Меры стимулирования - Морские вести России

Меры стимулирования

27.04.2015

Российская экономика

Основу материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса России составляет рыбопромысловый флот. На его долю приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов. Флот обеспечивает около 90% общего объема вылова водных биоресурсов. На флоте сосредоточено почти 77% производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции, включая консервы. По состоянию на 1 января 2013 года общая численность рыбопромыслового флота мощностью 55 кВт и более составляла около 2,28 тыс. судов.

Илья Шестаков, заместитель министра сельского хозяйства РФ – руководитель Федерального агентства по рыболовству

 

Амортизационный флот

В течение последних 12 лет растет количество судов со сроком эксплуатации, превышающим «срок полезного использования» – амортизационный период. Выработка судном срока амортизации не означает, что оно должно быть немедленно списано и выведено из эксплуатации, но говорит об уровне его морального и физического износа, т.е. старение флота носит постоянный, системный характер. Средний возраст добывающих судов российского рыбопромыслового флота составляет около 28 лет.

Следует отметить, что добывающий флот за последние 12 лет пополнился 46 судами из новостроя, в том числе 35 единиц построено на российских предприятиях, но, к сожалению, это преимущественно маломерные суда. Основное же пополнение флота осуществлялось бывшими в эксплуатации судами, приобретенными за границей. При этом основная масса этих судов уже имела значительный срок эксплуатации. В то же время крупнотоннажный флот практически не пополнялся даже старыми судами ввиду их отсутствия на рынке приемлемых для судовладельцев предложений.

Списание флота до определенной степени может компенсироваться за счет приобретения за рубежом старых судов, но это не позволит решить задачу повышения эффективности работы промысловиков, рационального, экономически эффективного использования федеральных запасов водных биоресурсов. Следовательно, судовладельцы не получат финансовые условия для качественного обновления флота. В результате, с учетом прогрессирующего характера процесса старения и списания флота, можно уверенно прогнозировать сокращение его промыслового потенциала и, соответственно, общего вылова морепродуктов.

Все это делает задачу обновления рыбопромыслового флота особо актуальной. Как и задачу модернизации существующих судов, что может сократить потребность в новострое. Однако следует учитывать, что существенная модернизация судна экономически выгодна только при условии, что затраты могут окупиться за время эксплуатации до предполагаемого списания судна. С учетом значительного возраста большинства судов модернизация может быть целесообразна для весьма незначительного числа судов. Значит, она вряд ли может рассматриваться и как стратегическое направление, решающее задачу сохранения и повышения производственного потенциала флота. Напротив, модернизация может быть эффективным инструментом только на ближайшую перспективу в 5-10 лет, что в свою очередь не решает вопроса обновления флота отрасли.

 

Проблемы модернизации флота

Основной проблемой для проведения модернизации действующих крупно- и среднетоннажных добывающих судов является обеспечение конкурентоспособным комплектующим судовым и технологическим оборудованием. Дело в том, что в настоящее время в России практически не производятся среднеоборотные судовые дизели и дизель-генераторы, работающие на переменных нагрузках, конкурентоспособное промысловое, комплексное рыбоперерабатывающее, холодильное, навигационное и рыбопоисковое оборудование. Все это необходимо закупать за рубежом, что в свою очередь влечет за собой дополнительные значительные расходы судовладельцев на оплату таможенных пошлин и налогов.

Росрыболовство неоднократно ставило вопрос о необходимости выделения судового комплектующего оборудования по перечню, составленному ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта», в отдельные коды товарной номенклатуры Таможенного союза с последующим внесением изменений в закон «О таможенном тарифе Таможенного союза» с целью освобождения импортного судового оборудования от таможенных платежей.

Решение этого вопроса было бы большим подспорьем и стимулирующей мерой для судовладельцев рыбной отрасли при проведении модернизации судов рыбопромыслового флота, а также способствовало бы снижению стоимости строительства судов на российских судостроительных предприятиях.

В рамках реализации государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» предоставляются субсидии из федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2013 годах на строительство и модернизацию существующего рыбопромыслового флота. Начиная с 2009 года рыбохозяйственным организациям были предоставлены субсидии на эти цели на сумму 120,3 млн рублей. Поддержка продолжается и в рамках программы Минпромторга РФ.

В то же время необходимо признать, что строительство современных высокотехнологичных судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях в настоящее время (за исключением строительства единичных малотоннажных сейнеров на судостроительном заводе в Благовещенске и головного ярусного судна на заводе «Пелла» в Ленинградской области) практически не осуществляется. Этому есть ряд причин. Основная причина, о которой говорят рыбаки, – стоимость и сроки не соответствуют судам-аналогам, которые можно построить за рубежом.

 

Эффективнее использовать биоресурсы

Росрыболовство готовит предложения по модернизации действующего законодательства страны в области рыболовства и налогообложения, которые направлены на повышение эффективности использования водных биоресурсов и также будут способствовать обновлению существующего рыбопромыслового флота.

Речь идет об изменениях в статье 13 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», предусматривающие увеличение порога ежегодного освоения промышленных квот и прибрежных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов с 50 до 70% в течение двух лет подряд. Это будет способствовать наращиванию мощностей рыболовецкими компаниями.

Предлагается также ввести дополнительное основание (в целях сокращения количества так называемых квотных рантье) для прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, если пользователи осваивают менее 70% от промышленных и прибрежных квот в течение двух лет подряд на судах рыбопромыслового флота, используемых на основании права собственности или договора финансовой аренды (договора лизинга).

Кроме того, рассматривается вопрос об увеличении срока заключения договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Это придаст уверенности судовладельцам и позволит им планировать свою коммерческую деятельность и затраты на строительство и модернизацию судов.

 

По принципу налоговой амнистии

Планируется внести в часть вторую Налогового кодекса изменения, предусматривающие освобождение от налогообложения модернизированных и капитально отремонтированных за рубежом судов рыбопромыслового флота, а также построенных за пределами Таможенного союза иностранными судостроительными организациями. А после проведения так называемой налоговой амнистии предлагается с 2019 года лишать права добывать рыбу на судах, не прошедших налоговую очистку. Это даст возможность развития судоремонтных заводов, а также дополнительные конкурентные преимущества для российских судоверфей при строительстве рыбопромыслового флота.

Кроме того, в госпрограмму «Развитие рыбохозяйственного комплекса» вносятся изменения, предполагающие реконструкцию в 2015-2017 годах пяти научно-исследовательских судов. В дальнейшем также планируем строительство и модернизацию научно-исследовательских судов.

Более того, Росрыболовство в этом году ввело запрет на ремонт своих научно-исследовательских судов за рубежом.

И еще. Для стимулирования судовладельцев и возможности заказа работ по модернизации принадлежащих им судов и строительства флота на отечественных верфях необходимо предоставить им возможность получения льготных кредитных средств, а также предусмотреть освобождение от таможенных платежей импортного судового комплектующего оборудования, пока не выпускаемого отечественной промышленностью.

 

Заключение

Необходимо отметить, что Росрыболовство крайне заинтересовано в обновлении действующего флота и готово совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти принять все зависящие от нас меры к скорейшему началу строительства на отечественных судостроительных предприятиях высокоэффективных судов рыбопромыслового флота.

 

Морские вести России №16 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.10.2024

Транспортная политика

04.10.2024

Транспортная политика