Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морские порты
Порт Поронайск: прошлое и настоящее

Морской порт Поронайск последние годы переживает не лучшие времена. Продолжительное время в его акваторию не заходят транспортные суда, морской терминал (торговый порт) не выполняет полностью свои функции. О том, чем живет предприятие сегодня, как работает служба капитана порта, журналу «Морские порты» рассказал и.о. капитана порта Александр Платонов.

Наталья Примака, Сахалин

 

От реорганизаций – к реконструкции

Морской порт Поронайск расположен на восточном побережье острова Сахалин, на берегу залива Терпения Охотского моря. Площадь акватории – 12,5 кв. км. Порт имеет 6 причалов общей протяженностью 386,7 пог. метров. Грузооборот за наиболее успешный 1987 год – 740 тыс. тонн.

За свою многолетнюю историю порт пережил несколько реорганизаций. Он был создан в 1946 году.  Сначала это был портпункт с подчинением Макаровскому морскому торговому порту (г. Макаров). В 1950 году Поронайск получил статус самостоятельного морского торгового порта. А через пять лет вновь был реорганизован в портпункт, но уже Корсаковского морского торгового порта (г. Корсаков). Еще 2 года спустя Поронайску вернули и уже навсегда статус морского торгового порта.

За послевоенные годы Поронайский порт из небольшого портпункта превратился в крупное механизированное предприятие с портальными и плавучими кранами, механическими мастерскими, дизельным цехом, корпусами производственных зданий, судоподъемным устройством. Через порт предприятиям района и области доставлялась древесина, строительный гравий, здесь производилась отгрузка экспортного леса, бруса, целлюлозы, другой лесопродукции (погрузка и разгрузка рейдовая). Порт занимался и перевозкой пассажиров катером на острова Южный и Северный внутри города Поронайска.

Очередная крупная реорганизация порта произошла в 90-х в результате повсеместного акционирования и приватизации морских портов. Однако после отделения порта от Сахалинского морского пароходства, разрыва наработанных экономических связей и погружения в условия «дикого рынка» дела в порту пошли плохо.

– Уже несколько лет морской порт не имеет возможности работать из-за падения грузопотока, связанного с прекращением работы многих предприятий, леспромхозов, целлюлозо-бумажного завода, и отсутствия финансирования, – говорит и.о. капитана порта Поронайск Александр Платонов. – Причалы порта частично находятся в нерабочем состоянии, требуют ремонта и реконструкции. Дноуглубительные работы через бар реки Поронай не производились более 20 лет, что делает невозможной обработку транспортных судов у причалов порта. Заход-выход небольших судов из/в порта возможен только два раза в сутки, в зависимости от приливных вод. Фарватер через бар реки Поронай для захода-выхода из порта на внешний рейд промывается только винтами рыболовных судов.

Как рассказал А.Платонов, руководители стивидорной компании в свое время столкнулись и с противодействием на различных уровнях, и даже с рейдерским захватом порта. Свои права хозяйствующему субъекту приходилось отстаивать в суде.

Сейчас обстановка стабилизируется, готовятся к подписанию долгосрочные договоры на глобальную реконструкцию порта и ремонт причалов. Большую помощь в этих вопросах оказывает ФГУП «Росморпорт». В настоящее время планы на ближайшую перспективу огромные.

 

Добро пожаловать, рыбаки!

Деятельность службы капитана морского порта Поронайск сегодня связана главным образом с рыболовными судами, базирующимися на внутренней акватории морского порта. Основным владельцем рыбопромыслового терминала здесь является рыболовецкий колхоз «Дружба» – местное рыбодобывающее и перерабатывающее предприятие. Работают здесь также и другие судовладельцы – всего в работе одновременно бывает до 36 судов типа МРС-150 и МРС-225, не считая маломерных судов. Они осуществляют от 1500 до 2000 судозаходов в год.

Количество судозаходов в разное время года отличается, оно зависит от того, промысел какого биоресурса ведется в заливе Терпения, на берегу которого располагается порт, – кукумарии, камбалы, наваги, минтая, рыб лососевых пород или других. Больше всего судозаходов приходится на январь: в период наважьей путины отмечается до 400-500 судозаходов. Летом их количество сокращается практически вдвое. Меньше всего судозаходов в конце года. В октябре-ноябре работают всего несколько рыболовных судов, которые совершают до 10-15 судозаходов в месяц.

– Каждое судно подвергается обязательной инспекции раз в три месяца, в промежутке между этими сроками при обнаружении несоответствий суда проверяются дополнительно, – отмечает А.Платонов. – Главная задача такого контроля – обеспечение безо-пасности мореплавания и порядка в морском порту.

 

Нарушителей стало меньше

Для осуществления функций, установленных Законом о морских портах и другими нормативными правовыми актами РФ, капитан порта издает акты ненормативного характера (распоряжения, предписания, действие которых не охвачено нормативными актами), подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся в морском порту или осуществляют там хозяйственную деятельность. Акты не должны противоречить законодательству РФ.

При выявлении нарушений, допущенных капитанами судов, судовладельцами или другими лицами на территории или акватории морского порта, оценивается их тяжесть и последствия и принимаются меры реагирования: составляются протоколы, выносятся постановления согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях, выписываются распоряжения и предписания. Сведения о нарушениях передаются в транспортную прокуратуру или транспортную полицию.

Капитаном порта постоянно издаются распоряжения по подготовке судов к эксплуатации в осенне-зимний период навигации, о закрытии навигации и расстановке судов на зимний отстой с указанием всех мер, необходимых для безопасной стоянки, в том числе с точки зрения экологии окружающей водной среды. Исполнение распоряжений и предписаний находится под постоянным контролем портовых властей.

Как рассказал и.о. капитана порта, к основным нарушениям безопасности мореплавания и порядка в морском порту Поронайск относятся следующие: несоблюдение требований по герметизации судна при проходе бара реки Поронай (при заходе-выходе из порта), швартовка без разрешения к нерабочим причалам, нарушение требований по установке трапов и подтраповых сеток и условий хранения пиротехнических средств, вопросы стояночной вахты и охраны окружающей водной среды, несоблюдение правил пожарной безопасности. Наказание за такие нарушения предусматривает штраф согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Между тем, по словам А.Платонова, вследствие принимаемых мер и работы с капитанами судов и судовладельцами в последние годы нарушения выявляются все реже.

 

Затопленные суда – в утиль

Для обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту Поронайск выполнены работы по осушению, удалению от причалов, поднятию на берег и утилизации затопленных судов.

До недавнего времени в южной части порта было пять затопленных судов. Они лежали на грунте у причалов. Три года назад с акватории порта, от причала №2, были удалены два судна типа МРС, еще одно типа СРП, принадлежащее Росморпорту, убрали пару лет назад, два оставшихся – весной и летом 2014 года. Теперь причалы порта с правого берега реки Поронай полностью освобождены от ненужного металлолома.

– Работа эта трудоемкая. Одно проржавевшее судно весит около 180 тонн. Вытаскивать их на берег приходилось по частям с использованием судоподъемного комплекса. Для этого использовались газовые резаки и насосы для осушения, материалы для устранения водотечности корпуса судна, – говорит А.Платонов. – На разных стадиях процесса были задействованы от трех до шести человек. На поднятие и утилизацию одного судна уходило до двух месяцев.

 

Взаимодействие с силовиками

Служба капитана порта работает в тесном  взаимодействии с силовыми и надзорными органами.

– Со времен работы Комиссии по морской безопасности (КМБ аннулирована с ноября 2011 года) и работы пункта пропуска через госграницу РФ мы не теряли контактов с пограничниками, ФСБ и линейным отделом полиции, – продолжает рассказ и.о. капитана порта. – В настоящее время, с появлением большого количества маломерных судов, зарегистрированных в государственном судовом реестре морского порта Поронайск, мы сотрудничаем с такими структурами, как Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) и Государственная зональная инспекция пограничного управления ФСБ РФ по Сахалинской области в г. Поронайске (ГЗИ ПУ ФСБ РФ). С ними мы взаимодействуем по вопросам охраны водных биологических ресурсов, даем различные консультации, информацию о судах и судовладельцах (местонахождение, порт приписки и т.д.), уточняем сведения, необходимые для нашей службы.

В апреле 2014 года, с началом активизации деятельности маломерных судов, капитан порта провел совещание с государственными контролирующими органами и силовыми структурами по координации, взаимодействию и информированию в процессе выявления судов, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью в зоне ответственности капитана морского порта Поронайск.

По итогам совещания были получены положительные результаты. Например, компания «Посейдон», суда которой базировались на побережье залива Терпения, зарегистрировала свои суда в морском порту Корсаков. В мае-июле 2014 года в государственном судовом реестре морского порта Поронайск зарегистрировано свыше 50 маломерных судов, а всего с февраля прошлого по июль текущего года в этом документе появились отметки о 421 маломерном судне.

– Теперь они – законные участники коммерческой деятельности в порту, – не без гордости заявляет А.Платонов и добавляет, – А в общем с судовладельцами маломерных судов мы постоянно проводим разъяснительную работу и оказываем им всемерную помощь по регистрации судов.

 

Справка

Большой вклад в развитие морского порта Поронайск внес Владимир Павлович Человский (24.02.1913-12.02.1994 гг.), возглавлявший предприятие с 1960 по 1979 год. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня его рождения.

Это был прекрасный человек и руководитель, настоящий начальник порта, ветеран Великой Отечественной войны, награжденный многими боевыми орденами и медалями.

За 19 лет руководства Владимира Человского порт получил наибольшее развитие и процветание. За многолетнюю плодотворную работу на морском транспорте Владимир Человский был награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой Министерства морского флота СССР.

 

Морские порты №6 (2014)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обмен опытом в порту Сингапур

Обмен опытом в порту Сингапур В рамках программы обмена опытом инспекторов портового контроля стран-участниц Токийского меморандум...

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...