Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морские порты
Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морской порт Поронайск последние годы переживает не лучшие времена. Продолжительное время в его акваторию не заходят транспортные суда, морской терминал (торговый порт) не выполняет полностью свои функции. О том, чем живет предприятие сегодня, как работает служба капитана порта, журналу «Морские порты» рассказал и.о. капитана порта Александр Платонов.

Наталья Примака, Сахалин

 

От реорганизаций – к реконструкции

Морской порт Поронайск расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу залива Терпения Охотского моря. Площадь акватории – 12,5 кв. км. Порт имеет 6 причалов общей протяженностью 386,7 пог. метров. Грузооборот за наиболее успешный 1987 год – 740 тыс. тонн.

За свою многолетнюю историю порт пережил несколько реорганизаций. Он был создан в 1946 году.  Сначала это был портпункт с подчинением Макаровскому морскому торговому порту (г. Макаров). В 1950 году Поронайск получил статус самостоятельного морского торгового порта. А через пять лет вновь был реорганизован в портпункт, но уже Корсаковского морского торгового порта (г. Корсаков). Еще 2 года спустя Поронайску вернули и уже навсегда статус морского торгового порта.

За послевоенные годы Поронайский порт из небольшого портпункта превратился в крупное механизированное предприятие с портальными и плавучими кранами, механическими мастерскими, дизельным цехом, корпусами производственных зданий, судоподъемным устройством. Через порт предприятиям района и области доставлялась древесина, строительный гравий, здесь производилась отгрузка экспортного леса, бруса, целлюлозы, другой лесопродукции (погрузка и разгрузка рейдовая). Порт занимался и перевозкой пассажиров катером на острова Южный и Северный внутри города Поронайска.

Очередная крупная реорганизация порта произошла в 90-х в результате повсеместного акционирования и приватизации морских портов. Однако после отделения порта от Сахалинского морского пароходства, разрыва наработанных экономических связей и погружения в условия «дикого рынка» дела в порту пошли плохо.

– Уже несколько лет морской порт не имеет возможности работать из-за падения грузопотока, связанного с прекращением работы многих предприятий, леспромхозов, целлюлозо-бумажного завода, и отсутствия финансирования, – говорит и.о. капитана порта Поронайск Александр Платонов. – Причалы порта частично находятся в нерабочем состоянии, требуют ремонта и реконструкции. Дноуглубительные работы через бар реки Поронай не производились более 20 лет, что делает невозможной обработку транспортных судов у причалов порта. Заход-выход небольших судов из/в порта возможен только два раза в сутки, в зависимости от приливных вод. Фарватер через бар реки Поронай для захода-выхода из порта на внешний рейд промывается только винтами рыболовных судов.

Как рассказал А.Платонов, руководители стивидорной компании в свое время столкнулись и с противодействием на различных уровнях, и даже с рейдерским захватом порта. Свои права хозяйствующему субъекту приходилось отстаивать в суде.

Сейчас обстановка стабилизируется, готовятся к подписанию долгосрочные договоры на глобальную реконструкцию порта и ремонт причалов. Большую помощь в этих вопросах оказывает ФГУП «Росморпорт». В настоящее время планы на ближайшую перспективу огромные.

 

Добро пожаловать, рыбаки!

Деятельность службы капитана морского порта Поронайск сегодня связана главным образом с рыболовными судами, базирующимися на внутренней акватории морского порта. Основным владельцем рыбопромыслового терминала здесь является рыболовецкий колхоз «Дружба» – местное рыбодобывающее и перерабатывающее предприятие. Работают здесь также и другие судовладельцы – всего в работе одновременно бывает до 36 судов типа МРС-150 и МРС-225, не считая маломерных судов. Они осуществляют от 1500 до 2000 судозаходов в год.

Количество судозаходов в разное время года отличается, оно зависит от того, промысел какого биоресурса ведется в заливе Терпения, на берегу которого располагается порт, – кукумарии, камбалы, наваги, минтая, рыб лососевых пород или других. Больше всего судозаходов приходится на январь: в период наважьей путины отмечается до 400-500 судозаходов. Летом их количество сокращается практически вдвое. Меньше всего судозаходов в конце года. В октябре-ноябре работают всего несколько рыболовных судов, которые совершают до 10-15 судозаходов в месяц.

– Каждое судно подвергается обязательной инспекции раз в три месяца, в промежутке между этими сроками при обнаружении несоответствий суда проверяются дополнительно, – отмечает А.Платонов. – Главная задача такого контроля – обеспечение безо-пасности мореплавания и порядка в морском порту.

 

Нарушителей стало меньше

Для осуществления функций, установленных Законом о морских портах и другими нормативными правовыми актами РФ, капитан порта издает акты ненормативного характера (распоряжения, предписания, действие которых не охвачено нормативными актами), подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся в морском порту или осуществляют там хозяйственную деятельность. Акты не должны противоречить законодательству РФ.

При выявлении нарушений, допущенных капитанами судов, судовладельцами или другими лицами на территории или акватории морского порта, оценивается их тяжесть и последствия и принимаются меры реагирования: составляются протоколы, выносятся постановления согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, выписываются распоряжения и предписания. Сведения о нарушениях передаются в транспортную прокуратуру или транспортную полицию.

Капитаном порта постоянно издаются распоряжения по подготовке судов к эксплуатации в осенне-зимний период навигации, о закрытии навигации и расстановке судов на зимний отстой с указанием всех мер, необходимых для безопасной стоянки, в том числе с точки зрения экологии окружающей водной среды. Исполнение распоряжений и предписаний находится под постоянным контролем портовых властей.

Как рассказал и.о. капитана порта, к основным нарушениям безопасности мореплавания и порядка в морском порту Поронайск относятся следующие: несоблюдение требований по герметизации судна при проходе бара реки Поронай (при заходе-выходе из порта), швартовка без разрешения к нерабочим причалам, нарушение требований по установке трапов и подтраповых сеток и условий хранения пиротехнических средств, вопросы стояночной вахты и охраны окружающей водной среды, несоблюдение правил пожарной безопасности. Наказание за такие нарушения предусматривает штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Между тем, по словам А.Платонова, вследствие принимаемых мер и работы с капитанами судов и судовладельцами в последние годы нарушения выявляются все реже.

 

Затопленные суда – в утиль

Для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту Поронайск выполнены работы по осушению, удалению от причалов, поднятию на берег и утилизации затопленных судов.

До недавнего времени в южной части порта было пять затопленных судов. Они лежали на грунте у причалов. Три года назад с акватории порта, от причала №2, были удалены два судна типа МРС, еще одно типа СРП, принадлежащее Росморпорту, убрали пару лет назад, два оставшихся – весной и летом 2014 года. Теперь причалы порта с правого берега реки Поронай полностью освобождены от ненужного металлолома.

– Работа эта трудоемкая. Одно проржавевшее судно весит около 180 тонн. Вытаскивать их на берег приходилось по частям с использованием судоподъемного комплекса. Для этого использовались газовые резаки и насосы для осушения, материалы для устранения водотечности корпуса судна, – говорит А.Платонов. – На разных стадиях процесса были задействованы от трех до шести человек. На поднятие и утилизацию одного судна уходило до двух месяцев.

 

Взаимодействие с силовиками

Служба капитана порта работает в тесном  взаимодействии с силовыми и надзорными органами.

– Со времен работы Комиссии по морской безопасности (КМБ аннулирована с ноября 2011 года) и работы пункта пропуска через госграницу РФ мы не теряли контактов с пограничниками, ФСБ и линейным отделом полиции, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В настоящее время, с появлением большого количества маломерных судов, зарегистрированных в государственном судовом реестре морского порта Поронайск, мы сотрудничаем с такими структурами, как Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и Государственная зональная инспекция пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области в г. Поронайске (ГЗИ ПУ ФСБ РФ). С ними мы взаимодействуем по вопросам охраны водных биологических ресурсов, даем различные консультации, информацию о судах и судовладельцах (местонахождение, порт приписки и т.д.), уточняем сведения, необходимые для нашей службы.

В апреле 2014 года, с началом активизации деятельности маломерных судов, капитан порта провел совещание с государственными контролирующими органами и силовыми структурами по координации, взаимодействию и информированию в процессе выявления судов, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью в зоне ответственности капитана морского порта Поронайск.

По итогам совещания были получены положительные результаты. Например, компания «Посейдон», суда которой базировались на побережье залива Терпения, зарегистрировала свои суда в морском порту Корсаков. В мае-июле 2014 года в государственном судовом реестре морского порта Поронайск зарегистрировано свыше 50 маломерных судов, а всего с февраля прошлого по июль текущего года в этом документе появились отметки о 421 маломерном судне.

– Теперь они – законные участники коммерческой деятельности в порту, – не без гордости заявляет А.Платонов и добавляет, – А в общем с судовладельцами маломерных судов мы постоянно проводим разъяснительную работу и оказываем им всемерную помощь по регистрации судов.

 

Справка

Большой вклад в развитие морского порта Поронайск внес Владимир Павлович Человский (24.02.1913-12.02.1994 гг.), возглавлявший предприятие с 1960 по 1979 год. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Это был прекрасный человек и руководитель, настоящий начальник порта, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный многими боевыми орденами и медалями.

За 19 лет руководства Владимира Человского порт получил наибольшее развитие и процветание. За многолетнюю плодотворную работу на морском транспорте Владимир Человский был награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой Министерства морского флота СССР.

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь

Моряков затонувшего «Лимана» доставили в Севастополь Моряки с затонувшего в Черном море разведывательного судна «Лиман» доставлены на территорию РФ, сооб...

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства

В ГМУ им. Ушакова прошел мастер-класс по основам налогового законодательства Курсанты университета имени адмирала Ушакова приняли участие в мастер-классе на тему «Законодательст...

Российская экономика

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти

Верфь «Новатэка» под Мурманском начнет работу в 2019 году - власти Верфь по строительству крупнотоннажных морских сооружений «Новатэка» в селе Белокаменка на берегу Ко...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30%

Грузооборот «Универсального перегрузочного комплекса» вырос на 30% В I квартале 2017 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» в порту Усть-Луга обработано 1,28 ...

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5%

Грузооборот Туапсинского порта вырос на 1,5% Грузооборот АО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП, входит в UCL Holding) в I квартале...




Морской транспорт

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия

Начат вывод крупногабаритного объекта в северную часть Каспия 27 апреля из порта Астрахань в северную часть Каспийского моря начался вывод буксирного каравана, с ...

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота

В Рыбинске спустили на воду катер «Грачонок» для Северного флота Церемония торжественного спуска на воду катера проекта «Грачонок» на судостроительном заводе «Вымпел...

Речной транспорт

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП

Проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 Волго-Донского бассейна ВВП 25-26 апреля проведено преддекларационное обследование гидроузла № 9 ФБУ  «Администрация В...

Ж/Д транспорт

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым

РЖД с 30 апреля начнут продажу единых билетов в Крым ОАО «Российские железные дороги» с 30 апреля откроет продажу единых билетов в Крым, которые предпола...

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб.

РЖД в 2017 году вложат в развитие Архангельского региона Северной ж/д более 1,5 млрд руб. Объем инвестиций ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в развитие Архангельского региона Се...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...