.

Как рассказал А.Платонов, руководители стивидорной компании в свое время столкнулись и с противодействием на различных уровнях, и даже с рейдерским захватом порта. Свои права хозяйствующему субъекту приходилось отстаивать в суде.

Сейчас обстановка стабилизируется, готовятся к подписанию долгосрочные договоры на глобальную реконструкцию порта и ремонт причалов. Большую помощь в этих вопросах оказывает ФГУП «Росморпорт». В настоящее время планы на ближайшую перспективу огромные.

 

Добро пожаловать, рыбаки!

Деятельность службы капитана морского порта Поронайск сегодня связана главным образом с рыболовными судами, базирующимися на внутренней акватории морского порта. Основным владельцем рыбопромыслового терминала здесь является рыболовецкий колхоз «Дружба» – местное рыбодобывающее и перерабатывающее предприятие. Работают здесь также и другие судовладельцы – всего в работе одновременно бывает до 36 судов типа МРС-150 и МРС-225, не считая маломерных судов. Они осуществляют от 1500 до 2000 судозаходов в год.

Количество судозаходов в разное время года отличается, оно зависит от того, промысел какого биоресурса ведется в заливе Терпения, на берегу которого располагается порт, – кукумарии, камбалы, наваги, минтая, рыб лососевых пород или других. Больше всего судозаходов приходится на январь: в период наважьей путины отмечается до 400-500 судозаходов. Летом их количество сокращается практически вдвое. Меньше всего судозаходов в конце года. В октябре-ноябре работают всего несколько рыболовных судов, которые совершают до 10-15 судозаходов в месяц.

– Каждое судно подвергается обязательной инспекции раз в три месяца, в промежутке между этими сроками при обнаружении несоответствий суда проверяются дополнительно, – отмечает А.Платонов. – Главная задача такого контроля – обеспечение безо-пасности мореплавания и порядка в морском порту.

 

Нарушителей стало меньше

Для осуществления функций, установленных Законом о морских портах и другими нормативными правовыми актами РФ, капитан порта издает акты ненормативного характера (распоряжения, предписания, действие которых не охвачено нормативными актами), подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся в морском порту или осуществляют там хозяйственную деятельность. Акты не должны противоречить законодательству РФ.

При выявлении нарушений, допущенных капитанами судов, судовладельцами или другими лицами на территории или акватории морского порта, оценивается их тяжесть и последствия и принимаются меры реагирования: составляются протоколы, выносятся постановления согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, выписываются распоряжения и предписания. Сведения о нарушениях передаются в транспортную прокуратуру или транспортную полицию.

Капитаном порта постоянно издаются распоряжения по подготовке судов к эксплуатации в осенне-зимний период навигации, о закрытии навигации и расстановке судов на зимний отстой с указанием всех мер, необходимых для безопасной стоянки, в том числе с точки зрения экологии окружающей водной среды. Исполнение распоряжений и предписаний находится под постоянным контролем портовых властей.

Как рассказал и.о. капитана порта, к основным нарушениям безопасности мореплавания и порядка в морском порту Поронайск относятся следующие: несоблюдение требований по герметизации судна при проходе бара реки Поронай (при заходе-выходе из порта), швартовка без разрешения к нерабочим причалам, нарушение требований по установке трапов и подтраповых сеток и условий хранения пиротехнических средств, вопросы стояночной вахты и охраны окружающей водной среды, несоблюдение правил пожарной безопасности. Наказание за такие нарушения предусматривает штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Между тем, по словам А.Платонова, вследствие принимаемых мер и работы с капитанами судов и судовладельцами в последние годы нарушения выявляются все реже.

 

Затопленные суда – в утиль

Для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту Поронайск выполнены работы по осушению, удалению от причалов, поднятию на берег и утилизации затопленных судов.

До недавнего времени в южной части порта было пять затопленных судов. Они лежали на грунте у причалов. Три года назад с акватории порта, от причала №2, были удалены два судна типа МРС, еще одно типа СРП, принадлежащее Росморпорту, убрали пару лет назад, два оставшихся – весной и летом 2014 года. Теперь причалы порта с правого берега реки Поронай полностью освобождены от ненужного металлолома.

– Работа эта трудоемкая. Одно проржавевшее судно весит около 180 тонн. Вытаскивать их на берег приходилось по частям с использованием судоподъемного комплекса. Для этого использовались газовые резаки и насосы для осушения, материалы для устранения водотечности корпуса судна, – говорит А.Платонов. – На разных стадиях процесса были задействованы от трех до шести человек. На поднятие и утилизацию одного судна уходило до двух месяцев.

 

Взаимодействие с силовиками

Служба капитана порта работает в тесном  взаимодействии с силовыми и надзорными органами.

– Со времен работы Комиссии по морской безопасности (КМБ аннулирована с ноября 2011 года) и работы пункта пропуска через госграницу РФ мы не теряли контактов с пограничниками, ФСБ и линейным отделом полиции, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В настоящее время, с появлением большого количества маломерных судов, зарегистрированных в государственном судовом реестре морского порта Поронайск, мы сотрудничаем с такими структурами, как Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и Государственная зональная инспекция пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области в г. Поронайске (ГЗИ ПУ ФСБ РФ). С ними мы взаимодействуем по вопросам охраны водных биологических ресурсов, даем различные консультации, информацию о судах и судовладельцах (местонахождение, порт приписки и т.д.), уточняем сведения, необходимые для нашей службы.

В апреле 2014 года, с началом активизации деятельности маломерных судов, капитан порта провел совещание с государственными контролирующими органами и силовыми структурами по координации, взаимодействию и информированию в процессе выявления судов, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью в зоне ответственности капитана морского порта Поронайск.

По итогам совещания были получены положительные результаты. Например, компания «Посейдон», суда которой базировались на побережье залива Терпения, зарегистрировала свои суда в морском порту Корсаков. В мае-июле 2014 года в государственном судовом реестре морского порта Поронайск зарегистрировано свыше 50 маломерных судов, а всего с февраля прошлого по июль текущего года в этом документе появились отметки о 421 маломерном судне.

– Теперь они – законные участники коммерческой деятельности в порту, – не без гордости заявляет А.Платонов и добавляет, – А в общем с судовладельцами маломерных судов мы постоянно проводим разъяснительную работу и оказываем им всемерную помощь по регистрации судов.

 

Справка

Большой вклад в развитие морского порта Поронайск внес Владимир Павлович Человский (24.02.1913-12.02.1994 гг.), возглавлявший предприятие с 1960 по 1979 год. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Это был прекрасный человек и руководитель, настоящий начальник порта, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный многими боевыми орденами и медалями.

За 19 лет руководства Владимира Человского порт получил наибольшее развитие и процветание. За многолетнюю плодотворную работу на морском транспорте Владимир Человский был награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой Министерства морского флота СССР.

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...